ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ VI И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 327.51(470+094) Р.С. МУХАМЕТОВ, к.полит.н., ассистент кафедры теории и
истории политической науки
ФГАУ ВПО «Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, пр. Ленина, 50 Электронный адрес: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Для большинства государств их основные внешнеполитические цели сосредоточены в том географическом регионе, где они расположены.
Поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное, ключевое значение, составляют первый круг забот дипломатов. Для России таковыми являются отношения с государствами ближнего зарубежья, которые были, остаются и будут на обозримую историческую перспективу зоной ее жизненно важных интересов. Как нам представляется, это продиктовано вовсе не пресловутыми «имперскими амбициями», которые определенные силы за рубежом упорно пытаются приписать России. Для России постсоветское пространство - это не шахматная доска для разыгрывания геополитических партий. Национальные интересы страны в ближнем зарубежье имеют также отнюдь не эмоциональную и не конъюнктурную окраску. Они основываются не на сиюминутных, прикладных или ведомственных задачах, а на постоянных приоритетах. Они объективны и обусловливаются географическими, экономическими, историческими, культурными и другими факторами.
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. одним из механизмов обеспечения ее национальных интересов должно стать международное военное сотрудничество,
Статья посвящена взаимодействию постсоветских государств в военной сфере. Излагаются основные положения российской военной помощи государствам ближнего зарубежья. Уделено внимание вопросам создания Объединенной системы ПВО СНГ. Рассмотрены миротворческие функции ОДКБ, функционирование КСБР и КСОР.
Ключевые слова: военное сотрудничество; военно-техническое сотрудничество; постсоветское пространство; ближнее зарубежье; ОДКБ
© Мухаметов Р.С., 2012
87
в том числе и с государствами ближнего зарубежья. Этот основополагающий вывод подтвержден и военной доктриной Российской Федерации: «приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военнополитического) и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности» [2].
Итак, одним из основных направлений военного сотрудничества России со странами ближнего зарубежья является функционирование объединенных группировок войск. В настоящее время по линии ОДКБ сформированы и действуют Восточноевропейская (российско-белорусская) и Кавказская (российско-армянская) группировки, на центральноазиатском направлении вместо такой группировки созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) с авиационным компонентом (база в г. Кант в Киргизии).
Основой создания региональной группировки войск Белоруссии и России явилась принятая 10 февраля 1995 г. Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ. В данном документе коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах рассматриваются в качестве одного из элементов сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников. Под региональной группировкой войск понимаются расположенные в мирное время или развернутые в угрожаемый период в регионе для отражения возможной агрессии органы управления и войска Вооруженных сил Республики Беларусь и Вооруженных сил Российской Федерации, а также другие воинские формирования сторон, спланированные к применению по единому замыслу и плану.
В состав региональной группировки войск вошли:
- Вооруженные силы Республики Беларусь;
- 20-я армия Западного военного округа Вооруженных сил Российской Федерации с соединениями, воинскими частями усиления центрального и окружного подчинения [12].
Правовой основой для создания объединенной группировки войск (ОГВ) из состава Вооруженных сил Республики Армения (РА) и Вооруженных сил Российской Федерации является «Соглашение между РА и РФ по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения взаимной безопасности» от 27 августа 2000 г. В ОГВ входят объединения, соединения и воинские части, выделяемые от вооруженных сил РА и РФ для решения задач совместной обороны под единым командованием в период обострения военно-политической обстановки в регионе и угрозы агрессии против одной из стран со стороны какого-либо государства или группы государств. В состав ОГВ от российской стороны входят воинские части 102-й военной базы (Гюмри, Армения).
В мае 2001 года было принято решение о создании военной составляющей ОДКБ для противодействия международному терроризму и экстремизму в Центрально-азиатском регионе - Коллективных сил быстрого развертывания. КСБР были сформированы к 1 августа 2001 г. Сегодня в составе КСБР ЦАР 10 батальонов: по три от России и Таджикистана и по два от Казахстана
и Киргизии. Численность личного состава - около 4 тыс. чел. В мирное время подразделения, входящие в КСБР, находятся на национальных территориях и в национальном подчинении и периодически проводят совместные учения [6].
4 февраля 2009 года принято решение о реформировании КСБР Центральноазиатского региона и создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В числе основных целей создания КСОР - укрепление безопасности стран ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая терроризм, экстремизм и наркотрафик, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение эффективного участия ОДКБ в поддержании международного мира и безопасности. КСОР состоит из воинских контингентов (высокомобильных частей и соединений государств-членов ОДКБ, оснащенных современными вооружением и техникой) и формирований специального назначения, куда вошли спецподразделения правоохранительных органов, служб безопасности и органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [7]. От России в состав КСОР входят 98-я воздушно-десантная дивизия, 31-я десантно-штурмовая бригада, отряд милиции особого назначения «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер».
