Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 56-59. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 8. P. 56-59.
Научная статья УДК 303.4:82-3
https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.8
Гуманитарные исследования и их трансформация как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения
Иван Юрьевич Макарчук
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Аннотация. Гуманитарные науки находятся в непрерывном поиске новых интерпретационных методов и стратегий. Автором статьи в качестве исследовательского метода разрабатываются общетеоретические основания культурфилософской модели литературно-художественного произведения, которая может быть использована при изучении творческого наследия разных писателей. К структурным элементам такой модели, наряду с наличествующими в пространстве гуманитарного знания исследованиями соответствующего литературно-художественного произведения, относятся следующие: концепты, главная культурфилософская идея, жанр, писательская биография. По результатам исследования автор приходит к выводу, согласно которому одним из условий продуктивности и полноты культурфилософского изучения литературно-художественного произведения являются обзор и анализ имеющихся в гуманитарных науках исследований общего и частного порядка с возможностью последующей их трансформации в плоскость культурфилософии.
Ключевые слова: культурфилософская модель, литературно-художественное произведение, художественная литература, гуманитарные исследования, гуманитарные науки, интерпретация, трансформация, междисциплинарный подход
Для цитирования: Макарчук И.Ю. Гуманитарные исследования и их трансформация как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 56-59. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.8.
Original article
Humanities and Their Transformation as an Element of the Cultural and Philosophical Model of a Literary and Artistic Work
Ivan Yu. Makarchuk
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, faler2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2632-2772
Abstract. The humanities are in a continuous search for new interpretive methods and strategies. The author of this article develops general theoretical foundations of the cultural and philosophical model of a literary and artistic work as a research method, which can be used in studying the creative heritage of various writers. The structural elements of the model, along with the studies of the corresponding literary and artistic work that are present within the framework of humanitarian knowledge, include the following: concepts, the main cultural and philosophical idea, genre, writer's biography. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that one of the conditions for productivity and completeness of the cultural and philosophical study of a literary and artistic work is the review and analysis of general and particular research in the field of humanities with the possibility of their subsequent transformation into the plane of cultural philosophy.
Keywords: cultural and philosophical model, literary and artistic work, fiction, humanitarian research, humanities, interpretation, transformation, interdisciplinary approach
For citation: Makarchuk, I.Yu. (2022) Humanities and Their Transformation as an Element of the Cultural and Philosophical Model of a Literary and Artistic Work. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 56-59. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.8.8 (In Russian).
Введение. Проблема наличия специального методологического и понятийного аппарата для осмысления в литературно-художественных произведениях философской составляющей является перманентно открытой, поскольку не может существовать раз и навсегда окончательно сформированного перечня исследовательских практик и инструментов. Напротив, внедрение новых подходов и обновление имеющихся позволяют расширять знаниевые основы гуманитарных наук.
© Макарчук И.Ю., 2022
Художественная литература входит в круг феноменов, изучаемых широким перечнем гуманитарных наук, каждая из которых находит в ней свой аспект. При реализации исследовательских стратегий авторы подходят к предмету с точки зрения своих «отраслевых» задач и имеющегося арсенала способов интерпретации, при этом проблемы методологического толка усложняются, когда исследователь культуры входит в зону междисциплинарности. Тем не менее гуманитарные науки являются «тонким инструментом анализа общества и его истории», посредством которого онтологические проблемы приобретают «человеческое измерение» и обнаруживаются пути их теоретического и практического разрешения (Юсуфов, 2005: 6, 396). В конгломерате гуманитарных наук состоит и культурфилософия, чьи теоретические и прикладные основы формировались в рамках философии, культурологии, истории, филологии, лингвистики, литературоведения, антропологии, социологии и других гуманитарных наук.
Здесь стоит отметить, что литературно-художественные произведения в разрезе герменевтического знания хотя и разрабатываются указанными гуманитарными науками, но преимущественно в рамках исследований филологической и философской направленности. При этом в современном корпусе работ имеется серьезный крен в сторону филологических, литературоведческих интерпретаций художественного текста, а литература, в которой представлены рассуждения герменевтического толка, практически не обозревается. В самом общем виде можно определить, что филологическая интерпретация ориентирована на понимание литературных произведений с точки зрения языка, а философская интерпретация, «вторгаясь» в сферу изучения культурных феноменов, становится культурфилософией и исследует данные феномены с универсальных позиций: смыслы как идеальные и методологические сущности рассматриваются философией, помогая филологии обрести устоявшиеся формы.
