Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918–1920): ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918–1920): ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданская война / военная авиация / Красная армия / белая армия / Южный Урал / civil war / military aviation / red army / white army / Southern Urals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калмыков Валерий Витальевич, Шведов Игорь Bалерьевич

Статья посвящена характеристике отечественной историографии изучения деятельности во-енной авиации России в период одного из острейших социальных конфликтов ХХ века – Граж-данской войны 1918–1920 годов. При этом акцент делается на региональном аспекте исследова-ния. Южный Урал с его промышленном потенциалом представлял большой интерес для противо-борствующих сторон. Вопрос о действиях военной авиации в период Гражданской войны представлен в отече-ственной историографии довольно узким кругом историков, при этом сами авторы в своих трудах не ставили задачи показать историю исследования данной проблемы. Попытка оценить степень изученности истории действий военной авиации на Южном Урале в данной статье осуществлена впервые. В ходе работы с источниками, на наш взгляд, удалось составить представление о про-блемах, связанных с формированием организационно-штатных структур авиационных частей (в основном белой армии), с материально-техническим оснащением авиатехники и вооружения, с нехваткой квалифицированного летного состава, с боевым применением авиации в климатиче-ских условиях Южного Урала. Данная статья может быть использована в учебном процессе для слушателей авиационных военно-учебных заведений, а также для широкого круга исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY AVIATION IN THE SOUTHERN URALS DURING THE RUSSIAN CIVIL WAR (1918–1920): A HISTORIOGRAPHICAL OVERVIEW

This article is devoted to the characteristics of the Russian historiographical study of the activities of Russian military aviation during the Russian civil war of 1918–1920. The emphasis is on the South-ern Ural area, which, with its industrial potential, was of great interest to the warring parties. The actions of military aviation during the Russian civil war are presented in Russian histo-riography by a rather narrow circle of historians, who did not set out to show the history of the study of this problem. This article is the first attempt to assess the degree of knowledge of the his-tory of military aviation operations in the Southern Urals. Working with the sources it was possi-ble reveal the problems associated with the organizational and staff structure of aviation units (mainly the white army), logistical aircraft and weapons, the shortage of qualified flight person-nel, the combat use of aviation in the climatic conditions of the Southern Urals. This article can be used for students of aviation military educational institutions, as well as for a wide range of researchers.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918–1920): ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 930.2 DOI: 10.14529/8811240202

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920): ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

В. В. Калмыков, И. В. Шведов

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил Военно-воздушной Академии, филиал в г. Челябинске, Российская Федерация

Статья посвящена характеристике отечественной историографии изучения деятельности военной авиации России в период одного из острейших социальных конфликтов ХХ века - Гражданской войны 1918-1920 годов. При этом акцент делается на региональном аспекте исследования. Южный Урал с его промышленном потенциалом представлял большой интерес для противоборствующих сторон.

Вопрос о действиях военной авиации в период Гражданской войны представлен в отечественной историографии довольно узким кругом историков, при этом сами авторы в своих трудах не ставили задачи показать историю исследования данной проблемы. Попытка оценить степень изученности истории действий военной авиации на Южном Урале в данной статье осуществлена впервые. В ходе работы с источниками, на наш взгляд, удалось составить представление о проблемах, связанных с формированием организационно -штатных структур авиационных частей (в основном белой армии), с материально-техническим оснащением авиатехники и вооружения, с нехваткой квалифицированного летного состава, с боевым применением авиации в климатических условиях Южного Урала.

Данная статья может быть использована в учебном процессе для слушателей авиационных военно-учебных заведений, а также для широкого круга исследователей.

Ключевые слова: Гражданская война, военная авиация, Красная армия, белая армия, Южный Урал.

Введение

Более ста лет прошло с той поры, когда закончилась Гражданская война в России. В настоящее время издано огромное количество научных исследований, множество литературных произведений, снято множество художественных и документальных фильмов. Тем не менее, на сегодняшний день многие аспекты данного исторического события остаются нераскрытыми. Одним из них является история участия военной авиации в Гражданской войне. В связи этим есть необходимость более подробно описать процесс создания военно-воздушных сил России в указанный исторический период.

