Научная статья на тему 'Становление высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде'

Становление высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3281
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОРЬКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / GORKY MEDICAL INSTITUTE / NIZHNY NOVGOROD STATE MEDICAL ACADEMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахов Борис Евгеньевич, Буланов Геннадий Александрович

В статье описывается история становления высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of higher medical education in Nizhny Novgorod

The history of formation of higher medical education in Nizhny Novgorod is given in the article.

Текст научной работы на тему «Становление высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде»

УДК 378:61(071.11(470.341-25)

становление высшего медицинского образования в нижнем Новгороде

Б.Е. шахов, Г.А. Буланов,

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»

Шахов Борис Евгеньевич - e-mail: rector@gma.nnov.ru

В статье описывается история становления высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, Горьковский медицинский институт,

Нижегородская государственная медицинская академия.

The history of formation of higher medical education in Nizhny Novgorod is given in the article.

Key words: higher medical education, Gorky medical institute, Nizhny Novgorod state medical academy.

лучших практических врачей Нижнего Новгорода. Это были:

A.Н. Куняев, К.Ф. Богуш, П.Н. Михалкин, А С. Пальмов,

B.М. Дурмашкин, И.И. Елкин, Л.П. Бибихин, А.Б. Грановский. Эти люди заложили фундамент высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде. Многие из них стали в дальнейшем докторами наук, профессорами и знаменитыми учёными.

База факультета была довольно скудной, всего было

организовано 32 кафедры. В числе первых были кафедры нормальной анатомии, гистологии, биохимии и оперативной хирургии. Эти кафедры были размещены в старом двухэтажном кирпичном здании бывшей богадельни, получившем название «анатомический театр», по НапольноМонастырской улице. Занятия проводились в довольно стеснительных условиях, так, практические занятия одновременно проводились с 50-100 студентами. Несмотря на это, преподавателями большое внимание уделялось организации учебного процесса. Другие теоретические кафедры размещались в здании на Ошарской площади (ныне здание облвоенкомата), на Верхне-Волжской набережной, в здании бывшего Института благородных девиц.

В качестве баз клинических кафедр были выделены областная больница, городская инфекционная больница, психиатрическая больница, больницы Красного Креста и родильный дом по улице Фигнер. Деканат медицинского

Годом начала высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде является 1920. В январе этого года

в Нижегородском государственном университете открылся медицинский факультет. Это было тяжелейшее время послевоенной разрухи и борьбы с эпидемиями. Первые студенты были очень разнообразны. Среди них «зелёная молодёжь», вчерашние выпускники школ II ступени, и повидавшие жизнь участники гражданской войны, и фельдшеры с немалым медицинским опытом.

Приём осуществлялся сразу на три первых курса. На первый курс - выпускники школ, на второй курс - студенты биологического факультета, сдавшие экзамен по анатомии, на третий курс - лица, окончившие фельдшерскую школу.

Экзаменам предшествовало своеобразное собеседование, в ходе которого выявлялись знания поступающего, общее развитие, склонность к врачебной профессии. Большое внимание уделялось социальному положению, преимущество отдавалось выходцам из рабочих и крестьянских семей.

Первым деканом, возглавившим медицинский факультет, был Петр Георгиевич Аврамов, выпускник военномедицинской академии, опытный военный врач, прекрасный организатор, учёный и педагог. П.Г. Аврамов возглавлял факультет первые пять лет, энергично и умело вёл дело создания факультета. Он привлёк к работе со студентами

ЕЮ

факультета и общественные организации располагались на площади Минина и Пожарского, в здании, где в настоящее время размещается Хоровой колледж.

Условия, в которых приходилось учиться, были достаточно тяжёлыми, помещения зимой часто не отапливались, студенты занимались в верхней одежде. Не хватало учебников, по одному занималось несколько человек, не доставало учебных пособий. На занятия студенты приходили зачастую полуголодными. Стипендия на младших курсах была 5 рублей, на старших - 25 рублей. И хотя обед в то время в студенческой столовой стоил 35 копеек, этих денег на жизнь не хватало, многие студенты совмещали учебу с работой.

Несмотря на скромные материальные возможности, руководство факультета совместно с преподавателями и студентами создавали лаборатории, формировали свою библиотеку, студенты принимали активное участие в изготовлении учебных пособий, препаратов. Отдельные анатомические препараты, изготовленные умелыми руками студентов, являлись по оценке преподавателей образцами изящества и тонкости изготовления.

Обучение на факультете продолжалось в течение пяти лет, экзамены сдавались по сорока четырём дисциплинам. На итоговые государственные экзамены были вынесены 11 дисциплин. Кроме традиционных клинических дисциплин, экзамены сдавались по патологической физиологии, патологической анатомии, гигиеническим дисциплинам.

С 1924 по 1929 год, до закрытия медицинского факультета, его возглавлял Иосиф Аронович Левин - выпускник медицинского факультета Казанского университета 1898 года.

