Научная статья на тему 'ВОДНЫЙ НАЛОГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОДНЫЙ НАЛОГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАТОРИЯ ВОДНОГО ПРОСТРАНСТВА / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / ЗАБОР ВОДЫ / ЛИМИТ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ПОДЗЕМНЫЕ И НАДЗЕМНЫЕ ВОДЫ / ОБЪЁМ ЗАБРАННОЙ ВОДЫ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СПЛАВ ДРЕВЕСИНЫ В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ / ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Г. Н.

Цель. Исследовать систему налогообложения водным налогом и показать, что водные ресурсы не безграничны, экономное и рациональное использование водных ресурсов даёт возможность оптимизировать налоговые платежи как юридическим и физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.Процедура и методы. Рассмотрены динамика начислений и поступлений по водному налогу, динамика налоговых ставок при различном использовании водных ресурсов, которые зависят от бассейна реки, озера и моря. Проанализированы повышающие коэффициенты для налоговых ставок водного налога по основным видам водопользования в пределах лимита, которые установлены в определённом значении ко всем базовым ставкам водного налога. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.Результаты. Проведённый анализ показал, что сумма налоговых платежей, уплачиваемых налогоплательщиками водного налога, зависит от следующих факторов: экономического района, где расположены водные объекты; бассейна реки, озера, моря; вида использования водных ресурсов (для забора воды, акватории водных объектов, гидроэнергетики, сплава древесины); налоговых ставок; повышающих коэффициентов. Доказано, что чем больше налогоплательщики используют водные объекты, тем больше платят водный налог. Если налогоплательщики забирают и расходуют водные ресурсы сверх установленной нормы, то сверхнормативный налог увеличивается в пятикратном размере.Теоретическая и/или практическая значимость. Все водные источники в нашей стране принадлежат государству. Юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями на основании разрешения (лицензии) осуществляется забор воды как с поверхностных, так и с подземных водных объектов для собственных нужд, производится сплав древесины по водным объектам, без забора воды вырабатывается электроэнергия. Поэтому пользование водными объектами в нашей стране осуществляется на условиях платности. Налоговые ставки по водному налогу законодательно определены в твёрдой сумме и ежегодно индексируются на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент для ставок водного налога по основным видам водопользования, осуществляемого в пределах разрешённых лимитов, зафиксирован в Налоговом кодексе Российской Федерации до 2025 г. включительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER TAX AS AN ELEMENT OF THE TAXATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aim. To explore the system of taxation with water tax and show that water resources are not unlimited, the economical and rational use of water resources makes it possible to optimize tax payments to both legal entities and individuals, and individual entrepreneurs.Methodology. The dynamics of accruals and receipts from the water tax, the dynamics of tax rates for various uses of water resources, which depend on the basin of a river, lake or sea, are considered. The multiplying coefficients for the tax rates of the water tax for the main types of water use within the limit, which are set at a certain value to all basic water tax rates, are analyzed. The article uses a comparative method, the method of arithmetic differences, elements of predictive analysis.Results. The analysis showed that the amount of tax payments paid by taxpayers of water tax depend on the following factors: the economic region where the water facilities are located; river, lake, sea basins; type of use of water resources (for water intake, water areas, hydropower, wood alloy); tax rates; increasing coefficients. It has been proven that the more taxpayers use water bodies, the more they pay water tax. If taxpayers take and spend water resources in excess of the established norm, then the excess tax increases fivefold.Research implications. All water sources in our country belong to the state. Legal entities and individuals, as well as individual entrepreneurs, on the basis of a permit (license), take water from both surface and underground water bodies for their own needs, float wood on water bodies, and generate electricity without water intake. Therefore, the use of water bodies in our country is carried out on a paid basis. Tax rates for water tax are legally defined in a fixed amount and are annually indexed by an adjustment factor. The correction factor for water tax rates for the main types of water use carried out within the permitted limits is fixed in the Tax Code of the Russian Federation until 2025 inclusive.

Текст научной работы на тему «ВОДНЫЙ НАЛОГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.221

Б01: 10.18384/2310-6646-2022-3-105-117

ВОДНЫЙ НАЛОГ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследовать систему налогообложения водным налогом и показать, что водные ресурсы не безграничны, экономное и рациональное использование водных ресурсов даёт возможность оптимизировать налоговые платежи как юридическим и физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.

