Научная статья на тему 'Деятельность государственных органов по защите населения от воздушного нападения и химического оружия в первую мировую войну'

Деятельность государственных органов по защите населения от воздушного нападения и химического оружия в первую мировую войну Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ВОЕННЫЙ ОКРУГ / АВИАЦИЯ / ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / OVERNMENT AUTHORITIES / PROTECTION OF POPULATION / MILITARY DISTRICT / AVIATION / CHEMICAL WEAPONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Артем Олегович

Защита населения от опасностей, возникающих в военное время, является одной из основных функций государства. Впервые в России с проблемами защиты населения от воздушных налетов и химического оружия столкнулись в годы Первой мировой войны. Именно тогда органы государственной власти приступили к разработке мероприятий по защите населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT AUTHORITIES FOR PROTECTION OF THE POPULATION FROM AIR ATTACK AND CHEMICAL WEAPONS IN FIRST WORLD WAR

The protection of population from danger of the war is one of the main functions of government. In Russia it faced with problems of protecting population from air attacks and chemical weapons in First World War for the first time. It was that time when government authorities began to elaborate the population protection measures.

Текст научной работы на тему «Деятельность государственных органов по защите населения от воздушного нападения и химического оружия в первую мировую войну»

15. Sasuni K. Turetskaya Armeniya pod russkim gospodstvom, (1914-1918) (Turkish Armenia under Russian domination (1914-1918). Boston: [b. i.], 1927 (In Armenian).

16. Tumanyan M. Diplomaticheskaya istoriya Respubliki Armeniya 1918-1920 (Diplomatic History of the Republic of Armenia 1918-1920). Erevan: [b.i.], 2012.

17. Chelepyan A. General Andranik i armyanskoe revolyutsionnoe dvizhenie (General Andranik and the Armenian revolutionary movement). Erevan: [b.i.], 1990. (In Armenian).

УДК 94

А. О. Багдасарян

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ И ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Защита населения от опасностей, возникающих в военное время, является одной из основных функций государства. Впервые в России с проблемами защиты населения от воздушных налетов и химического оружия столкнулись в годы Первой мировой войны.

Именно тогда органы государственной власти приступили к разработке мероприятий по защите населения.

Ключевые слова: государственные органы, защита населения, военный округ, авиация, химическое оружие.

А. О. Bagdasaryan

THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT AUTHORITIES FOR PROTECTION OF THE POPULATION FROM AIR ATTACK AND CHEMICAL WEAPONS IN FIRST WORLD WAR

The protection of population from danger of the war is one of the main functions of government. In Russia it faced with problems of protecting population from air attacks and chemical weapons in First World War for the first time. It was that time when government

Для человечества на протяжении всей его истории большую угрозу представляют не только природные и техногенные риски, но опасности, возникающие в ходе войн. Причём угроза для жизни и здоровья мирного населения, не способного, как правило, защитить себя, всегда намного выше, чем для вооружённых воинов. Поэтому защита гражданского населения в ходе военных событий была во все времена и остаётся одной из самых важных задач. Наиболее актуальной эта проблема стала в первой половине XX в., когда в результате научно-технического прогресса появились более разрушительные средства вооруженной борьбы, позволявшие не только уничтожать объекты на

authorities began to elaborate the population protection measures.

Key words: government authorities, protection of population, military district, aviation, chemical weapons.

большом удалении от линии фронта, но и массово истреблять людей. Эти обстоятельства потребовали от руководства всех стран приступить к разработке и реализации системы мероприятий по защите населения и объектов тыла от обычных средств и оружия массового поражения как одной из приоритетных задач государства по обеспечению безопасности страны.

Необходимость защиты мирного населения от опасностей военных действий была осознана в России ещё в ходе Первой мировой войны. Однако на государственном уровне внимание вопросам безопасности населения тыла и народного хозяйства от воздушного нападения противника и хими-

ческого оружия стало уделяться после Гражданской войны, в 20-е годы прошлого века [28, с. 4]. 4 октября 1932 г. в связи с необходимостью создания централизованной системы защиты городского населения от нападения с воздуха Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик», согласно которому была официально учреждена Местная противовоздушная оборона (МПВО) [36, с. 253].

