Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич

Анализируется философско-антропологический подход к изучению феномена военной культуры, исследование которого в отечественном гуманитарном знании началось на рубеже XX-XXI вв. До этого предпринимаемые попытки носили эпизодический характер и сосредоточивались преимущественно на идеологической составляющей военной культуры, т.е. её духовном элементе. Относительная недавность начала изучения данного феномена в философском ракурсе объясняется его слабой изученностью и наличием в гуманитарном знании в целом различных подходов к определению анализируемого концепта. Отмечается ограниченность прежде используемых подходов к исследованию военной культуры (как денотата) - психологического, социологического, семиотического и нормативного. Показано, как философско-антропологический подход преодолевает эти недостатки и учитывает специфику каждого. Указывается на эффективность применения философско-антропологического метода к исследованию военной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY CULTURE: PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PERSPECTIVE OF RESEARCH

The article is devoted to the presentation and analysis of the philosophical and anthropological approach to the study of the phenomenon of military culture. The paper shows that the study of this phenomenon in the domestic humanities began at the turn of the 20th-21st centuries. Prior to this, the attempts made were episodic in nature and focused mainly on the ideological component of military culture, i.e. her spiritual element. The relative recentness of the beginning of the study of this phenomenon in a philosophical perspective explains its poor study and the presence in humanitarian knowledge, in general, of different approaches to the definition of the analyzed concept. The paper concludes that the previously used approaches to the study of military culture (as a denotation) - psychological, sociological, semiotic and normative - are limited. The presented article shows how the philosophical and anthropological approach overcomes these shortcomings and at the same time takes into account the specifics of each of the presented ones. To sum up above written, a conclusion is made about the effectiveness of the application of the philosophical and anthropological method to the study of military culture.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИССЛЕДОВАНИЯ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Научная статья УДК 130.2

doi: 10.18522/2687-0770-2023-1-12-16

ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИССЛЕДОВАНИЯ

Владимир Николаевич Иванов

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации», Москва, Россия

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского,

Липецк, Россия

philosophia@rambler.ru

Аннотация. Анализируется философско-антропологический подход к изучению феномена военной культуры, исследование которого в отечественном гуманитарном знании началось на рубеже XX-XXI вв. До этого предпринимаемые попытки носили эпизодический характер и сосредоточивались преимущественно на идеологической составляющей военной культуры, т.е. её духовном элементе. Относительная недавность начала изучения данного феномена в философском ракурсе объясняется его слабой изученностью и наличием в гуманитарном знании в целом различных подходов к определению анализируемого концепта. Отмечается ограниченность прежде используемых подходов к исследованию военной культуры (как денотата) - психологического, социологического, семиотического и нормативного. Показано, как философско-антропологический подход преодолевает эти недостатки и учитывает специфику каждого. Указывается на эффективность применения философско-антропологического метода к исследованию военной культуры.

Ключевые слова: военная культура, философская антропология, методология исследования, кризис культуры, социокультурная трансформация

Для цитирования: Иванов В.Н. Военная культура: философско-антропологический ракурс исследования // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 12-16.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

MILITARY CULTURE: PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL

PERSPECTIVE OF RESEARCH

Vladimir N. Ivanov

Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov

Academy of the Armed Forces of the Russian Federation", Moscow, Russia

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia

philosophia@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to the presentation and analysis of the philosophical and anthropological approach to the study of the phenomenon of military culture. The paper shows that the study of this phenomenon in the domestic humanities began at the turn of the 20th-21st centuries. Prior to this, the attempts made were episodic in nature and focused mainly on the ideological component of military culture, i.e. her spiritual element. The relative recentness of the beginning of the study of this phenomenon in a philosophical perspective explains its poor study and the presence in humanitarian knowledge, in general, of different approaches to the definition of the analyzed concept. The paper concludes that the previously used approaches to the study of military culture (as a denotation) - psychological, sociological, semiotic and normative - are limited. The presented article shows how the philosophical and anthropological approach overcomes these shortcomings

© Иванов В.Н., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

and at the same time takes into account the specifics of each of the presented ones. To sum up above written, a conclusion is made about the effectiveness of the application of the philosophical and anthropological method to the study of military culture.

Keywords: military culture, philosophical anthropology, research methodology, cultural crisis, sociocul-tural transformation

For citation. Ivanov V.N. Military Culture: Philosophical and Anthropological Perspective of Research.

Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(1): 12-16. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Военная культура представляет собой часть общей культуры. Она всегда несёт на себе печать общих, фундаментальных оснований, характерных для культуры соответствующего общества. Но в то же время военная культура, несмотря на общность базовых, атрибутивных характеристик, позволяющих её определить, в каждом конкретном обществе или государстве имеет свои специфические черты. Для российской военной культуры такой особенностью, повлиявшей на формование этого феномена, стала огромная территория нашей страны. Исторически так сложилось, что Российскому государству приходилось защищать от врагов пространство, не сопоставимое ни с одной другой страной. Именно это заставило отечественного философа И.А. Ильина заявить, что задача России - «замирять равнину оружием и осваивать её» [1, с. 431], в том смысле, что набеги на ее территорию совершались отовсюду. Постоянная угроза извне выкристаллизовывала особенности отечественной военной культуры, которая сегодня представляет собой специфический феномен, сформированный под влиянием западной и восточной традиций военного искусства.

