Научная статья на тему 'ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф. МОЖАЙСКОГО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф. МОЖАЙСКОГО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / ВТОРОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ / ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пеньков Максим Михайлович, Никулин Юрий Анатольевич

Статья посвящена 310-летию Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Акцентировано внимание на ключевых событиях в истории академии с 1712 года до сегодняшнего дня. Рассмотрена организация в академии учебного процесса, научной и конструкторской деятельности на разных этапах истории существования. Показан вклад академии на всех этапах ее функционирования в дело подготовки офицерских кадров для российской армии, а также отмечен вклад ученых академии в развитие отечественной науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пеньков Максим Михайлович, Никулин Юрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE A.F. MOZHAISKY MILITARY SPACE ACADEMY: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

The paper marks the 310th anniversary of the A.F. Mozhaisky Military Space Academy. It focuses on the key events in the history of the Academy since 1712 and to this day, also looking at the organization of the teaching process, research and design work at various stages in the Academy existence. It shows the contribution of the Academy throughout its functioning to the business of training officers for the Russian Army, and also remarks on the part the Academy scholars played in the development of domestic science and technology.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф. МОЖАЙСКОГО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского: вчера, сегодня, завтра

Генерал-лейтенант М.М. ПЕНЬКОВ, доктор технических наук

Полковник в отставке Ю.А. НИКУЛИН, кандидат исторических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Статья посвящена 310-летию Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Акцентировано внимание на ключевых событиях в истории академии с 1712 года до сегодняшнего дня. Рассмотрена организация в академии учебного процесса, научной и конструкторской деятельности на разных этапах истории существования. Показан вклад академии на всех этапах ее функционирования в дело подготовки офицерских кадров для российской армии, а также отмечен вклад ученых академии в развитие отечественной науки и техники.

The paper marks the 310th anniversary of the A.F. Mozhaisky Military Space Academy. It focuses on the key events in the history of the Academy since 1712 and to this day, also looking at the organization of the teaching process, research and design work at various stages in the Academy existence. It shows the contribution of the Academy throughout its functioning to the business of training officers for the Russian Army, and also remarks on the part the Academy scholars played in the development of domestic science and technology.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-учебное заведение, инженерная школа, второй кадетский корпус, Ленинградская военно-воздушная академия, Военно-космическая академия.

Military school, engineering school, second cadet corps, Leningrad Air Force Academy, Military Space Academy.

В ЯНВАРЕ 2022 года исполняется 310 лет со дня основания Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Являясь крупным системообразующим политехническим военным вузом, военно-научным и учебным центром, академия в своем развитии прошла славный путь со времен царской России до современности.

В 90-е годы прошлого века в результате научного поиска ученых кафедры истории и философии академии, проведенного по поручению командования Военно-космическими силами, была установлена возможность правопреемственности академии от Инженерной школы, созданной Петром I в 1712 году.

Указ Петра I от 16 января 1712 года гласил: «Указ сей, начиная с пункта 3, писан Собственноручною Его Царского Величества рукою с Генваря 16 по 21 Февраля 1712... Генваря 16. Именный, в пунктах...17. Школу Инженерную умножить, а именно: сыскать мастера из Русских, который бы учил цифири, или на башню (имеется в виду Сухарева башня, в которой размещалась школа математических и навигационных наук) для сего учения посылать; и когда Арифметику окончить, учить Геометрию, сколько до Инженерства надлежит; а потом отдавать Инженеру учить Фортификацию и держать всегда полное число 100 человек, или 150, из которых чтоб две трети, или по нужде были из Дворянских детей»1.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1994 года, в котором дата 16 января 1712 года была определена Днем создания Военно-космической академии (ВКА) имени А.Ф. Можайского, дал возможность не утратить, а воссоздать и сохранить историю и традиции многих поколений российского офицерского корпуса, получивших военное образование в военно-учебных заведениях, в корпусах и помещениях которых сегодня располагается ВКА имени А.Ф. Можайского.

