Научная статья на тему 'Военно-экономическая интеграция стран блока НАТО: состояние, тенденции, противоречия'

Военно-экономическая интеграция стран блока НАТО: состояние, тенденции, противоречия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC-ND
3214
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / MILITARY ECONOMY / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / MILITARY BUILDING / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY-ECONOMIC POLICY / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / MILITARY-ECONOMIC SCIENCE / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / MILITARY EXPENSES / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MILITARY-ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шевченко Борис Иванович

В статье анализируются эволюция, современные тенденции и противоречия военно-экономической интеграции, определяется ее цель и стратегические приоритеты. Важное место в анализе уделяется промышленной кооперации и специализации производства, лежащей в основе углубления международного разделения труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-economic integration of NATO countries: state, tendencies, contradictions

The article deals with evolution, modern tendencies and contradiction of the military-economic integration, its target and strategic priorities determination. Industrial cooperation and specialization which are the basis for the extension of International division of labour take the important place in the analysis.

Текст научной работы на тему «Военно-экономическая интеграция стран блока НАТО: состояние, тенденции, противоречия»

Б.И. Шевченко

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН БЛОКА НАТО: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ

В статье анализируются эволюция, современные тенденции и противоречия военно-экономической интеграции, определяется ее цель и стратегические приоритеты. Важное место в анализе уделяется промышленной кооперации и специализации производства, лежащей в основе углубления международного разделения труда.

Ключевые слова: военная экономика, военная безопасность, оборонно-промышленный комплекс, военное строительство, военно-экономическая политика, военно-экономическая наука, военные расходы, военно-экономическая эффективность.

Одна из главных тенденций современного развития мировой экономики состоит в усилении значения мирохозяйственных связей на международном уровне. Знаковым явлением становится повышение роли интеграционных тенденций, научно-технических и в целом экономических взаимосвязей и взаимодействия. Межгосударственное сближение охватывает все сферы и области жизни человечества. Но наиболее ярким проявлением этого процесса является экономика, бизнес. Предпринимательская деятельность в разных странах все явственнее приобретает интернациональный характер. Военно-промышленный бизнес, будучи одной из форм международной предпринимательской деятельности, в ряде случаев является действенным средством разрешения некоторых глобальных проблем современности.

Процессы реформирования российской экономики по-новому поставили вопросы теоретического и практического осмысления

© Шевченко Б.И., 2014

экономического фактора в военном строительстве, укреплении обороноспособности и национальной безопасности государства1.

Обращение к данной проблематике тем более важно, что в условиях глобализации мировой экономики интернационализация экономической и общественной жизни затрагивает и военно-экономическую сферу, протекая неравномерно в различных странах, порождая как новые возможности, так и новые проблемы. Приобщение России к международному сообществу вызывает необходимость выработки нового мировоззрения, концепции поведения, принятия и освоения международных правил и форм игры, не забывая при этом о собственных национальных интересах.

Сущность, предпосылки возникновения и этапы развития военно-экономической интеграции стран НАТО

Военно-экономическая интеграция стран НАТО - одна из важнейших особенностей развития экономики западных государств. Ее возникновение предопределено не только ограниченностью национальных ресурсов, углублением международного разделения труда, интернационализацией хозяйственной деятельности, но и военно-политической ситуацией в странах, входящих в эту группировку.

После окончания Второй мировой войны США форсированными темпами восстановили экономический и военно-экономический потенциал стран Западной Европы. В итоге военная экономика стран НАТО вышла за рамки национальных границ, что привело к возникновению и развитию системы межгосударственных военно-экономических связей и стимулировало переход к военно-экономической интеграции государств-членов блока.

В основе интеграционных процессов лежат объективные предпосылки, связанные с потребностями развития производительных сил, интернационализацией хозяйственной жизни. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе. И именно здесь во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования.

Международную экономическую интеграцию можно определить как процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и

разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Военно-экономическая интеграция является частью экономической интеграции, охватывающей народное хозяйство в целом. Она представляет собой процесс интернационализации военно-экономических и научно-технических взаимосвязей, как правило, в рамках определенной военно-политической группировки государств с однотипным общественным строем в целях взаимного приспособления, оптимизации военного производства.

