Научная статья на тему 'Военный фактор в развитии Дальнего Востока России в 1930-е–2000-е годы (на примере Приморского края)'

Военный фактор в развитии Дальнего Востока России в 1930-е–2000-е годы (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / RUSSIAN FAR EAST / PRIMORSKY REGION / MILITARY FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко К. Ю.

В статье рассматривается роль военного фактора в развитии и освоении Дальнего Востока России, определяются сущностные характеристики, основные аспекты и проблемы данного процесса. Анализируется влияние военных сил на социальные, экономические, политические и культурные сферы жизни Дальневосточного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The military factor in the development of the Russian Far East in the 1930s-2000s (Case of Primorsky Region)

The article focuses on the role of the Military Forces in the exploring and developing of the Russian Far East. It defines main characteristics and aspects of this process and analyses the influence of Military Forces on the social, political, economical and cultural life of the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «Военный фактор в развитии Дальнего Востока России в 1930-е–2000-е годы (на примере Приморского края)»

УДК 94 (47).08

К.Ю. Колесниченко*

ВОЕННЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В 1930-е-2000-е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

В статье рассматривается роль военного фактора в развитии и освоении Дальнего Востока России, определяются сущностные характеристики, основные аспекты и проблемы данного процесса. Анализируется влияние военных сил на социальные, экономические, политические и культурные сферы жизни Дальневосточного региона.

Ключевые слова: Дальний Восток, Приморский край, вооруженные силы.

The military factor in the development of the Russian Far East in the 1930s-2000s (Case of Primorsky Region). KIRILL KOLESNICHENKO (Far Eastern Federal University, School of Humanities, Vladivostok).

The article focuses on the role of the Military Forces in the exploring and developing of the Russian Far East. It defines main characteristics and aspects of this process and analyses the influence of Military Forces on the social, political, economical and cultural life of the Russian Far East.

Key words: Russian Far East; Primorsky Region; Military Forces.

История освоения и развития Дальнего Востока России неразрывно связана с вооруженными силами страны - огромные неосвоенные пространства, наличие не всегда дружественно настроенных соседних государств, геополитические интересы других держав - все это делало военное присутствие в регионе объективной необходимостью. Военный фактор на протяжении полутора веков оказывал существенное, а порой и определяющее влияние на социальные, политические, экономические и культурные процессы в данном регионе России.

Приморский край в этом отношении представлял собой один из самых высокомилита-ризованных не только на Дальнем Востоке, но и в России вообще. Фактически экономическое и социально-политическое развитие региона было напрямую привязано к военным вопросам, имевшим первостепенное значение.

При этом комплексный анализ роли военного фактора в развитии Приморского края в ХХ в. в научно-исследовательской литературе в полной мере не проведен, несмотря на ряд значимых шагов в этом направлении. Как правило, авторы, занимающиеся данной проблематикой, концентрируются на одном из аспектов проблемы (например, история развития Тихоокеанского флота, Владивостокской крепости или предприятий ВПК на территории края), либо рассматривают ее в контексте более общих вопросов (политические, культурные или социальные процессы на Дальнем Востоке).

Кроме того, не все исторические периоды освещены одинаково: если период 30-х-40-х годов рассмотрен достаточно подробно, то комплексный анализ роли военного фактора в развитии региона в 90-е-2000-е годы представлен лишь фрагментарно.

*КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич, доцент кафедры социальных наук Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. E-mail: [email protected] © Колеснеченко К.Ю., 2013

Основной задачей данной статьи нам видится постановка проблемы комплексного изучения роли военного фактора в развитии Дальнего Востока России, а также отдельных его регионов начиная с 30-х гг. ХХ в. и по настоящее время.

Очередной активный этап военного развития региона начался в первой половине 30-х гг. ХХ в. Главным стимулом для этого послужила стремительно меняющаяся международная обстановка: в сентябре 1931 г. японская армия начала широкомасштабные военные действия в Маньчжурии против китайских войск. 5 февраля 1932 г. японцы заняли Харбин, а к концу 1932 г. вышли на линию советско-китайской границы.

Численность японских войск в Маньчжурии в 1931-1932 гг. увеличилась более чем в 10 раз и достигла почти 100 тыс. чел., а к началу 1935 г. уже 180 тыс. чел., что составляло около 80% от численности всей японской армии [7, с. 80].

