УДК 929
07.00.00 Исторические науки
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА В. А. ПОТТО
Синицына Елена Владимировна аспирант
Кубанский Государственный университет Краснодар, Россия
На протяжении всей истории Русской Императорской армии в основе её воспитания лежали неизменные принципы: нравственное, физическое, развитие ума и воли. Вот те самые принципы, на которых и вырастала крепкое духом русское воинство. Становление теории и практики воспитания в русской армии было напрямую связано с имена прославленных военачальников, полководцев, поскольку хорошая подготовка войск вела к успешному выполнению боевых задач. Так, к примеру, имя А. В. Суворова и его «Наука побеждать», труд в котором фельдмаршал изложил свою оригинальную систему взглядов на способы ведения боя, обучения и воспитания воинов хорошо известны. Но вместе с тем немало других военных деятелей послужило в этом нелегком деле на благо русской армии. В данной работе уделяется внимание освещению военно-педагогических взглядов и деятельности военного историка, писателя, генерал-лейтенанта В. А. Потто. В статье рассматриваются педагогические подходы В. А. Потто к нравственному воспитанию будущих офицеров, а также взгляд генерала на учебный процесс в военном училище, ориентированном преимущественно на обучения казачества
Ключевые слова: ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЮНКЕРА, КАЗАЧЬЕ УЧИЛИЩА
UDC 929 Historical sciences
THE MILITARY EDUCATIONAL OPINIONS OF LIEUTENANT GENERAL V. A. POTTO
Sinitsyna Elena Vladimirovna postgraduate student
Kuban State University, Krasnodar, Russia
During the whole history of the Russian Imperial Army the unchanging principles of its education were moral and physical power, development of the mind and volition. On these principles the Russian Army grew. The formation of the theory and practice of education in the Russian army was directly connected with names of famous military leaders because good training troops led to a successful execution of combat missions. So, for example, the name of A. V. Suvorov and his «The Science of Victory», the work which the Field Marshal presented his original system of views on ways to combat, training and educating soldiers are well known. But at the same time, many other military leaders have contributed to this hard work for the benefit of the Russian army. In this article we focus on coverage of the military pedagogic views and activity of the military historian, writer, lieutenant general V. A. Potto. The article details the pedagogical approaches V. A. Potto's to moral education of the future officers and the opinion of general to educational process at the military school, which focuses mainly on the training of the Cossacks
Keywords: MILITARY TRAINING, MILITARY -PATRIOTIC EDUCATION, PUPILS OF MILITARY SCHOOLS, MILITARY SCHOOLS OF COSSACK
Немало лиц, трудившихся на благо России, к сожалению, остались малоизвестными в истории России, к числу которых принадлежит имя генерал-лейтенанта Василий Александрович Потто.
История казачества, освоение Кавказа Россией, её взаимоотношения с горским населением, полковая историография, военная педагогика - всё это направления интересов Василия Александровича.
Василий Александрович Потто родился 1 января 1836 года в семье потомственных дворян Тульской губернии. Образование юноша получил в Тульском Александровском, В Орловском Бахтина кадетских корпусах и в Дворянском полку. Из корпуса в 1855 году В. А. Потто был направлен в 3-й Новороссийский драгунский полк. И в этом же году оказался на Кавказском театре военных действий Крымской войны, где принимал участие в штурме и взятии турецкой крепости Карс. С тех самых пор большую часть своей жизни В. А. Потто посвятил изучению Кавказа.
Первой крупной работой стала «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях», которая до настоящего времени является уникальным по богатству фактического материала о войнах России с Турцией, Ираном и горцами на Кавказе; работа, которую не может оставить без внимания ни один исследователь взаимоотношений Кавказа и России.
Профессионализм Потто, литературный талант снискали ему славу и полкового историка. Из - под его пера вышло много работ посвящённых истории воинских частей русской армии. Помимо официальной летописи боевых действий, в изданиях отражена внутренняя жизнь полка и те характерные черты, которыми отличался каждый полк русской армии.
Обладая незаурядными способностями военного педагога, Василий Александрович в качестве преподавателя Николаевского кавалерийского училища и начальника Оренбургского казачьего училища развернул активную деятельность в деле воспитания будущих офицеров.
