PHILOSOPHY
Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 80-83. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 9. P. 80-83.
Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.12
Теоретико-методологические основания культурфилософского исследования
феномена военной культуры
Владимир Николаевич Иванов1,2
1Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
2Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия
Аннотация. Статья посвящена выявлению теоретических и методологических оснований изучения феномена военной культуры с философских позиций. В работе показано, что в культурфилософском знании он исследован недостаточно. Анализ литературы, в которой рассматриваются отдельные аспекты военной культуры, показал, что среди ученых нет единого мнения относительно содержательного наполнения самого концепта, артикулирующего соответствующий денотат. Этот факт многократно актуализирует необходимость изучения феномена военной культуры как для научного знания в целом, так и для философии культуры в частности. В статье предлагается авторское понимание сущности военной культуры с опорой на предшествующий потенциал исследований данного вопроса. В методологическом отношении при культурфилософском изучении феномена военной культуры предлагается использовать принципы системного, культурологического и сравнительно-исторического подходов.
Ключевые слова: военная культура, философия культуры, категориально-понятийный аппарат, экспликация, методология культурфилософского исследования, научные методы исследования, социокультурная трансформация
Для цитирования: Иванов В.Н. Теоретико-методологические основания культурфилософского исследования феномена военной культуры // Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 80-83. https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.12.
Original article
Theoretical and Methodological Foundations of the Cultural-philosophical Study of Military Culture Phenomenon
Vladimir N. Ivanov1,2
''Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
2Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia
Abstract. The article aims to identify the theoretical and methodological foundations for the study of the military culture phenomenon from a philosophical standpoint. The study shows that in the cultural-philosophical knowledge it has been insufficiently investigated. An analysis of the literature, in which certain aspects of military culture are considered, has shown that there is no consensus among scholars regarding a content of the concept itself, articulating the corresponding denotation. This fact repeatedly actualizes the need to study the phenomenon of military culture, both for scientific knowledge in general and for the philosophy of culture in particular. The article offers the author's understanding of the essence of military culture, drawing on previous research potential of this issue. Methodologically, in the cultural-philosophical study of the phenomenon of military culture, it is proposed to rely on the principles of systemic, culturological and comparative-historical approaches.
Keywords: military culture, philosophy of culture, categorical-conceptual apparatus, explication, methodology of cultural-philosophical research, scientific methods of research, socio-cultural transformation
For citation: Ivanov, V.N. (2022) Theoretical and Methodological Foundations of the Cultural-philosophical Study of Military Culture Phenomenon. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 80-83. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.9.12 (In Russian).
Угрозы и риски, с которыми сегодня сталкивается российское общество, во многом есть порождение тех глобальных изменений, которые свершаются в общемировом масштабе. Исследователи определяют идущие процессы как социокультурную трансформацию, имея в виду качество и системный характер происходящих изменений (Ромах, 2005: 5; Тарасов, 2020: 7). Бук-
© Иванов В.Н., 2022
вально во всех сферах современной социокультурной действительности можно наблюдать кардинальные преобразования (Кретов, 2022: 146; Тарасов, Крылова, 2022: 66; Фролова, 2022: 69; Тагаэоу е! а1., 2021: 2312), что только усиливает ощущение неопределённости, плюралистично-сти и релятивности окружающего мира.
Глобальные трансформации, в которые оказалась втянутой Российская Федерация, причиной своей имеют социокультурный кризис государств евроатлантической цивилизации, каковая, как отмечают исследователи, до сегодняшнего дня продолжает оставаться лидером мирового социально-экономического развития (Ромах, 2004: 9; Тагаэоу, 2018: 2570). Страны отмеченного региона, к каковым относятся государства Западной Европы, США, Канада и Австралия, определяют мировую повестку, задавая образцы поведения во всех сферах жизни и обозначая принципы, детерминирующие современное геополитическое устройство, предлагаемое остальному человечеству. В сложившихся условиях любая попытка изменить мировой порядок воспринимается евроатлантическим центром как стремление сломать нечто незыблемое, навсегда установленное для каркаса мировой цивилизации. На этом фоне постепенно о себе заявляют новые центры, в перспективе способные образовать систему многополярного мира на планете. В этой связи совершенно справедливо, на наш взгляд, говорить не только о социокультурной трансформации в странах евроатлантической цивилизации, но и о процессах геополитических преобразований, охватывающих весь мир и меняющих расстановку сил на земном шаре.