И.А. Левин последние 5 лет работы медицинского факультета заведовал кафедрой кожных и венерических болезней. Высококвалифицированный, опытный врач, он, будучи разносторонним специалистом, также успешно занимался хирургией и урологией.

В 1925 году состоялся первый выпуск врачей, к этому времени факультет организационно окреп, значительно пополнился научно-педагогическими кадрами. Но в этом же году он был закрыт, а всё учебное оборудование и помещения были переданы научно-лечебным учреждениям Нижнего Новгорода. Студенты двух младших курсов были распределены по медицинским факультетам университетов других городов, а старшекурсники заканчивали обучение с 1926 по 1928 год в Нижнем Новгороде. За все годы работы медицинский факультет выпустил более 400 врачей.

В 1929 году по ходатайству нижегородских властей медицинский факультет был восстановлен, а через год в связи с реорганизацией университета был преобразован в самостоятельный вуз - Горьковский медицинский институт (ГМИ).

На протяжении с 1930 по 1938 год структура ГМИ неоднократно реорганизовывалась и окончательно установилась в 1938 году. В это время обучение осуществлялось на трех факультетах: педиатрическом, лечебно-профилактическом и санитарно-гигиеническом.

К этому времени резко возрос интерес молодёжи к изучению медицины. Конкурс ежегодно стал составлять 2-3 человека на место.

Коллективу института пришлось решать массу сложных задач. Пришлось заново создавать базу и формировать новый преподавательский состав вуза. Частично были приглашены сотрудники бывшего медицинского факультета, но появилось много новых профессоров, доцентов, ассистентов. В институт пришли профессоры: П.К. Анохин, И.М. Рыбаков, А.И. Шабадаш, В.Д. Семёнов, Г.Я. Городисская, Ф.Д. Агафонов, М.П. Батунин, М.Л. Бирюков и др. Ежегодно кафедральные и клинические лаборатории пополнялись новым оборудованием. Осенью 1931 года в торжественной обстановке открылся анатомический музей, являющийся в те годы по числу экспонатов одним из лучших в стране. Под клинические кафедры были переданы наиболее крупные лечебно-профилактические учреждения. Но для теоретических кафедр учебных площадей не хватало. Для их размещения было отведено здание на площади Минина и Пожарского (ныне главное здание академии), где разместились администрация, учебная часть и восемь теоретических кафедр. Был надстроен анатомический корпус, где появилась собственная аудитория. В 1936 году началось строительство биофизиологического корпуса. К концу тридцатых годов было, в основном, завершено формирование преподавательского состава. В 1938 году в институте работали 24 профессора, 25 доцентов, 130 ассистентов и преподавателей. Институт готовил уже не только врачей, но и научных работников высшей квалификации, прошедших обучение в аспирантуре. В 1940 году в аспирантуре обучались 20 человек, 23 защитили кандидатские диссертации. За первые 10 лет институт подготовил для страны 1300 врачей.

Практически со дня создания медицинского института, как самостоятельного высшего образовательного учреждения, и вплоть до середины 50-х годов научная и учебная работа возглавлялась заместителем директора института по научно-учебной работе.

В 30-е годы эту должность занимали: И.М. Рыбаков (1932-1933 гг. и 1936-1938 гг.), С.И. Скундина (1933-1935 гг.) и дважды Х.И. Гаркави (1935-1936 гг. и 1938-1939 гг.).

Иосиф Моисеевич Рыбаков родился в 1892 году в городе Бердянске. Среднее образование получил в гимназии. Учился на медфакультете Цюрихского университета (19131914 гг.). В июле 1914 года возвратился в Россию в Гомель, где в течение года работал в лазарете земского союза в качестве фельдшера и лишь в 1915 году поступил в Саратовский университет на медицинский факультет, который окончил в 1919 году.

В 1926 году защитил докторскую диссертацию. В 1930 году он был избран заведующим кафедрой госпитальной терапии Горьковского медицинского института. И.М. Рыбаков был активным организатором, прекрасным врачом, крупным

ученым. За период его деятельности на кафедре была развернута интенсивная научно-исследовательская работа. Самим Иосифом Моисеевичем написан ряд монографий.

В годы Великой Отечественной войны И.М. Рыбаковым много внимания было уделено качественной подготовке врачебных кадров и лечебно-консультативной работе в госпиталях.

София Израилевна Скундина родилась в 1898 году в городе Рославль Смоленской губернии. Окончила медицинский факультет Саратовского университета в 1922 году.

С мая 1925 года по сентябрь 1932 работала в Нижегородском губздравотделе: вначале возглавляла санподотдел, затем - секцию профболезней, была заведующей губпроф-поликлиникой и губпрофдиспансером. Была организатором и первым директором Нижегородского краевого института профессиональных заболеваний в 1929-1932 гг. В 1931 году стала инициатором создания и первым руководителем кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения НГМИ. Защитила кандидатскую диссертацию в 1935 году, в том же году получила звание профессора. В 1945 году защитила докторскую диссертацию.

