Научная статья на тему 'Военные преступления в районе великих африканских озер и вопросы правосудия'

Военные преступления в районе великих африканских озер и вопросы правосудия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / безопасность / вооруженные конфликты / беженцы / фундаментальный ислам / этноконфессиональные противоречия / Africa / security / armed conflicts / refugees / fundamental Islam / ethnic-confessional contradictions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Г М. Сидорова

В статье исследуется проблема военных преступлений в условиях вооруженных конфликтов в районе Великих Африканских озер. Рассматриваются вопросы наказания преступников органами правосудия, выдвигаемые международными, региональными организациями, а также отдельными политическими и общественными деятелями. Делается вывод о том, что безнаказанность преступлений против человечности в ряде африканских государств создает благодатную почву для возникновения новых очагов конфликтов, влекущих за собой гуманитарные катастрофы и человеческие жертвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY CRIMES IN THE AFRICAN GREAT LAKES REGION AND THE QUESTIONS OF JUSTICE

The article deals with the problem of military crimes in conditions of armed conflicts in the African Great Lakes region. It opens the questions about punishment of criminals by judicial bodies which are raised by the international and regional organizations and also by certain political and public figures. The author draws the conclusion that the issue of impunity of the crimes against humanity in a number of African countries gives the fertile ground for the emergence of new tinder boxes of the conflicts, and it can cause humanitarian disasters and a lot of human victims.

Текст научной работы на тему «Военные преступления в районе великих африканских озер и вопросы правосудия»

УДК 378

Г. М. Сидорова

кандидат исторических наук, заведующая кафедрой теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РАЙОНЕ ВЕЛИКИХ АФРИКАНСКИХ ОЗЕР И ВОПРОСЫ ПРАВОСУДИЯ

В статье исследуется проблема военных преступлений в условиях вооруженных конфликтов в районе Великих Африканских озер. Рассматриваются вопросы наказания преступников органами правосудия, выдвигаемые международными, региональными организациями, а также отдельными политическими и общественными деятелями. Делается вывод о том, что безнаказанность преступлений против человечности в ряде африканских государств создает благодатную почву для возникновения новых очагов конфликтов, влекущих за собой гуманитарные катастрофы и человеческие жертвы.

Ключевые слова: Африка; безопасность; вооруженные конфликты; беженцы; фундаментальный ислам; этноконфессиональные противоречия.

G. M. Sidorova

Ph.D. (History), Head of Department of Theory and History of International Relations, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]

MILITARY CRIMES IN THE AFRICAN GREAT LAKES REGION AND THE QUESTIONS OF JUSTICE

The article deals with the problem of military crimes in conditions of armed conflicts in the African Great Lakes region. It opens the questions about punishment of criminals by judicial bodies which are raised by the international and regional organizations and also by certain political and public figures. The author draws the conclusion that the issue of impunity of the crimes against humanity in a number of African countries gives the fertile ground for the emergence of new tinder boxes of the conflicts, and it can cause humanitarian disasters and a lot of human victims.

Key words: Africa; security; armed conflicts; refugees; fundamental Islam; ethnic-confessional contradictions.

Проблема наказаний за совершенные военные преступления и преступления против человечности остается длительное время «болевой точкой» многих африканских государств, включая центральноафри-канскую страну - Демократическую Республику Конго (далее - ДРК).

Существенным препятствием для ее решения является продолжающийся военно-политический кризис на востоке страны, активность незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ) как конголезского, так и иностранного происхождения, слабость силовых структур республики, которые пока не в состоянии обеспечить должную защиту гражданскому населению.

Попытки Киншасы оказать давление на лидеров боевиков различных военных формирований с целью прекращения бесчинств дают малый эффект. Судебные органы практически бездействуют в ожидании реформы, на которую не хватает ни сил, ни финансовых ресурсов. Бессильными остаются также требования региональных организаций и гражданского общества призвать виновных к ответу из-за недостаточной развитости и активности [2].

