Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО И ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО И ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
военное дело / Китай / Русь / полководец / армия / стратегия / тактика / искусство. / military affairs / China / Russia / commander / army / strategy / tactics / art.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Шуе, Блинова Елена Константиновна

Настоящая статья представляет собой анализ древнерусского и древнекитайского военного искус-ства, а также их сопоставление. Автором приводятся характеристики понятия «война», основные во-енные стратегии армии двух государств, а также их различия. Особое внимание было уделено военным трактатам Китая, которые являлись основой ведения боя и источником военной мудрости полковод-цев. В результате исследования выявлены сходства и различия военного искусства Древней Руси и Ки-тая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF ANCIENT RUSSIAN AND ANCIENT CHINESE MILITARY ART

The article represents an analysis of the ancient Russian and ancient Chinese military art, as well as their comparison. The author provides the characteristics of the concept of "war", the main military strategies of the army of the two states, as well as their differences. Particular attention was paid to the military treatises of China, which were the basis of combat and the source of the military wisdom of the generals. As a result of the study, it was found that the military art of Ancient Russia and Ancient China have both similarities and differ-ences.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО И ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА»

HISTORICAL SCIENCES

УДК 07.00.00

Ван Шуе

Блинова Елена Константиновна Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-27-32 СОПОСТАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО И ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА

Wang Shue Blinova Elena Konstantinovna

Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen

COMPARISON OF ANCIENT RUSSIAN AND ANCIENT CHINESE MILITARY ART

Аннотация:

Настоящая статья представляет собой анализ древнерусского и древнекитайского военного искусства, а также их сопоставление. Автором приводятся характеристики понятия «война», основные военные стратегии армии двух государств, а также их различия. Особое внимание было уделено военным трактатам Китая, которые являлись основой ведения боя и источником военной мудрости полководцев. В результате исследования выявлены сходства и различия военного искусства Древней Руси и Китая.

Abstract: The article represents an analysis of the ancient Russian and ancient Chinese military art, as well as their comparison. The author provides the characteristics of the concept of "war", the main military strategies of the army of the two states, as well as their differences. Particular attention was paid to the military treatises of China, which were the basis of combat and the source of the military wisdom of the generals. As a result of the study, it was found that the military art of Ancient Russia and Ancient China have both similarities and differences.

Ключевые слова и фразы: военное дело, Китай, Русь, полководец, армия, стратегия, тактика, искусство.

Key words and phrases: military affairs, China, Russia, commander, army, strategy, tactics, art.

Военное искусство всегда представляло большой интерес не только военных ученых, но и простых читателей. Благодаря ей одерживались многие победы как в древние, так и современные времена. Два древних государства, таких как Россия и Китай, долгое время были и остаются союзниками не только в экономической и социальной, но и в военной сфере. Именно поэтому обращение к их истории и изучению военного искусства является необходимым для дальнейшего укрепления сотрудничества, а также получением новых знаний от древних полководцев, которые актуальны и по сей день.

Цель настоящей статьи - сопоставить военное искусство Древней Руси и Древнего Китая, а также выявить их сходства и различия.

Необходимо начать с военного искусства древнего Китая. Оно развивалось в изоляции от других стран, однако достигло больших успехов. Особое внимание стоит обратить на УН-ГУ вв. до н. э., когда такие великие полководцы, как У Цзы и Сунь Цзы в своих военно-политических трактатах изложили основные положения относительно военного искусства [3, с. 131].

Самым важным вопросом, на который военные теоретики пытались найти ответ, это формулирование понятия «война», так как для китайских полководцев она являлась не только вооруженным столкновением, но и психологической, политической и дипломатической схваткой сторон [2, с. 25]. Сунь Цзы в своей работе «Искусство войны» отмечал, что война является путем обмана, поэтому «если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику,

будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает» [7, с. 192].

Война в соответствии с древнекитайскими традициями также является психологическим противостоянием полководцев, которые меряются не только силами, но и интеллектом. Из этого можно сделать вывод, что понятие «война» для китайцев означает как вооруженное столкновение, так и иные формы нанесения поражению своему противнику.

