Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДПИ В РОССИИ'

МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДПИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДПИ / ПРИРОДНАЯ РЕНТА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СТАВКИ НАЛОГОВ / HE MINERAL EXTRACTION TAX / NATURAL RESOURCE RENTS / FISCAL POLICY / TAXATION / TAX SYSTEM / TAX RATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова С.М., Магомедова М.М.

Налог на добычу полезных ископаемых несомненно является важной частью налоговых поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации. Основной целью статьи является исследование сущности налогообложения добычи полезных ископаемых, с учетом применяемых элементов данного налога. На основании действующей методики порядка исчисления налоговой базы на основе действующих ставок, позволило выявить основные недостатки в системе налогообложения природных ресурсов и провести анализ основных тенденций в отношении возможного повышения ставок НДПИ для отдельных категорий плательщиков на среднесрочную перспективу.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF CALCULATION AND PAYMENT OF MINERAL EXTRACTION TAX IN RUSSIA

The mineral extraction tax is undoubtedly an important part of tax revenues to the budget of the Russian Federation. The main purpose of the article is to study the essence of taxation of mineral extraction, taking into account the applied elements of this tax. On the basis of the methodology the procedure for calculating the tax base based on current rates, helped to identify the main shortcomings in the system of taxation of natural resources and to analyze the main trends in relation to the possible increase of met rates for specific categories of payers in the medium term.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДПИ В РОССИИ»

УДК: 336.025

Каримова С. М., Магомедова М. М. МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДПИ В РОССИИ

Бакалавриат, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: sandra. karimova@mail. ru

Аннотация. Налог на добычу полезных ископаемых несомненно является важной частью налоговых поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации. Основной целью статьи является исследование сущности налогообложения добычи полезных ископаемых, с учетом применяемых элементов данного налога. На основании действующей методики порядка исчисления налоговой базы на основе действующих ставок, позволило выявить основные недостатки в системе налогообложения природных ресурсов и провести анализ основных тенденций в отношении возможного повышения ставок НДПИ для отдельных категорий плательщиков на среднесрочную перспективу.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: НДПИ, природная рента, налоговая политика, налогообложение, налоговая система, ставки налогов.

1. Введение.

Современное экономическое развитие любой страны в условиях глобальных изменений требует все большего использования энергии, которая вырабатывается из потребляемых нефти и газа. Стабильность экономики страны зависит от своевременности и величины поступлений налогов [1]. В свою очередь использование механизма взимания и уплаты налогов, как одного из методов экономики и управления, обеспечивает взаимосвязи и взаимодействия между общими государственными интересами и коммерческими интересами отдельных предприятий, независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы или ведомственной подчиненности [2, 3].

Налог на добычу полезных ископаемых (далее -НДПИ) является одним из важнейших для источников поступлений в бюджет России, учитывая факт наличия богатых запасов различных ископаемых на всей территории страны. Вместе с тем существуют определенные сложности в применении налоговых льгот по уплате налога, а также его исчислению.

2. Методика.

При исследовании применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

3. Основная часть.

НДПИ является федеральным налогом, которые регулируется Главой 26 Налогового кодекса РФ. Кроме того, при уплате данного налога важное значение имеют нормы действующего Федерального закона№ 2395-1 от 21.02.1992г. «О недрах» (с учетом изменений). Важно отметить, что сам налог как таковой в экономической и право-

вой литературе рассматривается как обязательный индивидуальных платеж, который осуществляется с целью финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований [4, 5]. При этом НДПИ относится к прямым налогам, поскольку формируется у налогоплательщика, взимается непосредственно в бюджет и не перелагается на третьих лиц. В то же время его можно также определить в качестве личного налога, поскольку механизм исчисления производится исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течении налогового периода [6]. Для каждого налога принято выделять ряд элементов, которые в совокупности можно назвать его характеристиками (рис. 1).

Субъектом налога является налогоплательщик. Для НДПИ ими являются организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют добычу полезных ископаемых на основании лицензии направо пользования недрами. В свою очередь действующие объекты налогообложения НДПИ определены в ст. 336 НК РФ (рис. 2).

Отдельно следует выделить объекты, которые не подлежат налогообложению НДПИ (рис. 3).

Налоговая база по НДПИ - стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных ставок. При этом налоговое законодательство определяет ряд налоговых ставок по НДПИ: адвалорные, специфические и льготную в размере 0% [7].

По общему порядку налоговым периодом для уплаты НДПИ является календарный месяц. Налоговым законодательством выделено два основных способа расчета добытых полезных ископаемых -прямой и косвенный [8].