В сентябре 2011 г. власти страны предприняли попытку создания Международного уголовного суда по ДРК (аналогичного тому, который был создан по Руанде). Однако в августе 2011 г. парламент Конго отклонил проект закона о специализированном смешанном суде по рассмотрению дел о геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в стране до и после создания Международного уголовного суда (далее - МУС) в 2002 г. Депутаты апеллировали к тому, что намереваются ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, который не допускает создания международного трибунала по отдельно взятой стране. В ДРК развернулась жесткая полемика между сторонниками и противниками данной инициативы.

В этой связи официальный представитель созданного объединения «Национальной коалиции за создание международного уголовного суда в ДРК» Д.-И. Казади обрушился с резкой критикой на членов высшего законодательного органа страны. По его мнению, учреждение подобной структуры способствовало бы большей раскрываемости уголовных преступлений и дополнило бы проводимую работу по соответствующим вопросам МУС, поскольку, исходя из доклада ООН по нарушению прав человека в ДРК за 2010 г. число нераскрытых дел в стране оставалось велико. Д.-И. Казади также подчеркнул, что инициатива правительства ДРК по созданию специализированного смешанного суда придала бы импульс гражданскому обществу по борьбе с несоблюдением международных гуманитарных прав, обостряющим и без того накаленную атмосферу в обществе.

По мнению конголезских экспертов, создание специализированного суда, с одной стороны, способствовало бы привлечению международных судей в Киншасу, а с другой, - помогло правительству ДРК в проведении текущей реформы всей судебной системы страны. Представители парламента подчеркивали преимущественно военный характер совершенных преступлений. В этой связи они отмечали приезд в Киншасу 18 августа 2011 г. посла по особым поручениям США С. Раппа, заявившего, что американское правительство окажет финансовую и материальную поддержку ДРК по созданию специализированных военных судебных коллегий [12]. По их мнению, это способствовало бы большей раскрываемости преступлений против гражданских лиц, совершенных как НВФ, так и военнослужащими конголезской армии.

Напомним, что в период с 1993 по 2003 гг. из 617 зафиксированных случаев грубых нарушений прав человека раскрыто не более двух десятков, что, в свою очередь, показывает слабость всей судебной системы ДРК. В последние годы было раскрыто и доведено до суда всего несколько дел, связанных с ответственностью некоторых лиц за геноцид, военные преступления и преступления против человечности: в 2006 г. осужден С. Мбойо; в июне 2007 г. - полковник Килва; в 2009 г. раскрыто «дело Гедеона», обвиняемого в массовом убийстве в н. п. Кипуши и Лиека (провинция Катанга), ответственного за гибель свыше 50 человек; в августе 2010 г. приговорен к смертной казни майор ВС ДРК Какадо.

Учитывая крайне низкие показатели в раскрываемости преступлений, конголезцам приходится обращаться за помощью в МУС и другие международные инстанции для выправления положения в данной сфере.

Одним из главных персонажей, обвиняемых в военных преступлениях, стал Жан-Пьер Бемба - главный политический соперник действующего президента на первых президентских выборах 2006 г. Выходец из провинции Экватор, Ж.-П. Бемба пользовался и пользуется большой поддержкой своих соплеменников в провинции и в столице республики. Большую моральную и финансовую поддержку ему оказывал отец - сенатор Саолона Бемба, являвшийся самым крупным в стране владельцем недвижимости. Ж.-П. Бемба был одним из основных действующих лиц «трехдневной войны» в Киншасе в 2006 г.

и беспорядков 2007 г., когда боевики этого лидера вывели на улицы столицы тяжелую боевую технику и заставили жителей 15-миллионного города перейти на осадное положение [1]. С весны 2008 г. Ж.-П. Бемба находится под следствием в Гааге в МУС, а его дело продвигается крайне медленно.

