Научная статья на тему 'Вклад профессорско-преподавательского состава и выпускников военно-морских инженерных учебных заведений страны в развитие военно-морской науки и техники в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)'

Вклад профессорско-преподавательского состава и выпускников военно-морских инженерных учебных заведений страны в развитие военно-морской науки и техники в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад профессорско-преподавательского состава и выпускников военно-морских инженерных учебных заведений страны в развитие военно-морской науки и техники в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)»

Героя Советского Союза, а семь прославленных лётчиков ВВС фронта удостоены этого высокого звания дважды. Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина, а затем медалью «Золотая Звезда».

Спустя шестьдесят пять лет после победы в Великой Отечественной войне народы нашей страны воздали дань глубокого уважения и любви советским воинам и ленинградцам, вписавшим немеркнущие страницы в летопись борьбы с фашистской Германией. На примере их героизма, мужества и самоотверженности молодое поколение учится беззаветно любить своё Отечество.

И.М. Кузинец

Вклад профессорско-преподавательского состава и выпускников военно-морских инженерных учебных заведений страны в развитие военно-морской науки и техники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

С началом Великой Отечественной войны возникло много оперативных дел, которые вынудили значительно сократить на время не только научно-исследовательские работы, но и опытноконструкторские разработки. Тем не менее, академическая и отраслевая наука Советского Союза продолжала обеспечивать запросы флота. При этом учитывался опыт войны.

В развитии вооружения и корабельных технических средств и их боевого использования видную роль играли Военно-морская академия и Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище (в дальнейшем - ВВМИОЛУ) имени Ф.Э. Дзержинского. В этих учебных заведениях преподавали известные ученые, опытные инженеры - специалисты флота, проводились важные научноисследовательские работы в интересах Военно-морского флота.

В апреле 1942 г. Президиум АН СССР создал комиссию по научно-техническим военно-морским вопросам, в которую вошли видные преподаватели и ученые Военно-морской академии А.Н. Крылов и В.Л. Поздюнин1.

С началом Великой Отечественной войны деятельность НТК ВМФ, насчитывавшего в своем составе 126 военнослужащих и 86 служащих, была переориентирована на оперативное решение научно-технических проблем, возникающих в ходе боевых действий флота, сокращения сроков введения в строй достраивающихся кораблей, улучшения их мореходных качеств и прочности корпусов,

1 Российская наука - Военно-Морскому Флоту. М.: Наука, 1997. С. 67.

66

совершенствование вооружения. Создавались специальные группы из сотрудников НТК и флотских специалистов, которые изучали боевой опыт, вопросы живучести и защиты, прочности корпусов, использования их в бою. В составе таких групп активно работали выпускники ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского и Военно-морской академии А.А. Жуков, А.А. Якимов, В.Г. Власов, Л.А. Коршунов, А.К. Попов, Н.П. Сербин, М.А. Рудницкий и ученые АН CCCP1.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны был полностью пересмотрен план научной работы Военно-морской академии. В нем сохранились главным образом темы, в которых обобщался опыт Второй мировой войны, анализировались тактика и техника противника. Из 140 тем нового общего академического плана научной работы 113 были специального и технического профиля2. В работах инженерных факультетов поднимался ряд весьма важных и актуальных проблем, в том числе по кораблестроению.

Научный коллектив академии привлекался и к разработке общих проблем развития техники Военно-морского флота.

Многие из научных трудов, разработанных учеными академии в то время, не утратили своей ценности до настоящего времени. Это труды А.Н. Крылова по теории корабля, А.И. Берга «Основы радиотехнических расчетов», В.И. Полонского «Электродвижение судов» и др.3 Всего за 1942 г. профессорско-преподавательский состав академии выполнил более ста научно-исследовательских работ, важных для флота и военной промышленности страны и одновременно использовавшихся для обучения слушателями. Так, была написана и издана «Строительная механика корабля» (Ч. 1). В целом, за годы войны академия выполнила более 350 научных работ и большое количество специальных заданий командования.

Великая Отечественная война не приостановила научные исследования и во ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского. Конечно, серьезные испытания, сложные задачи, многочисленные переезды училища в ходе войны, изменение условий жизни и учебы, связанные с военным временем, оказали влияние на коллектив училища. Изменились люди - не только офицеры, преподаватели, рабочие и служащие училища, но и курсанты - они повзрослели, стали серьезнее и ответственнее. В условиях войны все глубже в жизнь училища проникал ее боевой опыт, становясь той призмой, сквозь которую преломлялась вся учебная и научная жизнь училища. Основной тематикой научно-исследовательских работ становится обобщение боевого опыта войны.

