Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / РОССИЯ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY TRADITIONS / LOVE OF THE FATHERLAND / PATRIOTISM / HOMELAND / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Владимир Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания как целостная система подготовки допризывников к службе в армии во взаимодействии образовательных организаций и органов власти. Показывается значимость исторически сложившихся и передаваемых “от отца к сыну” великолепных воинских традиций, таких как: верность присяге, воинская доблесть, самопожертвование и самоотверженность в бою для достижения победы и выполнения приказа, массовый героизм и мужество, умение стойко переносить все тяготы и трудности военной службы, взаимное доверие, солдатская дружба и братство во взаимоотношениях между военнослужащими и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AS A DIRECTION OF INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND AUTHORITIES

The article discusses the issues of military-patriotic education as an integral system of preparing pre-conscripts for military service in the interaction of educational organizations and government bodies. The importance of the magnificent military traditions historically developed and handed down “from father to son” is shown, such as: fidelity to the oath, military valor, self-sacrifice and dedication in battle to achieve victory and fulfill the order, mass heroism and courage, the ability to endure all the hardships and difficulties of the military services, mutual trust, soldierly friendship and brotherhood in relations between military personnel, etc.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ»

Педагогика

УДК 37.035.6

доктор педагогических наук, профессор Романов Владимир Алексеевич

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» (г. Тула)

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания как целостная система подготовки допризывников к службе в армии во взаимодействии образовательных организаций и органов власти. Показывается значимость исторически сложившихся и передаваемых "от отца к сыну" великолепных воинских традиций, таких как: верность присяге, воинская доблесть, самопожертвование и самоотверженность в бою для достижения победы и выполнения приказа, массовый героизм и мужество, умение стойко переносить все тяготы и трудности военной службы, взаимное доверие, солдатская дружба и братство во взаимоотношениях между военнослужащими и др.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, воинские традиции, любовь к Отечеству, патриотизм, Родина, Россия.

Annotation. The article discusses the issues of military-patriotic education as an integral system of preparing pre-conscripts for military service in the interaction of educational organizations and government bodies. The importance of the magnificent military traditions historically developed and handed down "from father to son" is shown, such as: fidelity to the oath, military valor, self-sacrifice and dedication in battle to achieve victory and fulfill the order, mass heroism and courage, the ability to endure all the hardships and difficulties of the military services, mutual trust, soldierly friendship and brotherhood in relations between military personnel, etc.

Keywords: Military-patriotic education, Military traditions, Love of the Fatherland, Patriotism, Homeland, Russia.

Введение. Важным и значимым для страны фактором успешного реформирования и стабильности российского общества является создание устойчивой современной системы Вооруженных сил РФ, основанной на профессионализации личного состава, которое характеризуется высокой боевой выучкой и мобильностью, решимостью и готовностью к решению учебно-боевых задач по предназначению любой сложности, умением ответственно подходить к выполнению задач по обеспечению обороноспособности страны, а главное - высоким морально-психологическим состоянием военнослужащих.

Немалую роль в достижении указанной цели при выполнении поставленных задач призвано обеспечивать военно-патриотическое воспитание молодежи, направленное на подготовку юношей к службе в рядах Вооруженных сил, содействие в овладении основами воинских профессий, интеллектуальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие, формирование готовности к служению Отечеству [1; 3; 12; 18 и др.].

Являясь приоритетным направлением в воспитании молодежи, военно-патриотическое воспитание активно формирует у граждан современной России основы патриотического сознания, готовность к выполнению своего гражданского долга, а также конституционных обязанностей, связанных с защитой интересов Отечества [2].

Цель статьи - рассмотреть вопросы военно-патриотического воспитания в качестве целостной системы подготовки юношей к службе в армии во взаимодействии образовательных организаций с органами власти.