Современная академия и в системе подготовки военных специалистов, и в научной деятельности впитывает в себя историю не только Инженерной школы и Второго кадетского корпуса Петра Великого, но и Школы художеств, организованной при нем, Дворянского полка, Корпуса чужестранных единоверцев, Павловского, Владимирского и Военно-топографического военных училищ, созданных еще в Российской империи, первых советских Петроградских пехотных курсов РККА красных командиров, Военно-технической и Военно-теоретической школ Красного Воздушного Флота, Военного гидрометеорологического факультета Советской Армии, Пушкинского высшего училища радиоэлектроники противовоздушной обороны, Рижского высшего военно-политического училища, а также 2-го Научно-исследовательского центра (НИЦ-2) и 4-го Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ-4) Министерства обороны, созданных в Советском Союзе. История академии тесно связана с историей Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ), на базе которого в марте 1941 года в условиях угрозы войны с гитлеровской Германией она была создана.

Для понимания состояния Российского государства на рубеже XVII и XVIII веков приведем его характеристику, данную видным военным историком А.А. Керсновским: «...Военное бессилие России было полным. Московское правительство. унизилось до платежа ежегодной дани крымскому хану! Русскими невольниками были переполнены рынки Востока

и, увы, Запада — что вечным позором ложится на «просвещенную Европу»2.

Плохо организованная и вооруженная русская армия не могла обеспечить ни суверенитета, ни решения внешнеполитических проблем зарождающейся империи. Петр I осознавал значение хорошо подготовленных отечественных офицерских кадров. Указ от 16 января 1712 года завершил процесс создания в России специализированного инженерного военного учебного заведения и юридически его оформил.

В 1715 году в Инженерной школе обучалось уже 100 человек, в 1724 году завершился ее постепенный перевод из Москвы в столицу Российской империи Санкт-Петербург. В 1733 году школу разместили на Петербургской стороне в специально построенных зданиях, на территории, где сейчас дислоцируется академия. Три века названия улиц в этом районе были тесно связаны с Инженерной школой: Инженерная, Корпусная, Задняя инженерная, переулки Офицерский, Музыкантский, Гимназический, Эскадронный.

По штату в школе формировались три класса. Первый (старший) класс назывался «чертежи и фортификации», второй (средний) класс — «геометрия и тригонометрия», третий (младший) класс — «арифметика».

Для учащихся было введено форменное обмундирование. Каждому ученику на руки выдавали по два циркуля с рисовальными перьями и транспортир. Ученики арифметического класса получали по одной каменной доске, ученики из класса геометрии и тригонометрии — по книге «Табуля синусов». За неисполнительность и проступки ученики подвергались суду. Суд мог принять решение: «Гонять шпицрутенами через все наличное число учеников (до 180) три раза.». Даже малолетние ученики за частые побеги и прочие проступки наказывались розгами, плетьми и заковывались в кандалы. Жениться воспи-

танникам не разрешалось под страхом трехлетней каторги.

Системная подготовка инженерных кадров в России, созданная Петром I, выдержала испытание временем. Переживая вместе со страной политическую нестабильность и постоянные войны, школа в XVIII веке внесла серьезный вклад в подготовку командных кадров для артиллерийских и инженерных частей российской армии.

Лучшие выпускники школы посвятили всю свою жизнь служению Отечеству, составили военные династии и прославили свои имена на полях сражений. Среди них: начальник артиллерии Российской армии генерал К.Б. Бороздин, строитель и комендант русской крепости святого Дмитрия Ростовского на Дону генерал А.И. Ригельман, отбивший два штурма Емельяна Пугачева и спасший от разграбления город Царицын бригадир И.Е. Цыплетев, отец и сыновья Голенищевы-Кутузовы, отец и сыновья Меллер-Закомельские.

В августе 1758 года Инженерная школа была объединена с Артиллерийской в единое учебное заведение — «Артиллерийскую и Инженерную Дво-

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1994 года, в котором дата 16 января 1712 года была определена Днем создания Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, дал возможность не утратить, а воссоздать и сохранить историю

и традиции многих поколений российского офицерского корпуса.

рянскую школу». В этот период своей истории она находилась под управлением знаменитого графа Петра Ивановича Шувалова, тесно сотрудничавшего с М.В. Ломоносовым. При объединенной школе была создана Соединенная солдатская школа, реорганизованная позднее в Школу художеств, которая готовила для армии унтер-офицеров, художников, чертежников и мастеров различного профиля.

