Научная статья на тему 'ВОДНО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ «ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ'

ВОДНО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ «ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНАЯ ПРОБЛЕМА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ООН / МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ СОЮЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кенжаев Амирбек Алижон Угли, Худоберганов Жасур Алишер Угли

В статье анализируются современное состояние водной проблематики в мире и факторы её ухудшения. Также, изучены вопросы возникновения и развития водной проблемы Центральной Азии, межгосударственного сотрудничества в области водопользования между государствами Центральной Азии и национальное законодательство стран региона в сфере водопользования. Кроме того, рассмотрены роль и влияние вне-региональных факторов, норм международного права и глобального потепления на развитие водной проблемы региона. Авторами также отмечается всё более возрастающая роль национальных высших представительных органов государственной власти стран Центральной Азии как в их внутренней, так и во внешней политике. Авторы приходят к выводу, что современный институт парламентаризма в государствах Центральной Азии в будущем сможет сыграть активную роль в решении геополитических вопросов, укреплении и развитии сотрудничества в Центральной Азии. Принимая во внимание неполную эффективность традиционных инструментов решения внешнеполитических вопросов, в качестве одного из альтернативных путей решения водной проблемы Центральной Азии авторами предлагается использование инструментов «парламентской дипломатии». Так как, «парламентская дипломатия» может создать основу мирного разрешения водной проблемы Центральной Азии. Методологию исследования составляют методы исторического, сравнительного, ситуационного, правового, политический и экономического анализа. По итогам исследования авторами разработаны рекомендации и практические предложения в области межпарламентского сотрудничества по вопросам регионального водопользования, а также по использованию возможностей высших представительных органов стран Центральной Азии в области «парламентской дипломатии» как альтернативной пути решения водной проблемы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WATER AND LEGAL PROBLEM OF CENTRAL ASIA AS ONE OF THE OBJECTS OF «PARLIAMENTARY DIPLOMACY»

The article analyzes the current state of water issues in the world and the factors of its deterioration. Also, the issues of the emergence and development of the water problem in Central Asia, interstate cooperation in the field of water use between the states of Central Asia and the national legislation of the countries of the region in the field of water use were studied. In addition, the role and influence of extra-regional factors, norms of international law and global warming on the development of the water problem in the region are considered. The authors also note the ever-increasing role of the national highest representative bodies of state power in the countries of Central Asia, both in their domestic and foreign policy. The authors come to the conclusion that the modern institution of parliamentarism in the states of Central Asia in the future will be able to play an active role in solving geopolitical issues, strengthening and developing cooperation in Central Asia. Taking into account the incomplete effectiveness of traditional tools for resolving foreign policy issues, the authors propose using the tools of "parliamentary diplomacy" as one of the alternative ways to solve the water problem in Central Asia. Since, "parliamentary diplomacy" can create the basis for a peaceful resolution of the water problem in Central Asia. The research methodology consists of methods of historical, comparative, situational, legal, political and economic analysis. Based on the results of the study, the authors developed recommendations and practical proposals in the field of inter-parliamentary cooperation on regional water use, as well as on the use of the capabilities of the highest representative bodies of the Central Asian countries in the field of "parliamentary diplomacy" as an alternative way to solve the water problem in the region.

Текст научной работы на тему «ВОДНО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ «ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ»

УДК: 327(543): 504.4

ВОДНО-ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК ОДИН ИЗ ОБЪЕКТОВ «ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ»

Кенжаев Амирбек Алижон угли1

Главный научный сотрудник Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, свободный соискатель Ташкентского государственного университета востоковедения, город Ташкент, Республика Узбекистан; e-mail: [email protected]

Худоберганов Жасур Алишер угли

Заведующий сектором Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, город Ташкент, Республика Узбекистан; e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются современное состояние водной проблематики в мире и факторы её ухудшения. Также, изучены вопросы возникновения и развития водной проблемы Центральной Азии, межгосударственного сотрудничества в области водопользования между государствами Центральной Азии и национальное законодательство стран региона в сфере водопользования. Кроме того, рассмотрены роль и влияние вне-региональных факторов, норм международного права и глобального потепления на развитие водной проблемы региона. Авторами также отмечается всё более возрастающая роль национальных высших представительных органов государственной власти стран Центральной Азии как в их внутренней, так и во внешней политике. Авторы приходят к выводу, что современный институт парламентаризма в государствах Центральной Азии в будущем сможет сыграть активную роль в решении геополитических вопросов, укреплении и развитии сотрудничества в Центральной Азии. Принимая во внимание неполную эффектив- С ность традиционных инструментов решения внешнеполитических вопросов, в качестве Ел одного из альтернативных путей решения водной проблемы Центральной Азии авторами и предлагается использование инструментов «парламентской дипломатии». Так как, «пар- с ламентская дипломатия» может создать основу мирного разрешения водной проблемы Т Центральной Азии. Методологию исследования составляют методы исторического, срав- Т нительного, ситуационного, правового, политический и экономического анализа. По ито- а гам исследования авторами разработаны рекомендации и практические предложения в О области межпарламентского сотрудничества по вопросам регионального водопользова- о ния, а также по использованию возможностей высших представительных органов стран Т Центральной Азии в области «парламентской дипломатии» как альтернативной пути ре- Ь шения водной проблемы региона.

