ВОЕННАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Сурин Д.В.
Сурин Дмитрий Васильевич - Заслуженный деятель науки и техники, академик АВН, доктор технических наук,
профессор,
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в работе впервые представлены концепция причин возникновения и эволюции военных конфликтов между государствами и их военно-политическими объединениями, а также количественный метод оценки закономерностей развития конфликтов и их последствий. Также представлено авторское обоснование необходимых условий и мер для эффективного сдерживания военных конфликтов, особенно с применением ядерного оружия великими ядерными державами, из-за угрозы возможной гибели всей человеческой цивилизации при возникновении «ядерной зимы».
Ключевые слова: военные конфликты, классификация, причины возникновения, эволюция развития, метод оценки критичности последствий, обоснование условий и мер сдерживания.
На современном этапе мирового развития достигнут неоспоримый прогресс в науке, технике, технологиях производства, в информационных коммуникациях общения и управления. Однако это не избавило человечество от возникновения различных военных конфликтов между отдельными государствами и их военно-политическими коалициями, более того число таких конфликтов значительно выросло. Военные конфликты высокой интенсивности, в условиях наличия у ряда развитых государств оружия массового поражения и особо разрушительного - ядерного оружия, стали реальной угрозой прекращения жизни на нашей планете. В этой связи, возникла жизненно важная и актуальная проблема, как добиться мира на нашей планете, необходимого для всеобщего процветания и благополучия. Это необходимо сделать в условиях критического роста напряженности в международных отношениях между мировыми ядерными державами, которые подталкивают наш мир к его возможной гибели, демонстрируют крайнюю непримиримость и даже враждебность в налаживании нормальных отношений между собой, при отсутствии решений по возникающим противоречиям, особенно в области обеспечения взаимной военной безопасности. К сожалению, приходится отметить, что лучшего способа их разрешения, как угрозы по «поводу и без всякого повода» применять экономические санкции «за недостойное поведение», а также запугивать войной, пока что не найдено. В первую очередь, это касается состояния отношений между сверхядерной державой - США с их союзниками по военно-политическому блоку НАТО и сверхядерной державой - РФ.
Что нужно знать, понимать и целенаправленно делать, имея дело с таким неприемлемым положением дел - с возрастанием количества военных конфликтов с применением обычного оружия, а также с планируемыми в перспективе военными конфликтами с применением ядерного оружия, если мы хотим добиться сокращения вероятности возникновения первых и запрещения планирования и подготовки ведения вторых?
Автор надеется, что представляемая работа поможет «вразумить» современных руководителей ведущих государств мира и их военных «планировщиков», занятых развязыванием и ведением военных конфликтов, и заставит задуматься над необходимостью поиска мирных способов и средств разрешения возникающих противоречий.
Отметим, что сложившаяся ситуация возникла как по множеству объективных причин, так и одновременно по ряду субъективных причин. Во-первых, важное место следует отвести слабости научного долговременного прогноза в оценке негативных последствий развязывания и ведения военных конфликтов. Во-вторых, это эгоистическое стремление к сохранению во чтобы это ни стало сложившейся в предшествующие пятьдесят лет ситуации военного и экономического превосходства и доминирования в мире так называемого «объединенного Запада».
Сложившаяся на данном историческом этапе развития ситуация обострения напряженности отношений между условно «объединенным Западом», во главе с США, и «объединённым Востоком», в во главе с Россией, великим Китаем и великой Индией, поставила практически все другие государства мира к перед необходимостью выбора своей позиции. Они должны решить, к какой из этих двух могущественных сторон присоединиться в условиях нарастающей конфронтации, или сохранить нейтралитет, который, однако, могут себе позволить лишь немногие государства с высоким уровнем самодостаточности в развитии своей экономики.
Особое место на современном этапе развития мира занимают противоречия между так называемыми «развитыми государствами», к которым относит себя «объединенный Запад», и «развивающимися государствами», которые включают в себя бывшие колонии и протектораты, по причине продолжения неоколониальной политики первыми по отношению ко вторым. Эта политика состоит в том, что первые страны продают свою продукцию на основе новых технологий «в три дорого» вторым, а взамен «за дёшево» эксплуатируют природные ресурсы и рабочую силу вторых по условно «обоюдному согласию и договоренности». В противном случае, они принуждают вторые страны приходить к таковому согласию и договоренности угрозой применения военной силы или прибегают к ее применению. То есть развязывают
военный конфликт или инициируют «цветную революцию», то есть государственный переворот по смене «несговорчивой власти» на более «сговорчивую».
В реализации этих двух вариантов особенно преуспел нынешний гегемон - США: за последние 70 лет США успели возбудить около 140 военных конфликтов и государственных переворотов, не считая государственный переворот в Советском Союзе в 1991 году. Этот государственный переворот стал возможен в условиях стагнации развития экономики, ошибок социально-политического развития государства в последние два десятилетия его существования, а самое главное это - это использование прямого предательства национальных интересов страны прежними руководителями советского государства: М.С. Горбачевым - Президентом СССР и Б.Н. Ельциным - Председателем Президиума Верховного Совета РФСР.
