Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations
Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index
Central Asia is the main priority in Uzbekistan's foreignpolicy
Takhmina MAMADALIEVA1
University of World Economy and Diplomacy
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Article history:
Received June 2021 Received in revised form 20 June 2021 Accepted 15 July 2021 Available online 15 August 2021
Keywords:
Central Asia,
cooperation of Central Asia,
UNESCO,
pandemic,
international relations.
Today, Central Asia is once again returning to the center of attention of big international politics. Since Shavkat Mirziyoyev assumed the post of President of Uzbekistan, the Central Asian region has entered a new era of cooperation. In his parliamentary speech, Mirziyoyev confirmed that "Central Asia is the main priority of Uzbekistan's foreign policy". The article discusses the significant changes achieved in the relationship between the countries of the region.
2181-1415/© 2021 in Science LLC.
This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)
Марказий Осиё Узбекистон ташки сиёсатининг асосий устувор йуналиши ^исобланади
Калит сузлар:
Марказий Осиё, Марказий Осиё х,амкорлиги, ЮНЕСКО, пандемия,
халцаро муносабатлар.
АННОТАЦИЯ
Бугун Марказий Осиё яна бир бор ката халцаро сиёсатнинг диктат марказига кайтмокда. Шавкат Мирзиёев Узбекистон президенти лавозимини эгаллагани боис Марказий Осиё минтацаси х,амкорликнинг янги даврига кадам куйди. Мирзиёев уз парламент нутцида "Марказий Осиё Узбекистон ташки сиёсатининг асосий устувор йуналиши" эканлигини тасдицлади. Мацолада минтаца давлатлари уртасидаги муносабатларда эришилган мух,им узгаришлар мух,окама килинади.
1 Doctoral student, University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: [email protected].
Центральная Азия - главный приоритет во внешней политике Узбекистана
АННОТАЦИЯ_
Сегодня Центральная Азия вновь возвращается в центр внимания большой международной политики. С момента вступления Шавката Мирзиёева в должность Президента Узбекистана, центральноазиатский регион вступил в новую эру сотрудничества. В своей парламентской речи Мирзиёев подтвердил, что «Центральная Азия является главным приоритетом внешней политики Узбекистана». В статье рассматриваются достигнутые весомые изменения во взаимоотношении между странами региона.
Центральная Азия - динамичный и быстро меняющийся регион. За последние пару десятилетий он показал, что расширение регионального сотрудничества необходимо для достижения целей в области развития. Политическая, экономическая и культурно-историческая ценность региона ЦА играла особую роль на мировой арене во все времена. Однако, после распада Советского Союза двоякость принципов, сотрудничество и соперничество стран ЦА препятствовали для более тесных и компромиссных взаимоотношений между странами региона. С момента вступления Шавката Мирзиёева в должность Президента Узбекистана, центральноазиатский регион вступил в новую эру сотрудничества. В своей парламентской речи Мирзиёев подтвердил, что «Центральная Азия является главным приоритетом внешней политики Узбекистана» [1]. В первый год своего пребывания на посту нового президента Республики Узбекистан, Шавкат Мирзиёев, произвел кардинальные изменения в стране, посетив более десятка стран и курировав важные новые политические инициативы. Дан большой старт взаимодействию стран ЦА по развитию и решению региональных проблем. Узбекские лидеры подчеркнули общее цивилизационное наследие жителей Центральной Азии; взаимосвязанность региональных сетей экономики и безопасности; важность коллективного решения водных, энергетических и других транснациональных проблем; и необходимость завершить установление государственных границ [2], превратив центральноазиатскую солидарность в одну из основных внешнеполитических целей.