Ключевые слова: водная проблема, Центральная Азия, международная организация, И ООН, Межпарламентский союз, региональная безопасность.

ортальщ азияньщ су-;¥;ыщтыщ мэселео

«ПАРЛАМЕНТТ1К ДИПЛОМАТИЯ» ОБЪЕКТ1ЛЕР1НЩ Б1Р1 РЕТ1НДЕ

Эм1рбек Алижон ^лы Кенжаев

Озбекстан Республикасы Олий Мажлиси жанындагы Зацнама проблемалары жэне парламентаризм институтыныц бас гылыми цызметкерi, Ташкент мемлекеттЫ шыгыстану университеттщ штаттан тыс цызметкерi, Озбекстан Республикасы, Ташкент цаласы; e-mail: [email protected]

1 Автор для корреспонденции

>

го О го О

X

е о

"U 2 А JZ

7

CL

< Z

CL

О

е

X

о

CD

О

со <

Худоберганов Жасур Эл1шер ^лы

Озбекстан Республикасы Олий Мажлиси жанындагы Зацнама проблемалары

жэне парламентаризм институтыныц сектор мецгеруш1с1,

Озбекстан Республикасы, Ташкент цаласы; e-mail: [email protected]

Аннотация. Мацалада элемдег1 су мэселестщ цаз1рг1 жагдайы жэне оныц нашарлау факторлары талданады. Сондай-ац Орталыц Азиядагы су проблемасыныц пайда болуы мен дамуы, Орталыц Азия мемлекеттерг арасындагы суды пайдалану саласындагы мем-лекетаралыц ынтымацтастыц мэселелерг жэне аймац елдертщ суды пайдалану саласындагы улттыц зацнамалары зерделенд1. Сонымен цатар аймацтан тыс факторлардыц, халыцаралыц цуцыц нормаларыныц жэне жаhандыц жылынудыц аймацтагы су проблемасыныц дамуына эсер1 мен рвл1 царастырылады. Сондай-ац авторлар Орталыц Азия ел-дергндегг мемлекеттгк билжтщ улттыц жогары вкглдг органдарыныц гшкг жэне сыртцы саясатындагы рвлтщ Yнемi артып келе жатцанын атап втед1. Авторлар Орталыц Азия мемлекеттертдегг заманауи парламентаризм институты болашацта геосаяси мэселе-лердi шешуде, Орталыц Азиядагы ынтымацтастыцты ныгайту мен дамытуда белсендi рвл атцара алады деген цорытындыга келедi. Сыртцы саяси мэселелердi шешудщ дэстур-лi цуралдарыныц толыц емес тшмдшгт ескере отырып, авторлар Орталыц Азиядагы су мэселест шешудщ баламалы жолдарыныц бiрi реттде «парламенттт дипломатия» цуралдарын пайдалануды усынады. Ойткет, «парламенттт дипломатия» Орталыц Азиядагы су мэселест бейбт жолмен шешуге негiз жасай алады. Зерттеу эд^темеЫ тари-хи, салыстырмалы, ситуациялыц, цуцыцтыц, саяси жэне экономикалыц талдау эдштери нен турады. Зерттеу нэтижелерi бойынша авторлар вщрлт суды пайдалану мэселелерi бойынша парламентаралыц ынтымацтастыц саласында, сондай-ац осы салада Орталыц Азия елдертщ жогары вкiлдi органдарыныц мYмкiндiктерiн пайдалану бойынша усы-нымдар мен практикалыц усыныстар эзiрледi. Аймацтагы су мэселест шешудщ балама жолы реттде «парламенттт дипломатияныц».

Ty^h свздер: су мэселеЫ, Орталыц Азия, халыцаралыц уйым, Б¥¥, Парламентаралыц одац, аймацтыц цаутЫздт.