Современные культурологические и философские знания предлагают различные подходы к пониманию того, что такое военная культура [2-8]. Отдельные философы сосредоточивают своё внимание на ее духовных основаниях, другие считают целесообразным включить в аналитический оборот и материальную составляющую. Среди этих оценок нам близка позиция В.И. Бажукова, заложившего основы антропологического подхода к исследованию феномена военной культуры [9, с. 28], который преодолевает отдельные недостатки, например, социологического, семиотического или деятельностного подходов, что достигается посредством достаточно удачного, на наш взгляд, сочетания методов и ракурсов исследования многих известных. Более того, в условиях свершающегося социокультурного перехода, в котором сегодня находится Россия, а также идущей в странах евроатлантической цивилизации социокультурной трансформации [10, с. 7], охватившей весь мир и нашу страну, о чём говорят современные исследователи [11-15], философско-антропологический ракурс позволяет наиболее полно проследить и проанализировать влияние современной действительности на военную культуру и последней - на российскую культуру в целом.

Именно универсальный характер философско-антропологического подхода позволяет преодолеть известные пределы, характерные для иных ракурсов исследования. Прежде всего он связан с изучением человека в специфической военной сфере. Проанализировать особенности поведения, мышления, формируемого мировоззрения в таких условиях, а затем уже и сущность военной культуры - цель применения данного подхода к изучению данного феномена.

При таком ракурсе исследования оказывается, что философско-антропологический подход таит в себе множественные возможности, преодолевая известные ограниченности иных теоретико-методологических оснований. В частности, использование в его рамках психологического подхода позволяет искать ключ к пониманию существа функционирования данного феномена в психике как отдельного индивида, так и группы (например, соответствующего общества) в целом. Благодаря включённости элементов психологического подхода, философско-антропологический ракурс позволяет проанализировать поведение индивидов в аспекте функционирования военной культуры.

Глубже и точнее понять социальный характер военной культуры помогают элементы социологического подхода, также присутствующие в рамках философско-антропологического ракур-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

са исследования. Выявляя общее для военной культуры, раскрывающее её суть, подход не игнорирует частного, учитывая индивидуальные особенности носителя военной культуры. Он же позволяет понять, как общее (требование стандартизированного поведения) преломляется в частном - в действиях конкретных людей. В конечном счёте специфическая военная культура складывается из поступков множества её носителей.

Рассмотреть военную культуру как образ жизни, проанализировать смыслово-знаковую её составляющую позволяет включённость элементов семантического подхода в философско-антропологический ракурс исследования. Несомненно, строгая нормативность и стандартизи-рованность выступают отличительными характеристиками военной культуры, нормативно-правовой и нормативно-моральный элементы очень туго переплетены и подчас разграничение между ними трудно фиксируется. Достигается эта специфическая характеристика в результате широко представленной знаково-символической составляющей, каковая находит своё отражение буквально во всех действиях носителей военной культуры. Это касается множества ритуалов, выступающих элементами военной культуры, фактической регламентированности практически каждого действия, осуществляемого индивидом.

Не являются исключением и многочисленные нормативно-правовые документы, в частности уставы, чётко регламентирующие буквально каждое действие военнослужащего. В результате у него формируется специфический образ жизни и образ мыслей, который в дальнейшем экстраполируется на многие действия, связанные не только с исполнением профессиональных обязанностей по защите Родины, но и проявляемые в повседневной жизни, в действиях, поступках и прочем, непосредственно не имеющих отношения к исполнению военного долга.

Философско-антропологический ракурс исследования феномена военной культуры преодолевает и известные пределы нормативного подхода, что выступает следствием сочетаемости в нём элементов, представленных выше. С позиции достижения идеала военная культура в силу уже отмеченной строгости и определённой консервативности оказывается более последовательна в сравнении со многими иными видами культур. Однако на практике идеал не всегда оказывается достижим, можно говорить лишь о стремлении к его достижению.

Все специфические условия функционирования военной культуры, а также подходы к её изучению - психологический, социологический, семантический, нормативный и проч. - учитывает философско-антропологический ракурс её исследования. Он позволяет преодолеть известные ограниченности иных подходов, применявшихся в гуманитарном знании. Носителями военной культуры являются конкретные люди, преимущественно (но не обязательно) имеющие отношение к военной сфере и следующие соответствующим нормам, требованиям, указаниям. Их действия в совокупности и формируют специфический феномен военной культуры (денотат).

Список источников

1. ИльинИ.А. Россия есть живой организм // Русская идея. М.: Республика, 1992. 496 с.

2. Абрамов А.П. Военная метакультура и её особенности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-1 (12). С. 10-13.