Отмеченные процессы заметно актуализируют исследование различных проблем, обуславливающих безопасность государства. В культурфилософском знании к числу таковых относится изучение феномена военной культуры. Заметим, что к его анализу отечественная философия и культурология обратились сравнительно недавно. Рельефно исследовательский дискурс в это направление был смещён в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Именно в это время мы отмечаем всплеск появления работ, непосредственно или опосредованно направленных на изучение феномена военной культуры в различных аспектах: социологическом, культурологическом, философском, педагогическом и историческом. Проведённый анализ этих публикаций (Ба-жуков, 2009; Гребеньков, 2009; Данильченко, Гришина, 2022; Евсеева, 2014; Иванов, 2018; Козя-кова, 2019; Ларкин, 2014) показывает, что среди их авторов нет единства в понимании сущности рассматриваемого феномена, а, соответственно, и предлагаемые ими трактовки изобилуют избыточной множественностью, явно не работающей на достижение главного для науки результата - создание теоретически оформленного каркаса, позволяющего свести всё многообразие к общему определению. В этой связи вполне оправданными представляются методы, принципы и категориально-понятийный аппарат философии культуры.
В рамках культурфилософского исследования - с теоретических позиций - феномен военной культуры может быть рассмотрен как представленный формальной и неформальной составляющими, что отличает предмет нашего исследования от иных разновидностей культуры. Первая из указанных представлена различными уставами, достаточно подробно регламентирующими исполнение военнослужащими своих обязанностей, а также их быт. К числу таковых, например, относятся: устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и патрульной службы, строевой устав и др.
Неформальная составляющая военной культуры лишена чёткой выраженности в документах, в том числе в уставах. Она касается быта военнослужащих, их досуга, где априори невозможно ввести формализацию и регламентацию деятельности. Типичным примером неформальной составляющей военной культуры является, например, деление военнослужащих-срочников в зависимости от срока службы («дух», «дед»).
Выявление формальной и неформальной составляющих военной культуры позволяет заключить, что в последней присутствует знаково-символический элемент, регламентирующий жизнь и деятельность её носителей.
Проанализированная нами литература в каждом конкретном случае преимущественно сосредотачивает внимание на каком-то одном её элементе - материальном или духовном. При этом заметим, что в подавляющем большинстве работ ученые рассматривают духовную составляющую, акцентируя внимание на понимании военной культуры как системы ценностей и установок, которые обеспечивают мотивацию к исполнению военного долга (Евсеева, 2014: 225; Иванов, 2018: 151; Козякова, 2019: 202; Ларкин, 2014: 28). На наш взгляд, подобный подход страдает определённым редукционизмом, нивелируя значение материальной составляющей, включающей, например, военную технику, уровень развития которой, несомненно, влияет на знания и моральный дух военнослужащих. В этой связи используемый концепт в своей культурфилософ-ской интерпретации должен содержать в предлагаемом определении как духовную, так и материальную составляющие военной культуры.
РН!ЬОЭОРНУ
Поскольку военная культура - это результат развития материальной и духовной ее сторон, то атрибутивной характеристикой исследуемого феномена является его динамичность, т.е. способность изменяться во времени. Можно утверждать, что военная культура исторически подвижна и отражает уровень развития общества в каждый конкретный период времени.
Исходя из представленных вводных, с позиции философии культуры, на наш взгляд, можно сформулировать такое определение военной культуры: это действующая в данных условиях совокупность формальной и неформальной культур, образующаяся под влиянием духовного и материального элементов, обеспечивающих мотивацию её носителей к исполнению функции по защите данного общества от внешней угрозы.
