Научная статья на тему 'Военно-морская наука и техника накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.'

Военно-морская наука и техника накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Курмышов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-морская наука и техника накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»

В. М. Курмышов

Военно-морская наука и техника накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Серьезные испытания, сложные задачи, связанные с подготов-кои и начавшейся Второй мировой войной, оказали значительное влияние на развитие военно-морской науки и техники. Основной тематикой научно-исследовательских работ становится обобщение боевого опыта. Так, в сентябре 1938 г. вступил в строй головной легкий крейсер «Киров» проекта 26 (главный конструктор - питомец Морского инженерного училища, затем ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, А.И. Маслов). Через два года Балтийский флот пополнился еще одним легким крейсером - «Максимом Горьким» проекта 26-бис, а в составе Черноморского флота перед самым началом Великой Отечественной войны появились крейсеры «Ворошилов» и «Молотов». Все эти четыре крейсера приняли активное участие в войне, получали боевые повреждения, но остались в строю. В Комсомольске-на-Амуре строились легкие крейсеры «Калинин» и «Лазарь Каганович» проекта 26-бис. Они вступили в состав Тихоокеанского флота уже в годы войны.

15 июля 1938 г. в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен первый линейный корабль проекта 23 «Советский Союз». За головным кораблем последовала в течение двух лет закладка еще трех линкоров: «Советская Украина» в г. Николаеве, «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» в г. Молотовске (с 1957 г. -г.Северодвинск). Консультировали данный проект видные ученые флота, выпускники и преподаватели Военно-морской академии и Морского инженерного училища (затем ВВМИОЛу им. Ф.Э. Дзержинского) В.Г. Власов, А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович, Ю.А. Шиманский. Но перед самой войной, 19 октября 1940 г. руководство страны приняло решение прекратить закладку линкоров и тяжелых крейсеров. Кораблестроение было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось. Так, конструкторской группой воспитанника МИУ П.И. Сердюка были спроектированы малые подводные лодки XII серии. Они представляли однокорпусные, цельносварные и одноваль-ные подводные корабли, имеющие два носовых торпедных аппарата с общим боекомплектом из четырех торпед. Артиллерия включала одну 45-мм пушку. До войны флот получил от промышленности 28 таких кораблей. В постройке находились 17, которые были достроены в годы войны.

246

Под руководством главного конструктора, офицера флота, сотрудника Научно-технического комитета морских сил РККА (НТК МС РККА), выпускника ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского М.А. Рудницкого была спроектирована подводная лодка типа «К» XIV серии, которой заслуженно гордились моряки и кораблестроители. В приемном акте головной подводной лодки «К» госкомиссия отмечала, что она «по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скорости» 1.

Важной, но трудноразрешимой в конце 30-х гг. была проблема снижения шумности подводной лодки, демаскирующей ее. Научноисследовательский морской институт связи (НИМИС), который в то время возглавлялся инженером-флагманом 2 ранга, выпускником ВМИУ и Военно-морской академии А.И. Бергом, получил задание определить шумность в децибелах и найти способы уменьшения шумности подводных лодок2.

В связи с расширением строительства крупных надводных кораблей большое внимание уделялось вопросу повышения дальности плавания. В 1940 г. в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова состоялась научно-техническая конференция на тему: «О повышении дальности плавания надводных кораблей»3.

В конце 30-х гг. ученых-кораблестроителей особо беспокоила проблема кавитации гребных винтов как физического явления, препятствующего их эффективной работе. В 1939 г. возникла идея замены одного нагруженного винта рядом слабонагруженных соосных винтов, поставленных в непосредственной близости друг к другу так, чтобы создать решетку (решетчатые движители). Испытания моделей винтов проводились несколькими авторами, в том числе питомцем МИУ академиком АН СССР В.Л. Поздюниным. Эти работы выявили возрастание профильных потерь, недостаточную прочность лопастей у облегченной модели, продолжающееся отрицательное влияние кавитации. В результате дальнейших исследований и проведенных натурных испытаний появилась перспектива для создания суперкавитирующих винтов, автором кото-

1 См.: Российская наука - Военно-морскому флоту. - М.: Наука, 1997. -С. 57; Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. - СПб.: Судостроение, 1995. - С. 118-119; Холодилин А.Н. Ленинградский кораблестроительный / факультет - институт - университет. -СПб.: Судостроение, 1992. - С. 211, 244, 334; Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Ба-лабин В.В., Кораблестроение СССР в годы Великой Отечественной войны. -М.: Наука, 1995. - С. 76, 78, 170, 172, 184, 277.

2 Кузинец И.М. Адмиралтейская академия. - М., С. 453.

3 Российская наука - Военно-морскому флоту. - С. 62.

247

рых был академик В.Л. Поздюнин. Они имеют преимущества перед обычными винтами при больших скоростях кораблей и катеров1.

В 30-40-х гг. внимание ученых-энергетиков сосредоточивалось на проектировании паровых турбин как основных двигателей кораблей большого флота. Создатель школы отечественного корабельного паротурбостроения - М.И. Яновский, выпускник МИУ, начальник кафедры паровых турбин в Военно-морской академии. Он первым из инженеров-механиков флота стал членом-корреспондентом АН СССР. В 1938 г. вышла его работа «Турбины высокого давления». А за капитальный труд «Конструирование и расчет судовых паровых турбин» М.И. Яновский был удостоен Сталинской премии2.

