Научная статья на тему 'Военно-информационная политика: модель и особенности ее реализации Минобороны России'

Военно-информационная политика: модель и особенности ее реализации Минобороны России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ / INFORMATION POLICY / MINISTRY OF DEFENSE / MODEL OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забузов О. Н.

Предложена модель реализации государственной информационной политики Министерством обороны России. Выявлены особенности реализации положений военно-информационной политики Минобороны России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Information Policy: Model and Peculiarities of its Implementation by Ministry of Defense of Russia

The model of implementation of national information policy by Ministry of Defense of Russia is proposed. The peculiarities of military information policy implementation by Ministry of Defense of Russia are found out

Текст научной работы на тему «Военно-информационная политика: модель и особенности ее реализации Минобороны России»

ББК 66.0

ВОЕННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА:

МОДЕЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

О.Н. Забузов

Кафедра политологии, Военный университет Минобороны РФ, г. Москва

Представлена проректором по информатизации ТГТУ В.Е. Подольским и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: информационная политика; Министерство обороны; модель реализации.

Аннотация: Предложена модель реализации государственной информационной политики Министерством обороны России. Выявлены особенности реализации положений военно-информационной политики Минобороны России.

Аббревиатуры

ВИП - военно-информационная политика; ВС РФ - Вооруженные силы Российской Федерации;

ГИП - государственная информационная политика;

ГлавФЭУ - главное финансово-экономическое управление МО РФ;

ГОУ - главное оперативное управление; ГУБП - главное управление боевой подготовки и службы войск ВС РФ;

ГУВР - главное управление воспитательной работы ВС РФ;

МО РФ - Министерство обороны Российской Федерации;

РЭБ - управление радиоэлектронной борьбы;

УД МО РФ - управление делами МО РФ; УИОС - управление информации и общественных связей МО РФ;

УНС ВС РФ - управление начальника связи ВС РФ;

ЦОВУ - центральные органы военного управления.

Государственная информационная политика в деятельности Минобороны России является частным случаем реализации государственной информационной политики в военной сфере. На взгляд доктора наук В.Ф. Ницевича, государственная информационная политика в военной сфере - это «деятельность ее субъектов по урегулированию военно-информационных отношений между различными социальными и институциональными силами внутри государства и на международной арене» [3]. Введен даже специальный термин - военно-информационная политика. Согласимся с логикой приведенного определения и будем употреблять термин «военно-информационная политика» к процессам формирования и реализации государственной информационной политики в военной сфере.

Степень влияния на процессы выработки и реализации положений ГИП различными субъектами политики неодинакова. Основным субъектом формирования и реализации ГИП являются высшие органы государственной власти, а основным субъектом ВИП является Министерство обороны. Если на этапе формирования ВИП общественное мнение может учитываться, то на этапе реализации оно практически сведено к нулю. Решением Президента России за Министерством обороны закреплена функция по выработке и реализации государственной политики в области обороны [6]. По сути, Минобороны рассматривается как один из основ-

ных институтов (наряду с Советом Безопасности), обеспечивающий политическое руководство со стороны высшей государственной власти как в области формирования ГИП в военной сфере, так и основной элемент ее реализации.

Очевидно, что при формировании национальной и международной информационной политики необходимо учитывать специфические особенности каждого иерархического уровня принятия решений и наличие сложных взаимосвязей между ними. Исследователь Н. Мур (N. Moore) предлагает рассматривать существующие проблемы на основе построения матрицы информационной политики. В этой матрице по горизонтали располагаются цели информационной политики, формируемые в зависимости от потребностей различных отраслей экономики, отдельных организаций и общества в целом, а по вертикали - элементы, оказывающие влияние на достижение этих целей, а именно: информационная технология; информационные рынки; информационная техника; людские ресурсы; законы и постановления, регулирующие информационную политику [8]. Такую схему можно переложить на особенности реализации ГИП в военной сфере. Похожая модель разработана рабочей группой американской правительственной администрации. Она предложила единую интегрированную архитектуру правительства (Federal Enterprise Architecture), включающую такие основные эталонные компоненты, как модель производительности, модель функций, модель сервисных компонент, модель данных, модель технологий. Согласно разработанной стратегии, основные результаты реализации этих инициатив распределились по четырем, теперь уже общепринятым, категориям: 1) государство - граждане (government-to-citizens); 2) государство - бизнес (government-to-business); 3) государство - государство (government-to-government); 4) внутренняя эффективность и результативность (internal efficiency) [1].