21 октября 2010 г. Палата первой инстанции МУС определилась с датой начала процесса, который был назначен на 22 ноября 2010 г. Ж.-П. Бемба обвинялся в преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных боевиками руководимого им «Движения за освобождение Конго» (ДОК)1 в ЦАР в 2002-2003 гг. в ходе вооруженной поддержки режима А.Ф. Патассе. ДОК и другая конголезская оппозиция в целом крайне негативно отреагировали на начало процесса. Среди критических заявлений в адрес МУС высказывались обвинения в политической подоплеке дела, чем обосновывалась «заморозка» счетов конголезского оппозиционера и отсутствие на одной с Ж.-П. Бембой скамье обвиняемых руководства и военного командования ЦАР. «Обезглавленная» оппозиция ДОК обвинила Суд в «заказном» характере процесса и политической ангажированности. Оппозиционный сенатор Э. Базаиба, посетившая Гаагу в составе конголезской парламентской делегации, направила открытое письмо председателю МУС Санг-Хьюн Сонгу, в котором, помимо осуждения политической подоплеки дела, раскритиковала Суд за явные, по ее мнению, процедурные нарушения и нелогичное отсутствие других, более очевидных обвиняемых. Имелось в виду военное и политическое руководство, а также лидеры других вооруженных формирований, действовавших на территории ЦАР в указанный период.

С аналогичным заявлением в Гааге выступила сторона защиты, которая также подчеркивала якобы миротворческий характер деятельности в ЦАР бембовских боевиков наравне с суданцами, ливийцами и др. По версии защиты, совершенные боевиками ДОК преступления, были единичными и до сведения самого Ж.-П. Бембы не доводились. Жесткой критике со стороны оппозиционной партии подверглись власти ДРК, которые якобы даже формально «не соблюли приличия» и не встали на защиту видного политического деятеля страны, воздержавшись от любых комментариев по поводу процесса.

1 ДОК - это оппозиционная политическая партия, преобразованная в 2003 г. из военного объединения с одноименным названием.

В период с ноября 2010 г. по март 2012 г. были опрошены 40 свидетелей обвинения Ж.-П. Бембы. Затем наступил черед свидетелей защиты. Предполагалось заслушать 63 человек за 8 месяцев, начиная с августа 2012 г. [19]. Однако сроки не соблюдались из-за частых переносов заседаний по причине «технических» сбоев. После двухмесячного перерыва в феврале 2013 г. началось очередное заседание Суда. Выступивший на нем главный адвокат Эме Килоло сообщил, что «никто так и не доказал вины Ж.-П. Бембы, а настоящий процесс есть не что иное, как инсценировка политиков с целью устранения противника» [20]. Другие адвокаты и однопартийцы обвиняемого в своих публичных заявлениях обращали особое внимание на важную общественно-политическую роль Ж.-П. Бембы в ДРК. К июню 2013 г. только 19 из предполагавшихся 63 свидетелей выступили в его защиту. Надо отметить, что со свидетелями этого оппозиционера происходили непонятные вещи. Например, один из них, под номером D04-07 давал показания в течение трех дней, а потом куда-то бесследно исчез. Примерно то же самое случилось и со свидетелем под кодовым именем D04-11. Его якобы по каким-то причинам не посадили на борт самолета, направлявшегося в Гаагу и т. д. Многие из допрашиваемых имели статус беженцев, не обладали документами для перемещения и опасались за свою безопасность [10]. К тому же самого адвоката Э. Килоло обвинили в подделке документов свидетелей и коррупции.

В 2014 г., на шестом году после ареста Бембы, его дело стало принимать скандальный оборот. В ДРК все чаще стали выражать возмущение по поводу проволочек в расследовании. Конголезский политический деятель Жак Джоли назвал это «актом рабства» и «игрой темных сил» [18]. И хотя аналитики высказывали предположение о том, что развязка очевидна в 2014 г. [9], суд признал этого политического лидера виновным лишь в марте 2016 г. [11].