Она представляла собой систему государственных мероприятий по защите населения, городов и объектов народного хозяйства от средств нападения с воздуха и ликвидаций последствий нападения. МПВО включала в себя маскировку, воздушное наблюдение и разведку, инженерные сооружения, противохимическую и медико-санитарную защиту и охрану порядка. [31, л. 1, 3]. Эти мероприятия осуществлялись местными органами власти и руководителями предприятий под руководством военных органов управления.

Известно, что в ряде стран, включая и Россию, защита населения городов и промышленных предприятий имела место уже в годы Первой мировой войны, где впервые были применены стратегические бомбардировки и химическое оружие. Однако, несмотря на возросший интерес среди историков к событиям этого периода, вопросы организации защиты населения от воздушного нападения и химического оружия до сих пор изучены слабо.

Первая мировая война показала, что сила военныхмашини масштабы разрушенийвыш-ли за рамки традиционных войн [30, с. 173]. С первых месяцев войны воюющие стороны стали активно применять дирижабли и аэропланы не только с целью ведения разведки, но и бомбометания по тыловым городам противника, что приводило к гибели среди мирного населения. Уже в первый год войны воздушным бомбардировкам практически ежедневно подвергались такие города, как Кельцы, Пултуск, Млава, Ломжи, Прасныш, Лодзь, населенные пункты Блонского уезда и др. [1, с. 149].

Поэтому перед государственными органами управления встала принципиально новая задача - защита населения прифронтовых городов от воздушных бомбардировок.

Во время войны 50 губерний России были переведены на военное положение,

а остальные - на чрезвычайное. Данные области передавались в ведение военного командования [3, с. 62].

Так, в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время все местности и все гражданское управление на театре военных действий с момента объявления мобилизации подчинялись главным начальникам военных округов [5, с. 84]. Таким образом, на военно-окружную администрацию также возлагалось общее руководство «гражданской частью» [25, с. 112].

Военные власти наделялись полномочиями в области охраны государственного порядка, регулирования выезда и въезда в губернии, ввоза и вывоза продовольствия и средств, необходимых для ведения войны. Также именно они стояли у истоков разработки мероприятий по защите населения от воздушного нападения.

В первые дни войны были образованы два новых военных округа, получивших особый статус «округов на театре военных действий»: Двинский и Минский. Всего на театре военных действий находилось шесть военных округов: Двинский, Минский, Киевский, Одесский, Петроградский и после вступления в войну Турции Кавказский [3, с. 212].

Однако в каждом военном округе организация деятельности военно-окружной администрации по защите населения от воздушного нападения осуществлялась по-разному.

Одними из первых, кто начал проводить мероприятия по защите населения городов от воздушного нападения, были органы военного управления Двинского и Минского военных округов, города и крупные административные и промышленные центры которых непосредственно оказались в зоне боевых действий.

Исходя из того, что органы власти и военного командования впервые столкнулись с угрозой бомбардировок городов и применением химического оружия, выполнение мероприятий по защите населения проводились несистемно, и на различных уровнях военного командования отвечали за их реализацию различные должностные лица. При этом определение компетенции должностных лиц (командующие армии или флота, командиры соединений, в чьем районе располагались населенные пункты, начальники военных округов, коменданты гарнизонов и крепостей)

зависело от специфики города, населённого пункта (город-крепость, морской порт, центр промышленного производства) и близости его расположения к линии фронта.

Например, в Варшаве вопросы защиты населения находились в ведении органов полиции, градоначальства и коменданта гарнизона города. Одним из первых мероприятий, проведённых данными должностными лицами, была организация светомаскировки. В январе 1915 г. Варшавский обер-полицмейстер генерал-майор П. П. Мейер довел до населения требования, запрещающие наружное освещение, и обязанности по занавешиванию окон во всех помещениях в ночное время [5]. Для закрепления действий по светомаскировке в городе стали проводиться тренировки. Одновременно с этим отрабатывались и вопросы оповещения жителей города [24].