Процедура и методы. Рассмотрены динамика начислений и поступлений по водному налогу, динамика налоговых ставок при различном использовании водных ресурсов, которые зависят от бассейна реки, озера и моря. Проанализированы повышающие коэффициенты для налоговых ставок водного налога по основным видам водопользования в пределах лимита, которые установлены в определённом значении ко всем базовым ставкам водного налога. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа. Результаты. Проведённый анализ показал, что сумма налоговых платежей, уплачиваемых налогоплательщиками водного налога, зависит от следующих факторов: экономического района, где расположены водные объекты; бассейна реки, озера, моря; вида использования водных ресурсов (для забора воды, акватории водных объектов, гидроэнергетики, сплава древесины); налоговых ставок; повышающих коэффициентов. Доказано, что чем больше налогоплательщики используют водные объекты, тем больше платят водный налог. Если налогоплательщики забирают и расходуют водные ресурсы сверх установленной нормы, то сверхнормативный налог увеличивается в пятикратном размере.

Теоретическая и/или практическая значимость. Все водные источники в нашей стране принадлежат государству. Юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями на основании разрешения (лицензии) осуществляется забор воды как с поверхностных, так и с подземных водных объектов для собственных нужд, производится сплав древесины по водным объектам, без забора воды вырабатывается электроэнергия. Поэтому пользование водными объектами в нашей стране осуществляется на условиях платности. Налоговые ставки по водному налогу законодательно определены в твёрдой сумме и ежегодно индексируются на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент для ставок водного налога по основным видам водопользования, осуществляемого в пределах разрешённых лимитов, зафиксирован в Налоговом кодексе Российской Федерации до 2025 г. включительно.

Ключевые слова: акватория водного пространства, водные ресурсы, гидроэнергетика, забор воды, лимит водопользования, налоговая база, налоговая ставка, повышающий коэффициент, подземные и надземные воды, объём забранной воды, система налогообложения, сплав древесины в плотах и кошелях, функции налогов

© СС БУ Семенова Г. Н . , 2022.

Viosy

WATER TAX AS AN ELEMENT OF THE TAXATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics 36 Stremyanny per., Moscow, 117997, Russian Federation Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract

Aim. To explore the system of taxation with water tax and show that water resources are not unlimited, the economical and rational use of water resources makes it possible to optimize tax payments to both legal entities and individuals, and individual entrepreneurs. Methodology. The dynamics of accruals and receipts from the water tax, the dynamics of tax rates for various uses of water resources, which depend on the basin of a river, lake or sea, are considered. The multiplying coefficients for the tax rates of the water tax for the main types of water use within the limit, which are set at a certain value to all basic water tax rates, are analyzed. The article uses a comparative method, the method of arithmetic differences, elements of predictive analysis. Results. The analysis showed that the amount of tax payments paid by taxpayers of water tax depend on the following factors: the economic region where the water facilities are located; river, lake, sea basins; type of use of water resources (for water intake, water areas, hydropower, wood alloy); tax rates; increasing coefficients. It has been proven that the more taxpayers use water bodies, the more they pay water tax. If taxpayers take and spend water resources in excess of the established norm, then the excess tax increases fivefold.

Research implications. All water sources in our country belong to the state. Legal entities and individuals, as well as individual entrepreneurs, on the basis of a permit (license), take water from both surface and underground water bodies for their own needs, float wood on water bodies, and generate electricity without water intake. Therefore, the use of water bodies in our country is carried out on a paid basis. Tax rates for water tax are legally defined in a fixed amount and are annually indexed by an adjustment factor. The correction factor for water tax rates for the main types of water use carried out within the permitted limits is fixed in the Tax Code of the Russian Federation until 2025 inclusive.

Keywords: water area, water resources, hydropower, water intake, water use limit, tax base, tax rate, increasing coefficient, underground and aboveground water, volume of withdrawn water, taxation system, wood alloy in rafts and purses, tax functions

Введение

Вопросы налогообложения актуальны для всех субъектов экономики . Это обосновывается тем, что для предпринимательских субъектов налоги представляют собой достаточно важную статью расходов, а для государства налоги являются финансовой базой для исполнения социальных и иных обязательств .