25 октября 1762 года Высочайшим указом императрицы Екатерины II корпусу «повелено было именоваться Артиллерийским и Инженерным Шляхетным Кадетским корпусом»3 (АИШКК), особенность которого, как военно-учебного заведения, состояла в том, что он готовил дворян не только для военных, но и для других отраслей государственной службы, в том числе для создания и производства артиллерийского вооружения. Причем в корпусе преподавали лучшие артиллерийские офицеры, которые регулярно привлекались к работам по улучшению различных образцов отечественной артиллерии (рис. 1).

В штате корпуса было предусмотрено преподавание фортификации и гражданской архитектуры, артил-

Рис. 1. Офицер и кадет АИШКК

лерии и фейерверочного искусства, механики и гидравлики, геометрии теоретической и практической и других предметов4.

Императрицу Екатерину II занимали проблемы выхода России в Черное и Средиземное моря и освобождения греков-христиан от турецкого владычества. В 70-е годы XVIII века по ее указу для подготовки государственных деятелей будущего греческого государства была создана Греческая гимназия, преобразованная потом в Корпус чужестранных единоверцев, который стал фактически филиалом Шляхетного кадетского корпуса.

Большой вклад в развитие Шляхет-ного корпуса внес генерал П.И. Ме-лиссино, вступивший в 1783 году в должность начальника корпуса. Под его руководством была открыта артиллерийская лаборатория, где проводились практические упражнения и опыты по усовершенствованию различных образцов отечественной артиллерии. Была введена сдача дважды в год открытых испытаний (экзаменов) весной перед пасхой и в октябре. Наиболее преуспевающие кадеты награждались серебряными, вызолоченными медалями с вензелем Екатерины II и надписью: «За прилежность и хорошее поведение». Были запрещены телесные наказания любого рода: ремни, палки, плети, линейки, розги; пощечины, кулаки, дранье за волосы, стояние на коленях...

В 1800 году Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус был переименован во Второй кадетский корпус (рис. 2).

Отечественная война 1812 года и вся эпоха наполеоновских войн показали высокий уровень профессиональной подготовки, морального духа и ответственности питомцев одного из элитных учебных заведений империи за судьбу России. Из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, принимавших участие в боевых

Рис. 2. Второй кадетский корпус

действиях против армии Наполеона, около 70 % были выпускниками Артиллерийского и Инженерного Шляхетно-го — Второго кадетского корпуса.

Имя победителя Наполеона, выпускника Артиллерийской и Инженерной школы, фельдмаршала, светлейшего князя М.И. Кутузова хорошо известно во всем мире. Выпускник корпуса генерал П.П. Коновницын после Бородинского сражения и до изгнания неприятеля из пределов России фактически исполнял обязанности начальника штаба главнокомандующего русскими армиями. Бывшие офицеры корпуса генералы А.П. Ермолов и Э.Ф. Сен-При возглавляли штабы 1-й и 2-й русских армий.

Генералы К.Ф. Левенштерн, В.Г. Ко-стенецкий и Л.М. Яшвиль в разное время командовали артиллерией всей русской армии, Г.П. Веселитский и И.К. Сиверс — артиллерией армий, А.П. Никитин и И.О. Сухозанет — артиллерией корпусов, П.А. Козен — гвардейской конной артиллерией, К.К. Си-верс — 4-м кавалерийским корпусом.

В числе генералов, прославивших русское оружие в войне с Наполеоном, — командиры дивизий И.С. Дорохов, П.П. Коновницын, П.М. Кап-цевич и М.Ф. Ставицкий, командиры пехотных бригад лифляндский дворянин И.Б. Ререн, итальянский барон И.П. Росси и уроженец Константинополя Е.И. Властов.

Вступили в Отечественную войну командирами полков и за отличие в боях были произведены в генералы донской казак В.Д. Иловайский 12-й и французский дворянин Де Дамас. Прославились в боях и стали генералами подполковник Ф.И. Бел-лингсгаузен, капитаны А.И. Марков и А.Н. Сеславин. Известным партизаном войны 1812 года стал полковник А.С. Фигнер.

Среди 15 командиров бригад гвардейской полевой и резервной артиллерии, принявших участие в Бородинском сражении, 8 человек были воспитанниками Артиллерийского и Инженерного Шляхетного — Второго кадетского корпуса.

