Научная статья на тему 'Военно-политическое противостояние Запада и РФ: арктическое измерение'

Военно-политическое противостояние Запада и РФ: арктическое измерение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / НАТО / РОССИЯ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое противостояние Запада и РФ: арктическое измерение»

июнь 2018 г

Выпуск 49(65)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗАПАДА И РФ: АРКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Филипп Трунов,

старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОНРАН

Ключевые слова: Арктика; НАТО; Россия; военно-политическое противостояние; холодная война.

Ход Первой и особенно Второй мировых войн впервые отчетливо продемонстрировал стратегическую значимость Арктики, в том числе для развития военно-технического сотрудничества России и СССР с западными союзниками. Уже в 1930-е годы СССР первым из арктических государств приступил к созданию сети баз двойного назначения в акватории Северного Ледовитого океана (вдоль Северного морского пути). В Великую Отечественную войну впервые был приобретен опыт боевого использования межвидовых войсковых группировок (в том числе значительных масс личного состава и военной техники) в условиях Крайнего Севера.

Во время холодной войны стратегическое значение региона еще более возросло. В первую очередь, это обусловливалось тем, что через его воздушное пространство (в том числе Северный полюс) посредством МБР и тяжелых бомбардировщиков (и в меньшей степени из акватории СЛО посредством ПЛАРБ) мог быть нанесен ядерный удар по Советскому Союзу и, соответственно, с его стороны. Вместе с тем с точки зрения развертывания и возможного использования масс войск общего назначения (особенно сухопутных) Арктике уделялось значительно меньшее внимание. Так, достаточно мощные группировки располагались лишь на крайних флангах арктического побережья СССР -на Кольском п-ве и п-ве Чукотка - именно они могли войти в соприкосновение с силами командования «Север» НАТО в Норвегии и войсками США на Аляске. При этом степень риска прямой военной угрозы для огромного пространства между районами дислокации данных группировок Советским Союзом оценивалась как низкая. Аналогичным был подход стран - участниц Североатлантического альянса, обладавших территориями с арктическим побережьем (США, Канада, Дания, Норвегия), к защите тех из них, что не граничили с СССР. Эта особенность, с точки зрения автора, объяснялась сосредоточением (подчас чрезмерным) военно-политических усилий государств - членов НАТО и ОВД на южно- и особенно центральноевропейском ТВД - по линии непосредственного соприкосновения двух блоков, а также поддержки партнеров в «третьем мире».

В условиях процесса стратегического ухудшения отношений России и Запада с середины 2010-х годов роль Арктики как арены для противостояния, особенно военно-политического, существенно возросла, что обусловлено рядом причин. Во-первых, по сравнению с периодом 1950-1980-х годов существенно уменьшилась протяженность сухопутной и морской линий непосредственного соприкосновения стран - участниц НАТО и

России, при этом на Крайнем Севере она осталась неизменной. Во-вторых, существенно увеличились технические возможности по обеспечению постоянного (в том числе наземного) военного присутствия в регионе и использованию высокомобильных группировок войск, способных развернуться практически в любой части региона. В-третьих, возрастает геоэкономическая (особенно логистическая) и экономическая значимость Арктики, что обусловлено огромными запасами не только углеводородов, но и биологических, в том числе акваресурсов.

Наращивание военно-политического присутствия РФ в регионе характеризуется тремя основными тенденциями. Первая из них - это создание разветвленной сети автономных военных баз вдоль всего арктического побережья России (предназначенных для круглогодичного активного использования). Речь идет в первую очередь о «Северном клевере» (о. Котельный, архипелаг Новосибирские о-ва), «Арктическом трилистнике» (о. Земля Александры, архипелаг Земли Франца-Иосифа), а также базах на о. Средний (Северная земля), Новой земле, м. Шмидта и о. Врангеля1. Цепь гарнизонов этих островов вкупе с курсирующими между ними боевыми и транспортными кораблями Северного флота представляют собой силы передового развертывания, охраняющие арктическое побережье на всем его протяжении.

