Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВИ ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ'

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВИ ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВОДНЫЙ НАЛОГ / РАЦИОНАЛЬНОЕ СБЕРЕЖЕНИЕ / СТАВКИ НАЛОГОВ / КОНВЕНЦИЯ ООН / WATER RESOURCES / TAXATION / TAX POLICY / WATER TAX / RATIONAL SAVING / TAX RATES / UN CONVENTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыкова Е.А.

В статье проведено исследование основных элементов водного налога, как основы рационального использования водных объектов. Российская Федерация обладает значительными запасами воды, при этом их экономное использование выступает приоритетом государственной политики. Водный налог выполняет не только стимулирующую, но и фискальную функцию, поскольку служит источником доходной части федерального бюджета. Исследование влияния основных элементов водного налога позволило сформулировать вывод о недостаточном стимулировании рационального использования воды, с учетом установления мер надлежащего контроля (забор воды).Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES AND THEIR DEPENDENCE ON WATER TAX PAYMENT IN RUSSIA

The article studies the basic elements of the water tax as the basis for the rational use of water bodies. The Russian Federation has significant water reserves, while their economical use is a priority of state policy. Water tax performs not only a stimulating, but also a fiscal function, since it serves as a source of revenue for the federal budget. The study of the influence of the main elements of the water tax made it possible to draw a conclusion about insufficient stimulation of the rational use of water, taking into account the establishment of appropriate control measures (water withdrawal). The article was carried out under the scientific supervision of a candidate of economic sciences, associate professor Akhmadeev R. G., department of accounting and taxation of Plekhanov Russian University of Economics

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВИ ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ»

УДК: 336.025

Смыкова Е. А.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ

Бакалавриат, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: lizusya.s@gmail.com

Аннотация. В статье проведено исследование основных элементов водного налога, как основы рационального использования водных объектов. Российская Федерация обладает значительными запасами воды, при этом их экономное использование выступает приоритетом государственной политики. Водный налог выполняет не только стимулирующую, но и фискальную функцию, поскольку служит источником доходной части федерального бюджета. Исследование влияния основных элементов водного налога позволило сформулировать вывод о недостаточном стимулировании рационального использования воды, с учетом установления мер надлежащего контроля (забор воды).

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: водные ресурсы, налогообложение, налоговая политика, водный налог, рациональное сбережение, ставки налогов, Конвенция ООН.

1. Введение.

Проблемы в области природных ресурсов в последние годы обостряются. Это прежде всего связано со снижением водообеспечеииости в мире, включая обеспечения питьевой водой населений. По мнению ведущих экономистов, вода к середине XXI века будет выступать стратегическим ресурсом [1, 2]. Одним из основных поставщиков питьевой воды может стать Россия. Данное обстоятельство приводит к необходимости сохранения водных ресурсов, обеспечения соответствующей экологической безопасности. Водный налог выступает одним из способов возмещения затрат и мерой по стимулированию рационального использования воды. В этой связи целью исследования является рассмотрение сущности применения основных элементов водного налога [3, 4]. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) Определить значение водного налога как механизма осуществления рационального водопользования;

2) Исследовать влияние основных элементов взимаемого в Российской Федерации водного налога.

2. Методика.

При исследовании применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

3. Основная часть.

Вода выступает ценным природным ресурсом, используемым как в физиологических целях, так и в производстве: промышленности и сельском хозяйстве. По оценкам экспертов ООН воды к середине XXI века станет более важным природным ресурсом, чем запасы нефти и газа. В соответствии

с этим в 1992 году была принята «Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» ООН, в соответствии с которой было определено что вода является экономическим товаром и имеет стоимость при всех видах использования [5, 6].

При этом действующим положением принятой Конвенции ООН является обеспечение мировыми странами мер, направленные на:

1) осуществление порядка предотвращения, с учетом введения ограничений с целью сокращения их загрязнения, с учетом трансграничного воздействия сторон [7];

2) характер обеспечения применения трансграничных вод для формирования обоснованного с позиции экологии и более рационального управления ресурсами, а также в целях охраны окружающей среды [8];

3) обеспечение в использовании трансграничными водными ресурсами с учетом справедливого характера в целях осуществления деятельности, оказывающей существенное воздействие [9].