Огромный вклад внес корпус и в подготовку инженеров для русской армии. Из 24 командиров минерных и пионерных рот обоих пионерных полков 10 человек окончили Артиллерийский и Инженерный Шляхетный — Второй кадетский корпус. В знаменитой военной галерее Зимнего дворца, посвященной героям Отечественной войны 1812 года, помещены портреты 18 генералов — выпускников Второго кадетского корпуса.

В середине XIX века началось реформирование системы российского военного образования. Сформированная на базе корпуса Вторая военная гимназия под руководством полковника Г.Г. Даниловича стала своеобразным опытным учебным заведением, где отрабатывались все принципиальные вопросы военной реформы в области военного обра-зования5. С 1864 года по примеру Второй военной гимназии начались преобразования во всех кадетских корпусах России.

31 января 1910 года состоялось событие, имеющее историческое значение для кадетского корпуса. В Высочайшем повелении императора Николая II было объявлено: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности Второго кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года». Этот факт явился свидетельством многовековых заслуг корпуса в деле подготовки офицерских кадров для русской армии. В соответствии с повелением императора с 1912 года корпус стал именоваться «2-м кадетским Императора Петра Великого корпусом»6 (рис. 3).

Революция 1917 года положила конец существованию Второго кадетского корпуса. В соответствии с приказом Совета народных комиссаров по военно-морским делам № 11 от 14 ноября 1917 года военно-учебные заведения старой русской армии были расформированы. В том виде, в котором существовал Второй кадетский корпус как военно-учебное заведение, он был упразднен.

Возрождение академии как военно-учебного заведения и научного центра связано с формированием Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (ЛВВА КА) в марте 1941 года. В условиях угрозы войны с гитлеровской Германией и необходимости укрепления Военно-воздушных сил. Постановлением советского правительства № 368-167 «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» от 25 февраля 1941 года предписывалось передать Народному Комиссари-

ш

э**4 Ц.п.ртг» Шы* I, Эт» и«С**Яр* Алмсмци I

Эцон Плмдд I Опив кЫкрщра Амыдилц II.

Фархм «йрипрмлн!« еигЛ т +фвМ04»Ь ним* сипшг» юрву*» сь ршпин лет.

Рис. 3. Кадеты Второго кадетского

императора Петра Великого корпуса (Военная энциклопедия И.Д. Сытина, 1911—1915)

ату обороны Ленинградский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота (ЛИИ ГВФ) и на его базе создать ЛВВА КА.

Приказ Наркома обороны СССР от 3 марта 1941 года № 17 гласил: «.Для покрытия некомплекта в инженерах по эксплуатации, вооружению и специальному оборудованию: .Сформировать к 1 апреля 1941 года на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградскую военно-воздушную академию для подготовки инженеров по эксплуатации, спецоборудованию и аэродромному строительству на 2000 человек переменного состава. Из них: на инженерном факультете. 1000 чел., на факультете специального оборудования. 500, на факультете аэродромного строительства. 600. Установить срок обучения. 3 года.»7 .

История ЛИИ ГВФ берет свое начало с формирования в России Института Корпуса инженеров путей сообщений (1809), на базе которого в годы Гражданской войны был создан факультет воздушных сообщений во главе с Н.А. Рыниным. В 1930 году уже на базе факультета был образован ЛИИ ГВФ. К моменту реорганизации ЛИИ ГВФ представлял собой крупнейшее в Аэрофлоте учебное заведение. Выпускники института ценились как хорошие специалисты, они успешно и плодотворно работали на ведущих и руководящих должностях в Аэрофлоте и в других центральных учреждениях страны. В институте активно велась конструкторская работа и изобретательская деятельность. Среди известных имен ЛИИ ГВФ — создатель летающих лодок Ш-1 (1929) и Ш-2 (1930) В.Б. Шавров, создатель «Фотографической пленочной камеры для аэросъемок», которая стала не только камерой новой конструкции, но и открытием принципиально нового вида аэрофотосъемки, В.С. Семенов, конструк-

Системная подготовка инженерных кадров в России, созданная Петром I,

выдержала испытание временем. Переживая вместе со страной политическую нестабильность и постоянные войны, школа в XVIII веке внесла серьезный вклад в подготовку командных кадров для артиллерийских и инженерных частей российской армии. Лучшие выпускники школы посвятили всю свою жизнь служению Отечеству, составили военные династии и прославили свои имена на полях сражений.

