Научная статья на тему 'Военно-гражданские отношения в Приморском крае в годы Великой отечественной войны'

Военно-гражданские отношения в Приморском крае в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
756
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Кирилл Юрьевич

Статья посвящена анализу наиболее значимых аспектов военногражданских отношений на Дальнем Востоке в период Великой Отечественной войны на примере Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the most important aspects of the civil-military relations at the Russian Far-East during Great Patriotic War 1941-1945

Текст научной работы на тему «Военно-гражданские отношения в Приморском крае в годы Великой отечественной войны»

Колесниченко Кирилл Юрьевич Военно-гражданские отношения в Приморском крае в годы Великой

Отечественной войны

В период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в условиях недостаточно развитой промышленности и транспортной инфраструктуры при низкой численности населения с учетом напряженной внешнеполитической обстановки военно-гражданское взаимодействие являлось важнейшим фактором выполнения задач экономического, социального и военного развития Дальнего Востока.

В данной статье на основании материалов Государственного архива Приморского края, часть из которых впервые водится в научный оборот, мы попытаемся рассмотреть основные формы военно-гражданского взаимодействия на Дальнем Востоке в годы Великой отечественной войны на примере Приморского края.

Характеризуя военно-гражданские отношения в Приморье в период Великой Отечественной войны, можно отметить несколько ключевых особенностей:

1. Большой объем нагрузки на гражданские органы власти и население в сфере обеспечения обороноспособности края, и активное участие военных в процессах экономического и социального развития региона начиная с первой половины 30-х гг. ХХ века.

2. Значительное количество военнослужащих на территории края, вполне сопоставимое с численностью гражданского населения. К июню 1941 г. на территории Приморья дислоцировались 1-я Краснознаменная (1 КА) и 25-я армии Дальневосточного фронта (ДВФ), а также части фронтового подчинения [7.с. 20-21]. В июле 1941 г. на территории Приморья была сформирована 35-я армия [1.С. 725],а в августе 1942 г. - 9-я воздушная армия [1. С. 236].

Помимо войск ДВФ, на территории Приморского края дислоцировались основные силы Тихоокеанского флота со штабом в г. Владивостоке. К середине 1941 г. части и соединения ТОФ включали две бригады надводных кораблей, две

бригады подводных лодок, бригаду торпедных катеров, несколько отдельных дивизионов кораблей и катеров, в также части морскую авиации, береговой обороны и тыла [1.С.717]. В августе 1944 г. 1 КА, 25-я, 35-я армии и 9 ВА имели 388 683 чел. рядового и сержантского состава[9.С.233]. С учетом ТОФ и пограничных войск общую численность военных на территории края в 1941-1945 гг. можно оценить в 500-550 тыс. человек. При этом численность гражданского населения края составляла в 1944 г. чуть более 900 тыс. человек [С.233

Среди наиболее значимых аспектов военно-гражданского сотрудничества можно выделить:

1.Взаимодействие в сфере производственно-хозяйственной деятельности;

2.Выполнение задач оборонительного строительства силами краевых организаций и гражданского населения;

3.Обеспечение деятельности соединений и частей ДВФ и ТОФ силами гражданских организаций;

4.Урегулирование возникающих конфликтов1;

Военно-гражданское взаимодействие в годы войны регулировалось комплексом нормативных документов, включая постановления Ставки Верховного главнокомандования (СВГК), Государственного комитета обороны (ГКО), Совета народных комиссаров, постановлениями ДВФ и Примкрайкома ВКП (б).

В сфере производственно-хозяйственной деятельности военные оказывали существенную помощь в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности Приморья, в первую очередь, являясь источником дисциплинированной и хорошо организованной рабочей силы и квалифицированных специалистов.

Историк Г.А. Ткачева отмечает, что в 1941-1945 ежегодно в проведении сельскохозяйственных работ в Приморском крае участвовали от 7 до 22 тыс.

1 Помимо перечисленных выше форм сотрудничества можно выделить взаимодействие в культурно-информационной, социальной сферах, образовании и здравоохранении.

военнослужащих. Согласно ее оценке, силами военных на Дальнем Востоке

л

было убрано не менее трети урожая [8.С.159] .

Например, в 1944 г. колхозам Приморского края из состава 1, 25-й и 35-й армий выделялось в июне-июле (на период сенокошения) 5000 военнослужащих, а в июле - августе (на период уборки урожая) -15 000 военнослужащих [2.Л.44;59-61].

