Научная статья на тему 'Военно-политическая обстановка в Арктике и возможные перспективы ее развития'

Военно-политическая обстановка в Арктике и возможные перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1983
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ВВС / ВМС / ПВО / РОССИЯ / США / КАНАДА / ДАНИЯ / НОРВЕГИЯ / ИСЛАНДИЯ / ШВЕЦИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / КИТАЙ / НАТО / ЕС / "НОРДЕФКО" / ARCTIC / AIR FORCE / NAVY / RUSSIA / USA / CANADA / DENMARK / NORWAY / ICELAND / SWEDEN / FINLAND / CHINA / NATO / AIR DEFENSE / EU / NORDEFCO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмчихин Александр Анатольевич

Рассмотрены состав группировок ВС стран, входящих в Арктический совет, дислоцированных в Арктике и прилегающих к ней районах, и перспективы изменения военно-политической ситуации в Арктике с учетом деятельности других организаций и стран. Проанализированы возможные меры со стороны России по укреплению своей военной безопасности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and political situation in the Arctic: Prospects of its development

Armed forces deployed in the Arctic and adjacent areas have been considered; the prospects of changes in the military and political situation in the Arctic taking into account the activities of other organizations and countries have been analyzed. Possible measures of Russia for military security strengthening have been discussed.

Текст научной работы на тему «Военно-политическая обстановка в Арктике и возможные перспективы ее развития»

Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике...

УДК 327+338.245 (98)

А.А. Храмчихин

Военно-политическая обстановка в Арктике и возможные перспективы ее развития

A.A. Khramchikhin

Military and political situation in the Arctic:

Prospects of its development

Аннотация. Рассмотрены состав группировок ВС стран, входящих в Арктический совет, дислоцированных в Арктике и прилегающих к ней районах, и перспективы изменения военнополитической ситуации в Арктике с учетом деятельности других организаций и стран. Проанализированы возможные меры со стороны России по укреплению своей военной безопасности в регионе.

Abstract. Armed forces deployed in the Arctic and adjacent areas have been considered; the prospects of changes in the military and political situation in the Arctic taking into account the activities of other organizations and countries have been analyzed. Possible measures of Russia for military security strengthening have been discussed.

Ключевые слова: Арктика, ВВС, ВМС, ПВО, Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия, Китай, НАТО, ЕС, "Нордефко"

Key words: Arctic, Air Force, Navy, Air Defense, Russia, USA, Canada, Denmark, Norway, Iceland, Sweden, Finland, China, NATO, EU, NORDEFCO

1. Группировки ВС в Арктике

Непосредственно к Арктическому региону относится восемь стран, являющихся членами Арктического совета; только они имеют в Арктике свои воинские контингенты.

Следует отметить, что южная граница Арктики четко не определена. Поэтому ниже будут рассмотрены воинские контингенты, расположенные на севере соответствующих стран, хотя не обязательно в Арктике в строго географическом смысле этого понятия.

Исландия. Страна официально не имеет ВС. В составе Береговой охраны - 3 патрульных корабля, патрульный самолет DHC-8, 3 вертолета (1 AS365N, 2 AS332L) (Казаков, 2010; Коньков, 2008; Никольский, Новичков, 2009; The Military., 2012). На территории страны находится ВВБ Кефлавик, на которой на ротационной основе постоянно находится по одному звену (4 истребителя) от различных стран НАТО.

Норвегия. Непосредственно на границе с РФ находится гарнизон Варангер. В его составе один батальон, который включает три роты: учебную, поддержки и пограничную. В батальоне имеется только легкое вооружение.

Основу сухопутных войск Норвегии составляет бригада "Норд": танковый батальон, батальон постоянной готовности "Телемарк", 2-й батальон, артиллерийский, инженерный, разведывательный, связи батальоны. Большая часть подразделений бригады дислоцирована на севере (в районе г. Бардуфосс), батальон "Телемарк" - на юге страны (в районе Осло). Таким образом, большая часть сухопутных войск дислоцирована в Арктическом регионе, батальон "Телемарк" может быть достаточно быстро туда переброшен. Соответственно, все сухопутные войска страны можно рассматривать в качестве арктической группировки, включающей 52 танка "Леопард-2А4" (24 устаревших "Леопард-1" на хранении), 103 БМП CV90 (заказаны еще 43), около 500 БТР и бронеавтомобилей (до 250 М113, 52 ХА-186, 23 ХА-203, 170 LMV), 54 САУ M109A3GN (из них 40 - на хранении), около 200 (81 мм) минометов (24 M106A1, 12 M125A2, 150 L-16), 12 РСЗО MLRS (на хранении), 12 самоходных ПТРК NM-142, 100 ПТРК "Джавелин".

Авиационная группировка на севере Норвегии дислоцирована на трех ВВБ.

На ВВБ Боде - 132-е авиакрыло, в его составе 331-я и 332-я эскадрильи истребителей F-16, 330-я эскадрилья спасательных вертолетов "Си Кинг", а также ЗРК NASAMS и RBS-70. На ВВБ Андейя (Лофотенские острова) - 333-я эскадрилья базовых патрульных самолетов Р-3. На ВВБ Бардуфосс -139-е авиакрыло, в его составе 334-я эскадрилья вертолетов NH-90 (базируются на фрегатах типа "Нансен"), 337-я эскадрилья противолодочных вертолетов ("Линкс", NH-90), 339-я эскадрилья

606

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 606-615

многоцелевых вертолетов "Белл-412". Указанная группировка составляет большую часть ВВС Норвегии, в т.ч. две из трех эскадрилий F-16. Переброска остальных ВВС на север не составляет никаких проблем, поэтому, как и в случае с сухопутными войсками, все ВВС страны можно считать арктической группировкой, включающей 56 истребителей F-16 (46 А, 10 В; еще 1 А на хранении), 3 самолета РЭБ "Фалкон-20", 6 базовых патрульных самолетов Р-3 (4 С, 2 N), 4 транспортных самолета С-13Ш (5 С-130Н на хранении), 16 учебных самолетов MFI-15, 14 противолодочных вертолетов NH90 (6 "Линкс" Мк86 на хранении), 12 спасательных вертолетов "Си Кинг" Мк43В, 18 многоцелевых вертолетов "Белл-4128Р".

