НАУЧНАЯ ПОАЕМИКА SCIENTIFIC CONTROVERSY
УДК 355.01
В. А. Ксенофонтов
Военная академия Республики Беларусь
ВОЕННАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Становление нового мирового порядка сопровождается ростом всех видов межгосударственного насилия (невоенного и военного) и расширением его географии, поэтому необходимо развитие систем национальной безопасности и их военных составляющих в контексте динамики международных отношений, военно-политической обстановки и трансформации военных конфликтов. Основным методом рационального определения путей совершенствования военной сферы выступает диалектика современной войны и военной сферы национальной безопасности. В условиях слабости международной политики и возможного развязывания военного конфликта важно изучение его технологии. Существенной тенденцией современного противоборства на любой стадии конфликта являются информационно-когнитивная и идеологическая составляющие, которые переросли в ментальную войну. В статье показаны особенности ментального насилия, значимость формирования ментальной культуры и стратегии ментальной безопасности. Подчеркивается значение понимания национальных интересов как ключевого аспекта в защите от ментальной агрессии. Военной сфере национальной безопасности присущи собственные интересы, реализация которых обеспечивает защиту страны в военном отношении. На основании Концепции национальной безопасности Республики Беларусь показаны основные национальные интересы в военной сфере. Актуализированы основные внутренние и внешние источники военных угроз, отмечены пути их нейтрализации. Выделены принципы обеспечения военной безопасности и индикаторы состояния национальной безопасности государства в военной сфере. Сделан вывод, что соблюдение в социально-политической практике личностью, обществом и государством национальных интересов в военной сфере - основной путь обеспечения военной безопасности.
Ключевые слова: новый мировой порядок, политика, международные отношения, военно-политическая обстановка, военный конфликт, ментальная война, военная безопасность Республики Беларусь, диалектика, военная сфера национальной безопасности, национальные интересы.
Для цитирования: Ксенофонтов В. А. Военная сфера национальной безопасности: основные пути совершенствования // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 2 (275). С. 108-114. DOI: 10.52065/2520-6885-2023-275-2-20.
V. A. Ksenofontov
Military Academy of the Republic of Belarus
MILITARY SPHERE OF NATIONAL SECURITY: MAIN WAYS OF IMPROVEMENT
The emergence of a new world order is accompanied by the growth of all types of interstate violence (non-military and military) and the expansion of its geography. It is necessary to develop national security systems and their military components in the context of the dynamics of international relations, military-political situation and transformation of military conflicts. The main method of rationally identifying ways to improve the military sphere is the dialectic of modern warfare and the military sphere of national security. In the conditions of weakness of international politics and possible unleashing of military conflict, it is important to study its technology. The essential tendency of modern confrontation at any stage of the conflict is information-cognitive and ideological components, which have developed into mental warfare. The peculiarities of mental violence, the significance of the formation of mental culture and mental security strategy are shown. The importance of understanding national
interests as a key aspect in defence against mental aggression is emphasised. The military sphere of national security has its own interests, the realisation of which ensures the defence of the country in military terms. On the basis of the National Security Concept of the Republic of Belarus the main national interests in the military sphere are shown. The main internal and external sources of military threats are actualised, and the ways of their neutralisation are highlighted. The principles of ensuring military security and indicators of the state national security in the military sphere are highlighted. It is concluded that the observance of national interests in the military sphere by the individual, society and the state in socio-political practice is the main way to ensure military security.
Keywords: new world order, politics, international relations, military-political situation, military conflict, mental war, military security of the Republic of Belarus, dialectics, military sphere of national security, national interests.
For citation: Ksenofontov V. A. Military sphere of national security: main ways of improvement.
Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2023, no. 2 (275), pp. 108-114. DOI: 10.52065/25206885-2023-275-2-20 (In Russian).