В годы войны София Израилевна Скундина работала заместителем председателя Горьковского облисполкома (возглавляла и координировала работу военных госпиталей города Горького и области). Награждена орденом «Трудового Красного Знамени», знаком «Отличнику здравоохранения», медалями.

Хаим Иосифович Гаркави окончил медицинский факультет Северо-Кавказского университета в Ростове-на-Дону и был оставлен работать в клинике нервных и душевных болезней в качестве ассистента кафедры. Позднее, уже в клинике нервных болезней в Ростове-на-Дону, Х.И. Гаркави занимался научно-исследовательской работой и совершенствовал своё мастерство врача-нейрохирурга.

В 1931 году в Горьковском медицинском институте была организована кафедра неврологии, и первым заведующим был избран Х.И. Гаркави. За 19 лет руководства кафедрой неврологии он провел большую работу по расширению и оборудованию клиники. При клинике нервных болезней им было организовано нейрохирургическое отделение и патогистологическая лаборатория.

В годы Великой Отечественной войны на базе клиники был развёрнут госпиталь для раненых с черепно-мозговыми травмами. В те годы сотрудники кафедры и клиники, возглавляемой Х.И. Гаркави, самоотверженно работали и возвращали к жизни сотни солдат и офицеров, многие из них снова уходили на фронт.

Результаты лечения раненых в голову, в том числе и с внутричерепными осложнениями, нашли своё отражение в специальной главе, написанной Х.И. Гаркави для руководства «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». По всесоюзному конкурсу на лучшие научные работы, выполненные на опыте

медико-санитарного обеспечения войск Советской Армии за годы Великой Отечественной войны, названная выше работа была удостоена премии и диплома I степени. В 1948 году была опубликована работа «Вентрикулиты после черепно-мозговых ранений», за которую профессор Х.И. Гаркави удостоен премии имени Н.Н. Бурденко. Для нейрохирурга-ученого - это высшая награда.

К 1941 году в медицинском институте насчитывалось 18 теоретических и 18 клинических кафедр. Клинические кафедры были размещены в прекрасно оборудованных по тому времени клинических учреждениях. На смену первому поколению преподавателей, большая часть которых была представлена местными врачами и педагогами, пришли высококвалифицированные и эрудированные преподаватели.

Вновь пришедшие преподаватели получили специальную подготовку у виднейших представителей советской науки (школа академика И.П. Павлова, школа академика

В.П. Воробьева, школа академика А.В. Палладина).

Молодое поколение профессорско-преподавательского состава способствовало повышению качества педагогической и лечебной работы, оптимальной организации самостоятельной работы, дифференцированной работе с отличниками и отстающими.

Большая коллективная работа института выдвинула его уже в те годы в ряд лучших медицинских вузов Российской Федерации. Имена лучших профессоров - М.А. Усиевича, И.М. Рыбакова, В.И. Иоста, Е.Л. Березова, А.И. Гефтера -становятся широко известными за пределами города Горького.

В трудное военное время учебно-методической работой в институте руководили в разные годы Ф.Т. Гринбаум, Н.К. Шифрин, Г.Я. Городисская, А.П. Азбукин.

Фридрих Товьевич Гринбаум закончил аспирантуру на кафедре микробиологии I Московского медицинского института. Некоторое время работал в Москве, затем был направлен в Нижний Новгород. В 1931 году при его активном участии в медицинском институте была организована кафедра микробиологии. Основным направлением его работы была проблема изменчивости бактерий, закономерности формирования так называемых «нетипичных культур». Результаты этих работ послужили основой для докторской диссертации, защищённой им в Москве в 1937 году.

Одновременно с заведованием кафедрой профессор Ф.Т. Гринбаум совместно со своими коллегами оказывали посильную помощь стране, организовав производство и выпуск вакцин и сывороток для профилактики и лечения,

диагностики острых кишечных инфекций, дифтерии и других заболеваний.

Под его руководством выполнено около 60 кандидатских

и докторских работ, опубликовано несколько сборников научных работ, в 1956 году издана монография «О нетипичных бактериях кишечной группы».

ЕЮ

Кроме основной научной и педагогической деятельности профессор Ф.Т. Гринбаум активно участвовал в организации противоэпидемической работы в Нижнем Новгороде и области и повышении квалификации кадров практических

врачей.

В 1946 году им было организовано местное отделение общества эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, председателем которого он оставался вплоть до 1955 года.

Много лет профессор Ф.Т. Гринбаум состоял членом Учёного совета при Главном управлении институтов вакцинации и сывороток Минздрава РСФСР, был членом редколлегии ЖМЭИ.

Натан Калманович Шифрин родился 16 мая 1895 года в городе Гянджа, в Азербайджане, в семье машиниста Закавказской железной дороги.

Окончив гимназию с золотой медалью, он поступил на медицинский факультет Харьковского университета.

