Научная статья на тему 'Налаживание межведомственного взаимодействия в Приморском крае в условиях Великой Отечественной войны'

Налаживание межведомственного взаимодействия в Приморском крае в условиях Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Дальний Восток России / Приморский край / ВКП(б) / партийный аппарат / государственный аппарат / Дальневосточный фронт / Тихоокеанский флот / межведомственное взаимодействие / World War II / Russian Far East / Primorsky krai (Primorye) / Bolshevik party / Bolshevik party apparatus / state machinery / Far Eastern front / Pacific fleet / cross-administrative (interagency) cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Кирилл Юрьевич

В статье на основании документов российских государственных архивов рассматривается процесс налаживания взаимодействия партийных, советских, хозяйственных и военных учреждений в Приморском крае во время Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется взаимодействию в сфере сельскохозяйственного производства, строительства оборонительных объектов, снабжения сухопутных войск и Тихоокеанского флота продовольствием и другими материальными ресурсами. На конкретных примерах раскрывается руководящая и контролирующая роль Приморского краевого комитета партии большевиков и других партийных органов. Налаживание межведомственного взаимодействия позволило промышленным, сельскохозяйственным, рыбопромысловым и транспортным предприятиям Приморского края решить задачи по обеспечению обороноспособности советского Дальнего Востока. Сама же система межведомственных отношений в Приморском крае за годы войны была существенно изменена, что повысило ее эффективность по сравнению с довоенным временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arrangement of Interdepartmental Cooperation in Primorye during the Great Patriotic War

Using some documents from Russian state archives the author analyzes the process of coordinating and facilitating the interaction among the Bolshevik party, Soviet administrative, procurement, and military institutions in Primorsky krai (Primorye) during the Great Patriotic War (1941 – 1945). An emphasis is laid on the cooperation in the areas of agricultural production, construction of defense facilities, food and other supplies for ground forces and the Pacific Fleet. Specific examples are used to illustrate the leading controlling role of the Bolshevik Party Committee and other party bodies of Primorsky krai. The cross-institutional cooperation enabled manufacturing, agricultural, fishing, and transportation industries in Primorsky krai to secure the defensive capacity of the Soviet Far East. The network of cross-administrative links in Primorsky krai was considerably transformed during the war, which resulted in its greater efficiency compared to the pre-war period.

Текст научной работы на тему «Налаживание межведомственного взаимодействия в Приморском крае в условиях Великой Отечественной войны»

К.Ю. Колесниченко

НАЛАЖИВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

В УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

K. Kolesnichenko

The Arrangement of Interdepartmental Cooperation in Primorye during the Great Patriotic War

В годы Великой Отечественной войны организация межведомственного взаимодействия являлась важнейшим условием решения хозяйственно-экономических и военных задач, вставших перед Приморским краем во время Великой Отечественной войны.

В 1941 - 1945 гг. структура органов власти Приморского края была представлена краевым, областным, районными, городскими Советами депутатов трудящихся, но основную роль в управлении играли исполнительные комитеты (исполкомы) советов соответствующего уровня: Приморский краевой, Исполком Уссурийской области, 5 городских, 26 районных, 6 городских райисполкомов. Приморский крайисполком возглавляли Б.К. Чубаров, с ноября 1943 г. - А.Ф. Блощаненко.

Практически же вся полнота власти была сосредоточена в партийных органах - Приморском краевом комитете ВКП(б) (далее - Примкрайком), который с октября 1937 по 1947 гг. возглавлял первый секретарь Н.М. Пегов. Опираясь на сеть партийных организаций (областной, городской, районные комитеты), Примкрайком контролировал деятельность всех учреждений, принимая решения по ключевым вопросам развития края. Первый секретарь крайкома формально и по сути был представителем ЦК ВКП(б), отвечая за состояние и развитие Приморского края. Организационно Примкрай-ком включал особое бюро и отделы: кадров, пропаганды и агитации, инструкторский, сельского хозяйства, военный, промышленности, транспорта1.

Одной из важнейших особенностей развития Дальнего Востока СССР и Приморского края в 1930-е гг. было постоянное наращивание находившейся здесь военной группировки, сопровождавшееся масштабным оборонительным строительством и развитием военной инфраструктуры2. К началу Великой Отечественной войны в Приморье дислоцировались 1-я Краснознаменная и 25-я армии Дальневосточного фронта, а также ряд других частей. В июле 1941 г. была сформирована 35-я армия, а в августе 1942 г. - 9-я воздушная армия. Таким образом, из шести общевойсковых армий, входивших в состав Дальневосточного фронта в 1943 г., три дислоцировались в Приморье. С января 1941 по апрель 1943 гг. войсками Дальнево-

сточного фронта командовал И.Р. Апанасенко, а с апреля 1943 до начала августа 1945 гг. - М.А. Пуркаев3.

Основная часть сил Тихоокеанский флота также базировалась в Приморье: во Владивостоке находились Главная военно-морская база и штаб флота. В 1941 г. Тихоокеанский флот включал две бригады надводных кораблей, три бригады подводных лодок, бригаду торпедных катеров, две авиационные бригады, ряд отдельных дивизионов кораблей и катеров, части береговой обороны и тыла. Общая списочная численность личного состава в июне 1941 г. составляла 117 тыс. С марта 1939 до 1947 гг. флотом командовал И.С. Юмашев4.