В ходе августовской конференции 2017 года «Центральная Азия - главный приоритет внешней политики Узбекистана», министр иностранных дел Узбекистана, Абдулазиз Камилов, подчеркнул решимость правительства превратить Евразию в зону «стабильности, устойчивого развития и добрососедства». В «Стратегии развития на 2017-2021 годы» особое внимание уделяется национальной независимости и суверенитету, а также поддержанию сбалансированных отношений с другими странами [3], также она устанавливает такие цели, как:
• Пополнение рядов развитых демократических государств;
• Создание пояса безопасности, стабильности и добрососедства вокруг Узбекистана;
Ключевые слова:
Центральная Азия,
сотрудничество ЦА,
ЮНЕСКО,
пандемия,
международные
отношения.
• Укрепление международной репутации Республики Узбекистан, доведение до международного сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах;
• Совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, а также правовой основы международного сотрудничества;
• Решение вопросов делимитации и демаркации государственной границы Республики Узбекистан.
За пределами границ, администрация Мирзиёева способствовала двусторонней торговле, инвестициям и углублению взаимодействия с международными экономическими институтами; преследовал сбалансированные меры безопасности с другими странами, используя потенциал Узбекистана как транспортного коридора и источника региональной рабочей силы.
Новое правительство подчеркнуло необходимость расширения многостороннего сотрудничества между государствами Центральной Азии для решения таких транснациональных проблем, как доступ к воде, ухудшение состояния окружающей среды и международный терроризм. Администрация Мирзиёева заметно смягчилась в отношении региональных вопросов разделения водных ресурсов и предложила совместное освоение евразийских гидроэнергетических ресурсов. Правительство Узбекистана обязалось сократить торговлю людьми и наркотиками через свою территорию, а также положить конец принудительному детскому труду и улучшить положение с правами человека. Для достижения этих целей он выступил с различными национальными и региональными инициативами. Кроме того, узбекско-афганские связи укрепились как в области экономики, так и в области безопасности благодаря нескольким двусторонним проектам и более активному участию в поддержке многосторонних структур, таких как те, которые спонсируются ШОС и ЕС. Узбекистан часто продвигал коллективную центральноазиатскую солидарность и сотрудничество в рамках этих органов.
Кроме того, правительственные реформы нацелены на повышение международной экономической конкурентоспособности Узбекистана, развитие предпринимательства, привлечение большего количества прямых иностранных инвестиций и возобновление связей с международными финансовыми учреждениями. Национальные приоритеты включают развитие туризма, поддержку высокотехнологичных проектов, расширение использования возобновляемых источников энергии и диверсификацию экспорта за пределы природных ресурсов. Эти инициативы, такие как ослабление валютного регулирования и участие в региональных торговых ярмарках, внесли свой вклад в рост торговли Узбекистана со своими центральноазиатскими соседями.
Позиция узбекских лидеров по двусторонним вопросам в сочетании с их активным взаимодействием с соседними лидерами улучшили отношения Узбекистана с другими странами Центральной Азии. Широкий спектр недавних инициатив включал меры по разрешению приграничных споров, сокращению ограничений на трансграничные поездки, содействию обмену энергоресурсами, расширению транспортных маршрутов и укреплению региональной безопасности. Казахстан и Узбекистан подписали дополнительные стратегические и экономические соглашения. Что еще более неожиданно, Узбекистан положил конец
своим вооруженным пограничным конфликтам с Кыргызстаном, очертил большую часть их общей границы, укрепил политический диалог, облегчил трансграничную торговлю и туризм.
Такое улучшение внешних связей Узбекистана имеется и с Таджикистаном. При Мирзиёеве Узбекистан ослабил оппозицию проектам гидроэлектростанций Таджикистана, восстановил прямые коммерческие авиалинии, вновь открыл пограничные переходы, упростил визовые требования и способствовал коммерческому обмену. Мирзиёев также стремился к расширению сотрудничества с Туркменистаном, опираясь на более ранние инициативы Каримова и партнерство двух стран в области естественной энергетики. В совокупности региональные последствия этого сдвига существенны.