3. Горбунова Л.Ю. Составляющие элементы военной культуры // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 2 (2). С. 395-400.

4. Гребеньков В.Н. Военная культура российского общества. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2009. 312 с.

5. Коротенко А.В. Понятие военной культуры: сущностные характеристики и итоговая дефиниция // Вестн. Поволжской академии гос. службы. 2013. № 6 (39). С. 15-20.

6. Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 27-31.

7. Унру С.А. Военная культура в героических сказаниях народов Сибири и Дальнего Востока // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2021. № 2 (42). С. 111-118.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

8. Шабатура Л.Н., Тарасова О.В. К вопросу об изучении военной культуры в современных условиях // Наука, образование, культура : межвуз. сб. науч. ст. Екатеринбург, 2021. С. 335-339.

9. Бажуков В.И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы // Вопросы культурологии. 2009. № 1. С. 28-32.

10. Тарасов А.Н. Социокультурная трансформация как феномен динамики европейской культуры: философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. Курск, 2021. 379 с.

11. Когай Е.А. Молодежный экстремизм и виртуальный мир // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 13-14.

12. Кретов Д.В. Эффективность использования метода взаимной оценки при обучении студентов вузов иностранному языку: из опыта работы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96). С. 203-206.

13. Ромах О.В. Культурологическое образование в процессах глобализации // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69-72.

14. Тарасов А.Н., Кикина С.О., Бублик Е.В. Социокультурные основания мировой экономической трансформации // Наука Красноярья. 2022. Т. 11, № 1-4. С. 7-11.

15. Tarasov A.N., Belyaev D.A., Fedina N.V., Kataev D.V., Komkov A.A., Naidenova E.A. Analysis of migration processes in Russian education in the context of the ongoing social and cultural transformation // Revista on line de Política e Gestao Educacional. 2021. Vol. 25, № 3. P. 2311-2325.

References

1. Ilyin I.A. Russia is a living organism. Russian idea. Moscow: Respublika Publ.; 1992. 496 p. (In Russ.).

2. Abramov A.P. Military metaculture and its features. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Voprosy teorii i praktiki = Questions of Theory and Practice. 2011;(6-1):10-13. (In Russ.).

3. Gorbunova L.Yu. The constituent elements of military culture. Aktual'nye problemy voenno-nauchnykh issledovanii = Actual Problems of Military Scientific Research. 2019;(2):395-400. (In Russ.).

4. Grebenkov V.N. Military culture of Russian society. Stavropol: Stavropol State University Press; 2009. 312 p. (In Russ.).

5. Korotenko A.V. The concept of military culture: essential characteristics and final definition. Vestn. Pov-olzhskoi akademii gos. sluzhby = Bulletin of the Volga Academy of Public Administration. 2013;(6):15-20. (In Russ.).

6. Larkin L.G. Symbolism of military culture in society. Vestn. Tambovskogo un-ta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2014;(9):27-31. (In Russ.).

7. Unru S.A. Military culture in the heroic legends of the peoples of Siberia and the Far East. Yazyki i fol'klor korennykh narodov Sibiri = Languages and Folklore of the Indigenous Peoples of Siberia. 2021;(2):111-118. (In Russ.).

8. Shabatura L.N., Tarasova O.V. To the question of the study of military culture in modern conditions. Science, education, culture. Interuniversity collection of scientific articles. Yekaterinburg, 2021. P. 335-339. (In Russ.).

9. Bazhukov V.I. Anthropological approach to the study of military culture: possibilities and limits. Voprosy kul'turologii = Issues of Culturology. 2009;(1):28-32. (In Russ.).

10. Tarasov A.N. Sociocultural transformation as a phenomenon of European culture dynamics: philosophical analysis. Dissertation. Kursk, 2021. 379 p. (In Russ.).

11. Kogay E.A. Youth extremism and the virtual world. Sotsial'no-gumanitarnoe obozrenie = Social and Humanitarian Review. 2019;(1):13-14. (In Russ.).

12. Kretov D.V. Efficiency of using the method of mutual evaluation in teaching students of universities a foreign language: from work experience. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022;(4):203-206. (In Russ.).

13. Romakh O.V. Cultural education in the processes of globalization. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research. 2007;(7):69-72. (In Russ.).

14. Tarasov A.N., Kikina S.O., Bublik E.V. Sociocultural foundations of world economic transformation. Nauka Krasnoyar'ya = Science of Krasnoyarye. 2022;11(1-4):7-11. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

15. Tarasov A.N., Belyaev D.A., Fedina N.V., Kataev D.V., Komkov A.A., Naidenova E.A. Analysis of migration processes in Russian education in the context of the ongoing social and cultural transformation. Revista on line de Política e Gestao Educacional. 2021;25(3):2311-2325.

Информация об авторе

В.Н. Иванов - преподаватель, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации»; соискатель, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

Information about the author

V.N. Ivanov - Lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation "; Applicant, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky.

Статья поступила в редакцию 13.01.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 13.01.2023; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 20.03.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.