Как следствие, в 1941-1945 гг. численность военнослужащих на территории Приморского края была сопоставима с численностью гражданского населения: в крае проживало около 1 млн человек, а в 1943 - 1945 гг. около 900 тыс., при этом общая численность военнослужащих в середине 1944 г. составляла более 500 тыс. человек, а к середине 1945 г. - около 650 тыс.5

Еще одной особенностью развития Приморья с начала 1930-х гг. было масштабное использование труда заключенных в военном и гражданском строительстве, промышленном производстве, сельском хозяйстве. Владивостокский исправительно-трудовой лагерь НКВД (Владлаг) был создан в апреле 1939 г.6, и первоначально подчинялся Управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛиК) Управления НКВД по Хабаровскому краю. В 1940 г. Владлаг был реорганизован в Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛиК) УНКВД по Приморскому краю и подчинен непосредственно ГУЛАГ НКВД СССР, а с первого декабря 1941 г. подчинялся УИТЛиК Управления НКВД по Приморскому краю. В январе

1941 г. в УИТЛиК УНКВД числилось 36 459 заключенных, в начале

1942 г. - 23 624, к 1943 г. - 14 485, в июле 1944 г. - 8 8667.

Кроме того, Приморский железнодорожный ИТЛ (образован в 1939 г.) Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР осуществлял строительство железных дорог, а после его расформирования в 1940 г. железнодорожное строительство продолжалось силами других ИТЛ. В Приморье также дислоцировались управление ИТЛ и Строительства № 263 НКВД (постройка порта и судоремонтного завода в поселке Советская Гавань)8.

В предвоенные годы и в период войны заключенные работали на строительстве важнейших объектов, в сельском хозяйстве и на лесозаготовках, а в сфере оборонительного строительства занимались постройкой шоссейных дорог, аэродромов, зданий и сооружений. Для организации работ в этих сферах в структуре УНКВД по Приморскому краю функционировали Управления авиационного и дорожно-шоссейного строительства, получавшие рабочую силу из Владлага.

* * *

Характеризуя механизмы взаимодействия партийных, советских органов власти и военных учреждений в Приморье, следует отметить, что они строились с учетом стратегического положения края, определившего приоритет развития оборонного потенциала перед остальными задачами. В соответствии с постановлениями высших органов партийной и государственной власти (Государственного Комитета Обороны (ГКО), ЦК ВКП(б) и других) Советы и исполкомы всех уровней решали широкий круг задач по обеспечению обороноспособности стратегически значимых районов, включая строительство оборонительных рубежей, аэродромов, выделение ресурсов для нужд военных (топливо, продовольствие, строительные материалы, транспорт), обеспечение воинских частей и штабов электроэнергией и теплом, использование местных объектов и выделение земель, ремонт дорог и объектов транспортной инфраструктуры местного значения, военную подготовку местного населения. Ответственность за выполнение принимавшихся решений, равно как и контроль за их исполнением территориальными органами власти, предприятиями и организациями, учет и распределение ресурсов, а также урегулирование взаимоотношений различных ведомств в Приморье (Дальневосточный фронт, Тихоокеанский флот, НКВД, Наркомат путей сообщения, краевые организации, предприятия наркоматов) осуществлял Примкрайком.

На региональном уровне формировалась система сдержек и противовесов, позволявшая поддерживать состояние соперничества и конкуренции военной и гражданской элит.

С момента образования Приморского края в октябре 1938 г. 1-й секретарь Примкрайкома Н.М. Пегов являлся членом Военных советов 1-й Краснознаменной армии и Тихоокеанского флота. В свою очередь, командующий Тихоокеанским флотом Н.Г. Кузнецов (с марта 1939 г. - И.С. Юмашев) и командующий 1-й Краснознаменной армией Г.М. Штерн входили в состав бюро Примкрайкома ВКП(б).

Как отмечает Г.А. Ткачева, система управления, существовавшая на региональном уровне, не предусматривала создания комитетов или комиссий по вопросам взаимодействия с командованием Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. В результате отсутствие единых законодательных норм и неточности формулировок подзаконных актов ведомственного уровня создавали правовую неопределенность в действиях должностных лиц9.

Важную роль в налаживании межведомственного взаимодействия, включая контрольную функцию, играло Управление НКВД по Приморскому краю. В 1938 - 1941 гг. УНКВД по Приморскому краю возглавлял М.Г. Гвишиани, в 1943 - 1950 гг. он занимал пост начальника Управления НКГБ-МГБ по Приморскому краю. С февраля по август 1941 г., а затем с мая 1943 г. и до 1946 г. Управление НКВД возглавлял А.С. Закусило.

Кроме того, контрольные функции выполняли аппарат уполно-

моченного Наркомата государственного контроля по Приморскому краю и аппарат уполномоченного Госплана СССР по Приморскому краю (создан в 1944 г.). Центральное место в системе контролирующих органов занимала комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б). В Приморском крае функционировал аппарат уполномоченного Комиссии партийного контроля, осуществлявший проверку не только партийной работы, но и выполнение постановлений ЦК ВКП(б),СНК СССР, ГКО.

В ряде случаев вопросы взаимодействия военных учреждений и партийных органов на Дальнем Востоке выносились на уровень высшего руководства страны: так, тревогу гражданских властей вызывала начавшаяся летом 1941 г. эвакуация семей комсостава из приграничных районов.

Секретарь Приморского крайкома ВКП (б) Н.М. Пегов в своих мемуарах так отметил эту ситуацию: «По указанию Москвы из Владивостока в глубинные районы страны были эвакуированы семьи военнослужащих и железнодорожников. Эта эвакуация не осталась, конечно, незамеченной и вызвала в крае, особенно в городах, тревогу и кривотолки»10. По данным начальника тыла Тихоокеанского флота на 2 декабря 1941 г. из Приморского края было эвакуировано 4 506 жен и 5 336 детей военнослужащих11.