Военно-морская группировка Норвегии в Арктике состоит только из патрульных кораблей. На ВМБ Рамсунд и Харстад (Тромсё) дислоцированы подразделения ССО и рейнджеры Береговой гвардии. Главной ВМБ ВМС Норвегии является Хоконсверн (район Бергена, юг страны). Тем не менее все ВМС страны могут быть быстро переброшены в Арктику: 6 ПЛ типа "Ула", 5 фрегатов типа "Нансен", 8 патрульных кораблей [3 "Нордкап", 1 "Свальбард" (ледокол), 3 "Баренцхав", 1 "Алесун"], 6 ракетных катеров типа "Скьёльд", по 3 тральщика типа "Оксёй" и "Альта" (Никольский, Новичков, 2009; Светин, 2006; The Military..., 2012).

Таким образом, арктической группировкой Норвегии можно считать все ее ВС, однако их потенциал достаточно ограничен.

В планах Минобороны Норвегии в среднесрочной перспективе - замена истребителей F-16 на 52 истребителя 5-го поколения F-35А. Закупки другой боевой техники не планируются.

Дания. Страна выходит к Арктике через принадлежащий ей крупнейший в мире остров Гренландия. За оборону острова отвечает Гренландское командование (контингент составляет 150 человек), в распоряжении которого находятся 1-2 корабля ВМС Дании и санный патруль "Сириус" (14 человек) (Зацепин, 2009).

На северо-западе Гренландии находится ВВБ Туле, которая относится к Космическому командованию ВВС США. Здесь дислоцированы американская РЛС СПРН в составе 12-й группы СПРН, а также 821-я авиабазовая группа ВВС США.

Таким образом, даже с учетом американской базы арктическая группировка Дании является чисто символической, ее боевой потенциал, по сути, равен нулю [хотя страна претендует на то, что ей принадлежит Северный полюс (Алексеев, 2011)]. Теоретически можно допустить переброску в Гренландию ВВС и ВМС страны (применительно к сухопутным войскам это практически нереально, да и бессмысленно).

ВВС Дании имеют в своем составе 46 истребителей F-16 (35 А, 11 В; еще 16 А и 3 В на хранении), 7 транспортных самолетов (4 C-130J-30, 3 CL-604), 28 учебных самолетов T-17, 26 вертолетов (14 EH-101, 12 AS-550).

ВМС Дании включают 7 фрегатов (3 типа "Ивер Хютфельдт", 4 типа "Тетис"), 2 патрульных корабля типа "Кнуд Расмуссен", 6 сторожевых катеров (2 типа "Барсё", 4 типа "Диана"), 2 штурмовых корабля ("синтез" ТДК и фрегата) типа "Абсалон" (Балакин, 2012; Конончук, 2011; Никольский, Новичков, 2009; Хоботов, 2011; The Military..., 2012). В Гренландии, как правило, базируется один из фрегатов типа "Тетис".

В планах Минобороны Дании в среднесрочной перспективе - замена истребителей F-16 на истребители F-35А (от 30 до 48 единиц), но пока статус этой программы неясен. Закупки другой боевой техники не планируются.

Швеция. Страна не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, поэтому ее участие в возможном "дележе Арктики" объективно ограничено ("дележ" касается лишь акваторий, но не территорий). На севере дислоцированы несколько учебных подразделений сухопутных войск, а также 21-я флотилия (авиакрыло) в Лулео, в составе которой находятся примерно треть боевых самолетов ВВС.

Теоретически в северные районы могут быть переброшены все сухопутные войска и ВВС

страны.

На вооружении сухопутных войск имеются 106 танков Strv122 ("Леопард-2А5") и 12 Strv121 ("Леопард-2А4") (еще 14 Strv122 и 134 Strv121, возможно, находятся на хранении), 42 БРМ ЕрЬу90, 354 БМП CV90, 463 БТР (23 Patgb180, 136 Patgb203A, 194 Pbv302, 110 RG32M "Ньяла"), 308 минометов [84 (120 мм), 224 (81 мм)], 60 ЗРК RBS-70, 30 ЗСУ Lvkv90.

На вооружении ВВС имеются 75 истребителей JAS-39 "Гриппен" (61 С, 14 D; в лизинге в Чехии еще 12 С и 2 D, на хранении 80 А и 13 В), 4 самолета РЭБ и ДРЛО (2 S-102B, 2 S-100D), 12 транспортных самолетов [8 С-130Н/Тр84 (в т.ч. 1 заправщик), 1 Tp-100C, 3 Tp-102], 86 учебных самолетов SK-60, а также 34 вертолета [5 HKP-14 (NH 90), 9 HKP-10 (AS-332), 20 HKP-15 (A-109M)] (The Military..., 2012).

В целом ВС Швеции являются сильнейшими среди стран Северной Европы, но их участие в каких-либо конфликтах в Арктике маловероятно.

607

Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике...

Финляндия. Как и Швеция, Финляндия не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, поэтому ее участие в решении арктических проблем также ограничено. К военной провинции Северная Финляндия относятся егерские бригады "Кайнуу" и "Лаппи", лапландский полк ПВО, транспортный полк сухопутных войск, а также Лапландское авиационное командование ВВС (штаб в г. Рованиеми).

Как и в случае со Швецией, теоретически все сухопутные войска и ВВС Финляндии могут быть переброшены на север страны.

В составе сухопутных войск, кроме вышеуказанных частей, имеются бронетанковая бригада, пехотная бригада "Пори", мотопехотная бригада "Карелия", учебная бригада "Северная Карелия", артиллерийская бригада, егерский, учебный, инженерный и три транспортных полка. На вооружении имеется 108 танков "Леопард-2А4", 10 БРМ БМП-ITJ, 194 БМП (92 БМП-2, 102 CV90), 921 БТР [261 МТЛБ, 550 ХА-180 и ХА-202, 48 ХА-203, 62 ХА-360 (AMV)], 90 САУ [72 2С1 (Psfr74), 18 2С5 ("Telak-91")], 690 буксируемых орудий [486 Д-30 (Н-63) (122 мм), 36 М-46 (К-54) (130 мм), 36 К56 К98, 108 К83 (155 мм), 24 2А36 (К89) (152 мм)], более 2 тыс. минометов [18 ХА361 AMOS, 27 Krh-TeKa (самоходные 120 мм), 610 KRH92 (120 мм), 174 (120 мм), до 1400 (81 мм)], 58 РСЗО (36 RM-70, 22 MLRS), 100 ПТРК "Спайк".

