Научная статья на тему 'ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРАБСКОЙ КОАЛИЦИИ В ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЕ'

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРАБСКОЙ КОАЛИЦИИ В ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА / АРАБСКАЯ КОАЛИЦИЯ / ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРАБСКОЙ КОАЛИЦИИ / ARAB-ISRAELI CONFLICT / SIX-DAY WAR / ARAB COALITION / AIR FORCES OF THE ARAB COALITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крайнов Иван Федорович

В данной статье рассматривается состояние и боеспособность военно-воздушных сил арабской коалиции, их использование в Шестидневной войне. Особое внимание в статье уделяется вооружению, дислокации основных соединений и организации командования ВВС арабской коалиции, а также факторам, определившим их поражение в данном конфликте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AIR FORCES OF THE ARAB COALITION IN THE SIX-DAY WAR

This article discusses the state and the military capacity of the air force of the Arab coalition, their use in the Six-Day War. The author focuses on the armament, the deployment of the primary connection and the air force command of the Arab coalition, as well as the factors that determined the defeat of the air forces of the Arab coalition in this conflict.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРАБСКОЙ КОАЛИЦИИ В ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЕ»

Военно-воздушные силы арабской коалиции в Шестидневной войне The air forces of the Arab coalition in the Six-Day War

Крайнов Иван Федорович

Студент 3 курса Восточный факультет СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11

e-mail: [email protected]

Kraynov Ivan Fedorovich

Student 3 term Faculty of Asian and African Studies

SPbU

Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya emb., Build. 11

e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается состояние и боеспособность военно-воздушных сил арабской коалиции, их использование в Шестидневной войне. Особое внимание в статье уделяется вооружению, дислокации основных соединений и организации командования ВВС арабской коалиции, а также факторам, определившим их поражение в данном конфликте.

Annotation.

This article discusses the state and the military capacity of the air force of the Arab coalition, their use in the Six-Day War. The author focuses on the armament, the deployment of the primary connection and the air force command of the Arab coalition, as well as the factors that determined the defeat of the air forces of the Arab coalition in this conflict.

Ключевые слова: арабо-израильский конфликт, Шестидневная война, арабская коалиция, военно-воздушные силы арабской коалиции.

Key words: Arab-Israeli conflict, Six-Day War, Arab coalition, air forces of the Arab coalition.

Воздушный парк арабской стороны к июню 1967 года имел следующий состав: 500 самолетов имел на вооружении Египет, 130 самолетов имели Сирия и Иордания [2] (МиГ-21,МиГ-19,МиГ-17/15, "Сухой", Ту-16, Ил-28, Ми-4, Ми-6, Ил-14, Ан-12. Египет получил из СССР около ста истребителей МиГ - 15, десятки МиГ - 17 и бомбардировщиков. Ил - 28. новейшие истребители МиГ - 21. Египетские ВВС насчитывали 120 истребителей МиГ-21Ф, 80 - МиГ-19С. Основными бомбардировщиками были 60 МиГ - 15бис, МиГ - 17Ф, Ил-28 и Як- 11, базировавшиеся в Йемене в составе египетского экспедиционного корпуса и которые к тому времени считались устаревшими. Для транспортных целей и связи использовались вертолеты различных типов (Ми - 4, Ми - 6, Ми - 8). Сирийские ВВС имели на своем вооружении 36 МиГ - 21Ф, 100 МиГ - 15бис и МиГ - 17Ф, а также несколько бомбардировщиков Ил - 28 [2]. Советский Союз больше был заинтересован в поставках- арабам оборонительного оружия, о чем говорит численная диспропорция между штурмовиками Су-7 и перехватчиками МиГ-21 в пользу последних.

Как указывает В.К.Бабич, к началу очередной войны ВВС Египта организационно состояли из двух авиаполков. Около 120 истребителей МиГ-21Ф базировались на Эль-Ариш, Бир-Джифга-фу, Абу-Суер, Фаид, Инчас и Хургаду. На Фаид размещалась группа Су-7Б, полученных незадолго до начала войны. Первый авиационный полк, состоявший из четырех эскадрилий, базировался на Джебель Либии, Библейс, Кабрит, Фаид и Хургаду. На его вооружении состояли 80 истребителей МиГ-19С. Основными истребителями-бомбардировщиками в обоих полках были устаревшие на тот момент самолеты МиГ-15бис и МиГ-17Ф [2].

В 1966 году между Египтом и Сирией было подписано соглашение, согласно которому на сирийской авиабазе Дмейр разместились 3 эскадрильи истребителей МиГ-17Ф и МиГ-19С ВВС Египта. Сирийские ВВС

имели 36 МиГ-21Ф, 100 МиГ-15бис и МиГ-17Ф. Небольшое количество Ил-28 было получено незадолго до начала военных действий и поэтому они не представляли реальной угрозы для Израиля.

