Научная статья на тему 'Военное искусство Древнего Китая в эпоху Троецарствия'

Военное искусство Древнего Китая в эпоху Троецарствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное искусство Древнего Китая / стратегия / тактика / военная хитрость / психо-логическое воздействие / «справедливый» характер войны / Троецарствие / military art of ancient China / strategy / tactics / military cunning / psychological influence / “fair” nature of warfare / Three Kingdoms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Петрович Дорофеев

Военное искусство Древнего Китая, получившее свое развитие на основе военно-тео-ретического наследия Сунь Цзы, У-цзы, содержит немало примеров достижения победы в войне за счет военной хитрости, совершенствования тактических приемов вооруженной борьбы, а также информационно-психологического воздействия на войска и население противника. Эпоха Троецарствия в истории Китая за-нимает относительно небольшой период времени – 220–280 гг. н.э., однако качественная характеристика военного аспекта этого периода заслуживает особого внимания. Полководческие дарования Цао Цао, Чжугэ Ляна, Сыма И и других военачальников наглядно демонстрируют прогресс в развитии стратегии и тактики, военно-инженерном строительстве Поднебесной. Наряду с сухопутными войсками, состоящими из пехоты и кавалерии, появляется речная флотилия, способная решать задачи стратегического характера. Противо-стояние трех царств отражено в исторических хрониках Чэнь Шоу, эпопее Ло Гуань-чжуна, многочисленных исследованиях китайских и зарубежных специалистов. Рекомендации и наставления Сунь Цзы нашли при-менение в США для ведения психологической войны против России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Art of Ancient China in the Era of the Three Kingdom

The military art of Ancient China, which was developed on the basis of the military-theoretical heritage of Sun Tzu, Wu Tzu, contains many examples of achieving victory in war through military cunning, improv-ing tactical techniques of armed struggle, as well as information and psychological impact on the enemy’s troops and population. The era of the Three Kingdoms in the history of China occupies a relatively short period of time – 220–280 A.D., however, the qualitative characteristics of the military aspect deserve special attention. The military leadership abilities of Cao Cao, Zhuge Liang, Sima Yi and other commanders clearly demonstrate the progress in the development of strategy and tactics, military engineering construction of the Celestial Empire. Along with land forces, consisting of infantry and cavalry, there is a river flotilla, capable of solving problems of a strategic nature. The confrontation of the three kingdoms is reflected in the historical chronicles of Chen Shou, the epic of Luo Guan-zhong, numerous studies by Chinese and foreign experts. Sun Tzu’s recommendations and instructions were ap-plied in the United States to wage psychological warfare against Russia.

Текст научной работы на тему «Военное искусство Древнего Китая в эпоху Троецарствия»

Научная статья УДК 94(315)

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.10.16

Военное искусство Древнего Китая в эпоху Троецарствия Сергей Петрович Дорофеев

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Краснодар, Россия, dorofeev_s_p@mail.ru

Аннотация. Военное искусство Древнего Китая, получившее свое развитие на основе военно-теоретического наследия Сунь Цзы, У-цзы, содержит немало примеров достижения победы в войне за счет военной хитрости, совершенствования тактических приемов вооруженной борьбы, а также информационно-психологического воздействия на войска и население противника. Эпоха Троецарствия в истории Китая занимает относительно небольшой период времени - 220-280 гг. н.э., однако качественная характеристика военного аспекта этого периода заслуживает особого внимания. Полководческие дарования Цао Цао, Чжугэ Ляна, Сыма И и других военачальников наглядно демонстрируют прогресс в развитии стратегии и тактики, военно-инженерном строительстве Поднебесной. Наряду с сухопутными войсками, состоящими из пехоты и кавалерии, появляется речная флотилия, способная решать задачи стратегического характера. Противостояние трех царств отражено в исторических хрониках Чэнь Шоу, эпопее Ло Гуань-чжуна, многочисленных исследованиях китайских и зарубежных специалистов. Рекомендации и наставления Сунь Цзы нашли применение в США для ведения психологической войны против России.

Ключевые слова: военное искусство Древнего Китая, стратегия, тактика, военная хитрость, психологическое воздействие, «справедливый» характер войны, Троецарствие

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Дорофеев С.П. Военное искусство Древнего Китая в эпоху Троецарствия // Общество: философия, история, культура. 2023. № 10. С. 119-126. https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.16.