В случае захвата Дальнего Востока неприятель получал возможность двигаться через Сибирь в сторону Урала, создавая угрозу важнейшим промышленным районам и вынуждая СССР вести войну на два фронта. Ограниченная пропускная способность Транссибирской железной дороги вынуждала держать на Дальнем Востоке в угрожаемый период такую группировку войск, которая смогла бы вести боевые действия вполне самостоятельно.

В этой обстановке высшее политическое руководство страны, оценив военную опасность как наивысшую, стало принимать адекватные меры. До 1932 г. в состав Забайкальской и Приморской группы войск ОКДВА входило шесть стрелковых дивизий, две кавалерийские бригады и небольшое количество авиационных и танковых частей общей численностью до 42 тыс. чел. Однако за первые пять месяцев 1932 г. численность войск увеличили в 2,5 раза, самолетов в 3 раза, танков в 20 раз, артиллерии в 2 раза. В состав ОКДВА теперь входило 10 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии [7, с. 80]. По линии государственной границы развернулось масштабное строительство укрепленных районов.

В 30-е годы параллельно со строительством укрепленных районов СССР продолжал наращивать группировку войск на Дальнем Востоке.

В мае 1935 г. Забайкальская группа войск ОКДВА была выделена в самостоятельный Забайкальский военный округ. К январю 1937 г. войска ОКДВА имели уже 13 стрелковых и 1 кавалерийскую дивизии, а также 2 механизированные бригады. В составе Забайкальского военного округа имелось 4 стрелковые и 2 кавалерийские дивизии, механизированный корпус и мотобро-невая бригада. Всего на Дальнем Востоке была уже сосредоточена четвертая часть всех сухопутных войск СССР... 1 июля 1938 г. войска ОКДВА были преобразованы в Дальневосточный Краснознаменный фронт в составе 1-й и 2-й Краснознаменных армий [7, с. 85-86].

К началу 1938 г. общая численность войск на Дальнем Востоке составляла 250 тыс. чел., а к началу 1939 г. уже 479 тыс. чел. [7, с. 112].

Параллельно с наращиванием численности войск, соединений и частей, строительством укрепрайонов активно развиваются авиация и военно-морской флот. Военный историк М. Морозов отмечает: «При скудности отпускаемых на строительство флота в то время средств ситуация на Дальнем Востоке усугублялась полным отсутствием кораблей дореволюционной постройки, которые в то время составляли костяк Балтийского и Черноморского флотов, и крайней слабостью местной судостроительной базы. В этих условиях потенциальная возможность решения главных задач ТОФ того времени - обороны морских подступов к Владивостоку и содействия Красной Армии в Приморье - могла быть достигнута в короткие сроки только за счет массового строительства разборных ПЛ VI серии, реданных торпедных катеров типа "Г-5" и развертывания сильной морской авиации. Поэтому не случайно, что, имея 53 боевых самолета на начало 1933 г., ВВС ТОФ к январю 1936 г. насчитывали 446 машин, а спустя четыре года - уже 667» [11. с. 27]. В дальнейшем состав авиационной группировки наращивался и качественно и количественно. В 1938 г. авиационная группировка принимала участие в вооруженном конфликте у озера Хасан. По состоянию на 22 июня 1941 г., в составе ВВС ТОФ имелось 969 самолётов различных типов, в 1942 г. 803 самолёта различных типов, в 1943 г. 945, в 1944-897, а в начале 1945 г. - 1130 (без учета ВВС СТОФ) [5].

С началом Великой Отечественной войны численность военной группировки на Дальнем Востоке СССР коренным образом не изменилась, несмотря на отправку ряда соединений и частей в действующую армию. Фактически весь период войны численность группировки советских войск на Дальнем Востоке была близка к численности японских войск и даже несколько превосходила ее. Помимо чисто военных задач на вооруженные силы легла и значительная экономическая нагрузка - отток квалифицированной рабочей силы делал дальневосточную группировку войск практически безальтернативным источником дополнительных трудовых ресурсов для сельского хозяйства и промышленности.

