Научная статья на тему 'Содержание и телеология хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова'

Содержание и телеология хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Н. БУЛГАКОВ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА / БОЖЕСТВЕННАЯ СОФИЯ / ТЕЛЕОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВА / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОКУЛЬТУРИВАНИЕ / СОФИЙНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / МЕТАФИЗИКА ХОЗЯЙСТВА / S. N. BULGAKOV / PHILOSOPHY OF CULTURE / PHILOSOPHY OF ECONOMY / DIVINE SOPHIA / TELEOLOGY OF ECONOMY / ECONOMIC CULTIVATION / SOPHIA MANAGEMENT / METAPHYSICS OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беляев Дмитрий Анатольевич, Микульская Анастасия Александровна, Рязанова Мария Александровна

В статье рассматривается синкретическое экономическое, философское и религиозное понимание хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова. Раскрывается модель интегрального (марксистки-экономического, философски-идеалистического и христианского) определения хозяйства. Особое внимание уделяется исследованию корреляции хозяйственной и культурной деятельности. В заключение выявляется подлинный культурфилософский и религиозно-метафизический смысл хозяйства как особой софийной деятельности, служащей культурному созиданию и духовному преображению человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Беляев Дмитрий Анатольевич, Микульская Анастасия Александровна, Рязанова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND TELEOLOGY OF ECONOMIC CULTURE IN S. N. BULGAKOV’S PHILOSOPHY

The article deals with the syncretic economic, philosophical and religious understanding of economic culture in S. N. Bulgakov’s philosophy. The model of the integral (Marxist-economic, philosophical-idealistic and Christian) definition of economy is disclosed. Particular attention is paid to the study of the correlation between economic and cultural activity. In conclusion, the true cultural-philosophical and religious-metaphysical meaning of economy is revealed as special Sophia activity that serves cultural creation and spiritual transformation of the mankind.

Текст научной работы на тему «Содержание и телеология хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-6.16

Беляев Дмитрий Анатольевич, Микульская Анастасия Александровна, Рязанова Мария Александровна

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕЛЕОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ С. Н. БУЛГАКОВА

В статье рассматривается синкретическое - экономическое, философское и религиозное - понимание хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова. Раскрывается модель интегрального (марксистки-экономического, философски-идеалистического и христианского) определения хозяйства. Особое внимание уделяется исследованию корреляции хозяйственной и культурной деятельности. В заключение выявляется подлинный культурфилософский и религиозно-метафизический смысл хозяйства как особой софийной деятельности, служащей культурному созиданию и духовному преображению человечества. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИв/бЛб.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 6(92) C. 66-69. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

66

ISSN 2618-9690. № 6 (92) 2018

УДК 130.2+140.8 Дата поступления рукописи: 04.05.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.16

В статье рассматривается синкретическое - экономическое, философское и религиозное - понимание хозяйственной культуры в философии С. Н. Булгакова. Раскрывается модель интегрального (марксистки-экономического, философски-идеалистического и христианского) определения хозяйства. Особое внимание уделяется исследованию корреляции хозяйственной и культурной деятельности. В заключение выявляется подлинный культурфилософский и религиозно-метафизический смысл хозяйства как особой софийной деятельности, служащей культурному созиданию и духовному преображению человечества.

Ключевые слова и фразы: С. Н. Булгаков; философия культуры; философия хозяйства; Божественная София; телеология хозяйства; хозяйственное окультуривание; софийное хозяйствование; метафизика хозяйства.

Беляев Дмитрий Анатольевич, д. филос. н. Микульская Анастасия Александровна Рязанова Мария Александровна

Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского dm. a. belyaev@gmail com

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕЛЕОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ С. Н. БУЛГАКОВА

Сфера хозяйственной культуры занимает значительное место в системе человеческого бытия, спектре его повседневных практик. В современной ситуации доминирования капиталистических ценностей феномен хозяйства зачастую трактуется исключительно как явление экономического порядка. Однако С. Н. Булгаков предлагает принципиально иной, оригинальный фокус интерпретации хозяйства, внося в его понимание общекультурное и философско-религиозное измерение. Между тем, в исследовательской аналитике философии хозяйства Булгакова преобладает религиозная акцентация, что, на наш взгляд, значительно заужает его понимание хозяйства. Все это актуализирует культурфилософское исследование содержания и смысла хозяйства в философии Булгакова.

Целью работы является выявление содержания и телеологии хозяйственной культуры в философии Булгакова. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: во-первых, определение хозяйства в контексте философского дискурса Булгакова; во-вторых, выяснение корреляции хозяйственной и культурной деятельности, а также раскрытие культурно-метафизического смысла «хозяйственного труда».