В составе ПВО имеются 16 ЗРК ASRAD (ITO 05), 20 ЗРК "Кроталь" NG (ITO 90), 24 ПУ 9K37 "Бук" (ITO 96), 86 ПЗРК RBS-70 (ITO 05/05M), 61 зенитное орудие [45 ЗУ-23 (23ITK95), 16 "Эрликон" (35ITK58)].

На вооружении армейской авиации и пограничной охраны имеются 40 вертолетов (21 NH90, 7 "Хьюз" 500, 5 AB-412, 3 AS332, 4 AW119KE).

На вооружении ВВС состоят 61 истребитель FM.-18 (54 С, 7 D; еще 1 С на хранении), 3 самолета РЭБ "Лирджет-35А", 2 базовых патрульных самолета 2 Do-228, 9 транспортных самолетов (3 С-295М, 6 РС-12), 96 учебных самолетов [40 "Хок" Мк51 (еще 6 на хранении), 20 "Хок" Мк66, 8 L-90, 28 L-70 "Винка"] (Петров, 2014; The Military..., 2012).

В настоящее время Финляндия является практически единственной европейской страной, которая не сокращает, а наращивает свои ВС. При сохранении нынешних тенденций в обозримом будущем ее ВС превзойдут по своему потенциалу ВС Швеции. Тем не менее, исходя из географических условий, их влияние на ситуацию в Арктике очень ограничено.

Канада. За оборону Канадской Арктики отвечает Объединенная оперативная группа "Север" (штаб находится в г. Йеллоунайфе). В ее состав входят рота Эдмонтонского полка, группа рейнджеров (58 человек), 440-я эскадрилья ВВС (4 легких транспортных самолета DHC-6). Кроме того, в этом регионе располагаются несколько РЛС канадско-американской системы ПВО NORAD (Нестёркин, 2009; Симонов, 2012).

Как и в случае с Данией, канадская военная группировка в Арктике является чисто символической. Переброска в этот регион частей сухопутных войск, во-первых, невозможна из-за отсутствия коммуникаций, во-вторых, бессмысленна. Теоретически в Арктику могут быть переброшены ВВС и ВМС страны.

На вооружении ВВС Канады состоят 93 истребителя CF-188 (F-18) (66 А, 27 В; еще 4 А, 7 В на хранении), 18 противолодочных самолетов СР-140 (на хранении в США 2 СР-140А), 6 заправщиков [2 СС-150 (А-310), 4 КС-130Н], 49 транспортных самолетов [3 СС-150 (А-310), 4 СС-177 (С-17), 26 СС-130 (17 J, 7 Н, 2 Е; еще 1 Н, 16 Е на хранении), 6 СС-144 (CL-600), 6 CC-115 (DHC-5), 4 CC-138 (DHC-6)], 80 учебных самолетов [4 СТ-142 (DHC-8), 18 СТ-155 ("Хок"), 26 СТ-156 (Т-6), 32 СТ-114], 27 противолодочных вертолетов СН-124 ^Н-3), 104 многоцелевых и транспортных вертолетов [84 СН-146 ("Белл-412"), 14 СН-149 (ЕН-101), 4 (еще 24 заказаны) СН-148 (Н-92), 2 (еще 12 заказаны) СН-147F (на хранении в США 4 CH-147D)].

В составе ВМС Канады имеются 4 ПЛ типа 4 "Виктория" (бывшие английские типа "Апхолдер"), 3 эсминца типа "Ирокез", 12 фрегатов типа "Галифакс", 12 тральщиков типа "Кингстон" (Володин, 2010; Лодочкин, 2012; Никольский, Новичков, 2009; The Military..., 2012).

В планах Минобороны Канады в среднесрочной перспективе - замена истребителей СF-188 на 80 истребителей F-35А (возможно, это количество будет снижено до 65). Предполагается также строительство 1 УДК, а также 6-8 патрульных кораблей ледокольного класса, близкого по конструкции к норвежскому кораблю "Свальбард", однако выполнение этой программы откладывается из-за недостатка финансирования (Андреев, 2012).

США. В европейской части Арктики ВС США не имеют группировок, кроме вышеупомянутой РЛС СПРН в Гренландии. Вся американская арктическая группировка сосредоточена на Аляске.

Группировка сухопутных войск включает 1-ю бригаду "Страйкер" (Форт-Уэйнрат, Фэрбэнкс) и 4-ю воздушно-десантную бригаду (Форт-Ричардсон, Анкоридж) 25-й пехотной дивизии (штаб дивизии и

608

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 606-615

другие ее части и подразделения дислоцированы на Гавайях), 2-ю инженерную бригаду (Форт-Ричардсон).

Штат легкой бригады ВС США (в данном случае 4-й воздушно-десантной) включает штаб, штабной батальон, 2 пехотных батальона (в каждом 3 пехотные роты, рота оружия), разведывательный батальон, артиллерийский дивизион, батальон тылового обеспечения. На вооружении имеются 90 бронеавтомобилей М1151, 6 бронеавтомобилей М1117, 16 гаубиц М119А2, 12 минометов М120 (120 мм), 8 минометов М252 (81 мм), 14 минометов М170 (60 мм), 28 самоходных ПТРК "Тоу", 76 ПТРК "Джавелин".

Бригада "Страйкер" включает штаб и штабную роту, 3 мотопехотных батальона (по 3 мотопехотные роты), разведывательный батальон, артиллерийский дивизион, батальон тылового обеспечения. На вооружении имеются 51 БРМ М1127, 27 БМТВ М1128, 123 БТР М1126, 36 самоходных (120 мм) минометов М1129 и 36 М121, 13 машин огневой поддержки М1131, 9 самоходных ПТРК "Тоу-2" М1134, 18 гаубиц М777А2, 12 минометов М252 (81 мм), 18 минометов М170 (60 мм), 9 самоходных ПТРК "Тоу", 121 ПТРК "Джавелин" (Владимиров, Медин, 2004; Панов, 2010).