Рисунок 1. Основные элементы налога

Рисунок 2. Объекты налогообложения по НДПИ

Рисунок 3. Не являются объектами налогообложения НДПИ

Прямой метод можно использовать в том случае если кол-во добытых полезных ископаемых можно определить с помощью измерительных приборов. Налоговой базой по данному объекту является сумма добытого полезного ископаемого и фактических потерь, которые возникают во время его добычи. Фактические потери определенного вида, добываемого полезного ископаемого исчисляются и рассчитываются как разница между расчётным кол-вом полезного ископаемого, на

которое уменьшаются его запасы и кол-вом фактически добытого полезного ископаемого, которое будет известно в конце полного технологического цикла добычи [9, 10].

Косвенный метод, в свою очередь, предполагает определение количества, добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье.

Важно отметить последовательность расчета стоимости добытого полезного ископаемого (рис. 4).

Стоимость добытого полезного ископаемого

Стоимость единицы добытого полезного

иптттярл/гпта

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого

Количество добытого полезного ископаемого

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого

Количество реализованного добытого полезного ископаемого

Цена без учета НДС и акциза

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого

Сумма расходов плательщика по доставке полезного ископаемого

Рисунок 4. Общий механизм расчета НД11И

Для налогообложения нефти, газа горячего природного и газового конденсата, угля, драгоценных металлов существуют определенные особенности [11]. Для нефти ставка налога рассчитывается в расчете на 1 тонну добытого полезного ископаемого. А при расчете налога на стоимость добытого угля, а также некоторые другие полезные ископаемые налоговая ставка подлежит умножению на коэффициент-дефлятор [12, 13].

Для расчета НДПИ в III квартале 2019 года Минэкономразвития России предлагает применять следующие коэффициенты-дефляторы:

на антрацит - 0,985;

на уголь, коксующийся - 0,898;

на уголь бурый - 1,014;

на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,831 [14,15].

Следует отметить, что для расчета НДПИ ежемесячно ФНС России публикует необходимые данные. Рассмотрим действующие ставки НДПИ по основным объектам налогообложения (рис. 5).

Рассмотрим на конкретном примере порядок расчет НДПИ при добыче нефти по следующей формуле:

---

НДПИ

Количество добытой нефти (тонн)

X

Налоговую ставку за тонну

X Кц - Дм

где Кц - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть; Дм - показатель, характеризующий особенности добычи нефти.

Объект

• Нормативные потери, связанные с добычей и извлечением минерально-сырьевых ресурсов

• промышленные воды, как побочный ресурс при основной добыче

• Попутные газы

• Продукты вторичной переработки или продукт низшего качества

• Минеральные воды для санаторно-курортных нужд

• Сверхвязкая нефть

Калийные слои

Торф, горючие сланцы

Черные металлы

Радиоактивные металлы, неметаллическое сырье

Горнорудное сырье; сырье, содержащее остатки золота

Минеральные воды и лечебные грязи

Цветные металлы

Рисунок 5. Действующие ставки по НДПИ

Проведем пример расчета НДПИ для добытого песка. За отчетный месяц строительная кампания добыла 24245 тонн песка. Объем реализации составил 15000 тон. Цена за тонну составила 354 руб., в т.ч. НДС - 70 руб. Стоимость расходов на транспортировку составила 607896 руб. Действующая ставка НДПИ в отношении добычи песка составляет 5,5%. Согласно приведенных данных, определим выручку от реализации песка в размере 3652104 руб. (15000 х (354-70) - 607896). В этом случае стоимость 1 тонны реализованного добытого песка составит 243,47 руб. (3652104 : 15000). Проведем расчет налоговой базы для начисления НДПИ, которая составит 5902930,15 руб. (243,47 х 24245). Следовательно, величина налога к уплате составит 324661 руб. (5902930,15 х 5,5%/100). По общему порядку рассчитанная сумма налога подлежит к уплате ежемесячно, не позднее 25 числа, месяца, следующего за отчетным периодом.

4. Заключение.

Характеризуя действующий порядок взимания и уплаты НДПИ, как инструмента накопления средств в бюджете, следует учитывать проводимую государственную политику в сфере регулирования

деятельности нефтегазовых предприятий, крупных компаний и холдингов, эффективность которых способствует более высоким нефтегазовым налоговым поступлениям. Основной проблемой, которая сегодня назревает в отношении налогообложения НДПИ - это серьезное истощение месторождений и высокий уровень затрат для открытия новых. По предварительным прогнозам, Минэнерго России, после 2030 года более 70% месторождениям придется предоставлять льготы по уплате НДПИ, что грозит серьезными неполучениями средств в бюджет (рис. 6).