С началом войны экономика Дальнего Востока перестраивалась с учетом условий военного времени: оккупация части наиболее экономически развитой территории СССР, эвакуация промышленных предприятий на Восток страны летом - зимой 1941 г. при постоянно возрастающих потребностях действующей армии привели к резкому сокращению централизованного снабжения, уменьшению объемов гражданского строительства, при этом промышленность и транспорт переориентировались на выполнение военных заказов.

Потеря значительного количества вооружения, техники, имущества, продовольствия, топлива летом - осенью 1941 г. вызвали необходимость их масштабного изъятия из стратегических резервов и мобилизационных запасов в восточных регионах страны, что привело к серьезному сокращению снабжения военной группировки на Дальнем Востоке. В этих условиях обеспечить минимальные потребности военных можно было лишь за счет максимального использования местных ресурсов. При этом объемы стоящих задач в условиях острого дефицита создавали потенциал конфликтности в сфере межведомственного взаимодействия.

В 1939 - 1940 гг. объем освоенных капитальных вложений по наркоматам в Приморском крае составлял около 770 млн руб. в год, в 1941 г. - около 640 млн, а в 1942 - 1943 гг. лишь 335 и 158 млн руб. соответственно. При этом в 1942 г. на долю Наркоматов обороны, Военно-морского флота, путей сообщения и НКВД пришлось более 147 млн освоенных средств, на Наркоматы вооружений, судостроительной промышленности, авиапромышленности, вооружения и

боеприпасов, связи - около 30 млн руб., а в 1943 г. - 73,4 и 29,7 млн руб. соответственно12.

Всего же за пять лет (с 1939 по 1943 гг.) в общем объеме освоенных капиталовложений по Приморскому краю на долю Наркоматов обороны и Военно-морского флота пришлось 15,6 % и 15,4 % соответственно (кроме того, 1,6 % - на долю Военно-строительного управления Главвоенстроя по Тихоокеанскому флоту), НКВД - 11,5 %, НКПС - 8,6 %, Наркомсудпром - 7,1 %, Наркомавиапром - 4,4 %, Наркомат вооружения и боеприпасов -2,2 %.Таким образом, на создание оборонно-экономического потенциала края в указанный период расходовалось более 65 % всех капиталовложений13.

Мобилизация военнообязанных граждан, техники и оборудования существенно осложнила работу промышленности и сельского хозяйства.

В отчете Примкрайкома отмечалось, что в 1941 - 1942 гг. «основная масса строителей была призвана в РККА... число рабочих на отдельных стройках сократилось в 5-7 раз, тогда как планы этих строек остались в полном объеме»14. С ведущего судоремонтного предприятия Дальнего Востока - завода № 202 «Дальзавод» (г. Владивосток) - в 1941 - 1943 гг. было призвано около 2 600 рабочих, из них 1 500 кадровых с квалификацией от 4-го разряда и выше15. Призванные рабочие заменялись женщинами, подростками и лицами старших возрастов. В результате в годы войны большинство предприятий Приморья постоянно имели некомплект рабочих: в 1944 г. на заводе № 202 количество рабочих составляло 89,6 % от плана, на Спасском цементном заводе - 77,5 %, на снаряжательном заводе № 515 Наркомата боеприпасов - 91 %16.

Частично нехватка рабочей силы на стройках и производстве компенсировалась использованием труда военнослужащих: например, военно-строительное управление Дальневосточного фронта выделяло личный состав для строительства комбикормового завода в г. Ворошилов-Уссурийский и снаряжательного завода № 515 в пос. Семеновка. Военнослужащие железнодорожных войск принимали участие в сборке вагонов, поставляемых по ленд-лизу в г. Ворошилов-Уссурийский, личный состав Тихоокеанского флота использовался в погрузочно-разгрузочных работах в порту Владивостока17. Распоряжением ГКО от 28 января 1944 г. командующий Дальневосточный фронтом обязывался к 30 января передать из состава войск фронта 1 000 военнослужащих, годных к нестроевой службе, для работы во Владивостокском порту, со снятием их со всех видов до-вольствия18.

Схожая ситуация складывалась в деле мобилизации транспорта и техники: в начале 1941 г. в крае имелось 5 896 автомашин (из них 4 826 грузовиков) и 61,3 тыс. лошадей, к сентябрю 1942 г. для нужд фронта было мобилизовано 2 775 автомашин, 665 тракторов, 14 986 лошадей19 (более 50 % всех автомашин и более 20 % лоша-

дей, имевшихся в крае). Изъятие автомобилей из автопарка Приморья проводилось и в дальнейшем: постановлением ГКО от 12 апреля 1943 г. Хабаровский и Приморский крайкомы в течение месяца обязывались изъять из автохозяйств (за исключением автохозяйств предприятий союзных наркоматов) и передать Дальневосточному фронту соответственно 900 и 600 грузовых автомашин, требующих капитального ремонта20.

Дальневосточное государственное морское пароходство передало Тихоокеанскому флоту ряд судов для использования в качестве военных транспортов: 34 судна пароходства приняли участие в перевозке воинских грузов и доставке десантов в период боевых действий против Японии в августе 1945 г.21.

В большинстве случаев приказы о мобилизации работников и выделении техники и транспорта гражданские организации и местные органы власти выполняли в установленные сроки.