Введение. Становление нового мирового порядка сопровождается ростом всех видов межгосударственного насилия (невоенного и военного). В этих условиях даже миролюбивые государства обязаны в целях собственного самосохранения и развития предпринимать меры по укреплению систем национальной безопасности (далее - НБ). При этом необходимо осуществлять адаптацию их функционирования к современным и перспективным реалиям социального развития. Анализ международных отношений (далее - МО) и их военно-политической составляющей свидетельствует, что военное насилие имеет тенденцию к нарастанию и значительному расширению своей географии. Следовательно, не только создание, наличие, но и эффективное функционирование военной сферы национальной безопасности (далее - ВС НБ) [1] -это залог выживания государства и перспектив его развития в современном насильственном и хаотизирующемся мире. В этих условиях возникают проблемы обоснования перспектив совершенствования военной составляющей НБ. Основным методом рационального определений путей ее дальнейшего развития будет выступать диалектика современной войны и ВС НБ.
Основная часть. Главной целью функционирования ВС НБ является достижение военной безопасности, под которой понимается «состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от существующих и зарождающихся военных угроз» [2, ст. 4]. Основным инструментом обеспечения военной составляющей НБ является военная организация государства (далее - ВОГ), стоящая на защите национальных интересов Республики Беларусь в военно-политической сфере. При определении путей обеспечения защиты национальных интересов (потребностей республики) важно учитывать динамику как самих потребностей, так и формирующихся им угрозам. Это достаточно сложная аналитико-прогностическая задача в условиях трансформации войны. Одной из существенных
угроз национальным интересам является возможное развязывание военного конфликта. Поэтому особое внимание следует уделить его основным социально-политическим характеристикам, так как именно понимание облика военного конфликта способствует «настройке» как ВОГ, так и всего общества в условиях тотальности войны.
Обратимся к словам американского философа Элвина Тоффлера, который отмечал, что, «на протяжении всей истории человечества люди воевали так же, как работали» [3, с. 63], а «способ создания богатств и способ ведения войны связаны неразрывно» [3, с. 105]. В своей работе он четко показал динамику факторов производства (волн) от аграрного, затем к промышленному и наступившему - информационному. При этом главным ресурсом экономики Третьей волны является знание - «знание в широком смысле, включая информацию, данные, изображения, символы, культуру, идеологию и систему ценностей» [3, с. 97]. Этот тезис не отменяет материально-технические и тем более военно-стратегические факторы ведения войны, а подчеркивает существенную - информационно-когнитивную особенность современного межгосударственного противоборства.
Как отмечается в проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция): «Информационная сфера становится ареной межгосударственного противостояния. В результате культурно-идеологической экспансии, в основном ориентированной на потребление, целенаправленно искажается историческая правда, осуществляется фальсификация истории, разрушаются культурное наследие человечества, традиционные духовно-нравственные ценности народов, их национальная идентичность, институт семьи и пространство межкультурного взаимодействия» [2, ст. 5].
Заметим, что в условиях, когда целый ряд действующих в мире политических лидеров и
сил не хотят или не могут политико-дипломатическим путем обеспечивать национальные интересы своих стран, войны как болезнь начинают «поражать» новые геополитические пространства. В этой связи можно актуализировать слова немецкого философа Хаймо Хофмайстера: «Война - это проявление политического бессилия. Мир же ни в коей мере не является просто отсутствием борьбы, и уж тем более он не перина, на которой можно безмятежно почивать. Мир - это тоже борьба, но не за взаимное уничтожение, а за взаимное признание» [4, с. 8]. По нашему мнению, данный тезис не отменяет классического определения войны Клаузевица как «продолжения политики иными средствами», а свидетельствует об отрицании политики, ее нежелании (неспособности) решать возникающие противоречия политико-дипломатическим путем.
Приведенные выше соображения еще раз подчеркивают, что военное насилие и его крайняя форма война - с одной стороны, это своеобразное продолжение способа создания богатств, а с другой - это стремление уйти от политики в ее сущностном смысле и решить свои задачи насильственными средствами за счет других.
В сложившихся МО нет необходимости доказывать, что война - это крайний и объективно существующий способ разрешения межгосударственных и иных противоречий посредством силовой системы инструментов, созданной в стране и отвечающей характеру эпохи, а, кроме того, это радикальный способ «коммуникации», при котором осуществляется подавление воли более слабого субъекта сильным. Безусловно, насилие зарождается в самой политике, является политическим инструментом. А вот собственно политика может иметь целый спектр характеристик от исключительно миролюбивой до воинственно-агрессивной.