В течение советского периода в отечественной, да и в зарубежной историографии практически не выходило научных трудов, дающих обобщающую и систематизирующую информацию по данному вопросу, что не позволяло исследователям создать полную картину действий красной и белой авиации в Гражданской войне 1918-1921 годов.

Многочисленные работы отечественных исследователей, а также публикации зарубежных авторов не давали возможности показать всестороннюю и объективную картину происходящего. В своем большинстве они носили чаще мемуарный характер [1-7]. В силу своей субъективности они несли на себе печать прежде всего личностного восприятия описываемых событий и зачастую ярко выраженную идеологическую нагрузку. К тому

же работы так называемого пула иммигрантской историографии в СССР было невозможно опубликовать.

Для успешного осуществления систематизации знаний по истории военной авиации страны в числе прочих факторов необходимо учитывать накопленный региональный исторический опыт. Территория Южного Урала в годы Гражданской войны являлась одним из обширных очагов белого и красного противостояния. Поэтому исследование деятельности подразделений военной авиации, действующих в начале XX века на Южном Урале, представляет определенный интерес.

Обзор литературы

Исследования, в которых в той или иной степени отражена деятельность военной авиации в годы Гражданской войны (в том числе и на Урале), появились сразу же после ее окончания и в последующие годы советского периода Российской истории. Однако, как уже сказано выше, в силу субъективных, а большей частью идеологических причин, данные публикации не позволяли исследователям создать полную и объективную картину происходящего.

Положительным моментом в изучении проблемы следует считать факт открытия свободного доступа к закрытым архивным фондам органов государственной власти, когда в печати появились публикации по истории авиации на фронте белых армий. Здесь определенный интерес представляют работы исследователей, касающиеся истории авиа-

ции на региональном уровне. В 1997 году в Екатеринбурге вышла в свет публикация Ю. П. Доронина «Авиация белых армий на восточном фронте» [8]. В статье на основе обширного архивного материала показана деятельность авиационных подразделений, входивших в состав Восточного фронта белой армии, в зону действий которой входила и территория Южного Урала. В этом же ряду можно отметить очерк курганского автора А. Кузьмина «Аэроплан, аэродром, аэростат. Гражданская война в небе над Курганом» [9]. Интернет-очерк посвящен деятельности эвакуированной в 1918 году из Самары в Курган военно-авиационной школы. Представляет определенный интерес биографическая работа оренбургского историка В. Г. Семенова «Трагическая судьба летчика-казака А. Т. Кожевникова» о трагической судьбе красного воен-лета, принимавшего участие в воздушных боях на Южном Урале в 1918 году [10].

Следует заметить, что одним из авторов данной статьи - И. В. Шведовым - уже была опубликована работа «Профессионально-техническая культура уральских летчиков в войнах начала ХХ века» [11]. В статье говорится об участии казаков Урала в Мировой и Гражданской войнах в качестве военных летчиков на примере нескольких биографий.

Безусловным прорывом в освещении этой темы явилась вышедшая в 2000 году работа московских исследователей истории авиации начала ХХ века М. Хайрулина и В. Кондратьева «Авиация Гражданской войны» [12]. Эта была первая в России работа, в которой авторы попытались обобщить информацию по данному вопросу, а также впервые составить хронологию действий белой и красной авиации в годы Гражданской войны. В 2005 году М. А. Хайрулин, совместно с В. С. Пешковым публикует очерк «Авиационные формирования Уральской армии в 1918-1919 гг. [13]. В статье говорится о действии авиации белой армии на Самаро-Астраханском направлении.

В 2007 году в журнале «Родина» выходит публикация М. Хайрулина и А. Ганина «Авиационные формирования Южного Урала 1918-1919 гг.» [14], которая представляет для нас наибольший интерес. В своей статье авторы впервые дают целостную картину действий белой и частично красной авиации на территории региона. В 2008 году коллектив данных авторов во главе с М. А. Хайрули-ным выпускают фундаментальную, на наш взгляд, работу «Военлеты погибшей империи», где на основе богатого архивного и иного материала, долгой кропотливой работы представлена целостная картина состояния и действий военной авиации во время великого социального конфликта в России начала ХХ века, в том числе и на Уральском фронте [15].