Объективными факторами, определяющими интеграционные процессы, являются возросшая интернационализация хозяйственной жизни, углубление международного разделения труда, общемировая по своему характеру научно-техническая революция, повышение степени открытости национальных экономик.

Интеграционные процессы в экономической сфере стран Западной Европы активно развернулись после образования военно-политического блока НАТО. Рост и усложнение военно-экономических связей между странами НАТО при активном вмешательстве и участии правительств сделали реальностью процесс военно-экономической интеграции.

Сущность военно-экономической интеграции стран НАТО состоит в расширении и углублении международного сотрудничества, объединении ресурсов, регулировании военно-экономических связей между странами-участницами. Эти меры осуществляются на государственном уровне для взаимного приспособления и оптимизации военного производства в соответствии с интересами и запросами ВПК. Военно-экономическая интеграция усиливает воздействие экономики на внешнюю политику, прочнее увязывая экономику и политику блока НАТО.

В своем становлении и развитии военно-экономическая интеграция стран НАТО прошла ряд этапов, для каждого из которых характерны свои масштабы, интенсивность и направленность использования экономических ресурсов в военных целях.

Первый этап (с окончания Второй мировой войны до середины 50-х гг.) связан с послевоенным восстановлением экономического и военно-экономического потенциалов государств Западной Европы. В это время экономическое положение стран региона делало невозможным какой-либо военно-экономический обмен с более сильным партнером - США.

Американо-европейские военно-экономические связи отличались односторонней направленностью и осуществлялись главным

образом в форме военной помощи США европейским союзникам. Характерной чертой данного этапа является образование в 1949 г. военно-политической организации Североатлантического союза -блока НАТО. Основная цель данного союза заключалась не только в рационально-хозяйственном экономическом отношении, но и в концентрации сил против СССР и его союзников.

На этом этапе доля стран Западной Европы в американских поставках оружия иностранным государствам составляла 60-70 %. Что касается экономической формы реализации военной «помощи» в этот период, то она предоставлялась практически безвозмездно.

Второй этап (с середины 50-х гг. до середины 60-х гг.) характеризуется созданием экономических группировок, и прежде всего Европейского экономического сообщества (ЕЭС), на базе которого в последующем формировалась военно-экономическая интеграция НАТО.

В многомиллиардных суммах, затраченных США на военно-экономическую поддержку западноевропейских стран НАТО, нашла свое проявление невиданная прежде военно-политическая солидарность этих стран. Вместе с тем углубляющийся кризис американского платежного баланса в эти годы внес существенные коррективы в систему оказания помощи странам Западной Европы. Конгресс США принял решение о поэтапном сокращении безвозмездной военной помощи. Ставка делается на продажу лицензий для производства вооружения. Однако производить дорогостоящее вооружение в одиночку было не под силу странам Западной Европы. Они вынуждены были кооперировать свои усилия для совместного производства вооружения по американским лицензиям, хотя эти процессы происходили по-разному. Так, Франция и Великобритания смогли наладить полномасштабное производство вооружения в основном на базе собственных разработок, в то время как другие государства (ФРГ и Италия) пошли по пути организации лицензионного производства американских систем оружия.

В дополнение к односторонне ориентированным связям США со странами Западной Европы возникли новые: ФРГ - Франция; ФРГ - Великобритания; Франция - Великобритания; Франция - Италия и т. д. Наряду с реализацией двусторонних проектов активно развивались многосторонние военно-технические связи, к которым подключились Бельгия, Нидерланды, Испания, Норвегия, Турция, Греция, Португалия и другие страны.

Третий этап (середина 60 - начало 80-х гг.) - этап развертывания полномасштабного военно-технического сотрудничества европейских стран НАТО, распространяющегося на все этапы

жизненного цикла систем оружия: от разработки технических требований до материально-технического обеспечения принятых на вооружение образцов.

Зародившаяся на рубеже 50-60-х гг. военно-промышленная кооперация становится преобладающей формой военно-экономической интеграции в НАТО. Особенность этого этапа развития военно-экономической интеграции НАТО состоит в том, что происходит дальнейшая консолидация сил стран Западной Европы (образовались: Западноевропейский союз, Еврогруппа) в производстве качественно новых видов вооружения независимо от США. Более того, страны европейского региона НАТО преследуют цель - сократить «технологический разрыв» между США и Западной Европой, а также играть более самостоятельную роль в этом блоке.