В 1914 году после вынужденного отъезда за границу Н.К. Шифрин поступил на медицинский факультет Цюрихского университета, сдав все экзамены за четыре семестра, пройденные в Харьковском университете, и только на немецком языке.

В 1918 году доктор Н.К. Шифрин ушёл добровольцем в Царицынский хирургический госпиталь РККА врачом-ординатором. Одновременно он занимался общегигиеническими и эпидемиологическими мероприятиями в войсках.

По совокупности научных трудов Натан Калманович Шифрин получил степень кандидата медицинских наук, а в 1938 году в Ленинграде защитил докторскую диссертацию.

В 1939 году он был приглашён работать в Горьковский медицинский институт на должность доцента кафедры гигиены.

С 1942 по 1953 год Н.К. Шифрин возглавлял кафедру общей гигиены ГМИ.

Профессор Н.К. Шифрин много труда и внимания уделял воспитанию молодых кадров. На возглавляемой им кафедре постоянно трудились аспиранты. Его большой заслугой являлась его способность вовлекать в научную работу практических санитарных врачей. Под его руководством защитил кандидатскую диссертацию госсанинспектор И.И. Беляев (впоследствии член-корр. АМН СССР).

Профессор Н.К. Шифрин издал 60 научных работ, из них

10 монографий. Его научные работы посвящены вопросам санитарного состояния и здравоохранения городов и посёлков, гигиене жилища и жилищного строительства, гигиене водоснабжения.

Генриетта Яковлевна Городисская, закончив в 1921 году Харьковский медицинский институт, в течение 9 лет работала там же на кафедре физиологической химии под руководством академика А.В. Палладина.

В 1930 году была избрана на должность профессора Нижегородского медицинского института, где практически создала и более 30 лет возглавляла кафедру биохимии.

Профессор Г.Я. Городисская является родоначальником двух направлений в нейрохимии: химической топографии

коры головного мозга и функциональной биохимии мозга.

В 1935 году по совокупности научных трудов ей была присуждена учёная степень доктора медицинских наук и звание профессора.

С 1942 по 1944 год профессор Г.Я. Городисская совмещала заведование кафедрой с должностью заместителя директора Горьковского медицинского института по научноучебной работе.

Научные интересы профессора Г.Я. Городисской были весьма широки: она занималась вопросами биохимии мышц, клинической биохимией, биохимией микроорганизмов и многими другими актуальными проблемами биохимии. Под руководством профессора Г.Я. Городисской было выполнено и защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций.

С 1935 года в течение 23 лет Г.Я. Городисская руководила Горьковским отделением Всесоюзного общества физиологов, биохимиков и фармакологов. В 1958 году она организовала Горьковское отделение Всесоюзного биохимического общества, председателем которого была до конца своих дней.

Профессор Г.Я. Городисская была блестящим педагогом, широко эрудированным учёным и человеком большой души.

Азбукин Агафоник Павлович родился в городе Кеми Архангельской губернии. В 1911 году окончил медицинский факультет Томского университета. Будучи студентом, работал препаратором у Г.М. Иосифова. После окончания университета - помощник прозектора, в 1924 году - заведующий кафедрой анатомии Томского университета. В 1926 году защитил докторскую диссертацию «К учению о врожденных формах положения и прикрепления кишок у новорожденных и детей». С 1943 года по 1956 заведовал кафедрой нормальной анатомии Горьковского медицинского института. Активный участник перестройки методов преподавания анатомии и программ для медицинских вузов. За время его заведования вдвое увеличился штат сотрудников кафедры, был успешно защищен ряд кандидатских диссертаций. Его научные работы посвящены тератологии, кровоснабжению надпочечников, анатомии кишечника и брыжеек, проводящим путям головного и спинного мозга, вариантам кровеносного русла.

Великая Отечественная война вызвала в стране мощный патриотический подъём и поставила перед институтом новые трудные задачи. Студенты второго-третьего курса уходили на фронт добровольцами, уже первого июля 1941 года ушёл на фронт первый отряд добровольцев. Студенты, закончившие обучение на четвёртом и пятом курсах, были отправлены на фронт исполняющими обязанности врачей и врачами. Ушли на фронт более 70 преподавателей.

Преподавателей-клиницистов, работающих в госпиталях и по совместительству работающих в институте, оставили в

вузе. Таким образом, был сохранён будущий ведущий преподавательский состав: Н.Н. Блохин, Б.А. Королёв, А.И., Кожевников, М.В. Колокольцев, Е.Л. Березов,

А.А. Ожерельев, И.М. Рыбаков и многие другие.

Страна остро нуждалась в пополнении врачебных кадров. Врачи требовались фронту и для органов здравоохранения. В вузе много внимания было уделено перестройке учебного процесса: были пересмотрены учебные планы и программы. На теоретических кафедрах основная тяжесть работы выпала на женские плечи. Приём студентов резко возрос. В 1941 году институт выпустил 820 врачей, а на первый курс в 1942-1943 гг. было принято 834 и 970 студентов.