Авиационная группировка на Аляске включает 11 -ю Воздушную армию Командования ВВС в зоне Тихого океана, а также ВВС Национальной гвардии штата. Группировка дислоцирована на ВВБ Элмендорф-Ричардсон (район Анкориджа) и Эйлсон (вблизи Фэрбенкса). На ВВБ Элмендорф-Ричардсон находятся штаб 11-й ВА, 3-е авиакрыло этой армии (в его составе 41 истребитель F-22A, 4 самолета ДРЛО Е-3В, транспортные самолеты С-130Н, С-12, С-17), 611-й центр аэрокосмических операций, 611-я группа поддержки, а также 176-е авиакрыло ВВС Национальной гвардии (в его составе транспортные самолеты С-17, спасательные самолеты НС-130 и вертолеты НН-60). На ВВБ Эйлсон дислоцировано 354-е авиакрыло 11-й ВА (18 истребителей F-16С/D) и 168-е авиакрыло ВВС Национальной гвардии (заправщики КС-135Л). Предполагается заменить F-16 354-го авиакрыла на 48 F-35А, однако неясно, когда это будет сделано.

Как сухопутная, так и авиационная группировки США на Аляске относятся к Тихоокеанскому командованию ВС США и, соответственно, ориентированы на действия в АТР, а не в Арктике.

На Аляске имеется еще несколько аэродромов, в первую очередь - гражданский аэропорт Анкоридж (по объему грузовых перевозок он занимает 5-е место в мире). Емкость этих аэродромов позволяет увеличить группировку ВВС в несколько раз за 2-4 суток. Кроме того, благодаря наличию аэродромной сети может быть быстро усилена и группировка сухопутных войск за счет переброски самолетами военно-транспортной авиации на Аляску легких бригад и бригад "Страйкер". Для переброски тяжелых соединений потребуется железнодорожный транспорт (транзитом через Канаду) и морские перевозки, что займет гораздо более длительное время.

На Аляске в Форт-Грили находится самый крупный позиционный район глобальной системы ПРО США, оснащенной ракетами GBI. Здесь было построено 26 шахт для этих ракет. Всего предполагается разместить на Аляске 30-40 ракет GBI (Овод, 2009; Черёмушкин, 2008).

Корабли ВМС США не базируются в Арктике, их надводные корабли крайне редко появляются в арктических водах. Гораздо активнее действуют в Арктике многоцелевые ПЛА, количество которых в каждый отдельный момент неизвестно. Всего в составе ВМС США имеется 10 ПЛА типа "Вирджиния", 3 типа "Си Вулф", 41 типа "Лос-Анджелес". Строятся новые ПЛА типа "Вирджиния", ПЛА типа "Лос-Анджелес" примерно теми же темпами выводятся из боевого состава.

Россия. Российская Арктика делится между зонами ответственности трех военных округов -Западного, Центрального и Восточного. При этом в ЦВО и ВВО никаких группировок войск в Арктике в данный момент нет, их создание представляется крайне проблематичным из-за отсутствия наземных коммуникаций и недостаточно развитой аэродромной сети (в данном случае имеет место сходство с канадской ситуацией).

Вся арктическая группировка ВС РФ сосредоточена в зоне ответственности ЗВО, почти полностью дислоцирована на Кольском полуострове. Ее состав приводится по данным, имеющимся в открытой печати (Анализ Вооруженных сил России, сайт: http://www.warfare.by/).

Группировка сухопутных войск включает 200-ю мотострелковую бригаду, имеющую статус арктической (Печенга). На вооружении состоят 41 танк Т-80, 129 БТР МТЛБ, 36 САУ 2С3 и 18 2С19, 18 минометов 2Б14 "Поднос", 18 РСЗО БМ-21, 18 самоходных ПТРК "Штурм-С", 12 ЗРК "Оса" и 6 "Стрела-10", 6 ЗРПК "Тунгуска".

Группировка ВВС и ПВО включает 98-й авиаполк (Мончегорск; 36 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 24 перехватчика МиГ-31, 8 ударных вертолетов Ми-24 и Ми-35) и три зенитно-ракетных полка с ЗРС С-300ПС/ПМ [583-й (Оленегорск), 531-й (Полярный), 1528-й (Северодвинск)].

Основным стратегическим объединением ВС РФ в Арктике является Северный флот.

609

Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике...

Корабельный состав Северного флота включает 8 РПК СН (1 пр. 941, 6 пр. 667БДРМ, 1 пр. 955), 3 АПЛ с крылатыми ракетами пр. 949А, 13 многоцелевых АПЛ (6 пр. 971, 2 пр. 945, 2 пр. 945А, 3 пр. 671РТМК; на испытаниях - АПЛ пр. 885), 9 АПЛ спецназначения, 1 дизельную ПЛ спецназначения, 8 дизельных ПЛ (1 пр. 677, 7 пр. 877), 1 тяжелый авианесущий крейсер пр. 11435 "Адмирал Кузнецов", 2 тяжелых атомных ракетных крейсера пр. 1144, 1 ракетный крейсер 1164, 5 БПК (4 пр. 1155, 1 пр. 11551), 2 эсминца пр. 956, 3 МРК пр. 1234, 6 МПК пр. 1124М, 3 морских тральщика (1 пр. 12660, 2 пр. 266М), 6 базовых тральщиков пр. 1265, 1 рейдовый тральщик пр. 1258, 4 БДК пр.775, 4 десантных катера пр. 1176.

Морская авиация Северного флота имеет 20 противолодочных самолетов (12 Ту-142М, 8 Ил-38), 21 палубный истребитель Су-33, 6 транспортных самолетов (4 Ан-26, 2 Ан-12), 34 противолодочных, спасательных и десантных вертолета (Ка-27, Ка-29, Ка-32).

На вооружении морской пехоты Северного флота (61-й бригады морской пехоты) имеются 139 БТР (59 БТР-80 и БТР-82А, 80 МТЛБ), 34 самоходных орудия (12 2С1, 22 2С9 и 2С23).