Среди мероприятий военного сотрудничества особое место занимает взаимодействие государств в охране воздушного пространства. В частности, в настоящее время в рамках СНГ создана и успешно функционирует Объединенная система противовоздушной обороны (ОС ПВО СНГ). Объединенная система ПВО государств-участников СНГ создана 10 февраля 1995 года. На тот момент в нее вошли десять государств Содружества: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и Украина. ОС ПВО создана для обеспечения охраны границ государств-участников Содружества в воздушном пространстве; оповещения государств-участников о воздушно-космической обстановке и предупреждения о ракетном и воздушном нападении; ведения согласованных действий войск противовоздушной обороны по отражению воздушного нападения. Однако совместная оборона воздушного пространства осуществлялась не всеми государствами, подписавшими соглашение. Например, Туркмения не принимает участия в деятельности объединенной системы, а с Узбекистаном и Украиной Россия заключила двухсторонние договоры о взаимном сотрудничестве. Грузия в 2008 году вышла из СНГ и ОС ПВО СНГ. В настоящее время группировка войск ОС ПВО СНГ включает семь бригад противовоздушной обороны; 46 зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций; 23 части истребительной авиации, вооруженных истребителями МиГ-29, МиГ-31 и Су-27; 22 соединения и части радиотехнических войск; 2 подразделения радиоэлектронной борьбы [8].
Другой формой военного сотрудничества государств постсоветского пространства выступает использование Россией на территории государств ближнего зарубежья военных и научно-исследовательских объектов. Так, особую значимость для России представляет использование наземного эшелона
системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). На сегодняшний день за пределами территории России в его состав входят три РЛС: в Белоруссии, Азербайджане и Казахстане. Станции способны выполнять задачи по обнаружению пусков наземных и морских баллистических и крылатых ракет, обеспечивать построение траектории и времени их полета. В Таджикистане (вблизи города Нурек) находится отдельный оптико-электронный узел «Окно», который входит в российскую систему контроля космического пространства (ККП). Данный комплекс предназначен для обнаружения и распознавания космических объектов на высоте от 2000 до 40 000 км над Евразией, Северной и Центральной Африкой, акваториями Индийского, Тихого и Атлантического океанов.
На сегодняшний день Российская Федерация имеет несколько военных баз в ближнем зарубежье:
• 102-я военная база в Армении (г. Гюмри);
• 201-я военная база в Таджикистане (г. Душанбе);
• 999-я авиабаза в Киргизии (г. Кант);
• 7-я военная база в Абхазии;
• 4-я военная база в Южной Осетии [10, с. 134].
В настоящее время только на территории Киргизии функционируют четыре российских военных объекта:
- испытательная база противолодочного вооружения;
- узел связи ВМФ РФ;
- автономный сейсмический пункт службы специального контроля МО Российской Федерации;
- российская авиационная база в г. Кант.
Укрепление, оборудование и охрана внешних границ СНГ являются важнейшим средством защиты национальных интересов России. Прежде всего речь идет о взаимной заинтересованности государств в обеспечении региональной безопасности, а именно в пресечении на внешних границах актов терроризма, любых проявлений сепаратизма, перекрытии транснациональных коридоров доставки оружия и наркотиков. Только этим можно объяснить то, что в начале 1990-х гг. Россия провозгласила политику, которая получила название «политики двух рубежей» или «двойной границы», в соответствии с которой рубежи новых независимых государств рассматривались в качестве первой и фактически основной линии контроля. Учитывая неспособность некоторых государств ближнего зарубежья обеспечить охрану своих государственных границ собственными ресурсами, Россия заключила двусторонние договоры и соглашения об охране границы с правительствами Туркмении, Таджикистана, Грузии, Киргизии и Армении.
В настоящее время российские пограничники продолжают охранять только госграницу Армении с Турцией и Ираном. Остальные государства российские пограничники покинули по разным причинам [4, с. 2].