Одним из важнейших направлений реализации нового регионального курса Узбекистана в Центральной Азии, проводимого под руководством Президента Шавката Мирзиёева, также является укрепление культурных, гуманитарных и духовных связей между народами этого региона.С незапамятных времен Центральная Азия была местом исторических встреч и духовного взаимообогащения разных народов, стран и континентов. Города, расположенные в этом регионе, всегда были центрами науки и образования. Это пространство связано с именами великих ученых, философов и выдающихся исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации, межнационального и межконфессионального диалога. Территория Узбекистана, во многом способствовавшая развитию мировой цивилизации, расположенная на главном перекрестке Великого шелкового пути. Именно здесь были ключевые точки взаимного обмена между Востоком и Западом, которые служили и продолжают служить развитию и взаимопроникновению культур, традиций и религий.
Сегодня Узбекистан активно сотрудничает с ЮНЕСКО в области сохранения культурного и духовного наследия, а также в проведении крупных международных мероприятий. В последние годы в республике под эгидой ЮНЕСКО прошли несколько крупных культурных фестивалей. Эти события являются важным фактором развития добрососедских межгосударственных отношений и подтверждают огромный вклад народов Узбекистана и других стран Центральной Азии в развитие мировой цивилизации. Поддержка руководством ЮНЕСКО инициативы главы Узбекистана по проведению международного форума «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций» в древнем историческом городе Хива подтверждает ключевой вклад узбекской стороны в укрепление культурно-гуманитарной и духовной жизни в регионе. Без сомнения, проведение этого мероприятия также предоставит хорошую возможность погрузиться в самобытную культуру и уникальное наследие Центральной Азии.
Обобщая вышеуказанное, за последние 5 лет достигнуты весомые изменения во взаимоотношении между странами региона, включая увеличение объема товарооборота и количество реализующихся проектов. Были решены проблемы по вопросам границы; водно-энергетического обмена; строительства Камбартинской ГЭС-1 с Киргистаном; вопрос делимитации с Таджикистаном; в вопросах водообеспечения; вопросы электроэнергии и водообеспечения с Кыргызстаном и многое другое, с помощью принципа разумных компромиссов, без вмешательства внешних сил.
Инициатива Президента в Самаркандской конференции о формате консультативных встреч глав государств, осуществлена на практике. Первый Саммит был проведен в Астане и второй в Ташкенте. В связи с пандемией последующие встречи были перенесены на неопределенное дату. Также был заключен многосторонний договор о дружбе и сотрудничестве в ЦА, что является новшеством для стран ЦА связанных исключительно двусторонними договоренностями.
Страны ЦА региона доказали свою способность взаимодействовать даже в условиях пандемии. Были решены вопросы транспортировки граждан, оказавшихся вне страны, построен госпиталь в Душанбе и отправлена группа квалифицированных врачей. Так, например, в случаи с Кыргызстан, который пережил тяжелые времена, с самым высоким уровнем случаев коронавируса в Центральной Азии и самым высоким уровнем смертности, новое руководство страны искало помощи и нашло ее в очень неожиданном месте: прямо по соседству. Финансовая поддержка, предоставленная Казахстаном и Узбекистаном, направлена на поддержку бюджета Кыргызстана и обеспечение продовольственной безопасности. Казахстан и Узбекистан также согласились отправить лекарства и больничное оборудование, чтобы помочь Кыргызстану в борьбе с коронавирусом, а Узбекистан, как сообщается, согласился помочь в строительстве «лечебно-оздоровительного учреждения» [4].
С инвестиционной точки зрения, страны ЦА привлекают все больший поток туристов, иностранных инвестиций. В регионе осуществляется новая форма экономического сотрудничества в рамках ЦА. В Казахстане активизирована производство узбекских автомобилей, в Таджикистане алюминиевый завод, в то время как с Кыргызстаном были подписан документ о 60 совместных проектах.
Благодаря открытию границ, были налажены гуманитарные контакты, созданы 19 пунктов пропуска на узбекско-киргизской границе. На сегодняшний день, имеется возможности перебраться из Ташкента в любую точку региона, при помощи любого транспорта, что не наблюдалось раньше.