Original article

Military Art of Ancient China in the Era of the Three Kingdom Sergey P. Dorofeyev

Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Krasnodar, Russia, dorofeev_s_p@mail.ru

Abstract. The military art of Ancient China, which was developed on the basis of the military-theoretical heritage of Sun Tzu, Wu Tzu, contains many examples of achieving victory in war through military cunning, improving tactical techniques of armed struggle, as well as information and psychological impact on the enemy's troops and population. The era of the Three Kingdoms in the history of China occupies a relatively short period of time -220-280 A.D., however, the qualitative characteristics of the military aspect deserve special attention. The military leadership abilities of Cao Cao, Zhuge Liang, Sima Yi and other commanders clearly demonstrate the progress in the development of strategy and tactics, military engineering construction of the Celestial Empire. Along with land forces, consisting of infantry and cavalry, there is a river flotilla, capable of solving problems of a strategic nature. The confrontation of the three kingdoms is reflected in the historical chronicles of Chen Shou, the epic of Luo Guan-zhong, numerous studies by Chinese and foreign experts. Sun Tzu's recommendations and instructions were applied in the United States to wage psychological warfare against Russia.

Keywords: military art of ancient China, strategy, tactics, military cunning, psychological influence, "fair" nature of warfare, Three Kingdoms

Funding: Independent work.

For citation: Dorofeyev, S.P. (2023) Military Art of Ancient China in the Era of the Three Kingdom. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 119-126. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.10.16 (In Russian).

История Китайской Народной Республики может служить примером сохранения самобытности и отстаивания суверенитета на фоне глобального распространения стандартов общественного бытия, принятых в США и западноевропейских государствах. Особенности менталитета и образа жизни народа, заложенные в фундамент китайской цивилизации, позволили ему сохранить традиционные ценности национальной идентичности в XXI столетии и утвердить свою страну в качестве мировой державы.

© Дорофеев С.П., 2023

Историки считают, что основу этого феномена составляет древнекитайская философия и нестандартная (по европейским понятиям) трактовка законов войны, сложившаяся в условиях автономности и изоляции китайского этноса от европейского влияния. Особая интерпретация военных событий зародилась в Древнем Китае, суть ее состоит в достижении необходимых целей без применения средств вооруженного насилия. Многие военно-теоретические представления укоренились в сознании китайского народа, находят воплощение в политике его лидеров, взяты на вооружение военно-политическим руководством других стран, а значит, требуют всестороннего изучения.

Первые контакты Русского государства с императорским Китаем состоялись более 400 лет назад. Это было время освоения Сибири и дальневосточных рубежей молодой державы. Продвижение русских на восток сопровождалось рекогносцировкой местности, обустройством опорных пунктов, изучением жизни и быта местных племен и присоединением вновь открытых земель к государственным пределам. Наряду с этим предпринимались попытки развития внешнеполитических связей с Китаем. Однако стремление русских дипломатических миссий установить равноправные политические и торговые отношения с Поднебесной наталкивались на требования подчиниться канонам унизительного церемониала, что подрывало престиж и суверенитет Русского государства. Это обстоятельство объяснялось действовавшей китайской идеологией, заключенной в концепции «срединного государства» и нашедшей свое отражение в политике маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.). Суть ее состояла в том, что Поднебесная олицетворялась с центром Вселенной, а потому ей должны были подчиняться не только сопредельные, но и дальние страны. Таким образом, Русскому государству отводилась роль подданного субъекта, обязанного исполнять вассальную зависимость перед сюзереном. Этой дипломатической стратегии противопоставлялась последовательная и однозначная позиция наших соотечественников, согласно которой они выражали решимость соблюдать принятые на тот момент нормы международного взаимодействия, что в конечном итоге принесло свои плоды, однако отношения двух стран долгое время оставались сложными.

Для решения внешнеполитических и военных задач применительно к северному соседу правящая верхушка маньчжурской династии активно использовала стратагемы - уловки, применяемые в военном деле и дипломатии для сокрушения противника с минимальными затратами собственных ресурсов1. Детальный анализ «русской стратагемы», направленной на блокирование освоения Россией Приамурья, приведен в монографии академика В.С. Мясникова «Империя Цин и Русское государство в XVII веке» (Мясников, 1980: 207-257).

Следует отметить, что понятие «стратагема» своим происхождением обязано трактату Сунь Цзы «Искусство войны»2, но при этом сама она не является лишь порождением ума одаренного полководца, а представляет собой синтез многовекового военного опыта, накопленного в Древнем Китае. Универсальность стратагемы определяет ее живучесть не только в сфере вооруженной борьбы, политике и дипломатии, но и в обыденной жизни (Зенгер, 1995). Предварительный анализ показывает важность углубленного рассмотрения особенностей военного искусства Древнего Китая на отдельных этапах его истории в интересах развития методологии отечественного китаеведения и расширения научной базы познания.