Имя Василия Александровича Потто во многом связано с литературными и историческими заслугами. Однако военно-педагогическая деятельность и взгляды на военную систему образования Василия Александровича также заслуживают не меньшего внимания и интереса. Вся деятельность его как литературная, так и педагогическая объединена общей и главной целью - напомнить молодому поколению о
славных подвигах их предков, стяжавших славу и гордость доблестной русской армии, как сильнейшее средство поддержания в войсках боевых традиций и того духа, на котором всегда держалась боевая мощь нашей армии. Человек, с его сильным духом, мужеством, доблестью, отвагой выдвигается В. А. Потто на первый план как важнейший элемент войны.
В 1866 году Василий Александрович Потто был прикомандирован к Николаевскому кавалерийскому училищу. «Здесь деятельность моя, -писал В. А. Потто, - по отношению к нравственному влиянию на юнкеров обратила на себя особое внимание, как начальника училища, так генерала Исакова и военного министра...». [1] По рекомендации военного министра Д. А. Милютина в 1870 году В. А. Потто был назначен начальником Оренбургского казачьего юнкерского училища, которым руководил одиннадцать лет. «Новый начальник развернул энергичную деятельность, внимательно подбирая преподавательские кадры, тщательно следя за учебно-методической и военно-воспитательной работой».[2] Надо отметить, что В. А. Потто как даровитому писателю и историографу в дальнейшем времени по случаю 50-летия Николаевского кавалерийского училища было доверено написание работы «Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища. Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.1823-1873».
Приступив к обязанностям начальника училища, Василий Александрович понимая то, что после окончания обучения юнкера будут служить в степных районов, убедился в важности подготовки будущих офицеров для прохождения службы в конкретных условиях, почему и поставил дело обучения в училище на практическую основу. В. А. Потто издал «Записки о степной войне», а летом 1871 года совершил путешествие по киргизским степям, чтобы ознакомиться с характером степной природы, так и с положением и жизнью воинских отрядов. Несмотря на то, что такая экспедиция было дело небезопасным и
трудным из-за постоянных нападений хивинских разбойничьих шаек, Василий Александрович, один, в сопровождение только лишь преданного ему киргиза, не имея при себе даже палатки, объехал огромное пространство степи от Оренбурга до Орска. «Очевидно, что такая поездка не могла быть приравниваема ни к одной из обыкновенных степных командировок, как потому, что она не входила в круг моих прямых служебных обязанностей, - писал Василий Александрович, - а предпринималась исключительно только в видах вящей пользы юнкерского училища, так еще более потому, что она сопряжена была с такими опасностями, трудами, лишениями и с денежными затратами, которые не могут встретится лицам, командируемым в степь по почтовому тракту, или вместе с отрядами, имеющими при себе обозы». [3] По мнению В. А. Потто, прежде чем приступить к обучению юнкеров, для начала ему самому надо было добросовестно учиться. Свои воспоминания, личные наблюдения, выводы, сделанные из совершенной поездки, генерал опубликовал в «Военном сборнике» в статьях «Из путевых заметок по степи. Илецкий район, «Из путевых заметок по степи. (От Илека до Уила). Самым же главным результатом такой поездки стал труд «Степная война», который был по достоинству оценен специалистами как первое военно-теоретическое руководство в этой области, и даже был переведен на английский язык и опубликован в Лондоне («Steppe campaigus», 1974).
В 1875 году В. А. Потто опубликовал книгу «Современное образование и воспитание войск», где изложил основные цели, задачи, методы обучения и воспитания солдата. Другим учебным пособием стала написанная Василием Александровичем «Военная хрестоматия», в которой рассматривалось участие казачества в войнах России на европейских театрах, на Кавказе, в Туркестане, в Севастопольской обороне, рассказывалось о героических подвигах выдающихся деятелей.