Важно упомянуть изменения позиций стран региона на мировой арене с началом взаимодействия стран Центральной Азии. Сегодня ЦА является стратегически важной для ЕС, что проявляется в обновленной стратегии 2019 года, США, которая впервые приняла отдельную стратегию в отношении ЦА. Также активизировано активное сотрудничество между странами ЦА и Россией, ЦА-Китай. Кроме того, ЦА рассматривает межрегиональное сотрудничество, такими как ЮА, одной из основных факторов безопасности, стабильности и добрососедства.
Вопреки всем достижениям, экономическое развитие стран Центральной Азии нуждается в более точных проектах по реализации поставленных задач. Одной из проблем, непосредственно является, неспособность полностью интегрировать половину творческих способностей и изобретательности ее населения. Демографически Центральная Азия молода: 50 процентов населения Киргизской Республики, Таджикистана и Узбекистана; 49 процентов Казахстана; и 40 процентов населения Туркменистана в возрасте до 25 лет. Число молодых людей дает региону экономические возможности для увеличения государственных доходов и интеграции инноваций в общество и экономику. Однако эта возможность для поколений может быть потеряна, если правительства региона не смогут интегрировать молодых жителей Центральной Азии в экономику и гражданское общество 21 века.
По словам Илана Бермана, вице-президента Американского совета по внешней политике, «заявление Мирзиёева о корректировке внешней политики Ташкента в отношении соседних стран» [5] способствовало возобновлению региональных связей в ЦА. Действительно, за успехом этих позитивных изменений в регионе стоит то, что Мирзиёев, опираясь на прошлые ошибки, изменил отношение своего и своих коллег из ЦА к существующим проблемам в регионе.
В первую очередь, прозрачность проблем водопользования, приграничных конфликтов и т.д., Которые серьезно тормозили сотрудничество между отдельными республиками ЦА. Напротив, он подошел к задаче через диалог и сотрудничество и доказал, что любые вопросы можно решить или хотя бы минимизировать.
Кроме того, слово «интеграция» выпало из дискурса сотрудничества в ЦА. Например, в ноябре 2017 года Узбекистан созвал крупную конференцию «Центральная Азия: общее прошлое и общее будущее, сотрудничество для устойчивого развития и взаимного процветания»; В своем вступительном слове Мирзиёев много говорил о мерах, которые будут способствовать устойчивому развитию в регионе [6], но избегал употребления слова «интеграция». И то, что государства ЦА не стремятся интегрировать регион, а «просто» интенсифицируют диалог и сотрудничество в ЦА, в свою очередь, позволило им собраться в Казахстане независимо от третьих лиц [7].
В своем обращении к национальному парламенту 22 декабря 2017 года президент Мирзиёев отметил, что «позитивные преобразования, происходящие в нашей стране, повышают интерес мирового сообщества к Узбекистану». Он отметил, что это повышает международный престиж Узбекистана, но затем быстро добавил, что эти изменения представляют собой лишь «первые шаги на долгом, трудном, но единственно правильном пути» [8].
Несмотря на смену президентской администрации, существенная преемственность во внешней политике Узбекистана очевидна. Узбекские политики по-прежнему выступают за невмешательство во внутреннюю политику других государств, воздерживаются от иностранных оборонных союзов или иностранных военных развертываний и добиваются многостороннего баланса сил в Центральной Азии. Однако тактика Узбекистана в последнее время подчеркивает важность развития более глубоких международных экономических связей, разрешения споров с соседними странами и открытого приоритета центральноазиатской солидарности.
Скорость, с которой Мирзиёев способствовал улучшению отношений с другими государствами Центральной Азии, включая Афганистан, предполагает, что эти партнеры ожидали и приветствовали новый подход Узбекистана. Неизменным остается и региональное значение Узбекистана. Страна расположена в центре Евразии, среди множества возможных транспортных коридоров восток-запад и север-юг, что делает поддержку Узбекистана критически важной для крупных региональных проектов и жизненно важной для стабильности и процветания Евразии.