Современная налоговая система Российской Федерации характеризуется наличием существенных недостатков, которые связаны с особенностями её формирования, а также порой с несовершенством действующего законодательства Российской Федерации Важно также выделить, что наблюдается постепенное преобразование нормативно-правовой базы в сфере системы налогообложения, ежегодно вносятся

изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, что приводит к определённым проблемам и трудностям у налогоплательщиков .

Одним из ресурсных платежей рентного характера является водный налог. Водный налог относится к федеральным налогам и полностью зачисляется в федеральный бюджет Как известно, водные источники не безграничны и цель каждого - сохранять эти источники . Предприятия, организации и индивидуальные предприниматели должны экономно и бережно относиться к водным ресурсам Возможно, для некоторых юридических лиц суммы водного налога незначительны, так как эти расходы относятся к затратам при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль . Но если предприятия и организации тратят водные источники сверх установленной нормы, то ставка налога при расчёте водного налога сверх установленной нормы увеличивается в пятикратном размере При этом, такие расходы оплачиваются юридическими лицами за счёт своей чистой прибыли

До Налогового кодекса Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивали платежи за пользование водными объектами согласно Федерального закону РФ от 06.05.1998 № 71-ФЗ . Эти суммы были небольшими, да ещё и субъекты Российской Федерации устанавливали свои льготы для определённых налогоплательщиков . Но с введением новой главы 25 . 2 «Водный налог» в Налоговый кодекс Российской Федерации, которая заменила плату за пользование водными объектами на водный налог, увеличились налоговые ставки и отменились региональные льготы . В связи с этим налоговая нагрузка на всех налогоплательщиков увеличилась

Сегодня водный налог предназначен не только для формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации, но в большей степени для регулирования объёмов извлечения водных ресурсов, запасы которых не безграничны . Поэтому новой главой 25 2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительно устанавливаются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются из года в год

Понятие и сущность налогов, принципы налогообложения

Анализируя систему налогообложения любой страны, можно отметить, что налоги представляют собой одну из наиболее важных частей экономической и структурной политики государства В связи с этим исследуем налоги с позиции их влияния на структурную и экономическую политику государства .

Экономическое влияние налогов прослеживается через процесс реализации бюджетно-налоговой политики в стране . Именно налоги позволяют обеспечить перераспределение национального дохода внутри государства . Так, за счёт изъятия части национального дохода достигается реализация наиболее важных направлений социально-экономического развития государства, что позволяет обеспечить должный уровень жизни населению, относящемуся к социально-незащищённым группам

Исследование роли налогов в процессе реализации экономической и структурной политики невозможно без исследования самой сущности налогов Так, в соответствии с мнением ряда исследователей, налоги являются одним из обязательных платежей в бюджеты различных уровней . Уплата налогов представляет собой одну из обязанностей любого физического и юридического лица

Роль налогов в процессе реализации государственной экономической политики может быть прослежена на основе функций налогов в экономике Для большей наглядности основные функции систематизированы (рис. 1) .

Рис. 1 / Fig. 1. Основные функции налогов, как части государственной экономической политики / The main functions of taxes as part of the state economic policy

Источник: [1, с. 567].

Анализируя представленные на рис . 1 функции, можно отметить, что налоги позволяют оказывать комплексное влияние на развитие любой национальной экономики . В работе А . Х. Боранукова отмечается, что наиболее важной из всех представленных выше функций налогов, как части экономической политики, является фискальная, поскольку за счёт неё формируется финансовая база для функционирования государственных органов власти [2, с . 80].

Однако такая точка зрения, на наш взгляд, является недостаточно правильной, поскольку сегодня, в условиях постоянного реформирования национальной экономики, актуальной становится стимулирующая функция, позволяющая увеличить привлекательность национальной экономики для внутренних и внешних инвесторов

Одновременно с этим возрастает и важность роли распределительной функции Это в большей степени обосновывается необходимостью формирования качественной социальной политики, в основе финансового обеспечения которой как раз и лежат различные налоги

Описанные выше функции раскрывают и роль налогов в процессе реализации структурной политики . Так, за счёт реализации эффективной налоговой политики достигаются отдельные показатели долгосрочного развития национальной экономики, особенно в области воспроизводства капитала за счёт инвестиционной активности, стимулируемой налогами