Филология - совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, соответственно - взаимодействие философии, культуры и филологии неизбежно и априорно, поскольку указанные области научного знания развивались в качестве смежных, параллельно и в генетической связи. При этом у философской и филологической герменевтики единый объект исследования - письменный текст, но различные методы его изучения и объективации. Задача философии состоит в поиске истины и познании предельных оснований бытия, а филологии - в анализе, усмотрении и освоении идеального, представленного в текстовых формах. Философская герменевтика признается универсальным методом в системе общественных наук, так как в понимании нуждаются любые феномены культуры, а значит, отраслевой потенциал герменевтики поистине неисчерпаем. Философия необходима другим гуманитарным наукам как общеметодологический и мировоззренческий базис.
Методология. Методологическую основу работы составили как общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, логический подход), так и методы, традиционно используемые в философско-культурологических исследованиях: культурологический и культур-философский анализ, также применялись междисциплинарный подход и метод интерпретации.
Результаты и обсуждение. Исторически проблематика художественной литературы (как источника философско-культурологического знания) формировалась на базе взаимоотношений литературы, истории и филологии (Манкевич, 2007: 17). Во взаимодействии указанных наук заложено условие развития данных отраслей научного знания. Более того, культурфилософский дискурс основан на принципе целостности, что означает ориентацию культурфилософского исследовательского поля на контексты бытийного единства феноменов культуры, а не на отдельные их части. Это обстоятельство базируется на кумулятивном принципе философии вообще и культурфилософии в частности. Приведенное обстоятельство генетически предопределено, поскольку к этому культурфилософию обязывает стремление к предельным и фундаментальным основаниям, а знания других наук, попадающие в ее предметное поле, «обречены» на переосмысление, адаптацию и трансформацию, именно поэтому философские науки «всегда играли специфическую роль: были средством понимания и трансформирования, изменения культуры и человека» (Лекторский, 2012: 16). В этом смысле трансформация служит обеспечению объединения междисциплинарного исследовательского материала культурологического свойства.
Указанная трансформация, по сути, является интерпретационной процедурой, отражающей динамику взаимодействия гуманитарных наук. Трансформация фиксирует момент «переплавления» знания одной науки в новое знание другой. При этом проблемы межнаучной трансформации идей признаются одними из самых насущных в интеллектуальном дискурсе (Интеллектуальные трансформации..., 2008: 13). Следовательно, представляется справедливым отнесение Л.М. Мосоловой культурологии «к особому типу науки, способной обобщать широкие области научного познания культурного творчества.» (2012: 91-92), т. е. изменять их до соответствующего содержания. При этом справедливо подмечено Р.Ф. Юсуфовым, что значимые открытия в гуманитарном знании базировались на «переработке интеллектуального материала» (2005: 397).
Такого рода дислокация культурфилософии на стыке гуманитарных наук обусловливает, что первая являет собой «лабораторию», перерабатывающую знания, полученные в рамках междисциплинарного подхода. Отметим, что при процедурах трансформации включенные в этот процесс отрасли научного знания играют вспомогательную и содействующую роль, поскольку куль-турфилософия «оперирует множеством понятий, категорий и концептов, заимствованных из лексикона других областей научного знания» (Дробышева, 2011: BB). Соответственно, использование гуманитарных знаний в качестве платформы философско-культурологического исследования предполагает их трансформацию в культурфилософскую плоскость.
Указанные особенности в полной мере находят отражение при культурфилософском изучении художественных произведений, которые всегда несут в себе конструкт «избыточности», связанный с «постоянным наращиванием авторского начала» и множества смыслов, в этом аспекте каждый интерпретатор произведения становится его «невольным соавтором». В рассматриваемом случае философский дискурс стремится «к использованию территории дисциплин, к нему прямо не относящихся», обеспечивая себе «особый статус внутри общих дискурсивных границ» (Многообразие жанров..., 2001: 131-133). В условиях, когда «каждое из гуманитарных направлений, выделяя в соответствии с присущей ему проблемной областью лишь один из аспектов» при интерпретации художественного произведения, культурфилософия призвана интегрировать соответствующие «фокусы зрения», а затем, трансформировав их, получить новое знание (Синявина, Ма-хович, 2020: 74). Указанный процесс трансформации есть момент взаимоперехода, «переплавки», когда имеющееся гуманитарное знание преобразовывается исследователем в культурфилософ-скую плоскость, что открывает дополнительные возможности для приращения научных результатов и получения новых культурфилософских смыслов. Возможность такого рода трансформации объяснима внутренней сложностью литературного произведения, что закономерно влечет за собой многообразие интерпретаций в различных исследовательских плоскостях.
