Научная статья на тему 'ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ТРАКТОВКА'

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ТРАКТОВКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
605
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ" / ВОЕННЫЕ ТРАКТАТЫ / ТРАДИЦИИ / КОНФУЦИАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / "ШЕСТЬ ТАЙНЫХ УЧЕНИЙ" / ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ ПОРЯДКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тактарова Ольга Олеговна, Мясников Андрей Геннадьевич

Отражены результаты современного анализа древнекитайской философии V-VI вв. до нашей эры. Объектом исследования стали военные трактаты великих китайских полководцев: Сунь Цзы, Тай-Гуна и многих др. Идеи и мысли военачальников Древнего Китая были рассмотрены с точки зрения нынешней политики Китайской народной республики. Полученные в ходе исследования результаты могут свидетельствовать о безусловном влиянии военного дела в Китайской Империи на КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ТРАКТОВКА»

УДК 101.1

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ: СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ТРАКТОВКА

О. О. Тактарова1, А. Г. Мясников2

1,2 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1taktarovaolya@yandex.ru 2myasnikov-g@mail.ru

Аннотация. Отражены результаты современного анализа древнекитайской философии V-VI вв. до нашей эры. Объектом исследования стали военные трактаты великих китайских полководцев: Сунь Цзы, Тай-Гуна и многих др. Идеи и мысли военачальников Древнего Китая были рассмотрены с точки зрения нынешней политики Китайской народной республики. Полученные в ходе исследования результаты могут свидетельствовать о безусловном влиянии военного дела в Китайской Империи на КНР.

Ключевые слова: «Искусство войны», военные трактаты, традиции, конфуцианство, национальная история, политические цели, «Шесть Тайных Учений», патриархальные порядки

Для цитирования: Тактарова О. О., Мясников А. Г. Древнекитайская философия войны: современная российская трактовка // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 4. С. 31-35.

Феномен «древнекитайской философии» является обязательным для изучения всех гуманитариев в мире. Современные исследования этого феномена обычно ориентированы на онтологические или этические проблемы, которые понятны и доступны для современных людей. В современной России также растет интерес к древнекитайской философии, к ее основополагающим принципам и способам решения практических проблем.

«Древнекитайская философия» как наука стоит выше всех других областей знаний, потому что непосредственно может являться фундаментальной силой влияния или основой в конкретной отрасли знаний. Такое, на первый взгляд, странное утверждение легко объясняется тем, что в Китае есть «аргументирующие» (янь), «разъясняющие» (шо), «рассуждающие» (лунь) и «мудрецы» (лунь) - своего рода «должности», которые трудно уместить в европейское определение «мыслителя», потому что таких людей можно встретить в политике, экономике и т.д. [1, с. 11].

Известно, что Китай - континентальная страна, которая долгое время развивалась без вмешательства западных идей. Все знакомые области научной жизни крепко связаны с чем-то, подобным национализму, даже в экономике все конкретизировалось на распределении труда и использованием земли. Появлялись высказывания о том, что хозяйство есть корень, а торговля - ветви. Китайское понятие мысли делится на несколько частей или, если правильнее сказать, этапов: шан гу («древнейшая древность»), чжун гу («средняя древность»), ся гу («поздняя древность») и цзинь («современность») [1, с. 6]. Владея такой информацией, можно говорить о формировании философии, тесно связанной с религией. Одно вытекает из другого, потому что в Китае к религии подходят с философской точки зрения. «Четверокнижие» и «Пятикнижие» - своды канонических текстов, некие китайские библии, в которых нет привычных для западного человека убеждений и разговоров о Боге или с Богом. Сами идеи о трех религиях Китая не совсем

