Научная статья на тему 'Реконструкция философии культуры Г. П. Федотова: религиозно-метафизическая экспликация культуры'

Реконструкция философии культуры Г. П. Федотова: религиозно-метафизическая экспликация культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / PHILOSOPHY OF CULTURE / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ФЕДОТОВ / FEDOTOV / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / БОГОИСКАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА / RELIGIOUS METAPHYSICS / ЭСХАТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURE ESCHATOLOGY / КУЛЬТ И КУЛЬТУРА / CULT AND CULTURE / GOD-SEEKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беляев Дмитрий Анатольевич

Основным объектом рассмотрения в статье выступает религиозно-философское творчество Г.П. Федотова, в котором специально исследуются культурфилософские воззрения мыслителя. Научная новизна работы заключается в целостной реконструкции и аналитике философии культуры Г.П. Федотова с учетом многоаспектного понимания мыслителем феномена культуры в ее религиозно-метафизической исходности и конкретно-исторической проявленности. Методологический инструментарий исследования носит комплексный характер, сочетая в себе общенаучные и философские подходы. В качестве доминантных методов исследования выступают методы философского анализа, культурфилософской интерпретации, компаративной аналитики, типологизации и реконструкции. Автор реконструирует религиозно-метафизическую модальность экспликации Г.П. Федотовым феномена культуры, выявляя ее основания, генезис и перспективы развития. Очевидно, что отечественный философ придерживается религиозно-метафизического взгляда на источник культурного порождения. Бог не только выступает метафизической причиной культуры, но и источником ее смыслонаполненности. Соответственно, мыслителем признается тот факт, что вне обращенности к Богу культура бессмысленна, абсурдна и даже может быть вредна, т.к. замыкает человека на мире физически-посюсторонней данности, делая его рабом природной необходимости. Одновременно обозначена «эсхатология культуры» русского философа, ее неизбежный конец в ситуации возврата человека к Богу. Г.П. Федотов подчеркивает, что главный смысл культуры в том, чтобы быть «проводником в Царство Божие», достигнув которого, она утрачивает свою необходимость. Также было выявлено, что мыслитель особый акцент делает на свободном творчестве как пути культурного богоискательства, которое должно быть освещено Церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INNOVATION AS A MECHANISM OF CULTURAL DYNAMICS IN THE PROCESS OF SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION: CULTUROLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The main object of consideration in the article speaks of religious and philosophical creativity G.P. Fedotova, which specifically examines the cultural philosophies thinker. The scientific novelty of the work lies in an integrated reconstruction and analytical philosophy of culture G.P. Fedotov, taking into account the multidimensional understanding of the thinker culture phenomenon in its religious and metaphysical source and concrete historical manifestation. The methodological tools of research is complex, combining general scientific and philosophical approaches. As the dominant research methods are the methods of philosophical analysis, cultural philosophical interpretation, comparative analytics, typology and reconstruction. The author reconstructs the religious-metaphysical modality of explication G.P. Fedotov cultural phenomenon, identifying its inception, genesis and development prospects. It is obvious that Russian philosophy adheres to religious and metaphysical views on the cultural source of generation. God not only acts as a metaphysical cause of culture, but also the source of her sense of fullness. Accordingly, the thinker recognizes the fact that God is turning to culture is meaningless, absurd and could even be harmful, because closes person in the world physically-this-worldly given, making him a slave of natural necessity. At the same time labeled "eschatology culture" Russian philosophy, its inevitable end in a situation of return of man to God. G.P. Fedotov stressed that the main meaning of culture is to be a "guide to the kingdom of God" reached which, it loses its necessity. It was also revealed that the thinker special emphasis on free creativity as a cultural way of God-seeking, which is to be illuminated by the Church.

Текст научной работы на тему «Реконструкция философии культуры Г. П. Федотова: религиозно-метафизическая экспликация культуры»

Беляев Дмитрий Анатольевич

РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА .

УДК 008

РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА: РЕЛИГИОЗНО-МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

© 2016

Беляев Дмитрий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры

философии и культурологии Липецкий государственный педагогический университет, Липецк (Россия)

Аннотация. Основным объектом рассмотрения в статье выступает религиозно-философское творчество Г.П. Федотова, в котором специально исследуются культурфилософские воззрения мыслителя. Научная новизна работы заключается в целостной реконструкции и аналитике философии культуры Г.П. Федотова с учетом многоаспектного понимания мыслителем феномена культуры в ее религиозно-метафизической исходности и конкретно-исторической проявленности. Методологический инструментарий исследования носит комплексный характер, сочетая в себе общенаучные и философские подходы. В качестве доминантных методов исследования выступают методы философского анализа, культурфилософской интерпретации, компаративной аналитики, типологизации и реконструкции. Автор реконструирует религиозно-метафизическую модальность экспликации Г.П. Федотовым феномена культуры, выявляя ее основания, генезис и перспективы развития. Очевидно, что отечественный философ придерживается религиозно-метафизического взгляда на источник культурного порождения. Бог не только выступает метафизической причиной культуры, но и источником ее смыслонаполненности. Соответственно, мыслителем признается тот факт, что вне обращенности к Богу культура бессмысленна, абсурдна и даже может быть вредна, т.к. замыкает человека на мире физически-посюсторонней данности, делая его рабом природной необходимости. Одновременно обозначена «эсхатология культуры» русского философа, ее неизбежный конец в ситуации возврата человека к Богу. Г.П. Федотов подчеркивает, что главный смысл культуры в том, чтобы быть «проводником в Царство Божие», достигнув которого, она утрачивает свою необходимость. Также было выявлено, что мыслитель особый акцент делает на свободном творчестве как пути культурного богоискательства, которое должно быть освещено Церковью.

Ключевые слова: философия культуры, христианство, Федотов, творчество, богоискательство, религиозная метафизика, эсхатология культуры, культ и культура.

RECONSTRUCTION OF PHILOSOPHY OF CULTURE G.P. FEDOTOVA: RELIGIOUS CULTURE METAPHYSICAL EXPLICATION

© 2016

Belyaev Dmitry Anatol'evich, candidate of philosophy sciences, associate professor of the chair philosophy and cultural studies Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk (Russia)

Abstract. The main object of consideration in the article speaks of religious and philosophical creativity G.P. Fedotova, which specifically examines the cultural philosophies thinker. The scientific novelty of the work lies in an integrated reconstruction and analytical philosophy of culture G.P. Fedotov, taking into account the multidimensional understanding of the thinker culture phenomenon in its religious and metaphysical source and concrete historical manifestation. The methodological tools of research is complex, combining general scientific and philosophical approaches. As the dominant research methods are the methods of philosophical analysis, cultural philosophical interpretation, comparative analytics, typology and reconstruction. The author reconstructs the religious-metaphysical modality of explication G.P. Fedotov cultural phenomenon, identifying its inception, genesis and development prospects. It is obvious that Russian philosophy adheres to religious and metaphysical views on the cultural source of generation. God not only acts as a metaphysical cause of culture, but also the source of her sense of fullness. Accordingly, the thinker recognizes the fact that God is turning to culture is meaningless, absurd and could even be harmful, because closes person in the world physically-this-worldly given, making him a slave of natural necessity. At the same time labeled "eschatology culture" Russian philosophy, its inevitable end in a situation of return of man to God. G.P. Fedotov stressed that the main meaning of culture is to be a "guide to the kingdom of God" reached which, it loses its necessity. It was also revealed that the thinker special emphasis on free creativity as a cultural way of God-seeking, which is to be illuminated by the Church.

