Научная статья на тему 'Водные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге: развитие в условиях кризиса'

Водные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге: развитие в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Зубарев, М М. Федорова

Наиболее актуальные вопросы, стоящие сегодня перед судоходными компаниями северной столицы, можно разделить на два блока. Это вопросы, связанные с заключением на новый срок договоров аренды участков городских набережных, и вопросы о порядке проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования в части использования акваторий водных объектов. К такому выводу пришли на годовом заседании участники Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Водные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге: развитие в условиях кризиса»

Водные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге: развитие в условиях кризиса

Е. В. Зубарев,

президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС)

М. М. Федорова,

канд. экон. наук, экономист АВПС

Наиболее актуальные вопросы, стоящие сегодня перед судоходными компаниями северной столицы, можно разделить на два блока. Это вопросы, связанные с заключением на новый срок договоров аренды участков городских набережных, и вопросы о порядке проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования в части использования акваторий водных объектов. К такому выводу пришли на годовом заседании участники Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга.

В нынешнее непростое время перед отраслью встают вопросы, связанные как с преодолением негативного влияния кризисных явлений в экономике, так и с поиском путей дальнейшего развития пассажирских перевозок, реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации судов, транспортной безопасности. За 11 лет работы Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (далее - Ассоциация) удавалось совместными усилиями с сотрудниками профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга и с представителями контрольно-надзорных органов решать актуальные проблемы. Сегодня этот ценный опыт без преувеличения можно назвать залогом развития рынка городских водных пассажирских перевозок и выживаемости его участников.

Влияние кризиса на ситуацию в отрасли наглядно демонстрирует динамика пассажиропотока судоходных компаний - членов Ассоциации: в минувшем году значение показателя снизилось на 7,4 % относительно уровня предыдущего года (см. рисунок).

Уменьшение объемов перевозок связано со снижением платежеспособного спроса населения, а также с изменением структуры и объема потока прибывающих в Санкт-Петербург зарубежных туристов. Прямым следствием сокращения численности перевезенных пассажиров стала отрицательная динамика доходов перевозчиков.

Однако подобное изменение объемов перевозок не следует рассматривать как тенденцию. По мере выхода страны из создавшегося кризиса спрос будет увеличиваться, и к этому нужно готовиться сегодня: обновлять пасса-

Специальный выпуск / 2015

(Транспорт Российской Федерации» | 37

Пассажиропоток судоходных компаний - членов Ассоциации

жирский флот, береговое пассажирское хозяйство. Следует отметить, что судоходные компании, несмотря на финансовые трудности, продолжают внедрять систему управления безопасностью судов, реализовывать мероприятия в рамках разработанных планов обеспечения транспортной безопасности.

Необходимо подчеркнуть, что в навигацию текущего года - года, когда отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, запланировано много рейсов на благотворительной основе для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. Ассоциация подписала соглашение с Межрегиональной Санкт-Петербургской и Ленинградской области Всероссийской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, согласно которому утвержден порядок проведения экскурсий.

Выделим два блока наиболее актуальных вопросов, стоящих сегодня перед судоходными компаниями. Это вопросы, связанные с заключением на новый срок договоров аренды участков городских набережных (далее - договоры аренды), и вопросы, связанные с порядком проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования в части использования акваторий водных объектов (далее - аукционы). По вопросам первого блока Ассоциация ведет продуктивный диалог с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга: уточняются нюансы изготовления технической документации по новой схеме, а также порядок формирования документов для заключения договоров аренды на новый срок с добросовестными арендаторами.

Относительно договоров водопользования нужно сказать следующее. В настоящее время Ассоциация в рамках сотрудничества с Комитетом по природопользованию, охране окружающей

38 | «Транспорт Российской Федерации»

среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС) предпринимает усилия по внесению изменений в те федеральные нормативные правовые акты, которые регулируют порядок проведения аукционов, направленных на предотвращение конфликтных ситуаций между участниками водных отношений, на упрощение процедуры проведения аукционов, на разрешение имеющихся коллизий. Руководящие сотрудники Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (далее - Комитет) выразили готовность поддержать инициативу Ассоциации.

