Научная статья на тему 'Военно-политическиe отношения Российской Федерации и Североатлантического альянса (1991-1999 гг. )'

Военно-политическиe отношения Российской Федерации и Североатлантического альянса (1991-1999 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1507
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
РОССИЯ / НАТО / военно-политическое сотрудничество / военная сфера / Russia / NATO / military and political collaboration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медведев Евгений Владимирович

В статье рассматривается становление военно-политических отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом. Раскрываются концепции военно-политического сотрудничества России и НАТО, приводятся его основные этапы. Особое внимание уделяется практическому аспекту взаимодействия в военной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, evolution of military and political relationship between Russian Federation and NATO is shown. The author is underlines the concepts of military and political relationship between Russian Federation and NATO and shows main phases of it. Special attention is devoted to the aspects of practical collaboration in military sphere.

Текст научной работы на тему «Военно-политическиe отношения Российской Федерации и Североатлантического альянса (1991-1999 гг. )»

Медведев Е.В.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА

(1991-1999 гг.)

В конце ХХ в. в мире произошли глобальные политические перемены, кардинально изменившие сложившуюся расстановку сил. Радикальные преобразования в Центральной и Восточной Европе, распад Советского Союза положили конец биполярной системе. В результате окончания «холодной войны» Россия осталась без прежних союзников по Организации Варшавского Договора (ОВД), а Организация Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США сохранила и укрепила свой потенциал. В Лондонской декларации Совета НАТО (июль 1990 г.) и в документах римской ее сессии (ноябрь 1991 г.), утвердивших новую стратегическую концепцию блока, декларативно подчеркивалась необходимость сохранения Североатлантического союза как важного инструмента европейской безопасности [14, с. 38].

В 90-х гг. прошедшего столетия в политических кругах России не существовало единого мнения по вопросу о месте и роли России на международной арене, о взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. В исследуемый период, по мнению автора, существовали три основные концепции по данному вопросу. Первую из них поддерживали так называемые «атлантисты» во главе с министром иностранных дел РФ А. Козыревым. Первоначально к их точке зрения склонялся и Президент России Б.Н. Ельцин. Сторонники данной концепции считали, что западные страны, НАТО являлись возможными партнерами и потенциальными союзниками новой демократической России. По их мнению, России следовало бы вступить в Североатлантический альянс как можно раньше [3].

Между тем, как видно из американских источников, один из сторонников расширения НАТО в администрации Д. Буша и Б. Клинтона Д. Росс с самого начала предложил нейтрализовать позицию России. Этот советник администрации США добивался втягивания нашей страны в формальное обсуждение вопроса о трансформации блока, формулируя его таким обра-

зом, чтобы России казалось, будто она и сама может считаться кандидатом на вступление в альянс [1, р. 32]. В действительности процесс расширения НАТО неизбежно приобретал антироссийскую направленность, ослабляя политические позиции сторонников справедливого и равноправного партнерства и какой-либо военной интеграции с Россией. Весьма показательна реакция одного из сторонников расширения альянса заместителя госсекретаря США Р. Холбрука на вопрос российского посла в Вашингтоне Ю. Воронцова: «А почему бы не пригласить в НАТО Россию?». «Кто угодно, только не Россия!» - ответил политик [5, р. 6].

Второй концепции придерживались так называемые «реалисты». Они, в отличие от «атлантистов», призывали к сбалансированному сотрудничеству со всеми странами мира, а не только с Западом. «Реалистичная» концепция подробно была представлена в докладе Совета по внешней и оборонной политике России, подготовленном в августе 1992 г. под названием «Стратегия для России». Авторы доклада1 призывали руководство страны избегать одностороннего прозападного курса, обосновывая свои аргументы возможной полной изоляцией России в случае провала внутренних реформ. Более того, в стратегии отмечалось, что Россия уже стоит перед угрозой новой изоляции, поскольку ее нестабильность и слабость препятствуют тесному сотрудничеству со странами Запада. По мнению авторов, дискриминация может усугубиться в случае расширения влияния западных структур безопасности (НАТО, ЗЕС) на страны Центральной и Восточной Европы при исключении России. Авторы стратегии призывали к развитию партнерских отношений с НАТО, не отрицая потенциальную возможность вступления России в альянс [15].