Принимая во внимание тот факт, что общее количество работников в колхозах Приморского края в 1944 году составляло 41 тыс. человек (из них 6.8 тысяч подростков), и 10.8 жителей городов, мобилизованных на сельскохозяйственные работы [8.С.157], участие 15 000 военнослужащих в сельхозработах можно оценить как значимый вклад в уборку урожая.

Кроме того, военные оказывали активное содействие в ремонте сельскохозяйственной техники. В апреле 1944 г. 1-й КА и 25-й армией для оказания помощи в ремонте техники МТС, колхозам и совхозам края выделялось 700 человек (555 трактористов, 145 ремонтников и механизаторов) [2.Л.42-43]. При этом в МТС края на 1 апреля 1944 г. числилось 2804 работника [9. С.238].

В июне 1944 г. первый секретарь Примрайкома ВКП (б) Пегов обращается к командующим 1-й Краснознаменной и 25-й армиями с просьбой о выделении дополнительного количества квалифицированных специалистов для МТС, мотивируя это тем, что «Многие машинно-тракторные станции края вследствие отсутствия квалифицированной рабочей силы не справляются с ремонтом комбайнов... сейчас в крае отремонтировано не более 10% плана. Мы вынуждены вновь обратиться ... с просьбой помочь нам в ремонте комбайнов. Крайком ВКП (б) понимает, что для Вас выделение бойцов на хозяйственные работы сопряжено с известными трудностями, но мы не имеем других возможностей для оказания помощи МТС. [2. Л.69].

В ответ на этот запрос 1-я и 25-я армии выделили 73 квалифицированных механика, кузнеца, слесаря, а авиационные мастерские 9-й воздушной армии

2 В 1945 г. в связи с подготовкой к боевым действиям против Японии личный состав к сельскохозяйственным работам не привлекался.

должны были оказать содействие в ремонте моторов для комбайнов [2, Л. 69-73;80].

С учетом того, что общее количество комбайнов и тракторов в МТС и совхозах Приморья в 1941-1945 при практически полном отсутствии поставок новой техники и запчастей в условиях оттока части наиболее квалифицированных кадров оставалось стабильным, составляя около 1000 ед. и 3000 ед. соответственно [8.С.267], роль военных в поддержании сельхозтехники края в рабочем состоянии можно также оценить как весьма значимую.

Помимо сезонных работ, связанных с уборкой урожая, военные принимали участие в различных разовых мероприятиях, направленных на оказание дополнительной помощи сельскому хозяйству. Например, в субботниках 10 и 17 сентября 1944 г. в Приморье приняло участие 26 686 военнослужащих ДВФ, работавших в 135 колхозах Приморья. [2.Л.123].

В 1941-1945 гг. практически все воинские части и соединения ДВФ и ТОФ осуществляли сельскохозяйственную деятельность с целью частичного удовлетворения своих потребностей в продовольствии, а также выполнения планов государственных поставок. По приблизительным подсчетам, военными обрабатывалось 5-7% всех посевных площадей края.

При выполнении этих задач военные не могли обойтись без помощи краевых и районных властей и организаций, в первую очередь в вопросах выделения земли, обеспечения семенами, сельскохозяйственной техникой и расходными материалами, включая ядохимикаты.

Так, например, в январе 1944 г. командующий 1 КА генерал-лейтенант М.С. Саввушкин обратился к краевым властям с просьбой о выделении 9067 кг. семян различных овощных культур и 6340 центнеров овса для выполнения плана посевной, который составлял 11 545 га.[2 С. 34].

Летом 1944 г. командование тыла ДВФ обращалось к руководству Приморского края с просьбой обеспечить воинские части сельхозтехникой, включая 47 комбайнов, 40 молотилок и 65 жаток и самосбросок[2.Л.99].

Помимо сельского хозяйства военные обеспечивали рабочей силой важнейшие стройки, а в ряде случаев и сами строили здания сооружения по заказам местных властей. Например, военно-строительное управление ДВФ принимало активное участие в строительстве комбикормового завода в г. Ворошилов - Уссурийский в 1943-1944 гг., завода боеприпасов в поселке Семеновка в 1943 г., кроме того, военно-строительные организации ДВФ осуществляли постройку школ в селах Галенки и Платоновка, ремонт ряда гражданских зданий и сооружений и т.д.