Другой громкий процесс о военных преступлениях - дело конголезца Томусу Лубанге. 13 марта 2012 г. МУС впервые с момента создания вынес обвинительный приговор. Суд признал виновным 51-летнего Т. Лубангу, в прошлом лидера группировки «Патриотические силы освобождения Конго» (FPLC), а затем «Союза конголезских патриотов» (UPC) в округе Итури (провинция Восточная), и вынес приговор - 14 лет заключения. Первоначально прокурор МУС Луис Морено-Окампо (с августа 2012 г. его заменила Фату Бенсуда)

сообщил, что будет просить назначения максимальной меры наказания осужденному лидеру. При этом подчеркнул, что первый обвинительный приговор МУС - победа международного правосудия и дань памяти детям-солдатам. «Если попросить судей дать по одному году за каждого загубленного ребенка, - подчеркнул прокурор, - то это намного превысит максимальный срок наказания в 30 лет, который установлен Римским статутом» [22].

Т. Лубанга был задержан в Киншасе в марте 2005 г. и через год отправлен в отделение предварительного заключения МУС. Следствие длилось с 26 января 2009 г. по 26 августа 2011 г. На суд в качестве свидетелей были приглашены 123 жертвы обвиняемого. Выступили также два свидетеля в его защиту. Один из них, 37-летний конголезец, уверенно утверждал, что главной заботой Т. Лубанги было установление мира в регионе.

Т. Лубангу обвинили в вербовке и краже детей, среди которых были дети младше 15 лет. Он и члены его группировки превращали малолетних детей в убийц, слуг и сексуальных рабов, использовали их для личной охраны и участия в боевых действиях в период с сентября 2002 г. по август 2003 г. Детей-солдат содержали в тяжелых условиях, а в случае неповиновения применяли к ним жестокие наказания.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал приговор МУС «как четкое послание о неизбежности наказания за вербовку детей в солдаты». Он подчеркнул, что международное сообщество должно продолжать свои действия по борьбе с безнаказанностью тех, кто причастен к совершению преступлений геноцида, против человечности и военных преступлений. В этой связи глава ООН подтвердил свою приверженность независимости Суда как центральной части международной системы уголовного правосудия. Пан Ги Мун приветствовал также сотрудничество ДРК с МУС и призвал конголезские власти укреплять усилия по обеспечению ответственности виновных в нарушении прав человека [3].

Относительно решения МУС высказались и американцы. Пресс-атташе посольства США в ДРК Марк Диллар в ходе пресс-конференции 15 марта 2012 г. сообщил, что решение высшей юридической инстанции заставит прислушаться других «авторов» преступлений, что, в свою очередь, будет способствовать активизации борьбы с безнаказанностью. Однако некоторые аналитики в Киншасе сочли это

заявление неуместным, поскольку сами США не подписали Римский статут МУС [16].

В том же ключе высказался бывший глава Миссии ООН в ДРК Роджер Мис. Он подчеркнул необходимость усиления юридической системы в ДРК при опоре на международные структуры, а также дал высокую оценку тесному сотрудничеству МООНСДРК с гражданской и военной системой правосудия в ДРК, которое необходимо укреплять в интересах национальных правовых институтов страны. В целом в Миссии оценили это событие как позитивный шаг в рамках уголовного международного права.

Конголезское правительство также признало вердикт МУС. По этому поводу выступила министр юстиции Э. Лузоло Бамби Леза, заявившая, что ДРК подтверждает свою волю продолжить настойчивую борьбу против безнаказанности во всех ее проявлениях, включая борьбу с теми, кто берется за оружие для достижения власти. В то же время некоторые юристы отнеслись к приговору МУС критически. Они отметили слабую юридическую базу этой организации, а также не всегда достоверные показания свидетелей, среди которых, как они полагали, встречались и подставные лица.