тор стратостата ОСОАВИАХИМ-1 А.Б. Васенко, конструктор самолета-биплана СХ-1 (ЛИГ-10), предназначавшийся для использования в сельском хозяйстве, а также в качестве грузового, пассажирского и санитарного самолета А.Г. Бедункович и другие8.

С началом Великой Отечественной войны (1941 —1945) все военно-учебные заведения страны перешли на ускоренные курсы подготовки военных кадров. С 30 июня 1941 года академия перешла на учебные планы со сроком обучения 2 года. В начале августа 1941 года на основании директивы Генерального штаба академия была передислоцирована в город Йошкар-Ола (рис. 4).

В годы войны в стенах академии велась большая научная и конструкторская деятельность по созданию, совершенствованию и модернизации боевой авиационной техники. Все научно-исследовательские работы были посвящены решению задач, направленных на оказание практической помощи фронту. Актуальными научно-техническими изобретениями были работы доктора технических наук инженер-майора

Рис. 4. Штаб академии, расположенный в Доме колхозника

Я.Г. Пановко, профессора генерал-майора инженерно-технической службы К.В. Сахновского, инженер-майора С.С. Строева, инженер-капитана Г.П. Матысика и др. За годы войны в стенах академии было выполнено 205 научно-исследовательских работ, в том числе 30 — по заказам управлений ВВС и оборонной промышленности9.

Несмотря на нехватку профессорско-преподавательского состава (на 1 июля 1943 года штат преподавателей в академии был укомплектован на 59,4 %10), в академии продолжался учебный процесс, активно шла подготовка высококвалифицированных офицерских и научных кадров. За годы Великой Отечественной войны академия выпустила в войска 2193 авиационных инженера, с честью выполнивших свой долг по защите Родины. За выдающиеся успехи в подготовке высококвалифицированных авиационных кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1945 года академия была награждена орденом Красного Знамени.

В мае 1945 года академия вернулась в г. Ленинград. К этому времени она представляла собой серьезный учебно-научный центр, в котором работали 2 члена-корреспондента АН СССР, 15 докторов наук и профессоров и 81 кандидат наук11.

1 сентября 1946 года академия получила новое наименование — «Ленинградская Краснознаменная военно-воздушная инженерная академия» (ЛКВВИА). В ней был установлен новый штат и сформированы четыре факультета: инженерный, аэродромного строительства, электроспецобо-рудования, радиотехнический. Были созданы подготовительный курс, новые научно-исследовательские лаборатории. В академии получила новый импульс научно-исследовательская и конструкторско-изобретательская деятельность, укреплялись творческие связи с войсками и научными учреждениями страны12.

В 1955 году в ознаменование 130-летней годовщины со дня рождения Александра Федоровича Можайского, Ленинградской Краснознамен-

ной военно-воздушной инженерной академии присваивается его имя.

К середине XX века академия представляла собой один из важных центров военно-учебной и научной деятельности в Вооруженных Силах СССР. Ученые академии начали активно заниматься ракетно-ядерной и космической тематикой. В результате научных разработок было положено начало будущей системы ГЛОНАСС. В условиях опасности развязывания ракетно-ядерной войны успешно велся научный поиск решения проблем ядерной энергетики, создания сверхточных гироскопических приборов для систем управления баллистическими ракетами и навигационных систем космических аппаратов, базирования самолетов дальней авиации, строительства стартовых позиций ракет-носителей, а затем и космических стартовых комплексов. Выпускники академии принимали участие в подготовке и запуске первых искусственных спутников Земли.

Директивой Министра обороны СССР от 11 апреля 1960 года № 0РГ/4/60779 и приказом Главнокомандующего Ракетными войсками от 24 апреля 1960 года № 0024 ЛКВВИА имени А.Ф. Можайского была передана из состава ВВС в новый вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и с января 1963 года стала именоваться Ленинградской военной инженерной Краснознаменной академией имени А.Ф. Можайского (рис. 5).

Академии предстояло стать пионером в деле подготовки инженерных и научных специалистов для РВСН. Пришлось в очень сжатые сроки провести громадную работу по реорганизации учебного процесса, научно-исследовательской работы в интересах Ракетных войск стратегического назначения и космонавтики.