Уточним, что сегодня нет завершенной ти-пологизации войн. Война представляет собой мозаику различных форм насилия как невоенного, так и военного. Что касается типов войн, то упомянутый Хофмайстер выделяет три: героическую, имперскую и идеологическую (выделено мной - В. К.) [4, с. 162].
Обратим внимание, что «особенностью идеологической войны является не то, что она руководствуется какой-либо идеей, а то, что толкование человеческого бытия на основании такой идеи не ставит под сомнение истинность самой идеи, требуя для себя той власти, которая подобает истине» [4, с. 171]. Этот тип войны может мутировать в террористическую войну, сущность которой - «деструкция ради власти» [4, с. 173]. Важно учитывать, что идеологическая война содержит в себе тенденцию к тотальной войне с
дальнейшей трансформацией ее в истребительную войну [4, с. 176], задача которой не достижение мира, а полное уничтожение противника.
В условиях насаждения нового мирового порядка под эгидой США и НАТО современные МО и военно-политическая обстановка (далее - ВПО) содержат достаточно примеров трансформации войны от идеологической к истребительной. Ибо в сфере духа, смыслов национального бытия и навязывании народам и странам новой культуры, новой истины, нового образа мыслей и жизни проблематично достичь политическую победу, а порой и военную. В этом также проявляется «бессилие политики» по выражению Хофмайстера.
Вместе с тем «сила» элиты и политиков, мечтающих о выживании в мире за счет других народов и государств, с непрекращающегося идеологического межгосударственного противостояния обрела новое качественное состояние ментальной войны (далее - МВ). Это не метафора, это объективный способ реализации западных геополитических и военно-стратегических концепций посредством интеллектуально-культурной оккупации или уничтожения несогласных с их абсолютным доминированием. Если раньше геополитические концепции были известны немногим, то сегодня образованный человек должен осознавать суть происходящего, которая заключена в геостратегии гегемона [5, 6].
Подчеркнем, что основным способом насилия в рамках межцивилизационного противоборства выступает МВ. Разделяем позицию ученого Ильницкого А. М., что «мораль, воля и война как философские категории тесно взаимосвязаны. Воля навязывания своей морали другому является неотъемлемым аспектом гибридной войны, реализующимся через технологии МВ» [5, с. 29]. Западная коалиция, стремясь к геополитическому доминированию в мире посредством финансовых и военных инструментов, значительно усиливает информационно-когнитивную составляющую в воздействии на своих конкурентов. Речь идет о ментально-когнитивном, мировоззренческом доминировании и внедрении новой «истины». «Подобная стратегия направлена не просто на поражение противника на поле боя, а на уничтожение через технологию ментального геноцида его веры, морали, культуры, стирание исторических традиций, знаний и национальной идентичности» [5, с. 31].
В силу того, что наши противники только системно наращивают ментальное насилие, важно обеспечение ментальной безопасности. Как отмечает А. М. Ильницкий, ее исходными платформами следует считать: ментальную гигиену и ментальный иммунитет [5, с. 32]. Убеждены, что формирование названных качеств личности
и социума возлагается не только на органы государственного и военного управления, велика роль всех институтов общества. По нашему мнению, необходимо формировать ментальную культуру как часть общей культуры человека. Определяющая роль принадлежит системам воспитания и образования. Следует выходить из пелены навязываемых нам мифов, своевременно противостоять ментальным вирусам и инфекциям, различным псевдонаучным теориям, которые умело посредством системы информационных технологий внедряются в сознание граждан, особенно молодежи. Названный комплекс деструкции направлен на внутреннее разложение социума и его ментальную капитуляцию перед гегемоном, обретение новой идентичности на базе чуждой идеологии и традиций.
