Научная статья на тему 'Крайний Северный фланг НАТО: вопросы усиления военного присутствия'

Крайний Северный фланг НАТО: вопросы усиления военного присутствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ НАТО / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ВОЕННОЕ И ВОЕННО-ГРАЖДАНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В АРКТИКЕ / ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крайний Северный фланг НАТО: вопросы усиления военного присутствия»

Выпуск 51(67)

декабрь 2018 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

прорывные решения в сфере стратегической стабильности, контроля над вооружениями, разработка новых мер доверия, что позволило бы обеим сторонам преодолеть синдром «возврата к прошлому», когда кажется, что все усилия 1990-2000-х годов, направленные на формирование стратегического партнерства, оказались напрасными.

В условиях геополитических неопределенностей, характеризующих сегодня все аспекты безопасности - военно-политический, экономический, социальный, гуманитарный - необходимы усилия экспертных сообществ России и стран Евро-Атлантики для разработки ответов на обозначившиеся вызовы и риски.

КРАЙНИЙ СЕВЕРНЫЙ ФЛАНГ НАТО: ВОПРОСЫ УСИЛЕНИЯ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ

Филипп Трунов,

старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН

Ключевые слова: Отношения Россия - НАТО, Арктический регион, военное и военно-гражданское присутствие в Арктике, военный потенциал.

Процесс затяжного и глубокого ухудшения отношений Запада и России одной из своих ключевых производных имеет ускорение наращивания военных потенциалов сторон в Арктическом регионе. Причем если РФ стала осуществлять значимые шаги на данном направлении (в частности, создание сети автономных военных баз на островах Северного Ледовитого океана и модернизация ледокольного флота всех классов судов) еще с начала 2010-х годов, то страны -участницы НАТО - лишь с середины десятилетия. В этой связи возникает вопрос: какую направленность будет иметь линия западных стран по наращиванию военного присутствия в регионе: будут ли это преимущественно симметричные или асимметричные шаги? Отправной точкой для поиска ответа на данный вопрос является сравнительный анализ потенциала России и Запада с учетом фактора влияния природно-географических условий на использование вооруженных сил в Арктике.

Возможности применения (особенно быстрого развертывания оперативно-стратегических группировок) войск на Крайнем Севере для стран - участниц НАТО существенно отличаются от других региональных направлений. Во-первых, свыше 95% всех арктической площади занимают водные просторы. Де-юре этот факт, учитывая, что США, Канада и Норвегия (в меньшей степени - Дания) тра-

диционно стремились наращивать и использовать именно морскую компоненту своего военного могущества, должен облегчать их стратегическое закрепление в регионе. Однако отсутствие сильных (и, главное, сопоставимых с Россией) ледокольных флотов на фоне длительного (до восьми месяцев в году) замерзания практически всех акваторий СЛО создает первую серьезную преграду на пути динамичного наращивания присутствия стран - участниц НАТО в регионе. Так, ледокольный флот России состоит из пяти атомных («Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач», лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а «Советский Союз» в эксплуатационном резерве)1 и 31 дизель-электрический ледокол, основная масса которых подчинена администрации Северного морского пути, т.е. может быть оперативно использована как для гражданских, так и военных целей. В 2019-2022 гг. на смену данным, введенным в эксплуатацию еще в 1980-1990-е годы, ледоколам должны прийти новые типа «Арктика» (одноименный, «Урал», «Сибирь»). Это позволит России обеспечить постоянное присутствие не только во всех морях ее сектора СЛО, но и в глубине Северного Ледовитого океана круглогодично.

Отсутствие атомных ледоколов (с автономностью плавания до шести месяцев) у западных стран сводит к минимуму их возможности по присутствию в удаленных районах Арктики. Достаточно ограни-

1 Атомный ледокольный флот // Росатом. - Режим доступа: https://www.rosatom.ru/production/fleet/

декабрь 2018 г.

Выпуск 51(67)

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

ченным являются по составу и ледокольные эскадры западных стран: США имеют лишь три изношенных тяжелых дизельных ледокола (еще два планируются к постройке), Канада - четыре (при формальной численности в 17 единиц; планируется постройка еще четырех), Дания - четыре, Норвегия - один1. Если в норвежском случае фактор теплого течения Гольфстрим позволяет обеспечивать круглогодичную морскую связь между пунктами дислокации воинских частей на арктическом побережье, то перед другими западными странами эта проблема стоит в полный рост.