© Тактарова О. О., Мясников А. Г., 2022

верны. Буддизм делится на учение («фо сюе») и веру («фо цзяо») [2, с. 23]. Философия даосизма расходится с религиозными идеями, а конфуцианство ни по каким понятиям не может быть приравнено к стремлению человека обратиться к высшим силам. Национальная история - это самый важный элемент в китайской философии, она является основой для размышлений об управлении и командовании, потому что в Китае анализируют ошибки, совершенные в ходе каких-либо внутренних конфликтов, династических войн (битва при Минтяо, битва при Муйе, битва при Сюэге и т.д.); под руководством национальной истории вся самобытная китайская философия направлена на вопросы о верном управлении государством. В качестве примера можно привести цитату, взятую из трактата Цзян Цзыя, о котором будет сказано позже. В этом сочинении царь Вэнь говорит: «Я бы хотел узнать о том, как управляют государством. Если я хочу, чтобы правителя почитали, а народ был спокоен, то как мне следует поступать?» Какой же ответ он получил? Тай-гун ответил так: «Просто люби народ».

Теперь можно сказать и о том, что были представлены все возможные условия для рождения военной философии, которая в первую очередь тесно связана с политической средой. Когда речь заходит о военном деле в Китае, на ум сразу приходит Сунь-Цзы - человек, опубликовавший первый в истории трактат, посвященный войне. В Древнем Китае крайне бережно относились к такой ветви философии, потому что считали войну силой, которая может привести государство к величию или, наоборот, к бесславию. («Это вопрос жизни и смерти, путь, ведущий или к безопасности, или к разрушению. Следовательно, это предмет для изучения, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать»). Была открыта школа военной философии «Бин цзя», которая формировалась под влиянием взглядов приверженцев конфуцианства. Представители этого учебного заведения в Древнем Китае старались найти баланс между силой уничтожающей и силой создающей. Для философов Китая победа в войне - это не только путь уничтожения, а еще и дорога к спасению для нуждающихся в помощи людей. Представители «Бин цзя» за свое время опубликовали немалое количество трудов, но на мировую арену вышло не так уж много. Самые известные: «Искусство войны» и «У-зы» - семь основных военных канонов Китая, которые легли в основание военно-политической отрасли многих восточных стран.

Трактат Сунь-Цзы, который датируется концом VI - началом V в. до нашей эры, имеет ли возможность быть реализованным европейскими странами? Военное дело - это отражение не столько научного знания, сколько национального подхода, который как раз очень ярко выражен в Китае. Любой человек, который решит познакомиться с «Искусством войны» непременно обратит внимание на лаконичность, краткость и определенную строгость изложения идей Сунь-Цзы. С первой же главы автором отмечено то, что «искусство войны жизненно важно для государства» [3, с. 7]. Здесь может прослеживаться некое противоречие с идеями конфуцианства, представители которого войну не поддерживают, но ведь и сам Сунь-Цзы по большей части последователь этого течения, даже несмотря на то, что в его трудах есть место и для легизма. Важно обратить внимание на один нюанс: конфуцианство поддерживает лишь порядок, который приветствуется в военной организации, но сами военные действия конфуцианством отрицаются, потому что несут разрушения, далеко не укрепляющие страну (согласно разным источникам Китай на тот момент часто становился жертвой междоусобных войн).

В начале статьи было отмечено, что китайская философия тесно связана с традициями. Это непосредственно прослеживается и в рассматриваемом военном трактате. Природа и человек - неразделимые понятия, в первой же главе Сунь-Цзы говорит о пяти действующих силах, среди которых есть небеса и земля («небеса означают день и ночь, жару и холод, времена и сроки», «земля включает в себя расстояния, великие и малые; угрозы и безопасность; открытые пространства и узкие проходы; возможность выжить

и возможность умереть»). Если стать союзником природы, грамотно использовать ее дары, можно найти ключ к успеху. Связь с природой видна и в других военных трактатах, например, в «Шести тайных учениях Цзян Тай-гуна». Эта работа Цзян Цзыя сильно отличается от работы Сунь-Цзы, потому что основные мысли спрятаны в диалоге между царем Вэнь и самим автором. В первой главе процесс рыбалки сравнивается с управлением страной, вода - с государством, рыба - с народом («Когда источник глубок, вода из него проистекает беспрерывно. Когда вода проистекает беспрерывно, в ней заводится рыба»). В другом сочинении, а конкретно в «Искусстве войны» Вэй Ляо Цзы, войско «подобно горам, подобно лесам, подобно рекам и могучим потокам», также войско должно быть «легким, как ревущий огонь».