Подтверждением этому является реализация крупнейших европейских программ разработки и производства военных самолетов Бреге 1150 «Атлантик», «Торнадо», «Трансалл» и др.

Современный четвертый этап характеризуется выходом военно-экономической интеграции за рамки блока, использованием межгосударственных программ разработки и производства вооружений для усиления позиций ведущих стран НАТО на мировом рынке оружия.

На этом этапе достигнут качественно новый уровень развития военно-промышленной кооперации. Она не ограничивается объединением оборонных комплексов отдельных государств, расширением взаимосвязей в сфере военных НИОКР, но и предполагает долгосрочное планирование в области межстрановой кооперации военного производства и создание объединенного регионального рынка оружия.

Созданные наднациональные органы управления, планирования военного производства в рамках НАТО осуществляют координацию деятельности по созданию не только отдельных образцов вооружения, но и целого их семейства.

Современные тенденции и противоречия в развитии военно-экономической интеграции стран НАТО

На развитие военно-экономической интеграции стран НАТО в последние годы существенное влияние оказали как политические, так и собственно экономические факторы.

К политическим факторам следует отнести:

- изменение геополитической ситуации в Европе и многих регионах мира;

- окончание «холодной войны» как фактор, изменивший ситуацию в вопросе реализации совместных военных и политических проектов стран НАТО;

- открывшиеся возможности для политического диалога в военной сфере между НАТО и Россией.

К экономическим факторам относятся:

- рост стоимости систем оружия и отсутствие монополии одного государства-члена НАТО на весь спектр высоких технологий;

- растущее значение европейских межгосударственных производственных и научно-технических программ, создающих благоприятные условия для дальнейшей военно-промышленной и научно-технической кооперации;

- определенная независимость рынка вооружений западноевропейских стран НАТО от ВПК США;

- угроза потери ключевых технологий и ослабления военно-промышленного потенциала в результате сокращения бюджетного финансирования ВПК стран НАТО.

Все это обусловливает сохранение двух основных тенденций, присущих военно-экономической интеграции стран НАТО с момента его создания:

первая - центростремительная, определяемая военно-политическими и военно-экономическими факторами, усиливающими интеграционные процессы;

вторая - центробежная, вызванная противоречиями между узконациональными интересами и блоковой стратегией, требующей подчинения национальных интересов каждой страны интересам всего союза.

Эти тенденции и противоречия по-разному проявляются в различных сферах интеграции, и одновременно они тесно связаны между собой.

Выделяются долговременные причины, усиливающие центростремительную тенденцию. Среди них:

- процесс интернационализации производства и, как следствие, переплетение народно-хозяйственных структур;

- военно-промышленная кооперация европейских стран НАТО, способствующая созданию общеевропейского ВПК и рынка вооружений;

- усложнившиеся межгосударственные и межфирменные связи стран НАТО, объективно требующие взаимного со-

гласования направлений стратегического планирования на 15-20 лет вперед.

В то же время чем интенсивнее развивается сотрудничество стран НАТО в политическом, военно-промышленном и военно-техническом направлениях, тем с большим количеством объективных и субъективных проблем они сталкиваются.

Отмечаются две группы противоречий внутри самого блока НАТО: противоречия между европейскими странами НАТО; противоречия между еврогруппой блока НАТО и США.

Последние существовали и раньше, но в современных условиях, в связи с расширением блока за счет восточноевропейских стран, а также за счет реализации экономических интересов Западной Европы и усиления ее позиций на мировом рынке вооружений, правительство США вынуждено проводить протекционистскую политику по ограничению доступа европейских фирм на внутренний рынок вооружений2. В свою очередь европейские партнеры США по НАТО все настойчивее пытаются противостоять диктату США, создать общеевропейский рынок оружия. С конца 70-х гг. опережающими темпами развивается европейская военно-промышленная интеграция, а в первое десятилетие XXI столетия она получила дополнительный импульс благодаря принятию восточноевропейских стран в ЕС. Военно-экономическая интеграция европейских стран НАТО наиболее активно развивается в рамках Западноевропейского союза (ЗЕС). В соответствии с декларацией о ЗЕС, принятой в качестве приложения к основному тексту Маастрихтского договора, он призван быть также «средством укрепления европейской опоры в Атлантическом союзе»3. Январская и декабрьская (1994 г.) сессии Совета НАТО одобрили деятельность ЗЕС в этом качестве и выразили поддержку европейской идентичности в сфере безопасности и обороны. Тем самым был открыт путь для тесного и расширяющегося сотрудничества между НАТО и ЗЕС на основе согласованных принципов взаимодополняемости и открытости.

