Научная статья на тему 'Повышение роли экономического механизма в водохозяйственной деятельности'

Повышение роли экономического механизма в водохозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев О.И.

Предложены варианты распределения полномочий между федеральным и бассейновым уровнями управления, а также структуры взаимодействия между бассейновыми водохозяйственными объединениями и водопользователями. Финансирование бассейновых органов управления возможно за счет внесения изменений в систему расчета платы за водопользование - добавления в структуру платежа рентной составляющей; приведены методологические принципы платного водопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING OF ECONOMIC MECHANISM IMPORTANCE IN WATER MANAGEMENT

The paper offers variants of powers distribution between federal and basin levels of management, as well as structures of interaction between basin water-management associations and water-users. The possibility of basin management financing is proved on the basis of modification in water-use payment calculation system adding a rent component to the payment structure. Methodological principles of paid water use are also provided in the paper.

Текст научной работы на тему «Повышение роли экономического механизма в водохозяйственной деятельности»

УДК 631.527.004 О.И. Исаев, аспирант

Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и мелиорации имени А.Н. Костякова»

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

За последние годы в связи со сложившимися экономическими условиями в стране площади орошаемых земель значительно сократились и составляют в современных условиях 4,47 млн га, из которых по техническим и экономическим причинам не поливается 1,93 млн га. Значительно понизился технический уровень оросительных систем, износ сети и оборудования достигает 75 %, снизилась безопасность гидротехнических сооружений (в первую очередь, плотин водохранилищ и др.), обслуживающих сельское хозяйство.

На состоявшемся в июне 2008 г. в Ростове-на-Дону совещании по вопросам повышения эффективности использования водных ресурсов было принято решение о необходимости повышения роли экономического механизма в регулировании водопользования [1]. Экономический механизм водопользования включает совокупность организационно-экономических, производственных и управленческих структур, экономические и административные отношения между ними и реализуемые с их помощью управляющие нормы и регламенты [2]. Анализ состояния водохозяйственного комплекса в нашей стране указывает на необходимость повышения эффективности существующего экономического механизма в отрасли. В народном хозяйстве страны в количественном отношении потребление воды превышает суммарное использование всех иных природных ресурсов. Многие регионы России испытывают дефицит водных ресурсов, который связан с неравномерностью размещения производственных мощностей и промышленных центров.

Для повышения эффективности использования водных ресурсов в первую очередь необходима реформа действующей системы экономических и административных отношений в водном хозяйстве. Основным назначением реформы должно стать повышение мотивации водопользователей к рациональному использованию воды и создание гибкой структуры управления водохозяйственным комплексом на основе бассейнового принципа.

Особенностью организации управления водным хозяйством России является двойственность объекта управления [3]: доминирующая собственность на водные объекты закреплена за государством (в муниципальной и частной собственности

могут находиться только замкнутые водоемы [4]), а водохозяйственный комплекс находится в собственности водохозяйственных предприятий и относится к разным отраслям экономики. Управление водным хозяйством должно базироваться на сохранении монополии государственной собственности на водные объекты, при возможной уступке собственникам прав пользования водными объектами на платной основе на основании договорных отношений, предусмотренных законодательством между государством (его уполномоченными представителями) и организациями-водопользователями [1, 2]. Важной составляющей формирования эффективной системы управления водным хозяйством является обеспечение оптимального уровня централизации, построение отраслевой вертикали управления водным хозяйством с передачей на бассейновый уровень объективно обусловленной части управленческих функций.

Учитывая природные особенности формирования водных ресурсов и комплексный характер их использования, организация управления водным хозяйством должна опираться на бассейновый принцип, т. е. в территориальном аспекте объект управления водным фондом определяется координатами соответствующего гидрографического районирования территории страны [3]. При этом роль государства должна заключаться в регулировании отношений в области водного хозяйства посредством правовых механизмов (принятие необходимых законодательных актов) и финансовых инструментов (специальные условия кредитования и субсидии для водопользователей, а также льготы при налогообложении водохозяйственных объединений). За государственный счет должно производиться строительство крупных водохозяйственных объектов, имеющих государственное значение. Водохозяйственные объекты местного значения (гидромелиоративные системы для обслуживания агрохолдингов, фермерских хозяйств и др.) также могут возводиться за счет государства с последующим поэтапным возмещением водопользователями затрат федерального (регионального) бюджета на строительство после ввода объекта в эксплуатацию. В ином случае водохозяйственный объект может строиться за счет инвестора, который затем получает льготы по оплате использования водных ресурсов.