Исследуемая тема имеет непосредственное отношение к современной теории и практике осуществления геополитики. Применение оружия массового поражения в возможных войнах признано несостоятельным, поскольку грозит гибелью всему человечеству. В связи с этим из арсеналов древнекитайской военной теории извлекаются постулаты о победе над противником с использованием нелетальных средств - посредством военной хитрости и применения информационно-психологических методов воздействия на противника. Достоянием мировой общественности стала речь (1948 г.) А. Даллеса, будущего руководителя ЦРУ США3, в которой наставления древнекитайского военного мыслителя Сунь Цзы были осовременены и представлены своего рода манифестом по уничтожению СССР путем разложения основ государственного строя изнутри, а не в результате внешнего вмешательства4.

Развитие практического опыта в организации психологических операций США осуществили в ходе боевых действий против фашистской Германии и милитаристской Японии и особенно во время вьетнамской войны (1965-1975 гг.) (Дорофеев, Гуров, 2021). Конец XX в. и первые два десятилетия XXI в. показывают, что концепции информационно-психологических воздействий на войска и население противника эволюционируют в сторону так называемых «гибридных» войн.

1 Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М., 2000. 192 с.

2 Сунь Цзы. Искусство войны. М., 2022. 384 с.

3 Речь Аллена Далласа (директора ЦРУ) на конгрессе США в 1945 году (Директива Аллена Далласа 20/1 от 18.08.1948) [Электронный ресурс] // ВКонтакте. 11Р1_: https://vk.com/wall-35525986_1118 (дата обращения: 07.09.2023).

4 Караяни А.Г. Военная психология : учебник и практикум для вузов. М., 2020. С. 41-42.

Суть их остается неизменной: «Война - это путь обмана» (Конрад, 1950: 34). И этот факт со всей очевидностью подтверждается подоплекой агрессии Североатлантического блока против суверенной Югославии (1999 г.), надуманным поводом для начала военной операции в Ираке (20032010 гг.), расширением масштабов «цветочных» революций (Тунис, Ливия, Сирия, Украина, Грузия). Во всех этих случаях аппарат психологических операций США выстраивал свои комбинации с ориентацией на древнекитайские стратагемы. В современных условиях противостояния России коллективному Западу вообще и США в частности, обострения отношений с большим количеством международных игроков на фоне проведения специальной военной операции на Украине изучение военного искусства Древнего Китая, взятого на вооружение современными американскими милитаристскими службами, представляется особенно целесообразным.

Войны эпохи Троецарствия - это частный, но значимый случай реализации законов вооруженной борьбы, заложенных в письменных наставлениях мыслителей Древнего Китая. В Европе получил признание перевод трактата Сунь Цзы «Искусство войны», выполненный британским ученым Лайонелом Джайлзом1, который считал его древнейшим произведением по военной тематике. Первым исследователем и интерпретатором древнекитайского военного наследия в отечественной синологии стал академик Н.И. Конрад, который сформулировал особенности и характерные черты учения Сунь Цзы (Конрад, 1950: 313-354), иллюстрируя его, в частности, примерами из истории междоусобной борьбы трех царств.

Г.Н. Караев (Караев, 1959), а также составители «Чжунго цзюньши ши люэ» («Краткого очерка истории военного дела Китая»)2 также внесли определенный вклад в трактовку военно-исторического прошлого Китая, однако особенности практического использования такого опыта в эпоху Троецарствия не являлись предметом изучения исследователей.

Обстоятельный анализ ратного дела в Древнем Китае с III в. до н.э. по III н. э. провел И.М. Попов (Попов, 2001). В своем труде историк раскрыл военно-политическую обстановку и социально-экономическую ситуацию периода Цинь-Хань, охарактеризовал систему пополнения, штатную структуру войск, оружие и обмундирование воинов. Однако Троецарствие упоминается в книге лишь в качестве очередного исторического этапа становления государства без анализа характерных черт военного искусства того времени.

Переводу текстов Чжугэ Ляна, первого министра и военачальника царства Шу в период Троецарствия, посвящена работа Томаса Клири3. Здесь представлены в основном наставления юному правителю царства (сыну Лю Бэя) по управлению страной и совершенствованию ее обороноспособности.

Важные с научной точки зрения факты о развитии оружия дальнего поражения в эпоху Троецарствия иллюстрирует археологическая реконструкция С.А. Школяра многозарядной аркбаллисты, создателем которой является упомянутый выше Чжугз Лян (Школяр, 1980: 42-43).

Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что авторы отмеченных источников не ставили перед собой задачу воссоздать уровень развития военного искусства в эпоху Троецарствия. Это касается не только военного искусства - историческая наука в целом обходила стороной этот период (Крюков и др., 1979: 6). Возможно, такое положение сформировалось под влиянием монографии Л.Н. Гумилева «Хунны в Китае», в которой Троецарствие представлено «смутным временем» на фазе обскурации, когда все пассионарные люди проявили себя и погибли (Гумилев, 1974: 23). Эта концепция подвергалась критике еще в прошлом столетии, однако она оставила след в творческих поисках историков, ограничивая исследование особенностей военного искусства данного периода. В связи с этим возникает потребность расширить представления о стратегии и тактике вооруженной борьбы в Древнем Китае, дополнив их материалами, относящимися к противостоянию трех царств. Наряду с отмеченными источниками, информационная картина эпохи Троецарствия уточнялась содержанием исторических, литературных4 и научных трудов (Рифтин, 1970).

1 Sun Tzu. On the Art of War. The Oldest Military Treatise in the World / translated from Chinese by Lionel Giles. L., 1910. 192 р.

2 ФЯ^^^Г^кй. ЗЬж, 1992 1. 208 Ж. = Краткий очерк истории военного дела Китая. Пекин, 1992. Т. 1. 208 с. (на кит. яз.)

3 Китайское искусство войны. Постижение стратегии / сост. и ред. Т. Клири. М., 2018. 400 с.

4 Древнекитайская философия : собрание текстов : в 2 т. М., 1972. Т. 1. 361 с. ; М., 1973. Т. 2. 382 с. ; История Китая с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / отв. ред. Л.В. Симоновская, М.Ф. Юрьев. М., 1974. 532 с. ; Ло Гуань-чжун. Троецарствие : роман : в 2 т. СПб., 2014. Т. 1. 844 с. ; Т. 2. 812 с. ; Очерки истории Китая (с древности до «опиумных» войн) / под ред. Шан Юэ. М., 1959. 579 с. ; Чжугэ Лян. Шень шу : Гадание на монетах и книга мудрости Древнего Китая. М., 2004. 243 с. ; Чэнь Шоу. Саньго Чжи («Записки о Трех царствах») [Электронный ресурс] // Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm (дата обращения: 07.09.2023).

Новизна проведенного исследования заключается в выявлении влияния творческих решений стратегов на развитие военной мысли в истории Древнего Китая.

Методологическую основу работы составили системный подход, принципы сравнительного исторического анализа и научной объективности.

Военная тематика в древнекитайской литературе занимает особое место. Бесчисленные конфликты нашли свое отражение в исторических хрониках, фольклорном жанре. Важно то, что из этого массива информации в результате тщательного отсева выявляются обобщенные формулировки законов и правил ведения войны. Они нашли свое отражение в семи трактатах, получивших название «Семикнижие»1. Первое место среди этих канонов военной науки по праву принадлежит трактату Сунь Цзы «Искусство войны»2. Это произведение стало теоретической основой анализа особенностей развития военного искусства в эпоху Троецарствия.

В практическом отношении материалы настоящей статьи могут быть использованы для углубленного изучения развития военного делана в Древнем Китае на конкретных исторических этапах, а также в исторических курсах, преподаваемых в военных учебных заведениях.

При анализе состояния военного искусства следует исходить из устоявшегося понимания содержания этого термина, раскрытого в энциклопедическом словаре: «... теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе»3. Необходимо также отметить, что вооруженная борьба требует решения немалого количества проблем организационного характера, среди которых: людские ресурсы, обучение личного состава, обеспечение провиантом, учет общественного мнения гражданского населения, использование войск и их вооружения на поле боя4.

Формирование штатной организации и восполнение переменного состава в древнекитайских армиях как процессы получили регламентирующие нормы во времена империи Цинь, которые позднее были пересмотрены в ходе реформ, осуществленных в Ханьский период. Армия считалась приоритетным рычагом власти императора во внутренней и внешней политике. Войска комплектовались по методу всеобщей воинской повинности, когда все мужское население из простолюдин, пригодных по своим физическим качествам к военной службе, обязано было ее отбыть. Установленные сроки службы (от одного месяца до одного года) в реальности не соблюдались, что было связано с частыми военными конфликтами. В 25 г. н.э. в Ханьском Китае прошли преобразования в системе комплектования вооруженных сил: была отменена всеобщая обязанность нести военную службу, а организационная структура армии стала включать в себя регулярные части и местное ополчение, набиравшееся из крестьян в случае большой войны.