Группировка ВС РФ в Арктике может быть усилена за счет сил ЗВО и, возможно, ЮВО и ЦВО. Географически ближе всего к данному региону расположены части ВС, дислоцированные в Карелии. Сухопутные войска представлены 216-й базой хранения и ремонта вооружения и техники (бывшая 4-я мотострелковая бригада, Петрозаводск). Ее состав включает 41 танк Т-80, 129 БТР МТЛБ, 36 САУ 2С3, 18 минометов 2Б14 "Поднос", 18 самоходных ПТРК "Штурм-С", 6 ЗРК "Стрела-10", 6 ЗСУ "Шилка". ВВС представлены 159-м истребительным авиаполком (Бесовец), имеющим на вооружении 30 истребителей Су-27.

2. Другие потенциальные силы, влияющие на ситуацию в Арктике

НАТО. Из восьми вышеперечисленных стран, входящих в Арктический совет, пять являются членами НАТО (США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания). Соответственно, можно формально суммировать их группировки, чтобы получить арктическую группировку НАТО. Однако это будет именно формальным шагом, поскольку в настоящее время какие-либо совместные военные мероприятия в Арктике под эгидой НАТО не проводятся.

Между членами НАТО, входящими в Арктический совет, имеется значительное количество противоречий. Пограничные споры имеют место между США и Канадой (Аляской и провинцией Юкон), Канадой и Данией (по поводу острова Ханс площадью 950 кв. м у западного побережья Гренландии, точнее, прилегающей к нему акватории), между Исландией и Данией (Гренландией) по вопросу разграничения экономических зон (Баранник, Вознюк, 2009; Гаврилов, 2011). Кроме того, между США и Канадой имеет место спор по поводу статуса Северо-Западного прохода. США считают его международными водами, Канада - своими внутренними (Андреев, 2012; Симонов, 2012; Смоловский, 2006; Федосеев, 2013).

Также необходимо отметить, что за период после окончания "холодной войны" потенциал ВС почти всех стран НАТО значительно сократился, уменьшилась готовность западных армий и обществ в целом к участию в войнах, в ходе которых возможны сколько-нибудь существенные потери. Это привело к серьезному падению дисциплины внутри альянса. В настоящее время подавляющее большинство членов НАТО не будут участвовать в войнах, которые, во-первых, могут привести к большим собственным потерям, во-вторых, не затрагивают напрямую их интересы. Соответственно, представить себе участие стран, входящих в НАТО, но не относящихся к Арктике, в войне за этот регион невозможно.

Европейский союз. Из восьми вышеперечисленных стран, входящих в Арктический совет, три являются членами ЕС (Дания, Швеция и Финляндия). Формально ЕС имеет собственные оборонную политику и военные структуры. Однако в значительной степени они являются фикцией. ЕС и НАТО на 75 % пересекаются по составу членов (в обеих организациях по 28 стран, из них 22 входят в обе организации). При этом военный потенциал европейских стран за последние два десятилетия существенно сократился. Таким образом, ЕС не может создавать отдельные от НАТО военные структуры, обладающие сколько-нибудь значимым военным потенциалом. Евросоюз имеет значительную экономическую заинтересованность в Арктическом регионе, но не может подкрепить ее военной составляющей.

"Нордефко". Организация "Нордефко" (Северное оборонное сотрудничество, Nordic defense cooperation) была создана в 2009 г. Швецией, Норвегией, Данией, Финляндией и Исландией. Из этих стран три являются членами НАТО и три - ЕС (Дания входит в обе организации). Целью "Нордефко" является военное сотрудничество стран Северной Европы.

Под эгидой этой организации в сентябре 2013 г. состоялись учения ВВС "Арктический вызов-2013" ("Arctic challenge-2013") (Романов, 2013). Учения прошли в воздушном пространстве Норвегии,

610

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 606-615

Швеции и Финляндии. В них приняли участие также ВВС США и Великобритании: от США -30 истребителей F-15C/D/E (из состава 48-го авиакрыла с ВВБ Лейкенхит, Великобритания), 2 заправщика КС-135Я, 2 самолета ДРЛО Е-3А (последние формально относятся к ОВВС НАТО); от Великобритании - 8 истребителей "Тайфун"; от Норвегии - 8 истребителей F-16; от Швеции -22 истребителя JAS-39, самолет ДРЛО S-100D, транспортный самолет Тр-100С; от Финляндии -10 истребителей F/A-18. Учения продолжались две недели; отрабатывались воздушные бои и перехват воздушных целей. По своим масштабам они значительно превысили любые учения НАТО за весь период после окончания "холодной войны". При этом на них отрабатывались реальные боевые задачи, а не борьба с терроризмом или спасательные операции, как в ходе большинства натовских учений. Таким образом, именно "Нордефко", а не НАТО (и тем более ЕС) может оказаться организацией, обеспечивающей оборонное взаимодействие в Арктике стран Запада. При этом США и Великобритания де-факто более заинтересованы в таком взаимодействии, чем Канада и Дания, которые, как было показано выше, не имеют в настоящий момент значительных военных сил в данном регионе.

Китай. Многие страны Южной, Юго-Восточной и особенно Восточной Азии имеют большую экономическую заинтересованность в Арктике с точки зрения доступа к ее природным ресурсам и трансарктическим коммуникациям, существенно сокращающим путь из Европы в Азию. При этом даже самые сильные из них в военном отношении (Индия, Япония, Республика Корея) в обозримом будущем не могут обеспечить военное присутствие в Арктике, поскольку находятся очень далеко от этого региона и не имеют возможности создать там военные базы.

В данный момент то же самое относится и Китаю. Однако эта страна в силу масштабов экономики и населения в наибольшей степени заинтересована в доступе к Арктике. Экономические и военные возможности Китая существенно выше, чем у всех перечисленных азиатских стран. Поэтому он предпринимает значительные усилия для проникновения в Арктику.