THE WATER AND LEGAL PROBLEM OF CENTRAL ASIA AS

ONE OF THE OBJECTS OF «PARLIAMENTARY DIPLOMACY»

Kenzhaev Amirbek Alijon ugli

The head researcher of the Legislation and parliamentary research institute under the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, free applicant of the Tashkent State University of Oriental Studies, Tashkent city, Republic of Uzbekistan; e-mail: [email protected]

Khudoberganov Jasur Alisher ugli

^ Head of the sector of the Legislation and parliamentary research institute

under the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan, Tashkent city, ^ Republic of Uzbekistan; e-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the current state of water issues in the world and the factors of its deterioration. Also, the issues of the emergence and development of the water problem in Central Asia, interstate cooperation in the field of water use between the states of Central Asia and the national legislation of the countries of the region in the field of water use were studied. In addition, ^ the role and influence of extra-regional factors, norms of international law and global warming on the development of the water problem in the region are considered. The authors also note the ever-increasing role of the national highest representative bodies of state power in the countries of Central Asia, both in their domestic andforeign policy. The authors come to the conclusion that k the modern institution of parliamentarism in the states of Central Asia in the future will be able m to play an active role in solving geopolitical issues, strengthening and developing cooperation in

X

Central Asia. Taking into account the incomplete effectiveness of traditional tools for resolving foreign policy issues, the authors propose using the tools of "parliamentary diplomacy" as one of the alternative ways to solve the water problem in Central Asia. Since, "parliamentary diplomacy" can create the basis for a peaceful resolution of the water problem in Central Asia. The research methodology consists of methods of historical, comparative, situational, legal, political and economic analysis. Based on the results of the study, the authors developed recommendations and practical proposals in the field of inter-parliamentary cooperation on regional water use, as well as on the use of the capabilities of the highest representative bodies of the Central Asian countries in the field of "parliamentary diplomacy" as an alternative way to solve the water problem in the region.

Keywords: water problem, Central Asia, international organization, UN, Inter-Parliamentary Union, regional security.

Введение

На сегодняшний день, мировое сообщество сталкивается с серьёзными экологическими проблемами. Более того, прослеживается становление проблем окружающей среды и изменения климата не просто экологическими, а политическими и экономическими. Можно сказать, что среди экологических проблем наиболее актуальное значение приобретает истощение запасов пресной воды.

Лето 2022 года показала, что в мире не существует государств, которых бы не затронул вопрос дефицита водных ресурсов. Например, летом 2022 года даже Европейские страны и КНР столкнулись с серьёзными высыханиями крупных трансграничных рек и нехваткой водных ресурсов за всю свою историю. Водный дефицит лета 2022 года принёс государствам Европы и КНР немыслимые политические и социально-экономические последствия.

В вопросах дефицита водных ресурсов перед государствами Центральной Азии тоже стоят не простые задачи. Регион в основном состоит из засушливой и пустынной местности, что ещё более усугубляет проблему. За последние десятилетия государствами Центральной Азии предпринимаются кое-какие шаги по конструктивному разрешению водной проблемы региона, но пока им не удалось достичь ощутимых результатов. «Парламентская дипломатия» в этом отношении может сыграть альтернативную роль в мирном разрешении водной проблемы.

Материалы и методы

Статья посвящена водной проблеме Центральной Азии и развитии «парламентской дипломатии» в странах региона.

Основными материалами, использован-

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_71_4_183

ными в ходе исследования, являются: 1) Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, от 25.09.2020 г. № 481-IV // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// lex.uz/docs/5293122#5293874 (дата обращения: 24.07.2022); 2) Конституции Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана; 3) Положение «О Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии» от 2008 года. - [Электронный ресурс]. - Режим досту- С па: http://www.icwc-aral.uz/statute12_ru.htm Н (дата обращения: 27.07.2022); 4) Соглаше- ^ ние «О сотрудничестве в сфере совмест- С ного управления использованием и охра- И ной водных ресурсов межгосударственных Т источников» от 1992 года. - [Электронный З ресурс]. - Режим доступа: URL://http://www. О cawater-info.net/library/rus/icwc1.pdf (дата о обращения: 27.07.2022); 5) Лихачёва А.Б. Т Российско-европейские отношения в урегу- Л лировании водно-энергетической проблемы Т Центральной Азии в среднесрочной пер- ^ спективе. - М.: «Вестник международных ^ организаций: образование, наука, новая эко- ^ номика» ВШЭ, 2016. - С. 50-51. В

Основными методами, использованными о при проведении исследования и подготовке н настоящей статьи, являются методы исто- о рического, сравнительного, ситуационного, М правового, политический и экономического И анализа.