Военная философия строится на благочестии, милосердии и патриархальных порядках, но в своих трудах Сунь-Цзы ставит понятие гуманности после ума и беспристрастия. Если внимательно читать «Искусство войны», можно увидеть, как военачальник мечется в своих рассуждениях, не зная, чему именно отдать предпочтение: долгу или состраданию. Но все же мысль, подпитанная легизмом, «война - путь к выгоде» берет верх.

Отдельным пунктом хотелось бы выделить и то, что в китайских военных трактатах есть место даже для психологии. Известно, что на востоке очень трепетно относятся к понятию души, но общество XXI в. увидит в этом определение тонкой современной науки. В «Искусстве войны» у Чжугэ Ляна есть глава: «Как разобраться в характере человека», где мыслитель размышляет над тем, что характер играет важную роль и, как правило, внешность не всегда с ним совпадает. Автор даже предлагает семь способов узнать человека: «устрой ссору, чтобы разобраться в том, кто кому соблюдает верность; сообщи человеку, что бедствия неминуемы, и узнаешь, насколько он храбр» и т.д. Эти способы необходимы для того, чтобы «заполнить» армию правильными людьми, и вовремя определить предателя среди своих.

В китайской философии важна хитрость, в первой главе имеются пункты, которые так и называются: «обман и скрытность», «обман на войне». Действительно, ведение войны в этой стране своеобразно, но имеет место быть, потому что идея лжи - это возможность сохранить свое войско без крупных потерь, извести противника, чтобы у него не было сил оказывать сопротивление («вся война основана на лжи», «расставляй приманки, чтобы враг соблазнился...», «если он (враг) наслаждается покоем, доведи его до усталости»), причем идея о хитрости есть во многих трактатах. В качестве другого примера можно снова обратиться к сочинению Вэй Ляо Цзы, где во второй главе говорится, что «развертывание войска должно проходить в такой тайне, как будто в глубине Земли.».

В Китае все стремится к гармонии, к которой возможно прийти только через бесконечные сочетания. Порядок строится из строгого хаоса, а, как известно, в нем таится добро и зло. В военной философии спрятана идея «инь и янь». Мысль о «плохом» и «хорошем» таится в пункте выбора военачальника. Начальник, который будет слушать учителя Сунь, «победит», начальник, который игнорирует его советы, «проиграет». Видны две стороны одной медали: правильный и недостойный командир. Сторона света -полководец, ведущий к победе, сторона зла - полководец, что загубит души народа своим незнанием.

Военная философия Китая отличается еще и тем, что Сунь-Цзы и другие мыслители в этой отрасли приходят к выводу, что качество должно брать верх над количеством. Проще говоря, пусть будет пять бойцов, которые умеют обращаться с оружием, их душа отдана идее о защите страны, чем 20 воинов, которые ничем не мотивированы, и они никогда в жизни не шли в атаку против кого-либо. Сыма Жанцзюй вообще предлагает найти в войне такую нравственную причину, которая заставит «людей охотно умирать ради праведности». В книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), написанной учениками Кун-цзы (Конфуция), можно увидеть следующую фразу: «Отправить на войну людей, не

получивших подготовки, - это значит расстаться с ними». В китайских представлениях о правильной подготовке к войне армия уже должна быть единой, «как одно целое». Чтобы правильно понять эту идею, стоит представить войско, отделившееся от своей нации, частью ставшее, у которой теперь есть свой правитель, т.е. начальник. Вообще военное дело в Китае многогранно, и влияние на это оказали следующие предполагаемые факторы: раннее начало развития этой ветви философии, разнообразная культура, связанная с гармонией, единением с природой, связи правителя и народа, приемлемое количество военных трактатов, написанных великими полководцами, частые междоусобные войны, во время которых можно реализовывать новые стратегии. Так, проанализируем достаточно ранний период военной деятельности Китая, а конкретнее: с 1927 г. по настоящее время, чтобы посмотреть, как в современном мире реализовались идеи великих военачальников древности (рис. 1).