Изначально Пекин действовал в Арктике через Норвегию, разместив свою полярную станцию и исследовательский ледокол на Шпицбергене. С 2008 г., воспользовавшись экономическим кризисом, Китай перенес основные усилия на Исландию. В 2012 г. Китай и Исландия заключили соглашение о свободной торговле - первый подобный договор КНР с европейской страной. После этого президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон заявил, что Китай должен войти на постоянной основе в Арктический совет, поскольку Арктика "перестала быть региональной, а стала глобальной темой". Более того, президент Исландии, явно с подачи Пекина, объявил о создании "Арктического круга" - новой международной организации по делам Арктики. Членом данной структуры может стать любая страна или организация. Таким образом, предполагается придать Арктике тот же интернациональный статус, который имеет Антарктида. Подобная постановка вопроса представляется совершенно неправомерной. Антарктида - необитаемый континент, его интернациональный статус является естественным. Арктика -это в основном океан, побережье которого принадлежит конкретным странам. Его деление осуществляется с помощью норм морского права и другого международного законодательства.

Имеются данные о том, что Китай хочет приобрести у Исландии самый северный остров (точнее - скалу), принадлежащий этой стране - Колбейнси. Его площадь составляет 90 кв. м, что, естественно, не позволяет вести на нем никакую экономическую или военную деятельность. Однако данный остров находится к северу от Полярного круга, поэтому владение им автоматически сделало бы Китай арктической страной и позволило бы претендовать на место в Арктическом совете, проводя там свои интересы. В частности, Китай выступает за интернационализацию Северного морского пути и СевероЗападного прохода. В этом его позиция совпадает с позицией США и диаметрально противоположна позиции России и Канады. Пока неясно, состоится ли продажа острова, в послевоенную эпоху подобных прецедентов не было.

Постоянное присутствие в Арктике ПЛ и кораблей ВМС НОАК возможно будет в том случае, если Китай сможет получить ВМБ в Атлантическом океане (в странах Африки и Латинской Америки). Подобное развитие событий представляется вполне возможным, учитывая степень экономического, политического и демографического проникновения Китая на эти континенты.

3. Перспективы военного строительства РФ в Арктике

На данный момент уровень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. Группировки сторон практически не соприкасаются друг с другом, их размеры, как правило, весьма ограничены, а боевая подготовка носит оборонительный характер, направленный на обеспечение контроля над своими территориями и акваториями. В ближайшем будущем подобная ситуация сохранится, поскольку планы военного строительства арктических стран являются весьма скромными (Спиридонов, 2012).

611

Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике...

В более отдаленной перспективе дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе может оказать деятельность организации "Нордефко" и проникновение в него Китая.

В настоящее время российская группировка в Арктике вполне достаточна для обороны региона. Однако ее территориальная конфигурация представляется не вполне удовлетворительной, поскольку контроль над центральным и тем более восточным секторами российской Арктики обеспечивается весьма условно.

В 2013 г. началось активное восстановление российской военной инфраструктуры в Арктике. Успешно выполнена работа по воссозданию ранее заброшенного аэродрома "Темп" на острове Котельный архипелага Новосибирские острова. В конце октября 2013 г. на его ВПП приземлился впервые самолет российской военно-транспортной авиации (Ан-2), одновременно заработала авиационная комендатура. Предполагается восстановление еще семи арктических аэродромов: Тикси (Якутия), Нарьян-Мар и Амдерма (Ненецкий автономный округ), Алыкель (недалеко от Норильска, север Красноярского края), Анадырь (Чукотка), Нагурская (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и Рогачево (Новая Земля) (Семёнов, 2013). Из перечисленных объектов Анадырь, Тикси и "Темп" находятся в зоне ответственности ВВО, Алыкель - ЦВО, остальные - ЗВО. При этом группировки войск ВВО и ЦВО сосредоточены вдоль южных границ России и ориентированы на действия на южном и восточном направлениях, а не в Арктике.

В связи с этим представляется вполне логичным анонсированное создание объединенного стратегического командования на базе Северного флота, отвечающего за оборону Арктики. Однако необходимо отметить ряд моментов.

Как известно, Северный флот с советского периода является не столько арктическим, сколько атлантическим. В связи с этим не вполне понятно, до какой степени он сможет осуществлять свою деятельность одновременно в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах, особенно в условиях недостатка корабельного состава и при постоянном задействовании кораблей СФ на других ТВД. Тем более, достаточно сложно осуществлять управление арктической группировкой из ее крайней западной оконечности, учитывая значительные расстояния и сложнейшие природно-климатические условия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, восстанавливаемые аэродромы должны быть прикрыты подразделениями сухопутных войск (очевидно, новых арктических бригад, создание которых Минобороны РФ анонсировало уже давно) и наземной ПВО. Иначе их боевая устойчивость будет очень низкой, особенно в нынешних условиях, когда возрастает угроза со стороны диверсионных группировок спецназов иностранных государств и авиационных средств поражения.

В связи с этим представляется необходимым строительство патрульных кораблей, способных ходить во льдах, причем они должны базироваться не только на Кольском полуострове, но и во всех основных портах на Северном морском пути вплоть до Чукотки. Министр обороны РФ Сергей Шойгу уже заявил, что для Арктики "прорабатывается вопрос создания соединения патрульных кораблей ледового класса" (Воронин, 2013).

Следует отметить, что в настоящее время ни одна страна в мире таких кораблей не имеет. Специализированные ледоколы, как правило, не несут вообще никакого вооружения (либо чисто символическое - 1-2 малокалиберные пушки). При этом из-за особой конструкции корпуса ледоколы обладают очень низкой мореходностью на чистой воде. Традиционные боевые корабли даже в битом льду способны ходить далеко не всегда, а в сплошном - не могут вообще. Неким исключением является вышеупомянутый норвежский "Свальбард", но он существует в одном экземпляре, и его вооружение сильным не назовешь [одна пушка (57 мм)]. Цель ледокола - пробивание канала во льду для идущих следом кораблей и судов. Перед боевым кораблем таких целей заведомо стоять не будет. Следовательно, можно попытаться построить корабль, способный ходить во льдах, но имеющий не ледокольные, а традиционные обводы корпуса. Пока, очевидно, реализация соответствующих проектов находится на уровне НИР, однако без доведения их до серии хотя бы в 10 единиц обеспечить интересы России в Арктике будет крайне сложно.