Основные положения

В современном мире наблюдается бы- 1 строе истощение не возобновляемых при- 22 родных ресурсов и это приводит к неэффек- 2 тивному функционированию социальной и

CL

< Z

CL

О

е

X

о

CD

О

со <

< СП

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

РЛ

экономической инфраструктуры государств. Более того, фактор истощения не возобновляемых природных ресурсов оказывает своё негативное воздействие и на ход современных международных отношений. За последние десятилетия, проблемам экологии и окружающей среды начали уделять всё большее внимание как политики-практики, так и учёные-теоретики. В научной терминологии истощение не возобновляемых природных ресурсов, а также угрозы и вызовы экологии и окружающей среде изучается под категорией «экологической безопасности». Согласно ^утверждению шведского учёного Элина С.Ионссон [1, с. 38], «экологическая безопасность» подразумевает любые угрозы в отношении окружающей среды, и не только растительности или животного мира, но и воздуха, атмосферы, азонового слоя и природных ресурсов. А такие учёные как Кристофер А. Скотт и Бхуван Тапа указывают на то, что «экологическая безопасность» рассматривает экологические процессы и природные ресурсы как источники или катализаторы конфликтов, барьеры или ограничения на пути к благополучию людей или, наоборот, как средства смягчения или устранения небезопасности [2]. Можно сказать, что угрозы и вызовы экологической безопасности создают дополнительную нагрузку на межгосударственные отношения, тем самым негативно влияя на общее состояние международных отношений в мире.

Сегодня мир сталкивается всё более новыми экологическими угрозами и вызовами. В качестве одной из острых экологических проблем нашего времени можно назвать проблему нехватки водных ресурсов. Чаще всего её обобщённо как в научной литературе, так и на практическом пользовании называют как «водная проблема». В целях отдельного изучения вопросов водной проблемы в научной среде используется термин «водная безопасность». Согласно исследователю из американского университета Клесмона Ануп Валиявиттилу, который в своей кандидатской работе приводит, что «водная безопасность» - это способность системы водных ресурсов гарантировать устойчивый доступ к достаточному количеству воды приемлемого качества для поддержания средств к существованию [3, с. 34]. В

мире за счёт глобального потепления, увеличения потребностей населения и экономики государств на водные источники быстро истощаются запасы пресной воды. Официальные данные ООН показывают, что в 1950 году численность населения Земли составляла около 2,6 млрд человек, а 2011 году 7 млрд человек. Сейчас же она достигает около 8 млрд человек, а согласно прогнозам ООН в течение последующих 30 лет население планеты увеличится на два миллиарда, достигнув 9,7 миллиарда к 2050 году, а к 2100 году - 11 миллиардов человек2. Согласно подсчётам специалистов, население Азиатско-Тихоокеанского региона Земли к 2030 году увеличится на 25 процентов, а спрос на воду за этот период на 55 процентов3.

В научной среде СНГ в качестве альтернативы термину «водная безопасность» также применяется термин «гидроэкологическая безопасность», которая немножко отличается по своему содержанию и значению. Российские учёные Н.Л.Флорова и И.Н.Крыленко в своих исследованиях приводили научные определения термину «гидроэкологическая безопасность». Согласно определению, приведённой в докторской работе Н.Л.Флоровой [4, с. 48], «гидроэкологическая безопасность» - состояние отношений между населением, хозяйством, экосистемами и водными объектами, при которых обеспечивается экономически эффективное и экологически безопасное водопользование, определяется особенностями пространственно-временной изменчивости речного стока, его естественной зарегулиро-ванностью, отсутствием дефицита водных ресурсов. Исходя из её определения, можно сделать вывод, что «гидроэкологическая безопасность» достигается путём установления эффективных административных, экономических и социальных механизмов управления и потребления водными ресурсами. И.Н.Крыленко в своей кандидатской работе [5, с. 25], приводит, схожее с вышеприведённым, определение термину «гидроэкологическая безопасность», которая означает, что гидроэкологическая безопасность - такое состояние отношений между населением, хозяйством, экосистемами и водными объектами, при котором возможно экономически эффективное и экологически безопас-

Режим доступа: URL://https://www.un.org/ru/global-issues/

^ 2 ООН. Рост мирового населения. - [Электронный ресурс]. зс population (дата обращения: 24.07.2022).

У 3 МКВК. Взаимосвязь водной, продовольственной и энергетической безопасности. Портал знаний о водных ресурсах и m экологии Центральной Азии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL://http://www.cawater-info.net/bk/14-4.htm (дата обращения: 24.07.2022).