Еще одним важнейшим вопросом было развитие оборонной промышленности в крае, включая ввод в строй предприятий оборонного значения, реконструкцию имевшихся к началу войны предприятий, организацию производства военной продукции на непрофильных предприятиях.

С началом войны были законсервированы строившиеся в Приморье заводы по производству точных приборов, химический, судоремонтный, по ремонту артиллерийских систем, по производству жидкого топлива, а также вторая очередь Спасского цементного завода, существенно затянулась реконструкция завода № 202.

Производство продукции военного назначения было организовано на всех крупных промышленных предприятиях края вне зависимости от специализации. В условиях дефицита квалифицированной рабочей силы, ресурсов и материалов, масштабности стоящих перед промышленностью задач регулярно отмечались случаи неисполнения обязательств предприятиями и организациями края. Так, в 1942 г. Инженерное управление Дальневосточного фронта обращалось к краевым властям с просьбой оказать воздействие на Дальневосточное управление морского флота, которое не справилось с планом по изготовлению двух комплектов деревянных мостовых парков ДМП-42, ссылаясь на отсутствие леса, металла и т.д.22 Строительные недоработки не позволяли полноценно эксплуатировать новое нефтехранилище Дальневосточного фронта в пос. Новосысоевка, нехватка рабочей силы не позволила выполнить план строительства складов горючего Тихоокеанского флота во Владивостоке «Владнефтестро-ем» и т.д. Тем не менее, планы по выпуску оборонной продукции имели приоритет, что позволяло частично решать многочисленные проблемы: в 1944 г. оборонные предприятия Приморья выполнили план на 93,5 %23.

В документах партийных организаций содержатся многочисленные обращения командования Дальневосточного фронта, Тихооке-

анского флота, общевойсковых и воздушных армий, воинских соединений и частей к руководству Примкрайкома с просьбой о выделении различных ресурсов.

Например, в 1943 г. в Примкрайком дважды поступали просьбы командующего 9-й воздушной армией о выделении материалов для ремонта и эксплуатации самолетов (в марте и сентябре), штаб 1-й Краснознаменной армии (в апреле) просил о возбуждении ходатайства перед Наркоматом путей сообщения о сдаче армии вагонов в аренду, а в ноябре о выделении из колхозов и совхозов 200 сортных верховых лошадей с заменой их равноценными, но упряжного состава из воинских частей, командующий артиллерией Дальневосточного фронта ходатайствовал о передаче авторемонтной мастерской треста Приморсклеспром (в июне), а начальник Автомобильного управления фронта Межеумов - о предоставлении материалов для ремонта 200 автомашин, работавших на уборочной кампании в Приморье (в декабре).

Аналогичные просьбы поступали от Военного совета, управлений, отделов и воинских частей Тихоокеанского флота: в феврале 1942 г. начальник ВВС генерал-майор Лемешко просил о выделении материалов для строительства укрытий для самолетов на аэродромах, начальник инженерного отдела флота инженер-полковник Квочкин в марте и апреле - об обеспечении строительства аэродрома «Вторая Речка» стройматериалами, а в ноябре выделении 4 000 тыс. человек и 1 000 подвод для восстановления аэродромов после снегопадов в зимний период, начальник ПВО Тихоокеанского флота генерал-майор Суворов - об обеспечении офицеров частей ПВО квартирами (в октябре)24.

В большинстве случаев заявки военных удовлетворялись частично, а в случае невозможности выделения требуемых ресурсов за счет резервов края Примкрайком обращался в правительственные учреждения. Так, в сентябре 1943 г. в ответ на просьбу командующего 9-й воздушной армии о выделении материалов, необходимых для подготовки самолетов к эксплуатации в зимний период, часть из них была получена от краевых организаций, а по остальным (асбест, сталь листовая, проволока железная) отправлены телеграммы заместителю председателя СНК А.И. Микояну и председателю Госплана Н.А. Вознесенскому. В результате часть материалов была выделена из общегосударственных резервов, поступавших по ленд-лизу и хранившихся на территории Приморского края25.

Ряд просьб в силу различных причин не был удовлетворен, как, например, запросы командования 9-й воздушной армии о передаче части оборудования местных предприятий (локомобили, трансформаторы, электрогенераторы) авиаремонтным мастерским, командующего артиллерией Дальневосточного фронта - о передаче в его распоряжение авторемонтной мастерской треста Приморсклеспром и ряд других26.

Обеспечение воинских частей и расквартирование войск силами гражданских организаций и территориальных органов власти также требовало участия Примкрайкома. Так, с ноября 1942 г. по январь 1943 гг. в г. Ворошилов-Уссурийский отмечались перебои со снабжением электроэнергией штабов, домов начальствующего состава и котельных 1-й Краснознаменной, 25-й и 9-й воздушной армий, что приводило к авариям котельных установок и системы отопления27. Случалось, гражданские организации отказывались снабжать воинские части и городки электроэнергией без предоставления последними топлива (в г. Спасск и гарнизон в пос. Манзовка)28. В таких случаях военными советами общевойсковых армий либо начальником тыла Дальневосточного фронта первому секретарю Примкрай-кома Н.М. Пегову направлялись жалобы, по которым оперативно принимались соответствующие меры.

Одной из наиболее важных задач в годы войны было обеспечение строительства рубежей и узлов обороны на сухопутной границе и на побережье, постройка и ремонт аэродромов - гражданское население края, а также заключенные УИТЛиК активно участвовали в этом.