Стоит уделить внимание стратегиям и такие ведения боя. Сунь Цзы в «Искусстве войны» отмечал, что если у полководца армия в десять раз больше, чем у его противника, то его необходимо окружать со всех сторон; если армия в пять раз больше - нападать; если армия вдвое больше - разделять армию противника на части; если армии равны - уметь сражаться; если армия меньше -уметь защищаться; если что-либо хуже - уметь уклоняться» [7, с. 67].

Изучение противника также было одной из стратегий ведения боя. Согласно древнекитайской военной традиции, каждому полководцу было необходимо знать его военные возможности, намерения, силы и средства ведения боя [8, с. 41]. «Искусство войны» гласит, что если полководец знает себя и противника, то при каждом столкновении не будет никакой опасности; если полководец знает себя, но не знает противника, то сначала будет победа, потом - поражение; если полководец не знает ни себя, ни противника, то каждый раз он будет терпеть поражение [7, с. 99].

Именно поэтому военные деятели древнего Китая разработали стратагемы - подсчитанные последовательности действий, которые направлены на решение конкретных задач. С точки зрения военного дела - это стратегические планы, которые содержат в себе определенные ловушки для противника [1, с. 119]. В настоящее время самые важные из них включены в древнекитайский военный трактат под названием «Тридцать шесть» стратагем, который представлен в виде списка из 36 идиом, которые условно поделены на 6 категорий:

1. Стратагемы против сильного противника;

2. Стратагемы равных противоборствующих

сил;

3. Стратагемы атакующей стороны;

4. Стратагемы запутывания противника;

5. Стратагемы получения преимущества перед противником;

6. Стратагемы ведения боя при безвыходных ситуациях [6, с. 10].

Принцип стратагемности играет большую роль при изучении древнекитайского военного искусства. Интеллект и навыки разработки стратегических планов всегда высоко ценились среди полководцев и солдат ввиду того, что военная мощь была важным элементом, но вторичным, так как ее нужно было использовать с умом. Во многих военных трактатах описываются битвы, победа в которых была одержана с помощью умения полководца применять стратагемы. Из этого можно сделать вывод, что в Китае сложился так называемый культ стратагемности в отличие от Востока и Запада, где главенствовал культ военной силы.

Другое понятие, которому следует уделить внимание, это «правильный» бой. Его суть заключалась в организованном формировании армии на примере уже разработанных стратегий и тактик. Последовательность боя выглядела следующим образом:

1. Главный полк армии вступает в сражение с главными силами противника;

2. Специальные маневренные части (зачастую боевые колесницы (Рис. 1) или конница) неожиданно для противника наносят удар в тыл или во фланг [9, с. 110].

Рис. 1 Колесница китайских войск

Данная стратегия выражает смысл одной из цитат «Искусства войны»: «В бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром» [9, с. 116].

Управление древнекитайским войском основывалось на звуковых и зрительных сигналах, а также на голосовых командах. Звуковые сигналы подавались с помощью гонгов, флейт, свирелей и

барабанов; зрительные - знаками, бунчуками, штандартами и знаменами с изображением астрологических фигур, а также птиц и животных. Такие средства использовались не только для мотивации собственной армии, но и запугивания противника, введения его в заблуждение.

Рис. 2 Цинь Шихуан во время похода

Каждый из китайских воинов должен был беспрекословно исполнять приказы и команды, так как смертная казнь полагалась даже за самое элементарное непослушание. В «Трактате о военном искусстве» У-Цзы указывал, что «Лучше десять тысяч

сражающихся, чем миллион не исполняющих приказы; лучше сотня энергично борющихся, чем десять тысяч просто сражающихся» [7, с. 69]. Именно тогда полководец одержит победу.