Экстраполируя эту архитектуру на деятельность Минобороны России в реализации ГИП, выделим специфические модули информационного взаимодействия: 1) Минобороны - высшие органы государственной власти; 2) Минобороны -общество, в том числе и международное сообщество; 3) Минобороны - СМИ; 4) Минобороны - Вооруженные силы. В структуре реализации ВИП можно выделить ряд основных специфичных ее составляющих. К ним можем отнести следующие составляющие: информационно-техническую; информационно-правовую; информационно-политическую; информационно-экономическую. Для того чтобы картина со структурой ГИП в военной сфере и основными модулями ее взаимодействия стала предельно ясна, отобразим ее в табличном виде (см. табл.).

Построенная модель, во-первых, не лишена субъективизма, во-вторых, несколько огрубляет систему реализации ВИП, но это - недостаток любой описывающей модели. На основе построенной матрицы мы можем охарактеризовать степень вовлеченности главных и центральных органов военного управления в реализацию ВИП. На современном этапе развития социума автору представляется следующая картина реализации ГИП с ее специфическими особенностями.

Центральный орган, на который, в большей степени, возложены функции по реализации ВИП сформирован — это Управление информации и общественных связей Министерства обороны РФ. Законодательная база, регламентирующая его функционирование, создана [4]. В табл. четко просматривается, что в реализации собственно политической составляющей ВИП приоритетное место занимает управление информации и общественных связей Минобороны и аппарат статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ.

Среди многочисленных функций Управления информации и общественных связей Министерства обороны первой является разработка предложений по формированию государственной информационной политики в области обороны и ее проведению. Конечно же, ГИП не должна сводиться только к информационнополитической составляющей (см. табл.). Если учесть, что ВС отстают по уровню

Т аблица

Участие Минобороны в реализации военно-информационной политики

Составляющие военно-информационной политики

модули коммуникации Информационно- техническая Информационно- правовая Информационно- политическая Информационно- экономическая

Минобороны -высшие органы государственной власти УНС ВС РФ УД МО РФ, УИОС, ГОУ, направление по взаимодействию с органами госвласти Статс-секретарь - заместитель Министра обороны, направление по взаимодействию с органами гос-власти, УИОС, ГУВР Г лавФЭУ, тыл ВС, УИОС

Минобороны -общество УНС ВС РФ УД МО РФ, УИОС УИОС, ГУВР, ГУБП, ГОМУ, Г лавФЭУ, тыл ВС, УИОС

Минобороны -СМИ УНС ВС РФ УД МО РФ, УИОС УИОС, ГУВР, ГУБП Г лавФЭУ, УИОС

Минобороны -Вооруженные силы УНС ВС РФ, РЭБ, ГОУ и др. ЦОВУ (в части их касающейся) УД МО РФ, ГОУ, УИОС и др. ЦОВУ (в части их касающейся) УИОС, ГУВР, ГУБП ГлавФЭУ, тыл ВС, УНС ВС и др. ЦОВУ (в части их касающейся)

внедрения ИТ-технологий в сравнении с другими Федеральными ведомствами [7], а первоосновой государственной информационной политики все-таки является внедрение технико-технологической части, которая потом станет основой для развития информационной сферы и системного подхода в реализации ВИП. В задачах УИОС этого нет, да и вряд ли этому управлению под силу техническая или нормативно-правовая проработка и реализация положений ВИП. Иными словами можем выделить следующую особенность: деятельность Минобороны в вопросах реализации ВИП в большей степени сводится к информационному обеспечению Вооруженных сил и организации общественных связей.

Насколько эффективно Управление справляется с функцией информационного обеспечения Вооруженных сил? К примеру, проанализируем ситуацию, сложившуюся с подразделением, реализующим функции по формированию и сопровождению информационных ресурсов Министерства обороны, размещенных в Интернете - редакция ГИС «Интернет». Если действовать согласно инструкции к этому приказу [5], то, пройдя весь цикл регламентирующих шагов, актуальность информации теряется из-за их (шагов) растянутости во времени. Сведение всех нитей управления в одном центре в этом вопросе не только неэффективно, но и вредно. Из вышеотмеченного вытекает следующая особенность - не в полной мере решены вопросы взаимодействия между ЦОВУ при реализации военно-информационной политики.

Еще одна особенность: в Российской Федерации не до конца решены практические вопросы информатизации (информационно-техническая составляющая) МО и ВС. Во многих странах мира эта проблема либо уже решена, либо находится в стадии практического решения. К примеру, одной из целей реформирования бундесвера является единый информационный менеджмент, который должен устранять раздробленность компетенций, связывать их, оптимизировать структуры и процессы и достигать традиционных рыночных инновационных циклов. Центр тяжести реформы лежит в настоящее время в новом устройстве орга-

низационных структур информационной техники, для этого в 2000 году была создана должность IT-директора и штаба IT в Федеральном министерстве обороны и тогда впервые были совмещены задачи потребителя и стороны, удовлетворяющей эти потребности [9].