1 Российская наука - Военно-Морскому Флоту. М.: Наука, 1997. С. 456.

2 ЦВМА Ф. 444. Оп. 3719. Д. 14. Л. 1.

3 Российская наука - Военно-Морскому Флоту. М.: Наука,1997. С. 70.

67

Так, 1943 г. в училище было издано учебное пособие капитана

1 ранга Н.А. Петрова «Борьба за живучесть подводной лодки»1, в котором дан подробный анализ опыта борьбы за живучесть подводных лодок в боевых условиях Великой Отечественной войны; указаны рекомендации, обеспечивающие повышение эффективной борьбы за живучесть подводных лодок при боевых повреждениях. Пособие широко использовалось для обучения курсантов училища и на действующих флотах, обеспечивая совершенствование подготовки к борьбе за живучесть кораблей. В мае 1942 г. начальник кафедры «Теоретические основы теплотехники» инженер-капитан

2 ранга Г.А. Абагянц разработал конструкцию, обеспечивающую бездымную разводку паров в котлах (при отсутствии на корабле котла под паром)2. Профессор В.А. Пономарев разработал «Рациональный режим форсирования дизельных установок подводных лодок в аварийных ситуациях, вызванных боевыми повреждениями». Капитальный труд «Технология кораблестроения» написал в годы войны профессор А.И. Балкашин. Большую педагогическую и научную работу вел начальник кафедры электротехники, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор С.Н. Усатый3.

Многие научные исследования в годы войны проводились по заданию командования Военно-морского флота. Например, только в период с 1 января 1944 по 1 января 1945 гг. профессорскопреподавательский состав училища по заданию управления кораблестроения и технического управления ВМФ выполнил семь научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением боевой деятельности кораблей флота4.

Кафедрами паросилового факультета, например, на основе опыта боевых действий была решена задача повышения дальности плавания кораблей. Кафедрой теории корабля была разработана проблема поворотливости надводных кораблей и бортовой качки корабля. Кафедрой электрооборудования были проведены теоретические исследования работы аккумуляторных батарей и схем электрооборудования подводных лодок5.

Среди научно-исследовательских работ этого периода особо следует отметить исследование начальника кафедры гидромеханики, доктора технических наук, профессора

1

' Кузинец И.М. Адмиралтейская академия. М.: Изд. Дом ГУП «Руда и ме-таллы»,1998. С. 456.

2 ЦВМА Ф. 1137. Оп. 006412. Д. 19. С. 10, 256.

3 Дзержинец.1944. 23 дек.

4 ЦВМА Ф. 1137. Оп. 015483. Д. 1. Л. 44.

5 Бюллетень «150 лет училища». 1798-1948. Л.: ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзер-жинского,1948. С. VII-XII.

68

А.Н. Патрашева на тему: «Применение сжатого воздуха для борьбы с поступлением воды через пробоины в корпусе подводной лодки»1. Под руководством Г.Г. Саллуса курсанты-дизелисты исследовали поведение подводной лодки от действия взрывной волны при погружении с отрицательной плавучестью. Расчеты вели с пробоинами 18-ти размеров. На основании их был составлен график, переданный на действующие флоты для практического использования. Курсанты электротехнического факультета Мохов и Мезуриков выполнили в 1944 г. работы по усовершенствованию мин образца 1926 г., а также мин для постановки с торпедных аппаратов подводных лодок. Все работы были проведены за полтора месяца и отосланы в Государственный технический комитет для практической проверки2. Курсанты электротехнического факультета подали также предложение по усовершенствованию взрывателей противотанковых и противотранспортных мин. Эта работа была отправлена соответствующим армейским управлениям3.

В декабре 1944 г. в училище были проведены сборы флагманских инженеров-механиков соединений флотов4 по обмену опытом эксплуатации и боевого использования энергетических установок и борьбы за живучесть надводных кораблей и подводных лодок, непосредственно участвовавших в боевых действиях.

В училище проводилась кропотливая работа по подготовке своих научных кадров. Несмотря на войну, продолжала успешно действовать адъюнктура. С 1941 по 1944 гг. ее закончили С.Г. Каратышкин, Н.М. Кузнецов, П.А. Андреев, В.И. Русаков, Г.А. Абагянц, А.В. Герасимов, В.И. Соловьев, Н.П. Петрина, О.А. Кобюцин.

В вузах города Баку, где в годы войны размещалось училище, осуществлялась защита диссертаций на соискателя ученой степени кандидата наук. Следует отметить, что научной работой занимались не только на специальных, общенаучных и общеинженерных кафедрах, но и на кафедре основ марксизма-ленинизма. Так, решением ученого совета Азербайджанского государственного университета от 18 июня 1942 г. ученая степень кандидата экономических наук была присуждена старшему политруку

1 Патрашев А.Н. Применение сжатого воздуха для борьбы с поступлением

воды через пробоины в корпусе подводной лодки». Л.: ВВМИОЛУ

им. Ф.Э. Дзержинского, 1944.