Важным событием, изменившим ход истории в Поднебесной, стало восстание крестьян и рабов «Желтые повязки» (184 г. н.э.), которое ускорило падение Восточной Ханьской династии. В подавлении мятежа принимали участие правительственные войска, вооруженные отряды крупных землевладельцев и представителей местных властей. Борьба усилилась после ухода из жизни императора Лин-ди в 189 г.5 К этому времени сосредоточение военной силы в руках элитной аристократии и возросшие боевые возможности армий, находившихся в ее распоряжении, привели к междоусобным войнам за контроль над территориальными, людскими и финансовыми ресурсами. Это были конфликты не между суверенными государственными образованиями, а внутри единой страны, участники которых преследовали цели установления гегемонии в Поднебесной. Государственная система централизованного комплектования войск и боевая подготовка личного состава не могли функционировать в условиях центробежных тенденций. Частные армии влиятельных домов пополнялись в основном экономически зависимыми крестьянами, командовали которыми профессиональные военные, имевшие боевой опыт.

В разоренной сражениями стране пустовали поля, население разбегалось, войска испытывали недостаток в продовольствии и солдатах. Эти проблемы пытались решать разными способами. Так, например, Цао Цао, один из претендентов на единоличную власть в Поднебесной, приступил к восстановлению системы военных поселений, функционирующих во времена Хань-ских династий. Тем самым он решал несколько задач: возвращал беглых крестьян и рабов к оседлости, осваивал целинные земли, занимался ирригационными работами, закладывал рисовые плантации, совмещая сторожевую службу личного состава войск с обработкой полей. Сельское хозяйство в подконтрольных ему районах стало укрепляться, что послужило экономической основой военно-политической экспансии дома Цао. К 269 г. в царстве Вэй насчитывалось уже около 600 тыс. военных дворов, охватывавших более 80 % податного населения (Крюков, 1979: 15).

1 У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб., 2001. 446 с.

2 Сунь Цзы. Указ. соч.

3 Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М., 1984. С. 140.

4 История военного искусства : учебник / Б. В. Панов [и др.]. М., 1984. С. 9-16.

5 История Китая с древнейших времен до наших дней ... С. 113.

Существовал и другой способ пополнения человеческих ресурсов - захват «живых людей»1. Множество мирных граждан, опасаясь за свою жизнь и судьбу близких, покидало насиженные места и обращалось к бродяжничеству. Они становились легкой добычей сильных отрядов, как и население фронтовой зоны. В результате обеспечивался прирост рабочей силы в сельскохозяйственной отрасли и восполнялись ряды солдат местных влиятельных группировок.

В частных армиях эпохи Троецарствия использовались, в основном, те же средства вооруженной борьбы, которые находили применение в войнах предшествующих исторических этапов. Оснащение войск осуществлялось различными видами холодного оружия, предназначенного для нападения и защиты. При непосредственном контакте с противником в ход шли пики, копья, клевцы (алебарды) «цзи». В пределах досягаемости противник поражался стрелами из луков и арбалетов. К оружию дистанционного поражения относились камнеметные устройства и станковые многозарядные арбалеты.

В военных кампаниях эпохи Троецарствия находила применение тактика огневого нападения.

Анализируя организационную структуру вооруженных сил, следует отметить их разделение на сухопутную армию и речной флот, впервые появившийся в южных областях Китая. В армии выделились три рода наземных сил: пехота, конница и боевые колесницы. Следует отметить зарождение инженерных войск и тыловой службы.

Создание прообраза инженерно-строительных войск относится ко времени правления императора Цинь Ши-хуана, и связано оно с возведением Великой Китайской стены, предназначенной сдерживать набеги северных кочевников. Инженерно-строительное обеспечение боевых действий как вспомогательный ресурс получил широкое распространение во времена Троецарствия и позволял создавать определенные преимущества для использующей его стороны.

Пехота была самым многочисленным родом войск и делилась на тяжелую и легкую. Основная ее функция заключалась в лобовом столкновении с противником и нанесении ему невосполнимых потерь. Мобильные качества и ударная мощь кавалерии выдвинули ее на ключевую роль в прорыве боевых порядков и преследовании отступающего врага.

Войны в Китае на стадии рабовладельческого общества носили характер борьбы за выживание - захват чужих территорий и покорение местного населения для упрочения своего господства или отражение агрессии во имя сохранения независимости и суверенитета. В этом случае приходится дистанцироваться от современных понятий о справедливых и несправедливых войнах.