Вместе с тем «реалисты» считали, что Россия имеет мало шансов на членство в НАТО. По мнению директора Центра разоружения и стратегической стабильности академика РАН А.Г. Арбатова, подобная перспектива была бессмысленной и невозможной. Нестабильность в России, по его мнению, являлась главной помехой на этом пути [6]. Как показало дальнейшие развитие отношений между Россией и НАТО, эта концепция, стала основной для политического руководства РФ.

1 Авторы доклада «Стратегия для России» - председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике С. Караганов и его заместитель В. Рубанов, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР. - Е.М.

Третья концепция была консервативной по своей сути. Ее сторонники («консерваторы», «антизападники») делали акцент только на сотрудничестве России со странами СНГ, Азии, а некоторые представители и вовсе отвергали любые контакты с Западом. Вступление России в НАТО они однозначно рассматривали как капитуляцию [4].

В целом, несмотря на разнообразие мнений, в 1991-1993 гг. первоначально доминировало прозападное направление. Руководство России позитивно отреагировало на инициативу НАТО о создании Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). 20 декабря 1991 г. на сессии Североатлантического совета в Брюсселе Россия была принята в ССАС. Президент России Б.Н. Ельцин, выступая на заседании нового органа, заявил о готовности российского руководства развивать диалог и контакты с НАТО как на политическом, так и на военном уровнях [9].

Центральной проблемой в отношениях России и НАТО всегда было сокращение вооружений. Официальная позиция Российского государства по данному вопросу была изложена Президентом России Б.Н. Ельциным в Заявлении от 29 января 1992 г. В документе подтверждались ответственность России за выполнение международных обязательств, взятых в свое время Советским Союзом, а также «приверженность курсу на радикальное сокращение ядерных вооружений, на обеспечение максимальной безопасности ядерного оружия и всех объектов, связанных с его разработкой, производством и эксплуатацией» [8].

Североатлантический альянс, находясь в положении явного превосходства над Россией, тем не менее, строго следил за процессом разоружения на территории Российской Федерации. По Договору определялся график военных инспекций государств - участников НАТО на территории России, а также участия в них российских военных специалистов на территории стран альянса.

В российские военные формирования ежегодно прибывало несколько сотен зарубежных инспекторов, причем проверке подвергались не только военные части, размещаемые непосредственно на территории России, но и военные формирования, дислоцируемые в Восточной Германии (Западная группа войск). Аналогичные военные инспекции проводили и российские сотрудники Национального центра по уменьшению ядерной опасности практически во всех странах НАТО.

4 ноября 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации ратифицировал Договор о сокращении наступательных вооружений (Договор СНВ-1), а 3 января 1993 г. в Москве Россия и США подписали Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). Подписанию Договора предшествовал обмен официальными письмами между министром иностранных дел РФ А. Козыревым и секретарем Госдепартамента США Л. Иглбергером, а также между министрами обороны обеих стран генералом армии П. Грачевым и Р. Чейни. Документ скрепили своими подписями Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Президент США Дж. Буш.

В начале июня 1993 г. на Балтийском море прошли первые совместные российско-натовские учения «Балтопс-93». Учения выявили ряд проблем, связанных с совместимостью оборудования, а также различия в законодательстве по вопросам безопасности [11, л. 12].

Первоначально Россия не трактовала расширение НАТО как реальную угрозу своей безопасности. Более того, Президент России не отрицал возможности вступления России в Североатлантический альянс. Руководство НАТО, в свою очередь, уверяло об отсутствии планов приема новых членов [9].