Рис. 1. Военная деятельность КНР с 1927 по 2022 г.

Рассматривая диаграмму, можно сказать о том, что военная политика Китая за 95 лет показала положительный результат, так как преобладающая часть остается за перемирием или победой. Но, если детальнее изучить представленные данные, можно узнать о том, что из 21 военного конфликта Китай пять раз выступал в роли «агрессора», ровно столько же был союзником и продолжает им оставаться (война против террора, которая началась еще в 2001 г.). За 95 лет Китай становился два раза «жертвой», но с успехом отразил нападения западных стран. Велико количество гражданских войн и подавленных восстаний (в сумме их было семь: пять гражданских войн и два восстания). Нельзя забывать о ряде столкновений после Китайско-Вьетнамской войны и действий после конфликтов с Индией, потому что, как верно отметил прусский военачальник - Карл Фон Клаузевиц - в трактате «О войне»: «исход войны никогда не представляет чего-то абсолютного», следовательно, одно столкновение еще долго может быть нерешенным [4, с. 26].

Подводя итоги рассуждениям, можно сказать о том, что военное искусство в Древнем Китае поистине уникально [5-7]. Восточные идеи крепко «вцепились» в мировую историю, они привлекали и привлекают не только научных деятелей, политиков, но и про-

стых людей других стран. Почему в современном мире нужно обращаться к древнекитайской философии войны? Нельзя построить «новое», не оглядываясь на прошлое. Безусловно, идеи Сунь-Цзы не идеальны, но при этом военная мысль Востока во многом опирается именно на его трактат.

Война - сугубо индивидуальное проявление каждого государства, потому что она является средством исполнения политических идей и целей. Не все развивалось гладко, были и есть взлеты, падения. Одна часть военного дела может быть близка к совершенству, пока другая остается не до конца доработанной. Не факт, что военно-философские суждения Вэй Ляо или Тай-Гуна смогли бы реализоваться так, как они задуманы, от лица России, Германии или Франции. Даже в самом Китае одни военные деятели вступают в конфликты с другими, ведь сколько людей, столько и мнений. В этой статье были рассмотрены труды, пришедшие из V в. до нашей эры, но есть и современные трактаты, например, «Директивы по военной стратегии», где мысли о войне отражают ситуации, складывающиеся в рамках XXI в. (стратегическое ядерное сдерживание и обеспечение гарантированного ответного удара; участие в мероприятиях по укреплению международной и глобальной безопасности; участие в мероприятиях по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и т.д.). Конечно, нужно помнить о том, что война -это ужасная болезнь для всего человечества. Трактаты не только Китая, но и других стран стоит хранить в качестве материала, выступающего мостом между прошлым и настоящим. Не просто так Сунь-Цзы сказал, что «лучшая битва та, которой не было». Обществу XXI в. стоит придерживаться именно такой позиции.

Список литературы

1. Рыков С. Ю. Древнекитайская философия : курс лекций. М. : ИФРАН, 2012. 312 с.

2. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. на русский Р. В. Котенко. СПб. : Евразия, 1998. 376 с.

3. Сунь Цзы. Искусство войны : Стратегия и тактика победителя. М. : ЭКСМО, 2007. 792 с.

4. Клаузевиц К. О войне : пер. с нем. М. : ЭКСМО, 2007. 861 с.

5. Булдыгерова Л. Н. История Китая : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. 168 с.

6. Вэй Ляо-цзы. Трактат о военном искусстве : советы по выживанию государства в эпоху Сражающихся царств / пер. с китай. И. Н. Мизининой. М. : Центрполиграф, 2019. 190 с.

7. Чжугэ Лян и Лю Цзи. Китайское искусство войны. Постижение стратегии / пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб. : Евразия, 2000. 255 с.

Информация об авторах Тактарова Ольга Олеговна, студентка, Пензенский государственный университет.

Мясников Андрей Геннадьевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Методология науки, социальные теории и технологии», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.