2 ЦВМА Ф. 1137. Оп. 015485. Д. 3. Л. 32.

3 ЦВМА Ф. 1137. Оп. 015483. Д. 1. Л. 46; Военный инженерно-технический университет. С. 72; Ленинградское высшее военное инженерно-строительное Краснознаменное училище ... С. 53, 54; Васильев В.М. Жизнь, сполна отданная стройкам и науке. СПб., 2001. С. 20.

4 ЦВМА Ф. 1137. Оп. 7556. Д. 3. Л. 315.

69

А.К. Абабкову, кандидата исторических наук - старшему политруку Ф.Б. Носову1. Было налажено научное сотрудничество с Азербайджанским филиалом АН СССР и Азербайджанским индустриальным институтом. В августе 1942 г. решением Высшей аттестационной комиссии Всесоюзного комитета по делам Высшей школы доктору технических наук В.С. Жуковскому было присвоено ученое звание профессора по кафедре «Теоретические основы теплотехники»2.

Логическим подтверждением эффективности и большой государственной значимости научно-исследовательских работ в училище, высокого научного потенциала профессорскопреподавательского состава стало Постановление СНК СССР № 21763-р от 15 ноября 1943 г. о предоставлении ученому совету училища права приема к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальностям: теплосиловые установки военных кораблей, электротехника военных кораблей, строительство и теория военных кораблей.

Таким образом, благодаря развитию научно-исследовательской деятельности в училище и активным связям профессорскопреподавательского состава с флотом, Научно-техническим комитетом ВМФ, научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского внесен определенный вклад в годы Великой Отечественной войны в дело повышения живучести надводных кораблей и подводных лодок и улучшение методов эксплуатации корабельных энергетических установок. Свой вклад в развитие военно-морской науки и техники в годы войны внесли преподаватели и выпускники и других военноморских учебных заведений страны.

В целом, профессорско-преподавательские коллективы военноморских инженерных образовательных учреждений, их выпускники с честью и достоинством преодолели трудные испытания, возникшие перед ними в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Используя опыт войны, ученые и их воспитанники вели в эти годы большую научно-исследовательскую работу, внеся серьезный вклад в достижение победы в войне, отдавали все силы для укрепления боевой мощи Военно-морского флота.

Конечно, серьезные испытания, выпавшие на долю всего советского народа: сложные задачи, вызванные войной;

многочисленные переезды военно-морских инженерных учебных заведений; изменение условий жизни и научной деятельности,

1 Дзержинец. 1942. 3 июля.

2 Там же. 11 авг.

70

связанные с военным временем, оказали влияние на направленность научной деятельности ученых военно-морских учебных заведений. В условиях войны все глубже в тематику научно-исследовательских работ проникал ее боевой опыт, становясь той призмой, сквозь которую преломлялась вся научная жизнь военно-морских инженерных учебных заведений. Основной тематикой научно-исследовательских работ стало обобщение боевого опыта войны. Многие научные исследования в годы Великой Отечественной войны проводилось по заданию командования, центральных управлений Военно-морского флота и действующих флотов.

Большое значение имело то, что в годы войны поддерживался уровень научных школ, основанных и развитых такими учеными, как А.Н. Крылов, В.Л. Поздюнин, П.Ф. Папкович, Ю.А. Шиманский, М.И. Янвовский, И.Н. Воскресенский, А.Н. Патрашев и др.; успешно продолжалось согласование учебных планов и программ военноморских учебных заведений с ведущими гражданскими техническими вузами; взаимодействие вмиузов с Академией наук СССР, её научными подразделениями, отраслевыми научноисследовательскими учреждениями, проектными конструкторскими бюро, промышленными предприятиями; происходил взаимный обмен научно-педагогическими кадрами между военно-морскими инженерными и гражданскими техническими вузами, в том числе и через диссертационные советы. Педагогические коллективы вмиузов и их питомцы внесли достойный весомый вклад в развитие военно-морской науки и техники в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Н.Н. Гордеева

Проблемы обустройства в послевоенном Выборге

После Великой Отечественной войны сладкая эйфория победы не требовала от советских людей принуждения к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны1. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство. Однако период мира в смысле выживания оказался не менее сложным, чем время войны. Условия послевоенной разрухи и холодной войны»приводили к необходимости сопротивляться жизненным обстоятельствам и по-разному реа-

1 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация (том II). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kara-murza.ru.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.