Не меньший интерес для исследователей представляют также издания биографического

характера. В 2017 году вышла в свет книга «Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны 1918-1919» исследователей Н. Н. Зиновьева и В. Н. Конева (под ред. М. А. Хайрулина) [16]. Авторы на основе многочисленных архивных документов публикуют личные воспоминания участников описываемых событий и обстоятельств совершения ими подвигов. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями, снабжена таблицами, схемами, именным указателем и библиографией. В этом ряду также представляет интерес работа известного московского исследователя истории отечественной авиации - А. А. Пухова «Календарь Отдела Воздушного флота Российской Империи 1910-1920», вышедшая в свет в 2020 году [17]. В книге представлен огромный биографический материал, кроме этого автор публикует уникальный справочный материал о техническом состоянии самолетного парка России периода 1910-1920 годов.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы следующие методы: историко-сравнительный, хронологический, проблемно -хронологический, метод периодизации.

Результаты и дискуссия

Научных трудов, характеризующих объективную историографию по вопросу применения военной авиации Красной и белой армией в Гражданской войне 1918-1920 годов на Южном Урале в течение длительного времени не появлялось. Идеологическая парадигма советской историографии не позволяла исследователям создать полную и объективную картину действий военной авиации того времени.

Ситуация стала меняться лишь тогда, когда широкому кругу исследователей был открыт доступ к материалам рассекреченных архивных документов. Так, в 1997 году в Екатеринбурге в альманахе «Белая армия - белое дело» вышел очерк Ю. П. Доронина «Авиация белых на Восточном фронте» [8, с. 55], где он описывает процесс начала формирования белых авиационных частей, в том числе и на Южном Урале. Автор считает, что формирование авиационных частей восточного фронта началось с момента освобождения Самары и Казани от красных в 1918 году. Самарские и казанские авиаторы в августе 1918 года создали общее руководство авиацией в виде Управления воздушного флота при штабе Народной армии. Возглавил его военный летчик - капитан Д. А. Борейко, бывший начальник Гатчинской авиашколы. Непосредственно на Урале авиационные части были размещены следующим образом: в составе армии генерала Р. Гайды - 2, 3, 4, 5 авиаотряды с местом дислокации в Екатеринбурге; в подчинении генерала С. Чечека - 1, 2, 3 и 6 авиаотряды и 1-я авиашкола с размещением в г. Кургане; отдельный авиаотряд Оренбургского казачьего войска посту-

Исторические науки

пал под командование генерала А. Дутова [8, с. 69-70]. Автор изучил сведения об организационной структуре авиачастей, о проблемах ремонта и запасных частей к самолетам, об особенностях их боевого применения в условиях климатической зоны и горного рельефа Южного Урала.

Несомненным прорывом в области изучения истории участия отечественной военной авиации в Гражданской войне в России, на Южном Урале в частности, являются труды московского историка М. А. Хайрулина и работы, созданные под его непосредственной редакцией. Так, в 2000 году вышла в свет книга В. Кондратьева и М. Хайрулина «Авиация Гражданской войны», представляющая обширный материал об участии военной авиации России со стороны Красной и белой армий практически на всех ее фронтах [12, с. 29]. Авторы справедливо указывают на стремление противоборствующих сторон овладеть Уралом как важным военно-промышленным регионом. Таким образом появился Урало-Сибирский фронт, еще один из фронтов на территории России. Помимо пехотных и артиллерийских частей в район боевых действий перебрасывались и авиачасти. Авторы сообщают, что в конце июня из Петрограда на Южный Урал отправился 5-й Социалистический авиаотряд первой, так называемой «Социалистической» авиашколы. В его составе насчитывалось 9 самолетов модели «Фарман-30» и несколько самолетов «Ньюпор» вместе с экипажами» [12, с. 30]. Авиаотряд начал полеты 14 июля 1918 года. В этот день летчик Пятницкий, как сообщают авторы, «совершил с аэродрома у станции Синарская первый боевой вылет, разбросав над вражескими окопами агитационные листовки на чешском языке. На следующий день с аналогичным заданием вылетел Степанов. Правда, эффект от этих полетов был нулевым. Чехословаки не поверили большевистской пропаганде и продолжали наступление» [12, с. 31]. 31 июля под натиском белой армии красным частям пришлось оставить Екатеринбург. Вместе с ними эвакуировался 5-й авиаотряд, сначала в Алапаевск, а затем - в Нижний Тагил. Исследователи отмечают такой факт, что первоначально руководство Урало-Сибирского фронта относилось к авиаторам довольно скептически, не понимая, как найти им полезное применение. Летчикам пришлось проявлять инициативу самостоятельно, и после ряда успешных полетов на разведку, которые дали ценные сведения о противнике, отношение к ним заметно изменилось. Летчики стали регулярно приносить ценную информацию о противнике. В качестве примера авторы указывают, «...что боевые действия шли в основном на узкой полосе вдоль железной дороги Челябинск-Екатеринбург-Нижний Тагил, и красным пилотам нередко приходилось вылетать на бомбардировки занятых противником станций. Командование Сибирской армии белых отмечало, что