Отказ поставить Египту тактические ракеты и достаточное количество штурмовой авиации в дальнейшем отразился на качестве огневой поддержки арабских войск. Штурмовая авиация является весьма эффективным оружием в борьбе с наземной техникой и ее недостаточное количество может отрицательно повлиять на исход сухопутного сражения. Что же касается тактических ракет, то они предназначены в основном для нанесения ударов по наземным объектам на дальние расстояния. Иордания располагала всего 21 истребителем «Хантер» и 8 устаревшими «Вампирами» английского производства времен второй мировой войны. Накануне войны Иордания закупила у США несколько десятков современных истребителей F - 104 «Старфайтер». Однако за два дня до начала боевых действий американская сторона отказала в поставке этих самолетов, сославшись на технические проблемы. Не имеющий общей границы с Израилем Ирак послал на войну 50 различных самолетов (МиГ -21,МиГ-17 и Ту-16).

В целом, сопоставление цифр по потерям авиации совпадают с обнаруженными в источниках данными об исходном количестве воздушной техники к началу военного конфликта: в ходе войны израильскими ВВС было уничтожено 100 боевых истребителей МиГ-21 Египта, 33 сирийских и 15 иракских самолета. Израиль еще до 1967 года получил доступ к изучению МиГ-21 (когда в 1966 году иракский летчик угнал самолет в Израиль). Проведенная операция стала реакцией на крайне успешное применение МиГ-21 во Вьетнаме в 1965 году. Только за 1966 при столкновении в бою равного количества МиГ-21 и "Фантомов" американцы потеряли 47 машин [3]. Этот случай стал действительно весомым аргументом в дальнейшем воздушном противостоянии Израиля и арабской коалиции. Однако значимость угона для последующей войны все-же не является реальной проблемой -поскольку для того, чтобы бить врага знания о том, как устроена его техника - мало.

К явным достоинствам советских авиационных артиллерийских систем можно отнести: простоту и надежность конструкции, отсутствие привода и соответственно меньшую массу орудия, высокую ремонтопригодность, высокую точность стрельбы, возможность иметь больший боекомплект, нежели чем на самолетах противника, и, наконец, в отличие от других видов авиационных средств поражения (ракеты, бомбы), авиационное артиллерийское оружие может применяться независимо от метеоусловий, независимо от теплового или радиолокационного контраста как по воздушным (высотным, маловысотным), так и по наземным (надводным) целям.

7 апреля 1967 года над Голанскими высотами прошел воздушный бой между 6 израильскими Dassault Mirage III и 6 сирийскими МиГ-21. В ходе воздушного боя сирийцы потеряли все 6 самолетов, а израильтяне - ни одного. После сражения израильское командование заставило участвовавших в нем пилотов писать отчеты, рисовать и изучать схему прошедшего столкновения для предоставления этих материалов другим пилотам ВВС Израиля. Сирийское командование же напротив, проводит смещение участвовавших в инциденте пилотов на второстепенные должности с целью скрыть разгромное поражение.

Апрельский инцидент 1967 года показал неспособность сирийского командования к мобильному и решительному анализу своих поражений. Отсутствие должного взаимодействия между видами вооруженных сил, несогласованность боевых действий Штаба ВВС с сухопутными войсками и военно-морскими силами, отсутствие у командования элементарной дисциплины сводило полностью ликвидировало техническое превосходство арабских армий. Египетское командование также проявило полную безалаберность, не выполнив указание верховной власти о повышении боеготовности авиации и войск ПВО. Египетское командование не приняло никаких мер к рассредоточению самолетов по аэродромам, их маскировке, надежному прикрытию с воздуха зенитной артиллерией и ЗУПС. В итоге, на протяжении долгого времени самолеты, зенитные комплексы

и ЗУРС, средства обнаружения и оповещения ПВО находились в одних и тех же районах, о которых хорошо были осведомлены израильтяне.