Так, в соответствии с планами строительства Тылового сектора береговой обороны главной военно-морской базы Тихоокеанского флота во Владивостоке, которое началось в августе 1941 г., к работам планировалось привлечь 17 680 человек, из них 9 000 гражданского населения, 4 880 военнослужащих, 3 800 заключенных. Реально на начало сентября 1941 г. на строительстве работало 9 306 человек, из них 2 361 гражданского населения, 1 200 заключенных. Летом 1942 г. на строительстве работало 8 800 гражданских из 15 000 по плану29.

В декабре 1942 г. бюро Примкрайкома приняло постановление о приспособлении населенных пунктов Приморского края к обороне и о привлечении населения к этим работам. Районными и городскими комитетами партии были утверждены планы работ, по которым они ежемесячно отчитывались перед бюро Примкрайкома. В районах и городах края создавались штабы руководства строительством, возглавляемые руководителями исполкомов, в их состав включались представители райкомов и горкомов ВКП(б), командования гарнизонов и воинских частей, военные инженеры30.

В 1943 г. распоряжением ГКО Примкрайисполкому разрешалось мобилизовать в сентябре 1 500 человек из числа неработающего трудоспособного населения и учреждений местного подчинения для работы по строительству оборонительных рубежей Тихоокеанского флота на срок до четырех месяцев31.

Несмотря на строгий контроль со стороны партийных органов, сроки и объемы работ, выполняемых местным населением, постоянно находились под угрозой срыва, что регулярно приводило к конфликтным ситуациям. Не были выполнены решения крайкома ВКП(б) о выделении организациями и предприятиями края строй-

материалов и транспорта для оборонительного строительства, при этом ряд организаций не получили разнарядку о выделении транспорта и материалов. Но были и организации, отказавшиеся выполнять полученные распоряжения (Морфлот, Главвостокрыбпром, Владнефтестрой, Приморская железная дорога). В докладе начальника Инженерного отдела Тихоокеанского флота полковника П.В. Квочкина первому секретарю Примкрайкома Н.М. Пегову (февраль 1943 г.) отмечалось, что, принятое решение о приспособлении всего строительства в крае к нуждам обороны не выполняется, поскольку строительство осуществляется без учета опыта войны и без согласования со штабами войск32.

В 1941 - 1943 гг. строительство военных аэродромов в Приморье велось преимущественно силами Управления НКВД по Приморскому краю с использованием труда заключенных Владлага. Райисполкомы и райкомы обеспечивали стройки материалами, техникой, местными трудовыми ресурсами, Примкрайком осуществлял общий контроль за ходом строительства. Однако в 1942 и 1943 гг. планы не был выполнены полностью из-за необеспеченности строек рабочей силой, неэффективной организации труда, простоев в работе механизмов и автотранспорта, дефицита горючего и нехватки запчастей.

Так, помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота по тылу подполковник Ерух в январе 1943 г. обращался к Н.М. Пегову с жалобой на руководство Владлага: «Строительство аэродрома 2-я Речка, выполняемое Владлагом НКВД, задерживается окончанием и по тому отношению руководителей стройки, которое существует на сегодняшний день, аэродром не будет готов и в 1943 году.». По результатам неудовлетворительного хода стройки и самоуправства ряда руководителей Владлага было проведено разбирательство, начальник лагерного пункта Сергеевка был отдан по суд33.

В апреле 1943 г. в Примкрайком поступило обращение начальника инженерного отдела Тихоокеанского флота инженер-полковника Квочкина, в котором сообщалось, что при плане освоения капиталовложений по аэродрому «Вторая Речка» на первый квартал 1943 г. в общей сумме 1 млн 107 тыс. руб., фактически было выполнено 88,3 тыс. руб. или 8 % квартального плана, что объясняется нехваткой рабочей силы. При плане поставки рабочей силы 600 человек в день, Владлаг фактически выделял на основное производство лишь 137 человек, в результате вместо запланированных 10 546 человеко-дней было фактически отработано 2 191 человеко-дней, то есть в пять раз меньше, стройка обеспечивалась стройматериалами крайне неудовлетворительно34.

В 1944 г. в соответствии с постановлением ГКО от 11 мая «О строительстве в 1944 г. аэродромов и взлетно-посадочных полос для Красной Армии и ВМФ» был утвержден план постройки двух новых аэродромов Дальневосточного фронта в Приморье. Командующий ВВС фронта генерал-полковник авиации Жигарев обратился

к Н.М. Пегову с просьбой утвердить отвод участков, назначенных под строительство аэродромов, обязать Приморский Госсортфонд выделить из урожая 1944 г. 90 т. семян многолетних трав (для засева летных полей), а краевые организации - выделить недостающие строительные материалы (лес, кирпич, проволока, смола, известь, железо, стекло)35.

В целом план постройки аэродромов в Приморье в годы войны был выполнен практически полностью: с 1941 по1944 гг. было построено 17 аэродромов (из них 14 силами НКВД) общей сметной стоимостью около 150 млн. руб.36

Несмотря на все проблемы, основные задачи оборонительного строительства в Приморье, включая развитие береговой обороны Тихоокеанского флота, аэродромное строительство, подготовку населенных пунктов к обороне, были выполнены, в чем огромная заслуга гражданского населения и организаций края.

Помимо этого, учреждения НКВД обеспечивали постройку наиболее важных автомобильных дорог края: например, в 1942 г. Управление шоссейного и дорожного строительства завершило строительство стратегической автодороги Кокшаровка - Варфоло-меевка, связавшей тыловые районы края с автодорогой Владивосток - Хабаровск37.