ное природо- и водопользование. Согласно её точку зрению, чтобы установить эффективные административные, экономические и социальные механизмы управления и использования водных ресурсов необходимо учитывать не только политико-правовые аспекты водного вопроса, но и её природо-э-кологические особенности.

Результаты и обсуждения

Регион Центральной Азии также не представляет собой исключение по вопросам водной проблематики, а наоборот, в регионе имеются множество водных проблем, ожидающих своего рационального решения. Самой актуальной водной проблемой можно привести высыхание Аральского моря, которая приводит к серьёзной экологической катастрофе в регионе. Кроме того, существуют ещё несколько водных вопросов трансграничного характера между государствами Центральной Азии. В 1992 году государства Центральной Азии в целях согласованного и организованного решения вопросов совместного управления водными ресурсами межгосударственных источников и дальнейшего проведения согласованной политики, в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения, подписали соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников»4. Но, за годы независимости этих стран, из-за постоянного изменения экологической обстановки в Центральной Азии и ухудшения состояния межгосударственных водных источников региона, на практике было видно, что Соглашение от 1992 года не совсем соответствует интересам всех государств региона. Если на основе статьи 7 Соглашения от 1992 года была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия и в декабре того же года утверждено Положение этого органа, то в 2008 году Положение данной комиссии, которое определяет основные направления деятельности этой организации и составляет её правовую основу, был принят в новой редакции. Изучив Положение «О МКВК»5 от 2008 года можно прийти к выводу, что её нормы также не совсем соответствуют современным требо-

ваниям международного права в области водопользования. Например, если в Положении от 1992 года не был внесен принцип «равноправного» распределения воды, то в редакции Положения от 2008 года принцип «равноправного» распределения воды был внесён в текст Положения. Но ради справедливости стоит отметить, что к тому времени в межгосударственных соглашениях зарубежных стран в области водопользования, которые составляют нормы международного права, начал вносится также принцип «равномерного» распределения воды. Если принцип «равноправного» распределения означает право всеобщего доступа государств воде, то принцип «равномерного» распределения подразумевает распределение количества воды, исходя из численности населения каждого из региональных стран.

Также можно отметить влияние вне-региональных стран на вопросы водопользования в Центральной Азии, которое зачастую негативно влияло на межгосударственные отношения в регионе за годы независимости стран региона. Само по себе, иностранное вмешательство на политические и экономические процессы в каком-либо определённом регионе может вызвать конфликт интересов между региональными странами. Этому можно привести множество примеров на примере любого региона мира, в том числе и Центральной Азии. Если говорить конкретно о водной проблемы Центральной Азии, то один из кыргызских исследователей А.В.Тофан отмечает расширение зон влияния и интереса КНР от энергетических (нефтегазовых) ресурсов Казахстана и Туркменистана, к водным ресурсам Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана [6, с. 89]. В частности, отмечается увеличение доли инвестиций КНР в отрасли водопользования региона. По всей видимости, опасения кыргызского исследователя вызваны тем, что в перспективе КНР может обладать рычагом влияния на страны региона через контроль за функционированием гидротехнических сооружений и системы распределения воды. Российская Федерация также принимает активное участие в развитии водной проблематики Центральной Азии, в частности, в 2004 году между РФ и Таджикистаном было подписано межправи-

Н

X

Т

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А го О го О

X

е о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"о А

П.

4 Соглашение «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» от 1992 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: иВЬ://Ыр://^г»г»/.сам/сиег-щ[<э.пе1/ librсry/rus/icwc1.pdf (дата обращения: 27.07.2022).

5 Положение «О Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icwc-aral.uz/statute12_ru.htm (дата обращения: 27.07.2022).

7

IX

< IX

О в х

о

ш

О

со <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

X

ь

тельственное соглашение о строительстве Рогунской ГЭС, а в 2012 году между РФ и Киргизией о строительстве Камбаратинской ГЭС [7, с. 50-51]. В целом, для государств Центральной Азии было бы более целесообразно разработать механизмы внутри регионального разрешения вопросов управления и распределения водными ресурсами Центральной Азии, без участия вне региональных акторов.