Для корпоративной этики ВВС Египта были характерны кастовость, жесткая должностная иерархия и полное пренебрежение к сопернику. Египетские вооруженные силы того времени в целом страдали от политических назначений в армии, которые самым негативным образом сказывались на их эффективности. Если низший летный состав предпринимал попытки учесть опыт воздушных столкновений между ВВС Египта и Израиля, то офицеры воспринимали подобные действия сродными предательству и паникерству. Если Израиль был готов учиться и принимать чужой опыт для повышения собственной эффективности, то египетское командование - нет. В целом, суета с мобилизационным и оперативным развертыванием группировок войск арабских государств сразу обнаружила ряд существенных недостатков: не было проведено серьезной разведки противника; выдвижение войск в районы оперативного предназначения производилось недостаточно организованно и, как правило, открыто; войска, занявшие исходные положения, не приняли достаточных мер оборонительного характера. На состояние группировок войск отрицательно повлиял длительный период относительной бездеятельности при полной боевой готовности (22 суток) [2]. Египетские летчики представляли собой египетскую элиту. Это были в массе своей очень богатые и успешные люди, израильские пилоты, напротив, зачастую были ребятами из небогатых, зачастую многодетных семей. Очевидно, что главной проблемой для ВВС стран арабской коалиции являлся некомплект летного состава, особенно для полетов на сверхзвуковых машинах. Имевшиеся летчики обладали низким уровнем подготовки, что было ясно продемонстрировано в ходе предыдущих боев «войны за воду».

В свою очередь израильское командование понимало опасность применения египетских ВВС в ходе возможного конфликта. Имеющейся воздушной техники Египта вполне бы хватило для успешного подавления израильского сопротивления. В течение долгого времени Израиль на "миражах" проводил разведывательные действия над территорией Египта, собирая информацию о местоположении аэродромов ВВС Египта. ВВС Израиля имели в расположении около 250 самолетов, из которых современных истребителей и бомбардировщиков было 200 (Ураганы, Мистэры, Супер-Мистэры) по своей эффективные конкурирующие с МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. Самолетов уровня МиГ-21 у Израиля имелось 50 единиц.

Согласно воспоминаниям различных участников Шестидневной войны, на подготовку воздушного судна к вылету у израильских ВВС уходило от 7 до 9 минут. За первый день операции "Мокед" израильтяне совершили около 900 вылетов, имея 200 самолетов. В то же время, подготовка самолета к вылету у египетских специалистов занимала около 90 минут, что примерно в 10 раз медленнее, чем у их противника.

Таким образом, мы можем заключить, что к началу войны по общему соотношению сил и средств ВВС арабской коалиции превосходили ВВС Израиля в 1,4 раза [2]. ТТХ вооружения ВВС арабской коалиции были как минимум равнозначны израильским, а скорее - даже превосходили их. Тем не менее, Израиль обладал абсолютным преимуществом уровня подготовки рядового и командного состава, проведении разведывательных, оборонительных и наступательных операциях.

Израильские военачальники понимали, что получат большое преимущество, если нанесут удар первыми; в особенности это касалось военно-воздушных сил. Утром 5 июня в 08.45 ВВС Израиля нанесли удар по важнейшим девятнадцати военным аэродромам на Синае, в дельте Нила, долине Нила и в области Каира. В первую очередь подверглись атакам взлетно-посадочные полосы и находящиеся на земле самолеты, а также система ПВО. Было совершенно приблизительно 500 вылетов израильской авиации, в результате которых было уничтожено 309 из 340 пригодных к эксплуатации боевых самолетов: бомбардировщики дальнего действия Ту-16 (30 единиц), и среднего действия Ил - 28 (27 единиц), представлявшие, как говорилось выше, наибольшую

опасность для Израиля, а также 12 бомбардировщиков (Су — 7, около 90 истребителей МиГ - 21, 20 МиГ - 19, 25 МиГ - 17 и 32 транспортных самолетов и вертолетов. За все время атак, израильские ВВС потеряли всего 5 самолетов. Кроме того, большинство атакованных баз были основательно разрушены, а значительная часть их персонала погибла [4].

Командование ВВС Египта после нанесения первого удара находилось в полной растерянности, поэтому не приняло должных мер к приведению в боеготовность уцелевших авиасоединений, несмотря на то, что управление не было полностью выведено из строя. Этой ошибкой израильтяне воспользовались в полной мере. Через несколько часов они нанесли еще один авиаудар, в котором приняло участие уже 120 израильских боевых самолетов. Союзники Египта попытались нанести ответные удары, оттягивая часть сил на себя. Сирийские МиГи атаковали нефтеочистительные заводы в Хайфе и аэродром в Мегиддо. Иорданские «Хантеры» напали на небольшой аэродром в Кфар Сиркин. Иракский самолет атаковал город Натанья на побережье Средиземного моря. Израильское командование, видя опасность ситуации, направила часть своих ВВС против Иордании, что явилось концом. иорданских военно-воздушных сил. Было уничтожено 21 истребитель «Хантер», 6 транспортников и 2 вертолета [4].

Уже к концу первого дня войны фактически ВВС арабских стран почти полностью перестали существовать и уже не могли оказать какого-либо влияния на исход дальнейших боевых действий. По данным исследователя В.К. Бабича, всего за первые 60 часов войны (с учетом ударов 6 и 7 июня) был выведен из строя 451 арабский самолет, потери Израиля при этом составили 40 самолетов (убито 34 летчика) [1].