При расчете величины национального богатства не учитывается стоимость водных объектов, также, как и других природных ресурсов. При этом загрязнение водных объектов требует значимых затрат на очистку и сохранение водных ресурсов, а также на обеспечение населения от использования некачественной воды [10].

В этой связи в качестве обеспечительных мер для государства является обеспечение сохранности и восполнения водных запасов посредством введения налоговых изъятий в бюджет по соответствующим установленным водным платежам. Сущность

водного налога заключается в изъятии и пользователей воды части получаемого дохода, создаваемого при использовании водного налога. В связи с этим водный налог выступает инструментом регулирования водопользования [11,12].

Способность воды при ее производственном использовании создавать стоимость определяет рентный характер данного налога.

В Российской Федерации водный налог является федеральным налогом, введен с 2005 года, заменив собой действовавшую плату за пользование водными объектами. В целях регулирования водопользования в Российской Федерации действует Водный кодекс РФ. Первоначально в соответствии с законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» платежи за воду вносили промышленные

предприятия, причем размер платы дифференцировался отдельно по поверхностным и подземным источникам. Если воды забиралась сверх установленных лимитов, то размер платежа увеличивался в 5 раз [13, 14].

Льготные тарифы в размере 30% от ставки устанавливались при заборе воды предприятиями теплоэнергетики и воды, используемой для охлаждения агрегатов. Позже в 1998 году в соответствии с Федеральным законом № 71-ФЗ ставка платы начала дифференцироваться по бассейнам рек и экономическим регионам. В этой связи состав налогоплательщиков был расширен, в их число уже включались не только промышленные, а абсолютно все юридические лица, использующие водные объекты (рис. 1).

Рисунок 1. Соотношение динамики налоговых поступлений в бюджет и сборов по водному налогу и объектами водных биоресурсов

Составлено автором на основании данных ФНСРоссии https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

Объектами налогообложения являются, как и до введения изменений - забор воды, дополнительно появились такие объекты как сброс воды, пользование водными объектами в целях гидроэнергетики и для иных целей. Однако налог не уплачивался при заборе подземных вод, поскольку за этот вид пользования взималась плата в соответствии с действующим законодательством о недрах. С 1 января 2002 года пользование подземными водами стало облагаться в рамках водного налога [15].

Следующее изменение в налогообложение водных ресурсов внесено в 2005 году и связано с принятием 25.2 Главы «Водный налог» в Налоговом

кодексе РФ. Необходимость использования водного налога была обусловлена функциями, выполняемыми данным налогом.

Во-первых, стимулирующей функцией налога, т.е. необходимость внесения платежей, в том числе и в повышенном размере побуждает пользователей водных объектов к рациональному использованию водных ресурсов, соблюдение установленных лимитов водопользования [16]. При наличии факта сверхлимитного использования воды налог уплачивается по более высокой ставке.

Вторая функция - фискальная - заключается в том, что данный налог выступает доходным источником регионального бюджета.

Объекты налогообложения

Забор воды

Пользование акваторией водного объекта

Использование водного объекта в

целях гидроэнергетики

Объем забранной воды

Площадь используемой акватории

Объем сплавляемой

Количество выработанной энергии

Рисунок 2 - Объекты обложения водным налогом и структура налоговой базы

Однако в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством не прослеживается прямая связь между суммами уплаченного налога и мероприятиями по модернизации водного хозяйства [17]. В связи с чем представляется целесообразным вместо водного налога ввести сборы за пользование водными объектами, которые могут иметь целевое назначение.

При этом особенность исчисления водного налога заключается в том, что применение налогоплательщиками несет только в отношении лицензий, выданных до введения в действие водного законодательства. После этого периода вместо водного налога взимаются неналоговые платежи.