Основной целью союза, наряду с военно-политической интеграцией стран Западной Европы, является формирование единого военно-промышленного комплекса, достаточно конкурентоспособного по отношению к США, для чего создано Европейское агентство по вооружению.

Стремление повысить роль ЕС потребовало проведения ряда мероприятий. В 1993 г. было признано целесообразным расформировать Еврогруппу НАТО и Независимую европейскую группу программирования (НЕГП) и одновременно создать в рамках

ЗЕС Западноевропейскую группу вооружений (ЗГВ) с передачей последней основных функций НЕГП. На нее возлагалось решение следующих задач:

- руководство долгосрочной программой сотрудничества европейских стран в области развития военных технологий «ЕВКЛИД» и входящими в нее конкретными проектами;

- оценка возможностей реализации перспективных проектов систем оружия.

В настоящее время все вопросы координации разработки, производства и реализации систем ВВТ в Европе возложены на Европейское агентство по вооружению.

Увидеть действие двух основных тенденций и противоречия в развитии военно-экономической интеграции стран НАТО можно, рассмотрев два основных направления сотрудничества: военно-техническое и военно-промышленное.

Говоря о первом, следует отметить, что военно-техническое сотрудничество между странами НАТО привело к относительно самостоятельному процессу военно-технической интеграции, которая является одной из сторон военно-экономической интеграции. Военно-техническая интеграция - это процесс интернационализации научно-технических и военно-технических взаимосвязей в рамках определенной военно-политической группировки в целях оптимизации военного производства, стандартизации вооружения, снижения издержек в развитии военных технологий, технологий «двойного назначения», использования этих технологий ВПК стран блока при создании вооружения и военной техники нового поколения.

Межгосударственные производственные программы в НАТО чаще всего организуются на многосторонней основе4. Военно-промышленное сотрудничество осуществляется в следующих основных формах:

- подрядная кооперация;

- лицензионное производство;

- совместное производство (как на лицензионной основе, так и на базе совместных разработок).

Простейшей формой военно-промышленного сотрудничества является подрядная кооперация, которая, как правило, имеет место при невозможности обеспечить требуемый технический и технологический уровень производства комплектующих изделий в установленные сроки национальными фирмами и при наличии за рубежом соответствующих разработок и производственной базы, обеспечивающей применение передовых технологий. Так, Великобритания закупает в ФРГ двигатели для выпускаемых в стране

авиационных ракет АЛАРМ, Бельгия поставляет комплектующие изделия к французским истребителям «Мираж», Нидерланды -к боевым самолетам немецкого производства. Обычно стоимость субподрядных работ, выполняемых зарубежными фирмами, не превышает 20% общих затрат на программу.

Лицензионное производство предполагает закупку у зарубежных фирм технической документации (ноу-хау), позволяющей организовать выпуск разработанного за рубежом образца, лицензии на изготовление этого образца и оборудования, обеспечивающего возможность использования соответствующих технологий.

Передача лицензий на производство ВВТ происходит в НАТО на основе межгосударственных соглашений с определением порядка и размеров выплат, срока действия лицензии, правовых вопросов, регламентирующих взаимоотношения лицензиата с лицензиаром и с третьими странами.

Организация лицензионного производства иностранной техники способствовала развитию в послевоенные годы военной промышленности ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и многих других европейских стран НАТО.

В 80-е гг. Великобритания и Италия освоили выпуск франко-западногерманских ПТРК «Милан», Испания - ЗРК «Роланд» и западногерманских боевых вертолетов ВО-105 Р. В Италии было организовано лицензионное производство западногерманских танков «Леопард-1». США закупили лицензии на выпуск британских самолетов вертикального взлета и посадки «Харриер», итальянских корабельных и германских танковых пушек.