после бомбежек заметно снижался боевой дух войск и росло число дезертиров» [12, с. 32].

В результате продолжительной (почти восемь лет) и кропотливой работы с архивными фондами эти же исследователи публикуют книгу «Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне», которая является как бы продолжением предыдущей работы, но наполненной новым содержанием и фактами [15, с. 68]. Однако информация о действиях авиации именно на Южноуральском участке фронта представлена скупо. В основном речь идет деятельности 25-го авиаотряда в июне 1919 года под Оренбургом в составе трех самолетов марок «Румплера», «Ньюпора» и «Сопвича» под управлением летчиков С. Никитина, Е. Стомана и В. Матвеева. Со слов авторов установлено, что «6-го июня "Сопвич" Никитина был подбит огнем с земли и совершил аварийную посадку на окраине Оренбурга. Е. Стоман в июле этого же одним из первых красных военлетов получит орден Красного знамени за успешный поиск заблудившейся в казахских степях 3 -й кавалерийской бригады» [15, с. 69]. В июле 1919 года части 5-й красной армии под командованием командарма М. Н. Тухачевского отбросили армию колчаковцев за Уральский хребет. При этом исследователи подтверждают тот факт, что белая авиация в этих боях участия не принимала. После неудачной для белых Уфимской операции им просто не на чем было летать. Аэропланы нуждались в ремонте. Впрочем, подобная ситуация была и с аэропланами красных. Из-за большого количества разрушенных мостов и железных дорог им не удавалось поспевать за быстро наступающей армией.

Особый интерес для нас представляет статья А. Ганина и М. Хайрулина «Авиационные формирования Южного Урала 1918-1919», опубликованная в журнале «Родина» в 2007 году и являющаяся по сей день кратким и, пожалуй, самым информативным источником по данной проблематике. Авторы рассматривают действия военной авиации на Южноуральском участке фронта, когда в борьбу с большевиками в ноябре 1917 года вступила часть Оренбургского казачьего войска во главе с атаманом А. И. Дутовым. Однако они (авторы) отмечают, что на этом этапе боевых действий «.военной авиации у казаков еще не было. В то время как у красных частей имелось два аэроплана "Фарман", которые первоначально находились в Бузулуке. Лишь в начале июля 1918 года, когда Оренбург был освобожден от большевиков, в Самаре, по распоряжению атамана Дутова, стал формироваться 1-й авиационный отряд Оренбургского казачьего войска, который возглавил военный лётчик поручик Р. А. Батурин» [15, с. 74]. Кроме этого, авторы указывают, что на «...уральском участке фронта в состав Юго-Западной армии входил ещё и слабо укомплектованный имуще-

ством и лётным составом Уральский авиаотряд, а также находившийся с октября месяца в Оренбурге боевой взвод, состоящий из двух истребителей «Ньюпор» 3 -го авиаотряда Народной армии под командованием прапорщика Сперанского. В его составе находилось: 4 офицера и чиновника, 8 солдат, 4 лошади. На январь 1918-го в отряде числилось 5 исправных аэропланов» [15, с. 75].