На сегодняшний день, Центральная Азия превращается в регион добрососедства и дружбы. Страны региона как никогда понимают, что они должны вместе, совместными усилиями стоять перед современными угрозами и вызовами безопасности, находить взаимовыгодные решения региональных проблем. Для достижения этих целей государствами Центральной Азии принимаются практические шаги, а также лидерами этих стран выражается твёрдая политическая воля в этом процессе. Например, в последние годы был запущен эффективный механизм сотрудничества в Центральной Азии, который называется как «Консультативная встреча глав государств Центральной Азии». 21 июля 2022 года в городе Чолпон-Ате Кыргызской Республики состоялась уже четвертая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, по итогам которого главами государств Центральной Азии был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке6. В документе особое внимание уделено укреплению взаимодействия по совместному реагированию на современные вызовы и угрозы стабильности и устойчивого развития Центральной Азии. В рамках данного саммита было уделено особое внимание вопросам экологии, в частности, вопросам водных проблем в регионе. По итогам саммита, Республика Узбекистан, во главе Президента Ш.Мирзиёева, инициировала принятие Региональной программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая направлена на декарбонизации экономики, развитие альтернативной энергетики, прежде всего гидро-, солнечной и ветровой генерации, с организацией взаимных поставок электроэнергии, широкого

внедрения водосберегающих и экологически чистых технологий, а также рационального использования водных ресурсов. Исходя из этого можно сказать, что делаются хоть какие-то шаги на пути конструктивного решения водной проблемы Центральной Азии.

Роль «парламентской дипломатии в решении водной проблемы Центральной Азии»

За годы после обретения независимости государствами Центральной Азии, в этих государствах значительно возросли роль высших представительных органов, как во внутренней политике, так и во внешней политике стран региона. Если говорить о внешнеполитической деятельности парламентов стран Центральной Азии, то стоит особо подчеркнуть «парламентскую дипломатию», активно применяемую за последние годы этими странами. С научной точки зрения, концепция «парламентской дипломатии» ещё мало изучена и сейчас не существует единого общепризнанного международного научного подхода в отношении данной концепции. Например, если Европейская наука воспринимает концепцию «парламентской дипломатии» как постоянный диалог между двумя и более парламентами по различным вопросам межгосударственных отношений [8, с. 194], то российская доктрина развития «парламентской дипломатии» считает, что данный вид дипломатии служит инструментом установления первичного диалога в международных отношениях государства [9, с. 8].

По примеру парламентов стран Центральной Азии можно сказать, что хоть и на практике «парламентская дипломатия» применяется, но она ещё не достигла профессионального уровня. Это можно объяснить с различием в уровне развития парламентаризма в этих странах и не все государства региона имеют законодательные основы своей деятельности по «парламентской дипломатии». Например, палаты Олий Маж-лиса Республики Узбекистан Совместным постановлением от 25 сентября 2020 года № 481-ГУ утвердили «Концепцию парламентской дипломатии Республики Узбекистан»7, а Республика Казахстан8 и

6 Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан. Выступление Президента Республики Узбекистан Шав-ката Мирзиёева на четвертой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/5360 (дата обращения: 24.07.2022).

7 Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, от 25.09.2020 г. № 481-1У//Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/5293122#5293874 (дата обращения: 24.07.2022).

8 Указом Президента Республики Казахстан от 6 марта 2020 года № 280 // Официальный сайт Президента Республи-

Республика Кыргызстан9 прописали роль «парламентской дипломатии» и парламентского сотрудничества в своих концепциях внешней политики. Из этого можно сделать вывод, что государствам Центральной Азии ещё предстоит совершенствовать деятельность своих парламентов в области «парламентской дипломатии», так как межпарламентский диалог является альтернативной, эффективной площадкой мирного решения межгосударственных вопросов и региональных проблем. Один из пакистанских исследователей А.Кокар отмечает, что парламентская дипломатия является одной из ключевых форм международного сотрудничества, ведущей к эффективному урегулированию вопросов безопасности10. Кроме того, отмечается, что «парламентская дипломатия» также выполняет функцию мониторинга международной деятельности исполнительной власти, с чем трудно не согласится. Действительно, инструменты парламентского контроля, которые доказывают свою эффективность в решении внутриполитических вопросов государства, должны применяться и во внешнеполитической деятельности правительства страны. Также обеспечение международной безопасности отмечается в качестве основных сфер применения «парламентской дипломатии», которая будет играть важную роль в обеспечении помимо остальных видов безопасности, и водной безопасности страны [10, с. 8]. Эксперты по международным отношениям отмечают, что вхождение «парламентской дипломатии» в систему международных отношений и в мировую политику может предоставить дополнительные альтернативные варианты мирного решения международных и региональных проблем.