Еще одной сферой активного межведомственного взаимодействия было сельское хозяйство края. Необходимость обеспечения поставок продовольствия государству, снабжения населения и военнослужащих на Дальнем Востоке в условиях сокращения централизованного снабжения, уменьшения численности трудоспособного населения, нехватки сельхозтехники, транспорта и жестких лимитов на топливо стимулировали совершенствование форм сотрудничества Примкрайкома, райкомов, райисполкомов, командования Тихоокеанского флота, военных советов общевойсковых армий.

В этих условиях военная группировка стала важнейшим источником рабочей силы для сельского хозяйства края. В соответствии с решениями ГКО о привлечении военнослужащих и техники на сельхозработы, командование Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота на основании заявок Примкрайкома утверждали квоты на выделение военнослужащих и автомобильной техники районам края из состава армий, соединений и частей. В наиболее активные периоды в сельхозработах в Приморье участвовало от 5-7 до 15-22 тыс. военнослужащих. Так, в 1944 г. постановлением ГКО от 16 мая командующему Дальневосточным фронтом М. Пуркаеву разрешалось выделить 25 тыс. военнослужащих на период прополки и сенокошения сроком на два месяца38. В соответствии с этим постановлением колхозам Приморского края из состава 1-й Краснознаменной, 25-й и 35-й армий выделялось в июне-июле (на период сенокошения) 5000 военнослужащих, а в июле-августе (на период уборки урожая) - 15 тыс. военнослужащих39. Учитывая, что в годы

войны численность трудоспособного населения в колхозах края сократилась со 128,8 тыс. до 101,2 тыс.40, помощь военнослужащих сельскому хозяйству была крайне важна.

Кроме того, практиковалось привлечение военнослужащих к разовым мероприятиям по оказанию помощи сельскому хозяйству. Так, в комсомольско-молодежных воскресниках 10 и 17 сентября 1944 г. приняли участие 26 686 человек, работавшие в 135-ти колхозах и совхозах края41. Военные ремонтные мастерские обеспечивали ремонт и обслуживание автомашин, тракторов и комбайнов колхозов, совхозов и МТС края, а воинские части выделяли транспорт для перевозки урожая.

Все воинские части Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота имели свои подсобные хозяйства. Для их обеспечения краевые организации, согласно распоряжениям Примкрайкома, выделяли сельскохозяйственные земли, семена, удобрения и химикаты, сельхозтехнику. Так, план посева 1-й Краснознаменной армии на 1944 г. составлял 11 545 га зерновых, картофеля и овощных культур42. В июле 1944 г. заместитель начальника тыла Дальневосточного фронта генерал-майор Ермилов обратился к секретарю Прим-крайкома Пегову и руководителю Примкрайсполкома Блощаненко с просьбой о выделении войскам фронта совхозами, колхозами и МТС края 152 единицы уборочных машин (комбайны, жатки, самосброски, молотилки)43.

Соответственно, здесь также возникал целый комплекс проблем: руководство Примкрайкома неоднократно обращалось к командованию Дальневосточного фронта, Тихоокеанского флота, Приморской группы войск, общевойсковых армий, воинских частей с письмами о несвоевременном и неполном выделении военнослужащих на сельскохозяйственные работы, невыполнением ими норм выработки.

У военных также были основания для претензий к гражданским властям. Например, командующий тыла Дальневосточного фронта гвардии генерал-майор Ермилов летом 1944 г. сообщал Н.М. Пегову, что на протяжении трех лет выделение земельных площадей частям фронта проводилось руководством районов края в разгар весенне-полевых работ, как правило, на короткий срок, что создавало исключительные трудности и не гарантировало качественной обработки земель44.

Руководство районов Приморского края пыталось привлекать членов семей военнослужащих к сельскохозяйственным работам, однако эти попытки не всегда поддерживались военными: в обращении первого секретаря Примкрайкома Н.М. Пегова к военным советам дислоцированных в Приморье общевойсковых армий летом 1943 г. отмечались факты отказа членов семей военнослужащих участвовать в сельхозработах. В ответе командующего Приморской группой войск генерал-лейтенанта Ф.А. Парусинова разъяснялось, что члены семей офицеров в большинстве задействованы для работ

в подсобных хозяйствах и огородах воинских частей45. При этом, в постановлении военного совета 35-й армии отмечалось, что из 1 307 трудоспособных членов семей офицеров армии 358 (27 %) нигде не работали46.

Помимо сельского хозяйства требовалось наладить межведомственное взаимодействие в рыбной промышленности, поскольку увеличение добычи рыбы становилось важнейшим источником обеспечения военной группировки на Дальнем Востоке продовольствием. В ноябре 1941 г. вышел совместный приказ командующего Дальневосточного фронта и наркома рыбной промышленности «О военизации флота и рыбаков рыбной промышленности дальневосточного бассейна». Согласно мобилизационным планам организация «Главвостокрыбпом» передала Тихоокеанскому флоту 128 малых рыболовецких судов типа «кавасаки», 65 сейнеров, 2 дрифте-ра47. В 1943 г. процесс организации добычи, переработки и поставок рыбопродукции был частично упорядочен постановлением ГКО № 2788сс от 27 января. Согласно этому постановлению, план добычи рыбы для Дальневосточного фронта составлял 50 тыс. центнеров, а для Тихоокеанского флота 35 тыс. центнеров с соответствующим уменьшением их фондов централизованного снабжения рыбой. Командующий Дальневосточным фронтом И.Р. Апанасенко обязывался выделить 30 тыс. красноармейцев с соответствующим количеством начсостава (из них 10 тыс. в Приморье), Наркомат ВМФ - вернуть Наркомату рыбной промышленности (Наркорыбпром) ряд мобилизованных судов вместе с вооружением, командами и снаряжением (суда должны были сохраняться в боевой готовности), в том числе Тихоокеанский флот -59 единиц, партийные и советские органы власти - обеспечить правильное использование рабочей силы, промыслового и транспортного флота, оказывать содействие Нар-комрыбпрому в выполнении постановлений ГКО и Совнаркома48.

