Научная статья на тему 'Недостатки изменений водного кодекса РФ'

Недостатки изменений водного кодекса РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антропова Т.А.

В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, тогда ему в соответствии с гл. 25.2 НК РФ не­обходимо уплачивать водный налог. Водный объект – это место, где сосредоточена вода, как на поверхности суши, так и в недрах земли. К водным объектам относятся: – поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, пруды, озера, ручьи, ледники); – подземные воды; – морские воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостатки изменений водного кодекса РФ»

НЕДОСТАТКИ ИЗМЕНЕНИЙ ВОДНОГО КОДЕКСА РФ

© Антропова Т.А.

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие пользуется водными объектами, тогда ему в соответствии с гл. 25.2 НК РФ необходимо уплачивать водный налог.

Водный объект - это место, где сосредоточена вода, как на поверхности суши, так и в недрах земли. К водным объектам относятся:

- поверхностные водные объекты (реки и водохранилища на них, пруды, озера, ручьи, ледники);

- подземные воды;

- морские воды.

Всего существует 3 вида использования водных объектов - общее, особое и специальное.

Общее водопользование осуществляют граждане в личных целях без применения сооружений, технических средств и устройств, а также без получения лицензии на водопользование. При таком использовании воды они не являются плательщиками водного налога.

В особое водопользование водные объекты предоставляются ограниченному кругу лиц для обеспечения государственных и муниципальных нуэвд (например, для обеспечения потребностей обороны, для сохранения водных объектов, имеющих особое научное, эстетическое и оздоровительное значение).

Специальное водопользование - это пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики и других отраслей народного хозяйства.

Специальное водопользование осуществляют с применением различных сооружений, технических средств и устройств. При этом не имеет значения, принадлежат ли используемые сооружения и устройства водопользователю на праве собственности или нет. К исключениям относятся случаи, когда водный объект используется для плавания на маломерных плав-средствах.

Перечень специальных технических средств и устройств установлен приказом Минприроды России от 23.03.2005 г. № 70 (это стационарные и передвижные сооружения по механическому и самотечному забору воды, оросительно-мелиоративные системы, плотины, водоотводящие сооружения и другие) [4].

В соответствии с Водным кодексом РФ специальное водопользование может осуществляться только при наличии лицензии на водопользование. Лицензия на водопользование должна содержать сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, указание на цели использова-

ния водных объектов (например, для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, для производственных ну^д и др.), информацию о лимитах водопользования, о сроках действия лицензии. Лицензия вступает в силу после ее регистрации.

После 2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введение в действие нового Водного кодекса, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия таких лицензий и договоров. После 2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями Кодекса, на основании которых уплачивают плату неналогового характера, что исключает взимание водного налога.

Минфин РФ представил проект федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 части второй Налогового кодекса РФ и в Водный кодекс РФ».

Ведомство в сопроводительной документации к законопроекту отмечает, что для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011-2013 гг. к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 г. необходима индексация ставок водного налога.

Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских цен за 2006-2009 гг. и их прогноз на 2010-2013 гг. ставки водного налога в 2011 г. необходимо увеличить в 1,74 раза.

Однако однократное увеличение размера ставок водного налога окажет негативное влияние на экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики РФ в целом.

Законопроектом предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога: с 1 января 2011 г. с учетом коэффициента 1,25 к действующим ставкам водного налога, с 1 января 2012 г. - коэффициента 1,26 к ставкам 2011 г., с 1 января 2013 г. - коэффициента 1,27 к ставкам 2012 г.

Кроме того, законопроектом предусматривается дифференциация коэффициентов индексации ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей для установления более объективной фискальной нагрузки на водопользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики.

По мнению разработчиков законопроекта, предлагаемая поэтапная индексация ставок водного налога и ставок платы за пользование водными объ -ектами не приведет к негативным экономическим последствиям, не скажется на снижении конкурентоспособности предприятий или росте ЖКХ.

Минфин также представил проект постановления Правительства Российской Федерации о ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Экономика природопользования

215

Минфин предложил пересмотреть ставки водного налога. Ведомство разработало законопроект «О внесении изменений в главу 25.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Водный кодекс Российской Федерации», который предусматривает повышение водного налога в несколько раз.

Правда, увеличиваться налоги будут постепенно. За 2011-2012 гг. ставки равномерно будут расти и увеличатся к 2013 г. в 2-10 раз по отношению к действующим сегодня. Точно такие же изменения предлагается внести и в отношении платы за пользование водными объектами. Хотя эта плата официально и не является налогом, но по сути очень к нему близка. Это повышение касается всех. Но если к бизнесу, а особенно к организациям, осуществляющим водопользование, повышение водного налога будет иметь самое непосредственное отношение, то потребители воды как бытовой услуги ощутят его косвенным образом - в виде растущих цен на услуги и товары этих организаций. Естественные монополии наверняка не преминут воспользоваться таким поводом для очередного повышения тарифов на свои услуги. Хотя расти ставки начнут только с 2012 г., но ожидания этого роста уже вызывают рост цен [6].

С 2011 г. будут облагаться водным налогом подземные водные объекты, а также водозабор рыбоводческих хозяйств. Поскольку подземные бассейны и водоносные горизонты являются государственной собственностью, в налоговые инспекции будут представляться сведения об имеющихся скважинах на земельных участках и о колодцах на дачах и огородах, чтобы взимать водный налог с полученной из этих источников воды.

Таким образом, в бюджет 2011-2013 гг. был плановым порядком установлен дефицит, который, похоже, будут компенсировать ресурсные налоги. Единственный плюс в таком подходе - не поднимаются ставки на налоги с оборота (на прибыль, НДС), а значит, нет излишнего давления на производителей реальных товаров и услуг, образующих ВВП.

С принятием законопроекта ожидается увеличение доходов федерального бюджета в 2011 г. на 2,3 млрд. руб., в 2012 г. - еще на 5,9 млрд. руб. и в 2013 г. - на 10,3 млрд. руб. [5].

Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011-2013 гг. к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 г. необходима индексация ставок водного налога.

Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских цен за 2005-2009 гг. и их прогноз на 2010-2013 гг., ставки водного налога к 2013 г. необходимо увеличить в 2,16 раза.

Однако однократное увеличение размера ставок водного налога окажет негативное влияние на экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики РФ в целом.

В связи с этим законопроектом предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога: с 1 января 2011 г. с учетом коэффициента 1,25 к

ставкам водного налога, действующим в 2010 г., с 1 января 2012 г. - с учетом коэффициента 1,26 к ставкам, действующим в 2011 г., и с 1 января 2013 г. - с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 г. Общий коэффициент индексации ставок водного налога составит 2,0.

При этом в целях недопущения резкого роста тарифов ЖКХ ставки водного налога за забор / изъятие / водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в 2011 г. не индексируются. Повышение ставок водного налога предлагается с 2012 г. в 1,26 раза и с 2013 г. в 1,27 раза. Общий коэффициент индексации ставок водного налога для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения составит 1,6.

Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 г., и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались. В результате применения действующих ставок водного налога происходит динамичное снижение реальных поступлений данного налога в федеральный бюджет РФ.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. Официальный текст: по состоянию на 1 февраля 2011 г.

2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Б.Н. То-порнин, Г. А. Гаджиев, РФ. Захарова, ред.).

3. Водный Кодекс РФ №74-ФЗ от 03.06.2006г.

4. Приказ Минприроды России от 23.03.2005 г. № 70.

5. www.nalkodeks.ru/text/chast2/glava25-2.html.

6. www.eurolawco.ru/publ/nk/nk2gl25b.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.