Водные пассажирские перевозки на акваториях санкт-Петербурга: итоги, проблемы, направления развития
Е. В. Зубарев,
заслуженный работник транспорта РФ, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга
М. М. федорова,
канд. экон. наук, экономист Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга
На внутренних водных путях Северной столицы наблюдается постепенный рост пассажиропотока. Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга предусмотрела меры, которые позволят создать условия для бесперебойной работы судоходных компаний, обеспечить транспортную безопасность, а также повысить интенсивность водных пассажирских перевозок.
Внутренние водные пути Северной столицы
В границах Санкт-Петербурга к числу федеральных внутренних водных путей относятся реки Нева, Малая Нева (до Тучкова моста), Большая Невка (до Елагина моста), Средняя Невка (до Гребного моста), Малая Невка (до Петровского моста). К водным путям отнесены 32 реки и канала, в том числе Обводный канал, Славянка, канал им. Грибоедова, реки Фонтанка, Мойка и др.
Содержание федеральных внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений обес-
печивает ФБУ «Администрация «Волго-Балт», одно из ведущих транспортных предприятий России, осуществляющих эксплуатацию и развитие водных путей, а также государственное регулирование деятельности речного транспорта в Северо-Западном регионе страны. Часть городской водной акватории является зоной ответственности администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург», часть - Управления водного транспорта СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта».
Водные пассажирские перевозки на акваториях Санкт-Петербурга можно
13%
□ пригородные транспортные перевозки скоростным флатом икккурсиоино-прогугючные перевозки по р. Ново с выводом в они с кий jannt Оэкмсурсноннй-прогулочные перевозки по каналам города
Основные сегменты водных пассажирских перевозок на акватории Санкт-Петербурга.
разделить на три основных сегмента: пригородные транспортные перевозки скоростным флотом (из центра города в Петродворец, Кронштадт, Стрельну), экскурсионно-прогулочные перевозки по Неве с выходом в Финский залив, экскурсионно-прогулочные перевозки по каналам.
Согласно статистическим данным Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, удельный вес каждого из перечисленных сегментов в 2013 г. составил 38, 18 и 44 % соответственно (см. рисунок).
Направления работы Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга
Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга была образована в 2003 г. Она объединяет 17 судоходных компаний, владеющих более 190 единиц флота и выполняющих порядка 85 % пассажирских перевозок в городе.
Большинство судоходных компаний - членов Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга отмечают рост числа пассажиров, обслуженных в 2013 г., по сравнению с предыдущим годом. Для этих компаний среднее увеличение пассажиропотока к уровню прошлого года составило порядка 27 %. В то же время ряд компаний констатирует сокращение объемов перевозок (в среднем на 11,5 % к уровню 2012 г.).
Всего за минувший год члены ассоциации перевезли 1,48 млн человек. Среди основных направлений работы ассоциации и ее членов следует выделить:
• взаимодействие с Правительством Санкт-Петербурга (выработка единой позиции по вопросам предоставления объектов внешнего благоустройства -городских набережных в аренду и заключения договоров водопользования);
• завершение переоборудования флота класса Р «0.6» в класс Р «1.2»;
• оснащение флота оборудованием АИС, приемоиндикаторами ГЛОНАСС/ GPS;
• проведение мероприятий во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16 ФЗ «О транспортной безопасности»;
• взаимодействие со страховыми компаниями по вопросу заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;
• взаимодействие с Комитетом по градостроительству и архитектуре по вопросам, связанным с внесением изменений в части I и II и разработкой части III Регламента архитектурно-художественного оформления объектов инфраструктуры водного транспорта;
• вопросы работы флота на городской акватории в дни проведения торжественных, спортивных и праздничных мероприятий (совместно с Комитетом по транспорту, Комитетом по развитию туризма, Комитетом по физической культуре и спорту, Морским советом при Правительстве Санкт-Петербурга);
• выполнение рейсов на благотворительной основе для ветеранов Великой Отечественной войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов; жителей блокадного Ленинграда; слабовидящих детей, детей-воспитанников детских домов;
• вопросы перспективного развития водного транспорта в Санкт-Петербурге.
Проект водной экскурсии в формате Hop on/Hop off
В рамках последнего из перечисленных направлений в навигацию 2013 г. судоходные компании «Драйвер», «Нева Тревел Компании», «Речной Трамвай» и «Смольнинское Пароходство» открыли новый проект вод-
ной экскурсии в популярном формате Hop on/Hop off, получивший название «Первый музейный маршрут». Он проходит по главным рекам города: Большой Неве, Кронверкскому проливу и реке Фонтанке. По ходу маршрута предусмотрены пять остановок у популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга, в шаговой доступности от многих музеев. Билет на данный маршрут действителен в течение всего дня, садиться на теплоход и выходить можно на любой из остановок неограниченное количество раз. Данный проект предоставляет экскурсантам возможность совместить пешеходную прогулку по городу с водной экскурсией; увидеть с воды памятники архитектуры: ансамбль коней Клодта на Аничковом мосту, Аничков дворец, крейсер Аврора, Летний сад, Петропавловскую крепость, Эрмитаж, Стрелку Васильевского острова, Кунсткамеру, Адмиралтейство, здание Сената и Синода, Академию художеств, Медный Всадник, посетить основные музеи города в течение одного дня, минуя пробки, воспользовавшись комфортабельным теплоходом. В 2014 г. планируется увеличить количество участников проекта и единиц флота, работающих на маршруте.