Keywords: philosophy of culture, Christianity, Fedotov, creativity, God-seeking, religious metaphysics, culture eschatology, cult and culture.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество оказалось в ситуации острой социокультурной конфликтности и межкультурного непонимания, приводящих к глубоким гуманистическим кризисам. Все это предельно актуализирует те области социально-гуманитарного знания, где происходит специальное исследование культуры. Думается, что ее глубокая философская аналитика, понимание генеалогии и генезиса способны разрешить многие современные проблемные ситуации и помочь наладить адекватную внутри- и межкультурную коммуникацию.

В этой связи особый интерес представляют культур-философские идеи русских религиозных мыслителей начала XX в., которые долгое время находились под идеологическим запретом советской власти. В современной России наблюдается процесс интеллектуального и духовного узнавания традиции русской религиозной философии. Это особенно важно, т.к. именно в ее рамках происходило глубокое и самобытное осмысление феномена культуры. В частности, о. Павел Флоренский,

о. Сергий Булгаков и Г.П. Федотов предложили оригинальные культурфилософские концепции, пронизанные духовным светом христианства. Однако именно этот пласт отечественной религиозно-философской традиции на сегодняшний день оказался недостаточно изучен. На наш взгляд, воззрения отечественных мыслителей помогут сформировать новый фокус восприятия феномена культуры, понять ее основания, причины кризисных явлений и возможные пути их преодоления. Особенно важна религиозная модальность осмысления культуры Г.П. Федотовым, которая, на наш взгляд, может фундировать духовные начала в пространстве отечественной культуры.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы философии культуры в творческом наследии Г.П. Федотова имеют сравнительно небольшую степень научной ис-следованности. Однако все же возможно выделение ряда авторов, которые в своих публикациях изучают те

Беляев Дмитрий Анатольевич РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА ...

или иные аспекты культурфилософских идей русского мыслителя. Так, в первую очередь, можно отметить Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского и А.С. Лосева, которые «по горячим следам» анализируют и критически осмысляют отдельные философско-культурологические идеи Г.П. Федотова.

Кроме того, частные и специальные вопросы философии культуры мыслителей становились предметом аналитического рассмотрения в исследовательских работах И.В. Гребешева, А.В. Елкиной, М.В. Ковалевой, А.Я. Кожурина, Е.А. Коробулиной, А.В. Малафеева, Н.В. Пономарева и В.И. Савинцева.

Однако в большинстве научно-аналитических публикаций затрагиваются лишь отдельные аспекты темы философии культуры в трудах Г.П. Федотова, что делает невозможной целостную реконструкцию его культурфи-лософских воззрений.

Формирование целей статьи (постановка задания). В этой связи наша работа призвана внести свой посильный вклад в объемное и разноплановое исследование феномена культуры в творчестве отечественного мыслителя. Ее основной целью является целостная реконструкция и аналитика культурфилософских идей в творческом наследии Г.П. Федотова, в частности его религиозно-метафизической экспликации феномена культуры.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Жизнь и творчество Г.П. Федотова пришлись на время радикальных революционных потрясений в России. В частности, философ оказался свидетелем революционных событий 1905 и 1917 гг., которые привели к тектоническим сдвигам в отечественной культуре. Федотов пытался найти применение своим талантам историка, переводчика и публициста в советской России. Однако принципиальное неприятие религиозной и социально-гуманитарной политики большевиков сделало невозможным дальнейшее пребывание мыслителя в России. Эти глубинные противоречия заставили Федотова в 1925 г. оставить родину и эмигрировать во Францию, где он продолжил активную издательскую и исследовательскую деятельность и занял видное место в среде «русского зарубежья». После оккупации Парижа в 1941 г. философ уезжает в США, где также публикует ряд своих значимых работ в «Новом журнале» - крупнейшем периодическом издании русской эмиграции. Эти жизненные перипетии, непосредственное переживание важнейших культурно-исторических событий оказали прямое влияние на характер и предмет научных изысканий отечественного мыслителя.