В результате этого государственного переворота, великая мировая держава, которая более тысячелетия собиралась вокруг центральной власти, создавалась, развивалась и успешно оборонялась от внешних захватчиков, полностью распалась, сохранив из 15 советских республик только одну из них - РСФСР. В результате этого государственного переворота и последовавшего распада Советского Союза, современная Россия в лице РФ потеряла почти шестую часть своей территории, в том числе, ее экономически высокоразвитые регионы, также половину населения (около 140 миллионов человек). Почти на целое десятилетие она превратилась в агонизирующее от всеобщего хаоса, правового и социально-экономического беспредела, разоренное проведенной тотальной «приватизацией» государственной и общественной собственности, рядовое региональное государство, приговоренное Западом к дальнейшему национально-территориальному распаду. Самая большая трагедия при распаде Советского Союза произошла с великим русским народом - из его населения в 180 миллионов человек вне РФ оказалось около одной его трети. Наибольшие потери русских составил выход из состава Советского Союза Украины и Белоруссии. В этих нынешних независимых государствах проживает около 50 миллионов человек, которые признают себя русскими или признают себя украинцами и белорусами, но являются по существу, по крови, культуре и историческому происхождению, теми же русскими.
После 90-х годов и ухода из власти первого Президента РФ Ельцина Б. Н., новому руководству страны, в лице нынешнего Президента РФ - Путина В. В. и его соратников и сподвижников в исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровне, понадобилось почти 20 лет, чтобы справиться с разрухой и социально-политическим хаосом в стране и вновь объективно восстановить её статус мировой державы.
К месту будет вспомнить похожую трагедию для России, которая произошла немного более 100 лет тому назад, а именно, в феврале и в октябре 1917 года, в связи с состоявшимися вслед друг за другом двумя государственными переворотами, которые были в советской историографии названы соответственно - «Февральская буржуазная революция» и «Великая Октябрьская социалистическая революция». Первый государственный переворот произошел быстро и практически бескровно. Однако не стоит забывать, что он произошел в условиях продолжающейся несколько лет, с 1914 года, Первой мировой войны, которая привела население в длительное состояние социальных ограничений и невзгод, а также к значительным потерям войск на Западных фронтах. Это обусловило недовольство состоянием положения дел в стране значительной части населения, подогреваемого негативной информацией с фронтов, недостатками снабжения продовольствием в городах, распространением через газеты панических слухов иностранной агентурой вкупе с большевиками-интернационалистами. Все беды войны приписывались, не без основания, «неумелости и бездарности управления державой» царским самодержавием. Этот первый переворот «успешно закончился» отречением от власти последнего из царей России - Николая Второго, созданием Временного Правительства во главе с Керенским. Оно не смогло справиться с последовавшими беспорядками подогретой толпы, состоящей из дезертиров и деклассированных элементов при их активной организации так называемыми «Солдатскими комитетами» в войсках, дислоцировавшихся под Петроградом. Противоправительственная агитация проводилась большевиками-интернационалистами, во главе которых стояли вожди - Ленин и Троцкий, которые были переправлены немцами из кайзеровской Германии в специальном опломбированном железнодорожном вагоне, с лозунгом «Вся власть - Советам рабочих солдат!» для руководства новой «пролетарской революцией». Отметим, что захват власти большевиками в столице и далее в европейской и части центральной России прошел довольно быстро и практически бескровно, но затем также довольно быстро уже с ноября месяца началась кровавая гражданская война по все территории России. Эта война продолжалась более пяти лет, и ее исход привел Россию к величайшей исторической трагедии: были потеряны громадные территории и население на них (Польша, Финляндия, Прибалтийские земли и северо-западная часть будущей Украины), произошла гибель нескольких миллионов человек, включая значительную часть интеллигенции, дворянства и административного аппарата прежней власти, более 1,8 миллиона русских интеллигентов и дворян были вынуждены к эмиграции за рубеж. Оставшаяся часть советской России была полностью экономически разорена и запугана «большевистским террором крестьянства и интеллигенции», от которого нескоро оправилась. В 1924 году был создано союзное государство СССР «по национальному признаку формирования республик» в составе первоначально из 12 и позднее из 15 советских социалистических республик (в 1945 году после возвращения прибалтийских земель и образования новых трех республик -Литовской, Латвийской и Эстонской). Впервые в мире успешно состоялся социально-политический
эксперимент по созданию социалистического государства, которое доказало своим успешным системным развитием свою право на существование и стало примером для подражания для других государств мира. Позиции СССР особо усилились после тяжелой победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией, оно стало после войны великой мировой державой и оставалось таким вплоть до своего распада в 1991 году
Вернемся к характеристике начального этапа становления СССР. После того, как страна сумела оправиться от разрухи 20-х годов, после «усмирения» крестьянства» в начале 30-х годов при проведении «коллективизации» в сельском хозяйстве и наступившего в 1933 году «голодомора», охватившего территорию от Поволжья до центральной части Украины, с середины 30-х годов прошлого века началось системное строительство социалистического государства рабочих и крестьян под руководством великого вождя - Сталина И.В. СССР стал поистине великой мировой державой. Однако, это не умаляет того факта, что по большому счету начальный этап Октябрьской революции стал исторической трагедией для России. Он привела к гибели примерно 8 миллионов человек в «огне» 5-летней гражданской войны, к потере огромных западных территорий (Польши, Финляндии, Литвы, Латвии и Эстонии и западной части нынешней Украины), к длительной экономической и социально-политической разрухе, к «большевистскому террору» против интеллигенции и «крестьян-собственников», названных «кулаками» -классовыми врагами рабочих и крестьян.