По-видимому, может быть реализован военный вариант атомного ледокола пр. 22220 (ЛК-60Я), строительство гражданской версии которого началось в ноябре 2013 г., однако данный проект все же слишком специфичен.

Арктические бригады сухопутных войск пока не сформированы (200-я мотострелковая бригада лишь провозглашена таковой), для них еще не полностью разработана штатная структура, отсутствует (по крайней мере в серийном производстве) боевая и специальная техника для действий в столь сложных природно-климатических условиях. Создан прототип арктического бронированного сочлененного вездехода ДТ-3ПБ "Ледоруб", который может быть использован как БТР, КШМ, самоходный ПТРК или ЗРК в составе арктических бригад. Уже принят на вооружение ВС РФ вездеход на воздушной подушке "Арктика" (он, в отличие от "Ледоруба", является транспортным средством, а не боевой машиной).

612

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 606-615

В любом случае заведомо не имеет смысла создавать соединение данного типа в единственном числе. Как и патрульные корабли ледокольного типа, арктические бригады необходимо разместить вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, поставив задачу прикрытия с земли основных портов и аэродромов.

Кроме того, заслуживает внимания вопрос обеспечения ПВО в Арктике. Во-первых, речь идет о непосредственном прикрытии портов, аэродромов и арктических бригад. Для этого, по-видимому, может быть задействован специальный "северный" вариант ЗРПК "Панцирь-С1". Во-вторых, следует частично воссоздать в Арктике системы ПВО страны. Вряд ли возможно восстановление сплошного радиолокационного поля и зоны поражения ЗРК вдоль всего побережья, но необходимо размещение зенитно-ракетных полков с ЗРС С-300ПС/ПМ хотя бы в нескольких ключевых пунктах и, возможно, базирование по принципу ротации звеньев перехватчиков МиГ-31 хотя бы на некоторых аэродромах. Впрочем, воссоздать сплошное радиолокационное поле в Арктике можно в случае создания дирижаблей ДРЛО (возможно, беспилотных).

Разумеется, реализация всех перечисленных проектов будет исключительно затратной. При этом необходимо отметить, что вероятность военного столкновения в Арктике в настоящее время и в обозримом будущем представляется исключительно низкой (очень близкой к нулю), из-за чего возникают сомнения в обоснованности подобных затрат. С другой стороны, вероятность военного столкновения в Арктике тем ниже, чем выше военный потенциал РФ в этом регионе (и, соответственно, наоборот). С этой точки зрения увеличение данного потенциала вполне оправдано, а с точки зрения сохранения контроля над принадлежащими России арктическими территориями и акваториями в будущем - абсолютно необходимо.

При определенных обстоятельствах в будущем не исключено военное сотрудничество в Арктике с заинтересованными странами, желающими получить доступ к местным ресурсам и транспортным коммуникациям, при этом не являющимися потенциальными военными противниками или экономическими конкурентами РФ. ВМС данных стран могут получить частичный доступ к соответствующей российской инфраструктуре. Оптимальным союзником в таком контексте является Индия, с меньшей вероятностью - Республика Корея.

4. Выводы

Укрепление и поддержание военной безопасности РФ в Арктике потребует значительных финансовых и временных затрат. Геополитическая обстановка в регионе позволяет не слишком форсировать данный процесс, но и не дает возможности его откладывать. Подобная достаточно благоприятная ситуация сохранится на протяжении еще нескольких лет, которые не должны быть упущены.

Литература

The Military Balance 2012. The International Institute for Strategic Studies, 504 p., 2012.

Алексеев Н. Дания предъявила претензии на Северный полюс. Зарубежное военное обозрение, № 10, c. 88, 2011.

Андреев Т. Канада: проблемы патрулирования в Арктике. Зарубежное военное обозрение, № 10, c. 8687, 2012.

Балакин С. Королевский Датский военно-морской флот. Морской сборник, № 6, c. 67-74, 2012. Баранник А., Вознюк И. Арктика как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных стран. Зарубежное военное обозрение, № 1, c. 3-11; № 2, c. 12-18, 2009.

Владимиров В., Медин А. Формирование механизированных бригад "Страйкер" в сухопутных войсках США. Зарубежное военное обозрение, № 6, c. 30-36, 2004.

Володин Д. Трансформация канадских вооруженных сил. Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал, № 1, 2010.

Воронин Н. Арктические интересы России. Красная звезда, 6 ноября, 2013.

Гаврилов В. Пограничный спор между Данией и Канадой. Зарубежное военное обозрение, № 2, c. 91, 2011.

Зацепин В. Военное присутствие Дании в Арктике. Зарубежное военное обозрение, № 6, c. 81-82, 2009. Казаков В. Патрульный корабль для БОХР Исландии. Зарубежное военное обозрение, № 6, c. 76, 2010. Конончук С. Приватизация ледокольного флота Дании. Зарубежное военное обозрение, № 1, c. 91, 2011. Коньков В. Военная политика Исландии. Зарубежное военное обозрение, № 8, c. 71, 2008.

613

Храмчихин А.А. Военно-политическая обстановка в Арктике...

Лодочкин П. Направления модернизации и планы обновления корабельного состава военно-морских сил Канады. Зарубежное военное обозрение, № 1, с. 78-87, 2012.

Нестёркин В. Военная деятельность Канады в Арктике. Зарубежное военное обозрение, № 11, с. 28-32, 2007; № 9, с. 69, 2009.

Никольский В.И., Новичков Н.Н. Военные флоты мира, 2009-2010 гг. Справочник. М., АНО "Информационное агентство АРМС-ТАСС", 1097 с., 2009.

Овод А. Совершенствование американской системы ПРО. Зарубежное военное обозрение, № 8, с. 58-59, 2009.

Панов А. Типовая организационно-штатная структура боевых бригад сухопутных войск США.

Зарубежное военное обозрение, № 8, с. 38-46, 2010.

Петров К. О реформировании вооруженных сил Финляндии. Зарубежное военное обозрение, № 2, с. 18-24, 2014.

Романов А. Многонациональное учение ВВС "Арктик Челлендж-2013". Зарубежное военное обозрение, № 12, с. 55-62, 2013.