Как отмечает Г. А. Ткачева, характеризуя дальневосточное общество в годы Великой Отечественной войны, руководители краевых партийных организаций систематически обращались с просьбами о массовом выделении военнослужащих (от 3,5 тыс. до 8,5 тыс. чел.) для уборки урожая, заготовки сена, ремонта материальнотехнической базы МТС и строительных работ. Распоряжения военных советов армий, изданных на основе директив командующих дальневосточной группы войск, свидетельствуют о том, что ежегодно в проведении сельскохозяйственных работ в Приморском крае участвовали от 7 тыс. до 22 тыс., а в Хабаровском - от 15 тыс. до 35 тыс. военнослужащих [14, с.157]. Если сопоставить эти цифры с приводимыми Г. Ткачевой данными о том, что в сельскохозяйственных работах в Приморье в 1943 г. принимало участие 47,7 тыс. колхозников и 14 тыс. мобилизованных, а в 1944 году - 41 тыс. сельчан и 10,8 тыс. военных [14, с.158], то становится очевидна роль последних в сельском хозяйстве региона. Г. Ткачева пишет по этому поводу: «Предположительно, военнослужащие убрали не менее одной трети выращенного урожая. Лишь при их непосредственном участии дальневосточная деревня справлялась с возросшими нагрузками...» [14, с.158].

Начавшаяся 9 августа 1945 г. война с Японией фактически способствовала переводу края на военное положение. Наступление войск Второго Дальневосточного фронта осуществлялось непосредственно с территории Приморского края. В Приграничных районах Приморья были вве-

дены специальный пропускной режим, затемнение и светомаскировка,. Сельское хозяйство и промышленность в максимальной степени ориентировались на выполнение военных заказов, а суда Дальневосточного морского пароходства и рыболовецких колхозов привлекались к военным перевозкам, включая транспортировку войск, военных грузов, обеспечение морских десантных операций. Так, например, из состава Дальневосточного пароходства к обеспечению операций ТОФ привлекалось 34 транспортных корабля, два из которых получили боевые по-вреждения1.

Завершение Второй мировой войны не привело к существенному сокращению военной группировки на Дальнем Востоке - наметившееся противостояние с США, гражданская война в Китае, напряженность на Корейском полуострове делали военный фактор важнейшей составляющей политических процессов в регионе.

Как отмечает американский историк Д. Стефан, «Дальний Восток оставался военным лагерем на протяжении семи лет после вывода советских войск из Маньчжурии в мае 1946 года. 400 000 тысяч военнослужащих, 40 000 военных моряков и 50 000 чекистов. каждый седьмой житель региона был в военной форме» [16, с. 243].

Наибольших же масштабов военный аспект развития Дальнего Востока и Приморья достиг в период «холодной войны», в особенности в 50-е-80-е годы. Географическая близость вероятных противников СССР - Китая, с которым имелась общая граница, Японии, Южной Кореи, где находились военные базы США, - выход к морю и необходимость наличия эффективной системы противовоздушной обороны для прикрытия границ и главной базы Тихоокеанского флота (ТОФ) во Владивостоке вынуждали иметь здесь мощные и многочисленные воинские контингенты ВМФ, ВВС, ПВО, Сухопутных войск, Пограничных войск КГБ, Внутренних войск МВД, а также объекты военной инфраструктуры. Вся сухопутная граница была прикрыта сетью укрепрайонов, кроме того, создавались мощные оборонительные рубежи вокруг Владивостока и в ряде ключевых пунктов по побережью.

1 Государственный архив Приморского края (далее ГАПК. ФП-59.Оп. 1. Д. 414. Л.107.

В своих мемуарах командующий ТОФ Н.А. Амелько отмечает: «Шестидесятые годы были периодом значительного роста. На флоте появилось новое оружие - крылатые корабельные, береговые, авиационные с обычными и атомными зарядами баллистические ракеты. Все это требовало спецхранилищ, мастерских приготовления и пунктов специальной отработки, дезактивации, хранения отходов, и все это хозяйство, повторяю, должно обустроиться в необжитых таежных местах без дорог и даже без подходов с воды» [1, с. 75-80].

В 60-е годы вокруг Владивостока и Находки (как и вокруг Минска, Киева, Риги и ряда других крупных военных и промышленных центров) были созданы глубокоэшелонированные комбинированные системы ПВО, включавшие в свой состав по 14-16 ракетных дивизионов, имевших на вооружении ракеты различных типов: С-75, С-125, С-200. В крае ускоренно возводились новые базы подводных лодок, в т. ч. сверхсекретных тогда атомных. к концу семилетки (1965 г., прим. авт.) была построена база атомных подводных лодок, включающая судоремонтный завод в бухте Чажма ... [3, с.77].