В условиях Центральной Азии, перед лицом современных угроз и вызовов региональной безопасности, в том числе угроз и

вызовов водной проблемы региона, было бы целесообразным начало обсуждение водной проблемы региона в рамках «парламентской дипломатии» высших представительных органов стран региона. Например, пункты 4.1.9. (содействие обеспечению международной и региональной безопасности) и 5.13. (применение методов превентивной дипломатии для обеспечения региональной и международной безопасности) «Концепции парламентской дипломатии Республики Узбекистан» предусматривают способствование превращению Центрально-азиатского региона в зону безопасности и устойчивого развития путем использования ресурса парламентской дипломатии. Пункт 3.14. (использование потенциала «парламентской дипломатии» для содействия политическим, экономическим и гуманитарным связям) «Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы» и часть 5 «Концепции внешней политики Республики Кыргызстан» также предусматривают использование «парламентской дипломатии» в качестве альтернативного инструмента решения вопросов региональной и международной безопасности. Это даёт нам сделать вывод о том, что государства Центральной Азии при решении вопросов региональной водной безопасности, имеют законодательные и практические основы применения инструментов «парламентской дипломатии» в качестве дополнительной и альтернативной площадки обсуждения вопросов регионального водопользования.

Анализ современной деятельности парламентов стран Центральной Азии показало следующие результаты1112,13,14:

- в структурах парламентов созданы комитеты, которые занимаются вопросами во-дныхресурсов, экологии и окружающей среды, а также аграрными вопросами;

- парламенты стран региона, помимо пе-

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

ки Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/legal_acts/decrees/o-koncepcii-vneshnei-politiki-respubliki-kazahstan-na-2020-2030-gody (дата обращения: 24.07.2022).

9 Указ Президента Кыргызской Республики от 11 марта 2019 года УП № 37 //Централизованная база данных правовой информации Кыргызской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430045 (дата обращения: 24.07.2022).

10 А.Кокар. Роль парламентской дипломатии в вопросах безопасности: пример Пакистана. - М.: ВШЭ Центр комплексных Европейских и международных исследований, 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cceis.hse.ru/ news/405473028.html (дата обращения: 24.07.2022).

11 Официальный веб-сайт Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// parliament.gov.uz/ru/ (дата обращения: 24.07.2022).

12 Официальный веб-сайт Мажилиса Парламента Республики Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.parlam.kz/ru/mazhilis (дата обращения: 24.07.2022).

13 Официальный веб-сайт Жогорку Кенеш Республики Кыргызстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kenesh.kg/ru (дата обращения: 24.07.2022).

14 Официальный веб-сайт Мажлиси Намояндагон Республики Таджикистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.parlament.tj/ru (дата обращения: 24.07.2022).

А

СП

О

СП

О

X

е о

"u

2 А

JZ

-ъ 7

риодических встреч парламентариев, поддерживают тесные контакты посредством создания «парламентских групп дружбы»;

- парламенты стран региона также контактируют в рамках международных организаций, таких как ООН, СНГ, Межпарламентский союз и другие;

- парламентам стран Центральной Азии предоставлены научно-исследовательские учреждения и организации, которые занимаются научно-исследовательским и аналитическим обеспечением деятельности парламента;

- роль парламентов в жизни общества и государства за последние годы повышается.

Заключение

Исходя из проведённого анализа, можно прийти к следующим рекомендациям и практическим предложениям:

во-первых, деятельность высших представительных органов стран Центральной Азии в области «парламентской дипломатии» может создать дополнительные площадки и альтернативные инструменты конструктивного решения водной проблемы региона. Региональным странам необходимо начать использовать «парламентскую дипломатию» в целях нахождения наиболее

приемлемого решения водной проблемы Центральной Азии;

во-вторых, также целесообразным было бы организация круглых столов для начала обсуждения вопросов регионального водопользования между научно-исследовательскими структурами парламентов стран региона, в целях выработки первичных и научных основ деятельности в данном направлении;

в-третьих, со стороны парламентов стран Центральной Азии можно было бы проведение международной конференции, посвящённую вопросам водного дефицита и водопользования в регионе, с привлечением официальных лиц и международных экспертов из таких международных организаций как ООН, СНГ, Межпарламентский союз и других. Такая инициатива могла бы помочь привлечению сил и средств международного сообщества для решения проблемы высыхания Аральского моря;

в-четвёртых, по итогам проведения вышеприведённых мероприятий принять Меморандум (Соглашение) между государствами Центральной Азии и план практических мер для реализации пунктов Меморандума (Соглашения).

CL

< Z

CL

О в X

о

ш

О

со <

< СП

ь

-Q

с;

ш tí Ч О X

о <

т t

х

ь

ЛИТЕРАТУРА

1. Элин С. Йонссон. Экологическая безопасность: дис ... кан. пол. наук. - Йёнчёпинг: Йёнчёпингский университет, 2009. - 38 с.

