Научная статья на тему 'Роль водного налога в управлении использования водных ресурсов в Российской Федерации'

Роль водного налога в управлении использования водных ресурсов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4551
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ НАЛОГ / ВОДНЫЙ КОДЕКС / ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ЗАБОР ВОДЫ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Семён Петрович, Отто Ольга Витальевна, Максимова Нина Борисовна

Статья посвящена исследованию водного налога, и его основных элементов. В статье дана оценка поступлений водного налога в целом по Российской Федерации, а также приведен анализ соответствующих налоговых поступлений. Даны сравнительные характеристики поступления водного налога за 10 лет, а также причины снижения сборов водного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль водного налога в управлении использования водных ресурсов в Российской Федерации»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ ВОДНОГО НАЛОГА В УПРАВЛЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ТВОРЧЕСТВА

Гончаров Семён Петрович, Отто Ольга Витальевна, Максимова Нина Борисовна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

E-mail: Skailain93@yandex.ru E-mail: otto.olga@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию водного налога, и его основных элементов. В статье дана оценка поступлений водного налога в целом • по Российской Федерации, а также приведен анализ соответствующих налоговых поступлений. Даны сравнительные характеристики поступления водного налога за 10 лет, а также причины снижения сборов водного налога.

Ключевые слова: водный налог, Водный кодекс, водопользование, водопользователи, забор воды, водные объекты, налогоплательщики.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде в условиях рыночной экономики, является одним из основных принципов охраны окружающей среды и природопользования (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды») [6].

Основополагающим инструментом экономического регулирования использования, охраны и восстановления водных объектов является плата за пользование водными ресурсами - водный налог (с 1 января 2005 г.) Водный налог входит в систему платежей за пользование природными ресурсами, а также является одним из существенных элементов экологического налогообложения в России.

В законодательной практике Российской Федерации существовали различные виды платы за пользование водными ресурсами. До вступления в силу 1 января 2005 г. новой главы Налогового кодекса РФ - 25.2 «Водный налог», [1] существовала система платежей, определенная «Водным кодексом» РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ. Данная система включала плату за пользование водными объектами (водный налог), и плату, направляемую на восстановление и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

охрану водных объектов. Водный налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами [5]. С вступлением в силу поправок к Налоговому кодексу РФ, прекратил свое действие и Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Ранее в законодательстве платежи за пользование водными ресурсами устанавливались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Водный налог является федеральным налогом, поэтому регионы уже не имеют полномочий для его изменения. Ставки налога теперь установлены Налоговым кодексом РФ для всей территории России. С вступлением в действие водного налога были отменены и налоговые льготы, устанавливавшиеся субъектами РФ.

Существенные изменения коснулись перечня налогоплательщиков. К ранее существовавшим организациям и индивидуальным предпринимателям добавились физические лица. В соответствии со статьей 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с • законодательством Российской Федерации [4].

Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового «Водного кодекса» Российской Федерации (1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. [1]

Еще одним значительным аспектом является то, что с включением в Налоговый кодекс новой главы, из налогообложения была исключена плата за сброс сточных вод в водные объекты, чтобы не возник конфликт, так как за сброс сточных вод в водные объекты, взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 НК РФ, признаются следующие виды пользования водными объектами:

а) забор воды из водных объектов;

б) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

в) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

г) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

кошелях.

Налоговые ставки для видов водопользования, указанных в статье 333.9 НК РФ, прописаны пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам [2]. Пунктом 3 ст. 333.12 установлены льготные ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. С 2015-2025 гг. планируется планомерный ежегодный прирост данных налоговых ставок. Начиная с 2026 г., ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения будет определяться путем умножения ставки водного налога на повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен на товары (работы, услуги).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации 100% водного налога с 1 января 2005 г. направляется в федеральный бюджет, что должно позволить увеличить его наполняемость и объемы финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий [3].

Анализируя динамику поступления водного налога в федеральный бюджет РФ (таблица), можно проследить тенденцию снижения сумм налога, • подлежащих уплате в бюджет РФ. Так, в 2015 году сумма водного налога на 12 299 440 тыс. рублей меньше, чем в 2006 году, то есть за 9 лет сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, сократилась почти в 5,8 раза. В то же время количество налогоплательщиков сократилось на 13 979 (почти в 1,48 раз), по сравнению с 2006 годом. С 2006-2015 гг. объем забора воды из водных объектов сократился на 84 % (т.е. на 43 702 млн.куб.м.). За данный же период времени площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась в 9,7 раз или почти на 90%. Отрицательная тенденция также характерна для сумм налога, не поступивших в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, сокращение около 48,4%.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за период с 2006-2015 гг.