В рамках глобальной гибридной войны осуществляется активное мифотворчество и на этой основе манипулирование сознанием народов целых стран, их объединений. По существу, со стороны Запада осуществляется «ментальный неоколониализм» [5, с. 33]. Противостоять такой агрессии, находясь только в обороне, недостаточно, важны активные, системные ментально-наступательные действия со стороны личности, общества и государства. На основе формирования ментальной культуры как базиса ментальной безопасности важны мобилизация духа и воли всего народа, его единство перед насущными задачами срыва ментального наступления и разрушения страны со стороны государств-агрессоров, адекватные и решительные действия как самостоятельно, так и в сформированных межгосударственных коалициях против ментальной экспансии. Стоит продумать разработку Стратегии ментальной безопасности Союзного государства Беларуси и России.
В силу того, что системообразующими в сфере НБ являются национальные интересы, которые трансформируются в цели политико-управленческой деятельности, важно не только их понимание гражданами, но и их практическая реализация. Подчеркнем, что национальные интересы, зафиксированные в Концепции, - это результат научного анализа диалектики социальной системы (государства) и угроз ей. Разделяем позицию академика НАН Беларуси Гусакова В. Г., что «национальный интерес рассматривается как социальный феномен, снимающий противоречие между интересами государства и гражданского общества» [7, с. 16]. Учтем, что национальные интересы отражают многообразие материальных и духовных потребностей, обеспечивающих достойное существование и устойчивое развитие всех субъектов: личности, общественных организаций, социума в целом и государства [7, с. 17].
Следовательно, центральная роль национальных интересов и их особое значение обусловлено тем, что именно интересы являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом. Поэтому уяснение гражданами национальных интересов в различных сферах социального бытия и следование им на практике - это способ сохранения и развития государства.
Безусловно, ВС НБ как элемент общей системы безопасности также обладает комплексом интересов, реализация которых и следование им позволяет обеспечивать военную безопасность страны.
Так, исходя из Концепции в военной сфере, основными национальными интересами являются:
- обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь в любых условиях ВПО;
- развитие и укрепление коллективной безопасности с союзными для Республики Беларусь государствами;
- формирование новой, устойчивой архитектуры международной безопасности, восстановление взаимного доверия и прозрачности МО [2, ст. 16].
Национальные интересы реализуются в сложной ВПО, которая формирует различные риски, вызовы и угрозы им. Важнейшее условие обеспечения НБ в военном отношении - своевременное выявление противоречий между национальными интересами и потенциальными угрозами, которые зарождаются в виде источников угрозы НБ, понимаемой как «фактор или совокупность факторов, а также субъектов, их продуцирующих, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы НБ» [2, ст. 4]. Концепция четко определяет, что угроза НБ - это «реально существующая опасность нанесения вреда национальным интересам Республики Беларусь» [2, ст. 4].
Источники угроз и собственно угрозы могут формироваться как внутри страны, так и на внешнем контуре. В военной сфере основными внутренними источниками военных угроз являются:
- террористическая деятельность на территории Республики Беларусь преступных организаций, незаконных вооруженных формирований, преследующая цели по дестабилизации общественного порядка и провоцированию внутреннего вооруженного конфликта;
- ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан Республики Беларусь к вооруженной защите Отечества;
- снижение возможностей структурных компонентов ВОГ по решению задач мирного и военного времени в результате преступных действий (бездействия) отдельных граждан Республики Беларусь (измена государству, диверсия и другое);
- распространение в белорусском обществе идей гражданского противостояния, ведущих к вооруженному мятежу;
- неспособность обеспечить на уровне оборонной достаточности потребности ВОГ в вооружении, военной и специальной технике, запасах материальных средств, обусловленные снижением возможностей оборонного сектора экономики страны [2, ст. 38].