В данном случае относительно небольшая численность гарнизонов баз (так, на «Северном клевере» -всего 250 военнослужащих)2 отнюдь не свидетельствует о недостатке сил и средств. Здесь необходимо отметить, что в условиях Крайнего Севере одна специально подготовленная к местным условиям часть (соединение) выполняет такой же объем задач (в том числе в географическом плане), как до 10-12 частей (соединений) аналогичной численности на ТВД с умеренным климатом. Так, в годы Великой Отечественной войны средняя протяженность полосы обороны одной стрелковой дивизии на Крайнем Севере составляла 73 км (!), в то время как на других фронтах - от 2 до 15 км3. Это положение актуально вдвойне в условиях серьезного сокра-

1 Новая военная база в Арктике принята в эксплуатацию <https://thebarentsobserver.com/ru/security/2016/12/novaya-voennya-baza-v-arktike-oficialno-prynyata-v-ekspluataciyu> (Дата обращения 14.05.2018.)

2 Там же.

3 Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. вторая. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1974. - С. 373.

Выпуск 49(65)

июнь 2018 г

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

щения численности личного состава, парка вооружении и военной техники ведущих государств мира в 1990-е -середине 2010-х годов, что серьезно повысило боевую ценность каждой части (соединения).

Вторая тенденция процесса наращивания военного присутствия РФ в Арктике, тесно связанная с первой, -это увеличение количества войск, специально подготовленных для действия в регионе. Так, 200-я отдельная мотострелковая бригада переформировывается в арктическое соединение (с оснащением специальной боевой техникой). Арктической де-факто является и 61-я бригада морской пехоты. В апреле 2018 г. в составе Северного флота была учреждена дивизия глубоководных войск, имеющая на вооружении атомные глубоководные станции, работающие на глубине до 6 тыс. м1. Показательно, что для руководства этой межвидовой группировкой сил и средств было еще 15 декабря 2014 г., т.е. в разгар украинских событий, создано Объединённое стратегическое командование «Северный флот». Флотские части (в том числе морская авиация) играют решающую роль в обеспечении взаимодействия отдельных группировок наземных войск. Именно на командование данного морского объединения, самого мощного по составу боевых кораблей из флотов РФ, возложено руководство всеми видами войск в регионе, в том числе наземными. Тем самым устранена проблема подчинения сил и средств между родами войск, которая отрицательно сказалась на организации обороны крупных городов-портов (особенно Таллина, Одессы и Севастополя) на начальном этапе ВОВ2.

В этой связи необходимо, однако, подчеркнуть, что действующая группировка ВС РФ в Арктике по своему составу предназначена исключительно для решения оборонительных задач по периметру и внутри всего российского сектора в СЛО.

Наконец, третья тенденция - это отработка возможности усиления сил на Крайнем Севере посредством переброски сюда войск с других направлений - в первую очередь, высокомобильных частей и соединений, особенно из числа войск ВДВ РФ. Так, только в 2018 г. запланировано проведение трех совместных учений ВДВ и СФ3.

Страны - участницы НАТО в настоящий момент обладают существенно меньшими, чем у РФ, по численности арктическими войсками. Кроме того, у них отсутствует единое командование: большинство профильных подразделений (и военных баз) в США и Канаде остаются под национальным военным руководством. «Ядро» войск, предназначенных для постоянного использования на Крайнем Севере, в составе сил командования «Север» НАТО составляют норвежские подразделения (общей численностью до двух батальонных тактических групп), сосредоточенные в губернии Финнмарк. Именно на ее территории в 2015 и 2017 гг. проходили ежегодные военные учения норвежской армии «1от1;У1кт§». Если в

первом случае в них приняли участие 5 тыс. военнослужащих, то в 2017 г. - уже 7,5 тыс. (или около 50% от численности всех норвежских вооруженных сил), а также порядка 700 военнослужащих вооруженных сил США и Великобритании4.

Представленные факты показывают, что нехватку специальных войск (и баз) в Арктике страны - участницы НАТО стремятся компенсировать отработками переброски в регион группировок войск. В этой связи особое внимание следует уделить запланированным на октябрь -ноябрь 2018 г. учениям «ТпёепиипсШге 2018». В них примет участие межвидовая группировка в составе не менее 35 тыс. военнослужащих (на этапе подготовки учений эта цифра до показателя в 50 тыс.), а также 70 кораблей и 130 боевых самолетов наземного и морского базирования5. Соответственно, это означает проверку возможности использования в условиях Арктики автономной группировки корпусного (!) уровня. Предварительной фазой учений будет переброска комбинированным (авто-, железнодорожным и авиатранспортом) значительных контингентов наземных войск и военной техники. Одним из ключевых направлений тренировок будет отработка высадки десанта на неприспособленный для этого участок побережья на севере Норвегии6, которое по своему ландшафту напоминает Кольский п-ов. Численность задействованных боевых кораблей позволяет отработать развертывание и взаимодействие нескольких ударных групп надводных кораблей с целью сокращения возможностей выхода Северного флота в Атлантический океан в случае возникновения военно-политического кризиса в отношениях РФ и Запада, на что недвусмысленно указывает высшее военно-морское командование НАТО7.