Главный урок из описанных выше трех государственных переворотов в России состоит в следующем: никогда больше не допускать государственных переворотов в стране, оберегать страну от крайнего национализма, религиозного исламского и иного радикализма в национальных регионах, создавать в них гармонию сожительства с великим русским народом национальных меньшинств, в итоге формируя единую русскую нацию. Дополнительный урок состоит в том, что государственной власти необходимо проявлять высокий уровень бдительности по своевременному выявлению и устранению иностранной агентуры и их пособников и агентов внутри страны.
Далее продолжим анализ особенностей современных военных конфликтов. Отметим, что наиболее критичным для судеб человеческой цивилизации является системное обострение противоречий между «объединенным Западом» во главе со сверх ядерной и сверх экономической державой - США с союзниками по военно-политическому блоку НАТО, с одной стороны, и двумя сверх ядерными державами - Россией и великим Китаем и возможно присоединившейся к ними в близкой перспективе и великой Индией, с другой стороны. Разрешение противоречий между этими сторонами с применением военной силы, то есть путем развязывания военного конфликта даже малого масштаба с применением вначале только обычного современного оружия непременно, с очень высокой вероятностью, приведет к желанию применения современного ядерного оружия, что далее превратится в крупномасштабную или мировую ядерную войну. В этом случае, уже с высокой вероятностью такая ядерная война может привести к гибели человеческой цивилизации в результате возникновения вековой «ядерной зимы» на всем земном шаре, которая и станет реальной угрозой выживания всего живого в мире, кроме возможно некоторых видов бактерий и вирусов. Данное утверждение автор позволил себе сделать на основе анализа условий возникновения «ядерной зимы», лично участвуя в середине 70 -х годов прошлого века в качестве одного из специалистов по моделированию обстановки в позиционных районах базирования РВСН в условиях предполагаемого взаимного массированного нанесения ядерных ударов на начальном этапе стратегической ядерной войны между США и Советским Союзом. Следствием комплексного анализа группой специалистов по различным научным направлениям результатов такого моделирования, как известно, было подписание между США и Советским Союзом Договора по сокращению Стратегических Наступательных вооружений (СНВ) на основе ядерного оружия под названием «СНВ-1».
Для оценки критичности последствий развязывания и ведения любых военных конфликтов (ВК) автором разработана и предлагается ниже «Классификация ВК» по следующим 11 классификационным признакам (КП):
1) Вид ВК по военной значимости (РВЗ), обусловленной масштабом охвата территорий и местом ведения военных действий противоборствующими сторонами
2) Вид ВК по потенциальной способности нанесения определенного одностороннего или взаимного ущерба (УНУ) военным или экономическим объектам при ведении военных действий противоборствующими сторонами с учетом целевого назначения ВК
3) Вид ВК по уровню интенсивности военных действий (УИВД)
4) Вид ВК по количеству в них участников с каждой из противоборствующих сторон (КУВК)
5) Вид ВК по условиям ограниченности нанесения ударов средствами поражения по экономическим объектам (ОГУЭО) при ведении военных действий в войне
6) Вид ВК по преимущественному применению противоборствующими сторонами определенного вида оружия наступательных вооружений (НВ) в войне
7) Вид ВК по количеству этапов военных действий (КЭВД)
8) Вид ВК по начальным условиям военных действий (НУВД)
9) Вид ВК по длительности ведения военных действий (ДВД)
10) Соответствие видов ВК по ВЗ видам ВК по МВД
11) Вид ВК по целевому предназначению военных действий (ЦПЦВД) противоборствующих сторон.
Рассмотрим характеристику видов современных ВК по представленным выше классификационным признакам (КП).
По первому классификационному признаку - по военной значимости (ВЗ) все ВК подразделяются на 9 следующих рангов:
- первый ранг по ВЗ: тактический эпизод военной провокации (ТЭВП) на границе, в воздухе и на море в зоне ответственности национальной обороны государства со стороны потенциального противника или банды международных террористов;
- второй ранг по ВЗ: тактический бой (ТБ) на местности, море и в воздухе;
- третий ранг по ВЗ: тактический бой (ТБ);
- четвёртый ранг по ВЗ: тактические боевые действия (ТБД) на части района боестолкновения войск;
- пятый ранг по ВЗ: оперативно-тактические боевые действия (ОТБД) в районе боестолкновения войск;
- шестой ранг по ВЗ: военные действия (ВД) на фронте или театре военных действий (ТВД) в боестолкновении войск;
- седьмой ранг по ВЗ: тактическая война (ТВ);
- восьмой ранг по ВЗ: оперативно-тактическая война (ОТВ);
- девятый ранг по ВЗ: стратегическая война (СВ).