В совместной работе Ассоциации и Комитета следует выделить ряд перспективных направлений. Это подготовка и проведение мероприятий на городских акваториях в праздничные дни (День Победы, День Города, День работников морского и речного флота и др.); организация пунктов приема сточных и льяльных вод с пассажирских теплоходов (совместно с КПООС, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», СПбГУП «Пиларн»); организация взаимодействия диспетчерских служб водного транспорта с учреждениями здравоохранения на территории административных районов Санкт-Петербурга; разработка программы маршрутов водного транспорта в Санкт-Петербурге.

Три маршрута, работающие в популярном формате «hop on/hop off» и обслуживаемые судоходными компаниями - членами Ассоциации, получили статус городских маршрутов водного транспорта Санкт-Петербурга. Это маршруты «Музейный» (наб. р. Фонтанки - Дворцовая наб.), «Водный автобус» (берущий свое начало на наб. канала Грибоедова и оканчивающийся там же) и «Водный экскурсионный автобус» (наб. р. Мойки - наб. р. Фонтанки). На каждом из них предусмотрены остановочные пункты в центральной части города, билет действителен в течение

дня, садиться на теплоход и выходить можно на любой остановке неограниченное количество раз.

Согласно данным Концепции организации маршрутов водного транспорта в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) по такой же схеме в навигацию 2015 г. запланирована работа городских маршрутов водного транспорта «Сити тур. Канал Круиз» и «Парадный Петербург».

К числу водных транспортных маршрутов, работающих на регулярной основе, относятся: маршруты скоростного водного транспорта «Санкт-Петербург -Петергоф», «Санкт-Петербург - Стрель-на», «Санкт-Петербург - Кронштадт», субсидируемый городской маршрут водного транспорта (аквабуса) «Приморская линия», связывающий станцию метро «Старая Деревня» с Английской набережной. В 2014 г. субсидия составила 19,9 млн руб. В 2015 г., несмотря на секвестр городского бюджета, в бюджет Комитета по транспорту заложена субсидия в размере 15 млн руб. [1].

В перспективе планируется дальнейшее расширение сети городских маршрутов водного транспорта.

Следует отметить, что в условиях кризиса вопрос предоставления субсидий порой весьма непрост. При этом достаточно эффективные меры поддержки развития маршрутов городского водного транспорта - предоставление налоговых льгот, упрощение процедуры и увеличение сроков сдачи судоходным компаниям в аренду участков городских набережных. Все это позволит участникам рынка с большей уверенностью смотреть в будущее, расширит горизонт бизнес-планирования, даст дополнительный стимул для инвестирования денежных средств в программы развития перевозок и инфраструктуры городского водного транспорта.

Среди направлений совместной работы необходимо также выделить подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 г. и этапам чемпионата Европы по футболу в 2020 г. в части обслуживания водным транспортом жителей и гостей Санкт-Петербурга. Комитет по транспорту, СПбГКУ «Агентство внешнего транспорта» и Ассоциация рассматривают возможность реконструкции и строительства причалов для обеспечения транспортной доступности футбольного стадиона в западной части Крестовского острова (далее - стадион), организации дополнительных трансСпециальный выпуск / 2015

портных маршрутов, чтобы обеспечить доставку болельщиков на стадион водным транспортом.

Кроме того, в качестве отдельного направления работы Ассоциации можно выделить участие в подготовке и проведении тематических круглых столов, деловых встреч с приглашением представителей бизнес-сообщества,

инженерно-конструкторских, проектных организаций, органов власти. На встречах к обсуждению будут вынесены вопросы развития флота и береговой инфраструктуры, организации пассажирских экскурсионно-прогулочных и транспортных маршрутов на акваториях Санкт-Петербурга, скоростных транспортных водных маршрутов,

обеспечения безопасности судоходства, транспортной безопасности и другие.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что сегодня особую ценность приобретает коллегиальное решение насущных проблем, а также дальнейшее развитие и укрепление диалога участников рынка городских водных пассажирских перевозок с органами власти. □

Литература

1. Дятел Т. Аквабусы удержались на плаву // КоммерсантЪ. 2015. 17 февр. № 27.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

3. Приказ Минтранса России от 29.12.2012 г. № 459 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов».

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

ЭЛЕКТРОТРАНС 2016

6-й международный форум

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ПРОДУКЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Выставка, конференция по экологически чистому транспорту, технические семинары, презентации.

www.electrotrans-expo.ru

23-25 МАРТА / МОСКВА / КВЦ Сокольники

Специальный выпуск / 2015

«Транспорт Российской Федерации» | 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.