Ситуация стала меняться с весны 1993 г., когда восточноевропейские страны, при активной поддержке Запада, начали добиваться приема в ряды альянса. Однако кардинальные изменения произошли во второй половине того же года после визита Б.Н. Ельцина в Польшу. В принятой 25 августа

1993 г. Совместной российско-польской декларации содержался пункт по вопросу о вступлении Польши в НАТО: «В перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России» [13]. Это заявление, по сути, было принципиальной ошибкой политического руководства Российской Федерации и снимало российское вето на вступление стран Центральной и Восточной Европы в НАТО.

Важной вехой во взаимоотношениях НАТО и России стала программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Она была разработана осенью 1993 г. сотрудниками Пентагона и Комитета начальников штабов во взаимодействии с государственным секретарем У. Кристофером и его заместителем С. Тэлботтом и

ориентирована на двустороннее сотрудничество между военными ведомствами НАТО и восточноевропейских стран. Программа ПРМ была политическим ответом американских военных ведомств. Эти ведомства в целом не были заинтересованы в чрезмерно форсированном расширении НАТО на фоне сокращения оборонных расходов на ситуацию, создавшуюся после варшавского заявления Б.Н. Ельцина о допустимости вступления Польши в НАТО и начала массовой публичной кампании польско-американского конгресса совместно с З. Бжезинским и Г. Киссинджером за скорейшее расширение альянса.

Принятие программы ПРМ Брюссельским саммитом НАТО в январе

1994 г. давало России дополнительное время для выработки стратегии в отношениях с альянсом [12, с. 12]. ПРМ и его создатели, в свою очередь, были подвергнуты жесточайшей критике со стороны американских правых и восточноевропейских правительств [2]. При этом вопрос о расширении альянса с повестки дня не снимался. Вместе с тем переход от структуры, основанной на многостороннем участии, к двусторонним военным контактам с НАТО вносил, по мнению автора, неблагоприятные для России элементы конкуренции между ней и восточноевропейскими странами в деле сотрудничества с военными структурами альянса.

В России принятие программы «Партнерство ради мира» воспринималось как альтернатива расширению НАТО, а не как один из этапов процесса, ход которого отчасти зависел от действий самой России, в том числе и от действий упреждающего характера.

В мае 1995 г. была введена в действие новая индивидуальная про -грамма партнерства «Россия-НАТО», которая предусматривала достижение следующих целей: содействие транспарентности национального военного планирования и бюджетных процессов; обеспечение демократического контроля над вооруженными силами; поддержание их способности и готовности вносить вклад (в соответствии с положениями национальных конституций) в операции, проводимые под эгидой ООН и/или СБСЕ; развитие военных отношений сотрудничества с НАТО в целях совместного планирования и проведения учений для подготовки к проведению гуманитарных и миротворческих операций, о которых впоследствии может быть достигнута договоренность.

Практическое военное сотрудничество Российской Федерации и НАТО началось в Боснии и Герцеговине в рамках многонациональных миротворческих сил, сформированных в декабре 1995 г.

5 января 1996 г. российский парламент проголосовал за направление российских войск в Боснию и присоединение к миротворческой миссии под руководством НАТО. 13 января 1996 г. российские войска начали развертывание в поддержку сил по выполнению мирного соглашения (ИФОР) в Боснии.

Частично опираясь на опыт сотрудничества в Боснии, 27 мая 1997 г. в Париже Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первого этапа расширения НАТО. При подготовке Акта обе стороны работали в обстановке дефицита времени - важно было подписать документ до формального приглашения в альянс Польши, Чехии и Венгрии. Особое значение для России имело провозглашенное Основополагающим актом отсутствие у НАТО «намерения, плана и причины» размещать ядерное оружие на территории новых членов и обещание пересмотреть Договор по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ). В более широком плане подписание Основополагающего акта теоретически должно было направить взаимоотношения России и НАТО в институциональное русло и способствовать развитию сотрудничества в таких областях, как миротворческая деятельность, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и т.д. [10].