2. Кристофер А.Скотт, Бхуван Тапа. Экологическая безопасность. - Оксфорд: редакция Оксфордского университета, 2019. DOI: 10.1093/0в0/9780199363445-0012.

3. Валиявиттил А. Количественная оценка водной безопасности с использованием системы гидрологического моделирования: дис ... кан. философ. наук. - Клемсон: Университет Клемсона, 2017. - 183 с.

4. Флорова Н.Л. Гидроэкологическая безопасность водопользования: Автореферат диссертации доктора географических наук. - М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012. - 48 с.

5. Крыленко И.Н. Водный режим и гидрологическая безопасность освоенных участков рек: Автореферат диссертации кандидата географических наук. - М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2007. - 25 с.

6. Тофан А.В. Стратегические интересы США, России и Китая в Центральной Азии на современном этапе. - Чебоксары: Интерактивная наука, 2016. - № 10. - С. 86-90. - ISSN 2414-9411. doi:10.21661/r-115199

7. Лихачёва А.Б. Российско-европейские отношения в урегулировании водно-энергетической проблемы Центральной Азии в среднесрочной перспективе. -М.: «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика» ВШЭ, 2016. - 21 с.

8. Stelios S. "LA DIPLOMACIA PARLAMENTARIA: EL PAPEL DE LOS PARLAMENTOS EN EL MUNDO." Revista Española de Derecho Internacional, vol. 71, no. 1, 2019. - 9 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Коньков А.Е., Чуков Р.С., Ткаченко С.Л., Джанотти А. Парламентская дипломатия и её роль в современной политике. - М.: Международный аналитический центр «Rethinking Russia», 2018. - 16 с.

10. Варлен М.В. О возрастающей роли парламентской дипломатии в многополярном мире //Lex Russica. 2019. №7 (152). - 12 с.

REFERENCES

1. Jelin S. Jonsson. Jekologicheskaja bezopasnost': dis ... kan. pol. nauk. - Jjonchjoping: Jjonchjopingskij universitet, 2009. - 38 s.

2. Kristofer A.Skott, Bhuvan Tapa. Jekologicheskaja bezopasnost'. - Oksford: redakcija Oksfordskogo universiteta, 2019. DOI: 10.1093/OBO/9780199363445-0012.

3. Valijavittil A. Kolichestvennaja ocenka vodnoj bezopasnosti s ispol'zovaniem sistemy gidrologicheskogo modelirovanija: dis ... kan. filosof. nauk. - Klemson: Universitet Klemsona,

2017. -183 s.

4. Florova N.L. Gidrojekologicheskaja bezopasnost'vodopol'zovanija: Avtoreferat dissertacii doktora geograficheskih nauk. - M.: MGU imeni M.V.Lomonosova, 2012. - 48 s.

5. Krylenko I.N. Vodnyj rezhim i gidrologicheskaja bezopasnost' osvoennyh uchastkov rek: Avtoreferat dissertacii kandidata geograficheskih nauk. - M.: MGU imeni M.V.Lomonosova, 2007. - 25 s.

6. Tofan A.V. Strategicheskie interesy SShA, Rossii i Kitaja v Central'noj Azii na sovremennom

jetape. - Cheboksary: Interaktivnaja nauka, 2016.--№ 10. - s. 86-90. - ISSN 2414-9411.

doi:10.21661/r-115199

7. Lihachjova A.B. Rossijsko-evropejskie otnoshenija v uregulirovanii vodno-jenergeticheskoj problemy Central'noj Azii v srednesrochnoj perspektive. - M.: «Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja jekonomika» VShJe, 2016. - 21 s.

8. Stelios S. "LA DIPLOMACIA PARLAMENTARIA: EL PAPEL DE LOS PARLAMENTOS EN EL MUNDO." Revista Española de Derecho Internacional, vol. 71, no. 1, 2019. - 9 p.

9. Kon'kov A.E., Chukov R.S., Tkachenko S.L., Dzhanotti A. Parlamentskaja diplomatija i ejo rol'v sovremennojpolitike. -M.: Mezhdunarodnyj analiticheskij centr «RethinkingRussia»,

2018. -16 s.

10. Varlen M.V. O vozrastajushhej roli parlamentskoj diplomatii v mnogopoljarnom mire //Lex Russica. 2019. №7 (152). - 12 s.

ro

> JZ

"o

iO 4

NJ o NJ NJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.