Высшей формой организации лицензионного производства ВВТ в НАТО является совместное производство на лицензионной основе, как правило, американского вооружения. В начале 60-х гг. ФРГ, Италия, Бельгия и Нидерланды приняли участие в программе производства американских истребителей Б-104 «Старфайтер». Затем правительства ФРГ, Бельгии, Италии, Нидерландов, Дании и Норвегии подписали соглашение о принятии на вооружение американских корабельных ЗРК «Си Спарроу» (1968 г.). В 1977 г. началась организация совместного производства УР класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер» военно-промышленными фирмами ФРГ, Великобритании, Италии и Норвегии. В программе создания системы АВАКС для вооруженных сил НАТО в Европе приняли участие США, ФРГ, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Португалия, Греция, Люксембург, Турция и Канада.

ФРГ и Италия организовали совместное производство американских авиационных ракет «Мейверик» класса «воздух-земля».

В настоящее время Германия, Франция, Великобритания и Италия выпускают американские РСЗО МЬИБ; Германия, Турция, Нидерланды и Греция - зенитно-ракетный комплекс «Стингер», подписав соглашение с правительством США о приобретении лицензии фирмы «Дженерал дайнэмикс» на выпуск этих комплексов. За реализацию программы отвечает Федеральное ведомство военной техники и закупок министерства обороны ФРГ.

Наиболее приоритетным направлением военно-промышленного и военно-технического сотрудничества стран НАТО становится совместное производство на базе совместных разработок. Начало такого сотрудничества положено созданием базового патрульного самолета Бреге 1150 «Атлантик». Для разработки и производства самолетов был образован первый западноевропейский международный военно-промышленный консорциум, в состав которого вошли фирмы Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов и Бельгии.

К одному из крупнейших совместных проектов, имеющих военную направленность, необходимо отнести осуществляемую с 1986 г. европейскую программу «ЕВКЛИД» - долгосрочной кооперации в области оборонной тематики, к которой относится около 160 проектов.

Цели «ЕВКЛИДа»:

- создание более открытого для конкуренции рынка оружия и военных технологий в пределах европейского сообщества;

- поддержка интенсивного обмена технологиями военного значения среди стран-участниц ЗГВ для структурного совершенствования и рационализации их военной промышленности, в том числе оказания целенаправленной помощи странам с менее развитой военной промышленностью;

- укрепление сотрудничества в области разработки и производства современного вооружения и тесная интеграция военно-научного и военно-технического потенциала европейских стран.

На 50 крупнейших проектов военной направленности данной программы ежегодно расходуется около 140 млрд дол.

В условиях резкого обострения конкурентной борьбы программы лицензионного производства ВВТ все активнее используются для усиления позиций на мировом рынке оружия. В целях проникновения на дальневосточный рынок авиационной техники германский концерн «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» пошел на организацию программы совместной разработки и производства многоцелевого вертолета ВК-117 с японской фирмой «Кавасаки дзюкоге». В 1985 г. подписано соглашение о совместной разработке германско-индий-

ского многоцелевого вертолета ЛЬЫ. Итальянские фирмы «Але-ния» и «Аэрмакки» привлекли в 1980 г. к совместной разработке штурмовика АМХ бразильскую компанию «Эмбраэр». Не имея опыта проектирования тяжелых вертолетов и стремясь противостоять США, западноевропейское объединение «Еврокоптер С.А.» проявило заинтересованность в сотрудничестве с российскими вертолетостроителями в создании вертолета МИ-38.

Расширение и углубление научно-технических и производственных связей в рамках НАТО обеспечивают повышение уровня стандартизации вооружений, создают предпосылки для надежного взаимодействия вооруженных сил союзных государств в вооруженных конфликтах, позволяют более эффективно использовать выделяемые на нужды совместной обороны финансовые средства, расширяют технологическую базу военного производства, способствуя созданию и принятию на вооружение стран НАТО сложнейших систем оружия.

Реализация каждой стадии регулируется межправительственными соглашениями - меморандумами о взаимопонимании. Меморандумы определяют цели и масштабы взаимодействия в рамках конкретных программ, оговаривают ответственность и полномочия каждого из партнеров, а также распределение работ между странами как в сфере НИОКР, так и в производстве.

