В. ШКАРИН, ректор Г. БУЛАНОВ, проректор по учебной работе
Нижегородская государственная медицинская академия
Известно, что на качество образования в высшей школе влияют многочисленные факторы: уровень подготовки абитуриентов, квалификация педагогического персонала, содержание образовательных программ, материальная база образовательного учреждения, социальная защищенность сотрудников, окружающая среда, внутренняя жизнь учебного заведения.
Естественно, повлиять на все эти факторы одновременно невозможно, но стремление обеспечить нужное качество образования должно постоянно находиться в центре внимания деятельности ректората вуза.
Возникновение новых смежных областей в медицине приводит к необходимости подготовки специалистов с большим кругозором и умением решать сложные комплексные задачи.
Учитывая все эти факторы, современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов. Мировая образовательная практика показывает, что традиционных методов, обеспечивающих качество обучения в сегодняшних условиях, уже недостаточно. Требуются новые организационные и методические подходы в решении этой проблемы.
Под качеством образования принято понимать обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой
Внутривузовское управление качеством обучения
адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющих технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Что же касается государственных образовательных стандартов (ГОС), то в их содержании отражены только какие-то общие требования. Основные же, относящиеся к специфике и уровню получаемой профессиональной подготовки, должны формироваться и обеспечиваться самим высшим учебным заведением. Возможности, которыми сегодня располагает вуз, позволяют создавать хорошие образовательные программы, а ГОС должны содержать параметры, определяющие минимум важных для государства требований к качеству образования.
Министерство образования РФ поставило перед вузами задачу - разработать систему управления качеством обучения в каждом вузе. Понимая всю сложность задачи, обусловленную в первую очередь отсутствием единой теоретико-методологической базы, общевузовской программы с использованием научно обоснованных измерителей качества обучения, мы предлагаем некоторые положения и принципы построения такой системы, исходя из опыта работы нашей академии по отдельным направлениям контроля качества учебного процесса.
«Закон об образовании» трактует образование как единый процесс обучения и развития (воспитания) лично-
сти. Степень достижения задаваемого Государственным стандартом уровня подготовленности (обученности) и развития личности студента и определяет качество образования в вузе.
Существуют различные организационные, методические, технологические факторы, влияющие на качество обучения, оценка которых получила в пос-
ледние годы достаточно широкое распространение при аттестации и аккредитации вузов. Мы представили систему этих факторов, действующих в нашей медицинской академии, в виде предлагаемой ниже таблицы. В ней показаны также структурные подразделения вуза, ответственные за их реализацию.
Факторы, влияющие на качество обучения Ответственные структурные подразделения
Уровень подготовки абитуриентов В системе факультета довузовской подготовки
Организация учебного процесса на кафедрах Учебная часть, деканаты, кафедры, комиссия контроля качества обучения
Оснащение кафедр учебным оборудованием, учебниками и пособиями, вычислительной и оргтехникой Ректорат, учебно-методический кабинет, библиотека, комиссия по информатизации, кафедры
Организация самостоятельной работы студентов. Наличие комнат самоподготовки на кафедрах, их оснащение Учебная часть, учебно-методический кабинет, деканаты, кафедры
Мотивация студентов к лучшей учебе. Олимпиады, конкурсы на лучшее знание предмета и т.д. Деканаты, кафедры, старостат, студенческий профком
Практические умения студентов, их оценка в течение года и на производственной практике Кафедры, деканат производственной практики
Знакомство студентов с современными методами диагностики и новыми лечебными технологиями Кафедры
Внедрение научных достижений в учебный процесс Научный отдел, кафедры
Гуманитаризация образования, внеучебная работа, воспитательная работа Совет по гуманитарному образованию, деканаты, кураторы
Оценка уровня подготовки студентов специалистами практического здравоохранения Группа по связи с выпускниками, лаборатория социологических исследований
Уровень подготовки преподавателей, подбор кадров, повышение их квалификации, социальная защищенность сотрудников Ректорат, отдел кадров, профком
Использование информационных технологий Кафедры, библиотека
Контроль управления качеством учебного процесса представляет собой многоуровневую систему, которая позволяет объективно и постоянно оценивать уровень подготовки будущего специалиста.
Уровень ректора
Контроль за качеством обучения со стороны ректората осуществляет помощник ректора, который при этом руководствуется приказами ректора НГМА, приказами, указаниями, инструкциями, положениями Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.
При посещении кафедр помощник ректора проверяет:
■ организацию учебного процесса отработок, экзаменов и переэкзаменовок;
■ выполнение учебного плана и рабочей программы;
■ выполнение текущего и экзаменационного тестирования; использование технических и программных средств в учебном процессе, выборочно проводит тестирование(ректорские контрольные);
■ организацию самостоятельной работы студентов;
■ осуществление кафедрой контроля за посещаемостью и успеваемостью студентов.
Совместно с группой социологических исследований он проводит анкетирование преподавателей и студентов по организации учебного процесса.
По результатам проверок помощник ректора составляет отчет и представляет его ректору, проректору по учебной работе, заведующему кафедрой. После принятия решений контролирует их исполнение.
В зависимости от серьезности выявленных недостатков результаты проверок выносятся на обсуждение ректора-
та, ЦМС и в некоторых случаях ученых советов факультетов и ученого совета академии. В случае необходимости издается приказ по вузу с применением административных санкций. Все это создает весомый общественный резонанс в вузе, а отсюда каждый заведующий кафедрой, преподаватель делает для себя соответствующие выводы.