Изложение основного материала статьи. В последнее десятилетие значению военно-патриотического воспитания не придавалось особого значения, была уничтожена целостная система подготовки допризывников к службе в армии, существовавшая в советское время. Как ни странно, но некоторая часть нашей молодежи (особенно "золотой" ее части) не считают защиту Отечества и тяжелый воинский ратный труд почетной обязанностью, а «уклонение» под разными предлогами от службы в Вооруженных силах и дезертирство из воинских частей приобретают массовый характер, становясь эталоном или нормой повседневной жизни [15; 16 и др.].

Понизилась значимость ранее известных нашему народу, исторически сложившихся, передаваемых «от отца к сыну» великолепных воинских традиций, таких как: верность присяге, воинская доблесть, самопожертвование и самоотверженность в бою для достижения победы и выполнения приказа, массовый героизм и мужество, умение стойко переносить все тяготы и трудности военной службы, взаимное доверие, солдатская дружба и братство во взаимоотношениях между военнослужащими и др. Физическое состояние, психическая и моральная устойчивость призывников оставляют желать лучшего.

Психолого-педагогические исследования военно-патриотического воспитания российской молодежи свидетельствуют о том, что оно выступает важной подсистемой общего процесса воспитания, и в его содержание обоснованно входят: политическое, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и другие виды. При этом, военно-патриотическое воспитание молодежи находится в тесной взаимосвязи с каждой составной частью данного процесса, поэтому в настоящее время возникла необходимость и предпосылки к ее возрождению и совершенствованию [8; 9; 13; 15 и др.].

Анализ психолого-педагогических исследований дает нам возможность заявлять о том, что вопросы патриотизма и военно-патриотического воспитания молодежи и учащихся различных образовательных организаций интересовали многих отечественных ученых. Так, проблема патриотизма и его философских, социальных и педагогических аспектов нашла отражение в научных трудах Т.В. Беспаловой, Н.А. Захарова, А.А. Крупника, П.И. Пидкасистого, А.П. Погорелого, Е.И. Сизовой и др.

Предметом исследования Л.Н. Котруца, А.С. Миловидова, А.Л. Симагина и др. выступали вопросы патриотического сознания личности, что позволяло детально рассматривать этот феномен.

Вопросом военно-патриотического воспитания учащихся школ и молодежи занимались В.А. Белёвцев, А.В. Беляев, А.Ю. Войкин, Т.П. Гвоздева, Ю.И. Дерюгин, С.Ж. Курилов, И.В. Мельчакова и др.

Несомненный интерес в контексте рассматриваемых нами вопросов представляют научные и методические труды Т.П. Гвоздевой, В.В. Деева, Е.С. Евстропова, В.В. Перова, В.Е. Уткина и др., посвященные изучению военно-патриотического воспитания среди молодых воинов и курсантов военных институтов и училищ.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что цель военно-патриотического воспитания допризывной молодежи в современных условиях заключается в привитии молодежи чувства гордости, любви и уважения к своему Отечеству, формированию у нее научного мировоззрения, гражданских и патриотических качеств, готовности выполнить конституционный долг по обеспечению безопасности ее территории, границ, развитию государства, а также защите государственных рубежей и национальных интересов Родины [16].

Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Этому посвящена специальная 59-я статья Конституции Российской Федерации. И хотя в части 3-й данной статьи говорится о возможных случаях альтернативной гражданской службы, это не меняет главного положения, которое открывает конституционную статью: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

Статьей 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принятого еще в 1998 году, военная служба определена как особый вид Федеральной государственной службы. Этот же Закон РФ обязал образовательные организации осуществлять подготовку обучающихся до призыва их на военную службу.

Военная служба для большинства юношей по ряду причин и обстоятельств является сложной и в некотором роде экстремальной жизненной ситуацией, что подтверждает тезис о том, что начальная психологическая подготовка молодых людей и знание ими основ военного дела помогут будущим призывникам быстрее адаптироваться к сложным условиям армейской службы и «минимизировать» стрессовые ситуации. Необходимо отметить, что деятельность в этом направлении за последние несколько лет заметно активизировалась при активной поддержке государственных органов.

