Научная статья на тему 'Анализ возможностей введения рентных платежей в водопользовании'

Анализ возможностей введения рентных платежей в водопользовании Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей введения рентных платежей в водопользовании»

изводимая из природной воды питьевая вода продается основному потребителю — населению по цене ниже ее себестоимости.

Кроме того, рентные платежи по своей природе никак не связаны с расходами на восстановление и охрану водных объектов и соответственно не могут выполнять тех функций, которые в настоящее время выполняют платежи за пользование водными объектами. Поэтому многие эксперты считают, что наряду с рентными платежами (если таковые и будут установлены) нужно вводить еще и плату на восстановление и охрану водных объектов, как это предусмотрено ст. 123 Водного кодекса РФ.1

Дискуссии о возможности введения рентных платежей в водопользовании особенно оживились в ходе разработки и принятия новой главы Налогового кодекса — «Водный налог» (вступила в силу с 1 января 2005 г.) и в силу предполагающихся изменений Водного кодекса (после введения в Водный кодекс специального раздела о неналоговых платежах за пользование водными ресурсами).

Государство как собственник водных объектов вправе претендовать на получение ренты, которая должна взиматься за счёт дополнительной прибыли, получаемой водопользователем при пользовании ресурсом, являющимся государственной собственностью.

Проблема определения водной ренты при использовании водных ресурсов должна решаться с учётом изъятия рентных доходов, полученных при пользовании водными объектами, различающимися по признакам, относимым как к природным факторам - качество воды, удалённость от потребителя, рассредоточенность по водосборной площади, динамичность и изменчивость располагаемых водных ресурсов во времени, так и к связанным с ними экономическим факторам - затраты на регулирование и переброску стока рек, на сооружение и эксплуатацию магистральных каналов комплексного назначения, затраты на содержание и восстановление гидротехнических сооружений, затраты на улучшение качественного состояния водных объектов. Кроме того, нельзя не учитывать и влияние антропогенного фактора на водные объекты, связанного как с развитием производства, так и с защитой от вредного воздействия вод населения и объектов экономики.

В рыночных условиях оценка водных ресурсов должна отражать не только экономическую значимость соответствующих водных объектов и выгоду от их эксплуатации, но и множество других эколого-географических факторов, поскольку вода является одним из стратегических ресурсов.

Водный фонд России, а также водохозяйственный комплекс, представленный совокупностью водохозяйственных систем и сооружений, имеют важнейшее значение для развития отечественной экономики. Так,

1 Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 г. N 167-ФЗ (ред. 29.12.2004)

2 Налоговый кодекс Российской Федерации - часть вторая от 5.11.2000 г. N 117-ФЗ (Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-

ФЗ))

водно-ресурсный потенциал России оценивается в сумме около 23 трлн руб.1

Действительно, решение проблемы устойчивого финансирования водохозяйственной деятельности, адаптированной к рыночным условиям, а также институциональное и организационное обеспечение функционирования регулируемого рынка водохозяйственных услуг на федеральном и на региональном уровне напрямую связаны с полнотой и своевременностью внесения платежей за пользование водными объектами и их размерами.

Поскольку темой статьи является анализ возможностей введения рентных платежей в водопользовании, сначала целесообразно определить, возникают ли и (или) имеются ли рентные факторы при эксплуатации водных объектов. Этот вопрос поначалу покажется совершенно излишним. Ведь очевиден тот факт, что многие водные объекты располагаются в различных эколого-географических условиях и отличаются как по составу водных ресурсов, так и по их объему (стоку). При этом климатические и природно-географические особенности территорий определяют также различия и по условиям водообеспечения. Так, ряд регионов страны относится к территориям средней водообеспеченности (это Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь), а ряд регионов — к территориям низкой водообеспеченности (Ставрополье, Заволжье, Нижнее Поволжье, отдельные районы Западной Сибири, Забайкалье, центральная Якутия).

Недостаточная обеспеченность водными ресурсами в качественном аспекте связана с загрязнением вод и иным антропогенно обусловленным изменением их природного состава. Количественный аспект связан с напряженностью водохозяйственного баланса. Наблюдается превышение потребностей в воде у различных групп водопользователей над возможностью использовать водные объекты без нанесения им непоправимого ущерба.

