Научная статья на тему 'Обоснование стратегических направлений развития водного транспорта Новгородской области'

Обоснование стратегических направлений развития водного транспорта Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ / SWOT-АНАЛИЗ / РИСКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / WATER TRANSPORT / NOVGOROD REGION / CARGO TRANSPORTATION / PASSENGER TRANSPORTATION / SWOTANALYSIS / RISKS / COMPETITIVENESS / SCENARIOS OF DEVELOPING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантина Т. А., Королева Е. А.

Выполнен анализ рынка грузовых и пассажирских перевозок и материально-технической базы организаций внутреннего водного транспорта Новгородской области. На основе обобщения данных SWOTанализа и оценки конкурентоспособности транспортно-логистических схем доставки грузов выявлены возможности и риски переключения грузопотоков на водный транспорт. Определены потенциальные возможности для развития пассажирских перевозок с дифференциацией по сегментам рынка и возможные сценарии развития водного транспорта Новгородской области, результаты и условия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пантина Т. А., Королева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the market of cargo and passenger transportation and technical facilities of the organizations of inland water transport of Novgorod region was made. Possibilities and risks of changing cargo ways on water transport are revealed on the base of the generalized data of SWOT-analysis and estimation of competitiveness transportlogistics schemes of cargo deliveries. Prospective possibilities for developing passenger transportation with differentiation on market segments and possible scenarios of developing water transport of Novgorod region, results and conditions of their realization are determined.

Текст научной работы на тему «Обоснование стратегических направлений развития водного транспорта Новгородской области»

университета в о д н ы х коммуникаций

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Т. А. Пантина,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК;

Е. А. Королева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

BASIS OF STRATEGIC TRENDS OF DEVELOPING WATER TRANSPORT

OF NOVGOROD REGION

Выполнен анализ рынка грузовых и пассажирских перевозок и материально-технической базы организаций внутреннего водного транспорта Новгородской области. На основе обобщения данных SWOT-анализа и оценки конкурентоспособности транспортно-логистических схем доставки грузов выявлены возможности и риски переключения грузопотоков на водный транспорт. Определены потенциальные возможности для развития пассажирских перевозок с дифференциацией по сегментам рынка и возможные сценарии развития водного транспорта Новгородской области, результаты и условия их реализации.

Analysis of the market of cargo and passenger transportation and technical facilities of the organizations of inland water transport of Novgorod region was made. Possibilities and risks of changing cargo ways on water transport are revealed on the base of the generalized data of SWOT-analysis and estimation of competitiveness transport- logistics schemes of cargo deliveries. Prospective possibilities for developing passenger transportation with differentiation on market .segments and possible scenarios of developing water transport of Novgorod region, results and conditions of their realization are determined.

Ключевые слова: водный транспорт, Новгородская область, перевозки грузов, перевозки пассажиров, SWOT-анализ, риски, конкурентоспособность, сценарии развития.

Key words: water transport, Novgorod region, cargo transportation, passenger transportation, SWOT-analysis, risks, competitiveness, scenarios of developing.

БЩИЙ объем перевозок грузов в городский РВПиС. Протяженность водных Новгородской области в 2008 г. — путей, обслуживаемых НРВПиС в пределах около 7 млн т, из них большую часть области, составляет 608 км, из которых пути

составляют перевозки удобрений (44 %), ми- с гарантированными габаритами — 124 км,

нерального сырья (11 %) и лесных грузов (28 %). при гарантированной глубине судового хо-

Водным транспортом перевезено 1,2 млн т да — 195 см (р. Волхов от истока до устья

минерально-строительных грузов (17 % от Тигоды). К настоящему времени вследствие

общего объема). После существенного паде- невыполнения работ по эксплуатационному

ния объемов перевозок грузов к 2000 г. в пос- землечерпанию водные пути Новгородской

ледующий период наблюдается тенденция к области пришли в естественное бытовое со-

небольшому росту и стабилизации, при этом стояние. Выставляемая судоходная обстанов-

основной объем грузов перевозится железно- ка на водных путях неосвещаемая, в связи с

дорожным и автомобильным транспортом. чем движение судов и составов разрешено

во

V

о X 2

Выполнение функций государственно- только в светлое время суток. Технический

го регулирования судоходства, поддержания флот НРВПиС, обеспечивающий поддержа-

судоходных путей и судоходной обстанов- ние судоходных путей и судоходной обста-

ки на водных путях Великого Новгорода и новки, имеет критический возраст и его из-

Новгородской области обеспечивает Нов- нос приближается к 100 %.