Спектр творческого наследия Г.П. Федотова тематически весьма многообразен и широк. В разное время он обращается к историческим, социально-политическим и религиозно-философским темам. Однако вне зависимости от дисциплинарного формата исследований Федотов постоянно возвращается к проблеме осмысления феномена культуры. Ее судьба понимается мыслителем как важнейший вопрос для человека любой исторической эпохи, при том что судьбы личности и культуры нераздельны [1, с. 89].

Культура рассматривается Федотовым, с одной стороны, как феномен конкретно исторической и социальной реальности, а с другой - как явление религиозного и метафизического порядка. Все это позволяет говорить о наличии у мыслителя системы оригинальных куль-турфилософских воззрений, сочетающих в себе реалии исторического опыта и концептуальность философского уровня их понимания. Одновременно с этим философия культуры Г.П. Федотова, представленная в форме культуроориентированной религиозной метафизики, находится в общем идейном контексте с идеями о. Павла Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка.

Философская аналитика культуры у Г.П. Федотова предполагает обращение к сущностным основаниям как

человека, так и божественного Абсолюта. С одной стороны, причинные истоки возникновения феномена носят трансцендентный характер. Первичный культурный импульс появился исключительно благодаря деятельности сверхфизической креативной силы - Бога [2, с. 132]. С другой стороны, непосредственным культурным актором является человек, но эту способность он обретает через трансцендентную опосредованность - возможность боговдохновенного творчества, которая была дарована ему в акте Божественного творения.

Экспликация человека производится Федотовым через категорию творчества, которое в самом общем смысле можно определить как созидательно-инновационную активность, вызывающую «переход из небытия в бытие» [3, с. 115] и способствующую «введению чего-то нового в контекст действительности» [4, с. 575]. В рамках самых разных дискурсов о человеке складывается представление о том, что творчество имманентно людскому естеству, которое выступает формой актуализации свободной, личностной «пульсации духа». Например, уже в эпоху Возрождения истинный человек возможен только как Homo Creans, т.е. человек творящий. Наконец уже в XX в. Н.А. Бердяев приходит к фактически отождествлению творчества и человека, определяя последнего как «творческий акт» [5, с. 20].

В целом Федотов продолжает эту линию Бердяева по определению человека как существа, в первую очередь, - творческого. Именно наличие творческой способности позволяет говорить философу о человеке как о бытийном или по крайней мере культурном акторе. Также через творчество возникает пространство культуры.

Между тем любая подлинная деятельность людей не только имеет своим истоком Бога, но и вектор предельной телеологической направленности на него. Индивиду присуще стремление к воссоединению с Творцом. В этом смысле как философско-антропологическая, так и куль-турфилософская концепция Федотова носят метафизическую и трансцендентную ориентацию. Отдельный человек и все созданное им через творческую способность пространство культуры, фактически понимаемое как своеобразное трансцендентно ориентированное пространство совмещения онтологических «начала и конца», свою конечную цель, а значит, и смысл, обретают в Боге. «Поэтому культура трактуется как построение небесного Иерусалима, где произойдет очищение и преображение мира, созданного человеком» [6, с. 114].

В свою очередь, история и культура по Федотову являются формами обращения человека к Богу. В акте культурного строительства осуществляется сплочение духовных человеческих субстанций в «единое тело единого духа» [7, с. 41], устремленного в творческом порыве к Абсолюту [8, с. 52-53]. Соответственно, культура видится Федотову как «свободная гармония личных творческих актов» [7, с. 297].

Далее Федотов раскрывает смысл именно эсхатологического контекста истолкования феномена. Он полагает, что без Апокалипсиса, как предельной точки мировой и культурной истории, идея духовно-творческого порыва к Богу была бы принципиально не завершена. Откровение о Конце мира необходимо для целостности и смысла культуры. Оно указывает на абсурдную трагедийность, бессмысленность конструирования культуры исключительно как «Града земного». Апокалипсис, будучи точкой неизбежного конца мира дольнего, фиксирует невозможность культуры вне ее устремленности к Богу, за рамками смысловой причастности к нему. Это доказывает категорическую необходимость трансцендентного вектора развития культуры [7, с. 41]. Федотов вполне определенно говорит: «Эсхатология культуры не ограничивается выявлением трагедии культуры, замыкающимся в строительстве земного Града, но и выявляет пути построения христианской культуры - строительства Града Божьего на земле, Нового Града» [6, с. 118].