В качестве налогоплательщиков являются лица, как организации, так и физических лица, которые производят на территории Российской Федерации пользование водными объектами. Соответственно в состав налогоплательщиков не включаются те лица, которые получили лицензии после введения Водного кодекса, так как ранее было указано они уплачивают иные платежи. Характеристика действующих объектов обложения по водному налогу представлена на рис. 2.

Налоговым периодом является календарный квартал.

Вместе с тем действующим налоговым законодательством определены отдельные виды водопользования, которые не облагаются налогом. В их составе выделяют:

1) добыча подземных лечебных вод, используемых исключительно для лечения;

2) забор воды при добыче полезных ископаемых;

3) забор воды для пожаротушения и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;

4) пользование водой для обеспечения экологический целей (забор проб воды и т.д.);

5) использование водных объектов для движения водных судов, посадки воздушных средств, разведения рыбы;

6) пользование водными объектами для организации отдыха детей, инвалидов, ветеранов;

7) орошение сельскохозяйственных земель;

8) использование водных объектов для обороноспособности страны;

9) использование объектов для охоты и вылова рыбы.

Ставки налога определяются по видам водопользования - по бассейнам рек, морей, экономическим районам.

При заборе воды свыше определенных лимитов ставка по-прежнему увеличивается в пять раз. В свою очередь льготная ставка определена при использовании воды для водоснабжения населения. Расчет налога осуществляется как произведение ставки налога и налоговой базы. Уплата налога производится в срок не позднее 20 дней после окончания квартала. Налоговые декларации предоставляются по месту осуществления водопользования в те же сроки [18, 19].

Несмотря на то, что водный налог уже существует в Российской Федерации много лет, остается ряд нерешенных проблем. Среди которых можно выделить следующие:

1) недостаточный объем финансовых ресурсов на содержание гидротехнических сооружений;

2) отсутствие экономически обоснованных ставок налога, с 2004 года не проводилось перерасчета налоговых ставок в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и состояния водохозяйственного комплекса. Применение ранее установленных ставок приводит к ежегодному недопоступлению налога в бюджет [20];

3) отсутствие в ставках налога стимулов для рационального использования воды (по сравнению водоемкости производств в России она многократно превышает уровень развитых стран);

4) неэффективная система контроля за забором воды, при выездных проверках проверяется прежде всего показания счетчиков, однако, отследить

правильность их работы, своевременность замены представляется весьма проблематичным;

5) загрязнение окружающей среды вследствие сбора недостаточно очищенных вод;

6) распределение обязанностей по контролю за платежами и водными объектами между разными ведомствами. Это приводим к тому, что разные органы осуществляют работу не согласованно, они отдельно планируют направления деятельности и расходы по направлениям, это приводи к отсутствию в стране единой системы водопользования;

7) большая часть мелких водных объектов не отражена в действующем реестре водных объектов, что также уменьшает размер платежей.

Решение этих проблем позволит как увеличить доходы бюджета, так и будет способствовать более эффективному использованию водных объектов в Российской Федерации.

4. Заключение.

Система взимания водного налога действует в России с 1991 года, т.е. с момента реформирова-

ния налоговой системы. В свою очередь водный налог выступает в качестве обязательного платежа, который должен способствовать эффективному использованию водных объектов, стимулировать пользователей к рациональному их использованию. При этом в качестве плательщиков выступают все лица, использующие водные объекты в целях забора воды, использования акватории воды, использования объектов для сплава леса и гидроэнергетики. Однако при определении основных элементов водного налога, действующий порядок его исчисления имеет ряд недостатков, в частности, применение необоснованных ставок налога, с учетом недостаточного стимулирования более рационального использования воды и отсутствия надлежащего контроля за забором вод. Следовательно, дальнейшее совершенствование элементов характера взимания и уплаты водного налога способно в должной мере обеспечить сохранение водных объектов, что, в свою очередь, повысит объемы в доходную часть бюджета страны.

Список использованных источников

1. Гитинова К. Г. Основные тенденции изменения в налоговом законодательстве по водному налогу // Фундаментальные исследования. 2016. № 1-1. С. 121-126.