Например, издан Указ Президента РФ от 16 мая 2006 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2006 г. № 551 утверждено Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях, действует Постановление Правительства РФ от 5 июня 2007 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и другие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Сегодня мы можем с уверенностью говорить, в дело подготовки молодых людей к воинской службе весомый вклад своей активной деятельностью вносят военно-патриотические общественные объединения: молодежные и детские клубы юных десантников, летчиков, моряков, пограничников, на базе которых юноши не только получают знания и первые профессиональные навыки под руководством опытных наставников, но и улучшают физическую спортивную форму и укрепляют здоровье. В настоящее время в России насчитывается (по разным источникам) более 500 таких объединений; свыше полумиллиона юношей и девушек занимаются в этих объединениях.

Клубы организуют работу в тесном взаимодействии с воинскими частями, военкоматами, органами внутренних дел, общественными организациями, ветеранами. Многие клубы проводят летние военно-спортивные сборы, соревнования на базе воинских частей, которые им в выделяют военную технику, оборудование, а также привлекают высоко-квалифицированных специалистов для проведения занятий [10; 11; 17 и др.].

Практика показывает, что в рамках выполнения законов РФ, Постановлений Правительства Российской Федерации начался этап активного развития сети профильных образовательных учреждений, таких как: суворовские военные училища, кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты, военные лицеи и др. Открывают двери для детей кадетские классы на базе общеобразовательных организаций, школ-интернатов, детских домов.

Ежегодно проводятся учебно-методические семинары с руководителями военно-патриотических объединений. Во Всероссийском детском центре «Артек», «Орленок» ежегодно детскими и молодежными общественными объединениями проводятся специализированные смены «Юный моряк», «Юный десантник», «Юный пограничник» и др. [16].

Министерство образования и науки России принимает активное участие в работе Российского оргкомитета «Победа». В перечень мероприятий, проводимых в 2015-17 гг. Оргкомитетом в связи с памятными датами военной истории Отечества и работой с ветеранами, включались такие, как Георгиевская ленточка, Всероссийская Вахта Памяти, Всероссийская встреча ветеранов ВОВ и молодежи и т.д.

Важное место в военно-патриотическом воспитании молодежи отводится мероприятиям, которые организуют органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации. В феврале - к Дню защитника Отечества, в мае - к Дню Победы, Дню пограничника, в августе - к Дню воздушно-десантных войск, в ноябре - к Дню Ракетных войск и артиллерии. Так, на территориях Тульской и Могилевской областей ежегодно проходят традиционные фестивали дружбы армейской молодежи России и Беларуси «Братья по оружию», а в городах Воинской славы проходят Всероссийские слеты часовых постов у Огня Вечной Славы, Межрегиональные финальные этапы военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», Межрегиональные фестивали патриотической песни в Ленинградской, Тамбовской, Тверской, Владимирской областях и другие межрегиональные и региональные мероприятия [2; 3; 11; 16 и др.].

Огромную помощь в организации всероссийских мероприятий со школьниками и студенческой молодежью, оборонно-спортивных лагерей, учебно-полевых сборов, стрельб и занятий, укреплении учебно-материальной базы образовательных организаций оказывают Министерство обороны России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, ДОСААФ России, МЧС и другие организации.

Министерство образования и науки, Министерство обороны России подписали Соглашение о сотрудничестве, в котором нашли отражение наиболее важные направления совместной деятельности, начиная от переподготовки кадров военных, которые должны прийти в образовательные учреждения, заканчивая деятельностью суворовских военных училищ, кадетских корпусов, школ и др. Аналогичное Соглашение и план совместных мероприятий подписан с ДОСААФ России.