В сфере оборонительного строительства на гражданские организации и население Приморья был возложен значительный объем работ, особенно в 19411943 гг. Гражданское население приграничных районов Приморья активно участвовало в оборудовании рубежей и узлов обороны в интересах ДВФ, а население прибрежных районов - в мероприятиях по усилению береговой и противодесантной обороны.

В соответствии с планами строительства Тылового сектора береговой обороны главной военно-морской базы ТОФ (Владивосток), работы на котором начались в августе 1941г., к работам планировалось привлечь 17 680 человек, из них 9000 гражданского населения, 4880 военнослужащих, 3800 заключенных. Реально на начало сентября 1941 г. на строительстве работало 9306 человек, из них 2361 человек гражданского населения,1200 заключенных. [5.С. 103-104]. Летом 1942 г. на строительстве работало 8800 человек гражданского населения из 15 000 человек по плану.[5.С.118-119]. С 1 сентября 1942 г. на строительстве оборонительных рубежей ТОФ работало 14.5 тыс. приморцев, а с ноября были привлечены к работам на срок до двух месяцев еще 3000 чел [8.С.46]. В общей сложности за годы войны жители г. Владивостока на сооружении оборонительных рубежей отработали около 137.2 тыс. чел. дней [8.С.153].

Для управления военно-строительными работами в пограничных населенных пунктах по приказу военного совета ДВФ назначался комендант узла обороны (или опорного пункта), создавался штаб в составе инженера, командира саперной части и представителя местного органа власти.

На 1 апреля 1943 г. в 39-ти приграничных населенных пунктах, располагавшихся в 25-й армии Приморского края для было подготовлено 2072 орудийные площадки и огневые точки, 26 командных и наблюдательных пунктов, 8,15 км. противотанковых препятствий, 65 км. ходов сообщений. С 1 июня по 15 июля 1943 г. местные жители (в данном районе проживало 1.6 тыс. трудоспособных мужчин, 3,9 тыс. женщин, 1 тыс. подростков) должны были отработать на оборонительном строительстве 53.1 тыс. чел. дней или в среднем 8 дней на одного трудоспособного жителя [8.С. 153].

Кроме того, гражданское население было задействовано в аэродромном строительстве и обеспечении эксплуатации действующих аэродромов. В соответствии с постановлениями ГКО за 1942-1944 гг. о подготовке аэродромов к эксплуатации в зимние в зимние и весенние периоды предполагалось привлечение к работе 14.6 тыс. человек,4.1 тыс. подвод, 300 тракторов и 200 автомашин [8.С.47]. В 1943 г. для нужд аэродромного строительства районы Приморского края должны были выделить 330 человек и 280 лошадей, фактически же было выделено 152 человека и 160 лошадей [3.Л.91-92]. Заместитель командующего ВВС ТОФ по тылу полковник Ерух в обращении на имя краевых властей в ноябре 1943 г. просил о выделении 3000 человек и 1000 подвод для восстановления аэродромов после снегопадов зимой 1943-1944 гг. [3.Л.91-92].

С началом войны возникли существенные проблемы со снабжением войск Дальнего Востока, а изъятие в 1941-1942 гг. большого количества мобилизационных запасов, хранившихся на территории региона, еще больше обострило ситуацию.

В сложившихся условиях взаимодействие с руководством Приморского краевого комитета ВКП (б), краевыми и районными организациями стало важнейшим фактором обеспечения военной группировки в Приморье необходимыми ресурсами и материалами, включая снабжение электроэнергией, строительными материалами, техникой, производство и ремонт обмундирования,

обуви, амуниции и техники, решению вопросов расквартирования и обеспечения продовольствием воинских частей и т.д.

Исходя из анализа переписки краевых властей с командованием ДВФ и ТОФ, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев запросы, поступавшие от командования ДВФ и ТОФ, общевойсковых и воздушных армий, удовлетворялись частично. По наиболее значимым вопросам, касавшимся обеспечения боеготовности частей и соединений, выполнению планов оборонительного строительства всегда принимались самые активные меры.

Например, в сентябре 1943 г. командующий 9-й ВА обратился к руководству края с просьбой о получении ряда материалов (асбест, сталь, карбид кальция, стальная проволока) для подготовки самолетов к зимнему периоду. Не имея возможности выделить требуемое из краевых ресурсов, Примкрайком обратился с запросом к заместителю председателя НКО А.И. Микояну, в результате с разрешения последнего часть наиболее значимых материалов была выделена в октябре 1943 г. из общегосударственного резерва, хранившегося на территории края [2.40-41].