Методологический инструментарий исследования носит комплексный характер, сочетая в себе общенаучные и философские подходы. В качестве доминантных методов исследования выступают методы философского анализа, интерпретации и герменевтической реконструкции. Особую важность для работы имеют культурно-исторический метод и процедуры диалектического исследования.

Новизна работы и авторский вклад заключаются в культурфилософском фокусе исследования феномена хозяйства в творчестве Булгакова, позволяющем выявить имплицитный синкретизм культурных, философско-религиозных и экономических смыслов хозяйственной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке и уточнении содержания учебных курсов по философии культуры, религиоведению и истории культурологической мысли.

Философские воззрения С. Н. Булгакова прошли сложный и подчас противоречивый путь становления. Отечественный мыслитель двигался от раннего увлечения марксизмом, далее через немецкий идеализм и, наконец, совершив «мировоззренческое воцерковление», пришел к религиозной метафизике и софийной философии. В итоге Сергею Николаевичу удалось достичь положительного синтеза критически переосмысленного марксизма, натурфилософии Шеллинга, философии всеединства Соловьева и христианского мировоззрения. Это нашло непосредственное отражение в сочинениях Булгакова, их идейной и дисциплинарной полифонии. Так, например, А. С. Гордеев справедливо отмечает, что наиболее значительное и, по сути, программное произведение Булгакова «Философия хозяйства» - «это одновременно его первая работа по богословию и последняя - по экономике» [7, с. 19]. В целом же можно констатировать тот факт, что творческая эволюция Булгакова осуществлялась через содержательную аналитику экономических отношений к «религиозно-метафизическому исследованию хозяйства как универсальной категории культуры и далее к оригинальному обоснованию православного учения» [8, с. 63].

Обращаясь к творческому наследию Сергея Николаевича, все исследователи в первую очередь акцентируют свое внимание на теме философии хозяйства. Однако адекватное понимание этой проблемы требует в первую очередь некоторого терминологического уточнения, а именно: специфики определения Булгаковым термина «хозяйство».

Вообще, исходя из понятийной традиции социальных исследований, первично «хозяйство» определяется как «экономическая деятельность». В этом смысле философию хозяйства легко отождествить с политэкономией, что будет принципиально ошибочным применительно к контексту философского творчества Булгакова. Для Сергея Николаевича тема философии хозяйства не сводится к философской модальности интерпретации исключительно экономики, а затрагивает намного более значительное предметное пространство. С. Н. Булгаков в своем понимании феномена хозяйства солидаризируется с позицией М. Вебера, полагавшего, что история

хозяйства «образует почву, без познания которой немыслимо плодотворное исследование ни в одной из великих областей культуры» [6, с. 21].

Отечественный мыслитель дает предельно широкое определение понятию «хозяйство», включая в него всю совокупность материальных и духовных хозяйственных оснований культуры. Но даже зауженное осмысление его как исключительно трудовой деятельности так или иначе отсылает нас к феномену культуры, т.к. «культура лишь трудом человечества высекается из природы» [7, с. 15]. В итоге можно сделать вывод о том, что философия хозяйства Булгакова, безусловно, имеет культурфилософский проблемно-исследовательский фокус.

С. Н. Булгаков высоко оценивал труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», считая его наиболее «капитальным исследованием» по философии хозяйства. Мыслитель особенно подчеркивает важность анализа Вебером корреляции духовных и экономических факторов общественной жизни и сожалеет, «что подобного рода исследования почти отсутствуют относительно русской хозяйственной жизни» [2, с. 352]. Собственно, в «Философии хозяйства» Булгаков решает именно эту исследовательскую задачу по рассмотрению системы отношений между способами и формами хозяйственной деятельности в России, с одной стороны, и основаниями отечественной духовной культуры, с другой стороны.

Рассмотрение философии хозяйственной культуры Булгакова прежде всего предполагает прояснение культурфилософско-религиозного понимания феномена хозяйства, т.е. его определения не только как экономического, но культурного явления, носящего софийно-религиозную природу. Итак, объяснение о. Сергием хозяйства в целом носит синтетический характер, но решающим моментом в определении феномена хозяйства для Булгакова стал его личный опыт переживания православного христианства. Отечественный мыслитель, исходя из истории русского православного хозяйствования, приходит к пониманию глубокой связи экономического измерения хозяйства и духовных оснований культуры. В целом Сергей Николаевич стремится к глубокой, зачастую граничащей с мистической, христианизации и одухотворению хозяйства.