В китайской историографии эпохи Троецарствия законным претендентом на власть в Поднебесной считался Лю Бэй, основатель царства Шу, поскольку он являлся отдаленным потомком императорского рода ханьской династии. Цао Цао, фактически сместивший последнего ханьского императора, объявлялся источником несправедливых войн. Следует отметить, что отношение к «законности» в борьбе за единоличную власть претендентов менялось в различные периоды истории Китая в зависимости от положения правящей династии и позиции историографа (Рифтин, 1970).

В целях обеспечения безопасности и закрепления завоеванных территорий в стратегических планах царства Шу особое значение придавалось поискам союзников и защите тыловых рубежей. В 225 г. Шу заключило союз с царством У против северного соперника - государства Вэй. Для того чтобы развязать себе руки для борьбы с главным противником, Шу пошло по пути нормализации ситуации на юге страны.

Весной 225 г. Чжугэ Лян, имперский канцлер Шу, лично повел вооруженные силы в южном направлении, чтобы умиротворить регион Наньчжун и подавить восстание Ван Лянь. Ма Су, ближайший помощник Чжугэ Ляна, предложил ему сосредоточиться на психологической войне (то есть на «завоевании» сердец людей в Наньчжуне), а не на карательной операции, чтобы не допустить возобновления восстания. Чжугэ Лян согласился.

Армия Шу нанесла поочередно поражение трем отрядам участников восстания и добилась победы над объединенными силами сопротивления под командованием Мэн Хо. Как предводитель повстанцев, он пользовался авторитетом среди местного населения, поэтому живой, но покорный Мэн Хо представлял большую ценность, чем погибший насильственной смертью. Добиться этого можно было лишь демонстрацией своего тотального военного превосходства. Из письменных источников известно о семи сражениях, в которых Чжугэ Лян одержал победу и вынудил Мэн Хо прийти к мысли о безоговорочной капитуляции. Таким образом, была решена важная задача сохранения мира в южном регионе2.

«Нападение огнем» в сочетании с военной хитростью привело к сокрушительному разгрому войск Цао Цао объединенной группировкой Сунь Цюаня и Лю Бэя в битве у Красной скалы, состоявшейся зимой 208-209 гг. Перед началом сражения армии противников располагались на

1 Очерки истории Китая (с древности до «опиумных» войн) ... С. 117.

2 ЗЬж, 1957 = Чжугэ Лян. Пекин, 1957. С. 37-44. (на кит. яз.)

- 123 -

противоположных берегах Янцзы. Владея стратегической инициативой и превосходством в силах, Цао Цао вынашивал намерение в один прием уничтожить своих соперников, захватить их земли и окончательно доказать свои претензии на единоличную власть в Поднебесной. Однако его план имел одно слабое место, которое в конечном счете привело к провалу всей кампании -воины не были обучены сражаться в условиях водной стихии и страдали от качки.

Руководить флотом и обучением армии северян были назначены флотоводцы Цай Мао и Чжан Юнь, обладающие опытом боевых действий на воде. Это было крайне нежелательно для противостоящей стороны, что привело к решению устранить их с помощью дезинформации. Цао Цао пошел на поводу у слухов и казнил наиболее авторитетных в речных сражениях специалистов. Наряду с очевидными провалами в боевой подготовке войск на кораблях, попытки Цао Цао обзавестись информатором в неприятельском лагере не привели к успеху.

В поисках верного решения обычно осмотрительный Цао Цао, утратив бдительность, воспринял совет вражеских лазутчиков, которые притворно перешли на его сторону, сковать суда цепью для уменьшения качки. Именно в этом и заключался замысел командования объединенной группировки южан. Флотилия Цао Цао, выдвинувшаяся на середину Янцзы для атаки неприятельского лагеря, была лишена возможности маневра из-за своей громоздкой структуры и стала легкой мишенью для судов противника, нагруженных горючим материалом. Нападение огнем привело к тотальному поражению армии Цао Цао на воде, а в дальнейшем и на суше. Сокрушительный разгром привел к тому, что он потерял шанс стать потенциальным объединителем Китая, который оставался раздробленным еще 70 лет. После этого сражения Сунь Цюань распространил свое влияние на юг вдоль реки Янцзы, Лю Бэй захватил большую часть Цзинчжоу, а Цао Цао вернулся в свои северные владения Вэй.