Значительную роль играли гражданские организации и в обеспечении повседневной деятельности войск ДВФ и ТОФ. Например, находившиеся в г. Уссурийске штабы 1-й Краснознаменной, 25-й и 9-й воздушной армий, воинские части, дома начальствующего состава, котельные снабжались электроэнергией электростанциями сахарного завода и Масложиркомбината, а воинские части в г. Спасск - Дальний обеспечивались электроэнергией Спасским цементным заводом.

Весьма сложной была ситуация с обеспечением военнослужащих ДВФ обувью и обмундированием - поставки нового обмундирования обуви носили ограниченный масштаб, а обмундирование из неприкосновенных запасов было частично изъято уже в летом 1941 г. В некоторых частях ДВФ уже к осени 1941 г. износ обуви составлял 30-40% .

В этих условиях значительная нагрузка по обеспечению обмундированием ложилась на гражданские организации, причем в условиях ограниченности

ресурсов большое значение приобретал его ремонт. Согласно плану на 1943 г. предприятия системы Промкооперации Приморского края должны были обеспечить ремонт вещевого имущества для ДВФ общим количеством 1 млн. 50 тыс. единиц (для 1-й Краснознаменной армии 620 тыс., для 25-й армии 330 тыс. и для 35-й армии 100 тыс.) [3.Л.5].

Характеризуя основные конфликты в сфере военно-гражданских отношений, можно выделить следующие причины:

1) ненадлежащие исполнение обязательств сторонами по вопросам производственно-хозяйственной деятельности и оборонительного строительства;

2) конфликты в сфере обеспечения повседневной деятельности частей и соединений ДВФ и ТОФ;

3) конфликты интересов при использовании тех или иных объектов, земель и сооружений;

4) правонарушения и преступления, совершаемые военнослужащими и гражданскими лицами, а также случаи причинения ими материального ущерба.

В сфере производственно-хозяйственной деятельности основной проблемой было несвоевременное и несоответствующее плану выделение личного состава воинских частей и гражданского населения на различные работы, невыполнение норм выработки и т.д. В результате, краевые власти регулярно обращались к командующим ДВФ, Примгруппы войск, общевойсковых армий по поводу возникавших проблем. Например, в переписке Примкрайкома с Ольгинским райкомом ВКП(б) частности говорилось:

«В связи с тем, что в некоторых колхозах установлены случаи формального отношения отдельных командиров воинских частей к выполнению работ по оказанию помощи колхозам, крайкомаппарат поставил этот вопрос перед командующим Дальневосточным фронтом. Командующий дал следующее распоряжение командирам воинских соединений и частей. 1. Немедленно выделить необходимое количество бойцов для сельхозработ в колхозах. 2. Установить для бойцов занятых на полевых работах 10 часовой рабочий день. 3. Эффективно организовать труд бойцов, чтобы не было ни одного бойца, не

выполняющего установленных в колхозе норм выработки. 4. Пресечь незаконные требования командиров частей и отдельных лиц, предъявляемые ими к колхозам в части получения с колхозов продуктов питания и прочих услуг [4].

Периодически возникали проблемы со снабжением продовольствием, электроэнергией, строительными материалами.

Так, например, из-за передислокации в Сучанский и районы некоторых частей 25-й армии, последние, не имея возможности использовать подсобные хозяйства, испытывали острый дефицит продуктов, в результате в ряде частей фиксировались случаи алиментарной дистрофии. Командование тыла ДВФ обратилось к краевым властям с просьбой о выделении овощей

Летом-осенью 1944 г. Из-за срыва графика отгрузки муки приморским трестом Крайзаготзерно для Военторгов последние «имели значительную задолженность по поставкам муки воинским частям, которые вынуждены были незаконно заимствовать последнюю». До 20 сентября 1944 г. Из 250 тонн муки по плану военторгом 1-й КАбыло получено только 60 тонн. [2.124]

Регулярно возникали проблемы и с расквартированием личного состава, конфликтные ситуации по поводу использования различных зданий, построек и сооружений, необходимостью их освобождения, компенсации за поврежденные здания и т.д.

Отдельным вопросом были хищения и кражи продовольствия, различных материалов, имущества, которые в условиях острого дефицита становились явлением неизбежным. Наиболее часто объектами краж и хищений становились сено, продукты, топливо и стройматериалы.