Параллельно Норвегия прилагает усилия для наращивания национальной группировки войск в арктической зоне: для этого планируется закупить три фрегата для первоочередного использования в Финнмарке. В этой губернии королевства также создается рыболовецкая компания8, суда которой могут стать вспомогательными единицами (в первую очередь, транспортами) военно-морского флота Норвегии в случае возрастания напряженности в акватории Северного Ледовитого океана.

С 2016-2017 гг. более активное участие в наращивании группировки войск, предназначенной для использования на севере Норвегии, стали принимать участие США и Великобритания. Если с 1990-х годов участие Соединенных Штатов Америки ограничивалось наличием в субрегионе складов с техникой (в том числе танков) и присутствием штабного персонала, то в условиях начала военно-политического противостояния Запада и РФ Белый дом развернул на ротационной

1 Глубоководные войска // Известия. <https://iz.ru/728383/ mkolai-sщ•kov-aleksei-ramm-evgemi-dmLtriev/glubokovodnye-voiska> (Дата обращения 14.05.2018.)

2 Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976. - С. 55-67, 94-126.

3 Десантники и моряки проведут специальные учения в Арктике // Звезда. <https://tvzvezda.ru/news/forces/content/ 201802211603-^12.^^ (Дата обращения 14.05.2018.)

Joint Viking 2017 // Forsvaret. <https://forsvaret.no/en/ exercise-and-operations/exercises/joint-viking> (Дата обращения 14.05.2018.)

5 Plans for massive NATO-Norway exercise underway // NATO. <https://jfcnaples.nato.int/newsroom/news/2018/plans-for-massive-natonorway-exercise-underway-> (Дата обращения 14.05.2018.)

6 Ibid.

7 Admiral Foggo to Norway ahead of Trident Juncture // Fors-varet. <https://forsvaret.no/ifs/admiral-foggo-to-norway-ahead-of-trident-juncture> (Дата обращения 14.05.2018.)

8 Defence budget strengthened by NOK 3 billion. <http:// norwaytoday.info/news/defence-budget-strengthened-nok-3-billion/> (Дата обращения 14.05.2018.)

июнь 2018 г

Выпуск 49(65)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

основе 330 морских пехотинцев (две роты)1. Думается, что это является одним из шагов на пути наращивания арктических войск США. В перспективе нельзя исключать развертывания контингентов профильных сил Соединённых Штатов в Гренландии и Фарерских о-вах, принадлежащих Дании.

Таким образом, в Арктике наблюдаются процессы параллельного масштабного наращивания военно-политического присутствия РФ и стран - участниц НАТО. При этом в случае с Россией это движение является более сбалансированным и опирается на исторический опыт обеспечения безопасности Крайнего Севера. Применительно к Североатлантическому альянсу про-

цесс носит скачкообразный характер. В этой связи ключевыми трудностями на современном этапе являются согласование национальных программ по укреплению обороны в арктической зоне и в еще большей степени -создание единого многонационального командования, обусловленные латентными политическими и особенно экономическими противоречиями2. Кроме того, США пока не обладают значительным преимуществом над партнерами в количестве собственно арктических войск, что затрудняет принятие ими руководящей роли в деле выстраивания единой системы обороны.

1 US Marines extend rotational training and exercises in Norway through to 2018. <https://www.naval-technology.com/ uncategorised/newsusmc-extends-rotational-training-and-exercises-in-norway-5853333/> (Дата обращения 14.05.2018.)

2 Здесь необходимо отметить обеспокоенность официального Копенгагена ростом сепаратизма в Гренландии (что отвечает интересам ряда нефтедобывающих компаний в США), нежелание Канады соглашаться на интернационализацию Северо-Западного прохода. - Прим. авт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.