Мнения жителей Итури (провинция Восточная), хорошо знавших осужденного, разделились. Кто-то считал арест заслуженной участью бывшего боевика, кто-то относился с сожалением, поскольку «не он один виновен в совершенных злодеяниях». Одни полагали, что для осужденного хватило бы и «педагогических» мер наказания. По мнению других - его надо выпустить на свободу за неимением реальных доказательств [17]. Третьи полагали, что обвинители Т. Лубанги хотят просто-напросто его дискредитировать как сильного лидера политической оппозиции.

На решение МУС откликнулись многие неправительственные организации (далее - НПО). Одна из ведущих международных организаций, «Хьюман райтс вотч», подчеркнула, что решение МУС дает надежду жертвам в Итури, которые ждут наказания виновных. Главный эксперт этой организации по расследованию данного дела Анек ван Вунденберг настаивала на продолжении расследования в контексте финансирования группировки Т. Лубангу, следы которой ведут в Уганду, Руанду и некоторые западные страны. Она не разделяла мнение судей МУС, которые считали, что конфликт, в котором участвовал Т. Лу-банга, является внутренним, а не международным делом [13].

Конголезские НПО также активно подключились к обсуждению данной тематики. «Лига зоны Африки в защиту прав детей и учащихся», например, считала справедливым осуждение Т. Лубанги, которое будет способствовать защите детей. НПО «Голоса безголосых» акцентировала внимание на том, что конголезское правительство проводит политику двойных стандартов, когда речь заходит о сотрудничестве с МУС. «Одних они выдают, а других, типа Нтаганды, покрывают. Причем в этом задействованы не только политические, военные и интеллектуальные круги ДРК. Они идут в единой упряжке с подобными им в Руанде и Уганде», подчеркивала НПО [15]. Многие местные жители ДРК придерживались именно этой точки зрения. Им вторило «Радио Франс Интернасьональ», которое подчеркнуло, что, «если МУС выложит все карты на стол, то на скамье подсудимых окажутся многие боевики и политические деятели, и их участь будет аналогичной участи Т. Лубанги» [14].

По поводу преступников, которые оставались на свободе, высказывался и Л. Морено-Окампо. Среди соучастников Т. Лубанги он назвал Боско Нтаганду. С 2006 г. МУС выдал мандат на его арест за вербовку детей-солдат, были выдвинуты обвинения в убийствах и насилии. Он являлся практически единовластным хозяином теневого бизнеса в провинциях Северное и Южное Киву, северной части Катанги, оставаясь при этом офицером национальной армии ДРК.

С 2009 по 2012 гг. между правительством ДРК и МУС, поддерживаемым международным сообществом, возникла напряженность в связи с вопросом выдачи Б. Нтаганды трибуналу. В марте 2012 г., воодушевленный завершившимся делом Т. Лубанги, прокурор Л. Морено-Окампо обратился к судьям с просьбой выдать новый ордер на арест Б. Нтаганды в связи с продолжением его преступной деятельности. Реакция главы государства на второй мандат на арест Б. Нтаганды была неоднозначной. В интервью агентству «Рейтер» Ж. Кабила заявил, что Б. Нтаганда совершал преступления в Северном Киву и поэтому судебное разбирательство должно было состояться сначала в Конго, а не в МУС. Тем самым он выразил недовольство в адрес международного сообщества, которое намекнуло ему, что, если не будет решен вопрос с военным преступником, то место проведения очередного международного саммита Франкофонии, намеченного на октябрь 2012 г. в Киншасе, может быть изменено.

Военные действия Б. Нтаганги стали главной причиной роста числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) (по данным Управления ООН по координации гуманитарных операций - до 1,8 млн человек) [7]. В дополнение к имеющимся со стороны МУС обвинениям в преступлениях против человечности и вербовке детей в повстанческие движения добавилось еще одно обстоятельство - развязывание межэтнического конфликта между народностями эма и ленду в провинции Восточная с целью контроля добычи минеральных ресурсов в упомянутом регионе. Прокурор МУС намеревался встретиться с лидером страны, который, по его мнению, неохотно говорил на эту чувствительную тему.