2. Лаврентьева Е. А., Плавинская Г. А. Экономико-правовые аспекты использования водных ресурсов: организация, налогообложение, обязательные платежи // Транспортное дело России. 2018. № 6. С. 121-124.

3. Понкратов В. В. Ресурсный потенциал нефтегазовой отрасли промышленности России и стимулирование повышения эффективности его использования // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 94—101.

4. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А., Агапова А. А. Применение патентной системы налогообложения: фактор стабильности экономики //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 31-34.

5. Понкратов В. В. Совершенствование системы налогообложения добычи нефти и газа с учетом углеводородного потенциала российской экономики // Налоги и финансовое право. 2012. № 7. С. 223-229.

6. Понкратов В. В. Горная рента в нефтедобывающей промышленности: экономическая сущность и инструменты изъятия // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 90-93.

7. Понкратов В. В. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в Российской Федерации // Журнал экономической теории. 2014. № 1. С. 40-52.

8. Юхимова Я. Я. Налогообложение добычи твердых полезных ископаемых: мировой и отечественный опыт // Горный журнал. 2008. № 5. С. 23-28.

9. Гончаров С. П., Отто О. В. роль водного налога в управлении использования водных ресурсов в Российской Федерации // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 5. С. 112-117.

10. Калачева О. Н. Система сбалансированных показателей как действенный инструмент управленческого учета //Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 68-72.

11. Морозова Т. В. Восприятие информационного материала бухгалтерской (финансовой) отчетности // В сборнике: Институциональные аспекты бухгалтерского учета и контроля. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета и аудита: в 2-х томах. - 2011.- С 109-114.

12. Депутатова Е. Ю., Ильяшенко С. Б. Возможности использования малыми предприятиями концепций маркетинга и интернеттехнологий // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 450-452.

13. Пономарева Н. В., Голубцова Е. В. Развитие стимулирующей функции ндс в российской федерации через систему Tax free и маркировку товаров // Путеводитель предпринимателя. 2019. № 42. С. 151-158.

14. Kosov, М. Е., Akhmadeev, R. G., Smirnov, V. М., Popkov, S. Y., Rycova, I. N. 2017. Hydrocarbon market in countries with developing economy: Development scenario. International Journal of Energy Economics and Policy, 7(6), 128-135.

15. Быканова О. А., Филиппова H. В. Летняя образовательная программа для мотивированных абитуриентов: шаг в будущее // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 48-50.

16. Пансков В. Г. Налогообложение природных ресурсов: проблемы и пути решения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 2. С. 91-104.

17. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Дмитриева И. М., Малицкая В. Б., Чиркова М. Б. и др. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 539 с.

18. Турищева Т. Б., Лобачев А. В. Внутренний управленческий контроль деятельности организации по данным отчета о финансовых результатах // Аудитор. 2016. Т. 2. № 10. С. 11-17.

19. Левшукова О. А., Ким А. Э. Сущность взимания водного налога// Экономика и социум. 2017. № 5-1. С. 783-786.

20. Черкасова Д. И. Водный налог, его роль и значение // Теория и практика современной науки. 2017. № 12. С. 753-756.

Smykova E. A.

RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES AND THEIR DEPENDENCE ON WATER TAX PAYMENT IN RUSSIA

Department of Accounting and taxation Plekhanov Russian University of Economics Russia, Moscow, 117997, Stremyannyper. 36 E-mail: lizusya.s@gmail.com

Summary. The article studies the basic elements of the water tax as the basis for the rational use of water bodies. The Russian Federation has significant water reserves, while their economical use is a priority of state policy. Water tax performs not only a stimulating, but also a fiscal function, since it serves as a source of revenue for the federal budget. The study of the influence of the main elements of the water tax made it possible to draw a conclusion about insufficient stimulation of the rational use of water, taking into account the establishment of appropriate control measures (water withdrawal). The article was carried out under the scientific supervision of a candidate of economic sciences, associate professor Akhmadeev R. G., department of accounting and taxation of Plekhanov Russian University of Economics

Keywords: water resources, taxation, tax policy, water tax, rational saving, tax rates, UN Convention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.