Теоретические кафедры работали в тяжелейших условиях, располагая порой одной-двумя едва отапливаемыми комнатами. Занятия шли в 3-4 смены с 8 утра до 10 вечера. Часто студентов отвлекали на рытьё окопов, заготовку дров, на работу в подсобном хозяйстве, которое существенно помогало улучшить питание студентов в студенческой столовой. С 1943 года начали выдавать стипендию.

В годы войны многие вузовские преподаватели наряду с учебным процессом много времени уделяли лечению раненых в госпиталях, проводили большую работу по повышению квалификации врачей, работающих в госпиталях.

С задачами, стоящими перед медицинским институтом в годы войны, профессорско-преподавательский состав справился успешно. Многие воспитанники института и преподаватели были награждены высокими правительственными наградами. Десятки выпускников вуза и сотрудников пали смертью храбрых за независимость и свободу нашей страны.

В начале 50-х годов заместителем директора института по научно-учебной части назначается К.Г. Никулин, он же становится и первым заместителем директора по учебной работе с 1954 года, когда эта должность была впервые введена.

Константин Георгиевич Никулин родился 4 ноября 1901 г. в Оренбургской губернии, в маленьком городке Илецке в многодетной семье священника. Его отец умер рано, когда сыну исполнилось три года. Мать одна воспитывала

11 детей.

Свою трудовую деятельность К.Г. Никулин начал в 1919 г.

в должности заведующего волостной библиотекой. Юность прошла в суровые и жестокие годы гражданской войны. После гражданской войны он закончил рабфак.

Надо сказать, что молодой человек прекрасно пел, поэтому он поступил в консерваторию. Но тяга к естественным наукам, к медицине, победила, и проучившись в консерватории несколько месяцев, К.Г. Никулин перевелся на медицинский факультет Саратовского университета, который и закончил в 1925 году. После учебы молодой врач работал в Средней Азии, Поволжье, Кировской области. С начала 30-х годов Константин Георгиевич начинает трудовую деятельность в лечебных учреждениях Нижнего Новгорода.

В 1936 г. по совокупности научных работ К.Г. Никулину присуждена ученая степень кандидата медицинских наук.

В 1940 г. Константин Георгиевич защитил докторскую диссертацию. Весьма интересным является следующий исторический факт: одним из его официальных оппонентов был известный российский ученый Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука).

В 1940 г. К.Г. Никулина назначили директором Горьковского медицинского института им. С.М. Кирова, и он работал в этой должности до 1945 года.

За 48 лет педагогической деятельности Константин Георгиевич воспитал и подготовил тысячи врачей, большое число клинических ординаторов и аспирантов. Он был прекрасным врачом с большим клиническим опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.Г. Никулин награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Имя профессора К.Г. Никулина занесено в Областную Книгу почета.

Константин Георгиевич Никулин прожил нелегкую жизнь. Мало кто знает о том, что в 1937 г. он был арестован и пробыл некоторое время в заключении, к счастью, недолго. Вспоминая тяжелые годы войны, удивлялся, что ни один из

сотрудников института не предал его, хотя был он в хороших отношениях со многими известными врачами и учеными, которых обвинили во «вредительстве».

В 1995 году в Нижегородской государственной медицинской академии была введена стипендия имени К.Г. Никулина.

Трудные послевоенные годы характеризовались напряжённой учебно-методической работой, связанной с переходом с пятилетнего на шестилетний срок обучения. В вузе шло обучение студентов и одновременно доучивались «зауряд-врачи», вернувшиеся с фронта.

Особенностью десяти послевоенных лет стал ежегодный приток студентов - участников Великой Отечественной войны. Они, как правило, хорошо учились и создавали деловую атмосферу в студенческой среде.

Студенчество медицинского института живо откликалось на происходящие события в жизни страны: активно помогали практическому здравоохранению в решении противоэ-пидемиологических задач, работали на строительстве социально-культурных учреждений. В 1957 году 1200 студентов-медиков в течение двух месяцев трудились на Алтае, из них 393 студента были удостоены высокой правительственной награды «За освоение целинных земель».

В учебном процессе в это время большое внимание уделялось привитию будущим врачам практических навыков на основе достижений медицинской науки того времени.

Длительное отсутствие достаточных учебных помещений вынуждало организовывать учебный процесс в две смены. Решение задач учебно-методического плана сочеталось с расширением материальной базы института.

ЕЮ

В конце сороковых годов институту передали небольшое здание на улице Грузинской под теоретические кафедры. В этом здании позднее разместилась институтская библиотека. Значительным событием в жизни вуза стало завершение в 1957 году строительства БФК. В новое здание было переведено тринадцать теоретических кафедр, здесь же были оборудованы две аудитории, гимнастический зал, столовая.

В эти годы значительно улучшилась клиническая база

нашего вуза, возросло число лечебных учреждений, используемых для подготовки студентов.