Нельзя не отметить, что налоги позволяют обеспечить и уровень воспроизводства населения за счёт распределительной функции налогов Это обосновывается тем, что за счёт различных дотаций, субсидий и пособий, выплачиваемых населению из поступивших в бюджеты налогов, формируется приемлемый уровень жизни . В связи с этим сохраняется достаточный для национальной экономики объём рабочей силы

Таким образом, можно отметить, что налоги представляют собой одну из наиболее важных частей экономической и структурной политики государства, что обосновывается самими функциями налогов Они также оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики

Как было отмечено выше, функции налогов, обосновывающие их роль в национальной экономике, реализуются в соответствии с определёнными принципами,

V4108y

в связи с этим опишем их более детально С целью наиболее качественного исследования принципы налогообложения будут описаны по нескольким компонентам Так, первая компонента включает в себя экономические принципы налогообложения В составе данной компоненты можно выявить принцип равенства и справедливости, в соответствии с которым все плательщики налогов должны принимать равное участие в формировании материальной базы для реализации государственных функций

Сюда же включаются принципы эффективности, соразмерности и множественности налогов Первый из упомянутых принципов заключается в том, что налоги должны стимулировать, а не тормозить развитие национальной экономики, а также создавать условия для её стабилизации и роста

Второй принцип связан с необходимостью определения налоговой базы при определении суммы налогов, которая должны быть уплачена Особое внимание в процессе реализации данного принципа должно уделяться вопросам соотношения последствий уплаты налогов с полученным от их использования эффектом

Принцип множественности в значительной степени связан с необходимостью формирования нескольких различных систем налогообложения, которые могут быть применимы для отдельных экономических субъектов Реализация данного принципа происходит на основе включения в состав системы налогообложения различных видов налогов, а также классификации плательщиков по уровню дохода Вторая компонента отражает организационные принципы налогообложения1

Так, к данной компоненте могут быть отнесены следующие принципы налогообложения:

- универсальность;

- удобство оплаты налогов;

- разделение налоговых платежей по различным уровням бюджетной системы страны;

- единство налоговой системы на всей территории государства;

- гласность налогообложения;

- одновременность взимания налогов;

- принцип определённости2 .

Анализируя сущность представленных выше принципов налогообложения, можно говорить о том, что они позволяют определить организационные особенности процесса уплаты и получения налогов соответствующими субъектами налоговой системы За счёт их реализации на практике сокращается вероятность излишней уплаты (начисления) налогов, а также неинформированности плательщиков о необходимости уплаты обязательных платежей

Третья компонента включает в себя юридические принципы налогообложения Из названия самой компоненты становится ясным, что в основе реализации данных принципов лежит нормативно-правовой базис функционирования налоговой системы Данная компонента принципов налогообложения включает в себя:

- принцип законодательной формы установления налоговых платежей;

- приоритетность налоговых платежей над другими обязательствами организации или физического лица

В отечественной литературе, связанной с определением основных принципов налогообложения, выделяется принцип научности Он заключается в том, что после уплаты налогов плательщик должен обладать определённым объёмом финан-

1 Арзуманова Л . Л . , Грачева Е . Ю . , Болтинова О . В . Налоговое право . Общая часть: учебник для бакалавров . М. : Норма, 2019. С. 52.

2 Балихина Н . В . Финансы и налогообложение организаций: учебник . М .: Юнити-Дана, 2018 . С. 152 .

совых ресурсов, которые могут быть использованы на удовлетворение его личных потребностей

Определяя же налоговые ставки, государство должно исходить не из необходимости мгновенного пополнения государственного бюджета, а из возможностей развития национальной экономики и обеспечения должного уровня благосостоя-ння насел ени я1.

Исходя из проведённого исследования основных принципов налогообложения, можн о отметить, чтя в литературе поисснедуемомувниросу оыдбляетая довтааоч-но большое число различных научных работ. В связи с этим современные государства при формировании своих систем налогообложения могут использовать раз-личныеиовбонацил иписннныивышепринциаив.

