Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 55-58. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 9. P. 55-58.
Научная статья УДК 130.2:82.0
https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.7
О некоторых средствах культурфилософской интерпретации литературно-художественных произведений: смысловой аспект
Иван Юрьевич Макарчук
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Аннотация. Автором в процессе изучения научной литературы по проблемам интерпретации литературно-художественных произведений был выявлен ряд средств, содействующих установлению и раскрытию культурфилософских смыслов подобного рода произведений. В качестве таковых в статье рассматриваются следующие: сумма гуманитарных исследований литературно-художественного произведения, его концептосфера и писательская биография. Каждое из приведенных средств способствует раскрытию культурфилософских смыслов произведения. Сумма гуманитарных исследований позволяет обозреть накопленные в науке знания о рассматриваемом произведении, выявленные другими интерпретаторами смыслы. Концептосфера отражает ментально-сущностные единицы, которые заключены в текст и на которых он построен. Наконец, писательская биография позволяет установить то, как события в личной и творческой жизни, переживания писателя влияли на смыслы и идеи, содержащиеся в художественном произведении.
Ключевые слова: литературно-художественное произведение, сумма гуманитарных исследований, концептосфера, писательская биография, смысл, текст, герменевтика, культурфилософия
Для цитирования: Макарчук И.Ю. О некоторых средствах культурфилософской интерпретации литературно-художественных произведений: смысловой аспект // Общество: философия, история, культура. 2022. № 9. С. 55-58. https://doi.org/10.24158/fik.2022.9.7.
Original article
On Some Means of Cultural-philosophical Interpretation of Literary and Artistic Works:
Semantic Aspect
Ivan Yu. Makarchuk
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Abstract. The author, in the process of studying scientific literature on the problems of interpreting literary and artistic works, identified a number of methods that contribute to the establishment and disclosure of the cultural and philosophical meanings of this kind of works. As such, the article considers the following: the sum of humanitarian studies of literary and artistic work, its sphere of concepts and the writer's biography. Each of the above means contributes to the disclosure of the cultural and philosophical meanings of the work. The sum of humanitarian studies allows us to review the accumulated knowledge in science about the artwork in question and the meanings identified by other interpreters. The sphere of concepts reflects the mental-essential units that are enclosed in the text and on which it is structured. Finally, a writer's biography allows us to establish how events in the personal and creative life, the writer's experiences influenced the meanings and ideas contained in the work of art.
Keywords: literary and artistic work, sum of humanities research, sphere of concepts, writer's biography, meaning, text, hermeneutics, cultural philosophy
For citation: Makarchuk, I.Yu. (2022) On Some Means of Cultural-philosophical Interpretation of Literary and Artistic Works: Semantic Aspect. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 55-58. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.9.7 (In Russian).
Введение. Культурфилософская интерпретация литературных произведений, использующая герменевтический инструментарий, обогащает философские исследования в рамках теории и истории культуры, поскольку синтезирует новое знание, благодаря которому мы становимся частью культуры, знакомясь с ее лучшими образцами, отличающимися культурфилософской глубиной и фундаментальностью. При этом актуальным остается вопрос поиска средств, способных содействовать установлению культурфилософских смыслов анализируемых произведений. Данное исследование дает основания в качестве таких средств рассматривать сумму гуманитарных
© Макарчук И.Ю., 2022
РН!ЬОЭОРНУ
исследований литературно-художественного произведения, его концепты, а также писательскую биографию автора произведения.
Методология. Методологическую основу работы составили как общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический подход; так и методы, традиционно применяемые в философско-культурологических исследованиях: культурологический и культур-философский анализ. Кроме того, использовались междисциплинарный подход и метод интерпретации.
Результаты и обсуждение. Во-первых, представляется обоснованным применение в качестве исходной платформы при культурфилософской интерпретации литературно-художественного произведения имеющейся суммы гуманитарных исследований этого произведения. Значение суммы знаний для понимания и установления смыслов точно описал В.И. Плотников: «Предварительным и непременным условием понимания является та или иная сумма знания, независимо от того, кем, когда и каким способом она была накоплена, организована и обоснована» (2001: 180).
В структуре герменевтики традиционно выделяют интерпретацию в естественных и гуманитарных науках. Естественно-научная интерпретация фактов осуществляется посредством общепринятого, стандартизированного научного языка. Интерпретация в гуманитарных науках зависит от индивидуальных особенностей интерпретатора, что обусловливает широкую вариативность результатов понимания и смысловых оттенков (Никифоров, 2013: 6). Если в конкретно-научном знании превалирует исследовательская установка на ограничение смыслового разнообразия, аккумулированного в слове (за счет придания последнему как можно более однозначного характера), то интерпретатор-гуманитарий стремится к постоянному «наращиванию» смыслов (Миронов, 2010: 189), вовлечению сопредельного, смежного гуманитарного знания в орбиту интерпретации, что в конечном счете и обеспечивает манифестацию новых смыслов. Таким образом, интерпретационная сущность гуманитарных наук состоит в придании смысла изучаемым культурно-историческим феноменам и понимании их смысла (Соболева, 2013: 6).