Уровень деканатов
Основными направлениями деятельности деканатов по осуществлению контроля качества обучения являются:
■ анализ сессий с учетом успеваемости студентов по различным категориям (обучающихся на госбюджете, по целевому приему и на договорной основе);
■ систематический анализ сведений, поступающих с кафедр о посещаемости и успеваемости студентов, с ведением соответствующего документального учета и последующим информированием кафедр о принятых мерах;
■ анализ работы кафедр по организации самостоятельной подготовки студентов, проведение отработок пропущенных занятий;
■ организация работы старост групп по контролю за посещением студентами лекций и практических занятий (еженедельное представление сведений старостам групп).
В целях повышения качества обучения деканаты организуют на факультете проведение студенческих олимпиад по отдельным дисциплинам. Деканатами на кафедрах, работающих со студентами 2 и 3 курсов, организуются летние семестры (на добровольной основе) для не справляющихся с учебным планом. Работа с этой категорией студентов осуществляется на основе дополнительных платных занятий, проводимых через учебный центр.
Уровень практической подготовки студентов
В вузе разработан в рамках образовательного стандарта единый перечень практических навыков и умений, которыми должен овладеть каждый студент, причем усвоение того или иного навыка может отрабатываться на разных кафедрах по мере реализации студентом учебного плана.
Освоение умений и навыков фиксируется в специальной карте практической подготовки студента, где преподавателем дается соответствующая оценка, подтверждаемая его подписью.
Эффективность работы преподавателя по привитию студентам практических умений и навыков будет оцениваться деканатом производственной практики по результатам экзамена по практике и учитываться при переизбрании преподавателя на последующий срок работы.
Полученные студентом оценки за практическую подготовку будут учитываться аттестационной комиссией факультета при решении вопроса о допуске его к итоговой государственной аттестации.
Уровень кафедры
Кафедра является основным подразделением академии, осуществляющим контроль качества обучения студентов и определяющим его дальнейшее совершенствование. Кафедра организует и проводит:
- текущий тестовой контроль знаний и устный опрос студентов с регистрацией результатов контроля в индивидуальных учебных картах;
- предварительное тестирование знаний студентов в ходе экзамена - с выставлением окончательной оценки с учетом текущей успеваемости студента (вторая сдача экзамена прово-
дится письменно и проверяется комиссией из 2-3-х преподавателей кафедры);
■ оценку прочности знаний, полученных студентами на предыдущих смежных дисциплинах;
■ самостоятельную работу студентов (оборудование комнат для самостоятельной работы, оснащение наглядными пособиями, использование обучающих и контролирующих компьютерных программ);
■ контроль за освоением практических навыков, решениями ситуационных задач, умением анализировать данные лабораторных исследований и различную информацию, получаемую при обследовании пациента или клинической операции;
■ студенческие олимпиады, НИРС;
■ дополнительное обучение для неуспевающих студентов.
Кафедра 2 раза в месяц информирует деканаты о неуспевающих студентах - при цикловой системе занятий в течение трех дней после завершения занятий.
Особой задачей клинических кафедр является обеспечение связи между теоретическими и клиническими дисциплинами, максимальное использование потенциала теоретических, фундаментальных дисциплин в целях улучшения профессионального образования студентов.
Для координации междисциплинарной интеграции и контроля за этим процессом в систему качества обучения введена межкафедральная компьютерная программа, которая включает основные, наиболее важные разделы теоретических дисциплин. Начиная с 4го курса студенты периодически (1 раз в месяц) на клинических кафедрах тестируются по этой программе с выставлением оценки, которая учитывается при проведении дисциплинарного экзамена.
Студенческий уровень
В системе управления качеством образования студенты рассматриваются как полноценные участники учебного процесса.
Качество преподавания отдельных дисциплин профессорско-преподавательским составом оценивается также и студентами. Эта процедура осуществляется путем анонимного анкетирования студентов по оценке лекций и практических занятий по 4-балльной системе («5»-«2») с внесением в анкету своих замечаний по организации и содержанию учебного процесса на кафедре и предложений, направленных на его улучшение. Деканат организует работу по оценке преподавания студентами, обобщает результаты анкетирования и доводит их до сведения кафедральных коллективов.
Периодически на заседаниях совета факультетов деканаты доводят итоги анкетирования до членов советов с рекомендациями и предложениями по улучшению организации и содержания учебного процесса с учетом мнения студентов.
Уровень выпускников вуза
В процессе управления качеством подготовки врачей в НГМА определенное место занимает оценка уровня обучения в вузе самими его выпускниками, проработавшими несколько лет в практическом здравоохранении. Эта оценка осуществляется путем их анкетирования на факультете усовершенствования врачей центра повышения
квалификации и профессиональной переподготовки специалистов академии. Вопросы анкеты отражают все основные разделы учебного процесса в вузе: уровень теоретических знаний, профессиональной, гуманитарной, правовой подготовки, привития практических умений и навыков и т.д. Давая оценку полученного образования в вузе, врачи одновременно высказывают замечания и дают конкретные предложения по повышению качества подготовки специалистов, выпускаемых академией. Анализ результатов анкетирования позволяет ректорату вуза сделать вывод об уровне обучения, выявленных недостатках в организации и содержании учебного процесса и подготовить соответствующие рекомендации деканатам и кафедрам. Такое взаимодействие вуза с его выпускниками позволяет существенно влиять на качество обучения студентов.
Конкретные мероприятия по контролю качества подготовки студентов, осуществляемые подразделениями академии, периодически анализируются на заседаниях ученого совета, ректората, ученых советов факультетов, центрального методического совета вуза.
Предлагая систему контроля качества обучения, сложившуюся в нашем вузе, мы понимаем, что она еще далеко несовершенна, и с большим удовлетворением примем в свой адрес замечания и предложения от наших коллег, обеспокоенных одной из основных проблем высшей школы - качеством подготовки специалистов.