В ходе строительства военно-морского флота в предвоенные годы его многие научные и инженерные кадры стали руководящим звеном судостроительной отрасли, в том числе и воспитанники ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского 20-х гг. ХХ в.: М.В. Егоров, Б.Н. Зубов, В.И. Першин, А.М. Редькин и др. Практика повседневной деятельности и опыт прошлого показали, что в военно-морском флоте без специального руководящего и координирующего научного центра невозможны разработка программ развития флота и координация выполнения комплексных фундаментальных, поисковых и прикладных исследований институтов ВМФ, Академии наук и промышленности. С этой целью в январе 1939 г. был сформирован НТК непосредственно в подчинении ВМФ. Сотрудники Комитета участвовали в разработке и рассмотрении проектов боевых кораблей и их оружия. На него также возлагалось определение технической политики и перспектив развития многочисленных отраслей промышленности, работающих в интересах ВМФ3.

Пионером в постройке судов с цельносварным корпусом в нашей стране стал питомец механического отдела МИУ, доктор технических наук, профессор Виктор Петрович Вологдин. К началу Великой Отечественной войны благодаря поистине подвижническому труду В.П. Вологдина, его соратников и последователей, сварка

1 Холодилин А.Н. Ленинградский кораблестроительный / факультет - институт - университет. - СПб.: Судостроение, 1992. - С. 212, 244, 334; Морской энциклопедический справочник. - Л.: Судостроение, 1986. - Т. 2. - С. 109; Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин В.В. Кораблестроение СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1995. - С. 76, 172, 175.

2 Доценко В.Д. Морской биографический словарь. - СПб.: Logos, 1995. -С. 462; Шапиро Л.С. Сердце корабля. - Л.: Судостроение, 1990. - С. 90-91; Морской энциклопедический справочник. - Т. 2. - С. 465; Морской сборник. -1988. - № 5. - С. 67-69.

3 Российская наука - Военно-морскому флоту. - С. 74.

248

полностью вытеснила клепку при строительстве боевых кораблей и гражданских судов в стране1.

Активно и плодотворно участвовал в решении практических задач, возникавших в предвоенные годы перед инженерностроительными органами флота, профессорско-преподавательский состав Высшего инженерно-технического училища ВМФ. Так, Л.В.Канторович работал в области использования экономикоматематических методов в строительном производстве. Б.Г. Галер-кин со своими учениками Л.С. Гильманом, С.С. Голушкевичем и др. совершенствовали методы расчета разного вида сооружений, в том числе авиационных и гидротехнических. В.А. Гастев занимался развитием теории расчета инженерных конструкций, в том числе мостов. Над разработкой оптимальных методов расчета состава бетона работал И.П. Александрин. Работой бюро по проектированию баз флота руководил Б.Д. Васильев. В работе проектного бюро инженерного отдела КБФ участвовали Б.Г. Галеркин, В.Е. Ляхницкий и И.П. Ерохин. Группа ученых в составе Ф.Я. Бугрова, Н.Н. Лукницко-го, Е.К. Карягина, Г.Н. Колокольцева под руководством Н.И. Унгер-мана участвовала в разработке тактико-технических заданий на проектирование и строительство баз флота и объектов береговой обороны. Многие преподаватели и адъюнкты привлекались к консультированию по вопросам строительства флотских объектов. Группа преподавателей и адъюнктов под руководством Н.Н. Лукниц-кого выполняла проектные разработки по реконструкции ряда строений Таллиннского порта2.

Таким образом, обстановка накануне войны оказала влияние на направленность научной деятельности ученных ВМФ. Большое значение имело то, что поддерживался уровень научных школ; происходило согласование учебных планов и программ военно-морских инженерных учебных заведений с флотами; взаимодействие ВМИУЗов с Академией наук СССР, ее научными подразделениями, отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями, проектными и конструкторскими бюро, промышленными предприятиями; был налажен взаимный обмен научно-педагогическими кадрами между военно-морскими инженерными и гражданскими техническими вузами, в том числе и через диссертационные советы.

1 Мелуа А.И. Инженеры Санкт-Петербурга: энцикл. - СПб.-М.: Изд-во Меж-дунар. фонда истории науки. - 1996. - С. 162; Доценко В.Д. Указ. соч. - С. 103; Шитиков Е.А. и др.. Указ. соч. - С. 176-177.

2 Васильев В.М. Время генерала И.П. Ерохина в Высшем военном инженерно-техническом училище. - СПб, 2005, С. 14; Он же. Высшее инженернотехническое училище ВМФ накануне и в годы Великой Отечественной войны. -С. 30, 34, 35; Он же. ВИТУ ВМФ (1941-1959 гг.) - у его руля генералы Ф.Я. Бугров и П.А. Никаноров. - СПб., 2006. - С. 2; Ленинградское высшее военное инженерно-строительное..., С. 24-25; Военный инженерно-технический университет. - С. 70-71.

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.