По второму классификационному признаку - по уровню потенциальной способности нанесения ущерба (ПСНУ) военным или экономическим объектам противоборствующими сторонами односторонне или взаимно в военных действиях с учетом их целевого назначения все ВК подразделяются на 6 следующих уровней:
- низкий уровень по ПСНУ: специальная диверсия (СД), террористический акт (ТА) и пиратское нападение (ПН) нападающей стороны на объекты обороняющейся стороны;
- существенный уровень по ПС НУ: военно-специальная операция (ВСО) обороняющейся стороны в виде противодиверсионной операции (ПДО), антитеррористической операции (АТО) и антипиратской операции (АПО);
- значительный уровень по ПСНУ: специальная операция (СО) по участию в совершении государственного переворота (СГП) нападающей стороной в государстве обороняющейся стороны, ВСО по воздушному нападению (ВН) нападающей стороны на объекты военной и гражданской инфраструктуры (ОВГИ) обороняющейся стороны, ВСО по оказанию военной помощи (ОВП) обороняющейся стороне по договорным обязательствам (ДО) со стороны союзного или дружеского государства для борьбы с международным терроризмом (МТ) и освобождения территории от оккупации внешними врагами (например, оказание военной помощи Сирии со стороны РФ);
- средний уровень по ПСНУ: пограничная война (ПВ) и локальная война (ЛВ);
- высокий уровень по ПСНУ: региональная война (РВ) и широкомасштабная война (ШМВ);
- высший уровень по ПСНУ: мировой война (МВ).
По третьему классификационному признаку - уровню интенсивности военных действий (ИВД) все ВК по аналогии с предыдущим пунктом подразделяются на 6 категорий: низкий, существенный, значительный, средний, высокий и высший уровень категории.
По четвёртому классификационному признаку - по количеству участников в ВК (КУВК) все ВК подразделяются на 7 следующих видов:
- одностороннее военное нападение (ОВН);
- коалиционное одностороннее военное нападение (КОВН);
- односторонняя военная помощь (ОВП);
- коалиционная военная помощь (КВП);
- двухсторонняя война (ДСВ);
- коалиционно-односторонняя война (КОВ);
- коалиционная двухсторонняя война (КДСВ).
По пятому классификационному признаку - по ограниченности нанесения ударов экономическим объектам (ОГУЭО), отказу взаимно или порознь от нанесения ударов средствами поражения по экономическим объектам при ведении военных действий ВК подразделяются на 3 вида:
- обычная война (ОВ): применяется только наступательные вооружения (НВ) с обычными средствами поражения (ОСП)) на основе взрывчатых веществ (ВВ) и оружие на новых физических принципах действия (ОНФПД) избирательного поражения;
- ядерная война (ЯВ) с преимущественным применением стратегических наступательных вооружений (СНВ), оснащенных ядерными средствами поражения (ЯСП), а также с применением ОСП и ОНФПД;
- тотальная война (ТВ) с применением всех существующих видов наступательного оружия и их средств поражения, включая возможное применение запрещенных международными договорами химического и бактериологического оружия массового поражения (ОМП) и пока что незапрещенного геофизического оружия (ГФО).
По четвертому классификационному признаку ВК подразделяются на виды:
- ограниченная война (ОГВ): целераспределение средств поражения (СП) осуществляется обеими противодействующими сторонами (по взаимной договоренности) с поражением только военных объектов-целей (ВОЦ);
- ограниченная односторонне нападающей стороны война (ООГВ);
- неограниченная война (НОГВ): целераспределение СП осуществляется обеими противодействующими сторонами по военным, гражданским и другим объектам-целям.
По пятому классификационному признаку - по ограниченности нанесения ударов средствами поражения наступательных вооружений противоборствующих сторон экономическим объектам друг друга (ОГУЭО) ВК подразделяются на 3 вида:
- ограниченная война (ОГВ);
- односторонне ограниченная война (ООГВ);
- неограниченная война (НОГВ).
По шестому классификационному признаку - по преимущественно применяемому противоборствующими сторонами определенному виду оружия ВК подразделяются на следующие 3 вида:
- обычная война: применяются только преимущественно обычное оружие (ОО) на основе обычных средств поражения (ОСП) и оружие на новых физических принципах действия (ОНФПД) избирательного поражения (ИП);
- ядерная война: применяется преимущественно ядерное оружие (ЯО) на основе ядерных средств поражения (ЯСП), а также применяются ОО и ОНФПД ИП;
- тотальная война: применяются массово или выборочно все виды современного оружия массового поражения (ОМП) и ИП.
