Научная статья на тему 'Военное сотрудничество Казахстана в укреплении военной безопасности и обороноспособности страны'

Военное сотрудничество Казахстана в укреплении военной безопасности и обороноспособности страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2507
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / СНГ / ОДКБ / КНР / США / НАТО / ООН / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НАРКОТРАФИК / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ЕВРАЗЭС / ВВП / IМЕТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бисенов Кайрат Айлданович

Статья посвящена международным военно-политическим отношениям Республики Казахстан в рамках СНГ, ОДКБ, КНР с Европейским странами, а также с США, НАТО и ООН как в военном образовании, так и в других направлениях военного сотрудничества. В качестве одного из приоритетных направлений анализируется военно-техническое сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бисенов Кайрат Айлданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY COOPERATION OF KAZAKHSTAN IN STRENGTHENING OF MILITARY SAFETY AND DEFENSE CAPABILITY OF THE COUNTRY

The article is devoted to the international military-political relations of the Republic of Kazakhstan within the CIS, OCCS, the People''s Republic of China with European the countries, and also with the USA, NATO and the UN, as in the military of educations so in others the directions of military cooperation. One of the priority directions military and technical cooperation reveals.

Текст научной работы на тему «Военное сотрудничество Казахстана в укреплении военной безопасности и обороноспособности страны»

УДК 355.02

КА. Бисенов ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАЗАХСТАНА

В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация. Статья посвящена международным военно-политическим отношениям Республики Казахстан в рамках СНГ, ОДКБ, КНР с Европейским странами, а также с США, НАТО и ООН как в военном образовании, так и в других направлениях военного сотрудничества. В качестве одного из приоритетных направлений анализируется военно-техническое сотрудничество.

Ключевые слова: международное военно-техническое сотрудничество, Республика Казахстан, Российская Федерация, военная безопасность, территориальная целостность, экономика, СНГ, ОДКБ, КНР, США, НАТО, ООН, международный терроризм, религиозный и политический экстремизм, наркотрафик, нелегальная миграция, незаконный оборот оружия, ЕврАзЭС, ВВП, 1МЕТ.

Kayrat Bisenov MILITARY COOPERATION OF KAZAKHSTAN

IN STRENGTHENING OF MILITARY SAFETY AND DEFENSE CAPABILITY OF THE COUNTRY

Annotation: The article is devoted to the international military-political relations of the Republic of Kazakhstan within the CIS, OCCS, the People's Republic of China with European the countries, and also with the USA, NATO and the UN, as in the military of educations so in others the directions of military cooperation. One of the priority directions military and technical cooperation reveals.

Keywords: international military and technical cooperation, Republic of Kazakhstan, Russian Federation, military safety, territorial integrity, economy, CIS, ODKB, People's Republic of China, USA, NATO, UN, international terrorism, religious and political extremism, drug traffic, illegal migration, arms trafficking, EurAsEC, gross domestic product, MET.

Международное военное и военно-техническое сотрудничество (ВТС) Республики Казахстан (РК) ориентировано на решение задач укрепления военной безопасности государства с целью обеспечения его суверенитета и территориальной целостности. Оно осуществляется с учетом внешнеполитической и экономической целесообразности, адекватной потенциалу страны, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РК. Военное сотрудничество предполагает формирование системы коллективной безопасности в сочетании с расширением и укреплением мер доверия и партнерства на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах национальной, региональной и глобальной безопасности, международной стабильности.

Основными направлениями международного военного сотрудничества РК являются: активизация ВТС с государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности; углубление стратегического взаимодействия с Российской Федерацией (РФ) на основе общих военно-политических интересов; укрепление отношений добрососедства и партнерства с Китайской Народной Республикой (КНР) на основе расширения мер доверия и открытости в военной области; развитие сотрудничества с Соединенными Штатами Америки (США) по вопросам технической модернизации Вооруженных Сил (ВС), трансферта военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности в регионе; миротворческая деятельность в формате международных организаций и участие воинских формирований в международных операциях по поддержанию мира под эги-

© Бисенов К.А., 2014

дой ООН. Как полноправный и ответственный член международного сообщества, Казахстан выполняет важные функции по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе [7]. В условиях возрастания новых дестабилизирующих вызовов - финансово-экономических и продовольственного кризисов, природных и техногенных катаклизмов, угроз состоянию окружающей среды, международного терроризма, религиозного и политического экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, незаконного оборота оружия - безальтернативным условием сохранения значения и даже самого существования национальных экономик объективно выступает интенсификация развития взаимодействия с основными партнерами по исторически сложившемуся экономическому, политическому, культурному, военному пространству - странами Содружества Независимых Государств (СНГ), развитие и укрепление доверительных, равноправных региональных интеграционных структур. Региональная интеграция и евразийство осуществляются в формате разнообразных интеграционных объединений - военных (ОДКБ), экономических (ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство), общеполитических (ШОС), где каждый интеграционный уровень выполняет свою задачу.