Планируемые объемы обновления ледокольного флота позволят западным странам лишь компенсировать потери в виде выходящих из строя судов, но не дадут де-факто нарастить парк. Соответственно, в самой Арктике на протяжении большей части календарного года (с ноября по май) западные страны как минимум на десятилетнюю перспективу не смогут конкурировать с РФ в деле обеспечения морского присутствия. Осознавая это, западные страны прорабатывают возможность асимметричной меры: отрезания возможностей для перехода судов Северного флота РФ (как надводных, так и подводных) из СЛО в другие океаны - в первую очередь, омывающие Европу с севера акватории. Так, высокопоставленные офицеры НАТО не исключают начала «Четвертой битвы за Атлантику», т.е. реализации комплекса мер по недопущению выхода основных сил в Атлантический океан российского Северного флота. Из всех группировок ВМС России он наиболее мощен по своему составу. Так, в его состав входит авианосная группа (ТАВКР «Адмирал Кузнецов»), эскадра новейших атомных подводных крейсеров и вновь созданная в 2018 г. специальная дивизия глубоководных сил (на вооружении которой стоят атомные глубоководные станции типа «Кашалот», «Палтус» и «Калитка» с глубиной погружения до 6 тыс. м)2. При этом в подчинении объединенного стратегического командования «Северный флот» входят практически все войска в субарктической зоне, что позволяет России быстро развертывать межвидовые группировки войск на избранных направлениях.

В реалиях середины - второй половины 2010-х годов возможности для реализации тактики А2 / АО3 в отношении Северного флота со стороны США и их партнеров по НАТО весьма ограничены. Так, арктические государства из числа стран - участниц блока не создали ни единого командования своими войска-

1 Ледокольный флот России // Politforums.net. - Режим доступа: https://www.politforums.net/internal/1531741110.html

2 В Арктике развернули глубоководную дивизию, которая будет решать не только военные, но и гражданские задачи. -Режим доступа: https://iz.ru/728383/nikolai-surkov-aleksei-ramm-evgenii-dmitriev/glubokovodnye-voiska

3 Концепция воспрещения или ограничения доступа про-

тивника. - Прим. авт.

ми в арктической зоне, ни даже центра координации. Де-факто особую позицию демонстрируют Канада и Дания. Первая стремится не допустить интернационализации Северо-Западного прохода (эксплуатация которого крайне выгодна экономически), вторая не может не опасаться стремления инуитского большинства Гренландии (52 тыс. из 57 тыс. жителей4) к обретению самостоятельности от королевства. Дания имеет собственное отлаженное национальное управление по обеспечению безопасности Гренландии и Фарерских о-вов5. Однако официальный Копенгаген не торопится инициировать создание на его основе управления с участием всех стран - участниц НАТО. Это обусловлено опасениями того, что это командование превратится во многом в рычаг для продвижения Соединенными Штатами своих интересов (в первую очередь, экономических) - прежде всего, посредством надавливания на указанные «болевые точки». Не способствует увеличению взаимопонимания по Арктике и рост противоречий по стратегическим вопросам сотрудничества (особенно в торгово-промышленной сфере) между США и Канадой при администрации Д. Трампа.

В свою очередь, Соединенные Штаты Америки (совместно со своим ближайшим союзником -Великобританией) ищут пути наращивания потенциала для реализации А2 / АБ в случае необходимости, что осуществляется в рамках трех основных направлений.

Первое - это расширение военного присутствия Соединенных Штатов в Норвегии. В 2017 г. на территории королевства были развернуты 330 морских пехотинцев США (две роты), а к сентябрю 2018 г. их численность увеличилась до 7006 (четыре роты и управление батальонной тактической группы). Следует обратить внимание, что развертывание производится на двусторонней (т.е. формально вне НАТО) основе по просьбе правительства Норвегии к Белому дому. Размещение (с ротацией каждые девять месяцев) БТГ Корпуса морской пехоты США во взаимодействии с норвежскими войсками в Фин-нмарке направлено на увеличение возможностей совместной группировки до уровня 61-й бригады морской пехоты ВС РФ, дислоцированной на Кольском п-ове.

Сам факт двукратного роста военного присутствия США показателен - тем более в условиях Арктики. На этом направлении хорошо подготовленные рота или батальон выполняют по объему и географическому охвату задачи, решаемые в «обычных» (с природно-климатической точки зрения) условиях бригадой или корпусом. При этом, в отличие от других направ-

Greenland population. - Режим доступа: http://www. worldometers.info/world-population/greenland-population/

5 Joint Arctic Command. - Режим доступа: https://www2.forsvaret. dk/eng/Organisation/ArcticCommand/Pages/ArcticCommand.aspx

6 Norway to Host 700 American Soldiers. - Режим доступа: http://norwaytoday.info/news/norway-host-700-american-soldiers/

Выпуск 51(67)

декабрь 2018 г.