Заключение. Изложенное позволяет признать обоснованным использование имеющихся гуманитарных исследований в качестве элемента культурфилософского моделирования литературно-художественного произведения, проводимого в целях наиболее полного и точного установления заложенных в таком произведении смыслов. В связи с этим применение трансформации как интерпретационной процедуры дает возможность синтезировать новое знание. Тем самым трансформация обеспечивает гносеологическую устойчивость гуманитарных наук и служит точкой входа нового знания. Соответственно, благодаря трансформации меняется содержательный облик наук, создаются заделы для дальнейшего поступательного развития различных отраслей гуманитарного знания.
Список источников:
Дробышева Е.Э. Роль концепта «архитектоника культуры» в социогуманитарной исследовательской парадигме // Концепты культуры и концептосфера культурологии : коллективная монография / под ред. Л.В. Никифоровой, A^. Коневой. СПб., 2011. С. BB-99.
Интеллектуальные трансформации: феномены и тренды : коллективная монография / В.В. Целищев, Н.С. Розов, В.О. Лобовиков и др. Новосибирск, 2008. 167 с.
Лекторский ВА Философия, познание, культура. М., 2012. 324 с.
Манкевич ИА Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 17-23.
Многообразие жанров философского дискурса : коллективная монография / Е.Ю. Базаров, И.С. Бельский, A.A. Ени-кеев и др. Екатеринбург, 2001. 276 c.
Мосолова Л.М. О предметном поле культурологии // Культура и текст. 2012. № 1 (13). С. 91-96.
Синявина Н.В., Махович Е.В. Художественное пространство в контексте культурфилософского дискурса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2 (94). С. 74-S2. https://doi.org/10.24412/1997-0S03-2020-1020S.
Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении. М., 200б. 43б с.
References:
Drobysheva, E.Eh. (2011) Rol'koncepta "arhitektonika kul'tury" v sociogumanitarnoj issledovatel'skoj paradigme [The Role of the Concept "Architectonics of Culture" in the Socio-Humanitarian Research Paradigm]. In: Nikiforova, L.V. & Koneva, A.V. (eds.) Koncepty kul'tury i konceptosfera kul'turologii [Concepts of culture and the concept sphere of cultural studies] : Collective monograph. Saint Petersburg, Asterion, SS-99.
Intellektual'nye transformacii: fenomeny i trendy [Intellectual Transformations: Phenomena and Trends] : Collective monograph (200S) / V.V. Tselishchev, N.S. Rozov, V.O. Lobovikov, et al. Novosibirsk, Parallel. (In Russian)
Lektorskii, V.A. (2012) The Philosophy, the Cognition, the Culture. Moscow, Kanon+. (In Russian)
Mankevich, I.A. (2007) Literature and Art Heritage as a Source of Culturological Information. Observatory of Culture. (б), 17-23. (In Russian)
Mosolova, L.M. (2012) On the Object Field of Cultural Studies. Culture and Text. (1), 91-96. (In Russian)
Sinyavina, N.V. & Makhovich, E.V. (2020) Art Space in the Context of Cultural and Philosophical Discourse. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. (2), 74-S2. Available from: doi:10.24412/1997-0S03-2020-1020S. (In Russian)
- 5S -
The Variety of Genres of Philosophical Discourse : Collective monograph (2001) / E.Yu. Bazarov, I.S. Belsky, A.A. Enikeev, et al. Yekaterinburg, BIK. (In Russian)
Yusufov, R.F. (2005) Istoriya literatury v kul'turfilosofskom osveshcheni [The History of Literature in Cultural and Philosophical Coverage]. Moscow, Nauka. (In Russian)
Информация об авторе И.Ю. Макарчук - кандидат юридических наук, доцент кафедры философии, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Information about the author I.Yu. Makarchuk - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Philosophy, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=846820.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 16.08.2022.