Дефицит водных ресурсов в значительной степени определяется расточительным отношением к ним. Высокая водоемкость экономики, характеризуемая традиционно высокими удельными расходами воды на единицу произведенной продукции, сохраняется и в настоящее время. Последние годы были отмечены дисбалансом между объемами производства и водопотребления, т.е. более глубоким спадом производства по сравнению с водопотреблением.

При этом имеются значительные различия при пользовании подземными и поверхностными водными объектами. По мнению некоторых экспертов, легче произвести рентную оценку именно подземных источников.

Специфической особенностью подземных вод как одного из видов природных ресурсов является их двойственный характер. С одной стороны, это подвижное полезное ископаемое, находящееся в недрах и извлекаемое из них, с другой — часть общих водных ресурсов. Двойственный

1 Петелин А. В. Платежи за пользование биоресурсами.// Все о налогах, № 11, 2004, стр. 3-13

характер подземных вод определяет как особенности государственного управления этими ресурсами (тесное взаимодействие геологической и водной служб), так и специфику налогообложения при их использовании.

Сейчас плата за их забор определяется по затратной концепции, исходя из размера затрат, необходимых для подготовки водных ресурсов к эксплуатации и поддержания их в надлежащем состоянии. Это не позволяет выявить реальную экономическую ценность месторождений вод в зависимости от их качества и расположения. При рентном подходе к экономической оценке данных ресурсов необходимо иметь в виду, что запасы подземных вод действительно ограничены, в отличие от поверхностных водных объектов во многих регионах.

В то же время поверхностные водные объекты интенсивно истощаются в результате антропогенного загрязнения. Поэтому возникает проблема выбытия из хозяйственного оборота источников чистой воды, порождающая необходимость забора воды худшего качества. Это связано, в свою очередь, с ростом издержек производства на очистку, фильтрацию, обеззараживание и другие работы по доведению воды до установленного качества для безопасного потребления. При данных обстоятельствах предприятия, использующие подземные источники, оказываются в более благоприятных экономических условиях, чем потребители загрязненных поверхностных вод. Экономию затрат, обусловленную потреблением воды лучшего качества, можно рассматривать как дифференциальную водную ренту.

Введение такого рентного платежа будет экономически обоснованно и перспективно, учитывая, что в целом на территории России выявлено более 4 тысяч месторождений и участков питьевых и технических подземных вод, эксплуатационные запасы по которым составляют свыше 30 куб. км в год, причем около 95% оцененных запасов предназначено для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Примерно 50% общего отбора подземных вод осуществляется на участках с оцененными эксплуатационными запасами, что составляет около 30% от разведанных запасов подземных вод, подготовленных для промышленного освоения. При этом эксплуатируется немногим более 55% месторождений, разведанных для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В случае теплоэнергетических подземных вод тоже возможна их дифференциация в целях определения другого рентного фактора в ходе их эксплуатации.

Отметим, что теплоэнергетические подземные воды занимают первое место среди нетрадиционных возобновляемых и экологически безопасных источников тепловой энергии в Российской Федерации. Наиболее перспективными районами использования теплоэнергетических вод являются Кавказ, Западная Сибирь, Камчатка, о. Сахалин и Курильские острова.

В настоящее время на территории России разведаны 60 месторождений теплоэнергетических вод и 6 месторождений гидротермальных вод. Уровень освоения указанных месторождений составляет соответст-

венно 20 и 40%. Такой невысокий уровень освоения объясняется в основном невысокими тарифами на другой источник тепла — природный газ. Однако, учитывая постепенное повышение на него цен и ограничение его потребления путем установления более жестких лимитов, можно предположить, что в ближайшем будущем будет организовано гораздо более интенсивное использование указанных вод.

Ресурсная база промышленных подземных вод ограничивается четырьмя месторождениями: в Краснодарском крае, Пермской и Тюменской областях.1

Перспектива использования промышленных вод связана с решением проблемы комплексной переработки вод с извлечением, кроме йода и брома, таких компонентов, как литий, цезий, бор, соли натрия, калия и магния, а также решения вопроса об экологической безопасности утилизации отработанных вод.

Указанные выше отличия в качественном составе данных вод также могут служить основанием для разработки и применения дифференцированной шкалы рентных платежей.