На протяжении всего периода войны, особенно в 1941 - 1944 гг., напряженной была ситуация в сфере снабжения военной группировки на Дальнем Востоке продовольствием.

По результатам заготовительной кампании 1942 г. в Приморье было отмечено, что «в ряде районов благодаря несвоевременной и неудовлетворительно проведенной подготовительной работе... войсковые части не получили нужного запаса овощей». С целью совершенствования системы обеспечения воинских соединений и частей продовольствием в апреле 1943 г. Примкрайком и Примкрай-исполком приняли ряд мер, включая совместное постановление о закреплении «спецпотребителей» (воинских соединений и частей) за колхозами и совхозами края49.

Однако из-за наводнения 1943 г. в Приморье в сфере обеспечения населения края и военнослужащих сложилась кризисная ситуация.

На ноябрь 1943 г. план поставки краевыми организациями 25-й армии картофеля и овощей был выполнен на 48 % и 29 % соответ-

ственно, а районы и совхозы края прекратили поставки войскам армии, в результате потребность армии по сокращенной норме обеспечивалась лишь на 65 %. Военторги 1-й Краснознаменной и 25-й армий не получили 117 т. и 166,5 т. муки соответственно, Тихоокеанский флот овощами обеспечивался немногим более 60 %, картофелем - менее 50 %50. В документе, подписанном начальником Управления снабжения Приморского округа войск НКВД, отмечалось, что «основные поставщики в поставке по нарядам капусты и овощей войскам НКВД отказали за отсутствием их в колхозах районов, о чем выдали справки»51.

Примкрайком, руководство районов края предприняли ряд мер по преодолению кризиса (включая завоз картофеля из Хабаровского края), однако ситуация с питанием оставалась напряженной.

Летом 1943 г. Военный совет Дальневосточного фронта обращался к Н.М. Пегову с просьбой об увеличении суточной нормы отпуска хлеба членам семей офицерского состава с 200 до 300 грамм на человека52.

Летом-осенью 1944 г. из-за срыва графика отгрузки муки приморским трестом Крайзаготзерно для военторгов края «во многих гарнизонах семьи офицеров в сентябре не получали хлеба по 3-5 дней. Военторги имеют значительную задолженность муки в/частям, вынужденных незаконно заимствовать последнюю.»53.

Несмотря на все проблемы, взаимодействие различных ведомств позволило частично обеспечить сельское хозяйство и предприятия рыбной промышленности трудовыми ресурсами, снабдить население края и военнослужащих продовольствием.

* * *

Подводя итог, отметим, что в годы Великой Отечественной войны на Дальнем Востоке были сформированы достаточно эффективные механизмы межведомственного взаимодействия. Несмотря на целый ряд проблем, имевших место в 1941 - 1943 гг., среди которых можно выделить вопросы разграничения полномочий военных и гражданских властей, несовершенство законодательства, отсутствие четкой регламентации ряда процессов, их постепенное решение привело к формированию к 1944 - 1945 гг. более совершенных механизмов межведомственного взаимодействия, позволявших эффективно урегулировать возникавшие кризисы и проблемы, либо снижать их остроту и масштаб, что стало важнейшим условием выполнения задач развития Приморского края в годы Великой Отечественной войны.

Примечания

1 Ткачева. Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы

Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 47-51.

2 Колесниченко К.Ю. Развитие военной группировки в Приморье в 1931- первой половине 1938 года // Военно-исторический журнал. 2016, № 14. С. 8-16.

3 Петренко В.М. Дальневосточный фронт накануне и в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. // Военно-исторический журнал.

2010. № 11. С. 20, 21.

4 Боевой и численный состав вооруженных сил СССР в период Великой отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Статистический сборник № 1 (22 июня 1941 г.). М., 1995. С. 38.

5 Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 233.

6 Сидоров Н.В. ГУЛАГ НКВД: анфас и профиль. Том. 1. Владивосток,

2011. С. 116.

7 Ткачева. Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 132, 133.

8 Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923 - 1960: Справочник. М., 1998. С. 121, 515.

9 Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 47.

10 Пегов Н.М. Далекое - близкое: Воспоминания. М., 1982. С. 147.

11 Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 177.

12 Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. П-68. Оп. 4. Д. 8. Л. 3, 3об.

13 Там же. Л. 16-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Там же. Л. 15.

15 Там же. Л. 65.

16 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 68. Л. 6-8.

17 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 73. Л. 90; Д. 384. Л.27.

18 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 1. Д. 199. Л. 157, 157об.

19 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 1. Д. 668. Л. 118.

20 РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 154. Л. 91.

21 ГАПК. Ф. П-59. Оп. 1. Д. 414. Л. 107.

22 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 384. Л. 17.

23 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 68. Л. 6.

24 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 359. Л. 90-92; Д. 354. Л. 5, 16.

25 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 384. Л. 1, 37, 40, 43.

26 Там же. Л. 14, 22, 24.

27 Там же. Л. 6, 7.

28 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 73. Л. 139.

29 Зайцев Ю.М. Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота в 1932 - 1945 гг. Владивосток, 2007. С. 118, 119.

