Научная статья на тему 'Военные отделы партийных комитетов Центрального Черноземья в системе военно-организаторской работы местных властных структур в начальный период Великой Отечественной войны'

Военные отделы партийных комитетов Центрального Черноземья в системе военно-организаторской работы местных властных структур в начальный период Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЕ ОТДЕЛЫ / ПАРТИЙНЫЕ КОМИТЕТЫ / ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РЕГИОН / the Great Patriotic War / military departments / party committees / the Central Chernozem Region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молоков Е. В.

В статье на примере Центрального Черноземья Российской Федерации рассмотрены основные направления деятельности военных отделов областных, городских и районных комитетов Коммунистической партии в начальный период Великой Отечественной войны. Автор показывает их роль в военно-мобилизационной работе местных органов власти, участие в обучении резервов для Красной Армии и подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY DEPARTMENTS OF PARTY COMMITTEES OF THE CENTRAL CHERNOZEM REGION IN THE SYSTEM OF MILITARY-ORGANIZATIONAL ACTIVITIES OF LOCAL AUTHORITIES DURING THE INITIAL PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

In the article the main activity trends of military departments of regional, municipal and district committees of the Communist Party during the initial period of the Great Patriotic War are considered by the example of the Central Chernozem Region of the Russian Federation. The author shows their role in military-preparedness activity of the local authorities, their participation in reserves training for the Red Army and in the preparation of the population for anti-aircraft and chemical defense.

Текст научной работы на тему «Военные отделы партийных комитетов Центрального Черноземья в системе военно-организаторской работы местных властных структур в начальный период Великой Отечественной войны»

УДК 94 (47). 084. 8

ВОЕННЫЕ ОТДЕЛЫ ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ МЕСТНЫХ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© 2010 Е. В. Молоков

соискатель каф. истории России e-mail: historuss@mail. ru

Курский государственный университет

В статье на примере Центрального Черноземья Российской Федерации рассмотрены основные направления деятельности военных отделов областных, городских и районных комитетов Коммунистической партии в начальный период Великой Отечественной войны. Автор показывает их роль в военно-мобилизационной работе местных органов власти, участие в обучении резервов для Красной Армии и подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военные отделы, партийные комитеты, Центрально-Черноземный регион.

В годы Великой Отечественной войны колоссальный груз лег на плечи не только высших и центральных, но и местных органов власти. Составной частью их многообразной работы по оказанию помощи действующей армии стала военноорганизаторская деятельность, ведущая роль в которой принадлежала обкомам и райкомам правящей Коммунистической партии и их рабочим органам - военным отделам. Особый интерес представляет функционирование этих структур в прифронтовых регионах, к которым относилось и Центральное Черноземье.

Военные отделы были созданы по решению ХУШ съезда ВКП(б) в условиях нарастания военной угрозы в 1939 году в целях усиления оборонно-массовой работы и улучшения военно-патриотического воспитания трудящихся. На них возлагались такие обязанности, как помощь военным органам в деле постановки учета военнообязанных, организации призыва, в организации противовоздушной обороны и т.д. [КПСС в резолюциях... 1985: 90]. В годы Великой Отечественной войны деятельность военных отделов партийных комитетов Центрального Черноземья во многом строилась под влиянием обстановки, складывавшейся в регионе. Именно она в значительной степени диктовала основные задачи и направления их работы, определяла условия, в которых военным отделам приходилось функционировать.

В первые дни войны перед ними, как и перед другими местными партийными структурами, встала проблема перестройки деятельности на военный лад. Решалась она непросто - возникли серьезные кадровые затруднения. Многие из тех, кто руководил отделами в предвоенный период, ушли на фронт. На их место не всегда удавалось быстро подобрать замену, людей, имевших опыт руководящей военно-оборонной работы, не хватало. Например, военным отделом Курского обкома на протяжении длительного времени руководил И.Н. Рогов, занимавший должность заместителя заведующего отделом. После ухода в РККА заведующего военным отделом Тамбовского обкома ВКП(б) А.Н. Данилова с 7 июля 1941 г. его должность являлась вакантной, лишь 5 августа на нее был утвержден работавший до этого лектором обкома младший лейтенант запаса В.В. Хорьков [ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 1902. Л. 25]. Кадровым резервом для укрепления военных отделов стали руководящие

осоавиахимовские работники. Например, Ф.П. Шульгин, занявший должность заведующего военным отделом Курского обкома 29 июля 1941 г., ранее являлся председателем облсовета Осоавиахима [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2614. Л. 2]; аналогичное назначение получил председатель Воронежского облсовета Осоавиахима И. Л. Дегтярев [ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3922. Л. 94].

С началом войны круг задач, стоящих перед военными отделами, значительно расширился. Так, в планах работы бюро Тамбовского обкома партии значились такие вопросы, входящие в сферу их деятельности, как готовность военных госпиталей, итоги проведения мобилизации в армию, работа советских органов по выдаче пенсий и пособий семьям призванных в РККА, работа организаций Осоавиахима и Красного Креста, подготовка г. Тамбова к обороне и т.д., с заслушиванием на этих заседаниях председателя облисполкома, облвоенкома, начальника эвакопункта, заведующего облздравотделом, председателя облсовета Осоавиахима и других руководящих работников [ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 1886. Л. 20-24].

