Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество Советского Союза и Германии в 1921-1941 годах'

Военно-техническое сотрудничество Советского Союза и Германии в 1921-1941 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1469
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АВИАЦИЯ / ЮНКЕРС / ПРОИЗВОДСТВО / ОРУЖИЕ / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / AVIATION / JUNKERS / PRODUCTION / WEAPONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Латыпов Низам Олегович

В статье раскрыты основные направления военно-технического сотрудничества Советского Союза и Германии по созданию отдельных образцов военной техники и вооружения в 1921-1941 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION BETWEEN THE SOVIET UNION AND GERMANY IN 1921-1941

The article reveals the main areas of military-technical cooperation between the Soviet Union and Germany on the creation of individual models of military equipment and weapons in 1921-1941.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество Советского Союза и Германии в 1921-1941 годах»

Военно-техническое сотрудничество Советского Союза и Германии в 1921-1941 годах Military-technical cooperation between the Soviet Union and Germany in 1921-1941

Латыпов Низам Олегович

Студент 3 курса Факультет истории, права и общественных наук ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского г. Липецк ул. Ленина, д. 42 e-mail: nizam.latypov@mail.ru

Latypov Nizam Olegovich

Student 3 term

Faculty of History, Law and Social Sciences Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky

Lipetsk city Lenin, house 42 e-mail: nizam.latypov@mail.ru

Научный руководитель

Тихонов Юрий Николаевич

Доктор исторических наук ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского г. Липецк ул. Ленина, д. 42 e-mail: tikhlip@mail.ru

Scientific adviser Tikhonov Yuri Nikolaevich

Doctor of Historical Sciences Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky

Lipetsk city Lenin, house 42 e-mail: tikhlip@mail.ru

Аннотация.

В статье раскрыты основные направления военно-технического сотрудничества Советского Союза и Германии по созданию отдельных образцов военной техники и вооружения в 1921-1941 годах.

Annotation

The article reveals the main areas of military-technical cooperation between the Soviet Union and Germany on the creation of individual models of military equipment and weapons in 1921-1941.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество; авиация; Юнкерс; производство; оружие.

Key words: military-technical cooperation; aviation; Junkers; production; weapons.

Германия и Советская Россия находились в отчаянном положении после Первой мировой войны. Германия потерпела катастрофическое поражение, и ее новое демократическое правительство вынуждено было мириться с экономическим кризисом, коммунистической революцией и потерей 10 процентов своей территории. В России миллионы людей погибли на войне. Гражданская война между красными и белыми и вмешательство западных держав еще больше опустошили страну.

После Первой мировой войны вооруженные силы Германии и России действительно находились не в самом лучшем положении. Версальский договор 1919 года ограничил Германию армией в 100 тысяч человек без самолетов или танков. Военно-морской флот был сокращен до эскадрильи небольших кораблей, а немецкой промышленности были введены строгие ограничения для предотвращения производства и накопления современного оружия [8, с. 39].

Советский Союз был изолированным государством, окруженным враждебными соседями и отрезанным от торговли с ведущими державами. Хотя Красная Армия одержала победу над белыми русскими, поляками и

западными государствами, которые вмешались в гражданскую войну (Британия, Франция и США), она была в плохом состоянии в 1920 году.

Однако эти две нации все еще были главными державами. Германия обладала второй по величине индустриальной экономикой в мире после Соединенных Штатов и оставалась на переднем крае технологического развития. И даже ослабленная Россия имела демографическое преимущество огромные неразработанные природные ресурсы.

Сразу после войны правительство Германии почти не задумывалось о долгосрочной внешней политике, поскольку оно боролось с одним внутренним кризисом за другим. Однако новоназначенный командующий немецкой армией генерал-полковник Ханс фон Сект был заинтересован в развитии военного сотрудничества с Россией, где Германия могла бы тайно производить и испытывать. В начале 1920 года Сект начал налаживать контакты с Россией.

Должностные лица в МИД Германии также рассматривали возможность развития экономических и военных контактов с Советским Союзом, и к 1920 году сотрудники министерства иностранных дел начали тайные переговоры с военным министерством СССР о продаже немецкого оружия и технологий России.

В апреле 1922 года Советский Союз и Германия подписали Рапалльский договор [3, с. 26-30]. Опубликованная версия договора подчеркивала дружественные отношения между двумя странами, включая торговлю и инвестиции. Также у договора было секретное приложение, подписанное двумя месяцами спустя, которое устанавливало тесное военное сотрудничество между двумя державами.

Согласно секретному приложению, Германия создаст совместные предприятия с советским правительством для строительства оружейных заводов в России. К ним относятся авиационные заводы, заводы по производству боеприпасов и завод по производству ядовитых газов. На территории Советского Союза также будут созданы военные школы, где будут обучаться немецкие солдаты.