В заключение, важно будет придерживаться прагматичного, гибкого подхода, делая упор на взаимные интересы и принцип осуществимости. Само собой разумеется, что устойчивый и уважительный диалог на высших уровнях
национального руководства будет иметь решающее значение для будущего регионального сотрудничества в Центральной Азии. Однако без эффективных и постоянных институциональных структур будет невозможно преодолеть разрыв между благими намерениями и практическими действиями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Абдулазиз Камилов, «Вступительное слово Абдулазиза Камилова на конференции «Центральная Азия - главный приоритет внешней политики Узбекистана»», «Ташкент Таймс», 11 августа 2017 г., http://www.tashkenttimes.uz/ national/1287-opening-remarks-by-abdulaziz-kamilov-at-central-asiauzbekistan-s-top-foreign-policy-priority-conference.
2. Ли, Дмитрий (2017). «Центральноазиатская интеграция: более реальна, чем когда-либо?» Опубликовано 30.05.2017 по адресу: https://astanatimes.com/2017/05/ central-asian-integration-more-real-than-ever/.
3. Фарход Толипов, «Гибкость или стратегическая неразбериха? Внешняя политика Узбекистана», под ред. Марлен Ларуэль, «Узбекистан: политический порядок, социальные изменения и культурные трансформации» (Вашингтон, округ Колумбия: Программа Центральной Азии, 2017), стр. 139-142. http:// centralasiaprogram.org/wpcontent/uploads/2015/11/Uzbekistan_f.pdf.
4. Хурамов, Р (2017). Новый политический импульс Центральной Азии: перспективы и вызовы. Uzbekistan.de Доступно по адресу: https://www.uzbekistan. de/en/nachrichten/nachrichten/central-asia's-new-political-momentum-prospects-and-challenges/.
5. «Стратегия развития Узбекистана на 2017-2021 годы была принята после консультаций с общественностью», «Ташкент Таймс», 8 февраля 2017 г., http://tashkenttimes.uz/national/541-uzbekistans-development-strategy-for-2017-2021-has-been-adopted-following-discussion.
6. «Вступительное слово Шавката Мирзиёева на конференции «Центральная Азия: общее прошлое и общее будущее, сотрудничество в целях устойчивого развития и взаимного процветания». Опубликовано 11.11.2017 по адресу: http://tashkenttimes.uz/national/1670-opening-remarks-by-shavkat-mirziyoyev-at-central-asia-one-past-and-a-common-future-cooperation-for-sustainable-development-and-mutual-prosperity-conference.
7. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, Декабрь 22, 2017, http://president.uz/ru/lists/view/1371
8. «Центральная Азия - главный приоритет внешней политики Узбекистана». Опубликовано 08.08.2017 по адресу: http://uza.uz/en/politics/central-asia-the-main-priority-of-uzbekistan-s-foreign-polic-12-08-2017?m=y&ELEMENT_C0DE=central-asia-the-main-priority-of-uzbekistan-s-foreign-polic-12-08-2017&SECTI0N_C0DE=politics.
9. «Узбекистан обновит концепцию внешнеполитической деятельности». Опубликовано 06.04.2018. по адресу: https://www.trend.az/casia/uzbekistan/ 2883337.html.
10. «Узбекистан доставил Кыргызстану гуманитарную помощь на сумму 560000 долларов». Опубликовано 04.08.2020 по адресу: https://kun.uz/en/news /2020/08/04/uzbekistan-delivers-560000-worth-humanitarian-aid-to-kyrgyzstan#:~: text=Uzbekistan%20delivers%20%24560%2C000%2Dworth%20humanitarian%20aid %20to%20Kyrgyzstan&text=Uzbekistan%20has%20provided%20%24560%2C000%2 Dworth,at%20a%20briefing%2C%20Kabar%20reports.