По седьмому классификационному признаку - по количеству этапов военных действий (КЭВД) ВК подразделяются на 6 следующих видов:
- односторонние военные действия (ОСВД): СД, ТА, ПН, ВН, СОСГП и СВО -ОВП;
- одноэтапные военные действия (ОЭВД): все другие ВК ранга по ВЗ до уровня существенной ВЗ включительно;
- одноэтапная война (ОЭВ): ПВ и ЛВ в форме прямого боестолкновения войск (ПБСВ) с противником;
- двухэтапная война (ДЭВ-1): РВ, НМВ и МВ в форме: на первом этапе это - взаимный дистанционный массированный обмен стратегическими и оперативно-тактическими ударами (ВЗОДМУ) средств поражения наступательных вооружений (НВ) в соответствии с видом войны по преимущественно применяемому виду оружия противоборствующими сторонами, и далее на втором этапе это - ПБСВ противоборствующих сторон; после второго этапа предполагается заключение перемирия, а затем заключение мирного договора между сторонами на условиях «победившей стороны» в войне;
- трёхэтапная война (ТЭВ): то же, что в двухэтапной войне, за исключением того обстоятельства,, что «победившая сторона» осуществляет третий этап войны в форме оккупации территории «проигравшей войну стороны» с подавлением сопротивления остатков войск и «партизан» с последующим «освоением захваченной территории» и эксплуатацией сохранившейся части экономического потенциала и её природных ресурсов;
- двухэтапная война «без победителей с нулевым исходом по получению преференций» (ДЭВ-2): это -аналог предыдущей войны примерно равных по военной мощи сторон с заключением перемирия без получения преференций по исходу войны в результате взаимного истощения ресурсов и больших потерь;
- двухэтапная война между сверх ядерными державами с их союзниками в условиях «угрозы взаимного уничтожения государственности и угрозы гибели человеческой цивилизации» (ДЭВ-3);
- трехэтапная классическая война (ТЭКВ) при значительном военном превосходстве одной из противоборствующих сторон: по сравнению с ДЭВ к первым двум этапам прибавляется третий этап, который будет проходить в форме «оккупации территории побежденной стороны» с военными действиями по подавлению сопротивления ее сохранившейся части войск и сопротивления «партизан» с последующим затем «экономическим освоением захваченной территории»- эксплуатации её сохранившейся части экономического потенциала и природных ресурсов.
По восьмому классификационному признаку - по начальным условиям военных действий (НУВД) ВК подразделяются на 5 типов:
- военная провокация (ВП);
- превентивное нападение (ПН);
- превентивная война в ответ на военную провокацию (ПВ-ОВП);
- превентивная война с ответным ударом (ПВ-ОУ);
- превентивная война с ответно-встречным ударом (ПВ-ОВУ).
По девятому классификационному признаку - по длительности военных действий (ДВД) ВК подразделяются на 6 следующих типов:
скоротечный тактический бой (СТБ) - длительность в пределах до 1-3 часов;
- быстрая ВСО - длительностью 3-7 часов;
- быстрая война, включая первый этап ДЭВ-1, 2 и 3 - длительностью в активной фазе взаимного обмена стратегическими ударами длительностью до 0,5-3, 0 часа, общей длительностью до 7-8 суток;
- короткая война - длительностью до 3-4 месяцев;
- длительная война протяженностью до 1 -2 года;
- война с неопределенной длительностью - длительностью более 2-х лет.
По десятому классификационному признаку - по соответствию видов ВК по ВЗ видам ВК по МВД такое соответствие формируется следующим образом:
- РВ, ШМВ и МВ относятся к виду стратегической войны;
- ПВ и ЛВ относятся к оперативно-тактической войне;
- ВСО относятся к тактическим боевым действиям;
- ПДО, АТО и АПО относятся к тактическому бою.
По одиннадцатому классификационному признаку - по целевому предназначению военных действий (Ц11ВД) ВК подразделяются на следующие 11 типов:
- нанесение экономического или военного ущерба нападающей стороной обороняющейся стороне или из-за крайней враждебности к ней, или для принуждения её к уступкам и изменению внутренней и внешней политики в своих интересах, или путём военного принуждения её стать в качестве своей «марионетки» в проведении экспансии в мире и привлечению к участию в развязыванию ВК совместно с сатрапом или превращения её в постоянного придатка к собственной экономике с получением экономической прибыли в духе «неоколониализма»;
- захват нападающей стороной - агрессором территории обороняющейся стороны и ее экономического освоения в виде её сохранившейся части экономического потенциала и природных ресурсов;
- ответные военные действия обороняющейся стороны в защиту своего суверенитет, целостности территории и независимости путём наказания агрессора нанесением ему неприемлемого по величине экономического и военного ущерба;
- наказание обороняющейся стороны за военную провокацию или за вероломное нападения пограничного государства по «указанию и обещанию поддержки этой агрессии со стороны «внешнего могущественного заказчика» путём «военного принуждения к миру» зарвавшегося агрессора.
- оказание военной помощи обороняющейся стороной союзному или дружественному государству против военной агрессии со стороны внешнего врага или международного терроризма;
- ВСО обороняющейся стороной в осуществлении ПДО, АТО и АПО.
Отметим три важные закономерности:
- ОВ будет характерной для ведения СВО, ПВ и ЛВ, а также в случае ведения РВ между неядерными государствами;
- при ведении РВ между ядерным и неядерным государствами с большой вероятностью будет вестись ОВ, однако не исключается также избирательное применение ядерным государством своего ядерного оружия;
- при ведении РВ, ШМВ и МВ между ядерными государствами и особенно их коалициями, даже из первоначально возникшей ОВ, последняя неизбежно перерастет в ЯВ.