Чтобы сохранить Рапалльские договорённости, были предприняты все усилия, дабы усыпить бдительность союзников. Ночью немецкие самолеты пересекали границу с Россией, а грузы военного назначения отправлялись по обходным маршрутам и упаковывались под видом «сельскохозяйственных машин». Военные учебные базы были созданы в отдаленных районах, и немецкие военные, назначенные для обучения в России, были официально уволены из армии и отправлены под вымышленными именами. После завершения обучения они были восстановлены в армии, как будто они никогда не уходили.

Самые ранние попытки перевооружиться были неудачными. С 1921 по 1923 год на советской земле была создана серия производственных кооперативных программ, связанных с производством оружия, в том числе завод по производству боеприпасов и небольшой завод по производству ядовитых газов. Они оказались наименее успешными из совместных предприятий.

Одно промышленное предприятие имело долгосрочные последствия. Немецкая армия спонсировала сделку с компанией "Юнкерс" по строительству секретного завода в России в селе Фили, недалеко от Москвы, в 1922 году [4, с. 34]. В то время у компании были самые совершенные цельнометаллические конструкции самолетов в мире. Десятки ведущих немецких авиаконструкторов и техников тайно отправились в Россию, чтобы помочь россиянам создать авиационные и моторные заводы.

Для работы над проектом "Юнкерс" была собрана группа разработчиков самолетов под руководством блестящего молодого инженера Андрея Николаевича Туполева. Однако после производства всего 150 самолетов за два года и потери при этом огромных денег, проект был закрыт. Тем не менее, предоставляя российским проектировщикам и инженерам доступ к новейшим западным технологиям и идеям, это краткое сотрудничество послужило мощным стимулом для начинающей советской авиационной промышленности.

Немцы создали большие и технически продвинутые военно-воздушные силы во время Первой мировой войны, и они были полны решимости их сохранить и расширить, как только будет отвергнут ненавистный Версальский договор. Для этого немецкой армии требовалось место для подготовки летчиков и разработки новых технологий и тактик. Русские предложили немцам базу в курортном городе Липецк. Он и стал объектом секретной программы перевооружения и обучения люфтваффе в конце 1920-х годов [10].

Липецкая база, открывшаяся в 1925 году, насчитывала от 60 до 70 постоянных немецких сотрудников, включая инструкторов, техников и летчиков-испытателей. Между 1925 и 1933 годами несколько десятков человек рейхсвера в год официально "уходили в отставку" из армии и отправлялись в Россию в качестве гражданских лиц. В Липецке они либо проходили шестимесячный курс по усовершенствованным истребителям, либо были зачислены на курс воздушного наблюдателя. После завершения строгой программы обучения, летчики возвращались в Германию и восстанавливались в армии. За восемь лет более 450 летчиков рейхсвера прошли обучение в России.

Чтобы обучение было как можно более современным, рейхсверу удалось незаметно приобрести и отправить в Липецк один из самых мощных истребителей той эпохи - "Fokker D XIII".

К концу 1920-х годов в Липецкой школе появился центр летных испытаний. Хотя Версальский договор запретил немцам воздушные силы, им все же была разрешена гражданская авиация, и в 1920-х годах такие компании, как "Юнкерс", "Дорнье" и "Хейнкель" производили некоторые современные и даже инновационные разработки.

В 1925 году оружейное управление рейхсвера заключило контракт с инжиниринговыми фирмами "Даймлер", "Рейнметалл" и "Крупп" на создание тяжелых танков, каждый из которых был вооружен оружием большого калибра, несколькими пулеметами и толстой броней. Прототипы танка должны были включать самые современные двигатели и трансмиссии, быть газонепроницаемыми и иметь возможность пересекать реки. В 1927 году за заказом последовали контракты на производство легких танков, также со всеми последними техническими характеристиками.

К 1929 году немецкие компании изготовили шесть модификаций тяжелых танков и четыре легких танка, после чего отправили их в российский промышленный город Казань для испытаний. Эти танки помогли оборудовать немецкую танковую школу, которая открылась в том же году.

В 1929 году Советский Союз только начал организовывать механизированные войска, поэтому государство особенно стремилось поддержать немецкую танковую школу и испытательную станцию. С началом производства танков в СССР, первоочередной задачей Красной Армии была разработка силы и доктрины для ведения бронетанковой войны. Лидеры Красной Армии рассматривали немцев как лучшее средство для реализации программы.

Чтобы обеспечить немцам поддержку, необходимую им для их танковой школы и испытательной станции, Красная Армия предоставила рейхсверу 30 новых танков - треть от танкового производства Красной Армии за 1929 год.