В свою очередь, политический советник губернатора провинции Северное Киву Ж.-Л. Киавиро отметил, что нежелание руководства республики выдавать упомянутого преступника объясняется вкладом Б. Нтаганды в подписание мирного соглашения между правительством страны и незаконными вооруженными формированиями в 2009 г., а также в силу его ключевой роли в ходе президентских выборов в ноябре 2011 г., что в итоге принесло победу действующему главе государства.

На ситуацию с Б. Нтагандой отреагировало и конголезское гражданское общество. 142 местные неправительственные организации написали коллективное письмо госсекретарю США Хиллари Клинтон с просьбой помочь обезвредить преступника Б. Нтаганду. Они выразили озабоченность его противоправными действиями в отношении гражданских лиц на территории Масиси в провинции Северное Киву [21].

В ходе своего пребывания в Киншасе 27 марта 2012 г. министр иностранных дел Бельгии Д. Рейндерс поддержал Л. Морено-Окампо и призвал конголезские власти к сотрудничеству с МУС в деле выдачи Б. Нтаганды международному трибуналу.

2 апреля 2012 г. в ответ на требования международного сообщества выдать его МУС генерал ВС ДРК Б. Нтаганда отдал распоряжение начать военное патрулирование Гомы и Букаву (административные центры провинций Северное и Южное Киву соответственно). Тем самым он решил показать уровень своего влияния на востоке страны.

18 апреля 2012 г., в ходе своего посещения Гомы, президент ДРК Ж. Кабила под нажимом со стороны западников, которые намекали

на возможность проведения саммита Франкофонии, намеченного на 12-14 октября в Киншасе, в другой стране, заявил о возможности ареста Б. Нтаганды. При этом глава конголезского государства отметил, что вопрос о его передаче МУС пока не рассматривается. По словам Ж. Кабилы, в случае ареста генерала ВС ДРК, тот будет передан в распоряжение военного трибунала страны, который и примет окончательное решение о предъявлении ему каких-либо обвинений.

По мнению ряда конголезских экспертов, учитывая влияние Б. Нтаганды в восточных регионах страны, его арест мог спровоцировать выход преданных ему военнослужащих из состава ВС ДРК и развязывание нового военного конфликта в упомянутых районах, что, в свою очередь, могло бы привести к ухудшению и без того тяжелой гуманитарной обстановки и увеличению числа ВПЛ.

13 июля 2012 г. (первый мандат - 22 август 2006 г.) прокурор МУС Л. Морено-Окампо огласил второй ордер на арест Б. Нтаганды. При этом официальный представитель МУС Поль Мадиди объявил, что «ответственность за поимку Б. Нтаганды и его доставки в МУС лежит на конголезской стороне» [21]. Тем временем объединение «Национальный конгресс защиты народа» (НКЗН) трансформировалось в «Движение 23 марта» (М23), а Б. Нтаганда якобы исчез из поля зрения правоохранительных органов ДРК. Его след обнаруживали то в одной, то в другой точке восточных провинций.

18 марта 2013 г. дело приняло непредвиденный оборот. Б. Нтаган-да по прозвищу Терминатор добровольно сдался посольству США в Руанде и попросил передать его МУС. В Руанду он перебрался из ДРК после раскола М23 и столкновений, начавшихся между едиными прежде повстанцами. «Мы свяжемся с компетентными органами в регионе, чтобы содействовать его скорейшей передаче в МУС», - заявила прокуратура суда, подчеркнув, что «это великая новость для людей в ДРК, которым слишком долго пришлось страдать от преступлений фигуранта, разыскиваемого МУС». Бывший лидер конголезской повстанческой группировки М23 добровольно (хотя на этот счет есть и другие мнения) сдался суду 22 марта 2013 г. Эксперты предполагают, что «добровольная» сдача была следствием нажима спецслужб Руанды. Его обвинили в военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в период с сентября 2002 г. по сентябрь 2003 г. в ДРК. В пресс-коммюнике МУС сообщалось, что

«это первый случай, когда обвиняемый добровольно сдается в руки правосудия» [8].