Проведенные мероприятия быстро дали положительный результат. Так, во время очередного ночного налета немецкого аэроплана на Варшаву 12 марта (27 февраля) полиция в течение нескольких минут обеспечила своевременную полную светомаскировку города. В результате этого разрушений и жертв среди жителей не было [26].

Одновременно с варшавским градоначальством вопросами защиты жителей польской столицы стало заниматься и командование гарнизона г. Варшавы. В марте 1915 г. начальник гарнизона Варшавы генерал-лейтенант А. Ф. Турбин довел до сведения горожан правила поведения при воздушном нападении противника и условный сигнал оповещения (три холостых выстрела) [29].

Со всеми требованиями и рекомендациями по действиям населения при бомбардировках противника граждан знакомили с помощью объявлений, листовок и газет.

Аналогично стали организовываться мероприятия по защите населения и в других городах Двинского и Минского военного округов.

В Гродно 3 мая (20 апреля) 1915 г. комендантом Гродненской крепости генералом от инфантерии М. И. Кайгородовым также были обнародованы меры предосторожности и порядок оповещения при налете вражеских аэропланов [39, с. 133]. Через несколько дней, 8 мая, он издал приказ, обязывающий всех жителей города, а также правительственные и общественные учреждения завешивать окна в 23.00 [18].

В Бресте комендант крепости определил способы оповещения населения (набатом) и действия населения при его получении [6, с. 85].

В городах, где располагалось командование фронтов, армий и округов, вопросами защиты населения занимались штабы указанных соединений. Например, в Двинске для снижения эффективности ночных налетов немцев начальник штаба округа установил с 21.30 по петроградскому времени полное прекращение электрического освещения зданий, промышленных предприятий и городских улиц. Кроме того, для защиты мирного населения от воздушных налётов противника в городе стали применяться специальные убежища и укрытия [19, с. 25].

Иная картина сложилась на Балтийском побережье. Особенностью этого региона было то, что система военного и гражданского управления осложнялась административным положением прибалтийских губерний в системе государственного управления. Так, Эстляндская и Лифляндская губернии, кроме Риги и Рижского уезда, входили в состав Петроградского военного округа, во главе гражданского управления которыми стоял комендант Морской крепости имени императора Петра Великого адмирал А. М. Герасимов. Между тем Рига с уездом и Курляндской губернией были включены в район Двинского военного округа. Такая ситуация вызывала неразбериху в системе управления гражданской частью в Прибалтике. Поэтому Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич решил объединить гражданское управление всего края, за исключением Ревеля как морской крепости в руках одного лица, сохранив подчинение территории в военном отношении военным округам [34, с. 206]. В итоге осенью 1914 г. была введена должность помощника главного начальника Двинского военного округа, на которую был назначен генерал-лейтенант П. Г. Курлов. Его канцелярия была сформирована в Риге [32, с. 3]. Именно в руках П. Г. Курлова до конца 1915 г. и были сосредоточены вопросы организации мероприятий по защите населения Прибалтики.

Еще одной особенностью прибалтийских городов было то, что для них, кроме воздушных бомбардировок, существовала угроза обстрела со стороны моря. Поэтому в сентя-

бре 1914 г. командование 6-й армии довело до рижан требования светомаскировки [4]. Аналогичные мероприятии были разработаны и доведены до жителей Либавы либав-ским полицмейстером 15 (2) ноября 1914 г. [12]. В январе 1915 г. этими вопросами непосредственно стала заниматься военная администрация города [13].

Разработка и реализация указанных мероприятий осуществлялась на основании постановлений помощника главного начальника Двинского военного округа. Доведение этих требований возлагалось на губернаторов Лифляндской, Эстляндской и Курлянд-ской губерний [23].

Подобные меры принимал и комендант Морской крепости имени Петра Великого вице-адмирал А. М. Герасимов. Во вверенном ему районе находились такие важные центры, как Ревель, Гапсаль, Або и Балтийский порт [1, с. 76-78]. В июле 1915 г. им был определен порядок и организации, осуществляющие оповещение населения о воздушном нападении и обстреле со стороны моря, средства и сигнал оповещения [24].