Отметим, что в случае ВК между военно-политическим блоком НАТО во главе с США, с одной стороны, и РФ, с другой стороны, в условиях текущего системного обострения отношений до уровня крайней враждебности с высокой вероятностью может возникнуть «двухэтапная стратегическая неограниченная ядерная война». Эта война, по доктринальному замыслу нападающей стороны - США, будет инициирована как превентивная ядерная война с «упреждающим ударом» на первом ее этапе. С позиции обороняющейся стороны - РФ, на первом этапе будет нанесен «ответно-встречный удар» с мотивацией в качестве «меры возмездия за особо губительную военную агрессию» для нанесения максимально возможно большого экономического ущерба врагу.
В условиях имеющегося значительного превосходства альянса в экономическом потенциале, но при примерном равенстве в количестве боеготовых к применению ЯСП мегатонной мощности по взрыву в составе СНВ перед началом войны, нанесенный экономический ущерб в ответных действиях будет ужасен по размеру и многократно превосходить предполагаемую «экономическую выгоду», даже в случае надежды на «победу» в этой войне альянса в расчете на возможную компенсацию потерь за счет захвата территории РФ и ее «экономического освоения». Однако в этой войне «победителя» не будет по причине возникновения на всей планете «ядерной зимы» при наличии у обеих сторон избыточного количества смертоносных стратегических ядерных ударов (СЯУ) в общем количестве около 4000 единиц в полной боевой готовности к применению. При реализации половины запаса СЯУ наступает «короткая ядерная зима» длительностью до полугода и более, а при полной реализации арсенала СЯУ наступает «вековая ядерная зима». Ведение ядерной войны на втором ее этапе - «прямого боестолкновения войск» противников будет проблематичным и маловероятным практически. Если состоится второй этап войны, то военные действия войск будут мало эффективны в условиях «ядерной зимы» при отсутствии в истории человечеств аналога боевой обстановки как: постоянная слабая видимость в дневное время, высокий уровень радиоактивного заражения, холод, частые сильнейшие пылевые бури и снежные метели, повсеместная разруха в городских застройках, отсутствие пригодной питьевой воды, отсутствие надежного тылового обеспечения войск и боевого управления войсками с помощью радиосвязи, полное отключение от космической связи и боевого управления и так далее и тому подобное.
Отметим, что приведенная выше оценка возможности возникновения и характеристика особенностей «ядерной зимы» основана на результатах исследований периода с середины 70-х до начала 90-х годов прошлого века, проводившихся специалистами (с участием автора) по моделированию военных действий, военной и экологической обстановки в предполагаемой ядерной войне между США и СССР на ее первом
этапе - «нанесения взаимных дистанционных массированных СЯУ». Подобные исследования проводились также и в США. Позже было установлено, что при моделировании процессов наши и американские исследования базировались на принципиально отличных научно-методических основах. В нашем моделировании процессов формирования параметров обстановки после нанесения СЯУ была использована разработанная «аналитическая модель», которая основана на исследовании физико-механических факторов взаимодействия многократных, частично синхронизированных во времени ядерных взрывов с учетом накопления изменений параметров окружающей среды в позиционных районах базирования СНВ. Американское моделирование параметров той же обстановки основывалось на применении «стохастической имитационной модели», в которой упомянутые выше факторы нашей модели не учитывались. Тем не менее, сверка результатов оценки обстановки после завершения взаимных СЯУ на первом этапе войны по обеим моделям в конце 80-х годов принципиально позволила дать оценку обстановки нами и американцами как «чрезвычайно опасной для существования обоих государств и всего человечества в связи с угрозой возникновения «ядерной зимы» на нашей планете». Как теперь стало известно, на основании независимой экспертизы специалистами обеих сторон военных и экологических последствий взаимного нанесения СЯУ, между США и РФ в 1991 и затем в 1993 годах были подписаны договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) соответственно «СНВ-1» и «СНВ-2».
Приведём справку о результатах по сокращению СНВ в соответствии с подписанными и выше упомянутыми договорами. Так, до 1991 года у США имелось на вооружении около 30000 боеготовых стратегических ядерных боеголовок (СЯБГ) на носителях ядерной триалы - межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) наземного и морского базирования и стратегической авиации (СА), а РФ соответственно имела около 9000 единиц (СЯБГ). В соответствии с договором «СНВ-1» американцы обязались сократить количество своих СЯБГ в 6 раз, а русские соответственно в 3 раза. Однако после более объективной оценки экспертами обоих государств экологической обстановки в условиях после такого сокращения (СЯБГ) и предполагаемой реализации в ядерной войне нового их количества, это приводит всё равно к возникновению «длительной ядерной зимы». Поэтому уже в договоре «СНВ-2» было предложено дальнейшее сокращение (СЯБГ) американцами в 2,5 раза, а нами соответственно в 2 раза. В настоящее время, по уточненным данным наших экспертов, существующее общее количество (СЯБГ) с учетом их дополнения 250 британскими и 200 французскими (СЯБГ) как членов блока НАТО и военных союзников США, ситуация с возможным возникновением «ядерной зимы» не улучшилась коренным образом, а даже значительно ухудшилась.