По поводу доставки Б. Нтаганда в Гаагу корреспондент ИТАР-ТАСС Мария Федорова сообщила следующее. Нтаганда появился в зале суда с бритой наголо головой, в темном костюме с синей рубашкой и галстуком в тон (как потом выяснилось, костюм он надел первый раз в жизни. - прим. Г. С.). При первом появлении в зале суда, согласно процедуре, ему был зачитан список обвинений. МУС выдвинул против Б. Нтаганды обвинения по семи пунктам в военных преступлениях и по трем - в преступлениях против человечности, в том числе в убийствах, изнасилованиях и вербовке детей-солдат. По просьбе судьи Екатерины Трендафиловой, Б. Нтаганда подтвердил, что проинформирован о том, в чем его обвиняют, заявив при этом, что не считает себя виновным. Судья пояснила, что нынешнее заседание посвящено только тому, чтобы проинформировать его о предъявленных обвинениях и о его правах, но не вопросу признания виновности. Она сообщила, что слушания, посвященные подтверждению обвинений против Б. Нтаганды, назначены на 23 сентября 2013 г., а 15 апреля 2013 г. по его делу планируется проведение статусной конференции. Это разновидность внесудебных слушаний, в ходе которых подготовку к предстоящему судебному процессу могут обсуждать все его стороны: прокуроры, адвокаты, судьи, а также могут присутствовать фигуранты1.

В январе 2014 г. прокурор МУС объявила, что в деле Б. Нтаганды содержится 922 имени жертв, 97 из которых - так называемые «дети-солдаты», которых обвиняемый рекрутировал в ряды НВФ. Все они будут фигурировать как свидетели обвинения [4].

Защита настаивала на том, чтобы отпустить Б. Нтаганду на свободу на время проведения расследования. Его адвокаты утверждали, что доказательства Досудебной палаты являются недостаточными для того, чтобы оставлять подозреваемого под стражей. Кроме того, сторона защиты утверждала, что Досудебная палата ошиблась в своих выводах относительно того, что бывший лидер конголезских повстанцев может скрыться, помешать проведению расследования или подвергнуть опасности ход судебного процесса. Апелляционная палата подчеркнула, что «оценка доказательств, влияющих на вопрос продолжения пребывания обвиняемого под стражей, лежит в первую

1 ГААГА. 27 марта 2013 г. / Корр. ИТАР-ТАСС Мария Федорова.

очередь на Досудебной палате». В частности, судьи рассмотрели вопрос юридической правомерности использования документов этого органа в докладе Группы экспертов ООН. В числе прочего Апелляционная палата отметила, что «методы Группы экспертов ООН по сбору информации были очень строгими», и что информация, на которую ссылается Досудебная палата, «содержит достаточное количество деталей». Вместе с тем, двое из пяти судей Апелляционной палаты -Анита Ушацка и Кристина Ван ден Вингарт - выразили особое мнение. Они считали, что Досудебная палата совершила фактическую ошибку, полагаясь исключительно на анонимные устные показания, представленные в двух докладах Группы экспертов ООН, а также на статьи и блоги с тем, чтобы подтвердить заключение в отношении решения о необходимости оставить лидера повстанцев за решеткой. Тем не менее МУС отказала во временном освобождении лидеру конголезских повстанцев Б. Нтаганде [5]. Об этом говорилось в принятом 5 марта 2014 г. решении суда.

Слушания по вынесению обвинений Б. Нтаганде прошли в МУС с 10 по 14 февраля 2014 г. В своем коммюнике от 9 июня 2014 г. МУС подтвердил виновность Б. Нтаганды по 18 пунктам [6].