Для неукоснительного выполнения своих требований военное командование всех уровней в полной мере использовало имеющиеся у них полномочия. За их нарушения виновные подвергались административному штрафу или заключению в тюрьму [35].

Вместе с тем как в Минском, так и в Двинском военных округах данные мероприятия не носили системного характера. Задача по их выполнению была возложена на различные органы военного командования, зачастую не взаимодействовавшие между собой. Иногда гражданская администрация вынуждена была самостоятельно проявлять инициативу, не дожидаясь действий от должностных лиц гарнизонов, округов или штабов армий.

Особенно это касалось вопросов защиты населения от химического оружия. 31 (18) мая 1915 г. немцы провели первую газобаллонную атаку на русском фронте [4, с. 41]. По сообщению главноуполномоченного Красного Креста северо-западного района, случаи применения немцами бомб с удушливыми газами были в районе всех армий фронта [38]. При этом создавалась реальная угроза гибели мирного населения от химического оружия. Например, в Риго-Шавельском районе боевых действий 8 июня (26 мая) 1915 г.

немцы обстреляли снарядами с газами деревни [37].

Учитывая этот фактор, многие городские власти в прифронтовых районах вынуждены были предпринять меры по защите населения от химического оружия. В Белостоке городская санитарная комиссия 2 августа (20 июля) 1915 г. довела до жителей города рекомендации по защите от удушливых газов. Специальные брошюры были распространены ей на фабриках и заводах [12].

Наиболее стройную систему по защите населения от химического оружия и воздушного нападения приобрели мероприятия, выполняемые в Петроградском и Одесском военных округах.

В Петроградском военном округе выполнение этих требований стало осуществляться силами 6-й армии. В первую очередь командование армии наладило работу с губернскими и городскими властями по наблюдению за аэропланами и оповещению населения.

В конце сентября 1914 г. начальник штаба 6-й армии генерал-лейтенант князь П. Н. Ен-галычев направил Псковскому губернатору Н. Н. Медему запрос о разработке мер организации наблюдения за летательными аппаратами, а также рекомендовал в этих целях приобрести для правоохранительных структур оптику и астрономические инструменты. Среди различных вариантов были и предложения по привлечению к наблюдению и оповещению пожарных, полицейских и ночных сторожей [43, с. 219-220].

11 октября (28 сентября) по согласованию с генералом Енгалычевым Петроградский губернатор предписал чинам полиции установить при содействии местного населения наблюдение за летательными аппаратами [34, л. 22]. При этом организация воздушного наблюдения на дальних подступах к Петрограду (до 200-300 км) находилась в ведении Министерства внутренних дел, которое имело сеть своих постов преимущественно на железнодорожных станциях, оборудованных телеграфными и телефонными средствами связи [38].

Привлечение местного населения к наблюдению за аэропланами приобрело формы натуральной повинности и привлекло внимание Государственной Думы. 31 (18) августа 1915 г. член Государственной Думы от Санкт-Петербургской губернии И. Т. Евсе-

ев обратился к главнокомандующему 6-й армией с просьбой отменить это решение, которое было удовлетворено [33, л. 19-20].

В середине сентября 1914 г. над территорией Финляндии стали появляться германские дирижабли, что вынудило военное командование России срочно создавать воздушную оборону Петрограда, в рамках которой начали реализовываться мероприятия по защите населения от воздушного нападения [18]. Решение этой задачи было поручено генерал-майору Г. В. Бурману, в прошлом инженеру, занимающемуся техническими новинками для армии [16]. Весной 1915 г. он приступил к разработке мер по оповещению полиции и населения Петрограда в случае появления немецких аэропланов и дирижаблей [35, л. 17об.].

8 мая (25 апреля) 1915 г. приказом главнокомандующего 6-й армией генерал Г. В. Бур-ман был назначен начальником воздушной обороны; введены должности его помощников и заместителей, сформирован штаб воздушной обороны во главе с капитаном Бениксоном [32, л. 27].

Таким образом, был образован орган, которому для решения вопросов защиты Петрограда от воздушного нападения в оперативном отношении подчинялись армейские подразделения, петроградская крепостная артиллерия, а также городские органы власти. Сам генерал Бурман был наделен правами командира дивизии с подчинением командующему армией.