В целом организация работы флота в формате Hop on/Hop off является весьма популярным направлением развития водных пассажирских перевозок и в навигацию 2014 г. получит дальнейшее развитие.
Меры для транспортной безопасности
Подводя итоги ушедшего года, необходимо также отметить успешное участие членов ассоциации в обеспечении перевозок участников саммита «Группы 20».
В рамках подготовки к навигации 2014 г. ассоциация и ее члены проводят ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности судоходства и транспортной безопасности. Организовано повышение квалификации сотрудников судоходных компаний по программам обеспечения транспортной безопасности в Центре дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»; ведется разработка типовых схем движения флота при выполнении ночных рейсов. Продолжается оснащение флота оборудованием АИС, приемоиндикаторами ГЛОНАСС/GPS.
К другим значимым направлениям деятельности на перспективу можно отнести:
• деятельность судоходных компаний совместно с ФБУ «Администрация "Волго-Балт"» и Российским Речным Регистром по разработке и внедрению системы управления безопасностью судов;
• совместное с Администрацией Санкт-Петербурга решение вопросов, связанных с пролонгацией договоров аренды спусков городских набережных членам ассоциации, работавшим без замечаний на протяжении предыдущих арендных периодов, сроком на 3-5 лет;
• оказание содействия развитию новых водных маршрутов, повышению качества предоставляемых услуг, строительству флота и модернизации существующих пассажирских судов;
• взаимодействие с профильными общественными, транспортными и туристскими организациями (Морским советом при Правительстве Санкт-Петербурга, Российским союзом тур-индустрии, Общественным советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, НП «Транспортный союз Северо-Запада России» и др.);
• организация тематических рабочих встреч и совещаний с представителями контрольно-надзорных органов.
Особо хочется отметить, что результативность работы по перечисленным направлениям во многом зависит от эффективности взаимодействия власти, общественных организаций и
бизнеса, конструктивный диалог между представителями которых является первоосновой решения поставленных задач. П
Литература
1. Информация, предоставленная Ассоциацией владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга и ее членами.
2. Информация Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии.
3. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: Приказ Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41.
4. Об утверждении правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации: Приказ Минтранса РФ от 10.07.2013 № 235.
5. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.02.2014 г. № 15-ФЗ).
ООО «Балтийская
Стивидорная Компания»
ООО «Балтийская Стивидорная Компания» входит в состав Группы компаний ОАО «Новороссийский морской торговый порт», осуществляет функции портового оператора грузопассажирского автопаромного и контейнерного терминалов в г. Балтийск Калининградской области и занимает лидирующее положение по объёму перевалки контейнерных грузов в регионе.
Ввод в эксплуатацию новых складских площадей в 2013 г. позволил увеличить пропускную способность контейнерного терминала до 260 тыс. ТЕи в год. Современное техническое оснащение, наличие складской территории 5,6 га, двух причалов общей длиной 514 м, удобное для судоходных линий географическое месторасположение вблизи выхода в открытую часть Балтийского моря являются значительными конкурентными преимуществами портового комплекса. Услугами ООО «Балтийская Стивидорная Компа-
ния» пользуется большинство сборочных и перерабатывающих предприятий Калининградской области. В 2013 г. клиентами терминала стало около 800 предприятий - грузополучателей.
Находящиеся на территории терминала таможенные и пограничные органы, службы санитарного и ветеринарного надзора, агентские и экспедиторские компании позволяют обеспечить оперативность в оформлении и доставке грузов, создать максимально комфортные условия для перевозчиков. Благодаря внедренной автоматизированной системе управления контейнерным терминалом <^о!уо» выдача груза получателям производится круглосуточно в минимально короткие сроки. Портовый комплекс в Балтийске неуклонно расширяет спектр предоставляемых услуг. Наличие трех мобильных
кранов Liebherr с повышенной грузоподъемностью позволяет помимо контейнерных грузов производить перевалку любых генеральных, в том числе тяжеловесных грузов весом места до 160 тонн. Компания не останавливается на достигнутых результатах, планирует и дальше динамично развивать портовую инфраструктуру. Реализуемый очередной этап строительства позволит довести мощность контейнерного терминала до 300 тыс. TEU в год. Q
ООО «Балтийская Стивидорная Компания»
Россия, 238520, Калининградская область, г. Балтийск, Нижнее шоссе, 17 Тел.: +7 (4012) 930-130 E-mail: manager@bscbalt.ru www.bscbalt.ru