Водный налог в системе налогообложения в Российской Федерации

°>оннивностние водного налога в системе налогообложения Российской Федерации обосновывается тем,что на протяжении длительного времени существовала потребность взимания платы за пользование водными ресурсами, как подземооши, так и иадаемными. Всвози а оем актоештным ствипят^те^ асвледова-ние основных положений, касающихся водного налога

Водный ыалог евьмаыяе тсииа ееьиот о рии ввей ВсссийскойФед ервтян в не на -висимости от того, в каком субъекте осуществляется водопользование

.сфшытив распредналогисых поcтеовшуив об однаго налога в бюажеьн°) систему Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации2 . Водный налог по нормативу 100% зачисляется в федеральный бюджет Российстой ФeдeиaннУ• Из аньлнз Фаыисиеныйс иаcтстумниC по сод]ному налогу можно увидеть, что суммы водного налога с каждым годом увеличиваются (рис . 2) .

Рис. 2 / Fig. 2. Начисление и поступление по водному налогу за 2016-2021 гг. , в млн . руб . / Accrual andreceiptofwatertax for2016-2021,inmillion rubles

Источник: составленоавторомна баз еданныхНалоговогокодекса Р Ф [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022).

1 Балихина Н.В. Финансы и нааогообложение организаций: рчебник.М.: Юнити-Дана, 2018. С.495.

2 Ст. 50 «Налоговые доходы федерального бюджета» // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ .

V411oy

Если в 2021 г. начисления по сравнению с 2020 г. увеличились на 531 млн . руб . (114,2%), то по сравнению с 2016 г. на 1918 млн . руб . (181,4%)1 . Поступления в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличились на 560 млн . руб . (115,7%), а по сравнению с 2016 г. на 1359 млн . руб . (149,1%) (рис. 2) . Рост начислений и поступлений связан с повышающем коэффициентом, который установлен дополнительно к налогооблагаемой базе и ставке налога с учётом особенностей водопользования налогоплательщиками

Налогоплательщиками водного налога выступают юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, которые обладают разрешительной документацией для проведения следующих работ:

- забор воды из поверхностных и подземных источников;

- использование акваторий. Здесь отмечается то, что при проведении лесозаготовительных работ и лесосплава пользователи водных ресурсов не должны уплачивать водный налог, поскольку они уплачивают другие виды налогов;

- использование гидроэнергетических ресурсов [3, с . 75].

Действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации также утверждено, что налог обязателен для налогоплательщиков, получивших разрешение на использование водных ресурсов ещё при действии старой редакции Водного кодекса Российской Федерации2

При определении налоговой базы по водному налогу используются следующие параметры:

- при заборе воды базой для налогообложения выступает объём используемой или забранной воды. Водный налог при заборе воды налогоплательщиками, из поверхностных и подземных водных объектов, морской воды определяется по следующей формуле:

ВН = Уз х Нст

ВН - водный налог при заборе воды, из поверхностных и из подземных водных объектов, морской воды, в руб ;

Уз - объём забранной воды из водного объекта за налоговый период, в тыс куб м;

Нст - налоговая ставка, в руб за 1 тыс куб м воды, забранной из поверхностных и из подземных водных объектов, морской воды;

- при использовании акватории в качестве базы для налогообложения выступает площадь используемой акватории. Водный налог при использовании акватории водного пространства определяется по следующей формуле:

ВН = Бакв х Нст

ВН - водный налог при использовании акватории водного пространства, в руб ;

Бакв. - площадь акватории водного пространства, в км;

Нст - налоговая ставка, в руб . за 1 тыс . куб .

- при использовании гидроэнергетических ресурсов налоговой базой по водному налогу является объём вырабатываемой электроэнергии. Водный налог при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики определяется по следующей формуле:

ВН = Кэл.энергии х Нст

1 Цинделиани И . А . Налоговое право: учебник. М. : Проспект, 2020. С. 369.

2 Семенова Г. Н . Федеральные налоги и сборы: учебник . М .: КноРус, 2022. С. 268.

^глу

ВН - водный налог при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, в руб . ;

Кэл.энергии - количество произведённой за налоговый период электроэнергии, в кВт/ч;

Нст - налоговая ставка, в руб . за 1 тыс . кВт/ч произведённой электроэнергии;

- при использовании водных ресурсов для сплава древесины в плотах и кошелях. Для расчёта налога выступает произведение объёма древесины на расстояние сплава, разделённое на 100, и определяется по следующей формуле:

ВН = Удр х Нст х Ь

Где, ВН - водный налог для целей сплава древесины в плотах и кошелях, в руб . ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удр - объём древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, в тыс . куб . м;

Ь - расстояние сплава древесины в плотах и кошелях, в км;

Нст - налоговая ставка, в рублях за 1 тыс . куб . м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава .

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, не подлежат налогообложению такие виды использования водных объектов, как1:

- добыча термальной или минеральной воды;

- обеспечение пожарной безопасности, ликвидации аварий и стихийных бедствий;

- для технических нужд в судоходстве;

- рыбоводство и воспроизводство водных биоресурсов;

- плавание на судах, в том числе маломерных;

- размещение плавсредств, зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования, которые предназначены для вод и водных биоресурсов;

- мониторинг, геодезические, топографические и поисково-съёмочные работы на водных объектах;

- орошение сельскохозяйственных земель, садовых и огородных участков физ-лиц, водопой и обслуживание скота и птицы, принадлежащих сельхозяйственным организациям и гражданам;

- охота и рыболовство .

Расчёт ставки водного налога происходит один раз в квартал на основе представленной пользователем декларации в ФНС РФ . Уплата налога осуществляется до 20-го числа следующего после окончания квартала, месяца.

Ставки водного налога определяются на основе видов водопользования2 соответственно Большое влияние на уровень данных ставок оказывают регион, где осуществляется водопользование, а также способ добычи воды - т. е . используются подземные или наземные воды3 .

Например, ставки по водному налогу при заборе воды из подземных водных объектов в 1,5-2 раза больше, чем из поверхностных и водных объектов (рис . 3) .

1 Налоговый кодекс РФ . П . 2 ст. 333 .9 Объекты налогообложения // СПС «Консультант плюс» .

Налоговый кодекс РФ . П . 1 ст. 333 .12 // СПС «Консультант плюс» . Налоговый кодекс РФ // СПС «Консультант плюс»

600

500

400

300

200

100

570 576

486 48(

384

390

300

348

300

312

336 342

264

246!

258

264

288

480

540

558

456

468

348

264

324

27

306 246Í

Волга Нева Печора Северная Амур Лена Дон Кубань Самур Сулак Терек Обь Неман Енисей Двина

Северный экономический район Дальневосточный Северо-Кавказский экономический район экономический район

Восточно -Сибирский

0 из поверхностных водных объектов Я из подземных водных объектов Рис. 3 / Fig. 3. Налоговые ставки при заборе воды, установленные по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пределах лимита из поверхностных и подземных водных объектов, в рубляхза 1тыс. куб. мводы / Тат rates forwater аЬвй-асйоыевУаЬНвЬевЛег ны/ asm s of rivers, lakes, seas and economic regions within the limit from surface and underground water bodies, in rubles per 1 Üiousand cubic meters.m of и^ег

Источник: составлено автором на базе данных Налоговог о кодексаРФ [Электрон ный ресурс] .

URL: https://analytic . nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022).

Если ннлоуопуательщик использпетвопныь объемы дляцелей гидроэнергетике . но при этом не производит забора воды, налоговая ставка зависит от того, в каком Л>егионе находится бассейн реки, озеро или море . Самые большие ставки - по рекам Енисею (13,7), Лене (13,5), бассейну озера Байкал и реки Ангары (13,2), Оби (12,3) в рублях за 1 тыс . кВт. /час выработанной электроэнергетики (рис . 4) .

Если налоеогшателыцик ашаааает дрьаетну в плотаги клшеляхиспользуяприэтом водные объекты, ставка зависит также от бассейна реки, озера или моря . Сшыеболь-шие ставки установлены в бассейнах рек Ладожского и Онежского озёр - 1705,2, Невы -1656,0, Лены - 1646,4, Северной Двины 1650,0, Волги - 1636,8 в руб . за 1 тыс. куб . м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава (рис. 5) .

Льготная ставоапо налогу может быть иептльзоваыа тооякодля предприятий , осуществляющих водоснабжение населения, что определено в п . 3 ст. 333 .12 НК РФ .