12 мая (29 апреля) 1915 г. была введена Инструкция для действия частей, назначенных для борьбы с воздушным противником. Она обязывала столичного градоначальника осуществлять посредством полиции оповещение населения с предупреждением укрываться в подъездах и воротах и не выходить на улицы. Предписывала также направлять пожарные команды без вызова на место, куда будет брошена бомба. За доведение сигнала тревоги и ее отбое отвечал начальник воздушной обороны округа [31, л. 44-45].

Кроме того, по его указанию осуществлялось централизованное тушение уличного освещения Царского села и Петрограда, а также внутри административных и жилых зданий [Там же]. В этих целях был разработан специальный сигнал, который направлялся дежурным наблюдательного поста те-

леграммой по адресу: «Петроград - Воздух». В ней указывался тип летательного аппарата и направление его движения [534, л. 46]. При передаче сигнала по телефону все электрические станции прекращали свою работу. При этом уличное освещение отключалось через 15 минут, а внутреннее - через 30-40 минут по получении приказа. Одновременно останавливалось трамвайное движение и работа заводов, которые могли демаскировать клубами выпускаемого пара свое местонахождение [40, с. 131]. Оповещение населения в Царском Селе осуществлялось с помощью электрических сирен «условным предупредительным сигналом». Освещение города при этом дважды прекращалось на 1 минуту каждый раз, с короткими перерывами между ними, после чего оно «прекращалось совершенно на все время тревоги» [41, с. 151].

В 1916 г. данные мероприятия получили дальнейшее развитие. В частности, Штаб Петроградского военного округа поддержал идею ограничения трамвайного движения внутри города в период налетов на столицу цеппелинов. Одновременно с этим были рассмотрены такие вопросы первостепенной важности, как: своевременное оповещение населения о появлении воздушного противника «особыми сигналами посредством сирен», соблюдение светомаскировки в темное время суток, наличие дежурных смен частей войск и полиции, готовность пожарных и санитарных команд к ликвидации последствий бомбардировок, оказание необходимой медицинской помощи и т. д.

Для решения указанных задач генерал-майором Г. В. Бурманом были предложены следующие меры: разделить Петроград на районы между дислоцировавшимися там частями войск и резервом полиции, формируя из них дежурные команды для ликвидации последствий воздушных налетов противника; распределить весь автомобильный парк столицы по районам для содействия войскам и оказания помощи раненым; назначить на каждый район города соответственное количество врачей, фельдшеров и санитаров из числа военных и частных лечебных учреждений. Все эти предложения были одобрены в штабе округа [39].

Необходимость выполнения данных мер имела под собой веские основания. Германское командование, помня об эффективно-

сти налетов на Лондон, стремилось деморализовать население и войска интенсивными бомбардировками. Тем самым оно хотело разрушить тыл русской армии - это была стратегическая и вполне выполнимая задача. Для ее осуществления было выделено несколько дирижаблей. С конца декабря 1916 г. по март 1917 г. немцы трижды предпринимали попытки совершить налеты на Петроград. Но в результате плохих метеоусловий все они потерпели неудачу [22, с. 185-187].

Взятие германской армией Риги в ходе проведения Рижской операции в сентябре 1917 г. вызвало реальные опасения среди военного командования, Временного Правительства и горожан о возможном проведении немцами воздушных налетов на Петроград.

Поэтому 2 октября (19 сентября) 1917 г. городской управой было опубликовано объявление с доведением порядка проведения светомаскировки и правил поведения горожан при налетах авиации [32].

Несмотря на то, что главнокомандующий Северным фронтом генерал от инфантерии В. А. Черемисов исключал возможность воздушного нападения немецких аэропланов и дирижаблей [46], начальник штаба Петроградского военного округа 3 октября (20 сентября) довел способы оповещения и рекомендации населению в случае воздушной атаки [13].

Для подготовки к отражению налета в городе были расставлены сирены и проведены тренировки по оповещению и светомаскировке. Результат проверки показал, что существующая организация светомаскировки поставлена неудовлетворительно, что и констатировал начальник штаба воздушной обороны штабс-капитан П. Д. Вотинцев. Было принято решение осуществлять её путем прекращения работы электрических станций. Также он предлагал для оповещения населения активно привлекать домовые комитеты и дворников [25].