В начале 60-х гг. развернулось строительство уникального командно-измерительного комплекса военно-космических сил в с. Галенки Октябрьского района для управления космическими аппаратами различного назначения, в т. ч. в «дальнем» космосе (станции для исследования Венеры, Марса) .[ 3, с. 78].

Наиболее же масштабным проектом в развитии военной инфраструктуры на территории Приморского края периода конца 50-х - середины 60-х гг. стало строительство и дальнейшее развитие военно-морской базы в поселке Про-мысловка.

Как вспоминает ветеран флота В.И. Ткачев, Н.С. Хрущев говорил в Промысловке, отвечая на жалобы жен моряков на неустроенность быта и проблемы с обеспечением продовольствием: «Товарищи женщины! Я вам гарантирую, что здесь будет настоящий город. С перспективой развития наших военно-морских сил. Будет сделано все, чтобы вы не чувствовали никаких неудобств. [3, с. 80].

Генерал-майор-инженер В.И. Манойлин, участвовавший в строительстве базы в Промыслов-ке, отмечает, что новая база начала строиться

«.по заранее разработанным зональной схеме и генеральным планам отдельным площадок. Зональная схема включала не только гавань для стоянки кораблей, специальные площадки, жилые и казарменные городки, судоремонтный завод, дороги автомобильные и железные. Перед началом строительства строилась сперва пром-база, а потом на ее основе приступали к строительству основных объектов. Промбаза по тем временам была просто шикарная. Завод сборного железобетона, карьеры каменные песчаные, база механизации, автобаза.» [8, с. 107].

Всего же за период 1960-1991 гг. на Дальнем Востоке только для Тихоокеанского флота было построено 75 военных городков [10, с. 125].

Наличие такой мощной группировки Вооруженных сил на территории края жестко привязывало его экономическое и социальное развитие к военной сфере. Как уже упоминалось, в Приморье в 60-е годы появилось несколько городов и поселков, полностью зависимых от военной сферы или ВПК. К ним относятся закрытые населенны пункты - поселки городского типа Фо-кино (главная база надводных кораблей ТОФ), Большой Камень (судоремонтный завод «Звезда» с общей численностью работников завода более 8000 чел.), город Арсеньев (авиационный завод «Прогресс»), «военные» поселки, преимущественно развивавшиеся за счет расположенных рядом гарнизонов и имевшие численность населения до нескольких тысяч человек (Раздольное, Тимофеевка, Кремово, Павловск, Дунай, Воздвиженка, Хороль, Николаевка, Романовка и т. д.). Кроме того, военная сфера также играла определенную роль в развитии практически всех крупных городов края - Артема, Спасска-Дальнего, Дальнереченска, Лесозаводска, - расположенные в непосредственной близости или в городской черте воинские части также стимулировали развитие населённых пунктов.

Владивосток десятки лет был главной военноморской базой России на Тихом океане, здесь в различное время находились многочисленные военные объекты - штаб Сибирской флотилии, Морских сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота (ТОФ), в городе базировались соединения и части ТОФ, ВВС, ПВО, Сухопутных войск и т.д., военные учебные заведения, склады, госпитали и т. д. Обороноспособности Владиво-

стока как главной базы военно-морского флота и важного порта уделялось повышенное внимание со дня его основания в июле 1860 г. и на протяжении всей дальнейшей истории города. Например, последние сооружения владивостокского оборонительного района были построены в 1991 г. [2, с. 246]. Таким образом, оборонительное строительство велось на протяжении почти 140 лет. Владивосток до начала 90-х годов носил статус закрытого города, являясь главной базой Тихоокеанского флота. Военные практически всегда составляли существенную часть населения города.

Военный аспект играл главную роль и в развитии экономики Приморья, причем все более значимую с начала 60-х гг. Именно в этот период происходит значительное расширение объемов военных заказов, создаются новые предприятия ВПК и модернизируются уже действующие, растет численность рабочих и служащих на предприятиях ВПК, развивается социальная инфраструктура вокруг градообразующих предприятий.

Как отмечает И.В. Безик, в этот период значительно укрепился научно- технический и производственный потенциал авиационного завода в г. Арсеньеве. Благодаря этому мощному градообразующему предприятию, развивавшемуся высокими темпами, генеральный план Арсеньева на 1959-1979 гг., был реализован за десятилетие, т. е. вдвое быстрее.

