ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
Научная статья УДК 305.0(09)
doi: 10.18522/2687-0770-2024-1-48-52
О СТАНОВЛЕНИИ АВИАЦИИ НА ДОНУ Виктория Сергеевна Кравец
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия vkravec@sfedu. ru
Аннотация. Рассматривается первый этап зарождения донской авиации, роль первых летчиков, заложивших основу авиации в донском крае. Начало формирования авиационной школы в России традиционно связывают с появлением авиашкол в Гатчине и Севастополе. Показано, что региональная авиация в начале ХХ в. начинала свое существование наравне со столичной. Раскрывается, что организация авиационного дела проходила в сложных условиях, продиктованных Гражданской войной, кадровым голодом в регионе, экономической нестабильностью. Дело осложнялось отсутствием безопасных поставок технической обеспеченности авиационных сил в регионе. Тем не менее, благодаря энтузиазму местных авиаторов, стало возможным складывание первых донских авиаотрядов, сыгравших видную роль в деле воздухоплавания в регионе, проходившего в несколько этапов.
Ключевые слова: авиация, летательные аппараты, аэродром, воздухоплавание, восстание казаков, полковник Баранов, Гражданская война на Дону, Первая мировая война, Российская империя
Для цитирования: Кравец В.С. О становлении авиации на Дону // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 1. С. 48-52.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article
ABOUT THE AVIATION FORMATION ON THE DON Victoria S. Kravets
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Abstract. The article considers the first stage of the origin of the Don aviation, the role of the first pilots who laid the foundation of aviation in the Don region. The beginning of the formation of an aviation school in Russia is traditionally associated with the appearance of aviation schools in Gatchina and Sevastopol. It is shown that regional aviation in the early 20th century began its existence on a par with the capital. It is revealed that the organization of aviation business took place in difficult conditions dictated by the Civil War, personnel starvation in the region, and economic instability. The matter was complicated by the lack of safe supplies of technical support for aviation forces in the region. Nevertheless, thanks to the enthusiasm of local aviators, it became possible to form the first Don aviation detachments, which played a prominent role in the aeronautics in the region. The forming of the aviation business on the Don took place in several stages.
Keywords: aviation, aircraft, airfield, aeronautics, Cossack uprising, Colonel Baranov, Civil War on the Don, World War I, Russian Empire
For citation. Kravets V.S. About the Aviation Formation on the Don. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(1):48-52. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Для жителей Донского региона, в силу некоторых обстоятельств, сегодня гражданские полеты недоступны. Это существенно влияет на темп деловой жизни региона, туристическую сфе-
© Кравец В.С., 2024
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
ру, бытовую и т. д. Безусловно, это новая глава развития гражданской авиации на Дону, которую еще предстоит исследовать.
В 2025 г. исполнится 100 лет донской гражданской авиации. Проанализируем ее историю, роль и значение в экономической жизни Дона, изучим малоисследованные эпизоды становления авиации на Дону. Истории авиации посвящен труд советского исследователя А.В. Сергеева [1], работа С. Далина и С. Хорькова [2], а также монография В. Кондратьева и М. Хайрулина, в которой подробно рассматривается становление и возможности авиации периода Гражданской войны [3]. Сегодня проблемами изучения истории региональной авиации активно занимаются исследователи А.В. Карташев и А.А. Аникеев [4], Ю.А. Лазуревская [5, 6], М.А. Исакова [7] и др.
Прежде чем говорить о создании гражданской авиации на Дону, необходимо выяснить, как этот процесс происходил в Российской империи.
12 августа 1912 г. по Военному ведомству России был издан приказ № 397, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, где были сосредоточены все вопросы, связанные с организацией военного воздухоплавания и авиации. Именно поэтому 12 августа принято считать началом зарождения авиации России. Возглавил воздухоплавательную часть генерал-майор Русской императорской армии М. Шишкевич.
Но институт авиации невозможно создать только директивно, это длительный процесс становления, включающий опыты по аэродинамике, строительство авиационных заводов, обучение пилотированию и многое другое. Еще в 1904 г. в России был учреждён «Особый Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». За первые 4 года своей работы Комитет организовал первые в России школы военного воздухоплавания (в Севастополе и Гатчине) и закупил за границей 90 аэропланов. Всё это было сделано на добровольные пожертвования граждан [8].