Одним из главных направлений работы военных отделов стало обеспечение мобилизации, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Мобилизации подлежали военнообязанные 1905-1918 годов рождения. Она была объявлена на территории 14 военных округов, в том числе Орловского, в состав которого входили и рассматриваемые нами области. Непосредственно ею занимались военкоматы, но, помимо них, к решению мобилизационных задач подключились и другие органы. Что же касается военных отделов, то с их помощью обкомы и райкомы партии координировали и контролировали военно-мобилизационную работу различных звеньев власти. Военные отделы осуществляли сбор и анализ информации о ходе мобилизации в районах, о настроениях населения и призываемых, проявлениях патриотического подъема и произошедших инцидентах. Выявлялись «узкие места», требующие вмешательства. К числу таковых проблем, в частности, можно отнести отправку мобилизованных, своевременность которой часто нарушалась из-за сбоев на железной дороге. Бюро Курского обкома ВКП(б) в своем решении о ходе мобилизации от 9 июля 1941 г., подготовленном военным отделом, в числе основных недостатков отметило: «Задержка с отправкой военнообязанных произошла ввиду несвоевременной обеспеченности подвижным составом со стороны железной дороги» [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2611. Л. 80].

Важность проблемы обусловила стремление партийных органов постоянно держать ее в поле своего зрения. Так, Тамбовский обком ВКП(б) систематически, силами военного и транспортного отделов, организовывал проверки графиков отправки мобилизованных и движения воинских эшелонов. Инструктор военного отдела обкома Скоморохов, проводивший такую проверку на станции Тамбов 27 и 28 июня 1941 г. по поручению заведующего отделом Данилова, отмечал, что задержек воинских и специальных составов на станции не было, например, 26 июня 6 составов спецназначения прошли на час раньше графика [ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 2338. Л. 37-39].

О том, какие функции придавались военным отделам в ходе мобилизации, можно судить и на примере критики, которой повергся на заседании бюро Курского обкома 3 сентября 1941 г. военный отдел Верхнелюбажского РК ВКП(б) и его заведующий Печинский. В принятом постановлении давался следующий перечень того, что должен был сделать, но не сделал военный отдел: «не занял организующую роль в деле проведения мобилизационной работы в районе», «в ходе мобилизации... интересовался только общими данными РВК, не вникая в существо проводимых мероприятий», «за весь мобилизационный период. не обследовал ни одной организации, связанной с поставками материальных и других ресурсов, и ни одного вопроса не поставил на обсуждение райкома», «ряд руководителей - членов ВКП(б) не

привлечены к ответственности за невыполнение нарядов», «слабо проводил работу по выполнению решений бюро обкома и райкома и не организовал контроля за их выполнением» и т. д. За такими обвинениями не могли не последовать и оргвыводы: Печинский был освобожден от своей должности [Яценко 2006: 62].

Помимо проведения мобилизаций в части регулярной Красной армии, вовлечение граждан СССР в вооруженную борьбу с врагом осуществлялось путем создания добровольческих военизированных формирований: народного ополчения, истребительных батальонов.

В процессе организации народного ополчения в областях региона определяющую роль сыграли решения обкомов ВКП(б): в Воронежской области -постановление «Об организации народного ополчения» от 5 июля 1941 г.; в Курской -постановление «Об организации народного ополчения в Курской области» от 9 июля; в Тамбовской - директива первого секретаря обкома Н.А. Логинова № 5-384 от 15 июля. В них давались указания партийным органам немедленно приступить к созданию ополченческих подразделений на предприятиях, в колхозах, учреждениях, содержались рекомендации по их комплектованию, подбору командно-политического состава, военному обучению. В этой работе также приняли активное участие военные отделы. Так, постановление бюро Курского обкома ВКП(б) было дополнено разработанной военным отделом обкома совместно с облвоенкомом инструкцией «О порядке формирования районных и городских народных ополчений и обучении их военному делу». В Воронежской области заведующие военными отделами райкомов партии вместе с секретарями РК ВКП(б) и председателями райисполкомов входили в состав «троек», на которые возлагалось руководство созданием народного ополчения [Яценко 2006: 113-114].

В процессе формирования ополчения пришлось столкнуться со значительными проблемами. Например, в отчетах военных отделов райкомов, представленных в Курский обком ВКП(б) в ответ на письмо от 25 июля 1941 г., говорилось о нехватке подходящих кандидатур для комплектования командного состава, оружия и учебных пособий. «Учебных винтовок имеем 52, - писал 7 августа 1941 г. в Курский обком заведующий военным отделом Новооскольского РК ВКП(б) И. Зеленский, - надо не менее 200 штук из расчета 1 винтовка на отделение.» [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2774. Л. 110]. При создании ополчения было допущено немало ошибок, имел место явный формализм. Это выявилось, в частности, в результате проверок, проведенных в некоторых районах по заданию военного отдела Курского обкома ВКП(б) его инструктором И.Н. Лоскутовым, заведующими военными отделами Сталинского и Дзержинского райкомов А.И. Капрановым и А.М. Липинским. Было установлено, что работа по организации ополчения фактически ограничилась сбором заявлений от желающих и формальной разбивкой их на подразделения. Командный состав был утвержден на заседаниях бюро райкомов заочно, военного обучения ополченцев не проводилось. Бюро Курского обкома ВКП(б) 22 августа 1941 г. потребовало от райкомов партии обсудить вопрос о формировании и военном обучении полков народного ополчения и в кратчайшие сроки устранить допущенные ошибки [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2617. Л. 68-70].