Важным элементом военного сотрудничества является подготовка в России на льготной основе офицерских кадров для национальных вооруженных сил и других силовых структур государств ближнего зарубежья. Базовым документом в сфере обучения граждан стран ОДКБ в российских военных вузах является
соглашение о подготовке военных кадров, подписанное в июне 2005 г. на московской сессии Совета коллективной безопасности. В целях реализации Соглашения в ноябре 2005 г. В 2003 году из стран ОДКБ прибыли на обучение в вузы Минобороны Россию 159 военнослужащих, в 2004 г. - 388, то 2005/2006 учебный год начинали уже 795 первокурсников из государств-членов Организации. В том числе на безвозмездной основе (бесплатное обучение и содержание) в российские военные вузы приняты 434 курсанта и слушателя. Из них 238 человек - из Казахстана, 84 - из Таджикистана, 65 - из Армении, 39 - из Киргизии, 8 - из Белоруссии. На льготной основе (бесплатное обучение) приняты 152 военнослужащих из Казахстана, 95 - из Армении, 59 - из Белоруссии, 31 - из Киргизии и 24 - из Таджикистана. Всего на сегодняшний день в вузах Минобороны России обучаются около 2,5 тыс. военнослужащих из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана [3].
В академиях российских Вооруженных сил получают высшее военное образование почти 350 граждан государств-членов ОДКБ. В 2008 году, например, 7 человек учились в Военной академии Генштаба ВС РФ, 76 - в Общевойсковой академии, более 80 - в военно-воздушных академиях имени Ю.А. Г ага-рина и Н.Е. Жуковского, 72 - обучение в Военно-медицинской академии, по 20 с небольшим офицеров - в Академии связи, в Академии тыла и транспорта. Военнослужащие из стран ОДКБ занимаются также в Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского и Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. Также отметим, что в реализации Соглашения участвуют и другие государства-члены Организации. В Белоруссии, в частности, проходят обучение военнослужащие из Армении, Казахстана и Узбекистана, в казахстанских военных вузах - граждане Киргизии и Таджикистана [9, с. 3].
Подготовка кадров для вооруженных сил Киргизии по-прежнему остается одной из основ российско-киргизского сотрудничества в военной сфере. В период с 1993 г. по настоящее время в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ подготовлено более 400 офицеров и 700 курсантов Минобороны Киргизии [15].
Другой формой военного сотрудничества государств постсоветского пространства является военно-техническое сотрудничество (ВТС). ВТС - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Основными целями военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами являются:
- укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
- поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
- развитие научно-технической и экспериментальной баз оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций [11].
Военно-техническое сотрудничество включает:
• поставки зарубежным странам военных технологий и результатов научнотехнической деятельности в военной области;
• оказание сервисных услуг и осуществление послепродажного обслуживания техники;
• оказание технического содействия в создании объектов военного назначения и предприятий оборонной промышленности.
Особое значение в плане военно-технического сотрудничества для России имеют контракты со странами, входящими в ОДКБ. ВТС России с государствами ближнего зарубежья имеет свою специфику:
• сохраняется ориентация на российские стандарты и вооружения;
• участники стремятся проводить совместные работы по производству, модернизации и ремонту вооружения и техники, создавать совместные предприятия;
• для партнеров по ОДКБ создаются наиболее благоприятные условия закупок российской военной техники, а именно предусматриваются льготные (по вну-трироссийским ценам) поставки для национальных воинских формирований, выделенных в состав многосторонних группировок коллективной безопасности [5, с. 44-45].
По состоянию на 1 января 2012 г. портфель оборонных заказов, поступивших от союзников по Организации, составил 492 млн дол. США, превысив аналогичный показатель двухлетней давности в два раза. При этом основу экспорта в государства-члены ОДКБ составляют наиболее современные образцы вооружений, в частности зенитно-ракетные системы С-300ПМУ2 «Фаворит», вертолеты семейства Ми-17-1В, самолеты Су-30МКИ, танки Т-90, последние модели БМП, РСЗО «Смерч», сторожевые корабли «Гепард» [1].
Афганский наркотрафик представляет серьезную угрозу национальной безопасности государств постсоветском пространства, здоровью и благосостоянию их народов. Важным звеном государственной стратегии по борьбе с афганской наркоугрозой стало проведение международной комплексной оперативно-профилактической операции «Канал». В 2008 году «Канал» получил статус постоянно действующей региональной антинаркотической операции. Ее цели - выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотиков и их прекурсоров по «Северному маршруту» и части «Балканского маршрута». В 2007 году в рамках операции впервые были использованы материалы финансовых разведок, что стало первым шагом на пути создания финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Международный комитет ООН по контролю над наркотиками в своем докладе за 2008 год признал операцию «Канал» самой крупномасштабной и эффективной в противодействии афганскому наркотрафику. С 2003 по 2010 год было проведено 15 этапов операции «Канал», по итогам которых из незаконного оборота изъято более 240 т наркотиков, а также выявлено свыше 83 тыс. наркопреступлений. В рамках «Канала-2011» было изъято более 500 кг героина, свыше 90 кг синтетических наркотиков, более 9 т опия, 1,5 т марихуаны, 2,3 т гашиша, около 130 кг кокаина, а также более 30 т прекурсоров. Антинаркотическая операция ОДКБ «Канал» привлекает с каждым годом все больше иностранных
наблюдателей. В операции «Канал-2011» приняли участие антинаркотические ведомства, профильные службы, финансовые разведки государств-членов ОДКБ, а также государств-наблюдателей: Азербайджана, Афганистана, Венесуэлы, Ирана, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Пакистана, Польши, США, Украины, Эстонии. В ходе проведения операции «Канал» накоплен богатый опыт взаимодействия правоохранительных органов ряда государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, включая обмен оперативной информацией в ходе согласованных операций, отработку межгосударственного и межведомственного взаимодействия различных силовых органов, в том числе полиции, служб безопасности, таможенных и пограничных органов, финансовых разведок [14].