Дальнейшее совершенствование системы этих платежей связано с развитием в целом ресурсной базы подземных вод и проведением следующих работ:

оценкой состояния месторождений соответствующих типов подземных вод, их эксплуатационных запасов, перспектив использования в отраслях экономики;

созданием в системе государственного мониторинга подземных вод подсистемы мониторинга минеральных, лечебных, теплоэнергетических и промышленных вод;

созданием и ведением системы государственного учета рассматриваемых типов подземных вод и государственного баланса их запасов и использования;

совершенствованием методики разведки и оценки эксплуатационных запасов месторождений минеральных лечебных вод, содержащих разные типы минеральных вод;

разработкой регламента лицензирования пользования недрами для добычи соответствующих типов подземных вод при наличии нескольких недропользователей;

разработкой комплексной технологии извлечения из подземных вод ценных компонентов.

Что же касается пользования поверхностными водными объектами, то и здесь наличествуют, на взгляд автора, несколько рентных факторов.

Введённые с 1 января 2005 г. главой 25.2 «Водный налог» нК РФ ставки платы дифференцированы по бассейнам рек, озер и морей. Размеры этих ставок устанавливались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны разных водных объектов. Для каждого экономического района условия водопользования различны, поэтому налоговые ставки были дифференцированы в зави-

1 Петелин А. В. Платежи за пользование биоресурсами.// Все о налогах, № 11, 2004, стр. 3-13

симости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Этот принцип подтвержден и тем, что по бассейнам одних и тех же водных объектов были установлены разные ставки платы. Например, река Волга протекает по территории семи экономических районов, в которых применяются четыре разные ставки по бассейну этой реки. То же касается реки Дон (четыре экономических района — четыре ставки налога) и ряда других водных объектов.

Однако принятие главы 25.2 НК РФ резко сузило возможность более полного учета данных факторов исходя из региональных (местных) условий водопользования. Напомним, что Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»1, предшествующий главе 25.2 «Водный налог» НК РФ, содержал гораздо больше норм для учета региональных особенностей водопользования, поскольку предоставлял право законодательным органам субъектов Российской Федерации корректировать федеральные ставки платы в пределах их максимальных и минимальных значений.

Кроме того, данной главой из объекта налогообложения исключен сброс сточных вод в связи с тем, что в настоящее время уже взимается плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Однако, по мнению В. Орлова, первого заместителя Председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей природной среды Совета Федерации, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе экологических платежей не имеет прямой связи с рассматриваемым видом водопользования, так как при сбросе даже очищенных вод происходит пользование конкретным водным объектом. Следовательно, этот фактор обязательно должен учитываться при взимании платы за водопользование.

На уровне Правительства РФ уже принято принципиальное решение о введении в ближайшем будущем системы неналоговых платежей, регулируемых Водным кодексом РФ. В связи с этим учет указанных выше рентных факторов в составе новых платежей, может при одновременном стимулировании рационального водопользования обеспечить достаточно существенные суммы платежей за использование водных ресурсов.

Для полного исследования категории <рентный эффект> необходим анализ динамики использования водных ресурсов. Водная рента, как модификация дифференциальной ренты, возникает в том случае, когда вовлечение водных ресурсов в процесс материального производства обеспечивает предприятию поступление дополнительных доходов, не связанных с добавочными капиталовложениями, с резким повышением текущих расходов и затрат живого труда. Только при анализе дифференциального дохода во времени можно нивелировать влияние случайного фактора, имеющего в отраслях водопользования значительный вес. Во-

1 Утратил силу с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 28.07.04 г. № 83-ФЗ.

прос о том, какие из дифференциальных доходов рентные, решается при анализе динамики доходов за 6-10-летний анализируемый период с применением графического или корреляционного метода исследования. Образование водной ренты при пользовании водными объектами возможно в следующих отраслях экономики: ■ сельское хозяйство - орошаемое земледелие (овощи, рис, сады); ■ промышленность - водоёмкие отрасли, и особенно гидроэнергетика, которая использует водные объекты как носители потенциальной энергии; ■ объекты теплоэнергетики, использующие русловые водохранилища в качестве оборотных систем водоснабжения; ■ транспорт - водный транспорт, эксплуатирующий водные объекты в качестве самых выгодных путей сообщения для внутренних грузоперевозок; ■ рекреация - использование оздоровительных, эстетических и бальнеологических свойств водных объектов. Водные объекты, используемые для рекреации, имеют высокую потребительскую стоимость, что служит источником высоких доходов при использовании водных объектов в целях рекреации.