В военной сфере основными внешними источниками военных угроз являются:
- вооруженные провокации с территории иностранных государств на Государственной границе Республики Беларусь и в ее пограничном пространстве;
- проведение государствами, межгосударственными военно-политическими объединениями враждебной военной политики в отношении Республики Беларусь, демонстрация ими стремления разрешать имеющиеся противоречия путем применения военной силы;
- призывы к применению военной силы либо финансирование подготовки к ее применению против Республики Беларусь со стороны международных организаций (в том числе неправительственных), радикальных религиозных течений, антибелорусских центров за рубежом;
- создание за рубежом негосударственных вооруженных формирований для осуществления военной деятельности на территории Республики Беларусь;
- снижение потенциала и возможностей межгосударственных военно-политических объединений с участием Республики Беларусь по обеспечению коллективной безопасности;
- возникновение и эскалация очагов вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь, а также государств, входящих в военно-политические объединения с участием Республики Беларусь;
- разрушение международной архитектуры военной безопасности, проведение военно-политическими союзами, в которые не входит Республика Беларусь, политики расширения в целях нарушения сложившегося стратегического баланса сил, вовлечение в сферу их влияния третьих государств без предоставления им членства, в том числе для ведения войн по доверенности (прокси-войн);
- стремление отдельных государств, в том числе в Европейском регионе, к обладанию или размещению на их территории оружия массового уничтожения, стратегических средств пора-
жения большой дальности в неядерном исполнении, распространение их компонентов и технологий производства;
- развязывание гонки вооружений и милитаризация сопредельных с Республикой Беларусь государств (военно-политических союзов, в которые не входит Республика Беларусь), ведущая к усилению их ударно-наступательных возможностей [2, ст. 47].
Беларусь исключительно миролюбивая страна, а свою военную безопасность обеспечивает «исходя из принципов неделимости безопасности, законности, комплексности, оборонной достаточности, неуклонной решимости отстаивать ее всеми имеющимися силами и средствами, отдавая приоритет невоенным мерам» [2, ст. 60].
Учитывая реалии МО, ВПО и стратегической обстановки руководство страны принимает все меры для «поддержания обороноспособности на уровне, обеспечивающем готовность государства к вооруженной защите, его военной организации и населения - к отражению агрессии, а также создания условий, исключающих возможность возникновения военного конфликта с участием Республики Беларусь» [2, ст. 60].
В целях совершенствования ВС НБ важно не только своевременно вскрывать противоречия между национальными интересами и формирующимися угрозами, но и своевременно их купировать. На основе системного анализа МО, ВПО определено, что нейтрализация внутренних источников угроз НБ в военной сфере продолжит обеспечиваться за счет:
- развития в обществе патриотизма, воспитания у граждан чувства ответственности за защиту Республики Беларусь;
- повышения мотивации и престижа военной службы в целях укрепления кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций;
- государственного реагирования на кризисные ситуации, способные привести к развязыванию внутреннего вооруженного конфликта на территории Республики Беларусь;
- своевременной реализации и финансирования мероприятий, предусмотренных государственными программами в области национальной обороны;
- активизации работы в направлении повышения возможностей оборонного сектора экономики по созданию современных и перспективных образцов вооружений, военной и специальной техники [2, ст. 60]. В этом перечне мы видим комплекс направлений, касающихся деятельности личности, общества и государства, способствующий обеспечению безопасности страны.
Что касается внешнего контура военной составляющей НБ, то защита от внешних источников военных угроз продолжит осуществляться за счет выполнения мероприятий по подготовке государства к обороне. При этом основные усилия сосредоточены:
- на планировании обороны государства как составной части организации обороны Республики Беларусь;
- подготовке Вооруженных Сил во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями;
- создании необходимых запасов материальных средств, обеспечивающих подготовку и успешное выполнение задач при ведении боевых действий;
- подготовке территориальной обороны и ее основного компонента - территориальных войск;
- укреплении системы коллективной безопасности посредством принятия скоординированных мер по обеспечению военной безопасности в рамках Союзного государства, развития региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, повышения эффективности органов военного управления, сил и средств коллективной безопасности ОДКБ [2, ст. 60].
В интересах обеспечения НБ в Концепции предусмотрены показатели, которые выступают важными критериями ее состояния, говоря языком диалектики - это мера состояния социума в контексте назревающего скачка от «безопасно» к «небезопасно». Среди основных индикаторов
(показателей) состояния НБ в рамках военной сферы выступают:
- наличие и эффективность международных правовых и политико-правовых гарантий безопасности и суверенитета Республики Беларусь;
- состояние ВПО;
- готовность ВОГ к выполнению задач по обеспечению военной безопасности;
- уровень военной мощи государства [2, ст. 70].