Не остались в стороне от этой работы и городские органы власти и представители Всероссийского союза городов. 27 (14) октября 1917 г. городской врачебно-санитарный совет обсудил вопрос об организации первой помощи пострадавшим при воздушных налетах на Петроград. Совет принял решение привлечь для этого силы имеющихся в городе врачебных учреждений при содействии Всероссийского союза городов [33].

Можно сказать, что в период Первой мировой войны в правовом поле практически только начинали оформляться некоторые гуманистические принципы в применении к такому явлению, как война.

Литература

1. Багдасарян А. О. 1914 год. Новые методы ведения войны: мирное население как объект военных действий // Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1914 год: от мира к войне: доклады и выступления участников III Международной научно-практической конференции. М.: МНЭПУ, 2015. С. 144-152.

2. Бакин А. Н., Рогожкин Ю. А., Горошинкин М. В. «С моим противогазом не бойтесь. Он спасет вас от любых газов». К 100-летию создания первого русского противогаза // Военно-исторический журнал. 2015. № 12. С. 41-45.

3. Безугольный А. Ю., Ковалевский Н. Ф., Ковалев Е. В. История военно-окружной системы в России. 1862-1918. М.: Центрполиграф, 2012. 502 с.

4. Беларусь в годы Первой мировой войны (1914-1918): сборник документов / сост. В. В. Врублевский. Минск: Беларусь, 2014. 356 с.

5. Варшавский дневник. 1915. 14 (27) янв. №14.

6. Виленский курьер - Наша копейка. 1914. 18 сентября. № 1863.

7. Виленский курьер - наша копейка. 1915. 28 апреля. № 2081.

8. Виленский курьер - наша копейка. 1915. 20 июля. № 2164.

9. В ожидании воздушных налетов // Петроградский листок. 1917. 20 сентября. № 226.

10. Голотюк В. Организатор воздушной обороны Петрограда // Военно-промышленный курьер. Общероссийская еженедельная газета. 2005. 16 ноября. № 43 (110).

11. Голотюк В., Лашков А. Россия - родина истребительной авиации // Вестник воздушного флота. 2001. № 3.

12. Дирижабли на войне. М.: ACT, 2000. 496 с.

13. Дневник // Ревельский вестник. 1915. 21 апреля. № 751.

14. Дневник // Ревельский вестник. 1915. 13 июля. № 816.

15. Еще о налете немцев // Петроградский листок. 1917. 28 сентября. № 233.

16. К налету цеппелинов // Петроградский листок. 1917. 19 сентября. № 225.

17. К налету цеппелинов // Петроградский листок. 1917. 15 октября. № 248.

18. Курлов П. Г. Гибель императорской России. М.: Современник, 1992. 255 с.

19. Лашков А. Ю. Двинский эксперимент противовоздушной обороны // Военно-исторический журнал. 2009. № 7. С. 21-25.

20. Лашков А. Ю. Организация Петроградского района противовоздушной обороны 1914-1918 гг. // Военно-исторический журнал. 2010. № 3. С. 3-8.

21. Лашков А. Ю. Организация Петроградского района противовоздушной обороны 1914-1917 гг. // Военно-исторический журнал. 2010. № 4. С. 9-14.

22. Либавская мысль: политическая и литературная газета. 1914. 2 (15) ноября. № 29.

23. Либавская мысль: политическая и литературная газета. 1915. 16 (29) января. № 12.

24. Либавская мысль: политическая и литературная газета. 1915. 5 февраля (23 января). № 18.

25. Михайлов А. А. Псков в годы Первой мировой войны. 1914-1915 гг. Псков: Дом печати, 2012. 344 с.

26. Немцы над Варшавой // Варшавская мысль. 1915. 15 (28) февраля. № 46.

27. Опасность Петрограду не грозит // Петроградский листок. 1917. 20 сентября. № 226.