Одним из направлений обеспечения национальной безопасности является интенсификация научно-технического прогресса, в том числе в области укрепления обороноспособности страны. Доля затрат на науку в Казахстане составляет 0,29 % от ВВП, с ростом к 2014 г. до 1 %. В развитых странах расходы на научные исследования достигают или превышают 3 %. В частности, они составляют в Швеции - 3,8 %, Финляндии - 3,5 %, Японии - 3,1 %, США - 2,75 %, Германии - 2,5 %, Швейцарии -2,8 %, Израиле - 4,7 % [1]. Зарубежные эксперты полагают, что если доля расходов на научные исследования в ВВП страны в течение 5-7 лет стабильно не превышает 1 %, то может наступить разрушение научно-технического потенциала государства [8].

Эксплуатация вооружения и военной техники в продолжительный период времени обеспечивается техническим запасом их прочности. Однако любое вооружение морально устаревает и физически изнашивается, что требует его своевременного обновления. Мировой опыт определяет объемы обновления в размере не менее 4-5 % ежегодно [2].

В развитых странах повышение боеспособности армии и укрепление военной безопасности приоритетно базируется на приобретении новых современных и перспективных видов вооружения и военной техники и активной модернизации имеющихся образцов, преимущественном использовании оборонных расходов на развитие армии. В этих странах около 60 % военного бюджета идет на приобретение вооружения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и 30-40 % - на денежное довольствие и вопросы, связанные с материальным обеспечением и боевой подготовкой войск. В отечественном военном бюджете 66 % съедают заработная плата военнослужащих и довольствие и 16 % - содержание военной инфраструктуры. То есть 80 % бюджета - это текущее содержание войск [6]. В РФ в качестве важного и ответственного этапа переоснащения и технической модернизации войск планируется к исходу 2015 г. выйти на соотношение, когда 70 % средств будут тратиться на развитие армии и флота, а 30 % - на текущее содержание [4].

Военно-техническое обеспечение безопасности РК характеризуется низкими темпами инновационного развития в области обороны, недостаточными объемами закупок современных видов вооружения, особенно высокоточного, неэффективным использованием основных производственных фондов, необходимых для обеспечения качества и надежности продукции военного назначения. При этом специализация предприятий оборонно-промышленного комплекса республики не обеспечивает реализацию потребностей ВС страны в необходимом вооружении, практически отсутствуют предприятия с полным технологическим циклом по разработке и выпуску современных вооружений и военной техники с последующим их техническим сопровождением. В связи с этим одним из условий достижения и поддержания паритета с развитыми государствами в области совершенствования

средств вооружения, оснащенности ВС страны высокоточным оружием и вооружением нового поколения является расширение военного и ВТС прежде всего в сфере закупок, модернизации и ремонта современного вооружения и военной техники, развитии производственной базы по их выпуску. Это предоставит возможность достичь выхода обеспечения боевой мощи страны на уровень развития этой сферы в передовых конкурентоспособных странах и довести оснащение ВС страны современным вооружением не менее, чем до 60-70 % оборонных расходов.

Оснащению ВС страны современным вооружением и военной техникой способствует, в частности, стратегическое военное сотрудничество с РФ. В числе более восьмидесяти соглашений, направленных на укрепление обороноспособности, - соглашение о совместной системе ПВО, аналогичное тем, которые действуют между Россией и Белоруссией, а также Россией и Арменией. Благодаря созданию единой ПВО Казахстан получает уникальную возможность приобрести зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-400 «Триумф», которые пока есть на вооружении только у России и запрещены к продаже за рубеж. Однако производственные ресурсы концерна «Алмаз-Антей» сейчас заняты изготовлением «Триумфов» для России, в связи, с чем производство С-400 для Казахстана начнется только через два-три года. За это время должна быть создана вся инфраструктура управления, связи и т.д. единой системы ПВО. До этого времени будут использоваться комплексы предыдущего поколения - С-300 ПМУ2 - самый новый экспортный вариант этого ЗРК. Запланирована поставка ЗРК «Панцирь-С», а также вероятны закупки комплексов малой дальности «Тор-2МЭ» и средней «Бук-2МЭ», предназначенных для непосредственного прикрытия войск от воздушного нападения. Поставки новых ЗРК в Казахстан и создание единой системы ПВО обеспечат защиту всех стран ОДКБ единым противовоздушным и противоракетным щитом [9]. В 2012 г. согласно ранее запланированным мероприятиям на территориях Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана прошло международное командно-штабное учение под условным названием «Чистое небо-2012». В нем были задействованы силы воздушной обороны (СВО) Казахстана и авиационные подразделения ВВС России, стран-участниц ОДКБ. Активное сотрудничество налажено между РК и РФ в области военного образования.