Для учебной работы начали использоваться клиники и лаборатории Горьковских научно-исследовательских институтов. Обучение стало осуществляться в одну смену. Производственная практика студентов проводилась преимущественно в сельских районных и участковых больницах.

С 1957 по 1963 год проректором по учебной работе работал С.С. Добротин.

Святослав Сергеевич Добротин родился 27 мая 1903 года в семье земского врача. Будучи студентом медицинского факультета Нижегородского государственного университета, он уже активно работал на кафедре гинекологии при областной больнице, руководимой в то время заслуженным врачом РСФСР, доцентом К.Ф. Богушем, широко известным в нашей стране хирургом-гинекологом. После окончания медицинского факультета в 1925 году и по 1971 год Святослав Сергеевич работал в гинекологической клинике сначала научным сотрудником, затем ассистентом, доцентом, а с 1963 по 1970 год - профессором, заведующим кафедрой акушерства и гинекологии. С.С. Добротин оставлял работу в клинике только в исключительных случаях -при прохождении действительной военной службы с октября 1929 года по январь 1931 года и в годы Великой Отечественной войны, когда с 1941 по 1944 год находился на службе в Советской Армии. Во время войны он возглавлял полевой подвижный госпиталь.

В 1946 году С.С. Добротин защитил кандидатскую, а в 1953 году - докторскую диссертацию. Темой его исследования было усовершенствование комбинированного лечения рака шейки матки. Основным направлением научных исследований являлась онкогинекология.

С 1946 по 1949 год Святослав Сергеевич - главный онколог, а с 1949 по 1957 год - главный акушер-гинеколог Облздравотдела.

С.С. Добротин стоял у истоков зарождения гинекологической эндокринологии в Советском Союзе. С 1956 года он активно участвовал в научных исследованиях по данной проблеме. Святослав Сергеевич был широко известен как талантливый педагог, воспитавший тысячи студентов, многие из которых стали акушерами-гинекологами. Сотни врачей, прошедших усовершенствование в его клинике, помнят его интеллигентность, человеческое обаяние, умение сде-

лать работу продуктивной и увлекательной, создать в коллективе деловую атмосферу.

С.С. Добротин награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени», орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной Войны» II степени и 7 медалями.

Середина 50-х годов ознаменовалась существенным улучшением поликлинической практики студентов. Эта работа началась после издания Министерством высшего образования приказа «Об улучшении подготовки и использования специалистов с высшим образованием». Постановлением Учёного Совета было выделено на разных курсах от 25 до 40% учебного времени для преподавания в поликлинике. На 5-6-х курсах работа студентов в поликлиниках носила самостоятельный характер под контролем ассистентов. Завершая учёбу в вузе студенты приобретали более конкретные знания и навыки в проведении диспансеризации и профилактических мероприятий, что в дальнейшем способствовало снижению заболеваемости среди населения.

В 1960 году по приказу Министерства здравоохранения РСФСР в Горьковском медицинском институте было открыто вечернее отделение с приёмом в 100 человек. Все студенты вечернего отделения имели среднее медицинское образование и в течение первых трёх лет обучения должны были работать на должностях среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях города, а после 3-го курса переходили на дневное отделение.

Практически все шестидесятые годы институт продолжал наращивать материальную базу: был построен морфологический корпус, где разместились кафедры санитарногигиенического факультета и кафедра оперативной хирургии, два общежития на 1500 мест, две столовых, спортивный зал, стадион с беговой дорожкой и игровыми площадками, спортивно-оздоровительный лагерь на 200 человек. С завершением этого строительства в институте студентам практически были созданы все условия для учёбы, проживания и отдыха.

С 1963 года учебной работой в вузе руководил П.Е. Тихомиров.

Тихомиров Павел Ефимович родился 28 июня 1923 года в деревне Кисляково Ковровского района Владимирской области. В 1943 году поступил на санитарно-гигиенический факультет Горьковского медицинского института, который в 1948 году окончил с отличием. С тех пор в течение 45 лет его жизнь неразрывно связана с нашим институтом.

По окончании института он был принят в аспирантуру при кафедре общей гигиены. В 1952 году Павел Ефимович защищает кандидатскую диссертацию и становится ассистентом кафедры. В 1958 году избран на должность доцента. В 1955-1959 гг. был заместителем декана, а с января по август 1959 года исполнял обязанности декана санитарногигиенического факультета.

В 1970 году, после восстановления санитарногигиенического факультета, П.Е. Тихомиров становится заведующим курсом коммунальной гигиены при кафедре

общей гигиены, которой заведовал профессор, член-корреспондент АМН СССР И.И. Беляев. Павел Ефимович

заведовал курсом до 1988 года, а затем продолжал работу в качестве преподавателя-почасовика. Основной научной проблемой курса стала санитарная охрана окружающей среды в зависимости от планировки и застройки города. П.Е. Тихомиров является автором более 50 научных работ.