Спрашивается, как остановить процесс гонки ядерных вооружений, не допустить того, чтобы произошла ядерная война между ядерными сверхдержавами - США и Россией? Как научиться сдерживать другие, менее губительные ВК? На эти вопросы ниже автор попытается дать ответы и рекомендации на основе анализа причин возникновения ВК и применения методологии оценки критичности последствий и получения выгоды для себя потенциальных военных агрессоров, затевающих новые ВК на современном уровне развития военных технологий и развития вооружений и военной техники (ВВТ).
Главной причиной возникновения любого ВК является историческая и текущая на данном этапе развития враждебность, усиленная чувством безнаказанности в получении для себя определенной выгоды и прежде всего - экономической выгоды путем применения военной силы.
Основными причинами возникновения ВК являются следующие причины:
- внутренняя нестабильность политического, социального и экономического развития государства -потенциального агрессора, руководство которого стремится путем нагнетания враждебности к «внешнему противнику», обвиняя такового во всех своих бедах и собственном неблагополучном состоянии, отвлечь таким способом внимание собственного народа от реальной действительности, а также надеется на безнаказанность в совершении военной агрессии;
- крайний авантюризм и некомпетентность руководства потенциального агрессора в оценке исхода и последствий для себя и своих союзников или «поручителей в благополучном исходе» инициирования путем военной провокации и ведения ВК;
- системное и длительное накопление противоречий в отношениях с противоборствующей стороной, которая якобы «препятствует» диктату воли и желаниям сильнейшего» из них относительно того, как проводить свою политику, в выборе как себя обустроить и как на свете жить;
- желание ведущих в экономическом и военном отношении государств (в основном из так называемого «объединенного Запада») проводить неоколониальную политику в отношении так называемых «развивающихся государств» с целью сломить их сопротивление экспансии, для того чтобы продолжать системную эксплуатацию их природных ресурсов и дешёвой рабочей силы. Это достигается посредством применения военной силы, путем наложения экономических санкций или путем устройства «цветных революций» по свержению неугодного им режима власти;
- необузданное стремление сохранить свое военное и экономическое доминирование во чтобы то ни стало сверх державой США, несмотря на объективные изменения в мире со стремительным экономическим и военным развитием полуторамиллиардных по населению великих Китая и Индии, а также возросшей по военной и экономической мощи РФ , сохранившейся в виде основы после распада в 1991 году великого Советского Союза;
- системные провокационные действия враждебно настроенных приграничных государств, входящих в большую военную коалицию - в блок НАТО и надеющихся на ее защиту в случае их «наказания» за оголтелую враждебность в отношении могущественного соседа - РФ, который вполне может их «принудить к миру» путём применения только небольшой части своей военной силы Примером подобных провокаций к возникновению пограничного и возможно регионального ВК в настоящее время является демонстрация крайней враждебности четырех бывших советских республик - Украины, Литвы, Латвии и Эстонии вкупе с Польшей. Как уже теперь известно, Украину удалось принудить к миру, осталось ещё сделать ее нейтральным и, возможно, дружественным для нас государством.
Далее остановимся на анализе характерных особенностей и закономерностей эволюции развития современных ВК с учетом мотивации потенциального агрессора в их развязывании и ведении
Отметим, что практически всегда началу любого ВК предшествует так называемый «информационный разогрев напряженности» в отношениях между противоборствующими сторонами, в основном это происходит со стороны потенциального агрессора. Особенно в этом процессе преуспевает «потенциальный мировой агрессор», которым себя проявила в прошедшие последние 75 лет после второй мировой войны сверхдержава - США, которая сумела инициировать, с участием в ряде эпизодов некоторых своих союзников, более 140 различных ВК и государственных переворотов, названных впоследствии применительно к малым государствам «цветными революциями». При этом инициаторы ВК системно маскируют свои приготовления к военным действиям против будущей «жертвы агрессии» нагнетанием лживых инсинуаций и страхов в их отношении по поводу агрессивных намерений и действий в духе известных инсценировок так называемых спектаклей «белых касок» -агентов США и Великобритании по поводу «наличия и якобы применения ОМП» или ещё чего-нибудь «опасного и запрещенного».
Главными условиями для мотивации любого ВК являются: наличие враждебности и стремление потенциального агрессора улучшить свое экономическое положение вкупе с получением других преференций - геополитических, военных, расширения сферы влияния и доминирования в регионе или в мире.
Улучшение своего экономического положения при развязывании ВК потенциальный агрессор надеется получить по максиму - путём оккупации территории противника и последующей эксплуатации ее в колониальном режиме сохранившегося экономического потенциала и природных ресурсов, а по минимуму - путём использования с высокой для себя выгодой как первое, так и второе, установив свое безраздельное управление в стране, подвергшейся нападению. Именно в этом и состоит суть мотивации ВК различных видов, за исключением СВО.