28. От МПВО к гражданской защите. Исторический очерк / под ред. С. К. Шойгу. М.: УРСС, 1998. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. От начальника гарнизона г Варшавы // Варшавский дневник. 1915. № 50. С. 1.

30. Померанц Г Вкус к жестокости // Родина. 1993. № 8-9. С. 172-175.

31. Российский государственный военный архив. Ф. 37878. Оп. 1. Описание фонда.

32. Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА) Ф. 1932. Описание фонда.

33. РГВИА Ф. 2126. Оп. 1. Д. 234.

34. РГВИА. Ф. 2126 Оп. 1. Д. 235.

35. Рижская мысль. 1915. 10 (23) апреля. № 2312.

36. Советская военная энциклопедия: в 8 т. Т. 5: Линия адаптивной радиосвязи - Объектовая ПВО / под ред. А. А. Гречко: М.: Воениздат, 1978. 688 с.

37. Удушливые газы // Виленский вестник. 1915. 5 июня. № 3651.

38. Удушливые газы // Рижская мысль. 1915. 18 (31) мая. № 2342.

39. Черепица В. Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности: монография. Гродно: ГрГУ, 2006. 356 с.

40. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912-2012 годы): в 2 т. Т. 2 / под общ. ред. В. Н. Бондарева. М.: Русские витязи, 2012. 792 с.

41. 100-летие противовоздушной обороны России, 1914 - 2014. В 2 т. Т. 1. М.: Русские витязи, 2014. 360 с.

References

1. Bagdasaryan A. O. 1914 god. Novye metody vedeniya voiny: mirnoe naselenie kak ob»ekt voennykh deistvii (1914. New methods of warfare: the civilian population as the object of military operations) // Pervaya mirovaya voina: vzglyad spustya stoletie. 1914 god: ot mira k voine: doklady i vystupleniya uchastnikov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (The First World War: A look a century later. 1914: from peace to war: the reports and speeches of the participants of the III International scientific and practical conference). M.: IIEPU Publ., 2015. P. 144-152.

2. Bakin A. N., Rogozhkin Yu. A., Goroshinkin M. V. «S moim protivogazom ne boites'. On spaset vas ot lyubykh gazov». K 100-letiyu sozdaniya pervogo russkogo protivogaza («With my gas mask do not be afraid. He will save you from any gas». On the 100th anniversary of the first Russian gas mask) // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2015. No. 2. P. 41-45.

3. Bezugol'nyi A. Yu., Kovalevskii N. F., Kovalev E. V. Istoriya voenno-okruzhnoi sistemy v Rossii. 1862-1918 (The history of the military district in Russia. 1862-1918). M.: Tsentrpoligraf, 2012. 502 p.

4. Belarus' v gody Pervoi mirovoi voiny (1914-1918): sbornik dokumentov (Belarus in the First World War (1914-1918): a collection of documents) / еd. by V.V. Vrublevskii. Minsk: Belarus', 2014. 356 p.

5. Varshavskii dnevnik. 1915. No. 14.

6. Vilenskii kur'er - Nasha kopeika. 1914. No 1863.

7. Vilenskii kur'er - nasha kopeika. 1915. No. 2081.

8. Vilenskii kur'er - nasha kopeika. 1915. No. 2164.

9. V ozhidanii vozdushnykh naletov (In anticipation of air raids) // Petrogradskii listok. 1917. No. 226.

10. Golotyuk V. Organizator vozdushnoi oborony Petrograda (The organizer of the air defense of Petrograd) // Voenno-promyshlennyi kur'er. Obshcherossiiskaya ezhenedel'naya gazeta. 2005. No. 43 (110).

11. Golotyuk V., Lashkov A. Rossiya - rodina istrebitel'noi aviatsii (Russia-Homeland Fighter) // Vestnik vozdushnogo flota. 2001. No. 3.