В рамках действующего Налогового кодекса Российской Федерации также определены кдppeктиpoаев и повышающие тоэmфициeнты, нoсоpыe пшволяют сиои-ректировать размер налога в соответствии с особенностями водопользования

Ст015г. дае всов нaлoгoпаатeнтщикoв вощюго ногога щмменяется повышающий коэффициент, величина которого за период 2015-2025 гг. установлена в определённом значении ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабже-наынaоeланчнi1. Так, еяот на 2ой5г. поаышaющвП тoэффыцпe4т Для налоговых ставок водного налога по основным видам водопользования, осуществляемого в пределах разрешённых лимитов, установлен в размере 1,15, на 2022 г. - 3,06, рост 266,1%, то на 2025 г-4,65, в сравнении с 2022 г. рост 152%, а по сравнению с 2016 г рост 404,4% (рис. 6)2 .

1 Налоговый кодекс РФ . Пункт 1.1. ст. 333 .12 // СПС «Консультант плюс» .

2 Цинделиани И . А . Налоговое право: учебник. М. : Проспект, 2020. С. 375 .

Vrny

0

Прочие реки и озера Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей Реки бассейна Восточно-сибирского моря Бассейн озера Байкал и река Ангара Урал Терек Сулак Обь Лена Кубань Енисей Дон Волга Амур

Реки бассейна Баренцева моря Прочие реки бассейна Белого моря Северная Двина Прочие реки бассейна Балтийского моря Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер.

Неман Нева

ад

ад ад

9

а 9 9 9 9 9 9

аз

ае

а4

а4

ад

ае

а4

аб

5

9

7

9

9

д

е

4

б

8

Рис. 4 / Fig. 4. Налоговые ставки при использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, в рублях за 1 тыс. кВт. /ч электроэнергетики / Tax rates for the use of water bodies without water intakefor hydropower purposes, in rubles per 1 th ousandkW. hpower induoOry

Источник: составлено автором на базе данных Налогового кодекса РФ [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022).

Прочие реки бассейна Балтийского моря Прочие реки бассейна Белого моря Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и.

Прочие реки и озера Обь Лена Енисей Волга Амур Печора Северная Двина Нева

1 еез

1 7Д5

а 476 а 554 1 65Д а 656

Д НДД 4ДД 6ДД 8ДД аДДД аНДД а4ДД а6ДД а8ДД

Рис. 5 / Fig.5. Налоговыеставки при использование водныхобъектов д/ы целей сплава древесины в плотах и кошелях, в рублях за 1 тыс . куб . м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава / Tax rates for the use of water bodies for the purpose of floating wood in rafts and purses, in гиЫелеъг lChousan6 cubic meters ofwood гдОеЫ in rafts andpurses perlOOkmofrafting

Источник: составлено автором на базе данных Налогового кодекса РФ [Электронный ресурс].

URL: https://analytic . nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022). .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

4 iü

4

з ИИ

3 ЩГ\

2 РИ!

2 гтт

2

2

1 _

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Рис. 6 / Fig. 6. Коэффициенты для налоговых ставок водного налога по основным видам водопользования, осуществляемого в пределах разрешенных лимитов с 2015 по 2025 годы / Coefficientsfortax ratesof watertax for themaintrr>es of wateruse carrtedout within the permittedlimits from 2015 to 2025

Источник: составлено автором на базе данных Налогового кодекса РФ [Электронный ресурс].

URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022).

С целью обеспечения наиболее эффективного водопользования с 2026 г. корректирующие коэффициенты будутрасчётными иопределяться нп основе фактической динамики потребительской цены за год, предшествующей началу пpuмgнe-ния налогов . Расчётные коэффициенты будут применяться к фактической ставке налога на водопользование [5, с . 230].

Планируеогя такжеввесои аополнителъные повышиющигкоеффицегнте1 при следующих условиях:

-201 и потребитегx иоеольеовалн бооир чем o пятърат устнневжгоооо уратя потребления и забора воды;

- если потребители превысили более, чем в десять раз установленный лимит за-бофг nodotMmixeoO с иоръюих далеоийтей пергереГажи-,

- корректировка не более, чем на 10% от текущей ставки налога при отсутствии на предприятии-водопользователе средств измерения потребляемой воды [4, С.530Г.

Применение планируемых трех дополнительных повышающих коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента .

Следует также отметить, что происходит постепенное повышение уровня ставки водного налога для вод, используемых в процессе водоснабжения населения . Важно отметить, что повышение ставки налога в данном направлении будет проводится планомерно до 2025 г. , однако изменение налога осуществляется не через определение к ставке специального коэффициента, который повышает её уровень, а через установку конкретных рублёвых значений по тому или иному пользователю

Так, в 2022 г. ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается на уровне 214 руб , а в 2025 г. - 326 руб . за 1000 куб . м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, таким образом, рост составит 152,3% (рис. 7) .