Список военных преступников в ДРК, о которых шла речь в данной статье, на этом не заканчивается. Масштабы военных преступлений и преступлений против человечности в ДРК огромны. Еще много виновных в трагических судьбах ни в чем неповинных людей остаются на свободе. Десятки боевиков НВФ продолжают совершать противоправные действия против беззащитных жителей в конголезских провинциях. Это создает благоприятную почву для возникновения новых очагов возгорания конфликтов и бесчисленным людским потерям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидорова Г. М. Африка. Война идей и война людей в зеркале Демократической Республики Конго (из записок дипломата). - М. : Наука - Восточная литература, 2015.

2. Харичкин И. К. Гражданское общество : пути развития. - М. : Вестник Университета (Государственного управления). - 2011. - № 11. - С. 109-111.

3. Центр новостей ООН. - 17.03.2012. - URL : http://www.un.org/russian/ news/fullstorynews.asp?newsID=17162 (дата обращения: 18.08.2013).

4. Affaire Bosco Ntaganda: 922 victimes enregistrées par la Cour Pénale Internationale // Agence presse associée. - Kinshasa. - 27.01.2014. - P. 9.

5. Affaire Bosco Ntaganda. CPI: Confirmation de la décisaion rejetant la requête de mise en liberté provisoire // Le Palmarès. - Kinshasa. 06.03.2013. - P. 15.

6. Bosco Ntaganda en procès après la confirmation de 18 charges contre lui // L'Observateur. - Kinshasa. - 10.07.2014. - P. 3.

7. Bosco Ntaganga est la cause des maux de tête // Le Potentiel. - Kinshasa. -17.03. 2012. - P. 2.

8. Bosco Ntaganda est désormais détenu par la CPI. Communiqué de presse: 22.03.2013. ICC-CPI-20130322-PR888 // Le Potentiel. - Kinshasa. -

23.03.2013. - P. 2.

9. Ca tourne de nouveau mal pour JP Bemba! // Le Phare. - Kinshassa. -

21.03.2014. - P. 3.

10. CPI: l'indisponibilité des temoins continue de perturber le procès Bemba // Le Potentiel. - Kinshasa. - 01.06.2013. - P. 3.

11. CPI: Jean-Pierre Bemba reconnu coupable de crime de guerre et de crimes contre l'humanité. - URL : http://www.radiookapi.net/2016/03/21/actualite/ securite/cpi-jean-pierre-bemba-reconnu-coupable-de-crimes-de-guerre-et-de (дата обращения: 15.05.2016).

12. Déclaration à propos de la création de la Cour specialisée // Le Potentiel. Kinshasa. - 19.08.2011. - P. 2.

13. La parole d'Anek van Wunderbeek // Le Phare. - Kinshasa. - 16.03.2012. - P. 5.

14. La RDC malade de ses «Lubanga» // Le Phare. - Kinshasa. - 15.03.2012. - P. 3.

15. La verité des Voix sans Voix // Le Phare. - Kinshasa. - 16.03.2012. - P. 5.

16. Les crimes contre l'humanité // Le Potentiel. - Kinshasa. - 16.03.2012. - P. 5.

17. Le verdict de la CPI diversement accueilli en RDC // La Référence plus. -Kinshasa. - 16.03.2012. - P. 7.

18. Ngandu Mupomba Donatien. Les plaidoiries finales dans l'affaire Jean-Pierre Bemba commence le 13octobre // Le Potentiel. - Kinshassa. - 29.05.2014. -P. 8.

19. Procès Bemba: un officier francais, premier temoin de la défence à la barre // Agence presse associée. - Kinshasa. - 15.08.2012. - P. 1.

20. Repris à huit clos du procès Bemba à la Cour pénale internationale // Le Potentiel. - Kinshasa. - 28.02.2013. - P. 20.

21. Un nouveau mandat d'arrêt contre Bosco Ntaganda // La Référence plus. -Kinshasa. - 16.07.2012. - P. 2.

22. Verité de loi en varche // Agence presse associée. - Kinshasa. - 16.03.2012. -P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.