По предварительной оценке, при взимании рентных платежей при использовании водных ресурсов в бюджет дополнительно поступит от 1 до 2 млрд. руб. в год, в том числе в федеральный бюджет поступит от 0,4 до 0,8 млрд. руб.

Водная рента отражает дифференциацию объективных условий получения дополнительного дохода водопользователями, не зависящих от значительных дополнительных финансовых и трудовых затрат при использовании водных ресурсов.

Государство, как собственник водных объектов, вправе претендовать на получение части ренты, из дополнительной прибыли, получаемой предприятиями (организациями) за счет использования ресурсов, являющихся государственной собственностью. Изъятие дополнительной прибыли (водной ренты) может быть осуществлено в форме рентных платежей. На начальных этапах внедрения рентных платежей представляется целесообразным изымать в государственный бюджет не всю сумму водной ренты, а только ее часть, на уровне нижних пределов отраслевой рентабельности.

Ввиду того, что размер располагаемых водных ресурсов в водном источнике - величина случайная, зависящая от многих природных факторов и в силу этого подверженная существенным годовым колебаниям, рентную основу имеет та часть получаемого дополнительного дохода при использовании водных ресурсов, образование которой связано со стабильными природными факторами, обладающими среднестатистической устойчивостью.

В связи с вышесказанным рентный доход определяется исходя из величин доходов, полученных в многоводные и маловодные годы теми водопользователями, результаты финансовой деятельности которых зависят от водной обстановки на водных объектах.

Рентный доход для расчёта рентного платежа определяется как разница между максимальным и минимальным доходами за 6-10-летний

период и исключением из доходов налоговых платежей и сборов и годовых инвестиций на восстановление основных фондов и с учётом коэффициента, равного нижнему пределу рентабельности. Нижние пределы рентабельности для расчёта рентного дохода принимаются в следующих размерах: для гидроэнергетики - 25%, водного транспорта - 6%, рекреации на водных объектах - 25%, орошения овощей, садов - 5%, орошения риса - 10%.

Рентный платёж (водная рента) определяется как отношение рентного дохода к продукции, услугам, получаемым за счёт использования водных ресурсов.

Рентные платежи (водная рента) устанавливаются по группе водопользователей исходя из показателей чистого дохода (прибыли) на единицу продукции (услуг) и относятся на единицу объёма продукции (услуг).

Величина водной ренты может быть определена по следующей формуле:

Д iвп = Д iв + Д iвд = П iвд - По

Где:

Д iвп - полная дифференциальная водная рента нго предприятия приходящаяся на единицу работ или услуг;

Д iв - водная рента нго предприятия, обусловленная самим фактом вовлечения водных ресурсов в производство (на единицу работ или услуг);

Д iвд - дифференциальная водная рента, возникающая в результате благоприятных условий размещения и режима водных ресурсов (на единицу работ или услуг);

П iвд - прибыль нго предприятия - водопользователя, приходящаяся на единицу работ или услуг;

П о - прибыль приходящаяся на единицу работ или услуг, по сопоставимой совокупности предприятий рассматриваемой отрасли, не использующих водные ресурсы в основном производстве. Система рентных платежей при пользовании водными объектами отражает экономическое положение каждого конкретного водопользователя и учитывает особенности использования водных ресурсов. Водная рента образуется только при высокорентабельном использовании водных ресурсов и изымается только из прибыли и подлежит уточнению в зависимости от изменения цен в сфере материального производства и услуг.1

Рентные платежи вносятся водопользователями поквартально (помесячно), исходя из итогов их финансовой деятельности, из чистого дохода (прибыли).

Суммы рентных платежей зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40% - в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Куприянов И.В. Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования, г. Москва.

www.ulb.ac.be/ceese/STAFF/safonov/ISEERC2001/Abstract/Kupriyanov_abs_rus.htm

Сумма рентных платежей рассчитывается водопользователями самостоятельно с представлением в налоговые органы итогов своей финансовой деятельности за квартал (месяц).