Первоначально в определение хозяйства Булгаковым закладываются следующие исходные посылки: во-первых, хозяйство понимается как средство борьбы со смертью и инструмент постулирования, утверждения жизни; во-вторых, хозяйство направлено на трудовое создание материальных и духовных жизненных благ, являясь положительной альтернативой их даровому получению; в-третьих, хозяйство есть форма диалектически понятого творчества, объединяющего свободу и необходимость; в-четвертых, подлинное хозяйственное творчество возможно лишь в организованном труде и коллективной среде, которой выступает история как целостный труд человечества. Одновременно хозяйство по Булгакову антиномично, оно рассматривается, с одной стороны, как свободная, творческая деятельность, основанная на принципах бескорыстного труда - «райское хозяйство». С другой стороны, хозяйство возможно как «рабство необходимости, нужды и корысти, несовместимое с творчеством и вдохновением» [4, с. 305] и подчиняющее человека «страстям природы».

Уже в приведенном ряду посылок заметны христианизация и одухотворение Булгаковым хозяйственной деятельности. Например, примечательна его интерпретация телеологии труда. Мыслитель полагает, что он становится необходимым вследствие грехопадения человека и появления в мире смерти. В этой модели труд оказывается способом преодоления зла, т.е. смерти как слепой и бессмысленной неизбежности, довлеющей в мире. Смерть отождествляется Булгаковым с небытием, которое находится в борьбе с бытием-жизнью. Их перманентное противоборство имманентно присуще универсуму, являясь его «необъяснимой чертой». Соответственно, хозяйство выступает формой борьбы за человеческое выживание с механистическим бездуховным детерминизмом. «Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что в самом широком смысле слова может быть названо хозяйством» [5, с. 39]. Хозяйство оказывается способом расширения пространства жизни. При этом оно приобретает культурологическую модальность истолкования, т.к. источник смерти, по Булгакову, заключен в силе природной необходимости. В этой связи хозяйствование как противопоставленность смерти оказывается, по сути, культурной деятельностью по покорению стихийно-природных сил, т.е. смерти. Через хозяйственное окультуривание «мертвая материя должна стать живой, обрести черты образа человеческого» [Там же, с. 159]. Всякий хозяйственный акт - это человеческое действие, через которое происходит антропоморфизация, одухотворение природы [8, с. 80].

В хозяйстве, как деятельности духовной и материальной, заключено исходное противоречие, которое снимается через его христианизацию, причастность Божественной Софии. Христианство, полагает Сергей Николаевич, выступает философией тождества, разрешающей диссонанс между духом и плотью [5, с. 56]. Именно поэтому только «христианское хозяйствование» способно стать формой истинного, целостного культурного освоения человеком бытия природы, ведущего к духовному возрастанию.

После определения телеологии хозяйственной деятельности встает вопрос о прояснении ее субъекта. Внешне, на уровне эмпирической данности, акторами хозяйства выступают отдельные люди. Однако Булгаков подчеркивает, что хозяйство не сводится к простой, калькулятивной сумме этих отдельных действий, оно выступает надличностным единством в континууме пространства-времени. Хозяйство может осуществиться только в исторической длительности. Соответственно, отечественный мыслитель делает вывод об историческом и родовом характере хозяйственной деятельности. Поэтому и субъектом подлинного хозяйства является не столько человек, сколько все человечество, выступающее до некоторой степени трансцендентальным субъектом хозяйствования [8, с. 74]. Хозяйство, считает Булгаков, «обобществлено уже самим существованием дела, ибо в действительности хозяйство ведут не индивидуумы, но историческое человечество» [5, с. 94], в социально-онтологическом контексте «космического, или метафизического коммунизма». Все это становится основанием для утверждения ценности общества, возведенного в ранг метафизического феномена.

68

^БЫ 2618-9690. № 6 (92) 2018

Булгаков выступает категорически против определения субъекта хозяйствования исключительно как «экономического человека», как это делает марксизм. Для Сергея Николаевича он является социально ответственной личностью, хозяйствующим в общественной системе «динамической суммы индивидуальностей». В этом случае, с одной стороны, человек преодолевает естественно-природный (а значит и греховный) эгоизм, с другой стороны, сохраняет себя как неповторимую индивидуальность. «Каждая индивидуальность с тем неповторимым своеобразием Я или своей особой идеей, которую мы научились так высоко ценить в наш индивидуалистический век, по-своему преломляет и воспринимает тот же мир и ту же человеческую природу, как свою основу» [Там же, с. 108].