Экономика и организация производства в агропромышленном комплексе

Учитывая, что корпоративные интересы водопользователей одного бассейна могут вступать между собой в противоречия, а финансовые ресурсы каждого отдельного пользователя могут не позволить самостоятельно возводить крупные водохозяйственные объекты, территориальное управление водохозяйственными системами необходимо поручить бассейновым водохозяйственным объединениям (БВО). Отношения отдельных водопользователей с БВО должны строиться на договорной основе, когда водопользователь приобретает право использования водных ресурсов. В этом случае экономические отношения должны строиться исходя из необходимости обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, проводимых в зоне деятельности БВО. Источником доходов, возмещения затрат и финансирования всех видов деятельности БВО является выручка от реализации результатов производственной деятельности (плата за воду, вносимая водопользователями). Получаемый доход должен обеспечивать покрытие производственных затрат, возможность расширения хозяйственной деятельности БВО.

В случае если спрос на водные ресурсы превышает экологически обоснованные квоты на их использование в рамках одного бассейна, права использования водных ресурсов необходимо распределять на конкурсной основе. При проведении подобных конкурсов должны учитываться цели водопользования. Целесообразно соблюдать принцип обеспечения приоритета в предоставлении прав пользования водным объектом для социально и экологически значимой водохозяйственной и водоохранной деятельности [5]. Несомненно, что водопользование с целью орошения или увлажнения земель для получения сельхозпродукции должно обеспечиваться водными ресурсами в первую очередь.

Модернизация структуры управления водным фондом должна осуществляться с параллельным реформированием системы платежей за пользование водными ресурсами, под которой понимается совокупность условий, принципов, методик расчета, механизма и форм законодательного закрепления ставок платы за водные ресурсы, а также принципы, ограничения и условия их использования.

На основании анализа существующей в стране системы платности водопользования и зарубежного опыта, с учетом целей государственной политики в области охраны вод, можно сформулировать основные методологические принципы платности водопользования:

1. Система формирования платежей за воду должна соответствовать законодательству и вписываться в общую экономическую политику государства.

2. В расчете платы за использование водных ресурсов должен учитываться рентный доход водопользователей.

3. Система платежей должна быть достаточно гибкой, органы управления на бассейновом уровне должны обладать полномочиями и инструментария-ми для изменения ставок платежей в пределах законодательно закрепленных диапазонов платы для стимулирования рационального водопользования и охраны вод.

4. Платность использования водных ресурсов в целях хозяйственной деятельности для всех видов водопользователей (юридических лиц) должна быть обязательна, за исключением изъятия водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, для научных и учебных целей.

5. Исходя из объективных условий и важности обеспечения продовольственной безопасности России плата водопользователей-сельхозпроизводителей за водные ресурсы должна полностью компенсироваться из бюджетов субъектов РФ.

6. Размер платы должен основываться на эколого-экономической оценке водных ресурсов; плата за лучший ресурс должна быть выше, чем за худший.

7. Территориальной первоосновой администрирования платежей, формирования экономических нормативов платы за водные ресурсы и целевого их использования являются бассейны рек; предусматривается дифференциация ставок платы в зависимости от бассейна или его частей с учетом дефицитности водных ресурсов.

8. Дифференциация ставок платы должна быть в зависимости от вида водопользования.

9. Величина платы за водные ресурсы должна быть относительно высокой для стимулирования рационального использования воды и внедрения водопользователями водосберегающих и водоохранных технологий.

10. Способы изъятия и использования средств от платежей должны быть соизмеримы с величиной и адекватны структуре затрат на водоподготов-ку и другие водохозяйственные мероприятия в пределах бассейна.

11. Определение рентной составляющей платежа должно быть неразрывно связано с расчетом и анализом финансово-экономических показателей деятельности водопользователей в сравнении со среднеотраслевыми показателями и основано на экономической оценке водных ресурсов с учетом их качества и дефицитности.

12. Плата за водные ресурсы должна перечисляться на счета бассейновых водных объединений, которые ведут самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность за счет получаемых средств.

