Научная статья на тему 'ВОЕННО-ОКРУЖНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА'

ВОЕННО-ОКРУЖНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ОКРУЖНАЯ СИСТЕМА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1917 ГОДА»

7 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-1883. Оп. 1. Д. 71. Л. 519.

8 АВП РФ. Ф. 06. Оп. 2. П. 1. Д. 9. Л. 5—7.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

БЕЗУГОЛЬНЫЙ Алексей Юрьевич —

ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук (Москва)

Военно-окружная система в России в период Первой мировой войны и революционных событий 1917 года

Военные округа как форма организации местного военного управления возникли в 60-х годах XIX века в ходе масштабных реформ военного ведомства, спланированных и реализованных Д.А.Милютиным. Учреждение военно-окружных управлений позволило в значительной мере устранить недостатки, проявившиеся во время Крымской (Восточной) войны 1853—1856гг. — медлительность и волокиту в решении проблем действующей армии, безответственность тыловых служб, необходимость мелочной опеки всей деятельности войск со стороны центральных органов военного управления.

С образованием округов в ведении Военного министерства сосредоточивались лишь общее направление и главный контроль действий всех нижестоящих военно-административных органов, а исполнительная власть на местах передавалась главным начальникам военных округов, или иначе, командующим их войсками1. За период с 1862* по 1917год функции военных округов неоднократно уточнялись, однако принципиально не менялись и польза от их создания для повышения мобилизационной и боевой готовности русской армии никогда всерьёз не оспаривалась.

Основным документом, которым в годы Первой мировой войны в военно-сухопутных силах России определялись «организация высшего управления войсками, предназначенными для военных действий, устройство их тыла, а равно обязанности, права и круг ведения органов и чинов полевого управления»2, являлось «Положение о полевом управлении войск в военное время», утверждённое императором Николаем II 16 июля 1914года**, то есть за два дня до начала мобилизации русской армииЗ.

Конкретный план стратегического развёртывания русских сухопутных войск против держав Тройственного союза был разработан Главным управлением Генерального штаба (ГУГШ) на основе мобилизационного расписания № 19 (известно также как «Расписание 1910г.»), исправленного по предложениям совещания начальников штабов военных округов и директивным указаниям императора Николая II к маю 1912года***. Согласно этому документу на западном направлении в случае войны развёртывались два фронта и

семь армий с их полевыми управлениями. При этом командующие войсками ряда военных округов вступали в командование как фронтами, так и создаваемыми на территории вверенных им округов армиями. Полевое управление войск Северо-Западного фронта, предназначавшегося для ведения военных действий против Германии, формировалось на базе штаба и управлений Варшавского военного округа, а Юго-Западного — против Австро-Венгрии — на основе Киевского военно-окружного управления. Одновременно штабом Варшавского военного округа формировалось полевое управление 2-й армии, а штабом Киевского — управление 3-й, с началом же мобилизации еще и новой 8-й армии, не предусмотренной расписанием №194. Главнокомандующим армиями СевероЗападного фронта предусматривалось назначить главного начальника (командующего войсками) Варшавского военного округа, а Юго-Западного — Киевского. Командующий войсками Виленского военного округа вступал в командование 1 -й армией, Туркестанского — 2-й, Казанского — 4-й, Московского — 5-й, Одесского — 7-й армией. Главнокомандующий войсками (главный начальник) Петербургского военного округа становился командующим 6-й армией, командующими 3-й и 8-й армиями были назначены помощник командующего войсками Киевского военного округа генерал от инфантерии Н.В.Рузский и командир 12-го армейского корпуса того же округа генерал от кавалерии А.А.Брусилов соответственно. Кроме того, управлениями Одесского, Петербургского, Виленского, Варшавского, Киевского военных округов должны были выделяться кадры для формирования военно-окружных управлений на театре военных действий (ТВД)5.