В военных кампаниях эпохи Троецарствия важным стратегическим успехом считалось убедить неприятеля в понимании плана действий противоположной стороны. Для подкрепления его заблуждения относительно истинности намерений ложный удар наносился на второстепенном направлении, представлявшемся для обороняющейся стороны наиболее слабым. Это требовало максимального сосредоточения сил для его отражения. Таким образом, основная цель военного похода становилась легкой мишенью, поскольку оборонительные сражения на одном участке фронта маскировали реальное наступление на территории, где его совсем не ожидали. Это позволяло избежать вооруженного сопротивления, так как войска противника связаны боевыми действиями в другом районе, и беспрепятственно реализовать намеченный план.

В 263 г. царство Вэй предприняло очередной поход в южные земли царства Шу. Войска возглавили два полководца - Дэн Ай и Чжун Хой. Замысел их операции заключался в том, чтобы группировка Чжун Хоя, сковав в оборонительном сражении главные силы противника, открывала оперативный простор для маневра второй армии северян. В соответствии с намеченным планом он направил свои войска в том направлении, которое считалось наиболее уязвимым с точки зрения обороноспособности царства Шу. Намерения противника вызвали обеспокоенность и незамедлительную реакцию - основные силы южан выставили оборонительный заслон в районе ложного наступления противника, оставив без прикрытия возможные пути к столице государства. Этим воспользовался Дэн Ай. Его войска, выдвинувшись со стороны Иньпиня, прошли беспрепятственно 700 миль по гористой местности и без сражения овладели г. Чэнду.

Как видим, маскировка действительных намерений ложным маневром превращает силу противника в его слабость, а место, которое он должен был во что бы то ни стало отстоять, превращается в уязвимую мишень. Нападение на эту беззащитную цель и овладение ею обеспечивает победоносное завершение всей военной кампании. Стратегические планы войн решались на поле боя в ходе прямого вооруженного столкновения армий противников. Вопросы подготовки, организации и ведения боевых действий разрабатывались тактикой - составной частью военного искусства.

Военные действия приносят успех той стороне, которая проявляет активность, используя разнообразные приемы, и способна оперативно переходить от обороны к наступательным действиям. Такой случай имел место при осаде войсками Юань Шао крепости Гуаньду, в которой оборонялся Цао Цао. Армия Юань Шао значительно превосходила противника в живой силе, но попытки нанести ему урон и добиться победы оказывались тщетными.

Затянувшееся противостояние породило у Юань Шао пассивность, чем решил воспользоваться Цао Цао. Наиболее уязвимым местом в военной кампании Юань Шао было обеспечение армии продовольствием. Благодаря хорошо поставленной разведке, Цао Цао узнал о крупном обозе с провиантом, направлявшемся в лагерь противника. Отрядам Цао Цао удалось совершить вылазку, напасть на обоз и уничтожить его. Второй мишенью стали склады у озера Учао, которые были сожжены. В обоих случаях использовался камуфляж разбитых отрядов противника, что привело к дезорганизации в управлении войсками и локальным поражениям. С помощью дезинфор-

мации Цао Цао удалось рассредоточить силы Юань Шао и завершить разгром его армии, уничтожая ее по частям. В учении Сунь Цзы об этом говорится следующее: «Сохраняя целостность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу. Нас тогда будет много, а противника мало. У того, кто умеет массой ударить на немногих, таких, кто с ним сражается, мало, и их легко победить»1.

«Война умов» военачальников играла ключевую роль в военных действиях на полях сражений во времена Троецарствия. В ходе очередного противостояния с царством Вэй Чжугэ Лян оказался в ловушке в г. Сичэн с небольшим отрядом воинов. Поскольку отразить нападение противника обычным путем не представлялось возможным, он создал видимость абсолютной беззащитности города, позволяя неприятелю самому решать, как ему поступить в этом случае.

Отказавшись поверить донесению передового отряда об отсутствии приготовлений к обороне, Сыма И решил лично провести рекогносцировку. То, что он увидел, озадачило его в высшей степени, так как не укладывалось в его каноны войны - враг либо отступает, либо обороняется, но не предоставляет возможность беспрепятственно захватить укрепления. Оценка обстановки привела его к мысли о возможной ловушке, признаки которой замаскированы настолько искусно, что не поддаются разгадке. Мысль о военной хитрости со стороны Чжугэ Ляна парализовала возможность Сыма И нетрадиционно оценить обстановку и принять правильное решение. Оказавшись в интеллектуальном тупике, он поспешил отвести свои войска. Возможность управления действиями противника Сунь Цзы охарактеризовал следующими словами: «Тончайшее искусство! Тончайшее искусство! Нет даже формы, в которой его можно изобразить. Божественное искусство! Божественное искусство! Нет даже слов, которыми его можно выразить2.