II университета

'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации

Основным предприятием, выполняющим грузовые перевозки минерально-строительных грузов для предприятий жилищного и дорожного строительства города и области, является ОАО «Новгородский порт», который обеспечивает добычу и перевозку строительных грузов с разведанных месторождений, в пределах оз. Ильмень и устьевых участках впадающих в него рек Ловать и Шелонь. Объем перевозок строительных грузов в последние годы нарастает, в 2008 г. он составлял около 1,2 млн т. Максимальные объемы перевозки строительных грузов, определяемые потребностями предприятий жилищного и дорожно-строительного комплекса, возможностями порта по добыче, перевозке, перегрузке НСМ могут составить до 2 млн т. ОАО «Новгородский порт» для этих целей располагает 22 единицами транспортного, буксирного и перегрузочного флота. Возрастной состав имеющегося в порту флота неоднородный, все сухогрузные суда финской постройки. Теп -лоходы «Беломорский» и СТ-804 эксплуатируются более 40 лет, гидроперегружатель ГП-19 — 47 лет, возраст остальных судов находится в пределах 22-30 лет. Перевозка НСМ осуществляется в бункерных баржах за буксирной тягой. Сухогрузный самоходный флот в основном используется на перевозках сухогрузов в Северо-Западном бассейне. Порт имеет на балансе две единицы пассажирского флота (т/х Москва-101

и т/х МО-28), которые сдаются в аренду на весь навигационный период.

Водный транспорт не участвует в перевозке пассажиров на транспортных линиях, его роль ограничена выполнением экскур-сионно-прогулочных рейсов в черте города и его окрестностях с выходом в озеро Ильмень, а также использованием в качестве объектов досуга и отдыха на воде, учебных целей. Пассажирские причалы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют проведения капитального ремонта и реконструкции.

SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) рынка перевозок грузов водным транспортом Новгородской области (табл. 1) показывает, что его сильными сторонами являются: низкая себестоимость перевозок массовых грузов; наличие в регионе сети водных сообщений; экологичность; низкая аварийность; относительно низкие расходы по содержанию пути по сравнению с другими видами транспорта; низкая стоимость добычи МСМ.

SWOT-анализ отдельных сегментов рынка грузовых перевозок позволил выявить те виды грузов, которые целесообразно и возможно рассматривать при решении вопроса о переключении грузопотоков с других видов транспорта на водный: щебень, лесные грузы, щепа, минеральные удобрения (на экспорт), нефтепродукты, фанера, а также цемент (новый грузопоток).

Таблица 1

SWOT-анализ рынка перевозок грузов водным транспортом Новгородской области

Сильные стороны Слабые стороны

— низкая себестоимость перевозок — сезонность;

массовых грузов; — низкая скорость доставки;

а — экологичность; — ограниченные гарантированные глубины

— низкая аварийность; судового хода;

« — наличие в регионе сети водных — слабо развитая портовая инфраструктура;

сообщений; — отсутствие подъездных

— относительно низкие расходы по железнодорожных путей к порту;

содержанию пути; — невозможность движения судов в темное

— низкая стоимость добычи МСМ время суток;

— необходимость осуществления крупных

инвестиционных проектов

// университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации

Таблица 1 (Продолжение)

Возможности Угрозы

— определяются ростом потребностей — конкуренция со стороны

жилищного и дорожно-строительного железнодорожного и автомобильного

комплексов; транспорта;

— заинтересованностью в реализации — сложившиеся в регионе транспортно-

проектов развития внутреннего водного технологические схемы доставки грузов;