Подготовка всех межгосударственных программ разработки и производства вооружений включает создание руководящих органов на двух уровнях: официальном и промышленном. Официальный уровень образует межправительственные органы с участием представителей министерств обороны и видов вооруженных сил. Проекты, разрабатываемые под эгидой НАТО, получают статус «ПРОЕКТОВ НАТО». Для непосредственной реализации программ на официальном уровне образуются руководящий и исполнительный комитеты. Как правило, в руководящем комитете образуется совет директоров, в исполнительном - отделы или группы: административные, договорно-финансовые, планирования, производства, материально-технического обеспечения и обучения.

Промышленный уровень включает генерального подрядчика, подрядчиков и субподрядчиков. В качестве генерального подрядчика могут быть утверждены либо одна из фирм стран-участниц проекта, либо международный консорциум, либо специально созданная фирма. Подбор подрядчиков и субподрядчиков осуществляется с учетом предварительного согласования перечня работ с обязательным их закреплением за конкретными государствами-участниками проекта.

Сложились три основные формы организации межгосударственных программ производства оружия и военной техники: выделение ведущего партнера, сотрудничество на приоритетных началах и на основе интеграции.

В случае выделения ведущего партнера одна из стран принимает на себя всю полноту ответственности за организацию и руководство ходом реализации межгосударственной производственной программы и определяет в качестве генерального подрядчика одну из национальных военно-промышленных фирм. В выполнении подрядных работ принимают участие фирмы всех стран-партнеров.

При сотрудничестве на приоритетных началах создается структура управленческих органов, обеспечивающая равное представительство и участие в руководстве проектом всех сотрудничающих государств.

Высшей формой организации межгосударственного военно-промышленного сотрудничества является сотрудничество на основе интеграции. В этом случае государства-партнеры создают независимые административные органы и промышленные фирмы, отвечающие за разработку и производство систем оружия. Эти органы правомочны подписывать контракты и несут полную ответственность, включая финансовую, за ход выполнения всех работ. По такому принципу осуществлялись программы разработки и производства истребителей «Торнадо», ПТРК «Хот» и «Милан». Такой подход упрощает процедуру распределения заказов и ответственности. Все страны оказывают равное влияние на ход выполнения программы, активизируется обмен патентами и лицензиями.

В национальном масштабе ответственность за реализацию межгосударственных программ возложена на соответствующие органы министерств обороны стран НАТО. В министерстве обороны Великобритании эти задачи решает отдел совместных программ главного управления закупок вооружения, во Франции - аппарат генерального уполномоченного по оружию, в ФРГ - Федеральное ведомство военной техники и закупок.

При размещении заказов в рамках межгосударственных производственных программ используются два подхода:

- распределение работ согласно узкой специализации партнеров на выпуске строго ограниченной номенклатуры комплектующих изделий;

- дублирование выпуска несколькими странами, что ведет к увеличению финансовых издержек, но обеспечивает фактическую независимость национального производства от кооперационных поставок из-за рубежа.

Второму подходу к организации производства отдают предпочтение США. В Западной Европе в качестве основного принципа распределения заказов выступает узкая специализация. Так, при совместном выпуске ракетных систем Францией и ФРГ французская фирма «Аэроспасьяль» специализируется на разработке и производстве основных систем ракет и их окончательной сборке, германская МББ - на разработке и выпуске пусковых установок и боеголовок ракет.

Наряду со значительными преимуществами международное разделение труда в области военного производства имеет и существенные недостатки. Возрастает не только общая стоимость, но и сроки выполнения межгосударственных программ разработки производства вооружения стран, участвующих в проекте. Многоступенчатая структура управления, многочисленность межправительственных и межфирменных органов управления существенно снижают уровень его оперативности. Немалые трудности возникают на этапе концептуальной проработки проекта. Вооруженные силы каждой страны предъявляют к образцу ВВТ свои, нередко взаимоисключающие, требования. Учет этих требований ведет иногда к излишнему усложнению систем оружия, росту их стоимости, снижению конкурентоспособности на мировом рынке. Довольно сложной является и проблема финансирования производственных программ, в том числе в связи с различным уровнем инфляции по странам. Однако в целом совместная разработка и производство ВВТ имеет объективные преимущества, что обусловливает дальнейшее развитие этого направления военно-технического сотрудничество в НАТО5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общую направленность политики военно-экономического сотрудничества в рамках блока определяют его высшие органы -Совет НАТО и Комитет военного планирования.