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ

лении, - в частности восточноевропейского, - те подразделения и части, которые успешно не прошли акклиматизацию в Арктике, могут быстро потерять свою боеспособность в полевых условиях.

В связи с этим показательно второе направление деятельности США и их партнеров - расширение объемов военно-тренировочной деятельности, все большее число мероприятий которой проводится в самых северных районах Норвегии (Финнмарк) и прилегающих акваториях. С 25 октября по 7 ноября 2017 г. там проходили учения «Trident Juncture 2018» с участием более чем 40 тыс. военнослужащих стран -участниц НАТО, 100 боевых самолетов и порядка 40 кораблей1. Де-факто это означает отработку использования в Арктике огромной межвидовой группировки (включающей полноценное авиационное крыло и оперативную эскадру) корпусного уровня. Она потенциально способна создать угрозу Кольскому п-ову, т.е. критически значимому субрегиону с точки зрения базирования ВМФ РФ в Арктике. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в случае масштабного военно-политического кризиса в отношениях России и Запада большая часть участвовавших в «Trident Juncture 2018» войск будет задействована с высокой долей вероятности отнюдь не в Арктике, а в Восточной Европе. Поэтому учения пока скорее являются декларацией о намерениях создать потенциал для A2 / AD, чем демонстрацией реальной возможности сделать это.

В связи с этим значимыми являются ежегодные учения самих норвежских вооруженных сил, которые все чаще проводятся именно в Финнмарке. Параллельно возрастает их объем и, что, не менее важно, степень интернационализации. Так, если в учениях «Joint Viking» в 2015 г. принимали участие 5 тыс. норвежских военных, то в 2017 г. - уже 7,5 тыс. (или почти 40% вооруженных сил королевства) и 700 солдат и офицеров ВМС и армии США и Великобритании, причем последние были переданы под командование ВС Норвегии2 (!). Этот уникальный для войск Соединенных Штатов факт показывает, сколь сильно официальный Вашингтон заинтересован в перенимании норвежского опыта по использованию группировок войск в условиях

Крайнего Севера и совместном выстраивании сдерживания России. Однако при всей готовности властей в Осло к сотрудничеству с США и Великобританией нельзя не признать количественную ограниченность объемов военного потенциала Норвегии.

Поэтому все более значимым для Белого дома становится третье направление - это углубление практического сотрудничества США и Великобритании с малыми и средними европейскими государствами - членами НАТО в Арктическом регионе - в частности с Нидерландами. Королевство располагает сбалансированными ВМС (имеющими на вооружении четыре ПЛ, шесть фрегатов и десять минных тральщиков), интенсивность пребывания которых в субарктических акваториях с 2018 г. резко возросла. Голландские военные суда (как надводные, так и подводные) могут существенно усилить военно-морскую группировку США, Великобритании и Норвегии в Норвежском море как «ядра» сил сдерживания Северного флота РФ. Примечательно, что именно Нидерланды стали формальным инициатором мощной информационной атаки против РФ в октябре 2018 г.: Россия была обвинена в провоцировании стран - участниц НАТО во время проведения ими учений в Арктике3. При этом, разумеется, был обойден молчанием факт проведения основной массы учений в непосредственной близости от морских границ РФ.

США и Великобритания избрали стратегию максимально быстрого «движения вдогонку» России, основанную на реализации в основном симметричных мер, что ведет к росту напряженности в Арктике. Однако эта линия сталкивается с рядом масштабных трудностей: во-первых, временным отставанием (в известной мере кроме Норвегии) от России в деле обеспечения военного и военно-гражданского присутствия в Арктике. Во-вторых, проблемным является согласование позиций США с Канадой и Данией, а потому в обозримой перспективе Белый дом будет продолжать развивать военное сотрудничество в Арктике преимущественно на двусторонней основе (а не на площадке НАТО).

1 24 th Marine Expeditionary Unit will head to Norway to join 40,000 troops strong NATO exercise. - Режим доступа: https://www. marinecorpstimes.com/news/your-marine-corps/2018/09/06/24th-marine-expeditionary-unit-will-head-to-norway-to-join-40000-troops-strong-nato-exercise/

2 Joint Viking 2017. - Режим доступа: https://forsvaret.no/en/

exercise-and-operations/exercises/joint-viking

3 Нидерланды обвинили Россию в провокациях на учениях НАТО в Арктике. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20181015/ 1530642359.Мт1?ш]=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.