Что касается боевого применения вышеуказанных подразделений, в статье указывается, что за весь период своего существования отряды совершили всего шесть полётов. Исследователи приходят к выводу что авиация в целом не сыграла сколько-нибудь значимой роли в боевых действиях. И первой причиной, на которую они указывают, было отсутствие материальной базы и потрепанность самолетного парка. Более того, как пишут авторы, «...боевой работы эти отряды не вели, так как уже в середине января 1919-го в результате натиска красных в Оренбурге началась срочная эвакуация. При отступлении в феврале-марте 1919 года остатки оренбургских авиационных частей неимоверными усилиями удалось эвакуировать в Троицк, а потрёпанный 2-й авиаотряд был отправлен в тыл в Челябинск» [15, с. 77]. Историки Ганин и Хайрулин также поднимают остро стоящую проблему наличия квалифицированных кадров, которых не хватало как в белой, так и в Красной армии. Приводят примеры, когда пленные колчаковские летчики продолжили службу уже в частях красных [15, с. 78].

Выводы

Таким образом, вопрос о действиях военной авиации на Южном Урале в период Гражданской войны 1918-1920 годов представлен в отечественной историографии довольно узким кругом исследователей. Тем не менее, проделанная ими кропотливая работа с архивными документами позволяет нам сегодня иметь представление об организационно-штатной структуре авиационных частей (в основном белой армии), сложном материально-техническом состоянии самолетного парка и проблемами с его ремонтом.

Отдельно выделяется проблема острой нехватки летных кадров и механиков, что было характерно для обоих противоборствующих сторон конфликта.

Хотя победа в условиях Гражданской войны, как правило, решалась все же на земле, изученные нами исследования показывают и определенную пользу применения авиации на полях сражений, в частности, для ведения разведки, доставки донесений и прочего.

Рассмотренные работы других региональных исследователей, позволяют сделать вывод, что указанные выше проблемы военной авиации того периода были характерны для всех фронтов Гражданской войны.

Применение авиации на Южном Урале имело и свои географические особенности, например, некоторые районы горной части Южного Урала, на территории которой велись боевые действия, были вообще труднодоступны для работы аэропланов того времени.

Литература

1. Сергеев, А. В. 5 лет строительства и борьбы Воздушного Флота 1917-1922. Кн. 1: Героические годы Красного Воздушного Флота / А. В. Сергеев. - М. : Авиаиздательство, 1926. - 157 с.

2. Баратов, Б. И. Красный Воздушный флот / Б. И. Баратов. - М. : Военный вестник, 1923. - 128 с. -иКЬ: https://warlib.site/red-airfleet/ (дата обращения: 15.02.2024).

3. Шишов, Л. М. На заре советской авиации / Л. М. Шишов. - М. : Воениздат, 1960. - 88 с.

4. Жаров Ф. И. Подвиги красных летчиков / Ф. И. Жаров. - М. : Воениздат, 1963. - 120 с.

5. Красный воздушный флот в Гражданской войне в СССР 1918-1920 гг. : материалы военно-исторической конференции, проведенной в ЦДСА 8 декабря 1967 г / под общ. ред. Е. М. Белецкого. -М., 1968. - 123 с.

6. Кин, Т. Г. Красные звезды над окопами колчаковцев / Т. Г. Кин // Тагильский рабочий. -20 сентября 1964.

7. Гражданская война и военная интервенция в СССР : энциклопедия. - М., 1983. - С. 20-27.

8. Доронин, Ю. П. Авиация белых армий на восточном фронте / Ю. П. Доронин // Белая Армия. Белое дело. - 1997. - № 4. - С. 55-73. - ИИЬ: https://imwerden.de/pdf/belaya_armiya_beloe_delo_0 4_1997__ocr.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

9. Кузьмин, А. Аэроплан, аэродром, аэростат. Гражданская война в небе над Курганом / А. Кузьмин // Курган и Курганцы. - 2008. - № 29. -URL: https://aviakurgan.narod.ru/Gr_war.html (дата обращения: 08.03.2024).

10. Семенов, В. Г. Трагическая судьба летчика-казака А.Т. Кожевникова / В. Г. Семенов // Оренбургское казачье войско: Поиски. Находки. Открытия. - 1999. - С. 123-130.

11. Шведов, И. В. Профессионально-техническая культура Уральских летчиков в войнах начала ХХ века / И. В. Шведов // Вестник Челябинского государственного университете. - 2014. - № 11 (340). - С. 72-75.