Светин А. Военно-морские силы Норвегии. Зарубежное военное обозрение, № 8, с. 50-56, 2006.

Семёнов Д. По всем параметрам перевооружения. Красная звезда, 28 ноября, 2013.

Симонов Г. Перспективы создания арктической авиабазы в Канаде. Зарубежное военное обозрение, № 1, с. 92-93, 2012.

Смоловский А. Военно-стратегическая обстановка в Арктике. Морской сборник, № 11, с. 57-65; № 12, с. 55-64, 2006.

Спиридонов А. Наращивание военных потенциалов в Арктическом регионе. Зарубежное военное обозрение, № 6, с. 94-95, 2012.

Федосеев А. Доктринальные взгляды США и Канады на освоение Арктики. Зарубежное военное обозрение, № 6, с. 3-9, 2013.

Хоботов О. Военно-морские силы Дании. Зарубежное военное обозрение, № 10, с. 73-78, 2011.

Черёмушкин В. Увеличение количества противоракет ГБИ системы ПРО США. Зарубежное военное обозрение, № 1, с. 80-81, 2008.

References

Alekseev N. Daniya pred'yavila pretenzii na Severnyi polyus [Denmark filed a daim to the North Pole]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 10, p. 88, 2011.

Andreev T. Kanada: problemy patrulirovaniya v Arktike [Canada: Problems in the Arctic patrol]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 10, p. 86-87, 2012.

Balakin S. Korolevskiy Datskiy voenno-morskoy flot [Royal Danish Navy]. Morskoy sbornik, N 6, p. 67-74, 2012.

Barannik A., Voznyuk I. Arktika kak vazhnyi geostrategicheskiy region stolknoveniya natsionalnyh interesov veduschih zarubezhnyh stran [Arctic as an important geostrategic region of collision of national interests of major countries]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 1, p. 3-11; N 2, p. 12-18, 2009.

Vladimirov V., Medin A. Formirovanie mehanizirovannyh brigad "Strayker" v suhoputnyh voyskah SshA [Formation of mechanized brigades "Stryker" in the U.S. Army]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 6, p. 30-36, 2004.

Volodin D. Transformatsiya kanadskih vooruzhennyh sil [Transformation of the Canadian Forces]. Rossiya i Amerika v XXI veke. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, N 1, 2010.

Voronin N. Arkticheskie interesy Rossii [Arctic interests of Russia]. Krasnaya zvezda, 6 noyabrya, 2013.

Gavrilov V. Pogranichnyi spor mezhdu Daniey i Kanadoy [Border dispute between Denmark and Canada]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 2, p. 91, 2011.

Zatsepin V. Voennoe prisutstvie Danii v Arktike [Denmark's military presence in Arctic]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 6, p. 81-82, 2009.

Kazakov V. Patrulnyi korabl dlya BOHR Islandii [Coastguard patrol ship in Iceland]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 6, p. 76, 2010.

Kononchuk S. Privatizatsiya ledokolnogo flota Danii [Privatization of Denmark icebreaking fleet]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 1, p. 91, 2011.

Kon’kov V. Voennaya politika Islandii [Military policy of Iceland]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 8, p. 71, 2008.

Lodochkin P. Napravleniya modernizatsii i plany obnovleniya korabelnogo sostava voenno-morskih sil Kanady [Directions of modernization and renovation plans of the ship's naval forces of Canada]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 1, p. 78-87, 2012.

614

Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.

стр. 606-615

Nestyorkin V. Voennaya deyatelnost Kanady v Arktike [Canadian military activity in Arctic]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 11, p. 28-32, 2007; N 9, p. 69, 2009.

Nikolskiy V.I., Novichkov N.N. Voennye floty mira, 2009-2010 gg [Navies of the world, 2009-2010]. Spravochnik. M., ANO "Informatsionnoe agentstvo ARMS-TASS", 1097 p., 2009.

Ovod A. Sovershenstvovanie amerikanskoy sistemy PRO [Improving the U.S. missile defense system]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 8, p. 58-59, 2009.

Panov A. Tipovaya organizatsionno-shtatnaya struktura boevyh brigad suhoputnyh voysk SshA [Typical organizational structure of combat brigades of the U.S. Army]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 8, p. 38-46, 2010.

Petrov K. O reformirovanii vooruzhennyh sil Finlyandii [On the reform of the armed forces of Finland]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 2, p. 18-24, 2014.

Romanov A. Mnogonatsionalnoe uchenie VVS "Arktik Chellendzh-2013" [Multinational air exercise "Arctic Challenge 2013"]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 12, p. 55-62, 2013.

Svetin A. Voenno-morskie sily Norvegii [Norway Navy]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 8, p. 50-56, 2006.

Semyonov D. Po vsem parametram perevooruzheniya [To all parameters of rearmament]. Krasnaya zvezda, 28 noyabrya, 2013.

Simonov G. Perspektivy sozdaniya arkticheskoy aviabazy v Kanade [Prospects for creation of the Arctic air base in Canada]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 1, p. 92-93, 2012.

Smolovskiy A. Voenno-strategicheskaya obstanovka v Arktike [Military-strategic situation in Arctic]. Morskoy sbornik, N 11, p. 57-65; N 12, p. 55-64, 2006.

Spiridonov A. Naraschivanie voennyh potentsialov v Arkticheskom regione [Buildup of military capabilities in the Arctic region]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 6, p. 94-95, 2012.

Fedoseev A. Doktrinalnye vzglyady SShA i Kanady na osvoenie Arktiki [Doctrinal views of the U.S. and Canada on Arctic exploration]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 6, p. 3-9, 2013.

Hobotov O. Voenno-morskie sily Danii [Naval forces of Denmark]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 10, p. 73-78, 2011.

Cheryomushkin V. Uvelichenie kolichestva protivoraket GBI sistemy PRO SshA [Increasing the number of GBI missiles of U.S. missile defense system]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie, N 1, p. 80-81, 2008.

Информация об авторе

Храмчихин Александр Анатольевич - Институт политического и военного анализа, зам. директора

Khramchikhin A.A. - Institute for Political and Military Analysis, Vice-Director

615

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.