Педагогическая деятельность Василия Александровича в первую очередь была направлена на нравственное воспитание юнкеров. «Возвысить личность, а следовательно и дух молодого солдата, - считал генерал, - возможно только в том случае, когда эта личность будет уважаема и когда солдат, при всех условиях службы, будет встречать всегда одинаковое и справедливое с ним обращение». [4] Вопросы, касающиеся военной службы, В. А. Потто рассматривал во взаимосвязи с воспитанием на нравственных началах. По мнению Василия Александровича, суть военного воспитания не исчерпывается только лишь изучением уставов и фронтовыми занятиями. «Это только формы, за которыми надо искать внутренние содержания». [5] Для начала в молодом человеке необходимо развить любовь к военному делу, преданность долгу и самоотвержение.
В течение одиннадцати лет на посту начальника училища В. А. Потто неизменно и систематически развивал у своих подопечных любовь и преданность к военному ремеслу, побуждая в молодом поколение сознание долга.
Василием Александровичем в училище проводились еженедельные чтения. Боевые предания казачества, имена выдающихся военноначальников Кавказа и Туркестана, героические подвиги Севастопольской обороны, Отечественной и других войн были темами бесед с юнкерами. «В этих беседах, - писал В. А. Потто, - я видел единственное и притом могущественное средство развить и поддержать среди юнкеров военный дух, без которого не может быть истинного военного человека». [6]
Стены училища украсила коллекция из тысячи картин и портретов по русской военной истории, что и составило «Военно-картинную галерею». Полотна были систематически распределены по отделам: Кавказский, Туркестанский, Севастопольский, эпоха наполеоновских войн,
а также отдел восточной кампании 1877-1878 годов. В. А. Потто отмечал, что развивая у казака физическую сторону, нельзя забывать и о духовной его стороне. «. а потому поддерживать у казаков боевые наклонности и прирождённый воинственный дух, который при вековой наследственности военного знания, не может не переходить из одного поколения в другое, -прямая забота каждого казачьего офицера». [7] Василий Александрович сделал описание каждого портрета и каждой картины, стараясь дать полное, живое, интересное, увлекательное изложение отдельно взятого эпизода. «Это особенно важно, - отмечал В. А. Потто, - как я понимаю, для казаков, которые, имеют свою историю, свои былины доброго, старого времени. В этих былинах, как в зеркале, отражается тревожный, полный опасностями быт порубежного казачества со всеми его богатырскими подвигами и дорогими именами.». [8]
Произведённые Василием Александровичем изменения в физическом воспитании юнкеров тоже имели практическую значимость. Прекрасный воинский дух, истинную казацкую удаль отмечали у юнкеров все инспектирующие лица училище. «По вашему новому труду, - в 1877 году обращался генерал-майор П. О. Бобровский к Василю Александровичу, - можно видеть, что вы работаете с толком для пользы армии и казачества в особенности». [9]
По возвращении В. А. Потто из степи на основании полученного опыта и близкого знакомства с характером и службою казаков им были внесены изменения, касающиеся строевого образования, учебного курса и летних практических занятий.
На главное место в учебном процессе генералом была поставлена джигитовка, так как «помимо своей практической цели приучить человека быть на коне. она развивает в человеке еще безоглядную отвагу, удаль, молодечество, презрение к опасности, притупляет в нём чувство
самосохранения и научает не терять присутствие духа в самые критические минуты...». [10]
Следующее упражнение, рубка острым оружием, Василий Александрович первым ввел в число строевых занятий. По замечанию В. А. Потто, «только тот кавалерист будет искать рукопашного боя с противником который убежден, что рубить умеет, а выучиться этому искусству можно только острым оружием». [11] За отсутствием учителей-инструкторов при училище находились казаки Кубанского казачьего войско, у которых искусство рубить было доведено до совершенства.