Особое место в творчестве Булгакова занимает софийное объяснение хозяйства и культуры. Не случайно А. К. Попов определяет философию хозяйства Булгакова как «принципиально новую софианскую схему экономического мышления» [9, с. 381]. Эта софияцентричность требует отдельного пояснения того, как Сергей Николаевич эксплицирует Божественную Софию. В целом софиология Булгакова основывается на творчески переосмысленном учении Соловьева. По мнению Булгакова, София имманентна и трансцендентна материальному бытию, обладая способностью к его творческому преображению. Каждый человек «носит в сознании своем образ идеального всеединства», т.е. Божественную Софию. Между тем, именно она является носителем идеальных сущностей, выступающих идеями-ориентирами для хозяйственно-культурной деятельности людей.

По сути, подлинные человеческие проекты есть суть отражение Софии, а культура - это ее эмпирическая явленность. В этом смысле хозяйственно-культурное действие индивида оказывается процессом объективации «небесной Софии», Божественной заданности, которую человек имеет возможность через свободное творческое усилие воплотить в культурной данности. Здесь хозяйство понимается русским мыслителем как необходимый момент актуального проявления жизни, «включенный в план мироздания» [5, с. 49]. Это позволяет говорить о включенности индивида в модель софийной телеологии, где он выступает и носителем цели, и, одновременно, субъектом ее достижения. Производство оказывается способом «трудового транс-цендирования», актуального слияния субъекта с объектом и выхода за его пределы. Более того, само человечество представляется Булгакову формой актуализации Софии: «Индивиды суть копии или экземпляры, род - их идея, предвечно существующая в Божественной Софии» [Там же, с. 149].

Можно сделать вывод о том, что Булгаков через софиологию предпринимает попытку метафизического осмысления и оправдания хозяйства-культуры. В этом случае цель хозяйствования имеет метафизически-трансцендентную направленность и духовно-нравственное содержание. Хозяйство/культура призвано преодолеть «греховный разлад» человека с Богом, свершившийся во «вневременном метафизическом акте», т.е. первородном грехе, и восстановить их утраченное единство через трудовую деятельность по преображению мира к красоте и разумной гармонии [8, с. 78]. Причина греха кроется в своеволии. Последствие греха -человеческая расколотость, утрата общности. Способ преодоления греха - софийное хозяйствование, или «творческая деятельность разумных существ, необходимо осуществляющих в ней свои индивидуальные начала на основе свободы» [5, с. 257].

Анализируя сущность хозяйственной культуры, Булгаков выделяет два основных подхода в ее понимании - гедонистический и аскетический. Это становится возможно вследствие методологической этизации Сергеем Николаевичем хозяйственно-экономической проблематики. Он рассматривает экономические процессы в контексте этики. Например, по мнению Булгакова, «политэкономия родилась как плод поисков современного сознания и совести за правдой в экономической жизни. Она вызвана не теоретическими, а этическими запросами человечества. Политическая экономия, по этому предварительному определению, есть прикладная этика, именно этика экономической жизни» [1, с. 339].

Булгаков определяет буржуазную политэкономию А. Смита и В. Зомбарта как гедонистическую и критикует ее за целевой приоритет богатства и стремление к удовлетворению исключительно материальных потребностей. Такая жизнь лишена метафизических ценностей и идеалов, все ее смыслы детерминированы природной реальностью и ограничены ею. Неизбежная логика гедонизма приводит к «потоплению духа в чувственности» и победе «духовного мещанства» [Там же, с. 350]. Эта хозяйственно-культурная установка способствует разделению человека и человечества, умножению телесной эгоистичности. Итогом такой жизни, проистекающей вне учета потребностей духа, становится состояние нравственного абсурда и духовной пустоты.

Однако Сергей Николаевич отрицательно относится и к другой крайности - хозяйственно-культурному аскетизму, развивающемуся в философском творчестве А. Шопенгауэра и Л. Н. Толстого. Их учения, считает Булгаков, «основаны на одностороннем и потому неверном истолковании евангельского учения о богатстве» [Там же, с. 353].

Жизнь человека, по Булгакову, не имеет смысла и ценности сама по себе. Логос обретается только в ситуации обращения, служения человека высшему Абсолюту - Богу. Эта духовная работа должна составлять цель человеческой жизни, тем самым наполняя ее значением. Собственно, совокупность этих духовных благ и потребностей и формирует пространство культуры. Отечественный мыслитель утверждает, что аскетическое начало не противоречит фундаментальной экономической заповеди об умножении потребностей. По мнению Сергея Николаевича, «историческое человечество» в процессе своего развития будет освобождаться от власти природы, что создаст предпосылки для естественного изживания материальных потребностей и «создания широкого базиса для духовной культуры» [Там же, с. 371].