Внедрение платы на основании перечисленных принципов позволит добиться экономической самостоятельности БВО, увеличить целевое финансирование водохозяйственной деятельности и будет спо-

собствовать повышению эффективности использования водных ресурсов и сокращению потерь.

Таким образом, существующая система управления водным хозяйством не отражает в полной мере сложившиеся в условиях рыночной экономики отношения в водохозяйственном комплексе. Основой реформирования системы управления водным хозяйством является изменение организационной структуры управления отраслью, предусматривающее децентрализацию процесса принятия решений и наделение БВО хозяйственной и финансовой самостоятельностью на территориальном уровне. В ведении федеральных органов управления предлагается оставить крупное водохозяйственное строительство, а также регулирование с помощью финансово-экономических методов уровня инвестиционной активности в отрасли. На бассейновый уровень предлагается передать функции хозяйственного управления водохозяйственными сооружениями, заказчика мероприятий по подготовке водных ресурсов и водохозяйственному строительству, распределения прав на пользование водными ресурсами. С изменением структуры управления отрасли неразрывно связана необходимость реформирования системы платежей за воду. Введение рентной составляющей платы за использование водных

ресурсов позволит стимулировать водопользователей к внедрению водосберегающих и водоохранных технологий, позволит выделить дополнительные средства на модернизацию гидромелиоративных систем и будет служить дополнительным источником финансирования водного хозяйства, а реорганизованная структура управления позволит эффективно распределять полученные средства от водопользователей.

Список литературы

1. О повышении эффективности и обеспечении комплексного использования водных ресурсов, развития внутренних водных путей и строительства судов для их обслуживания. Протокол совещания у Председателя Правительства РФ Путина В.В. — Ростов-на-Дону, 15.07.2008.

2. Григорьев, Е.Г. Водные ресурсы России: проблемы и методы государственного регулирования / Е.Г. Григорьев. — М.: Научный мир, 2007. — 240 с.

3. Краснощеков, В.Н. Основные направления совершенствования экономического механизма обеспечения устойчивого функционирования и развития водного хозяйства России / В.Н. Краснощеков, А.М Марголин. — М.: МГУП, 2005. — 106 с.

4. Водный кодекс РФ / Собрание законодательства РФ. — 2006. — 5 июня, № 23, ст. 2381.

5. Ушаков, Е.П. Рентные отношения водопользования в России / Е.П. Ушаков. — М.: Наука, 2008. — 303 с.

УДК (628:631.2):001.895 А.А. Гришин, аспирант

Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве»

ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ВОДОСНАБЖЕНИИ МОЛОЧНЫХ ФЕРМ

В сложившихся условиях, когда государство уделяет внимание незначительному количеству сфер сельскохозяйственного производства, а большая их часть незаслуженно остается без внимания, особую роль в освоении инноваций приобретают внедренческие фирмы.

Заслуживает внимания опыт работы внедренческой фирмы ООО «АТЭ» (Агротехэлектро), созданной при институте электрификации сельского хозяйства (ГНУ ВИЭСХ) в 1991 г. «Агротех-электро» разрабатывает, изготовляет и внедряет на фермах средства автоматизации водоснабжения. В 2004 г. ООО «АТЭ» приняло участие в конкурсной программе Министерства сельского хозяйства РФ по разработке инновационной техники для водоснабжения молочных ферм. В результате Министерство сельского хозяйства профинансировало научно-исследовательские работы, была разработана конструкторская и техническая докумен-

тация, был изготовлен опытный образец, который требовал испытаний и дальнейшего освоения. Однако в дальнейшем государство отказалось брать на себя риск первоначального освоения инновации. Планируемые темы конкурсных работ по данному направлению были отменены. Поэтому внедренческая фирма, которая вела научные разработки, была вынуждена самостоятельно осуществлять первоначальное освоение и дальнейшее массовое производство. В связи с этим внедренческой фирмой совместно с соискателем был предложен механизм освоения инноваций, основанный на рассрочке платежа за счет получаемого эффекта. Согласно этому механизму, внедренческая фирма берет на себя ответственность за освоение инноваций и риск неполучения предполагаемого эффекта.

Данный механизм был реализован в 2006 г. в ЗАО «Племзавод «Петровское» Московской обл. На водозаборном узле данного хозяйства был про- 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.