Одним из основных направлений военного сотрудничества является миротворческая деятельность, направленная на обеспечение национальной безопасности и политической стабильности государств.
В октябре 2007 г. на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ между странами-членами был подписан пакет документов по миротворческой деятельности. В частности, решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства о проведении на его территории миротворческой операции или решения СБ ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в состав ОДКБ. Государства-члены Организации для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы. Для комплектования Миротворческих сил государства-члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. От Вооруженных сил России в состав миротворческих сил ОДКБ выделена отдельная мотострелковая бригада (2251 чел.), от МВД России - подразделения ОМОН «Зубр» (100 чел.), спецназа «Рысь» (50 чел.), наблюдатели и советники (50 чел.) от центрального аппарата, образовательных учреждений и территориальных органов МВД России [13, с. 54]. Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются Коллективные миротворческие силы (КМС). В состав КМС может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал. Основными способами выполнения задач КМС являются: наблюдение, патрулирование, контроль, демонстрация присутствия в кризисном районе, размещение КМС между конфликтующими сторонами для снижения напряженности, блокирование районов, населенных пунктов и объектов, ведение переговоров, самооборона, гуманитарная деятельность.
Таким образом, военное сотрудничество, осуществляемое по линии СНГ и ОДКБ на всех уровнях и по всем направлениям, способствует обеспечению национальных интересов Российской Федерации, государств-членов ОДКБ, государств-участников Содружества Независимых Государств.
Список литературы
1. Бордюжа Н. ОДКБ - гарант стабильности и безопасности в Евразии // НВО. 2010. 20 апр. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://nvo.ng.ru/ concepts/2012-04-20/1_odkb.html (дата обращения: 06.08.2012).
2. Военная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. указом Президента Рос. Федерации 5 февр. 2010 г. ИКЬ: http://www.scrf.gov. ru/documents/18/33.html (дата обращения: 06.08.2012).
3. Военно-политическое сотрудничество [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm (дата обращения: 01.08.2012).
4. Как Россия охраняла границы соседних стран: история вопроса // Коммерсантъ. 2008. 21 окт.
5. Козюлин В. Государства Центральной Азии: развитие вооруженных сил и перспективы военно-технического сотрудничества с Россией // Индекс безопасности. 2007. № 3 (83), т.13.
6. Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-азиатского региона [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm (дата обращения: 01.07.2012).
7. Коллективные силы оперативного реагирования [Электронный ресурс]: справка «РИА Новости» от 14 июня 2009 г. ИКЬ: http://ria.ru/ spravka/20090614/174337500.html (дата обращения: 01.07.2012).
8. Министры обороны стран СНГ проконтролируют учения «Боевое содружество» [Электронный ресурс]. иКЬ: http://ria.ru/defense_
safety/20090917/185356402.html (дата обращения: 23.07.2012).
9. Михайлов В. Россия кует кадры для ОДКБ // НВО. 2008. 28 марта.
10. Мухаметов Р.С. Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации // Аге administrandi. 2010. № 2.
11. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 июля 1998 г. № 114. иКЬ: http://www.scrf.gov.ru/documents/18/35.html (дата обращения: 23.07.2012).
12. О региональной группировке войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.embassybel.ru/belarus-russia-relations/military/e5c10e1ff1a0.html (дата обращения: 23.07.2012).
13. ОДКБ: ответственная безопасность / под общ. ред. И.Ю. Юргенса. М., 2011.
14. Опыт стран СНГ в борьбе с наркоманией [Электронный ресурс]: справка «РИА Новости» от 14 марта 2012 г. ИЯЬ: http://ria.ru/beznarko_ helpZ20120314Z594425467.html (дата обращения: 23.07.2012).
15. Российско-киргизское военное и военно-техническое сотрудничество [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.kyrgyz.mid.ru/vivtc.html (дата обращения: 23.07.2012).