Во всех регионах Российской Федерации на сегодняшний день разработаны и реализуются на практике региональные межведомственные программы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Важным направлением в военно-патриотическом воспитании является деятельность по увековечению памяти погибших защитников Отечества. Ежегодно в поисковых экспедициях участвует более 15 тысяч подростков и молодых людей. Совместная работа таких общественных поисковых формирований, министерств и ведомств по поиску, установлению имен погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, их торжественному захоронению проводится в соответствии с Законом «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и другими нормативно-правовыми актами.

Выводы. Таким образом, несмотря на значительные достижения в области военно-патриотического воспитания, говорить о становлении современной системы еще рано. Необходимо год за годом, постепенно расширять масштабы этой деятельности, охватывать все большее число наших молодых сограждан, применяя новые, более совершенные, научно-разработанные приемы и методы прививания молодежи любви к Родине, гордости за свой народ и ответственности за ее безопасность и будущее. Главным показателем эффективности этой системы должно стать создание сильной, боеспособной Российской Армии, достойной чести и славы истории России.

Литература:

1. Будаговский В.Л. Социально-культурные условия военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи в деятельности общественных объединений поисковой направленности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. Тамбов, 2014.

2. Военно-патриотическое воспитание молодежи как направление взаимодействия органов власти и общественных организаций / В.А. Романов, С.А. Забелин // Проблемы управления в современных социально-экономических условиях: взгляд молодых: Материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции (Омск-Тула, 16 апреля 2011 г.) - Омск-Тула: ГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, 2011. С. 282-285.

3. Военно-патриотическое воспитание: система и основополагающие принципы / В.А. Романов, Н.В. Бочкин // Проблемы управления в современных социально-экономических условиях: взгляд молодых: Материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции (Омск-Тула, 16 апреля 2011 г.) - Омск-Тула: ГБОУ ВПО РАНХиГС при Президенте РФ, 2011. С. 278-282.

4. Войкин А.Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом городе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2007.

5. Галдобина С.В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946-1991 гг. историографическое исследование: дис. ... докт. исторических наук: 07.00.09. СПб., 2008.

6. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2005.

7. Зубков А.А. Формирование военно-патриотической воспитанности военнослужащих в советский и постсоветский периоды: 1941-2004 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Калининград, 2004.

8. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // 1998. http://www.old.nasledie.ru/voenpol/14_1/article.php?art=34 (дата обращения: 25.11.2019).

9. Концепция Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р г. Москва [Электронный ресурс] // Российская газета. - 12.02.2010, Федеральный выпуск № 5109. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения 25.11.2019).

10. Кузьмин В.И. Военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе: На примере учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004.

11. Основные формы патриотического воспитания в школе / В.А. Романов, А.Б. Данилкина // Молодёжь и наука: Материалы Межвуз. науч. конф. - Электросталь: НГИ, 2008. С. 192-194.

12. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.

13. Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. М., 2002.

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р «Об утверждении концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 г. [Электронный ресурс] / Российская газета - Федеральный выпуск № 5109. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения 25.11.2019).

15. Романов В.А. Патриотическое воспитание в России как воплощение в жизнь русской идеи / В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 2. С. 279-283.

16. Романов В.А. Профессиональная подготовка учителя начальных классов: современные подходы, модели и технологии: Монография. Тула: Изд-во Тульский полиграфист, 2020. - 208 с.

17. Танюхин Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей-старшеклассников к военной службе: дис. докт. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2000.

18. Трубин Ю.В. Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе // Армия и общество. - 2013. - № 1. С. 146-150.

19. Хлусьянов О.В. Педагогические условия формирования у подростков социальной позиции к службе в Вооруженных силах в военно-патриотическом клубе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 2014.

20. Шурыгин С.В., Пономарёва О.Н. Междисциплинарность как механизм формирования компетенций в военном педагогическом процессе: из опыта преподавания // Современные проблемы науки и образования. -2019. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28946 (дата обращения: 25.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.