П.Е. Тихомиров работал проректором по учебной работе Горьковского медицинского института до 1972 года. В течение этого времени он много сделал для повышения качества подготовки студентов. Его труд отмечен правительственными наградами. Павел Ефимович гармонично сочетал административный талант и высокую научную квалификацию с необычайной душевной добротой и интеллигентностью в отношении с коллегами по работе и студентами, у которых он пользовался заслуженной любовью.

В феврале 1967 года вышел приказ министра здравоохранения СССР «Об учреждении интернатуры». Интернатуре предшествовала специализация студентов на шестом курсе в субординатуре. Обучение в субординатуре осуществлялось по основным клиническим дисциплинам: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии, детской хирургии.

В связи с переходом на новую систему образования в институте кафедральными коллективами, методическими комиссиями проводилась большая методическая и методологическая работа по организации специализации будущих

врачей на последних годах обучения.

В конце шестидесятых годов двадцатого столетия многие сельские и участковые больницы были не укомплектованы

врачебными кадрами. Ректоратом института перед преподавателями вуза была поставлена задача - привлечь выпускников сельских школ в мединститут. Каждая кафедра вуза была прикреплена к какому-либо району области с целью проведения агитационной работы, а для повышения уровня знаний выпускников сельских школ были организованы подготовительные курсы.

В 1972 году учебно-методическую работу в нашем вузе возглавил Д.И. Рыжаков.

Дмитрий Иванович Рыжаков родился 27 ноября 1927 года в деревне Дерябино Варнавинского района Горьковской области.

В 1944 году после завершения учебы в школе Дмитрий Рыжаков решил продолжить своё образование и поступил в Горьковское речное училище, а в 1948 году с отличием окончил его и поступил по конкурсу в Горьковский медицинский институт им. С.М. Кирова, который окончил с отличием в 1954 году. В студенческие годы Д.И. Рыжаков отлично учился, являлся Сталинским стипендиатом, был разносторонним спортсменом, неоднократно успешно выступал

на соревнованиях различного уровня, в том числе и всесоюзных.

По окончании института Дмитрий Рыжаков решил детально изучить анатомию человека, а потом заняться хирургией и поступил в аспирантуру на кафедру анатомии ГМИ (зав. кафедрой - профессор А.П. Азбукин), которую окончил в 1957 году с защитой кандидатской диссертации и остался работать на кафедре в должности ассистента. В 1958 году Д.И. Рыжаков возглавлял отряд студентов медицинского института (600 человек студентов и 7 человек преподавателей) при работе на целинных землях Казахстана, за что был награжден медалью «За освоение целинных земель».

В 1961 году Дмитрий Иванович Рыжаков был приглашен в только что открывшийся в городе Кирове научноисследовательский институт переливания крови, возглавить лабораторию консервирования крови и тканей, что позволило ему снова приобщиться к хирургии, участвуя в операциях при трансплантации консервированных тканей. В 1970 году Д.И. Рыжаков защищает докторскую диссертацию, а через два года ему было присвоено ученое звание профессора.

В 1971 году Д.И. Рыжаков вернулся в родной институт, где организовал и в течение шести лет руководил Центральной научно-исследовательской лабораторией, а с 1977 по 2007 год возглавлял кафедру патологической физиологии.

Им опубликовано более 200 научных работ, из них 6 -монографий, получено 6 авторских свидетельств на изобретения.

Д.И. Рыжаков передает свой большой опыт научной работы многочисленным ученикам, под его руководством выполнено и успешно защищено 6 докторских и 26 кандидатских диссертаций.

Профессор Д.И. Рыжаков - опытный педагог, требовательный и в то же время душевный и отзывчивый человек.

Д.И. Рыжаков - основатель и бессменный председатель Нижегородского научного общества патофизиологов.

За свою безупречную и плодотворную работу, за честный и самоотверженный труд профессор Д.И. Рыжаков награжден шестью медалями, знаком «Отличнику здравоохранения», нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России». Имеет почетные звания заслуженного деятеля науки РФ и заслуженного профессора НГМА.

В начале 70-х годов в учебном процессе стало интенсивно использоваться телевидение, на ряде кафедр были созданы замкнутые системы телевидения. Студенты стали больше знакомиться с современной рентгеновской аппаратурой.

Существенно улучшилось преподавание на клинических кафедрах, размещенных в новой областной больнице, оснащенных современной диагностической и лечебной техникой.

Более разнообразными становятся методы контроля за знаниями студентов, всё шире начинают использоваться специальные контролирующие машины: «КИСИ-5»,

ЕЮ

«Огонёк», контрольно-обучающая машина «Консультант» и др.

Внедрение в практику работы кафедр учебноисследовательской работы (УИРС) активизировало самостоятельную работу студентов, что помогло им освоить основные методы самообразования и выработать навыки самостоятельной деятельности.