Методологически исследование такого сложного феномена, как военная культура, должно опираться на принципы системного подхода, позволяющего раскрыть его целостность. Данный подход дает возможность выявить и глубоко проанализировать составляющие военной культуры. С культурфилософских позиций можно попытаться выстроить определённую иерархию этих элементов, что в конечном счёте будет способствовать качественному изучению интересующего нас феномена.
Военная культура как структура обладает определёнными свойствами, каковые также позволяет выявить системный подход. Применение его для изучения военной культуры позволит рассмотреть последнюю как часть, элемент целого - культуры общества, что, на наш взгляд, обесценит некогда бытовавшие споры о возможности использования конструкта «военная культура» в научном знании.
Поскольку роль духовного элемента в изучении феномена военной культуры значительна, то оправданным и эвристически перспективным представляется использование также культурологического подхода. Он позволяет выявить специфику предлагаемой военной культурой модели поведения её носителей, а также показать те проблемы, которые при этом возникают или могут возникнуть. В частности, культурологический подход эффективен при выявлении противоречий между нормами и требованиями, выдвигаемыми военной культурой, и теми реальными ценностными установками, с которыми в неё погружаются субъекты извне (например, новобранцы).
Изучению военной культуры как динамического явления призван способствовать также и сравнительно-исторический подход. Он позволяет выявить специфику феномена исследования в каждый конкретный период времени. Очевидно, что на эту специфику влияет уровень развития как материальной, так и духовной составляющих военной культуры. Использование сравнительно-исторического подхода при анализе военной культуры российского общества показывает, что это движение не всегда поступательно прогрессивное. В отдельные периоды отечественной истории оно проявляло себя волнообразно. Например, в развитии военной культуры российского общества в 1990-е годы можно выявить регрессивные тенденции.
Таким образом, изучение феномена военной культуры имеет значительный эвристический потенциал для философии культуры, а также для понимания тех процессов, которые реализуются в современном российском обществе. С позиции выявления теоретических основ этого исследования необходимо исходить из понимания военной культуры как сложного феномена, сочетающего формальную и неформальную составляющие, каждая из которых слагается из духовных и материальных оснований. Военную культуру отличает нацеленность на мотивированность военнослужащих к исполнению ими военного долга. В методологическом отношении при куль-турфилософском изучении феномена военной культуры необходимо опираться на принципы системного, культурологического и сравнительно-исторического подходов.
Список источников:
Бажуков В.И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы // Вопросы культурологии. 2009. № 1. С. 28-32.
Гребеньков В.Н. Методологический потенциал концепта «военная культура общества» в исторических и политических исследованиях // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 12. С. 83-89.
Данильченко С.А., Гришина Е.С. К вопросу о понятии «военная культура» // Военная мысль. 2022. № 2. С. 146-157.
Евсеева Л.В. Исследование феномена военная культура: культурно-антропологический подход // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 224-229.
Иванов И.А. Военное сознание и военное мышление // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 1 (14). С. 150-154.
Козякова А.И. Интеллектуальные компоненты военной культуры в Вооружённых силах РФ // Интеллектуальный капитал в XXI веке. Иркутск, 2019. С. 201-204.
Кретов Д.В. Анализ метода взаимной оценки в аспекте системно-деятельностной образовательной парадигмы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 146-149. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.23
Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 27-31.
Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии // Аналитика культурологии. 2004. № 1. С. 8-11.
Ромах О.В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 1 (3). С. 5-6.
Тарасов А.Н. Социокультурные трансформации в динамике культуры. М., 2020. 189 с.
Тарасов А.Н., Крылова Н.В. Философские искания С.А. Есенина и современная культура // Риски и уязвимости современной социокультурной трансформации. Липецк, 2022. С. 66-69.
Фролова Н.А. Культурообразующая функция русских религиозно-философских экспликаций (на примере творчества Льва Шестова) // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Липецк, 2022. С. 69-73.
Tarasov A.N. A Philosophical Analysis of Renaissance Culture as a Sociocultural Transformation in the Continuum of European Culture // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, iss. 11. P. 2569-2577.