12. Dirizhabli na voine (Airships in the war) Mn.: Kharvest; M.: ACT, 2000. 496 p. (In Russian).

13. Dnevnik (A diary) // Revel'skii vestnik. 1915. No. 751.

14. Dnevnik (A diary) // Revel'skii vestnik. 1915. No. 816.

15. Eshche o nalete nemtsev (More about the raid the Germans) // Petrogradskii listok. 1917. No. 233.

16. K naletu tseppelinov (To fly zeppelins) // Petrogradskii listok. 1917. No. 225.

17. K naletu tseppelinov (To fly zeppelins) // Petrogradskii listok. 1917. No. 248.

18. Kurlov P. G. Gibel' imperatorskoi Rossii (Death of imperial Russia) M.: Sovremennik, 1992. 255 p.

19. Lashkov A. Yu. Dvinskii eksperiment protivovozdushnoi oborony (Dvina Experiment air defense) // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2009. No. 7. P. 21-25.

20. Lashkov A. Yu. Organizatsiya Petrogradskogo raiona protivovozdushnoi oborony 1914 - 1918 gg. (The organization of the Petrograd District Air Defence 1914 - 1918) // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2010. No. 3. P. 3-8.

21. Lashkov A. Yu. Organizatsiya Petrogradskogo raiona protivovozdushnoi oborony 1914-1917 gg. (The organization of the Petrograd District Air Defence 1914-1917) // Voenno-istoricheskii zhurnal. 2010. No. 4. P. 9-14.

22. Libavskaya mysl'. Politicheskaya i literaturnaya gazeta. 1914. No. 29.

23. Libavskaya mysl'. Politicheskaya i literaturnaya gazeta. 1915. No. 12.

24. Libavskaya mysl'. Politicheskaya i literaturnaya gazeta. 1915. No. 18.

25. Mikhailov A. A. Pskov v gody Pervoi mirovoi voiny. 1914-1915 (Pskov during the First World War. 19141915) Pskov: Dom pechati, 2012. 344 p.

26. Nemtsy nad Varshavoi (Germans over Warsaw) // Varshavskaya mysl'. 1915. No. 46.

27. Opasnost' Petrogradu ne grozit (The danger does not threaten Petrograd) // Petrogradskii listok. 1917. No. 226.

28. Ot MPVO k grazhdanskoi zashchite. Istoricheskii ocherk (From local air defense to civil protection. Historical Review) / ed. by S. K. Shoigu. M.: URSS, 1998. 336 p.

29. Ot nachal'nika garnizona g. Varshavy (From the garrison of Warsaw) // Varshavskii dnevnik. 1915. No. 50. P.1.

30. Pomerants G. Vkus k zhestokosti (The taste for cruelty) // Rodina. 1993. No. 8-9. P. 172-175.

31. Russian State Military Archive (RGVA). F. 37878. Op. 1. Opisanie fonda.

32. Russian State Military and Historical Archive (RGVIA). F. 1932.

33. RGVIA. F. 2126. Op. 1. D. 234.

34. RGVIA. F. 2126. Op. 1. D. 235.

35. Rizhskaya mysl'. 1915. No. 2312.

36. Sovetskaya voennaya entsiklopediya (Soviet Military Encyclopedia): 6 t. T. 5: Liniya adaptivnoi radiosvyazi -Ob»ektovaya PVO / ed. by A. A. Grechko. M.: Voenizdat, 1978. 688 p.

37. Udushlivye gazy (Asphyxiating gases) // Vilenskii vestnik. 1915. No. 3651.

38. Udushlivye gazy (Asphyxiating gases) // Rizhskaya mysl'. 1915. No. 2342.

39. Cherepitsa V. N. Gorod-krepost' Grodno v gody Pervoi mirovoi voiny: meropriyatiya grazhdanskikh i voennykh vlastei po obespecheniyu oboronosposobnosti i zhiznedeyatel'nosti: monografiya (The walled city of Grodno during the First World War: the event of civil and military authorities to ensure the defense capability and functioning). Grodno: GrSU Publ., 2006. 356 p.

40. 100 let Voenno-vozdushnym silam Rossii (1912-2012 gody) (100 years of the Air Force Russia (19122012) / ed. by V. N. Bondareva. Vol. 2. M.: Russkie Vityazi, 2012. 792 p.

41. 100-letie protivovozdushnoi oborony Rossii. 1914-2014 (The 100-th anniversary of Russian air defense. 1914-2014). T. 1. M.: Russkie vityazi, 2014. 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.