V11V

С целью наиболее качественного регулирования водопользования в РФ в 2026 г. к этойставке в порядке.аналогичном введённому для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнёт применяться расчётный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен .

Рис. 7 / Fig. 7. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается за период 2015-2025 гг. , в рублях за 1 000 куб . м водных рес)фсов, забранных (изъятых) из в одногообъекта / Thewater tax rate for the intake(withdrawal) of water resources from water bodies for water supply to the population is established for the period 2015-2025, in шЫынртг 1,00OckMcmetert.m of wttea геозхгсет taleTn (withdrawn)from ewaterbod6

Источник: составленоавтором набазе дан ныхН алогового кодексаРФ [Электронный ресурс].

URL: https://analytic. nalog. ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 25.05.2022).

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодняврамках регулирования процесса налогообложения водопотребления определены основные вопросы, связанные со ставкой налоге® и прорй ссом потчвбленин . Нельзя невыдеоить и того факта, что сущеоьв корректирдющихкоэффициентов по торному келогу

позволяет изменять его в соответствии с изменением уровня потре бления.

Заключение

Налоги представляют собой одну из наиболее важных частей экономической и стррртегкоВ пвлитики гесьтарства, ввя обосчтеыоаеввя еамями фунвцияммналогов . Они также оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики .

Нсоснове пряведённогоисследоеаньв оснтоных пртмциоов калмавобсьжения, можвп) оямевкеь, чеб в об исстед уамому втнросув ыделесеов достаточ-

но большое число различных научных работ. В связи с этим современные государств нпртП^еюфованни свток систем налогообеоженте мроовиспoтозрвеед различные комбинации описанных выше принципов .

Сегодня в рамках регулирования процесса налогообложения водопотребления определе ы основные вопросы, связанные со ставкой налогов и процессом потребления водных источников юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями Нельзя не выделить и того факта, что существование корректирующих коэффициентов по водному налогу позволяет из енять его в соответствии с изменением уровня потребления водных ресурсов юридическими и физическими лицами

Статья поступила в редакцию: 31.05.2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агирбова А. А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15 . С. 565-569.

2. Борануков А. Х. Налоговые инструменты регулирования экономического развития // Российское предпринимательство . 2008. Т. 9 . № 11. С. 78-82.

3. Воробьева Е . В. Налоговая система России: основные направления модернизации // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление . 2017 . № 9 . С . 75-76.

4 . Семенова Г. Н . , Маршавина Л. Я . Взаимодействие налоговых органов с налогоплатель-

щиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018 . № 2. С. 225-235.

5 . Семенова Г. Н . Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и пред-

принимательство . 2020. № 3 (116). С . 667-671.

REFERENCES

1. Agirbova A A. [Tax System as a Legal Category and Institution of the Financial System of the State], In: Alleya nauki [Alley of Science], 2017, vol. 2, no. 15, pp. 565-569.

2. Boranukov A. Kh. [Tax Instruments for Regulating Economic Development], In: Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2008, vol. 9, no . 11, pp . 78-82.

3. Vorobieva E . V. [The Tax System of Russia: the Main Directions of Modernization], In: Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: Ekonomika i upravle-nie [Bulletin of the educational consortium Srednerussky University Series: Economics and Management], 2017, no. 9, pp. 75-76.

4. Semenova G. N. , Marshavina L. Ya. [Interaction of tax authorities with taxpayers] In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economy], 2018, no . 2, pp . 225-235.

5 . Semenova G. N . [The Impact of Taxation on Business Development] In: Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2020, no . 3 (116), pp. 667-671.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В . Плеханова; доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: Sg6457@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Semenova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof. , Department of State and Municipal Finance, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: Sg6457@mail. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Семенова Г. Н . Водный налог, как элемент системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С 105-117 . DOI: 10.18384/2310-6646-2022-3-105-117

FOR CITATION

Semenova G. N . [Water Tax as an Element of the Taxation System in the Russian Federation], In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no . 3, рp . 105-117 . DOI: 10.18384/2310-6646-2022-3-105-117

V12V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.