Научная статья на тему 'Проблемы реформирования системы платности водопользования'

Проблемы реформирования системы платности водопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Е. Г.

Предлагается сценарий реформирования существующей системы платности водопользования, основанный на переходе от ставок платы за пользование водными объектами к ценам на водные ресурсы (водохозяйственные услуги). Платежи по указанным ценам обеспечивают возмещение реальных текущих затрат на воспроизводство водных ресурсов и охрану водных объектов, нормируемый уровень прибыли хозяйствующих субъектов, включающий инвестиционную часть затрат в перспективный период, и экономические интересы собственников водных ресурсов. В ценах реализуется рентный эффект водопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования системы платности водопользования»

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАТНОСТИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

е.г. григорьев,

кандидат технических наук, заведующий отделом региональных проблем использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Государственное научно-исследовательское учреждение Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАн

Эффективное использование водно-ресурсного потенциала как одной из важных составляющих природного базиса социально-экономического развития регионов во многом определяется уровнем совершенства механизма экономических отношений водопользования и, главное, его центрального звена — платности водопользования. Формирование такого механизма относится к основным направлениям модернизации системы государственного регулирования территориального водопользования1.

Для развития платности водопользования в России, его нормативно-правовой и нормативно-методической базы в пореформенный период характерны значительная неустойчивость и непоследовательность. В результате, к 2007г. проблема платности водопользования в действующем Водном кодексе Российской Федерации (ст. 20) оказалась сведенной к взиманию платы за пользование водными объектами, имеющей налоговый характер в соответствии с бюджетной классификацией и налоговым законодательством.

Современное состояние экономических отношений водопользования, основанных на фискальной системе платности, не отражает объективно существующих отношений водохозяйственной деятельности, связанных с фактором собственности на водные объекты, производственным характером водного хозяйства и с рентообразованием при использовании водных ресурсов. Во многом это обусловлено недостаточной разработанностью теоретических основ экономики и отсутствием целостной концепции платности водопользования

1 Водные ресурсы России: проблемы и методы государственного регулирования. — М.: Научный мир, 2007. — 240 с.

в условиях рынка. Подобный характер экономических отношений водопользования неадекватен требованиям рыночной экономики и не способствует рациональному использованию и охране водных ресурсов, водосбережению, что обусловливает актуальность проблемы реформирования системы платности водопользования. Это тем более важно, что в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленном Минэкономразвития России в 2007 г., предусматривается ориентация водохозяйственного комплекса страны на самофинансирование.

Реформирование системы платности водопользования может быть осуществлено в принципиальном отношении по следующим сценариям:

1. Переход на полное бюджетное финансирование водохозяйственной деятельности по воспроизводству водныхресурсов, с отказом от каких-либо нормативных платежей за водопользование. Подобная ситуация имела место одно время, например в СССР; при этом существенно упрощается схема движения финансовых потоков, но вместе с тем теряется любое подобие экономического стимулирования рационализации водопользования.

2. Совершенствование существующей системы платности водопользования. Основной недостаток — консервация существующих проблем псевдоэкономических отношений водопользования, и, следовательно, его платности, неадекватных требованиям рыночной экономики, сохранение бюджетного финансирования. Преимущество этого сценария — скрытая паллиативность, не требующая принятия принципиальных решений в сфере экономических отношений водопользования. Ситуация может несколько улучшиться при создании системы

70

региональная экономика: теория и практика

специализированного бюджетного фонда водного хозяйства, аккумулирующего взимаемые платежи за водопользование.

3. Реформирование системы платности водопользования с заменой налоговых платежей на платежи по ценам, отражающим объективные экономические отношения водопользования. Рекомендуемый сценарий предполагает отказ от существующей практики финансового обеспечения водохозяйственной деятельности путем участия в распределении бюджетных средств и переход на нормальные экономические отношения между производителями водных ресурсов и водохозяйственных услуг и их потребителями. Финансирование водохозяйственной деятельности, исключая крупномасштабные проекты федерального значения, осуществляется полностью за счет собственных средств предприятий.

Предложения по реформированию экономических отношений в сфере водопользования и их основы — системы платности по предлагаемому третьему сценарию базируются на следующих положениях.

Водные ресурсы как экономическая категория являются результатом специализированной производственной водохозяйственной деятельности по их изучению, оценке и учету, регулированию и перераспределению речного стока, воспроизводству подземных вод, магистральному транспорту воды, предотвращению вредного воздействия вод, в том числе наводнений, осуществлению водо-сберегающих и водоохранных мер на водосборе водных объектов. Водные ресурсы выступают в качестве произведенной продукции с ограниченными товарными свойствами. Водохозяйственная деятельность в бассейнах водных объектов относится к естественным монополиям, что предопределяет необходимость активного участия в ней государства.

В качестве хозяйствующих субъектов в сфере водного хозяйства выступают предприятия и организации, осуществляющие водохозяйственную деятельность в виде основной или вспомогательной производственной деятельности. Деятельность указанных предприятий интегрируется бассейновым оператором (управляющим предприятием) — возможно, бассейновым водохозяйственным объединением в форме государственного предприятия или акционерного общества.

Контрагентами водохозяйственных предприятий являются водопользователи — предприятия и организации, потребляющие водные ресурсы

(водохозяйственные услуги) для осуществления своей производственной деятельности. Водные ресурсы (водохозяйственные услуги) представляются водопользователям на платной основе по ценам, которые являются предметом государственного регулирования и устанавливаются на основе ежегодно утверждаемых инвестиционных программ развития водохозяйственного комплекса в соответствии с потребностями социально-экономического развития страны и регионов.