25 и 28 июля 1914года были образованы два новых военных округа — Двинский и Минский. Они вобрали в себя значительную часть территорий соответственно Виленского и Варшавского округов, ставших зоной военных действий6.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

Название должности «командующий войсками округа» применялось в мирное время наряду с названием «главный начальник военного округа» (эти термины были равнозначны). Исключение составляли главные начальники Петербургского (с 1914г. Петроградского) и Кавказского военных округов, именовавшиеся главнокомандующими войсками этих округов.

2 См.: Положение о полевом управлении войск в военное время. СПб., 1914. С. 1.

3 К разработке этого «Положения...» приступили ещё в 1901—1902гг., однако дело непростительно затянулось и только в январе 1913г. документ удалось разработать и утвердить. Впрочем, ГУГШ, не надеясь на быстрое «прохождение» проекта через рассматривавшие его многочисленные комиссии Военного министерства, заранее разослало текст в войска (также для обсуждения), но с указанием взять проект положения за основу при подготовке к надвигавшейся войне.

4 Как свидетельствует генерал А.И.Деникин, заменявший в ту пору назодившегося в отпуске дежурного генерала Киевского военного округа, «плана формирования штаба и управления новой 8-й армии не существовало вовсе. Высший состав армии был назначен из Петербурга 31июля (18июля по ст. ст. — А.Б.), т.е. в первый день мобилизации.». См.: Деникин А.И. Путь русского офицера. М.: Прометей, 1990. С. 235.

5 Театр военных действий, под которым понималась «территория, предназначенная для развёртывания и действий вооружённых сил, а равно для расположения всех их тыловых

учреждений», продолжал сохранять разделение на военные округа, установленные ещё в мирное время. Эти округа именовались «округами театра военных действий». См.: Положение о полевом управлении войск... С. 1, 2.

6 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2000. Оп. 1. Д. 1851. Л. 7, 26об.

КУРАШОВ Владимир Игоревич —

начальник группы — старший научный сотрудник Института военной истории МО РФ, майор. (Москва)

ПВО РККА в условиях возрастания воздушной угрозы для СССР в межвоенный период (1922—1941 гг.)

С окончанием Гражданской войны уровень внешних угроз для Советской страны значительно снизился. Это привело почти к шести кратному сокращению Красной армии, в том числе технических и специальных частей и подразделений. В первой половине 1920-х годов ликвидации подверглись почти вся объектовая противовоздушная оборона внутренней территории Союза ССР, а также большинство зенитных и авиационно-истребительных дивизионов. Лишь незначительная их часть оставалась в приграничной полосе. Однако уже вскоре руководство страны и командование РККА вновь серьёзно озаботились проблемой организации противовоздушной обороны государства.

Постоянные нарушения воздушного пространства СССР со стороны польской авиации в западных областях страны вынудили командование Украинского военного округа и Западного фронта в конце 1923года ходатайствовать перед Реввоенсоветом (РВС) СССР о развёртывании в границах этих объединений действенной противовоздушной обороны. В течение месяца Штаб РККА подготовил соответствующие распоряжения, нашедшие своё отражение в специальных «Указаниях командующим войсками Украинского военного округа и Западного фронта». Согласно этому документу противовоздушная оборона приграничного района должна была осуществляться путём тесного взаимодействия авиации, зенитной артиллерии и постов наблюдения и связи1. Общее руководство указанными силами и средствами в приграничных районах возлагалось на соответствующего начальника противовоздушной обороны (из авиационных специалистов) и создаваемый при нём временный штаб ПВО района. В оперативном отношении начальник противовоздушной обороны подчинялся командиру конкретного пограничного отряда. Для координации действий всех приданных для обороны частей начальник ПВО получал двух помощников (от войск ОГПУ и общевойскового командования).

Проанализировав полученный опыт, Штаб РККА в августе 1924года вышел с инициативой создания «в штабах округов специальной ячейки по организации противовоздушной обороны». Также соответствующей директивой всем военным округам и центральным управлениям было объявлено, что в 1925/26 бюджетном году Красная армия «приступает к организации противовоздушной обороны страны». В этот период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.