Военными и гражданскими властями принимались достаточно активные меры по борьбе с такими явлениями. Военный совет ДВФ, военные советы дислоцированных в Приморье армий регулярно специальные директивы по вопросам организации комплекса мер по борьбе с хищениями и кражами. Например, военный совет ДВФ издавал такие директивы в 1942,1943 и 1944 гг.

Кроме того, решением данного вопроса занимались и политические органы, также выпускавшие директивы и практические рекомендации войскам.

По фактам хищений и краж военными и гражданскими властями проводились совместные расследования, в войсках работали специальные комиссии, рассматривавшие претензии гражданских органов власти, организаций и частных лиц.

Виновные привлекались к различным видам уголовной, дисциплинарной и партийной ответственности. Только за 1943 г. и два первых месяца 1944 г. в 25-й армии за хищения колхозной и государственной собственности военными трибуналами было осуждено 54 человека, товарищескими судами - 23 человека, партийными и комсомольскими организациями было привлечено к ответственности 54 коммуниста и 58 комсомольцев [2.Л.29-30].

В ряде случаев наказание было достаточно суровым - например, в 1944 г. старший лейтенант одной из воинских частей 25-й армии за систематическую кражу сена у колхоза был осужден военным трибуналом на шесть лет лишении свободы [2,Л.30].

В целом, система разрешения конфликтов в системе военно-гражданских отношений в Приморье, сложившаяся с одной стороны в рамках официальных взаимоотношений военных и гражданских органов, а также под влиянием специфического опыта взаимодействия в условиях военного времени, позволяла в большинстве случаев эффективно решать возникавшие проблемы либо снижать их остроту и масштаб, гражданские власти принимали активные меры по устранению острых проблем и кризисов.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что выполнение задач военного строительства и социально-экономического развития Приморья в годы Великой Отечественной войны было бы невозможно без активного взаимодействия военных и гражданских структур и организаций, которые, несмотря на ряд сложных проблем, смогли сформировать достаточно эффективный комплекс механизмов и каналов взаимодействия, позволивших справиться с выполнением поставленных задач в сфере промышленности, сельского хозяйства и оборонительного строительства.

Список использованной литературы и источников:

1.Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. Общ. ред. М.М.Козлов. М.Советская энциклопедия, 1985. Velikaya Otechestvennaya voina. Red.M.M.Kozlov. Moskva,1985/

2.Государственный архив Приморского края (ГАПК), фонд П-68,Опись 4, дело 73. Gosudarstvenny arhiv Primorskogo kraya, fond P-68, Opis 4,delo 73.

3.ГАПК, фонд П-68,Опись 4, дело 359. Gosudarstvenny arhiv Primorskogo kraya, Fond P-68, opis 4,delo 359.

4.Документы Ольгинского райкома ВКП (б) Приморского края, Особая папка, Материал предоставлен Назаровой Е.В.Из собрания краеведческого музея Ольгинского района. Dokymenty Olginskogo Raikoma VKP (b) Primorskogo kraya, osobaya papka. Iz sobranya kraevedcheskogo muzeya olginskogo raiona Primorskogo kraya.

Dokymenty Olgynskogo raikoma VKP (b) Primorskogo kraya,Osobaya papaka. Is arhivaOlgynskogo raionnong muzeya.

5.Зайцев Ю.М. Инженерно - строительные органы Тихоокеанского флота в 1932-1945.Владивосток, Тихоокеанский высший военно-морской институт им. С.О.Макарова. 2007 г.168 с./ Zaitsev Y.M. Inzenerno- Stroitelnye organy Tihookeanskog flota v 1932-1945.Vladivostok, Tihookeansky vyshiy voenno-morskoi institute imeny S.O.Makarova,2007.

6.Петренко В.М. Дальневосточный фронт накануне и в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.// Военно-исторический журнал. 2010 № 11. C. 20-25.Petrenko V.M. Dalnevosotchyi Front nakanune I v period Velikoi Otechestvennoi Voiny1941-1945.Voenno-Istorichesky Zhurnal 2010 № 11.

7. Ткачева Г.А. Дальневосточное общество в годы Великой отечественной войны. Tkacheva G.A. Dalnevostochnoye obshestvo v gody Velikoi Oteschestvennoi Voiny.

8. Ткачева Г.А. Оборонный потенциал Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Хабаровск, ХКМ им. Н.И. Гродекова,2013.

Tkacheva G.A. Oboronny potencyal Dalnego Vostoka v gody Velikoi otechestvennoi voiny(1941-1945).Khabarovsk, HKM imeny N.I.Grodekova,2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.