С 1909 по 1911 г. в Российской империи было построено 19 авиационных заводов. На Дону в 1916 г. акционерное общество воздухоплавания «В.А. Лебедев и К°» ввело в эксплуатацию Таганрогский аэропланный завод [9]. Создание авиазаводов было продиктовано социальным запросом. Один из основателей авиационного производства в стране сам увлекался пилотированием и входил в число дипломированных русских летчиков. Таковых к 1910 г. в Российской империи насчитывалось всего трое: М.Н. Ефимов, Н.Е. Попов, В.А. Лебедев [10].
Безусловно, гораздо больше было летчиков-«любителей», которые получали частные уроки опытных авиаторов. Начало формирования отечественной системы подготовки авиаторов относят к маю 1910 г., когда на Гатчинском аэродроме офицерской воздухоплавательной школы состоялся первый учебный полет поручика Е. В. Руднева. В том же году была основана офицерская воздухоплавательная школа под Севастополем.
В этот период в Российской империи уже вполне сложилась авиационная школа, выпускники которой очень скоро проявили себя в воздушных боях Первой мировой войны. К ее началу Российское государство имело в составе своего Воздушного флота около 280 воздушных судов, Германия —230, Англия —60. Но по целому ряду видов вооружения, военной техники, самолетов и особенно авиационных моторов Россия находилась в значительной, а по некоторым позициям в полной зависимости от заграничных поставок [8].
Вот что вспоминает участник Первой мировой войны, летчик Борис Васильевич Сергиевский: «Когда началась война... в истребительной авиации были французские аппараты, построенные на заводах в России. Английских аппаратов было очень мало... несколько разведывательных отрядов были снабжены пленными немецкими аппаратами очень хорошего качества. Но они были тяжелые. Я бы предпочел сражаться на французском "Ньюпоре", чем скажем, на немецком "Роланде" с гораздо более сильным мотором, но тяжелым и не столь поворотливым в воздухе для боевых действий. Мы были вполне довольны нашим снабжением. Наши разведывательные аппараты были слабее... гораздо более тихоходные и сравнительно легкой жертвой для немецких истребителей. Аппараты "Илья Муромец" летали очень мало. Они были тихоходные. В смысле боевого эти аэропланы были "детством" многомоторных аэропланов. Они сравнительно мало принимали участие в войне» [11].
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
В марте 1916 г. были ликвидированы Воздухоплавательный отдел Главного военно-технического управления и отдел по устройству войск Генштаба, а на их основе создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пнев-ским. Именно эта реорганизация позволила сделать управление воздушным флотом централизованным, что в свою очередь дает основание утверждать, что теперь воздушный флот сложился как структура армии.
В феврале 1917 г. военно-воздушный флот Российской империи насчитывал уже порядка 1039 самолётов. Пришедшая на смену советская власть унаследовала от империи по меньшей мере 356 тыс. человек личного состава воздушного флота. На Дону в конце 1917 г. было зарегистрировано 19 летчиков [12]. Такие данные приводит В.Г. Баранов, которого не без оснований считают создателем донской гражданской авиации [7]. Первые самолеты на Дону появились именно при его непосредственном участии. Он же занимался привлечением на Дон в 1918 г. авиационных структур, специалистов, техники. Именно с этого времени началось складывание авиации на Дону.
Летом 1918 г. по инициативе и под руководством В.Г. Баранова с Украины в Новочеркасск прибыл первый эшелон, состоявший из 24 вагонов, доставивший на Дон летательные аппараты и оборудование, необходимое для обеспечения полётов. В сентябре 1918 г. организатор этой поставки был назначен командиром Донского самолётного дивизиона (ДСД). В общей сложности за свою недолгую службу на Дону Баранов сумел переправить на Дон и в Добровольческую армию свыше 70 летательных аппаратов. Так, уже 12 сентября 1918 г. из Киева в Новочеркасск прибыл второй «Екатеринославский» эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагружённых аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим авиационным имуществом. Общая оценка доставленного составляла несколько десятков миллионов рублей.
Всё это дало уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону. Было начато формирование авиационных структур 2-го Донского самолётного отряда (ДСО), командиром которого был назначен Лавров, а также Донского авиационного парка (ДАП), командиром которого стал Павлов. 30 марта 1919 г. приказом Управляющего военными и морскими делами № 70 установлена должность «начальника авиации Донских армий», ее занял В.Г. Баранов.
Роль В.Г. Баранова в становлении авиационного дела на Дону сложно переоценить. Он пользовался среди офицеров-лётчиков исключительно высоким авторитетом и уважением как прекрасный организатор и боевой офицер. Благодаря его усилиям, дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получила в свое распоряжение первые летательные аппараты. В состав донской военной авиации вошли: два самолётных дивизиона, каждый состоящий из трёх самолётных отрядов; один Донской авиационный парк, в состав которого входили две авиационные подвижные базы - мастерские и школа мотористов.