Художественный текст в разрезе герменевтического знания разрабатывается многими гуманитарными науками, но преимущественно в рамках исследований филологической и философской направленности. При этом в современном корпусе работ наблюдается крен в сторону филологических, литературоведческих интерпретаций художественного текста, а литература, в которой представлены рассуждения герменевтического толка, почти отсутствует (Порус, 2016: 85).
Взаимодействие философии, культуры и филологии неизбежно и априорно, так как эти области научного знания развивались в качестве смежных, параллельных и в генетической связи. У философской и филологической герменевтики единый объект исследования - письменный текст, но методы его изучения и объективации различаются. Здесь задача философии заключается в поиске истины и познании предельных оснований бытия, а филологии - в изучении и освоении идеального, представленного в текстовых формах (Соваков, 2009: 47). Философская герменевтика считается универсальным методом в системе общественных наук, поскольку в понимании нуждаются любые феномены культуры, следовательно, отраслевой потенциал герменевтики неистощим. Философия необходима другим гуманитарным наукам как общеметодологический и мировоззренческий базис. Культурфилософский смысл подлинных литературных произведений неисчерпаем, поскольку через интерпретацию он «вечно воссоздается заново, вечно меняется»1.
Во-вторых, важнейшим инструментом, помогающим пониманию текста и установлению его смыслов, является концептосфера. Концепты «заполнены смыслами», наиболее широко отражают «экзистенциальные смыслы» и «предельные понятия», олицетворяют собой маркированные культурой универсалии. Концептосферы разных народов отличаются друг от друга, а близость смыслового содержания концептов означает и близость культур (Воркачев, 2003: 276).
По образному выражению академика Д.С. Лихачева, введшего понятие «концептосфера», концепт не только помогает в преодолении разногласий в понимании словесных смыслов, но и расширяет его значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «эмоциональной ауры слова»; концепт - «алгебраическое» выражение смысла, которым носители языка оперируют в устной и письменной речи (1993: 4-6). Категория «концепт» прочно вошла в исследовательский инструментарий философов, логиков, психологов, культурологов, и она аккумулирует в себе особенности указанных внелингвистических интерпретаций (Попова, Стернин, 2002: 29-30). Концепт напрямую и сущностно связан с феноменом художественного текста, поскольку является ключом для адекватного восприятия смысловой стороны произведения и его эмоционально-оценочной информации за счет заключенного в нем культурно обусловленного смыслового кода (Акетина, 2013: 13-14).
1 Виноградов В.В. О теории художественной речи : учеб. пособ. М., 1971. С. 8.
- 56 -
И.В. Сосновская рассматривает концепт в качестве «архиватора смыслов», инструментария гуманитарных наук, несущего оттенки универсалии, смысла, понятия, закрепленного в культуре, посредством которого может быть сконструирована единая (в смысловом аспекте) картина мира (2017). Концепт фундирует литературное произведение, поскольку содержит в себе заглавные элементы художественного мира произведения (Сосновская, 2017: 20, 22).
В-третьих, средством, содействующим установлению и раскрытию культурфилософских смыслов, выступает писательская биография. Интерпретация художественного произведения неизбежно предполагает соприкосновение с внутренним миром автора, а значит, интерпретатор должен проникнуть в творческую лабораторию писателя, прочувствовать его личную и творческую жизнь, иными словами - понять смыслы и векторы его писательской биографии.
Следовательно, произведение вырастает из личности его автора, изложение содержания в определенной степени повторяет реальное движение мысли (Кушнаренко, 2011: 8). Такой подход возможен, поскольку «любое художественное произведение - это не природное явление, а культурное, соответственно оно берет свое начало в духовном базисе автора»1. Более того, художественное произведение (с герменевтической точки зрения) - способ закодирования эмоционально-психологических смыслов, а «установка на открытость, завуалированность или скрытность авторской позиции связана с особенностями стиля писателя» (Барлас, 1991: 20).
Философско-культурологический выбор зависит от автора, его переживаний, событийной жизни. Соответственно, события и обстоятельства личной жизни влияют на творчество, его смыслы и описываемую проблематику, а творческие обстоятельства и связанные с ними события (например, увлеченность замыслом, творческий кризис, собирание материала, читательские успех или неудача) оказывают несомненное воздействие на биографию писателя.