Непосредственно ответственность за организацию и координацию межгосударственных программ разработки и производства ВВТ в рамках НАТО несет Конференция национальных директоров по вооружению. На ее заседаниях вырабатываются рекомендации по долгосрочной политике НАТО в области вооружений, анализируется ход выполнения совместных программ разработки и производства ВВТ, обсуждаются возможности реализации перспективных проектов в области НИОКР. Реализация конкретных научно-исследовательских и производственных программ возлагается на специально создаваемые с этой целью рабочие группы. Основные и специализированные группы руководят работой порядка 250 временно создаваемых подгрупп, комиссий, рабочих или исследовательских групп.

Очевидно, что США, как и их европейские партнеры, преследуют свои собственные, подчас диаметрально противоположные цели. Если США стремятся посредством углубления сотрудничества укрепить свое лидерство в НАТО, осуществить стандартизацию обычных вооружений блока на основе американских образцов, то руководство западноевропейских стран предполагает, в свою очередь, добиться большего равноправия по отношению к США, ограничить присутствие американских корпораций на европейском рынке оружия, получить доступ к новейшим американским технологиям6.

Несмотря на достаточно серьезные противоречия в отношении целей сотрудничества, военно-экономическая интеграция стран НАТО значительно усиливает военную мощь государств этого блока. Именно западноевропейские интеграционные процессы в сфере военного производства дали толчок такой форме сотрудничества этих стран, как межгосударственные военно-промышленные консорциумы. Руководство стран блока НАТО не отказывается от идеи создания такого оружия, которое позволило бы закрепить свои позиции на мировой арене, получить политические, экономические и военные выгоды.

Механизм военно-экономического сотрудничества в НАТО характеризуется многофункциональностью и гибкостью. Это создает предпосылки для повышения эффективности использования материальных и финансовых ресурсов в сфере НИОКР, производства и закупок ВВТ, развития инфраструктуры, расширения масштабов стандартизации и унификации вооружений, повышения мобилизационной готовности военной экономики стран-членов блока. Усиление интеграционных процессов в Европе обусловило перестройку механизма военно-экономического сотрудничества западноевропейских стран. Опыт стран Североатлантического блока показывает, что организации совместных программ предшествует подписание межправительственных соглашений, в которых определяются цели и масштабы взаимодействия, ответственность и полномочия партнеров, условия совместного финансирования и распределения работ.

Таким образом, опыт организации межгосударственного сотрудничества в области разработки и производства вооружений свидетельствует о том, что военно-экономическая интеграция возникает, как правило, на основе военно-политического союза государств. Существенными предпосылками ее развития являются относительное равенство технического уровня и географическая близость потенциальных партнеров.

Примечания

Подробнее см.: Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / Под ред. С.Ф. Викулова. М.: Военное изд-во, 2007; Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория. М.: ВФЭУ, 2005.

Weidenbaum M. The Changing Structure of the US Defense Industry // Orbis. 2003. Vol. 47. № 4; Velocci A.L. Roche Drops a Bombshell: U.S. Industry Overconsolidating // Aviation Week & Space Technology. 2002. Vol. 156. Issue 23. См.: Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее: Единый европейский акт. Договор о европейском союзе. М.: Право, 1994.

См.: 2009 Industry Outlook: Aerospace & Defense. Challenging Times, Emerging Opportunities [Электронный ресурс] // Deloitte. URL: http://www.deloitte. com/assets/Dcom-Venezuela/Local%20Assets/Documents/ve_cb&at20090ut-lookAerospace&Defense_300309.pdf (дата обращения: 25.10.2013). См.: Younossi O. et al. Lessons Learned from the F/A-22 and F/A-18E/F Development Programs. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2005. См., например: Толкачев С.А. Развитие военно-промышленных корпораций США в 2000-е гг. [Электронный ресурс] // Капитал страны: Федеральное интернет-издание. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/177018 (дата обращения: 17.09.2013); Он же. Реструктуризация и консолидация оборонной промышленности США // США - Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 1.

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.