Ниже представляем авторский универсальный метод оценки критичности последствий ВК на основе оценки показателя мотивации ВК с позиции оценки получения «относительной экономической прибыли» или, наоборот, получения «относительного экономического ущерба» для нападающей стороны - агрессора (обозначим X) с учетом получения военного отпора от обороняющейся стороны (обозначим У).
Отметим, что в случае, если сторона У существенно слаба в военном отношении по сравнению со стороной X, то одержать победу и тем более оккупировать территорию стороны X она будет не способна, если даже нападет сама первой. Вследствие чего сторона У всегда будет иметь невосполнимый экономический ущерб по исходу ВК, то есть ее мотивация в ВК будет всегда отрицательной, если исходить из здравого смысла.
Показатель мотивации ВК стороны X, обладающей примерно равной или меньшей военной силой по отношению со стороной У, но превосходящей ее экономически, определяется по общей формуле вида:
^УСК) = {QXУ(ЭП) (ОУК(ЭП) )/toXY(ВВП) + УУКСПР) + 1) — 1}(1- PXY(Э)), (1)
где: Qyx(эп) и Qxy(эп) - соответственно живучесть (вероятность сохранения) экономических потенциалов (ЭП) противоборствующих сторон X и У на первом этапе военных действий в ВК;
yyx(ПР) - относительная значимость природных ресурсов (ПР) стороны У в единицах измерения валового внутреннего продукта (ВВП) стороны X по отношению к своему валовому внутреннему продукту (ВВП);
WxY(ввп) - соотношение ВВП противоборствующих сторон X и У перед началом военных действий в ВК;
PxY(эy) -вероятность снижения экономической прибыли стороной X в войне вследствие получения экономического ущерба.
Отметим, что предполагается наличие у нападающей стороны специалистов по моделированию ведения ВК и оценке последствий параметров складывающейся военной и экологической обстановки (особенно в условиях ведения ядерной войны). В противном случае, нападающей стороне не следует начинать войну вследствие неопределенности её последствий.
Отметим, что на вероятность возникновения ВК при положительной экономической мотивации ВК оказывает влияние состояние уровня напряженности отношений между противоборствующими сторонами. Автором предлагается установить следующую шкалу из 6 уровней напряженности отношений между противоборствующими сторонами, вовлекаемыми в ВК нападающей стороной:
- крайняя враждебность в отношениях сторон (враги): сху(но) =1;
-высокий уровень напряженности в отношениях сторон (потенциальные противники): сХу(НО) = 0,75;
- нейтральные отношения сторон (конкуренты): сХу(НО) = 0,50;
-доверительные отношения сторон (партнеры): сху(но) = 0,15;
- дружественные отношения сторон (сотрудничество на доверии): сХу(НО) = 0,03;
- союзнические отношения сторон (сотрудничество во всём на полном доверии): сХу(НО)= 0.
Вероятность возникновения ВК с учетом положительности мотивации и уровня состояния
напряженности отношений между противоборствующими сторонами определяется по формуле вида:
рху(вк) = 1 — ехр{ -3,5ох¥(но)Цху(вк)}. (2)
В заключение автором ниже предлагаются меры по сдерживанию возникновения ВК в мире на основе принятия международных договоров или соглашений между ведущими государствами мира и их военно-политическими коалициями по следующим 9 направлениям:
1) О полном запрещении создания, хранения и применения в любых ВК всех видов неядерного ОМП.
2) О заключении договора между блоком НАТО и РФ о сокращении СНВ». Автором рекомендуется осуществить сокращение СНВ соответственно в 2,6 раза для блока НАТО и в 2,0 раза для РФ. Такое сокращение СНВ позволит в случае возникновения ядерной войны гарантированно избежать возникновения «вековой ядерной зимы» и сократить длительность «короткой ядерной зимы».
3) О неприменении ядерными державами своего ядерного оружия против неядерных государств в случае ВК.
4) О запрещении воздушного нападения ведущими государствами на малые независимые государства с целью их принуждения к изменению своей внутренней и внешней политики, если таковая не связана с угрозой или применением международного терроризма по объективно установленным фактам.
5) О прекращении практики ведения информационной войны между ведущими державами в целях провокации развязывания ВК путём нагнетания ненависти и вражды между собой взамен поиска компромисса в снижении уровня напряженности в отношениях и установления партнерских отношений.
6) О праве всех суверенных государств на свободное внутреннее политическое и экономическое развитие с соблюдением своих культурных, языковых и религиозных традиций и правом распоряжения своими природными ресурсами в собственных интересах
7) О заключении мирового соглашения между мировыми ведущими религиозными образованиями и течениями о религиозной терпимости, исключении религиозного фанатизма.
8) О прекращении практики политики неоколониализма и великодержавного гегемонизма «коллективного Запада» в отношении развивающихся государств и оголтелой «русофобии»» к великой России.
9) О ликвидации американских, английских и французских военных баз на территории иностранных государствах как источника угрозы военной безопасности для всего мира».
Список литературы
1. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / Д.В. Сурин
и другие /. С.П. РО АВН, 1997.