Данная эсхатологическая модальность ее понимания

Беляев Дмитрий Анатольевич философские

РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА ... науки

делает возможным преодоление вещно-материальной замкнутости на пути к ноуменальному бытию. Земная культура - это лишь мифология реальности. Такое открытие становится возможным, по мнению Федотова, только через внутреннее человеческое усилие - «эсхатологическую рефлексию» и внешнее откровение - обращение Бога к человеку [9, с. 13].

В итоге христианско-эсхатологическая модель понимания культуры Федотова, предусматривающая перспективное преображение и смыслонаполненность, выступает альтернативой нигилистическим концепциям, предрекающим неизбежный культурный кризис и фатальный распад жизненного пространства культуры.

Федотов сопрягает пророческие откровения христианства и культуру, с которой и начинается, по сути, история претворения, раскрытия христианского посыла в мире. Соответственно, для философа она является ответом человека, развернутым во времени и пространстве, на Божественный призыв. Одновременно этот ответ складывается из актов индивидуального человеческого творчества, поэтому и культура рассматривается Федотовым в антропологической и исторической перспективе. Она обнаруживает и удостоверяет себя в уникальных «продуктах» творческой эманации, т.е. смысловых и творческих актах различных «исторических тел». Они обладают характером общезначимости и исторической необходимости.

Также культура по Федотову выступает по-своему уникальным пространством, системой накопления и адекватной передачи человеческого опыта. При этом мыслитель указывает на то, что в первую очередь культура заключается в «сгустках накопленных ценностей», заключенных в «артефактах христианской символики» [10, с. 43].

Важно, что далеко не всякое творческое действие можно квалифицировать как культурную ценность. Подлинное творчество, т.е. претендующее на культурный статус, обнаруживается, считает Федотов, исключительно в «познании, в служении высшему» [7, с. 297]. Соответственно, это выкристаллизовывает истинный и высочайший смысл культуры, заключенный в бого-познании и богообращении, который «раздвигает пространство храмовой молитвы до пределов космоса» [10, с. 120]. Это творческое богопознание, «даже утвержденное на камне веры», всегда непрерывно, и поэтому культура, движимая этим импульсом-целью, находится в состоянии перманентной изменчивости. Любые тенденции к застою или замыканию в известных границах Федотов квалифицирует как признак «тяжелой болезни», а прекращение движения - смерть [10, с. 150].

Культура, основанием которой является творчество, всегда ориентирована на созидание нового, «которое свободно, не предопределено и, следовательно, не предвидимо» [7, с. 163]. Таким образом, творческую часть феномена невозможно заключить в рамки системной организации и планирования. Напротив, она всегда зиждется на интуиции, в которой едины божественное, человеческое и природное.

Федотов выделяет несколько уровней боговдохно-венности творчества. Первый из них - деятельность святых, которая через аскетические практики направлена на Святой Дух [11; 10]. Она до некоторой степени лишена непосредственного культурного присутствия. Святые используют мирскую культуру, но не задерживаются в ней. Второй - это «творческое вдохновение, исполняющее жизнь Церкви», направленное на «богочеловече-ский мир откровения и святости» [10, с. 242]. Два первых уровня творческой активности стремятся к трансцендентному деланию, они адресованы к небесному, горнему. Соответственно, для них характерен отказ от земного, посюстороннего созидания и в этом, по мысли Федотова, заключается их неполнота. На третьем уровне - христианском творчестве - происходит сближение «освящающегося и освещающего», земного и небесно-66

го, чистого и греховного [10, с. 242]. Для четвертого (се-кулярного) характерно духовное ниспадение и оскудение творчества, которое отрывается от Церкви. Наконец, последний уровень - это языческое творчество, ведущее к духовному тупику. Оно свойственно человеку, «заблудившемуся» в мирском (природном) и телесном.