я « транспорта на основе ГЧП; — возможность снижения объемов

— конъюнктурой внутреннего рынка перевозки в условиях мирового финансового

продукции лесной и деревообрабатывающей кризиса

промышленности;

— конъюнктурой международного рынка

леса, пиломатериалов, удобрений;

— наличием платежеспособного спроса

потребителей

Оценка конкурентоспособности перевозок грузов водным транспортом (табл. 2) подтверждает высокий уровень конкурентоспособности перевозки минерально-строительных грузов, лесных грузов при перевозке на экспорт, щебня, а также цемента, фанеры и нефтепродуктов. Средний уровень конкурентоспособности наблюдается при перевозке удобрений водным транспортом на направлении Новгород — Санкт-Петербург, низкий — при перевозке лесных грузов и щепы на том же направлении.

На основе обобщения данных SWOT-анализа и оценки конкурентоспособности транспортно-логистических схем доставки грузов водным транспортом и (или) смешанных перевозок с его участием по отдельным

видам грузов, составлена матрица возможностей и рисков переключения грузопотоков на водный транспорт Новгородской области (табл. 3). Анализ показывает, что объем перевозок грузов водным транспортом в условиях сохранения современного состояния водных путей без существенного улучшения материально-технической базы организаций может быть увеличен до 2600 тыс. т, в том числе минерально-строительных грузов — до 2000 тыс. т при наличии платежеспособного спроса потребителей. При увеличении гарантированных габаритов водных путей Новгородской области, строительстве портовых сооружений и флота возможно увеличение объемов перевозок до 4900 тыс. т при различном уровне риска по отдельным грузопотокам.

Таблица 2

Оценка конкурентоспособности перевозок грузов водным транспортом

Род груза Направление перевозок Стоимость перевозки, руб/т Условия роста объемов перевозок Конку-ренто-способность

железнодорожным транспортом речным транспортом

Минерально-строительные материалы о. Ильмень, р. Мста, р. Ше-лонь, р. Ловать нет 140-150 наличие платежеспособного спроса потребителей высокая

университета

'ЖУРНАЛ водн ы х коммуникации

Таблица 2 (Продолжение)

Лесные грузы Новгород — Санкт-Петербург Новгород — Финляндия 292 1100 (с перевалкой в порту Санкт-Петербург) 295 830 (перевозка в судне смешанного плавания) снижение таможенных пошлин низкая высокая

Щебень Карьеры Ладожского озера — Новгород 290 240 наличие платежеспособного спроса потребителей высокая

Удобрения (в спец. кон -тейнерах) Новгород — Санкт-Петербург 296 290 потребности на мировых рынках средняя

Щепа Новгород — Санкт-Петербург Новгород — Финляндия 258 1700 (при перевалке в Санкт-Петербурге) 300 1380 (перевозка в судне смешанного плавания) потребность в экологически чистом топливе низкая высокая

Цемент Новгород — пункты Северо-Западного и Волжского бассейнов 1,4 руб/т-км 0,85 руб/т-км потребность строительной отрасли высокая

Фанера Новгород — пункты Северо-Западного и Волжского бассейнов 2,5 руб/т-км 1,2 руб/т-км потребность в отделочных материалах высокая

Нефтепродукты Кириши — Новгород, пункты Волго-Балта 15 руб/т-км 8 руб/т-км наличие платежеспособного спроса потребителей высокая

университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х

коммуникации

Таблица 3

Матрица возможностей и рисков переключения грузопотоков на водный транспорт

Новгородской области

Наименование груза Возможности Уровень риска

да + нет возможно ±

1. Минерально-строительные материалы до 2000 тыс. т до 2900 тыс. т низкий

2. Лесные грузы до 300 тыс. т до 500 тыс. т средний

3. Щебень до 300 тыс. т до 500 тыс. т средний

4. Удобрения: — экспорт — внутренний рынок до 300 тыс. т высокий

5. Цемент до 450 тыс. т высокий, новый грузопоток

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Щепа до 50 тыс. т высокий

7. Фанера до 50 тыс. т высокий

8. Нефтепродукты до 150 тыс. т высокий

9. Контейнеры -

10. Пакетированные грузы -

ВСЕГО, в том числе минерально-строительные материалы 2600 тыс. т 2000 тыс. т 4900 тыс. т 2900 тыс. т