Рис. 3 Охрана Цинь Шихуаня

Развитие военного искусства в Древней Руси связано с большим количеством морских походов, а также присоединением восточных племен. Стоит также отметить и норманнов, которые играли большую роль в военном деле Древней Руси ввиду того, что они были профессионалами не только искусства ведения боя, но и разработки оружия, военной

техники и т. д. Многочисленные войны, в которых участвовала Русь, являлись причиной повышения статуса князей, вокруг которых начинает формироваться группа людей - дружина, для который война является основным источником дохода. В результате военное дело в Древней Руси превратилось в профессию [4, с. 109].

Рис. 4 Древнерусский дружинник

В отличие от китайской армии, дружина участвовала в обсуждении с князем важных вопросов, как внутренних, так и внешних. В случае, если решение принималось князем единолично, у дружинников была возможность отказаться от исполнения того или иного приказа, в то время как в китайской армии за непослушание предполагалась смертная казнь. Стоит также отметить, что в Древней Руси не было постоянной армии: в нее обычно входили наемные солдаты, а также сельское и городское ополчения, в то время как в Китае постоянная армия была опорой императорской власти.

Для древнерусских полководцев понятие «война» часто означала поход ввиду того, что период Древней Руси также ознаменовывался как «период собирания земель». Среди целей походов можно отметить следующие [5, с. 98]: 1. Расширение границ государства;

2. Завоевание новых земель;

3. Освобождение захваченных племен;

4. Захват добычи [5, с. 98].

Как Китай, так и Древняя Русь при ведении боя большую роль отдавала стратегии его ведения, а также изучению врага. По общему правилу, князья при выстраивании своих войск делили их на пять полков:

1. «Чело» (большой полк) располагался в центре и выдерживал основной натиск противника;

2. Полк «правой руки» и полк «левой руки» наносил решительный фланговый удар по противнику, что очень схоже с китайской тактикой ведения боя;

3. «Передовой» и «сторожевой» полки, задачей которых было наблюдение за противником и инициацией атаки на него [4, с. 110].

Рис. 5 Схема расположения древнерусской армии

Однако при каждой битве такое расположение войска несколько менялось в зависимости от территории, местности, а также тактики противника. Так, Александр Невский при битве на чудском озере был знаком со средневековым построением кли-

ном, а также с тактикой фронтального удара Ливонского ордена. Именно поэтому полководец выстроил свою армию так, что ее основные силы располагались на флангах, благодаря чему Александр одержал верх над противником.

Рис. 6 Битва на Чудском озере

Другой тактики придерживался Дмитрий Донской при выстраивании своего войска перед Куликовской битвой с татарами, которые обычно при ведении боя охватывали фланги противника. Для этого Дмитрий расположил свою армию между реками Дон и Непрявда. Пятикилометровая шеренга не позволяла подступить к флангам, а также атако-

вать с тыла, но татарам удалось сломить центр отступающей армии. Дмитрий, будучи прекрасным полководцем и стратегом, предусмотрел данный исход событий и организовал до начала битвы засадный полк, который атаковал татар с тыла, результатом чего стала победа Древней Руси в данном сражении.

Рис. 7 Утро на Куликовом поле

Из этого можно сделать вывод, что войско Древней Руси, в отличие от китайской, не всегда руководствовалось стратагемами и какой-либо одной тактикой. Именно поэтому организация русских войск была очень различной. В отличие от китайской армии, которая часто применяла психологические приемы и старалась запутать противника, русская наносила быстрые и внезапные удары.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Понятие «война» в Древней Руси и Китае трактовались по-разному. Для одних оно было «во-

енным походом», в то время как для других - психологической, политической и дипломатической схваткой. Отличались также и стратегии ведения боя: китайская армия придерживалась уже сложившимся правилам, в то время как русская постоянно меняла стратегии в зависимости от ситуации на поле боя. Среди сходств можно отметить изучение стратегий и тактик противника перед боем, гарантировавшее победу. Китайское военное дело в изучаемый период времени было более развитым ввиду того, что военные трактаты известных полко-

водцев содержали в себе как стратагемы, так и детальные описания предшествующих сражений, что давало китайским полководцам огромное преимущество. Также китайская армия была постоянной, в то время как русская состояла из дружины, сельского и городского ополчения, а также наемных солдат. Русская дружина, которая одновременно была и советом князя, обладала возможностью отказа от исполнения приказа в случае единоличного принятия решения князем по тому или иному вопросу, в то время как китайский солдат должен был беспрекословно исполнять любой приказ.