30 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 59. Л. 136.

31 РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 145. Л. 1.

32 Зайцев Ю.М. Инженерно-строительные органы Тихоокеанского флота в 1932 - 1945 гг. Владивосток, 2007. С. 119.

33 ГАПК.Ф. П-68. Оп. 4. Д. 359. Л. 8, 15.

34 Там же. Л. 14.

35 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 73. Л. 81, 82.

36 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 8. Л. 7; Д. 73. Л. 82, 83.

37 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 116. Л. 20.

38 РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 254. Л. 78, 78об.

39 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 73. Л. 44, 59-61

40 Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945). Хабаровск, 2013. С. 81.

41 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 73. Л. 123.

42 Там же. Л. 34.

43 Там же. Л. 99.

44 Там же. Л. 117.

45 Там же. Л. 123.

46 Там же. Л. 116.

47 Ливенцев Д.В. Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике (1917 - 1945 гг.). Воронеж, 2013. С. 338.

48 ГАПК. Ф. 644. Оп. 1. Д. 84. Л. 24-28.

49 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 385. Л. 12.

50 ГАПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 385. Л. 24.

51 Там же. Л. 20, 20об.

52 ГАПК. Ф. П-68. Оп . 4. Д. 73. Л. 12.

53 Там же. Л. 16

Автор, аннотация, ключевые слова

Колесниченко Кирилл Юрьевич - канд. полит. наук, доцент Дальневосточного федерального университета (Владивосток)

[email protected]

В статье на основании документов российских государственных архивов рассматривается процесс налаживания взаимодействия партийных, советских, хозяйственных и военных учреждений в Приморском крае во время Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется взаимодействию в сфере сельскохозяйственного производства, строительства оборонительных объектов, снабжения сухопутных войск и Тихоокеанского флота продовольствием и другими материальными ресурсами. На конкретных примерах раскрывается руководящая и контролирующая роль Приморского краевого комитета партии большевиков и других партийных органов. Налаживание межведомственного взаимодействия позволило промышленным, сельскохозяйственным, рыбопромысловым и транспортным предприятиям Приморского края решить задачи по обеспечению обороноспособности советского Дальнего Востока. Сама же система межведомственных отношений в Приморском крае за годы войны была

существенно изменена, что повысило ее эффективность по сравнению с довоенным временем.

Великая Отечественная война, Дальний Восток России, Приморский край, ВКП(б), партийный аппарат, государственный аппарат, Дальневосточный фронт, Тихоокеанский флот, межведомственное взаимодействие

References (Articles from Scientific Journals)

1. Kolesnichenko K.Yu. Razvitie voennoy gruppirovki v Primore v 1931-pervoy polovine 1938 goda. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2016, no. 14, pp. 8-16.

2. Petrenko V.M. Dalnevostochnyy front nakanune i v period Velikoy Otechestvennoy voyny 1941 - 1945 gg. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2010, no. 11, pp. 20, 21.

(Monographs)

3. Liventsev D.V. Sovetskie voenno-morskie i rechnye sily v dalnevostochnoy vneshney politike (1917 - 1945 gg.) [The Soviet Naval and River Forces in the Far Eastern Foreign Policy (1917 - 1945)]. Voronezh, 2013, p. 338.

4. Sidorov N.V. GULAG NKVD: Anfas i Profil [The GULAG ofthe NKVD: Profile and Full Face]. Vladivostok, 2011, vol. 1, p. 116.

5. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013, p.47.

6. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013, pp. 47-51.

7. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013, p.81.

8. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013, pp. 132,133.

9. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013, p.177.

10. Tkacheva G.A. Oboronnyy potentsial Dalnego Vostoka SSSR v gody

Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 - 1945) [The Defense Potential of the Far East of the USSR in the Great Patriotic War (1941 - 1945)]. Khabarovsk, 2013,p.233.

11. Zaytsev Yu.M. Inzhenerno-stroitelnye organy Tikhookeanskogo flota v 1932 - 1945 gg. [Engineering and Construction Bodies of the Pacific Fleet in 1932 - 1945]. Vladivostok, 2007, pp. 118, 119.

12. Zaytsev Yu.M. Inzhenerno-stroitelnye organy Tikhookeanskogo flota v 1932 - 1945 gg. [Engineering and Construction Bodies of the Pacific Fleet in 1932 - 1945]. Vladivostok, 2007, p. 119.

Author, Abstract, Key words

Kirill Yu. Kolesnichenko - Candidate of Political Science, Senior Lecturer, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia)

[email protected]

Using some documents from Russian state archives the author analyzes the process of coordinating and facilitating the interaction among the Bolshevik party, Soviet administrative, procurement, and military institutions in Primorsky krai (Primorye) during the Great Patriotic War (1941 - 1945). An emphasis is laid on the cooperation in the areas of agricultural production, construction of defense facilities, food and other supplies for ground forces and the Pacific Fleet. Specific examples are used to illustrate the leading controlling role of the Bolshevik Party Committee and other party bodies of Primorsky krai. The cross-institutional cooperation enabled manufacturing, agricultural, fishing, and transportation industries in Primorsky krai to secure the defensive capacity of the Soviet Far East. The network of cross-administrative links in Primorsky krai was considerably transformed during the war, which resulted in its greater efficiency compared to the pre-war period.

World War II, Russian Far East, Primorsky krai (Primorye), Bolshevik party, Bolshevik party apparatus, state machinery, Far Eastern front, Pacific fleet, cross-administrative (interagency) cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.