Следует отметить, что в 2018 г. по причине предоставленных льгот по НДПИ (таковые предоставлены сейчас 49,8% российских месторождений нефти) бюджет недополучил порядка 1 трлн руб. К 2023 г. данная сумма эта может возрасти в два раза [16]. В этой связи необходимо задумываться о вопросах разработки новых месторождений с применением новых инновационных технологий. Проводить планирование таким образом, чтобы налоговая нагрузка на плательщиков была посильна и оптимизирована. Несомненно, НДПИ выполняет важнейшую регулирующую функцию [17].

4 500 ООО ООО

25 ООО ООО ООО

4 ООО ООО ООО

3 500 ООО ООО

3 ООО ООО ООО

2 500 ООО ООО

2 ООО ООО ООО

1 500 ООО ООО

1 ООО ООО ООО

20 ООО ООО ООО

15 ООО ООО ООО

10 000 ООО ООО

5 ООО ООО ООО

01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019

Поступления по НДПИ ^^^"Налоговые доходы всего

Рисунок 6. Соотношение динамики налоговых поступлений в бюджет России и по НДПИ

Составлено авторами на основании данных ФНСРоссии https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

В условиях того, что большинство природных ископаемых являются исчерпаемыми и невозоб-новляемыми, следовательно, налоговые платежи по НДПИ должны являться регулятором добычи природных ресурсов, их рационального использования, уменьшения пагубного и вредного воздействия на окружающую среду и экологию,

а также проведения природоохранных мероприятий. В этой связи возрастает роль важности и необходимости правильного расчета платежей за добычу, уплаты и представления соответствующей отчетности по использованию природных ископаемых.

Список использованных источников

1. Налоговре право: учебник для студентов вузов / Килясханов И. Ш. и др. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2015. - 335 с.

2. Понкратов В. В. Горная рента в нефтедобывающей промышленности: экономическая сущность и инструменты изъятия // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2011. № 1. С. 90-93.

3. Ващекина И. В. Структурная эволюция современных национальных банковских систем: преимущества и недостатки в условиях экономического кризиса // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2012. - № 1 (61). - С. 36—44.

4. Понкратов В. В. Совершенствование системы налогообложения добычи нефти и газа с учетом углеводородного потенциала российской экономики // Налоги и финансовое право. 2012. № 7. С. 223-229.

5. Пономарева Н. В., Голубцова Е. В. Налоговое стимулирование инновационных предприятий // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 4. С. 62-67.

6. Понкратов В. В. Ресурсный потенциал нефтегазовой отрасли промышленности России и стимулирование повышения эффективности его использования // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 94-101.

7. Юхимов Я. И., Юхимова Я. Я. Государственная поддержка - важнейшее условие сохранение потенциала горнорудной промышленности России в условиях мирового кризиса // Горный журнал. 2010. № 4. С. 37-39.

8. Иванова Я. Я. Оптимизация налогообложения добычи полезных ископаемых // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 4 (84). С. 5-12.

9. Калачева О. Н. Система внутреннего контроля - необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43^9.

10. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И. М. Дмитриева -М.: Издательство Юрайт, 2017. - 358 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Морозова Т. В. Восприятие информационного материала бухгалтерской (финансовой) отчетности // В сборнике: Институциональные аспекты бухгалтерского учета и контроля. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета и аудита: в 2-х томах. - 2011- С 109-114.

12. Пономарева Н. В., Голубцова Е. В. О введении экологического сбора // Финансы. 2015. № 12. С. 29-32.

13. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А., Малахова Л. И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 43-46.

14. Понкратов В. В. Оценка целесообразности применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2013. № 2. С. 178-182.

15. Глубокова Н. Ю., Ефимова Т. А. Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 4. С. 13-21.

16. Богданович Г. С., Глубокова Н. Ю. Эффект налогового щита в структуре капитала компании // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 152-156.

17. Буланцева М. В., Кудрявцева Н. Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 (52). С. 38—43.

Karimova S. M., Magomedova M. M.

THE MECHANISM OF CALCULATION AND PAYMENT OF MINERAL EXTRACTION TAX IN RUSSIA

Department of Accounting and taxation Plekhanov Russian University of Economics Russia, Moscow, 117997, Stremyannyper. 36 E-mail: sa.nd.ra.karimova@mail.ru

Summary. The mineral extraction tax is undoubtedly an important part of tax revenues to the budget of the Russian Federation. The main purpose of the article is to study the essence of taxation of mineral extraction, taking into account the applied elements of this tax. On the basis of the methodology the procedure for calculating the tax base based on current rates, helped to identify the main shortcomings in the system of taxation of natural resources and to analyze the main trends in relation to the possible increase of met rates for specific categories of payers in the medium term.

Keywords: The mineral extraction tax, natural resource rents, fiscal policy, taxation, tax system, tax rates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.