12. Кондратьев, В. Авиация Гражданской войны / В. Кондратьев, М. Хайрулин. - М. : Техника молодежи, 2000. - 168 с. - иКЬ: https://djvu.online/file/bYQ5aLZYeAlBG (дата обращения: 25.02.2024).

13. Хайрулин, М. А. Авиационные формирования Уральской армии в 1918-1919 гг. / М. А. Хайрулин, В. С. Пешков // Белая гвардия. - 2005. - № 8. - С. 179.

14. Ганин, А. Авиационные формирования Южного Урала 1918-1919 гг. / А. Ганин, М. Хай-

Исторические науки

рулин // Родина. - 2007. - № 9. - С. 74-79. - URL: https://orenbkazak.narod.ru/avia.pdf (дата обращения: 25.02.2024).

15. Хайрулин, М. А. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне / В. И. Кондратьев, М. А. Хайрулин. - М. : Эксмо: Яуза, 2008. -430 с.

16. Конев, В. Н. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны / В. Н. Конев, Н. Н. Зиновьев ; под ред. А. Хайруллина. - М. : Русские витязи, 2017. - 203 с.

17. Пухов, А. А. Календарь Отдела Воздушного флота Российской Империи 1910-1920 / А. А. Пухов. - Б/м., 2020. - 1039 с.

Калмыков Валерий Витальевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах), ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия», филиал (Челябинск), e-mail: [email protected]

Шведов Игорь Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент, начальник ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия», филиал (Челябинск), e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 14 марта 2024 г.

DOI: 10.14529/ssh240202

MILITARY AVIATION IN THE SOUTHERN URALS DURING THE RUSSIAN CIVIL WAR (1918-1920): A HISTORIOGRAPHICAL OVERVIEW

V. V. Kalmykov, I. V. Shvedov

Military Educational and Scientific Center of the Air Force, the Air Force Academy, Chelyabinsk, Russian Federation

This article is devoted to the characteristics of the Russian historiographical study of the activities of Russian military aviation during the Russian civil war of 1918-1920. The emphasis is on the Southern Ural area, which, with its industrial potential, was of great interest to the warring parties.

The actions of military aviation during the Russian civil war are presented in Russian historiography by a rather narrow circle of historians, who did not set out to show the history of the study of this problem. This article is the first attempt to assess the degree of knowledge of the history of military aviation operations in the Southern Urals. Working with the sources it was possible reveal the problems associated with the organizational and staff structure of aviation units (mainly the white army), logistical aircraft and weapons, the shortage of qualified flight personnel, the combat use of aviation in the climatic conditions of the Southern Urals.

This article can be used for students of aviation military educational institutions, as well as for a wide range of researchers.

Keywords: civil war, military aviation, red army, white army, Southern Urals.

References

1. Sergeev A.V. 5 let stroitel'stva i bor'by Vozdushnogo Flota 1917-1922. Kn. 1: Geroicheskie gody Krasnogo Vozdushnogo Flota [5 Years of Construction and Struggle of the Air Fleet 1917-1922. Book 1: The Heroic Years of the Red Air Fleet]. M.: Aviaizdatel'stvo, 1926. 157 s.

2. Baratov B.I. Krasnyy Vozdushnyy flot [The Red Air Fleet]. M.: Voennyy vestnik, 1923. 128 s. URL: https://warlib.site/red-airfleet/ (data obrashcheniya: 15.02.2024).

3. Shishov L.M. Na zare sovetskoy aviatsii [At the Dawn of Soviet Aviation]. M.: Voenizdat, 1960. 88 s.

4. Zharov F.I. Podvigi krasnykh letchikov [The Exploits of the Red Pilots]. M.: Voenizdat, 1963. 120 s.

5. Krasnyy vozdushnyy flot v grazhdanskoy voyne v SSSR 1918-1920 [The Red Air Fleet in the Civil War in the USSR 1918-1920]: materialy voenno-istoricheskoy konferentsii, provedennoy v TsDSA 8 dekabrya 1967 / pod obshch. red. E.M. Beletskogo. M.: B. i., 1968. 123 s.