В феврале 1919 г. казаки Верхне-Донского округа восстали против советской власти. Этот трагический эпизод ознаменовался малоизвестным, но принципиально значимым фактом: казачье восстание послужило толчком для применения военной авиации на Юге России в ходе Гражданской войны. Было принято решение предпринять попытку перелета к восставшим казакам. Первый полет в станицу Вешенскую из Новочеркасска поручили совершить военному летчику 3-го авиаотряда подъесаулу Д. В. Федорову, которого сопровождал член Войскового круга В.А. Харламов. Затея была крайне рискованной: предстояло пролететь более 320 км над территорией, занятой противником.
На английском истребителе «Сопвич Кэмэл» (Sopwith F.1 Camel) Федоров и Харламов долетели до Вешенской и совершили посадку в окрестностях станицы. Однако в момент их посадки вдали появился конный отряд, с ходу открывший стрельбу. За дальностью расстояния нельзя было разобрать, красные это или повстанцы, но летчикам пришлось срочно взлетать и лечь на обратный курс. По дороге воздушный аппарат приземлился на территории неприятеля, чтобы пополнить баки бензином. С пулевыми пробоинами на крыльях и фюзеляже «Сопвич» дотянул до базы в Новочеркасске, где располагалось командование авиационными силами [13].
Таким образом, применять авиацию на фронте в годы Гражданской войны начали именно на Дону, и этому «способствовало» казачье восстание в отдаленных районах. Так эти события
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
описывал начальник авиации Донских армий: «.Нельзя не сказать об эпизодах самоотверженных перелётов к восставшим казакам Верхне-Донской области: здесь донские пилоты предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск - транспортной военной авиации...» [12].
Вооруженные силы Юга России в период с 1918 по 1920 г. были одним из самых заметных формирований белого движения, всего три армии того периода (Добровольческая, Кубанская и Донская) имели в своем составе авиационные силы. В конце 1919 г. белые части покинули Донскую область. В процессе эвакуации пострадала часть авиационного имущества. Это была значимая утрата, так как восстановить уникальную и зачастую единичную технику в условиях Гражданской войны не представлялось возможным.
Состав Донской авиации сократили до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника Донской авиации. Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую на территорию Кубанского казачьего войска (полка). В начале 1920 г. случилась еще одна вынужденная эвакуация, оставившая в распоряжении летчиков всего 20 летательных аппаратов. Однако затем, во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску, Донская авиация таяла с каждым днём, самолеты просто сжигались. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии - только 4. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов Донской авиации.
25 марта 1920 г. остатки парка аэропланов (самолётов) и личного состава Донской авиации эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля, главнокомандующего вооружёнными силами Юга России. Так закончился первый этап истории Донской авиации [14].
Таким образом, подводя итог рассмотрению первого этапа становления авиации на Дону, можно сделать вывод, что самоорганизация и самоотверженная работа донских военных лётчиков во время Первой мировой и Гражданской войн послужили основой для формирования профессиональной и материальной структуры авиационных сил, которые вошли в состав Донской армии на территории Всевеликого войска Донского.
Список источников
1. Сергеев А.В. Как создавался Красный воздушный флот. М.: Авиаиздательство, 1926. 157 с.
2. Героические годы Красного воздушного флота: воспоминания участников Гражданской войны / под ред. С. Далина и С. Хорькова. М.: Авиаиздательство, 1926. 54 с.
3. Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация гражданской войны. М.: Техника - молодежи, 2000. 170 с.
4. Карташев А.В., Аникеев А.А. Модернизация военной авиационной школы в России: история и современность // Вестн. высшей школы. 2021. № 2. С. 83-86.
5. Лазуревская Ю.А. Этапы становления гражданской авиации на территории Северо-Кавказского края // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 158-162.
6. Лазуревская Ю.А. Предпосылки становления гражданской авиации на Юге России // Наследие веков. 2019. № 4. С. 97-105.
7. Исакова М.А. С Украины на Дон. Тайная эвакуация эшелонов авиационного имущества в 1918 г. под руководством В.Г. Баранова // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2016. № 1. С. 39-42.
8. Кравец В.С. О зарождении гражданской авиации на Дону. 1912-1917 гг. // Ростовчанка. 2023. № 3. URL: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/o-zarozhdenii-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-1 (дата обращения: 20.11.2023).
9. URL: https://testpilot.ru/az_map/avia/zavod-31/ (дата обращения: 10.11.2023).
10. МасловМ., Куликов В. // Авиация и время. 1998. № 3. С. 6.