После визита Н.С. Хрущева в 1959-1961 гг. новые образцы оборонной продукции были освоены и на других «номерных» заводах. «.Судоремонтный завод в бухте Большой Камень стал профильным в ремонте атомных подводных лодок, приступив к этим работам в 1963 году ... » [4, с. 78].

Большие программы судоремонта, модернизации и достройки кораблей в интересах ТОФ осуществляли в 1959 г. Дальзавод, заводы 92 и 178, сдаточные базы Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода во Владивостоке и в заливе Стрелок [4, с. 79].

Только для обеспечения нужд военноморского флота в Дальневосточном регионе было задействовано 35 крупных промышленных предприятий, многие из которых являлись градообразующими (например, завод по ремонту атомных подводных лодок в п. Большой Камень

Приморского края) либо играли значительную роль в экономике региона [8, с. 7-8]. Так, крупнейшее предприятие Владивостока - Дальзавод,

- занимавшее 11-е место в списке из 20 ведущих судостроительных и судоремонтных предприятий СССР и имевшее в 1991 г. 10 800 работников, было в первую очередь ориентировано на военные заказы [8, с. 461]. Кроме того, в городе находилось и предприятие военного судостроения (в настоящее время «Восточная верфь»).

Общую численность военных на территории края можно оценить лишь приблизительно. Если рассматривать период 70-х-80-х гг. ХХ в., то здесь есть ряд конкретных цифр, хотя целостной картины также нет. Заместитель командующего 5-й Краснознаменной общевойсковой армии, дислоцированной на территории Приморского края в 1972-1973 гг., В. Брюхов в своих мемуарах отмечал: «Армия большая -60 000 чел., больше Киевского военного округа!» [5, с. 374]. По зарубежным данным (ежегодник The Military Balance) в 1989-1990 гг. численность Тихоокеанского флота составляла около 140 000 чел. [13, с. 482], а в 1993 году 100 000 чел. [15 с. 476]. Значительная часть из этого числа находилась на территории Приморского края.

Если предположить, что в крае находилось не менее 70-80 000 военнослужащих из состава ТОФ, 60 000 - Сухопутные войска (5-я армия), то это дает цифру в 130-140 000 тыс. чел. Кроме того, в крае базировалось значительное количество частей ВВС и ПВО из состава 1-й Воздушной армии ВВС и 11-й отдельной армии ПВО общей численностью около 10 авиационных полков, а также зенитно-ракетные и радиотехнические войска ПВО и т. д. Их численность можно приблизительно оценить в 15-18 тыс. чел. Кроме того, здесь же дислоцировались части пограничных войск КГБ и внутренних войск МВД. Таким образом, общую численность военнослужащих, дислоцированных на территории Приморского края в 70-80-е гг. ХХ в., можно приблизительно оценить в 180-200 тыс. чел. Численность работников предприятий ВПК в Приморье в указанный период может быть оценена в 40 000-45 000 чел.

Таким образом, общая численность военнослужащих и работников предприятий ВПК на территории Приморского края в 70-80-е гг.

ХХ в. может быть очень приблизительно оценена в 230-250 тыс. чел. Безусловно, значительную часть военных составляли военнослужащие срочной службы, но при этом в данных показателях не учтены члены семей военнослужащих и работников ВПК.

Граждане, проживающие в таком гипермили-таризированном регионе, пусть даже напрямую и не связанные с военной службой, частично воспринимали элементы военной субкультуры. В советские времена военные наглядно символизировали силу и мощь государства, также относительную стабильность и благополучие. Предприятия военной торговли снабжались намного лучше, чем гражданские. Кроме того, в области здравоохранения, торговли, культурнодосугового и бытового обслуживания военные предприятия и организации зачастую оказывались единственными, и гражданское население активно пользовалось их услугами, особенно в отдаленных регионах. Например, в конце 80-х

- начале 90-х гг. только Тихоокеанскому флоту принадлежали 107 лечебных учреждений (включая санатории), 343 магазина, 55 домов быта, 16 домов офицеров, 20 средних школ, несколько десятков дошкольных учреждений, 20 базовых матросских клубов и 160 библиотек, 5 стадионов, 25 спортивных учреждений (спортзалов, бассейнов, спортклубов), яхтклуб, 15 пошивочных мастерских, 20 ателье по ремонту одежды и обуви. [13, с. 477].

Население активно взаимодействовало с личным составом различных частей и соединений

- широко практиковалось участие военных в патриотическом воспитании молодежи, шефство экипажей кораблей и частей над школами и классами, активно проводились экскурсии школьников и студентов на корабли и в воинские части.