Платежи за водопользование по установленным ценам обеспечивают возмещение реальных текущих затрат на воспроизводство водных ресурсов и охрану водных объектов, а также нормируемый уровень прибыли хозяйствующих субъектов, включающий инвестиционную часть затрат в перспективный период, и экономические интересы собственников водных ресурсов. В плате за водные ресурсы реализуется рентный эффект водопользования, обусловленный различиями в естественной продуктивности используемых водных ресурсов (дифференциальная рента) и правом собственности Российской Федерации (абсолютная рента) на водные ресурсы.

В федеральный и региональный бюджеты поступают все налоговые отчисления от платежей за водопользование, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для хозяйствующих субъектов. Рентная составляющая платежей направляется в федеральный бюджет, и, принимая во внимание ст. 72 Конституции Российской Федерации, предусматривающей совместное ведение вопросов водопользования, может в обоснованных пропорциях распределяться между федеральным и региональными бюджетами.

Предлагается следующая модель расчета цены на водные ресурсы:

Ц = С + П + Р + Р,

^ н д а'

где С — себестоимость воспроизводства и охраны водных ресурсов (возмещение текущих затрат);

Пн — нормируемая прибыль (с учетом инвестиционной составляющей — капитальных затрат перспективного периода);

Рд — дифференциальная рента (реализация различий в естественной продуктивности водных ресурсов в бассейне реки);

Ра — абсолютная рента (реализация права собственности на водные ресурсы). В структуре формулы цены в расчетных целях выделяется цена производства — С + Пн.

На основе изложенных выше основных положений разработаны методические подходы к рас-

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика 71

чету территориально дифференцированных цен на водные ресурсы для основных видов водопользования. Расчетная формула цены производства водных ресурсов поверхностных источников (при заборе воды) для принимаемого уровня территориальной дифференциации — водохозяйственный район в пределах субъекта Федерации имеет вид:

Ц. = С.+. + ^++п+п^+т п:

г.

к:

в в. в в. в в. в

в

где к, I, ] — индексы соответственно бассейнового водохозяйственного объединения (БВО), бассейнов рек (причем т = 1, 1.1., 1.1.1., 1.2..., 2...), субъектов Федерации;

Цк^ — цена на водные ресурсы поверхностного источника в т-м бассейне в границах у-го субъекта Федерации, находящегося в пределах к-го БВО;

С, С., Пк, П — соответственно составляющие полных расчетных себестоимости и прибыли, определяемые общими для к-го БВО и у-го субъекта Федерации затратами на управление и контроль использования и охраны водных ресурсов;

Сб , Пб — соответственно составляющие пол-

кг кт ^

ных расчетных себестоимости и прибыли, определяемые затратами в общебассейновые объекты водного хозяйства и мероприятия в т-м бассейне реки;

Сл . и Пл — соответственно составляющие полных расчетных себестоимости и прибыли, определяемые затратами в локальные объекты водного хозяйства и мероприятия на территории у-го субъекта Федерации, в пределах т-го бассейна и к-го БВО;

В, В,, В,, Вк:— лимитируемые объемы водозабора из поверхностных источников соответственно на территории к-го БВО, у-го субъекта Федерации, т-го бассейна реки, у-го субъекта Федерации в пределах т-го бассейна.

Расчеты рентных составляющих цены на водные ресурсы (водохозяйственные услуги) могут основываться на следующих подходах. При водопользовании с забором водных ресурсов поверхностных и подземных источников норматив платы за водные ресурсы — дифференциальная рента — определяется как разность между денежной ценностью водных ресурсов, рассчитанной в виде замыкающих затрат на водные ресурсы, и локальными удельными приведенными затратами на прирост располагаемых водных ресурсов в бассейне

реки (водохозяйственном районе) в расчетный период. Для случая водопользования (без изъятия водных ресурсов из источников) гидроэнергетики, речного транспорта и рыбного хозяйства нормативы платы за водные ресурсы — дифференциальная рента — рассчитываются как разность замыкающих и приведенных затрат на производство продукции (услуг) в альтернативном и рассматриваемом варианте развития отрасли водопользователя.

Нормативы платы за право водопользования — абсолютная рента — могут устанавливаться в пределах от нуля до какого-то приемлемого для сторон значения процентной ставки отчислений, например на уровне учетной ставки, от стоимости используемых природных ресурсов.

Опыт проведения экспериментальных расчетов подтвердил обоснованность общеметодологических принципов и положений платности водопользования в условиях рыночной экономики, работоспособность и эффективность разработанного комплекса методов расчета цен на водные ресурсы и водохозяйственные услуги по основным видам водопользования.

Согласно полученным результатам расчетов полная цена водных ресурсов в целом по России в значительной мере формируется за счет дифференциальной и абсолютной ренты, доля которой в расчетных условиях составила для водных ресурсов поверхностных источников — 64—75 %, подземных — 87—92 %, что определяется степенью дефицитности и качеством используемых поверхностных и подземных вод.

Территориальная дифференциация цен на водные ресурсы по субъектам Российской Федерации отличается значительной неравномерностью. Введение расчетных цен на водные ресурсы в промышленности и сельском хозяйстве, других отраслях экономики не приведет в целом к существенному росту цен на выпускаемую продукцию и снижению рентабельности производства, и не потребует осуществления каких-либо специальных мер по защите потребителя. Вместе с тем в сельском хозяйстве возникает необходимость создания механизма регулирования цен и осуществления компенсационных мер по поддержанию эффективности производства главным образом в регионах с большими объемами производства на орошаемых землях, прежде всего в Поволжском и Северо-Кавказском экономических районах.

72

региональная экономика: теория и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.