Tarasov A.N., Belyaev D.A., Fedina N.V., Kataev D.V., Komkov A.A., Naidenova E.A. Analysis of Migration Processes in Russian Education in the Context of the Ongoing Social and Cultural Transformation // Revista on Line de Politica e Gestao Educacional. 2021. Vol. 25, iss. 3. Р. 2311-2325. https://doi.org/10.22633/rpge.v25i3.15927
References:
Bazhukov, V. I. (2009) Antropologicheskii podkhod k issledovaniyu voennoi kul'tury: vozmozhnosti i predely [The Anthropological Approach to the Study of Military Culture: Opportunities and Limits]. Voprosy kul'turologii. (1), 28-32 (in Russian).
Danilchenko S. А. & Grishina Y. S. (2022) On the Notion of Military Culture. Voennaya mysl'. (2), 146-157 (in Russian).
Evseeva L. V. (2014) Military Culture Phenomenon Studies: Cultural and Anthropological Approach. Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (3 (86)), 224-229 (in Russian).
Frolova, N. A. (2022) Kul'turoobrazuyushchaya funktsiya russkikh religiozno-filosofskikh eksplikatsii (na primere tvorchestva L'va Shestova) [Culture-Forming Function of Russian Religious-Philosophical Explanations (on the Example of Lev Shestov's Works)]. In: Traditsii i innovatsii vprostranstve sovremennoi kul'tury. Lipetsk, рр. 69-73 (in Russian).
Grebenkov, V. N. (2009) Methodological Potential of the Concept «Military Culture of Society» in Historical and Political Studies. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. (12), 83-89 (in Russian).
Ivanov, I. A. (2018) Military Consciousness and Military Mentality. Gumanitarnye problemy voennogo dela. (1 (14)), 150-154 (in Russian).
Kozyakova, A. I. (2019) Intelligent Components of Military Culture in the Armed Forces of the Russian Federation. In: Intel-lektual'nyikapital vXXI veke. Irkutsk, рр. 201-204 (in Russian).
Kretov, D. V. (2022) Analysis of the Method of Mutual Evaluation in the Aspect of the System-Activity Educational Paradigm. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (3 (95)), 146-149. Available from: doi:10.24158/spp.2022.3.23 (in Russian).
Larkin, L. G. (2014) Symbols of Military Culture in Society. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. (9 (137)), 27-31 (in Russian).
Romakh, O. V. (2004) Intellektual'nyi potentsial kul'turologii [The Intellectual Potential of Cultural Studies]. Analitika kul'turologii. (1), 8-11 (in Russian).
Romakh, O. V. (2005) Ot nauchnogo redaktora [From the Scientific Editor]. Analitika kul'turologii. (1 (3)), 5-6 (in Russian).
Tarasov, A. N. & Krylova, N. V. (2022) Filosofskie iskaniya S.A. Esenina i sovremennaya kul'tura [Philosophical Aspirations of S.A. Yesenin and Modern Culture]. In: RRiskii uyazvimostisovremennoisotsiokul'turnoi transformatsii. Lipetsk, рр. 66-69 (in Russian).
Tarasov, A. N. (2018) A Philosophical Analysis of Renaissance Culture as a Sociocultural Transformation in the Continuum of European Culture. International Journal of Civil Engineering and Technology. 9 (11), 2569-2577.
Tarasov, A. N. (2020) Sotsiokul'turnye transformatsii v dinamike kul'tury [Socio-Cultural Transformations in the Dynamics of Culture]. Moscow. 189 р. (in Russian).
Tarasov, A. N., Belyaev, D. A., Fedina, N. V., Kataev, D. V., Komkov, A. A. & Naidenova, E. A. (2021) Analysis of Migration Processes in Russian Education in the Context of the Ongoing Social and Cultural Transformation. Revista on Line de Politica e Gestao Educacional. 25 (3), 2311-2325. Available from: doi:10.22633/rpge.v25i3.15927.
Информация об авторе В.Н. Иванов - преподаватель Общевойсковой ордена Жукова академии Вооружённых Сил Российской Федерации, Москва, Россия; соискатель Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.
Information about the author V.N. Ivanov - Lecturer, Combined Arms Order of Zhukov of the Academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Russia; External PhD student of Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, Lipetsk, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.09.2022.