Год Объемы водопользования (налоговая Сумма налога, не Сумма налога, Количе-

база) отчетного года: постпившая в бюджет подлежащая уплате ство

Объем забора Площади акваторий в связи с применением в бюджет за нало- налогопла-

воды из вод- водных объектов, пониженной ставки говые периоды от- тельщиков

ных объектов предоставленных в при заборе воды для четного года, всего, налога -

млн. куб. м. пользование, кв. км. водоснабжения насе- тыс. рублей всего

ления, тыс. руб.

2006 51 976 2 096 2 561 478 14 844 488 43 358

2007 52 660 1 821 2 579 742 14 815 903 44 236

2008 42 141 1 474 2 402 483 11 834 495 44 012

2009 27 701 25 801 2 030315 7 495 670 42 792

2010 19 117 4 596 1 649 211 5 211 851 40 178

2011 11 912 691 1 420 757 3 211 673 39 335

2012 9 199 572 1 284 636 2 526 219 37 659

2013 8 651 305 1 246 017 2 373 000 36 218

2014 8 442 268 1 216 072 2 279 556 30 349

2015 8 274 216 1 321 784 2 545 048 29 379

Одна из причин снижения сумм водного налога может быть связана с переходом части налогоплательщиков на другую форму отношений в сфере использования водных ресурсов между собственником (государством) водных ресурсов и хозяйствующими субъектами (водопользователями) [3]. Такой формой взаимоотношений стала плата за пользование водными объектами по договорам водопользования. Данная плата была введена с 1 января 2007 г., и относится к неналоговой форме платежей федерального бюджета.

Возможно непосредственно с данным фактором связано снижение суммы водного налога в 2008 году. Так как плата за пользование водными объектами по договорам водопользования была введена в 2007 году, то объем поступлений за 2007 год был не высок - 9,2 млн. руб. Тогда как в 2008 году этот показатель увеличился в 236 раз, и достигал уже 2131,4 млн. руб. В 2009 году объем поступлений в федеральный бюджет платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составил 5,4 млрд. рублей, а в 20014 г. плата за пользование водными объектами уже достигала 10,44 млрд. руб., что почти в 5 раз больше суммы водного налога (2,2 млрд. руб.), собранного за тот же год. Можно утверждать, что с 2008 года наблюдалась тенденция ежегодного снижения сумм водного налога и рост объемов платы за пользование водными объектами на основе договоров водопользования. Необходимо отметить, что общая сумма от двух видов платежей всегда превышала 12 млрд. руб., и была близка к сумме водного налога, поступавшего до принятия нового

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

«Водного кодекса» (1 января 2007 г.), когда еще не была введена плата за пользование водными объектами на основе договоров водопользования.

Еще одним из факторов снижения сумм водного налога может быть использование налогоплательщиками понижающей ставки водного налога, при заборе водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Так в 2006 году сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки, составила 17% от общей суммы водного налога. В 2015 году данная сумма уже составляла 52% от общей суммы водного налога поступившего в бюджет РФ. Данный рост может быть связан с ростом количества налогоплательщиков осуществляющих водозабор для водоснабжения населения. Если 2006 году всего 18,7% налогоплательщиков входили в данную категорию, то в 2015 году на долю налогоплательщиков осуществляющих водозабор для водоснабжения населения приходилось уже 43,5%.

В 2006 году на долю водного налога, из общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами приходилось 1,1%, а к 2015 году этот показатель снизился до минимальных 0,07%. Данный факт • говорит о том, что за период с 2006-2015 гг. доля водного налога, в общем объеме поступлений, постоянно сокращалась, и увеличивалась доля платы за пользование водными объектами, на основе договоров водопользования.

В заключение очень важно отметить значимость и необходимость платы за пользование водными ресурсами. Не имеет большой разницы, в каком виде будет взыматься эта плата, главное чтобы она выполняла возложенные на нее функции. Россия располагает огромными запасами водных ресурсов, но это не отменяет важность их рациональное использование.

Литература:

1. Гитинова К.Г. Основные тенденции изменения в налоговом законодательстве по водному налогу // Фундаментальные исследования. - Пенза, 2016. - № 1-1. -С. 121-126.

2. Голованов Г.Р. О некоторых аспектах правового регулирования водного налога // Хозяйство и право. - 2009. - № 5. - С. 74-79.

3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году». - М.: ООО «РППР РусКонсалтингГрупп», 2009. - 488 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 2. - М.: Издат.: Эксмо, 2012.

5. Суровец Е.И., Ященко К.В. Водный налог: современность и перспективы развития // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 126-128.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - № 6.

117

•—-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.