Исследование документов показало, что в течение почти двух лет, прошедших после подписания Основополагающего акта и до временного разрыва отношений России с этой организацией в связи с событиями на Балканах весны -лета 1999 г., контакты в ходе встреч, предусмотренных регламентом Совместного постоянного совета (СПС) и Совместного постоянного военного комитета под эгидой СПС, по существу ограничивались составлением рабочих планов и обсуждением других организационных вопросов. Обмен мнениями по более существенным проблемам развития военной инфраструктуры, ядерной безопасности, сотрудничества в области чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по военно-доктринальным вопросам не привел ни к каким конкретным результатам.

Надежды России на то, что путем участия в СПС ей удастся влиять на отдельных членов НАТО, не оправдались. Руководство альянса упорно отказывалось обсуждать в рамках СПС такие важные для России вопросы, как дальнейшее расширение Организации, разработка новой Стратегической концепции НАТО, перевооружение армий Польши, Чехии и Венгрии, выработка единой позиции всех стран - членов альянса по этим вопросам. Новая стратегическая кон-

цепция впервые была вынесена на обсуждение в рамках СПС лишь 10 марта 1999 г., накануне нападения НАТО на Югославию, когда в дискуссиях между Россией и НАТО уже доминировала косовская тема [7, с. 5].

Таким образом, в условиях динамично меняющейся международной обстановки, характерной для 90-х г. ХХ в., формирование взаимодействия по линии Россия - НАТО позволило в целом сохранить безопасность Евро -пы, предупредить возможные конфликты (за исключением Югославии).

Анализ показал, что взаимоотношения Российской Федерации с Се -вероатлантическим альянсом можно разделить на два этапа: первый харак -теризуется необоснованной, недальновидной и чрезмерной концентрацией международной деятельности политического руководства нашего государства на отношениях с Западом, и в первую очередь с США; второй - более взвешенной позицией в вопросах внешней политики, определением собственных национальных интересов, стремлением к формированию многополярного мира.

* * *

1. Goldgeier J. Not Whether But When: The U.S. Decision to Enlarge NATO. Wash., 1999.

2. KissingerH. Not That Partnership // Washington Post. 1993. 24 Nov.

3. Kortunov A. Russian national interests: the state of discussion // Russia’s place in Europe: a security debate / ed. by K. R. Spillmann and A. Wenger. Bern : Peter Lang, 1999. P. 21-45.

4. Parkhalina, T. Impacts of domestic and regional factors on Russia’s foreign and security policy // Russia’s place in Europe: a security debate / ed. by K. R. Spillmann and A. Wenger. Bern : Peter Lang, 1999. P. 47-57.

5. Vorontsov Yu. NATO Enlargement without Russia: A Mistake on Four Counts // Russia and NATO / Ed. by C.C.Menges. Wash., 1997.

6. Арбатов А. Г. Россия и НАТО: нужны ли мы друг другу? // Независимая газ. 1992 11 марта.

7. Глинский-Васильев Д.Ю. Проблема расширения НАТО во внутриполитическом процессе в США и России : 1990 - 1998 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук : М.: ДА МИД России, 2003.

8. Заявление Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина [29 янв. 1992 г.] // Дипломат. вестник. 1992. № 4-5. С. 4-5.

9. Обращение к участникам сессии Совета Североатлантического сотрудничества (Брюссель, 20 дек. 1991 г.) // Дипломат. вестник. 1992. № 1. С. 12-13.

10. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией // Российская газ. 1997. 28 мая. Разд. I. Принципы.

11. План проведения учений «Балтопс-93»// Архив делопроизводства СМО СНГ. 1993. Д. 12.

12. Саймс Д. Каким будет партнерство зависит от Москвы (Об отношении России к расширению НАТО) // Московские новости. 1994. 1-8 мая.

13. Совместная российско-польская декларация [25 авг. 1993 г.] // Дипломат. вестник. № 17,18. С. 15-16.

14. Справочник НАТО - 1999. Брюссель, 1999.

15. Стратегия для России: Некоторые тезисы для доклада Совета по внешней и оборонной политики // Незав. газ. 1992. 19 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.