В работе ученых академии наметились новые научные направления:

конструкция летательных аппаратов, преодолевающих силу тяготения, конструкция ракетных двигателей, разработка систем управления и радиоэлектронных систем ракетно-космических комплексов, систем радионавигации и радиолокации, наземной космической инфраструктуры, гидрометеорологического обеспечения войск, автоматизированных систем управления космическими аппаратами (КА). Разрабатывались проблемы оперативного искусства и боевого применения РВСН, способов применения орбитальных средств в интересах Вооруженных Сил.

Во второй половине XX века профессорско-преподавательский состав и выпускники академии принимали активное участие в работе по реализации программы ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз»), стояли у истоков создания метеорологической космической системы «Метеор», ее специальной бортовой аппаратуры и наземного комплекса, внесли существенный вклад в разработку первых отечественных бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ).

В конце 1990-х — начале 2000-х годов коллектив ученых академии принял активное участие в приоритетных

Рис. 5. Знамя Ленинградской военной инженерной Краснознаменной академии имени А.Ф. Можайского (1963)

разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов (МКА). Академия стала первым вузом России, в котором была создана группировка МКА «Можаец» (рис. 6)13. В управлении космическими аппаратами «Мо-жаец» и в проведении с их использованием научных экспериментов принимали участие курсанты акаде-мии14. Выпускник академии полковник, летчик-космонавт Российской Федерации, Герой России Ю.Г. Шаргин стал 99-м российским космонавтом.

В 1981 году приказом Министра обороны СССР Военный инженерный Краснознаменный институт (ВИКИ) имени А.Ф. Можайского был выведен из подчинения Главнокомандующего РВСН и включен в состав Главного управления космических средств МО СССР. 25 февраля 1991 года ВИКИ был переименован в Военный инженерно-космический Краснознаменный институт (ВИККИ) имени А.Ф. Можайского. В 1993 году институт был преобразован в академию, в 1998 году — в университет, а в 2002 году — вновь

в академию, входившую в состав Главного управления космических средств МО СССР.

В сложнейших условиях развала Советского Союза и реформирования Вооруженных Сил коллектив академии, сумев сохранить само учебное заведение, научно-исследовательскую базу, профессорско-преподавательский состав, продолжал подготовку офицерских кадров, в которых нуждалась Российская армия.

В 1995 году в ВКА имени А.Ф. Можайского под руководством Генерального штаба была проведена Всероссийская военно-научная конференция на тему «Роль и место Военно-космических сил в современных операциях Вооруженных Сил Российской Федерации». В результате были сформулированы задачи использования космического пространства и космической техники в интересах Вооруженных Сил и народного хозяйства.

Находясь с 2015 года в составе нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации — Воздушно-космических сил, академия осуществляет подготовку специалистов для Косми-

Рис. 6. МКА «Можаец»

ческих войск, ряда органов военного управления, видов и родов войск, а также для федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Офицеры академии выпускаются по перспективным специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства, военной картографией.

В настоящее время академия осуществляет подготовку квалифицированных военных кадров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой, с полной и средней военно-специальной подготовкой, военных и военно-технических кадров иностранных государств. Подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации в академии осуществляется через докторантуру и адъюнктуру.

Академия имеет серьезную учебно-материальную базу, в которой насчитывается около 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, около 6000 средств вычислительной техники, современные технические средства обучения. В академии активно ведется научно-исследовательская и изобретательская деятельность на базе 109 специализированных научных лабораторий, в которых имеются 26 образцов испытательного оборудования и 31 уникальный образец вооружения и военной техники.

Характер проводимых научных исследований в академии определяется исторически сложившимися общепризнанными научными школами. В ней функционируют 14 таких школ, включенных в Реестр и утвержденных начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, одна из них признана ведущей научной школой Российской Федерации. 12 научных школ академии внесены в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

В числе приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в академии в интересах ВС Российской Федерации: перспективные виды вооружения, военной и специальной техники Воздушно-космических сил, формы и способы их применения; информационное обеспечение действий Вооруженных Сил России; информационная безопасность в военной сфере; информационно-телекоммуникационные технологии в Вооруженных Силах с использованием космических средств.