Хотя курс обучения в танковой школе предназначался только для немецких офицеров, советским техническим специалистам было разрешено осмотреть и испытать опытный образец немецкой техники. Более того, 60 тщательно отобранных офицеров Красной Армии были допущены к участию в учениях и военных играх.

В период с 1929 по 1933 год, 30 немецких офицеров прошли месячный курс в танковой школе в Казани, ещё 20 служили инструкторами. Несмотря на краткость, курс был очень тщательным.

Несмотря на все положительные аспекты "союза", немцы были обеспокоены им. Он позволял русским изучать и, вероятно, копировать новейшие немецкие технологии бронетехники и авиации. И хотя немецкая и

русская армии развили здоровое профессиональное уважение друг к другу, под покровом вежливости офицеры обеих наций понимали, что капиталистическая и коммунистическая системы не могут мирно сосуществовать.

В 1932 году немецкие военные лидеры решили прекратить сотрудничество с Советским Союзом. Они установили, что испытания и обучение оружию можно проводить на немецкой земле с гораздо меньшими затратами. Советская Россия, которая хотела продолжения сотрудничества и предлагала немцам различные стимулы, была заметно разочарована окончанием немецкого присутствия на территории государства.

Тем не менее, связи с Германией в области авиации не прекратились. Организовывались командировки, продолжались испытания немецких самолётов в СССР, которые показали, что советские боевые самолёты нового поколения не только не уступают немецким, но и по скорости даже превосходят их [9, с. 168-169].

В 1938 году, после «мюнхенского сговора», СССР столкнулся с полной политической изоляцией и прямой немецкой агрессией. После того, как советское правительство решило, что экономические возможности страны не отвечают потребностям современной войны, оно начало улучшать отношения с национал-социалистическим руководством. В результате известные договоры и конфиденциальные соглашения были заключены в период с августа по сентябрь 1939 года.

Советский Союз намеревался использовать сближение с Германией прежде всего для удовлетворения потребностей экономики в высокотехнологичных устройствах.

На протяжении 1939-1941 годов происходила передача немецких технологий СССР, которая осуществлялась путем передачи материальных элементов, документации, обучения, размещения персонала. Советский Союз активно изучал немецкие "высокие технологии", используя их в своей экономике.

Помимо авиации, подобное стремление использовать немецкие "высокие технологии" было характерно и для других областей советской промышленности. Немецкие разработки были использованы в производстве оружия и боеприпасов, машиностроении и оптике, химии и металлургии.

Руководство Советского Союза в военно-техническом сотрудничестве с Германией действовало в интересах страны и народа. Советская Россия смогла получить от Рейха максимум возможного, отдавая по минимуму. За тот небольшой промежуток времени стало возможным значительно увеличить количество и мощность промышленных предприятий, реорганизовать управление экономикой, расширить производство, увеличить объем стратегических резервов и укрепить вооруженные силы. Германское оборудование и техника честно служили СССР все годы войны, даже после неё помогали восстанавливать страну. Советские специалисты получили доступ к передовым технологиям Запада и успешно его использовали.

Список используемой литературы:

1. Ахтамзян А.А. Военное сотрудничество СССР и Германии 1920-1933 гг. // Новая и новейшая история. 1990. №5.

2. Ахтамзян А.А. Рапалльская политика. Советско-германские дипломатические отношения в 1922-1932 годах. — М.: Международные отношения, 1974.

3. Безыменский А. Секрет Рапалло. — Новое время, 1982, №16.

4. Горлов С.А. Совершенно секретно: Альянс Москва — Берлин, 1920-1933 гг. — М.: ОЛМА-ПРЕСС,

2001.

5. Ерохина О.В. Концессия как форма экономического сотрудничества СССР и Германии в 20-е годы XX века / О.В. Ерохина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2011. - №2.

6. Клышевич М.А. К вопросу о становлении германо-советских отношений в 1917-1922 годах // Вестн. Ряз. гос. ун-та. 2010. №2(27).

7. Космач В.А. Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской республики (1919-1933). Минск, 1994.

8. Случ С.З. Германия и СССР в 1918-1939 годах: Мотивы и последствия внешнеполитических решений // Россия и Германия в годы войны и мира (1941-1995) / Под ред. Д. Проэктора и др. М., 1996.

9. Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. — М.: РУСАВИА, 2000.

10. Тихонов Ю.Н. Засекреченный город. Липецк, 2012.

11. Трухнов Г.М. Рапалло в действии. Из истории советско-германских отношений (1926-1929 гг.) - Мн.: Изд-во БГУ, 1982.

12. Ушаков В.Б. Внешняя политика Германии в период Веймарской республики. —М.: ИМО, 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.