SWOT-анализ рынка перевозок пассажиров водным транспортом Новгородской области (табл. 4) показывает, что ее высокий туристический потенциал определяет большие потенциальные возможности для развития водного туризма в сегментах туристических и экскурсионно-прогулочных перевозок. Перспективным направлением представляется также восстановление транспортных линий: местных, внутригородских, межгородских, в том числе с использованием скоростного пассажирского флота. Однако это потребует существенных инвестиций в развитие флота и инфраструктуры пассажирских перевозок.

Анализ и обобщение полученных результатов исследования позволили определить возможные сценарии развития водного транспорта Новгородской области: инерцион-

ный, динамичный, инновационный. В табл. 5 приведены результаты и условия реализации каждого из сценариев.

Инерционный сценарий предусматривает сохранение сложившихся тенденций развития перевозок минерально-строительных материалов при наличии платежеспособного спроса потребителей до 1500 тыс. т, а также развитие экскурсионно-прогулочных линий и реконструкцию пассажирских причалов в черте города Новгорода без изменения суще- П

ствующих условий судоходства. К

При реализации динамичного сцена- м

рия объем перевозок грузов Новгородским портом может быть увеличен до 2600 тыс. т за счет роста добычи минерально-строительных материалов, перевозок щебня с карьеров Ладожского озера в объеме 300 тыс. т и лесных грузов на экспорт в объеме до

университета

'ЖУРНАЛ водн ы х коммуникации

300 тыс. т. Предусматривается также реализация имеющегося потенциала развития пассажирских перевозок, прежде всего экс-курсионно-прогулочных, а также открытие транспортных линий, в том числе скоростной на участке Великий Новгород — Старая Русса.

Условия реализации данного сценария: — обеспечение гарантированных глу-

бин до 2,2 м, наличие освещаемой обстановки;

— строительство (аренда) пассажирского флота с малой осадкой, в том числе скоро -стного;

— строительство пассажирских причалов в черте города, на р. Волхов, в Старой Руссе, приобретение плавкрана грузоподъемностью 16 т.

Таблица 4

SWOT-анализ рынка перевозок пассажиров водным транспортом

Новгородской области

Сильные стороны Слабые стороны

— Новгородская область — одна из древ-

нейших историко-культурных территорий — ограниченное количество и высокий из-

России; нос пассажирского флота;

— многие исторические памятники и до- — отсутствие скоростного флота;

стопримечательности размещаются на внут- — отсутствие мелкосидящих судов, соот-

ренних водных путях; ветствующих ограниченным габаритам судо-

и — водные пути области являются элемен- вого хода р. Волхов, Ловать, Полисть и др.;

н н ^ том единой водно-транспортной системы — слабое развитие инфраструктуры пасса-

р тр Северо-Западного региона России; жирских перевозок;

«в — низкая аварийность; — недостаточные гарантированные глуби -

— высокий уровень комфортности путе- ны;

шествий и поездок по сравнению с другими — невозможность движения судов в ночное

видами транспорта; время суток;

— высокая скорость доставки пассажиров — сезонность;

на отдельных линиях по сравнению с авто- — необходимость реализации крупных

мобильным транспортом инвестиционных проектов развития инфраструктуры пассажирских перевозок и флота

Возможности Угрозы

— организация комбинированных маршру- — конкуренция с автомобильными туристи-

тов; ческими маршрутами;

— возможность организации экскурси- — снижение платежеспособного спроса на-

онных водных маршрутов в исторические селения;

и места, недоступные автомобильному транс- — консервативность туристических агент-

н порту; ских компаний при выборе маршрутов;

^ н — рост интереса к освоению новых исто- — высокий риск возможностей переключе-

рических маршрутов со стороны российских и иностранных туристов; — диверсификация деятельности агентских компаний, снижающая риски падения спроса на туристические услуги ния пассажиропотоков на новые маршруты

Инновационный сценарий предполагает увеличение объемов перевозок водным транспортом до 4900 тыс. т, в том числе минерально-строительных грузов — до 2900 т, щебня — до 500 т, лесных грузов — до 500 т, минеральных удобрений на экспорт — до 300 тыс. т, нефтепродуктов — до 150 тыс. т, щепы — до 50 тыс. т, а также освоение перевозок цемента как нового грузопотока в объеме до 450 тыс. т.

университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х

коммуникации

Реализация данного сценария возможна при строительстве нового перегрузочного комплекса с пропускной способностью до 2000 тыс. т. Перспективным вариантом представляется проект создания Транспортно-ло-гистического комплекса в районе п. Кречеви-цы на берегу р. Волхов (197-198 км) как единого транспортного узла, связывающего все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный.

Таблица 5

Сценарии развития водного транспорта Новгородской области

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Инерционный Динамичный Инновационный

1-й вариант 2-й вариант

РЕЗУЛЬТАТЫ

Объемы перевозок грузов, тыс. т в том числе: 1500 2600 4900 4900

— МСМ 1500 2000 2900 2900

— щебень 300 500 500

— лесные 300 500 500

— удобрения — 300 300

— нефтепродукты — 150 150

— щепа — 50 50

— цемент — 450 450

— удовлетворение потребностей населения в перевозках:

— туристических низкий средний высокий высокий

— экскурсионно-прогулочных средний высокий высокий высокий

— транспортных нет высокий высокий высокий

ЗАТРАТЫ

Путевое хозяйство без увеличения объемов финансирования обеспечение га-рантирован-ных глубин до 2,2 м, освещаемая обстановка обеспечение гарантированных глубин до 2,4 м, освещаемая обстановка строительство второго шлюза на р. Волхов для снятия ограничений габаритов судового хода

Ii университета 'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации

Таблица 5 (Продолжение)

Флот без изменения состава строительство (аренда) пассажирского флота с малой осадкой, в том числе скоростного строительство малотоннажного грузового и пассажирского флота, в том числе скоростного строительство грузового и пассажирского флота, в том числе смешанного плавания

Порты, терминалы реконструкция пассажирских причалов в черте города строительство пассажирских причалов в черте города, на р. Волхов, в Старой Руссе, приобретение плавкрана г/п 16 т строительство транспортно-ло-гистического комплекса в районе п. Кречевицы, пассажирских причалов в черте города, на р. Волхов, Старой Руссе, приобретение плавкрана г/п 16 т строительство транспортно-ло-гистического комплекса в районе п. Кречевицы, пассажирских причалов в черте города, на р. Волхов, в Старой Руссе, приобретение плавкрана г/п 16 т

Для осуществления данного сценария необходимо также улучшение условий судоходства и строительство грузового и пассажирского флота. При этом целесообразно рассматривать два варианта:

— 1-й вариант предусматривает строительство малотоннажного грузового и пассажирского флота, в том числе скоростного, при обеспечении гарантированных глубин до 2,4 м и освещаемой обстановки судового хода;

— 2-й вариант предполагает строитель-

ство второго шлюза на р. Волхов для снятия ограничений габаритов судового хода и соответственно строительство грузового и пассажирского флота, в том числе смешанного плавания, с учетом новых условий судоходства.

Стратегические направления развития водного транспорта Новгородской области определены с учетом наличия платежеспособного спроса потребителей, а также благоприятной конъюнктуры и положительной динамики на внутренних и международных рынках.

С. В. Санжарова,

аспирант, СПГУВК

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БАССЕЙНОВЫХ УПРАВЛЕНИЙ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

METHODOLOGICAL APPROACH TO DETERMINATION OF NUMBER OF EMPLOYEES ENGAGED IN WATER BASIN AUTHORITIES

В статье проанализированы имеющиеся методические материалы по определению численности работников бассейновых управлений пути, предложен инструментарий и система показателей для оценки влияния структуры управления и численности работников на эффективность деятельности бассейновых управлений водных путей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.