Научно-технические разработки ученых академии на всех этапах истории вуза позволяли не только совершенствовать военную технику и вооружение, но и формировать практическую направленность учебного процесса в академии. Среди известных ученых, конструкторов, изобретателей, внесших значительный вклад в развитие отечественной научно-технической мысли, такие имена, как В.А. Бесекерский, В.И. Бло-хин, Н.Н. Буга, Л.Д. Гольдштейн, Б.К. Гранкин, А.Е. Донов, А.И. Зама-рин, Н.В. Зернов, А.Я. Иоффе, А.Е. Ка-плянский, Ф.М. Килин, И.И. Кулагин, С.М. Лозинский, А.П. Лысенко,

A.П. Мельников, В.И. Миронов, Ю.Г. Ростовцев, К.В. Сахновский,

B.Ф. Фатеев и другие.

75 ученых академии стали заслуженными деятелями науки и техники РСФСР и заслуженными деятелями науки Российской Федерации. Имена наиболее выдающихся ученых известны всей стране: академики АН СССР Г.Н. Флеров, Л.В. Овсянников и А.Е. Шейдлин; члены-корреспонденты АН СССР В.И. Сифоров и Т.П. Кравец; академики РАН Е.П. Попов и Г.И. Назаренко; член-корреспондент РАН Р.М. Юсупов; вице-президент АН Узбекской ССР С.В. Стародубцев; члены-корреспонденты АН Белорусской ССР Г.Я. Вафиади, АН Латвийской ССР

Я.Г. Пановко. Молодые поколения могут гордиться достижениями выпускников и ученых академии.

Сегодня успешному решению стоящих перед академией задач способствует ее высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, который состоит из 132 докторов наук, 833 кандидатов наук, 104 профессоров, 420 доцентов. Около 150 работников академии награждены знаками почетных работников высшего профессионального образования Российской Федерации, 115 человек — почетных работников науки и техники Российской Федерации15.

Ежегодно академия организует и проводит на своей базе до 10 всероссийских научных симпозиумов

и конференций, 12 постоянно действующих научно-теоретических семинаров и т. п. Она является постоянным участником Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед», где представляет свои конкурсные проекты и принимает участие в круглых столах по тематике выставки.

Такова история Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского — системообразующего политехнического вуза Министерства обороны, ведущего учебного, научного и методического центра в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий и технологий сбора и обработки специальной информации.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Полн. собр. законов Российской империи: в 45 т. СПб.: Имперская тип., 1830. Т. 4. С. 778—779.

2 Керсновский А.А. История русской армии: в 4 т. М.: Голос, 1992. Т. 1. С. 13.

3 Жерве Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса 1712—1912 / под общ. ред. А.К. Линде-берга. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1912. Отд. 1. С. 47.

4 Архив Военно-исторического музея артиллерии инженерных войск и войск связи (ВИМАИВ и ВС). Ф. 2. Оп. ШГФ. Д. 1596. Л. 25—43.

5 300 лет военной истории Санкт-Петербурга / под общ. ред. В.С. Бобрыше-ва. М.; СПб.: Воениздат, 2003. С. 405.

6 Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. Исторические предшественники. (1712—1941). СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2012. С. 218.

7 РГВА. Ф. 4. Оп. 156. Д. 2. ЛЛ. 12—13 об.

8 Никулин Ю.А., Шабельник Н.В. Вклад ученых Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота в развитие отечественной авиационной

науки и техники // Всеобщая история. М.: Научтехлитиздат, 2020. № 1. С. 3—13.

9 Ежов А.П. Академия в годы войны. Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1976. С. 96.

10 История Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского (1712—1998). Военно-исторический труд. Раздел III. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 1999. С. 88.

11 Военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского. Очерк истории 1941—1981 гг. / под общ. ред. А.И. Холопова. Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1981. С. 50.

12 Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. История научно-исследовательской и научной деятельности. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2020. С. 82.

13 URL: https://topwar.ru/100778-armiya-2016-klaster-vks-chast-2-kosmos-eto-kosmos.html?utm_source=warfiles.ru) (дата обращения: 07.12.2021).

14 Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского. История научно-исследовательской и научной деятельности. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2020. С. 235.

15 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.