Заключение. Литературно-художественные произведения отражают социокультурные особенности окружающего мира, фундируют глобальные и локальные культурно-исторические процессы, так как «любое творчество в сфере культуры... требует причастности к культурно-историческим феноменам, реализации в них своих сущностных сил» (Крымский, 1986: 45). Таким образом, для успешного выявления культурфилософских смыслов литературно-художественного произведения представляется целесообразным последовательный анализ интерпретатором имеющейся суммы гуманитарных исследований произведения, определение его концептосферы и отображение влияния писательской биографии на транслированные в нем смыслы и идеи.
Список источников:
Акетина О.С. Концептуальный анализ художественного текста и художественный концепт // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 2 (121). С. 13-18.
Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Проблема анализа. Ростов н/Д., 1991. 205 с.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 240 с.
Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. 2003. Т. 17, № 2. С. 268-276.
Крымский С.Б. Понимание в системе культуры // Доказательство и понимание : коллективная монография / под ред. М.В. Поповича. Киев, 1986. С. 40-50.
Кушнаренко С.П. Философия в художественной литературе: методология философской интерпретации, основанная на православной онтологии. Новосибирск, 2011. 406 с.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
Миронов В.В. Особенности философии как интерпретации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 2 (23). С. 188-194.
Никифоров А.Л. Интерпретация в естественных и гуманитарных науках // Лингвистика, коммуникация и история: семантический анализ / отв. ред. А.Ю. Антоновский, А.Л. Никифоров. М., 2013. С. 6-15.
Плотников В.И. Современная философия накануне нового жизненного выбора // Многообразие жанров философского дискурса : коллективная монография / Е.Ю. Базаров, И.С. Бельский, А.А. Еникеев и др. Екатеринбург, 2001. С. 169-197.
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира : монография. Воронеж, 2002. 59 с.
Порус В.Н. Что значит «понять» художественный текст? // Вопросы философии. 2016. № 7. С. 84-96.
Соболева М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М., 2013. 151 с.
Соваков Б.Н. О герменевтической традиции «понимания» в русской философии и культуре // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, № 2. С. 47-52.
Сосновская И.В. Концепт как универсальный инструмент школьного анализа и интерпретации художественного текста // Педагогический имидж. 2017. № 1 (34). С. 20-27.
References:
Aketina, O.S. (2013) Conceptual analysis of the fiction text and a fiction concept. The Bulletin of Adyghe State University. (2), 13-18. (In Russian)
Barlas, L.G. (1991) The Language of Chekhov's Narrative Prose. Analysis Problem. Rostov-on-Don, Izdatel'stvo Ros-tovskogo Universiteta. (In Russian)
1 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособ. М., 2000. С. 26-27.
- 57 -
PHILOSOPHY
Krymskii, S.B. (1986) Understanding in the Cultural System. In: Popovich, M.V. (ed.) Evidence and Understanding. Kyiv, Naukova Dumka, 40-50. (In Russian)
Kushnarenko, S.P. (2011) Philosophy in Fiction: A Methodology of Philosophical Interpretation Based on Orthodox Ontology. Novosibirsk, NGTU. (In Russian)
Likhachev, D.S. (1993) The Conceptosphere of the Russian Language. The Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Studies in Literature and Language. 52 (1), 3-9. (In Russian)
Mironov, V.V. (2010) Features of philosophy as interpretation. The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. (2), 188-194. (In Russian)
Nikiforov, A.L. (2013) Interpretation in the Natural Sciences and Humanities. In: Antonovsky, A.Yu. & Nikiforov, A.L. (eds.) Linguistics, Communication, and History: Semantic Analysis. Moscow, IF RAN, 6-15. (In Russian)
Plotnikov, V.I. (2001) Modern Philosophy on the Eve of a New Life Choice. In: Bazarov, E.Yu., Belsky, I.S., Enikeev, A.A. et al. Variety of Genres of Philosophical Discourse. Yekaterinburg, BIK. (In Russian)
Popova, Z.D. & Sternin, I.A. (2002) Language and the National Picture of the World. Voronezh, Istoki. (In Russian) Porus, V.N. (2016) What does it mean to "understand" a literary text? Voprosy Filosofii. 7, 84-96. (In Russian) Soboleva, M.E. (2013) Philosophical Hermeneutics: Concepts and Positions. Moscow, Akademicheskii Proekt, Gaudeamus. (In Russian)
Sosnovskaya, I.V. (2017) Concept as a universal tool of the school analysis and an interpretation of the literary text. Pedagogical Image. (1), 20-27. (In Russian)
Sovakov, B.N. (2009) On hermeneutic tradition of "understanding" in the Russian philosophy and culture. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 9 (2), 47-52. (In Russian)
Vorkachev, S.G. (2003) Cultural Concept and Meaning. Scientific Works of the Kuban State Technological University. 2003. 17 (2), 268-276. (In Russian)
Информация об авторе И.Ю. Макарчук - кандидат юридических наук, доцент кафедры философии, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Information about the author I.Yu. Makarchuk - PhD in Law, Associate Professor, Department of Philosophy, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.09.2022.