Война потребовала внесения значительных корректив в систему боевой подготовки населения, в работу оборонно-массовых организаций. 10 июля 1941 г. военный отдел Тамбовского обкома партии вынес на заседание бюро вопрос о работе Осоавиахима и Общества Красного Креста в военное время. Были установлены конкретные задания по подготовке в учебных группах снайперов, парашютистов, медсестер и т.д. Новый этап в этой деятельности начался в сентябре 1941 года в связи с введением в стране всеобщего военного обучения (всевобуча). В соответствии с

постановлением ГКО от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» в областях Центрального Черноземья была проделана работа по формированию учебных подразделений, подбору для них командного и политического состава, созданию необходимой для обучения материальной базы. Например, в Воронежской области было подобрано 126 инструкторов всевобуча райвоенкоматов, а также необходимое количество командиров для работы на учебных пунктах (один на 25-30 обучавшихся), с которыми были проведены инструктивные занятия, составлены и разосланы примерные расписания занятий и программы. По линии обкома ВКП(б) и облвоенкомата прошли совещания с заведующими военными отделами райкомов партии и райвоенкомами. К середине октября на 1150 пунктах всевобуча Воронежской области обучалось 42817 призывников и военнообязанных (при контрольной цифре 39000 человек) [ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3585. Л. 221-222 об.].

Важным направлением деятельности военных отделов стала подготовка населения к противовоздушной и противохимической обороне, в которой они участвовали совместно с исполкомами Советов, органами НКВД, организациями Осоавиахима.

Второго июля 1941 г. вышли постановления СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне» и СНК РСФСР «О порядке подготовки населения к противовоздушной и противохимической обороне и порядке организации групп самозащиты на территории РСФСР», ставшие основополагающими в деле организации МПВО (местной противовоздушной обороны). Обучение должны были пройти все советские граждане в возрасте от 16 до 60 лет; кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в первичных формированиях МПВО - группах самозащиты [Курская правда. 1941. 2 июля].

Группы самозащиты организовывались из расчета 1 группа на 100-300 человек, работающих на предприятиях и в учреждениях, и на 200-500 человек по месту жительства [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2612. Л. 59]. В каждой создавалось несколько звеньев: охраны порядка и наблюдения, аварийно-восстановительное, пожарное, противохимической защиты, медико-санитарное. Бойцы групп должны были нести круглосуточное дежурство в домах, оповещать население о воздушной опасности, тушить зажигательные бомбы и возникающие пожары, расчищать завалы, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь [Курская правда. 1941. 4 июля].

К середине июля подготовку по ПВО и ПВХО по области проходило более 142 тысяч человек, была сформирована 651 группа самозащиты с количеством 18879 бойцов, отрыто 3306 щелей, обеспечивавших укрытие более 100 тысяч человек [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2613. Л. 3]. На заседании бюро обкома партии 18 июля 1941 г., подготовленном военным отделом, эти показатели были оценены как неудовлетворительные. Для улучшения ситуации была предложена развернутая программа действий, к реализации которой привлекались партийные, комсомольские органы, исполкомы Советов, организации Осоавиахима и Красного Креста, профсоюзы, руководители предприятий [ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2612. Л. 58-61].

Своими успехами в организации противовоздушной обороны выделялись жители г. Курска. При участии военного отдела горкома партии была развернута широкая пропаганда средств и методов защиты от вражеских налетов, проведено несколько совещаний актива МПВО. Специалисты подробно инструктировали активистов, рассказывали о том, как должны действовать пожарные, санитарные, противохимические звенья во время тревоги, было проведено много практических занятий по пожаротушению. Многие из проверенных групп самозащиты города были приняты в состав МПВО с оценкой «хорошо» [Курская правда. 1941. 3 сентября].

Таким образом, первые месяцы войны были отмечены активной работой военных отделов, являвшихся основным инструментом в осуществлении военноорганизаторской деятельности областных, городских и районных комитетов партии. Эта деятельность однозначно свидетельствовала о том, что создание военных отделов в предвоенный период оказалось более чем своевременным.

Библиографический список

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. Т. 7. М.,1985.

Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 1045. Оп. 1. Д. 1886.

ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 1902.

ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 2338.

Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2611.

ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2612.

ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2613.

ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2614.

ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2617.

ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 2774.

Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИВО). Ф. 3. Оп. 1. Д. 3585.

ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3922.

Яценко К.В. Фронтовой регион. Курск, 2006.

Курская правда. 1941. 2 июля.

Курская правда. 1941. 4 июля.

Курская правда. 1941. 3 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.