В итоге, исходя из проведенного рассмотрения и отвечая на поставленные задачи нашего исследования, можно заключить, что Булгаков понимает подлинный «хозяйственный труд» как феномен этического, социального и, наконец, софийного (метафизического) порядка, способствующий возрастанию и одухотворению человечества. Сергей Николаевич подчеркивает онтологичность «хозяйственного труда», становящегося

новой мирообразующей силой и космогоническим фактором [5, с. 133]. Хозяйственная культура стремится к превращению «мертвой материи», подчиненной слепым силам природы, в одухотворенное сознанием и метафизической устремленностью творческое человечество, преодолевшее смерть. Отечественный мыслитель делает вывод о том, что только свободный и одновременно аскетический труд выступает духовно-хозяйственной силой, способной воздвигнуть фундаментальное основание всей культуры [3, с. 202].

Список источников

1. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992. 527 с.

2. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозность // Булгаков С. Н. Сочинения: в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 343-368.

3. Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. К.: Лыбидь, 1991. 352 с.

4. Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М.: Республика, 1994. 415 с.

5. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

6. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 576 с.

7. Гордеев А. С. Культурно-исторические основания формирования «Философии хозяйства» С. Н. Булгакова: автореф. дисс. ... к. филос. н. М., 2011. 26 с.

8. Осипов Д. И. Феномен хозяйства в русской философии начала XX века: дисс. ... к. филос. н. СПб., 2005. 164 с.

9. Попов А. К. Православное видение философии хозяйства // Антология современной философии хозяйства. М., 2010. Т. 2. С. 380-390.

CONTENT AND TELEOLOGY OF ECONOMIC CULTURE IN S. N. BULGAKOV'S PHILOSOPHY

Belyaev Dmitrii Anatol'evich, Doctor in Philosophy Mikul'skaya Anastasiya Aleksandrovna Ryazanova Mariya Aleksandrovna

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University dm.a. belyaev@gmail. com

The article deals with the syncretic - economic, philosophical and religious - understanding of economic culture in S. N. Bulgakov's philosophy. The model of the integral (Marxist-economic, philosophical-idealistic and Christian) definition of economy is disclosed. Particular attention is paid to the study of the correlation between economic and cultural activity. In conclusion, the true cultural-philosophical and religious-metaphysical meaning of economy is revealed as special Sophia activity that serves cultural creation and spiritual transformation of the mankind.

Key words and phrases: S. N. Bulgakov; philosophy of culture; philosophy of economy; Divine Sophia; teleology of economy; economic cultivation; Sophia management; metaphysics of economy.

УДК 101.1 Дата поступления рукописи: 20.05.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.17

Статья посвящена анализу трансцендентальной метафизики Иммануила Канта. Показано, что, по его замыслу, такая метафизика может быть создана на основе критического отношения к догматическим учениям, несостоятельность которых в их стремлении познать сверхчувственные предметы является очевидной. Отмечается, что критическая философия имеет дело не с объектами как таковыми, чувственными или сверхчувственными, а с трансцендентальным субъектом, и представляет собой исследование его способностей и границ их применения. Подчеркивается, что традиционной метафизике трансцендентного, претендующей на познание сверхопытной и потусторонней «реальности», Кант противопоставил метафизику трансцендентального. Однако он так и не создал целостной метафизической системы, ограничившись рассмотрением противоречий, с которыми имеет дело разум, стремящийся покинуть почву опыта и построить целостную и законченную картину мироздания. Эвристическая значимость этого метафизического проекта проявилась позднее, в неклассических и постнеклассических учениях.

Ключевые слова и фразы: метафизика; догматизм; критицизм; трансцендентализм; чувственность; рассудок; разум; трансцендентальное; трансцендентное; имманентное; априорное; апостериорное; вещь в себе; явление.

Бурханов Рафаэль Айратович, д. филос. н., профессор Никулина Ольга Вячеславовна, к. филос. н., доцент

Сургутский государственный университет ra. nvarta@gmail. com

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕТАФИЗИКА ИММАНУИЛА КАНТА:

ЗАМЫСЕЛ И ИТОГИ

Современная философия существенно расширила сферу своего приложения, включив в нее не только теоретические построения, но также дискурсы повседневного опыта и насыщенные мировоззренческим содержанием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.