Не в полной мере пока решены вопросы взаимодействия в информационной сфере МО РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в частности силовых ведомств - это еще одна особенность военно-информационной политики. К примеру, при наведении конституционного порядка в Чеченской республике (1994 - 1996 гг.) рассогласованность в единой системе каналов связи приводила к тому, что подразделения различных силовых ведомств иногда вступали в бой друг против друга. Естественно, в высших эшелонах власти предпринимаются усилия по решению этой проблемы. Есть аналогичные примеры взаимодействия и в других сферах деятельности. К примеру, Президентом РФ принято решение о формировании единого органа тылового обеспечения и системы закупок унифицированного вооружения и военной техники для всех силовых ведомств. Это позволяет снизить экономические издержки и унифицировать вооружение и военную технику, в том числе и информационного плана. Видимо и информационное обеспечение военной организации государства должно пойти по пути унификации функций, полномочий, средств, ресурсов и т.п.

Можем ли мы сделать вывод о том, что интересы и приоритеты в информационной сфере нашим государством сформированы? Отчасти, видимо да, поскольку в ряде Федеральных законов определены приоритетные направления развития информационной сферы, порядок международного информационного обмена, очерчен круг информационных угроз и др. Но, вот на уровне Федерального органа исполнительной власти — Минобороны пока отсутствует осмысленная и системная стратегия развития ведомственной информационной сферы.

Какой алгоритм оптимален при реализации положений военно-информационной политики Минобороны РФ? На первом этапе должна быть проработана государственная информационная политика федерального уровня. Параллельно на следующем этапе - региональный и ведомственный уровни. Далее практическая реализация ГИП органами государственной власти в своем сегменте ответственности. Причем должны осуществляться постоянный мониторинг и корректировка положений ГИП. Такой подход позволит избежать рассогласованности в действиях, произвести выбор интегрируемых технологий различных ведомств, что приведет к последующему формированию единого информационно пространства. Безусловно, исходить нужно от федерального уровня, от того политического заказа, какой определен руководством государства.

Список литературы

1. Базаров, Р. Конструктивная композиция / Р. Базаров // Chief Information Officer - руководитель информационной службы. - 2006. - 3 (46). - 116 с.

2. Вооруженные силы Российской Федерации 2005. - М. : РИЦ МО РФ. -2006. - С. 30-31.

3. Ницевич В.Ф. Военно-информационная политика государства : теория, императивы, приоритеты. - М. : Воен. ун-т, 2001. - 25 с.

4. Приказ Министра обороны РФ от 19.11.2004 г. № 310 «Об утверждении Положения об Управлении информации и общественных связей Министерства обороны Российской Федерации»; Приказ Министра обороны РФ от 12.12.2005 г. № 555 «Об утверждении Положения об органах информационного обеспечения».

5. Приказ Министра обороны РФ от 20.03.2006 г. № 120 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и распространения в глобальной информационной сети «Интернет» информации о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации».

6. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2004. - Ст. 3538.

7. Шалманов, С. CNA : ранкинг ведомств по затратам на ИТ в России // http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2005/part17/index3.shtml.

8. Mey, J.L. Tamura H. Barriers to communication in a Computer age // AI a. soc.: J. of human a. machine intelligence. - L, 1992. - Vol. 6, No. 1. - P. 62-77.

9. Stereubel P. Die Schaffung des föderalen Amtes nach dem informativen Management // Wehr Technik. - II/2002. - S. 118-121.

Military Information Policy: Model and Peculiarities of its Implementation by Ministry of Defense of Russia

O.N. Zabuzov

Department of Politology, Military University of Ministry of Defense of RF, Moscow

Key words and phrases: information policy; Ministry of Defense, Model of implementation.

Abstract: The model of implementation of national information policy by Ministry of Defense of Russia is proposed. The peculiarities of military information policy implementation by Ministry of Defense of Russia are found out.

Militärinformationspolitik: Modell und Besonderheit ihrer Realisierung des Verteidugungsministeriums Russlands

Zusammenfassung: Es ist das Modell der Realisierung der staatlichen Informationspolitik vom Verteidigungsministerium Russlands angeboten. Es sind die Besonderheiten der Realisierung der Lagen der Militärinformationspolitik des Verteidugungsministeriums Russlands gezeigt.

Politique militaire et informatique: modèle et particularités de sa réalisation par le Ministère de la Défense de la Russie

Résumé: Est proposé le modèle de la réalisation de la politique informatique par le Ministère de la Défense de la Russie. Sont déduites les particularités des réglémentations de la politique militaire et informatique par le Ministère de la Défense de la Russie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.