Укрепляется военное и ВТС между Казахстаном и Беларусью. Ежегодно между министерствами обороны РК и РБ согласовывается и реализуется План двустороннего сотрудничества, в рамках которого проводятся около 30 мероприятий на территории обоих государств (рабочие визиты, консультации, совместные учения, подготовка и т.д.). Реализуются достигнутые договоренности в ВТС. В частности, Министерством обороны РК заключены контракты с такими ведущими белорусскими предприятиями, как ОАО «555-й авиационный ремонтный завод» на выполнение капитального ремонта самолетов (Су-27УБ), а также с многопрофильным научно-производственным унитарным предприятием «Тетраэдр» по модернизации и техсопровождению техники ПВО ВС РК самолетов МиГ-29. Прорабатывается создание для нужд ВС РК опытных участков автоматизированных систем управления СВО. Головным предприятием с белорусской стороны определено ОАО «Агат - системы управления» - управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления». Рассматривается возможность поставок в казахстанские военные учебные заведения и войска учебно-стационарных комплексов автоматизированных систем управления войсками и оружием, систем моделирования боевых действий. Активное сотрудничество налажено между Казахстаном и Беларусью в области военного образования. Обучение казахстанских военнослужащих осуществляется в УО «Военная академия Республики Беларусь» и на военных факультетах в государственных университетах Республики Беларусь. В 2010 г. были осуществлены первые выпуски слушателей факультета ГШ ВС, командно-штабного факультета и курсантов Военной академии. На ежегодной основе проводится совместная подготовка подразделений ВС двух государств - как на территории Казахстана, так и в Беларуси [3].

В свою очередь, конструктивный характер имеет военное и военно-техническое партнерство Казахстана с США и НАТО. В сентябре 2003 г. между двумя странами был подписан первый план пятилетнего сотрудничества в военной области. Казахстан - единственное государство в регионе, имеющее такой план, который включает такие важные направления сотрудничества, как развитие миротворческого потенциала ВС РК, совершенствование казахстанской системы военного образования и взаимное участие в учениях. Реализация плана была успешно завершена в 2008 г., и затем был подписан очередной план сотрудничества на 2008-2012 гг. Казахстан также активно участвует в мероприятиях расширенной программы «Партнерство во имя мира», инициированной НАТО.

Концептуальные основы организации и практика развития межгосударственного военного сотрудничества РК обеспечивают повышение реального политического веса РК в мировом сообществе, модернизацию и строительство ВС, совершенствование оперативной и боевой подготовки войск, консолидацию усилий в борьбе с проявлениями и вызовами международного терроризма и в противодействии незаконному обороту оружия, наркотиков, нелегальной миграции и организованной преступности, повышение профессионализма при выполнении миротворческих операций и гуманитарных акций, повышение качества военно-стратегического научного анализа и планирования, улучшение организации системы военного образования и подготовки военных кадров, развитие национальной военно-научной базы, расширение возможностей финансово-экономического обеспечения и материального оснащения ВС страны, укрепление доверия к Казахстану и его миротворческой деятельности, к мерам, осуществляемым страной в целях обеспечения надежной национальной, региональной и глобальной безопасности.

Таким образом, с момента обретения государственной независимости РК подчеркивает приверженность общепризнанным принципам международного сотрудничества с ведущими странами мира [5]. Основным направлением укрепления военной безопасности государства является решение задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050».

Библиографический список

1. Адилов Ж. Приоритеты инженерной мысли за 20 лет суверенного развития страны образование и наука прошли большой путь // Казахстанская правда. -2012. - № 74-75. - С. 6.

2. Армия - гарант суверенитета // Независимое военное обозрение. - 2003. - № 4. - С. 3.

3. Во славу Родины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://club.desantura.ru/goup/82/bllog/1247]

4. ВПК. Государственный оборонный заказ: итоги и планы // Военное обозрение. - 2009. - № 12. - С. 5.

5. Декларация двадцатилетия государственной независимости Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 2011. - № 400. - С. 3.

6. Молдабаев Д. Об обороне «белым слогом» // Казахстанская правда. - 2009. - № 142. - С. 11.

7. Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. -2006. - № 45-46.

8. Национальная экономика Республики Казахстан в условиях глобализации. Ч. 4. - Алматы, 2002. - С. 115.

9. Оборона по-соседски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topwar.ru/7196-oborona-pososedski.htmi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.