Военное искусство в эпоху Троецарствия представляет собой очередную ступень в развитии теоретических положений и практических способов вооруженной борьбы, сформулированных древнекитайскими стратегами. Внутреннее содержание военных действий требовало их обоснованности «законными» притязаниями сильных домов на власть в Поднебесной. Союзные отношения между соперничающими группировками создавались достаточно редко, поскольку носили конъюнктурный характер, связанный с достижением конкретной цели военной кампании. Элементы психологической войны просматриваются в ходе «умиротворения» Чжугэ Ляном повстанческого движения в южной части Шу, однако и оно стало возможным после семи военных побед над силами сопротивления. Применявшаяся тактика содержала элементы современного общевойскового боя, отличного от линейного построения войск, принятого в Европе. Как видим, успех в поединке с противником в Китае периода Троецарствия достигался быстрым маневром сил и средств, а также умением влиять на психику неприятеля, нарушающим адекватное восприятие им обстановки.

Список источников:

Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М., 1974. 260 с.

Дорофеев С.П., Гуров В.В. Психологическая война во Вьетнаме и Афганистане (американо-советское противостояние на информационно-психологическом фронте) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 116-120. https://doi.Org/10.24158/spp.2021.5.19.

Зенгер Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. М., 1995. 380 с.

Караев Г.Н. Военное искусство Древнего Китая. М., 1959. 214 с.

Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве: перевод и исследование. Л., 1950. 404 с.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге веков. М., 1979. 327 с.

Мясников В.С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке. М., 1980. 312 с.

Попов И.М. Армии Древнего Китая III в. до н.э. - III в. н. э. Униформа, вооружение, организация. М., 2001. 48 с.

Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае (устные и книжные версии «Троецарствия»). М., 1970. 482 с.

Школяр С.А. Китайская доогнестрельная артиллерия (материалы и исследования). М., 1980. 370 с.

References:

Dorofeyev, S. P. & Gurov, V. V. (2021) Psychological Warfare in Vietnam and Afghanistan (American-Soviet Confrontation in Information and Psychological Field). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5 (85)), 116-120. Available from: doi:10.24158/spp.2021.5.19. (In Russian).

Gumilev, L. N. (1974) Khunny v Kitae [Huns in China]. Moscow. 260 р. (In Russian).

Karaev, G. N. (1959) Voennoe iskusstvo Drevnego Kitaya [Military art of ancient China]. Moscow. 214 р. (In Russian).

Konrad, N. I. (1950) Sun'-tszy. Traktat o voennom iskusstve: perevod i issledovanie [Sun Tzu. Treatise on the art of war: translation and research]. Leningrad. 404 р. (In Russian).

Kryukov, M. V., Malyavin, V. V. & Sofronov, M. V. (1979) Kitaiskii etnos na poroge vekov [Chinese ethnos at the threshold of centuries]. Moscow. 327 р. (In Russian).

1 Sun Tzu. Op. cit. Р. 41

2 Ibid. Р. 40.

Myasnikov, V. S. (1980) Imperiya Tsin i Russkoe gosudarstvo v XVII veke [The Qing Empire and the Russian State in the XVII century]. Moscow. 312 p. (In Russian).

Popov, I. M. (2001) Armii Drevnego Kitaya III v. do n.e. - III v. n. e. Uniforma, vooruzhenie, organizatsiya [Armies of ancient China III c. BC. - III century A.D. Uniforms, armament, organization]. Moscow. 48 р. (In Russian).

Riftin, B. L. (1970) Istoricheskaya epopeya i fol'klornaya traditsiya v Kitae (ustnye i knizhnye versii «Troetsarstviya») [Historical epic and folklore tradition in China (oral and book versions of "The Three Kingdoms")]. Moscow. 482 р. (In Russian).

Shkolyar, S. A. (1980) Kitaiskaya doognestrel'naya artilleriya (materialy i issledovaniya) [Chinese pre-firing artillery (Materials and research)]. Moscow. 370 р. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zenger, Kh. (1995) Stratagemy. O kitaiskom iskusstve zhit' i vyzhivat'. Znamenitye 36 stratagem za tri tysyacheletiya [Stratagems. About the Chinese art of living and surviving. The famous 36 stratagems for three millennia]. Moscow. 380 p. (In Russian).

Информация об авторе С.П. Дорофеев - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, Краснодар, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=958471

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author S.P. Dorofeyev - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Military and Political Work in the Troops (Forces), Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Krasnodar, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=958471

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.