Безусловно, такая гипермилитаризация региона помимо положительных аспектов (стабильное и объемное финансирование, развитие инфраструктуры) имела и ряд ярко выраженных отрицательных моментов - прежде всего, значительная часть военнослужащих и членов их семей не стремилась остаться на Дальнем Востоке, воспринимая жизнь в регионе как нечто временное.

Кроме того, экономическое и технологическое развитие промышленности жестко привязывалось к военной отрасли, что гарантирова-

ло стабильное функционирование в советский период, но обернулось масштабным кризисом в постсоветское время.

С распадом Советского государства и нарастанием кризисных явлений в обществе и экономике аналогичные процессы возникли и в вооруженных силах, что провело к резкому снижению жизненного уровня военнослужащих, масштабным сокращениям военных гарнизонов с последующим разграблением оставшегося имущества и общему падению обороноспособности государства. В этих условиях у значительной части населения вышеупомянутых регионов, имевшего возможность наглядно видеть проблемы в оборонной сфере, возникало, с одной стороны, чувство недовольства военной политикой государства, и сочувствие к военным - с другой. Кроме того, в значительной степени пострадали сотрудники оборонных предприятий из-за массового сокращения военных заказов, что также привело к существенному снижению уровня жизни данной категории военного электората и отразилось на социально-экономическом положении городов, где предприятия оборонной сферы являлись градообразующими.

ЗАТО в той или иной степени испытали на себе резкое сокращение финансирования военной сферы в 1990-е гг., что также оказало негативное воздействие на все аспекты функционирования военных городов данного типа, - падение уровня жизни, отток населения, в первую очередь наиболее активной его части, сокращение объектов социальной инфраструктуры, рост преступности и т. д.

Таким образом, военный фактор, давший значительный стимул стабильному и интенсивному развитию Приморского края, включая экономику, социальную и культурную сферы, обеспечивший приток значительного количества населения, после распада Советского государства породил множество проблем во всех вышеупомянутых сферах, причем их последствия во многих случаях не преодолены и по настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амелько Н.А. В интересах флота и государства: воспоминания адмирала. М. : Наука, 2003. 181 с.

2. Аюшин Н.Б., Калинин В.И., Воробьев С.А., Гаврилкин Н.В. Крепость Владивосток. СПб., 2001. 256 с.

3. Безик И.В. Октябрь 1959 года: Н.С. Хрущев в Приморье. Ретроспективный взгляд через сорок лет. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун.-та, 2000. 149 с.

4. Безик И.В. Приморье: времена «оттепели» 1953-1964 гг. Кн. 1. Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2007. 189 с.

5. Болтенков Д.Е., Левшов П.В. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-морского Флота России (1910-2010): справ. СПб. Спец. вып. альманаха «Тайфун». 2012. 768 с.

6. Брюхов В.П. «Бронебойным, огонь!» Воспоминания танкового аса. М. : Яуза; Эксмо, 2009. 384 с.

7. Воробьев С.А., Калинин В.И., Сталь и бетон против

Микадо. Береговая оборона и укрепленные районы сухопутной границы на Дальнем Востоке СССР. 1932-1945 гг. // Крепость Россия: Историко-

фортифкационный сборник. Вып. 3. Владивосток : Дальнаука, 2005. 252 с.

8. Кузин В., Никольский В. Военно-морской флот СССР в 1945-1991.СПб.,1996. 492 с.

9. Манойлин В.И. Базирование Военно-морского флота СССР. СПб. : Издательский дом «Нева», 2004. 225 с.

10. Митичкин Н.С., Кулагин В.В., Муратов В.Н. Тихоокеанский флот России 1731-2006. Исторический очерк (к 275-летию). Владивосток : Дальнаука, 2006. 280 с.

11. Морозов М. Военно-воздушные силы Тихоокеанского флота в войне с Японией //Мир авиации. 2000. №2. С. 27.

12. Павлов А.С. Военно-морской флот России. Якутск, 1996. 134 с.

13. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. 596 c.

14. Ткачева Г. А, Дальневосточное общество в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)/ Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Владивосток : Дальнаука, 2010.

15. Хмельнов И.Н. Российский флот: доблесть и нищета. М. : АСТ, 2003, 502 c.

16. Stephan John, The Russian Far East. Stanfrod University Press. 1994. P. 243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.