Список литературы:

1. Богданова Н. А. К вопросу о роли стратагем в дипломатии Китая // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2015. - №1. - С. 117125.

2. Евтихов О. В. Теория военно-политического лидерства в древнекитайских трактатах // Психопедагогика в правоохранительных органах. -Омск: Омская Академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2010. - №1 (40). - С. 23-28.

3. Кузнецов В. А. Начало военно-философской мысли в древнем Китае // Вестник ЧелГУ. -Челябинск: Челябинский государственный университет, 2013. - №33 (324). - С. 129-134.

4. Лихачев Д. С. Военное искусство Древней Руси // Звезда. - Москва: Издательство «Художественная литература», 1943. - № 1. - С. 106-112.

5. Поляков А. Н. Становление территории Древней Руси // Вестник ОГУ. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. -№4 (140). С. 95-104.

6. Фон Зенгер Х. Полное собрание 36 знаменитых китайских стратагем в одном томе. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - 205 с.

7. Цзы С. -Искусство войны. - М.: ACT, 2018. - 225 с.

8. Штейн В. М. Исследования академика Н. И. Конрада по истории древнекитайского военного искусства. - М. : Китай. Япония. История и филология., 1961. - 267 с.

9. Mott W., Kim J. The Philosophy of Chinese Military Culture. - London : Palgrave Macmillan, 2006. -320 p.

УДК: 001.891:2543.2

Корчак А. М.

аспiрант кафедри археологи та спецiальних галузей iсторичноi науки Львiвський на^ональний утверситет iменi 1вана Франка DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-32-35 М1ТРА1ЗМ НА БОСПОР1 У СВ1ТЛ1 НУМ1ЗМАТИЧНИХ ТА СКУЛЬПТУРНИХ ПАМ'ЯТОК

Korchak A. М.

phd student of the Department of Archeology and Special Branches of Historical Science Ivan Franko National University of Lviv

MITRAISM IN THE BOSPORUS IN THE LIGHT OF NUMISMATIC AND SCULPTURAL

MONUMENTS

Анотацш

Зiбрано i проаналгзовано вiдомостi про знахiдки на територи Пiвнiчного Причорномор 'я nредметiв, пов'язаних з проявами культу бога Мтри. Подано характеристику окремих сакральних пам'яток, вияв-лених на територи колишнього Боспорського царства. Розглянуто ¡'хнт можливий зв'язок з т. зв. «пон-ттським» варiантом мiтраiзму, що проник у цей регiон у I ст. до н. е. Обтрунтовуеться, що причиною появи боспорського синкретичного образу Мтри-Аттка Тавроктона могли стати поширет там ста-туетки юного супутника Матерi богiв.

Abstract

Information on the findings of objects related to the cult of the god Mithras on the territory of the Northern Black Sea region is collected and analyzed here. The characteristics of some sacred monuments discovered on the territory of the former Bosporus Kingdom are given. There is considered their possible connection with the so-called "Pontic" version of Mithraism, which penetrated into this region in the 1st century BC. It is substantiated in this article that the statuettes of the young companion of the Mother of the Gods could have been the reason for the appearance of the Bosporan syncretic image of Mithras-Attis Tavrokton.

Ключов1 слова: Мтра, «римський» мiтраiзм, «понтшський» мтра'1'зм, Аттк, Швтчне Причорномор 'я, Боспорське царство, Понтшське царство.

Key words: Mithras, «Roman» Mithraism, «Pontic» Mithraism, Attis, the Northern Black Sea Coast, the Bosporus Kingdom, the Pontic Kingdom.

У I - IV ст. переважно в Ггалп та швшчних про-вшщях европейсько! частини Римсько! iмперii ве-

лико! ваги набрав культ бога Мири. Його поши-рення пов'язане переважно з розмщенням там рим-ських вшськових гаршзошв [8, с. 147-114]. Слвди

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.