Одновременно Федотов отмечает сущностную двойственность культуры. С одной стороны, на ней лежит отпечаток грехопадения человека и, как следствие, вынужденной связанности с природой. «Если бы Царствие Божие уже наступило - во всех и во всем, - то упразднилась бы сама природа как царство законов. Пока стоит природа, должна строиться и культура» [10, с. 238]. С другой стороны, культура оказывается пространством и способом преодоления этого «природного бремя» и дольней замкнутости. В лучших ее образчиках присутствует, по мнению философа, «вдохновение Духа Святого» [10, с. 306]. Созидание подлинной культуры всегда требует творческого, вдохновенного трудового усилия. Вообще в ней Федотов выделяет два извечных начала: труд и вдохновение [10, с. 238]. Именно они являются «манифестацией божественной помазанности» человека и делают возможным достижение им бессмертия [8, с. 58].

«Культура как высшая форма творчества, прежде всего, нуждается в свободе» [7, с. 271]. Федотов выделяет два измерения свободы - «свобода духа» и «свобода тела», проистекающих из двух христианских истин: ценности личности и свободе жизненного выбора. Первое имеет свой источник в общественной власти, которая создает условия для реализации свободного существования веры, отправления культа. Второе проистекает из неотъемлемых прав человека, она есть выраженность его индивидуальности [7, с. 256-257]. Но, несмотря на культурную важность свободы, ее реализация требует духовной и исторической зрелости. Она является «поздним и тонким цветком культуры» [7, с. 253], который обнаруживается лишь на ее высотах.

Очевидно, что онтология данного феномена близка культурфилософским воззрениям Флоренского, в частности, его взглядам на генеалогию культуры. Так, например, Федотов уверен в том, что она всегда фундирована религиозными основаниями веры, ее смыслами и ценностями. Федотов солидаризируется с утверждением Флоренского о генетической близости культа и культуры: «Культ - зерно, из которого развиваются культуры» [10, с. 302]. Культура важна как способ духовного (творческого) преодоления человеком греха, ведущий к Богу. Одновременно философ фиксирует ее несовершенство, имманентность ее греховных оснований и поэтому культура носит временный характер, ей не находится место в конце истории, когда совершается положительный синтез мирского и небесного, освященного Святым духом. «В полноте Царства Божия нет места культуре» [11, с. 238].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе проведенного исследования выяснено, что, по мнению Г.П. Федотова, культура выступает средством преображения души человека и способом его движения к Богу. Одновременно сама она, как результат творческой активности человека, оказывается возможна только благодаря высшему метафизическому Абсолюту, являющемуся источником любой созидательной деятельности. В пространстве культуры всегда присутствует диалектическое противоборство духовных и материальных начал, а человек, будучи культурным актором, постоянно вынужден искать между ними баланс. Однако, несмотря на божественную обусловленность культуры, ей присуща имманентная связь с природой и всем пространством мирского, дольнего. Именно поэтому ей, считает Федотов, нет места в Царстве Небесном. Она ценна исключительно как способ духовного предуготовления, воспитания человека, через причастность его к творчеству, для вхождения в Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

Беляев Дмитрий Анатольевич РЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА ...

будущее Царство Божье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гребешев И.В. Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов: Дисс. ... канд. филос. наук. - М., 2005.

2. Савинцев В.И. Типологическая характеристика культуры в философии Г.П. Федотова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 12.

3. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М., 1993.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

5. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики // Творчество и объективация. Мн., 2000.

6. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб, 2000.

7. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991.

8. Елькин А.В. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2005.

9. Кунцлер М. Литургия церкви. Кн. I. М., 2001.

10. Федотов Г.П. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1998.

11. Федотов Г.П. Святой Филипп Митрополит Московский. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.