Высоко в училище ценились казачьи традиции, к примеру, как метание с коня арканом. «Мне хотелось воскресить, - писал В. А. Потто, -этот старинный и, к сожалению, почти уже забытый казачий обычай, который, однако же, и в будущих войнах может найти себе большое применение. В ловких и сильных руках казака аркан представляет оружие страшное и в высшей степени пригодное там, где нужно схватить кого-нибудь в плен, добыть языка или сорвать часового, а случаев к этому представиться много во время быстрой погони, в разъездах, в засадах и т. п.». [12]
Еще одним нововведением В. А. Потто стали ночные учения. «Меня побудила к этому мысль, - писал Василий Александрович, - что военные действия в степи происходили по преимуществу ночью, поэтому естественно было приучать и юнкеров к ночным движениям на быстрых аллюрах, и даже на карете».[13] В число практических летних занятий В. А. Потто были введены «поездки о двуконь», что представляло собой единственный способ сообщения в степи. Для этого юнкера, по двое, на лошадях отправлялись в степное укрепление и возвращались назад, делая за четверо суток четыреста семьдесят вёрст, делая при этом маршрутную съёмку, и доставляли топографическую записку о местности. «Такие упражнения, приучая юнкеров по долгу оставаться на коне, давали им
возможность практически ознакомиться, как следует при столь продолжительных и быстрых поездках обращаться с лошадью». [14]
Учебные занятия не ограничивались одними программными требованиями, а дополнялись работами юнкеров непосредственно на самой местности. «Так, во время маневров юнкера устраивали для себя земляные очаги и хлебопекарные печи, разрабатывали спуски для проезда орудий и экипажей, сравнивали дороги, и наводили мосты через овраги и реки». [15]
Василий Александрович проявлял заботу в сохранение и в поддержание казачьего духа в юнкерах, чтобы они никогда не забывали боевых традиций, преданий своих предков. К примеру, юнкера для решения определенной поставленной задачи отправлялись в окрестные станицы, где вместе с тем собирали и записывали рассказы старожилов о казачьих подвигах. По замечанию В. А. Потто, «казаки должны почерпать первоначальные уроки военного дела из тех изустных рассказов отцов и дедов, которые хранятся ещё во многих казачьих семействах». [16]
Василий Александрович Потто с должным вниманием уделял процессу воспитания военнослужащих. Основу военно-педагогической системы российской армии составляли неразрывно связанные между собой физическое, нравственное, умственное воспитание, что в полной мере проводил В. А. Потто. Благодаря усилиям и неутомимой деятельности талантливого военного педагога обучения в Оренбургском казачьем юнкерском училище было поставлено на практическую основу, в частности это максимальная приближенность учебного процесса к будущей действительной службе юнкеров в непростых степных районах. Нельзя не отметить и тех стараний Василия Александровича в учебно-воспитательном процессе с учётом специфики казачьих войск, выраженных в поддержание казачьих духовных традиций и традиционных казачьих боевых приёмов.
Библиографический список
1.Российский государственный военно-исторический Архив (РГВИА) — Ф. 260. — Оп. 1. - Д.12. - Л. 21.
2.Матвеев О. В. Василий Александрович Потто. Российские исследователи Кавказа. Вып. 17. Био-библиографический очерк. Армавир-Краснодар, 1997. — 3-18 с.
3. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л. 2.
4.Потто В. А. Современное образование и воспитание войск // http://www.rsl.ru // (дата обращения:22.02.15).
5. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л. 25.
6. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.13.
7.Потто В. А. Современное образование и воспитание войск // http://www.rsl.ru // (дата обращения:22.02.15).
8. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.15.
9. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.17.
10. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.3-4.
11. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.4-5.
12. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л. 5. 13 . РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.5.
14. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.10
15. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.10.
16. РГВИА — Ф. 260. — Оп. 1. — Д.12. — Л.12.
References
1.Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij Arhiv (RGVIA) — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L. 21.
2.Matveev O. V. Vasilij Aleksandrovich Potto. Rossijskie issledovateli Kavkaza. Vyp. 17. Bio-bibliograficheskij ocherk. Armavir-Krasnodar, 1997. — 3-18 s.
3. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L. 2.
4.Potto V. A. Sovremennoe obrazovanie i vospitanie vojsk // http://shhshhshh.rsl.ru // (data obrashhenija:22.02.15).
5. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L. 25.
6. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.13.
7.Potto V. A. Sovremennoe obrazovanie i vospitanie vojsk // http://shhshhshh.rsl.ru // (data obrashhenija:22.02.15).
8. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.15.
9. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.17.
10. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.3-4.
11. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.4-5.
12. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.5. 13 . RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.5.
14. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.10
15. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.10.
16. RGVIA — F. 260. — Op. 1. — D.12. — L.12.