При определении чистого дохода (прибыли) по итогам финансовой деятельности стоимость продукции (услуг) оценивается по рыночным ценам (для гидроэнергетики и водного транспорта - по установленным тарифам: для потребителей электроэнергии и пользователей водного транспорта).

Ниже представлены ориентировочные рентные платежи (водная рента) при использовании водных ресурсов в расчёте на единицу продукции (услуг) по отдельным пользователям водных ресурсов.

1. По гидроэнергетике: при чистом доходе (прибыли) в рублях на кВт/ч вырабатываемой электроэнергии от 0,04 до 0,2, водная рента на кВт/ч составит от 0,12 до 2 коп.

2. По водному транспорту (внутренние грузоперевозки): при чистом доходе (прибыли) в копейках на т-км внутреннего грузооборота от 0,8 до 11, водная рента на т-км составит от 0,05 до 0,5 коп.

3. По рекреации на водных объектах: при чистом доходе (прибыли) в копейках на человеко-день от 55 до 150, водная рента на человеко-день составит от 4 до 23 коп.

4. При орошении риса: при чистом доходе (прибыли) в рублях на тонну риса от 50 до 185, водная рента на тонну риса составит от 1 до 8 руб.

5. При орошении овощей и садов: при чистом доходе (прибыли) в рублях на тонну овощей, фруктов от 100 до 630, водная рента на тонну овощей, фруктов составит от 5 до 45 руб.

6. При бутилировании пресной воды: при чистом доходе (прибыли) в рублях на 1 л бутилированной пресной воды от 1 до 12, водная рента на 1 л бутилированной пресной воды составит от 0,3 до 2,3 руб.1

Внедрение рентных отношений в водопользовании Государство как собственник водных объектов вправе претендовать на получение ренты, которая должна взиматься за счёт дополнительной прибыли, получаемой водопользователем при пользовании ресурсом, являющимся государственной собственностью.

Проблема определения водной ренты при использовании водных ресурсов должна решаться с учётом изъятия рентных доходов, полученных при пользовании водными объектами, различающимися по признакам, относимым как к природным факторам - качество воды, удалённость от потребителя, рассредоточенность по водосборной площади, динамичность и изменчивость располагаемых водных ресурсов во времени, так и к связанным с ними экономическим факторам - затраты на регулирование и переброску стока рек, на сооружение и эксплуатацию магистральных каналов комплексного назначения, затраты на содержание и восстановление гидротехнических сооружений, затраты на улучшение качественно-

1 Шпагина А.Н., Куприянов И.В. Внедрение рентных отношений в водопользова-

нии, 2001 gazeta.priroda.ru

го состояния водных объектов. Кроме того, нельзя не учитывать и влияние антропогенного фактора на водные объекты, связанного как с развитием производства, так и с защитой от вредного воздействия вод населения и объектов экономики.

В подтверждение изложенных выше взглядов о необходимости учета рентообразующих факторов в водопользовании для введения соответствующей системы платежей отметим, что согласно разработанной еще в 2002 году Концепции совершенствования и развития системы государственного управления использованием и охраной водных ресурсов и водохозяйственным комплексом Российской Федерации в перспективе расчетная база платежей за водопользование должна корректироваться (в сторону увеличения) с учетом социально-экономической оценки водных, биологических, гидроэнергетических, рекреационных и других ресурсов водных объектов, которые подлежат учету в системе национальных счетов.

В настоящее время эти активы не учитываются, в результате чего вся система экономических показателей водопользования существенно искажена, поскольку не учитывает, например, затраты на очистку забираемой из водных источников загрязненной воды, лечение людей, потребляющих некачественную питьевую воду. Эти затраты отражаются в показателях экономической активности других отраслей экономики, что неправомерно выдается за показатели экономического роста. Реализация указанного подхода к корректировке платежей будет серьезным стимулом бережного отношения к водным ресурсам.

Наилучший способ заключается в том, чтобы создать условия для проявления экономических интересов водопользователей. Главное условие для этого — введение в действие нового хозяйственного механизма водопользования, адекватного рыночным условиям и обеспечивающего резкую активизацию деятельности и согласование интересов всех участников водных отношений. Чем быстрее будет осуществляться внедрение данного механизма, тем быстрее государство сможет освободиться от необходимости поддерживать водохозяйственную инфраструктуру и выделять значительные бюджетные средства на водохозяйственную и водоохранную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.