В ночью с 5 на 6 июня 1967 г. египетские, сирийские и иорданские командиры попытались перегнать боеспособную авиатехнику на уцелевшие аэродромы и посадочные площадки, а основные силы технического состава направились на ремонт разрушенного. С утра 6 июня начались попытки арабов взять реванш. Пара египетских Су-7 попыталась атаковать израильские части на севере Синайского полуострова. Однако после отхода эти самолеты перехватила дежурная пара «Миражей» и сбила оба. Также утром иракский Ту-16 сбросил бомбы на город Натанья, причинив серьезные разрушения. Этот же самолет попытался атаковать авиабазу Рамат-Давид, но был перехвачен одиночным «Миражом». Летчик истребителя выпустил одну ракету, которая, однако, только повредила бомбардировщик. Уже при подлете к границе его добил израильский расчет ПВО. Около 9.00 пара ливанских «Хантеров» попыталась атаковать позиции израильтян, однако патрульные «Миражи» контратаковали, и оба самолеты были уничтожены.

В первые четыре дня войны участие авиации Сирии в конфликте было минимальным: сирийские самолеты атаковали несколько целей на территории Израиля, а также несколько еврейских поселений на границе. В то же время только за первый день израильские самолеты уничтожили на аэродромах 60 сирийских самолетов и вертолетов. Налетам подверглись также позиции сирийской артиллерии на Голанских высотах [8].

Всего в ходе войны по данным Британского института стратегических исследований арабские потери составили более 400 боевых самолетов, по некоторым советским данным 360 боевых самолетов, по современным российским данным 300 самолетов [2].

Слабая подготовка командных кадров, низкий боевой дух, неорганизованность, неподготовленность летного состава ВВС стран арабской коалиции к боевым действиям в условиях "молниеносной войны" привели к полному поражению военно-воздушных сил этих стран, несмотря на перевес в пользу арабов по количеству техники, а также, в целом, и по ее эффективности.

Впервые в истории воздушных войн одной из сторон внезапным ударом удалось буквально за несколько часов получить полное превосходство в воздухе, благодаря чему меньшие по численность ВВС Израиля смогли эффективно поддерживать наступающие части. Позволить это помогла подготовка внезапного удара, которая

методично велась несколько предшествующих лет. Было собрано максимальное количество ударных самолетов, даже в ущерб ПВО страны. Большинство арабских самолетов находились вне ангаров, что облегчило работу израильских пилотов. Кроме того, командование арабских ВВС уделяло мало внимания организации противовоздушной обороны своих аэродромов. Египетское командование не приняло никаких мер к рассредоточению самолетов по аэродромам, их маскировке, надежному прикрытию с воздуха зенитной артиллерией и ЗУПС. В итоге, на протяжении долгого времени самолеты, зенитные комплексы и ЗУРС, средства обнаружения и оповещения ПВО находились в одних и тех же районах, о которых хорошо были осведомлены израильтяне. Не будучи в силах остановить ВВС противника, египтяне пытались активно действовать на пропагандистском фронте. Радио Каира сообщало о том, что в налетах участвует авиация США и Великобритании, причем все сбитые самолеты падают в море (подразумевалось, что продемонстрировать вещественные доказательства обвинения невозможно). Сообщались также фантастические цифры потерь израильской авиации.

Список используемой литературы:

1. Бабич В.К. Авиация в локальных войнах / В.К. Бабич. - М.: Воениздат, 1988. - 207 с.

2. Головин В.В., Шендриков Е.А. Применение авиации в арабо-израильской войне 1967 г. // Проблемы социальных и гуманитарных наук. № 4 (17). 2018. С. 26-32.

3. Котлобовский А.В. МиГ-21 в локальных конфликтах / А.В. Котлобовский. - М.: АрхивПресс, 1997. -

44 с.

4. Усиков А.В., Бурутин Г.А., Гаврилов В.А., Ташлыков С.Л. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Вторая половина XX - начало XXI в. М.: Воениздат, 2008. - 764 с.

5. Bregman, A.I. Ei-Fahre. The Fifty Years War: Israel and the Arabs / A.I. Bregman. - L.: Penguin Books,

1998.

6. Kurtulus E. The Notion of a «Pre-emptive» War: The Six Day War Revisited // Middle East Journal 62(2). Pp. 220-238.

7. Oren M.B. Six Days of War. New York, 2002. P. 32.

8. Pollack K.M. Air Power in the Six-Day War The Journal of Stategic Studies. Vol. 38. June 2005. 3. Pp. 471503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.