6. Kin T.G. Krasnye zvezdy nad okopami kolchakovtsev [Red Stars over the Trenches of Kolchakovi-tes] // Tagil'skiy rabochiy. 20 sentyabrya 1964.

7. Grazhdanskaya voyna i voennaya interventsiya v SSSR [The Civil War and Military Intervention in the USSR]: entsiklopediya. M., 1983. S. 20-27.

8. Doronin Y.P. Aviatsiya belykh armiy na vostochnom fronte [Aviation of the White Armies n the Eastern Front] // Belaya Armiya. Beloe delo. 1997. № 4. S. 55-73. URL: https://imwerden.de/ pdf/belaya_armiya_beloe_delo_04_1997_ocr.pdf (data obrashcheniya: 15.02.2024).

9. Kuz'min A. Aeroplan, aerodrom, aerostat. Grazhdanskaya voyna v nebe nad Kurganom [Airplane, Airfield, Balloon. The Civil War in the Sky over Kurgan] // Kurgan i Kurgantsy. 2008. № 29. URL: https://aviakurgan.narod.ru/Gr_war.html (data obrashcheniya: 08.03.2024).

10. Semenov V.G. Tragicheskaya sud'ba letchika-kazaka A.T. Kozhevnikova [The Tragic Fate of the Cossack Pilot A.T. Kozhevnikov] // Orenburgskoe kazach 'e voysko: Poiski. Nakhodki. Otkrytiya. 1999. S. 123-130.

11. Shvedov I.V. Profesional'no-tekhnicheskaya kul'tura Ural'skikh letchikov v voynakh nachala XX ve-ka [Professional and Technical Culture of Ural Pilots in the Wars of the Early Twentieth Century] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 11 (340). S.72-75.

12. Kondrat'ev V., Khayrulin M. Aviatsiya grazhdanskoy voyny [Civil War Aviation]. M.: Tekhnika mo-lodezhi, 2000. 168 s. URL: https://djvu.online/file/bYQ5aLZYeAlBG (data obrashcheniya: 25.02.2024).

13. Khayrulin M.A., Peshkov B.C. Aviatsionnye formirovaniya Ural'skoy armii v 1918-1919 [Aviation Formations of the Ural Army in 1918-1919] // Belaya gvardiya. M., 2005. № 8. S. 179.

14. Ganin A., Khayrulin M. Aviatsionnye formirovaniya Yuzhnogo Urala 1918-1919 [Aviation Formations of the Southern Urals 1918-1919] // Rodina. 2007. № 9. S. 74-79. URL: https://orenbkazak.narod.ru/ avia.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2024).

15. Khayrulin M.A., Kondrat'ev V.I. Voenlety pogibshey Imperii. Aviatsiya v Grazhdanskoy voyne [Mil i-tary Pilots of the Lost Empire. Aviation in the Civil War]. M.: Eksmo: Yauza, 2008. 430 s.

16. Konev V.N., Zinov'ev N.N. Krasnye aviatory na frontakh grazhdanskoy voyny [Red Aviators on the Fronts of the Civil War]; pod red. A. Khayrullina. M.: Russkie vityazi, 2017. 203 s.

17. Pukhov A.A. Kalendar' Otdela Vozdushnogo flota Rossiyskoy Imperii 1910-1920 [Calendar of the Department of the Air Fleet of the Russian Empire 1910-1920]. B/m., 2020. 1039 s.

Valeriy V. Kalmykov - Cand. Sc. (History), Associate Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Military Teaching and Research centre VUNTS VVS «Air Force Academy», branch in Chelyabinsk (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Igor V. Shvedov - Cand. Sc. (History), Associate Professor, Head of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Military Teaching and Research centre VUNTS VVS «Air Force Academy», branch in Chelyabinsk (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Received March 14, 2024

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Калмыков, В. В. Военная авиация на Южном Урале в период Гражданской войны (1918-1920): историографический обзор / В. В. Калмыков, И. В. Шведов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2024. - Т. 24, № 2. - С. 14-19. Б01: 10.14529А^40202

Kalmykov V. V., Shvedov I. V. Military aviation in the Southern Urals during the Russian Civil War (19181920): a historiographical overview. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2024, vol. 24, no. 2, pp. 14-19. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh240202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.