Заключение. В условиях нарастания и трансформации военного насилия в мире, усиления ментального противоборства важнейшим условием обеспечения военной безопасности является научное понимание технологий военного насилия, осознание национальных интересов Республики Беларусь и следование им в социально-практической деятельности, а также объективное выявление рисков, вызовов и угроз социальной системе.
Реализация на практике каждой личностью, белорусским обществом и государством национальных интересов в военной сфере - это не только способ эффективного функционирования ВС НБ, но и залог безопасности нашей страны и возможности функционирования остальных подсистем НБ. С учетом динамики МО, ВПО и стратегической обстановки в целях военной безопасности анализ диалектики национальных интересов и формирующихся им угроз должен быть своевременным и непрерывным, а действия адекватными, достаточными и обеспечивающими гарантированный уровень военной составляющей НБ.
Список литературы
1. Ксенофонтов В. А. Военная сфера национальной безопасности: основные компоненты, особенности и закономерности развития // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2023. № 1. С.192-197.
2. Проект Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: постановление Совета Безопасности Респ. Беларусь от 6 марта 2023 г. № 1 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P223s0001 (дата обращения: 14.07.2023).
3. Тоффлер Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться, Как выжить на рассвете XXI века. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 412 с.
4. Хофмайстер Хаймо Воля к войне, или Бессилие политики. Философско-политический трактат. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2006. 288 с.
5. Ильницкий А. М. Стратегия гегемона - стратегия войны // Военная мысль. 2023. № 6. С. 18-36.
6. Объятия «Анаконды». Антология геополитики Запада. М.: Родина, 2022. 464 с.
7. Гусаков В. Г. Научные основы реализации национальных интересов, укрепление суверенитета и независимости государства // Проблемы управления. 2017. № 3 (65). С. 16-23.
References
1. Ksenofontov V. A. Military sphere of national security: main components, features and regularities of development. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], issue 6, History, Philosophy, 2023. no. 1, pp. 192197 (In Russian).
2. Draft Concept of national security of the Republic of Belarus. Resolution of the Security Council of the Republic of Belarus 6 March 2023, no. 1. National Legal Internet Portal of the Republic of
Belarus. Available at: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P223s0001 (accesseed 14.07.2023) (In Russian).
3. Toffler E. Voyna i antivoyna: Chto takoye voyna i как s ney borot'sya, Kak vyzhit' na rassvete XXI veka [War and antiwar: What is war and how to fight it, How to survive at the dawn of the XXI Century]. Moscow, AST Publ.: Transit-kniga Publ., 2005. 412 p. (In Russian).
4. Hofmeister Heimo Volya к voyne, ili Bessilye politiki. Filosofsko-politicheskiy traktat [The will to war, or the Powerlessness of politics. Philosophical and political treatise]. St. Petersburg, Gumanitarnaya Akademiya Publ., 2006. 288 p. (In Russian).
5. Ilnitsky A. M. Strategy of the hegemon - strategy of war. Voyennaya mysl' [Military Thought], 2023, no. 6, pp. 18-36 (In Russian).
6. Ob"yatiya "Anakondy". Antologiya geopolitiki Zapada [Embrace of «Anaconda». Anthology of geopolitics of the West], Moscow, Rodina Publ., 2022. 464 p. (In Russian).
7. Gusakov V. G. Scientific foundations for the realisation of national interests, strengthening the sovereignty and independence of the state. Problemy upravleniya [Problems of Management], 2017, no. 3 (65), pp. 16-23 (In Russian).
Информация об авторе
Ксенофонтов Владислав Анатольевич - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры идеологической работы и социальных наук. Военная академия Республики Беларусь (220057, г. Минск, пр. Независимости, 220). E-mail: [email protected]
Information about the author
Ksenofontov Vladislav Anatol'yevich - PhD (Philosophy), Associate Professor, Professor of the Department of Ideological Work and Social Sciences. Military Academy of the Republic of Belarus (220, Nezavisimosti Ave., 220057, Minsk, Republic of Belarus). Email: [email protected]
Поступила 04.09.2023