11. Устно-историческое интервью с Борисом Васильевичем Сергиевским. 1966 г. URL: https:// dlc.library.columbia.edu/catalog/cul:stqjq2bxj5 (дата обращения: 10.11.2023).
12. Неизвестные воспоминания В. Г. Баранова об авиации на Дону: посвящается 100-летию Русской военной авиации / публ. А. В. Махалина, А. А. Литвина // Российский архив: история Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв.: альманах. М.: Студия ТРИТЭ, 2009. Т. XVIII. С. 497-556.
13. Малыхин К. Г. Из хроники Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании Донавиа. 19161920 // Донской временник. 2023. Вып. 31. URL: http:// www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m11/0/art.aspx? art_id=1943 (дата обращения: 20.11.2023).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 1
14. Лазуревская Ю.А. Удивительная история зарождения гражданской авиации на Дону. Период 19201925 гг. // Ростовчанка. 2023. № 5. URL: https://rostovchankamedia.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/ grazhdansk-aviacz-na-donu-1920-1925 (дата обращения: 20.11.2023).
References
1. Sergeev A.V. How the Red Air Fleet was created. Moscow: Aviation Publishing; 1926. 157 p. (In Russ.).
2. Dalin S., Hor'kov S., eds. The heroic years of the Red Air Fleet: memoirs ofparticipants in the Civil War. Moscow: Aviation Publishing; 1926. 54 p. (In Russ.).
3. Kondratiev V., Khairulin M. Civil war aviation. Moscow: Technika - molodezhi Publ.; 2000. 170 p. (In Russ.).
4. Kartashev A.V., Anikeev A.A. Modernization of the military aviation school in Russia: history and modernity. Vestnik vysshey shkoly = Alma Mater. 2021;(2):83-86. (In Russ.).
5. Lazurevskaya Yu.A. Stages of formation of civil aviation in the territory of the North Caucasus Region. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura = Society: Philosophy, History, Culture. 2022;(8):158-162. (In Russ.).
6. Lazurevskaya Yu.A. Prerequisites for the formation of civil aviation in the South of Russia. Nasledie vekov = Heritage of Centuries. 2019;(4):97-105. (In Russ.).
7. Isakova M.A. From Ukraine to the Don. Secret evacuation of echelons of aviation property in 1918 under the leadership of V.G. Baranov. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Obshchestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. 2016;(1):39-42. (In Russ.).
8. Kravets V.S. About the origin of civil aviation on the Don. 1912-1917. Rostovchanka = Rostov Woman. 2023;(3). Available from: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/o-zarozhdenii-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-1 [Accessed 20th November 2023]. (In Russ.).
9. Available from: https://testpilot.ru/az_map/avia/zavod-31 [Accessed 10th November 2023]. (In Russ.).
10. Maslov M., Kulikov V. "Swan XII" and other Albatrosses by V.A. Lebedev. Aviatsiya i vremya = Aviation and Time. 1998;(3):6. (In Russ.).
11. Oral-historical interview with Boris Vasilyevich Sergievsky. 1966. Available from: https://dlc.library.columbia.edu/catalog/cul:stqjq2bxj5 [Accessed 10th November 2023]. (In Russ.).
12. Makhalin A.V., Litvin A. A., publ. Unknown memories of V. G. Baranov about aviation on the Don: dedicated to the 100th anniversary of Russian military aviation. Russian Archive: the history of the Fatherland in certificates and documents of the 18th-20th centuries: almanac. Moscow: Studiya TRITE Publ.; 2009;XVIII:497-556. (In Russ.).
13. Malykhin K. G. From the chronicle of the Rostov united aviation squadron and the Donavia airline. 19161920. Donskoy vremennik = Don Temporary. 2023;(31). Available from: http://www.donvrem.dspl.ru// Files/article/m11/0/art.aspx?art_id= 1943 [Accessed 20th November 2023]. (In Russ.).
14. Lazurevskaya Yu.A. The amazing history of the origin of civil aviation on the Don. The period of 19201925. Rostovchanka = Rostov Woman. 2023;(5). Available from: https://rostovchankamedia.ru/ novostiinfor-macziya/obshhestvo/grazhdansk-aviacz-na-donu-1920-1925 [Accessed 20th November 2023]. (In Russ.).
Информация об авторе
В.С. Кравец - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.
Information about the author
V.S. Kravets - Candidate of Science (History), Associate Professor of the Department of Russian History.
Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 22.12.2023; принята к публикации 12.03.2024. The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 22.12.2023; accepted for publication 12.03.2024.