Это было время, когда учебная работа и воспитание студентов являлись единым процессом. В институте существовала практика курации курсов преподавателями кафедр, партийными организациями факультетов. Шефствующие над курсами кафедры передавали их следующим кафедрам, сообщая о слабых и сильных студентах, проблемах и планах, проводимых мероприятиях на курсе и о предстоящих делах. В студенческих организациях было сильно самоуправление, многие проблемы, стоящие перед студентами, ими же решались самостоятельно.

В середине семидесятых годов Минвуз СССР издал приказ об организации дневных и вечерних подготовительных отделений для привлечения в высшие учебные заведения молодежи из числа рабочих и крестьян, а также солдат, уволенных в запас из рядов Советской Армии. Кроме того, на подготовительные отделения при медицинских вузах зачислялись санитарки. В 1978 году при Горьковском медицинском институте было открыто подготовительное отделение с дневной и вечерней формами обучения, которое функционировало до 1990 года. Заведующим подготовительного отделения был доцент кафедры патологической физиологии В.А. Ляляев.

Слушатели подготовительного отделения совершенствовали знания по физике, химии, русскому языку и литературе. Для преподавания были привлечены наиболее квалифицированные преподаватели: Е.В.Красильникова,

А.С. Гордецов, Ж.Л. Лембик, В.К. Макаренко,

А.Ф. Аксамитная. За время работы подготовительного отделения подготовлено более 1500 абитуриентов, большинство из которых успешно поступали на первый курс института.

Восьмидесятые годы - вузовская жизнь протекает размеренно: идёт поиск оптимальных путей учебнометодической работы, проходят учебные конференции, ведётся активная научная работа в студенческих научных обществах. Но начинается «перестройка», финансирование почти прекращается, задерживается выплата зарплаты.

В начале «перестройки» трудно было предположить, что её последствия будут столь масштабны и что они коснутся высшей школы.

В 1986 году появился проект ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране». В нём шла речь об изменении учебных планов, компьютеризации учебного процесса, введении новых перспективных форм обучения. Но эти меры слишком запоздали, попытки руководства страны реформировать общество привели к разрушительным переменам. На

вузовских работников обрушился поток прежде засекреченной и недоступной ранее информации, происходила переоценка исторических фактов. Распался Советский Союз, прекратила своё существование коммунистическая партия, сложилась многопартийная система. Но жизнь везде продолжалась, преподавательский коллектив продолжал успешно выполнять свои задачи. В институте, в отличие от многих других вузов, удалось сохранить систему воспитательной работы и институт кураторства, что принесло в дальнейшем, через много лет, свои плоды.

Учебно-методическая работа координировалась центральным методическим советом (ЦМС), в состав которого входили заведующие выпускающими кафедрами и наиболее опытные преподаватели. Задачами ЦМС являлись: разработка предложений по совершенствованию учебных планов и подготовки врачей, рассмотрение вопросов интеграции преподавания и внедрения единой методической системы преподавания, внедрение в учебный процесс на клинических кафедрах вопросов деонтологии и этики, внедрение на кафедрах учебного кино и наглядных средств обучения.

В 1989 году ректором Нижегородского медицинского института В.В. Шкариным и директором средней общеобразовательной школы № 8 А.Н. Бахаревой был заключен договор о сотрудничестве, положивший начало очень важного и нужного многопланового взаимодействия между учреждениями высшего и среднего образования.

Договор положил начало очень серьезной и необходимой работе по подготовке к обучению в медицинском вузе школьников, избравших для себя профессию врача. Совместная деятельность вузовских и школьных преподавателей позволила разработать новые адаптированные к учебе в вузе программы по биологии, химии, физике, информатике. Были разработаны учебные программы по латинскому языку и введению в профессию. Таким образом, работа с абитуриентами получила новый импульс, обрела новые формы.

Школа № 8 вскоре получила статус лицея. Медицинский вуз по-прежнему оказывает его преподавателям методическую помощь, помогает в оснащении кабинетов, приобретении литературы, разработке спецкурсов.

Для приобретения первоначальных знаний по профилю «младший медицинский работник», а также последующей профессиональной подготовки учащихся для них проводится практика на клинических базах: городской больнице № 5, центральной бассейновой больнице, ГИТО. Занятия проводят практические врачи и сотрудники кафедр.

С 1990 года проректором по учебной работе становится Г.А. Буланов.

Геннадий Александрович Буланов родился в 1941 году в городе Дзержинске Горьковской области. В 1958 году поступил в Горьковское медицинское училище № 1, и

после его окончания Г.А. Буланов служил в Советской

Армии начальником аптеки лазарета воинской части, размещенной в городе Аральске.

Обучение Г.А. Буланов продолжил в Горьковском медицинском институте имени С.М. Кирова на лечебнопрофилактическом факультете. После завершения учебы в институте поступил в аспирантуру на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии. После защиты кандидатской диссертации вся дальнейшая работа Г.А. Буланова была связана с этой кафедрой, где он был ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, а в 1991 году был избран заведующим кафедрой.

Во время учебы в институте и позднее, работая преподавателем, Г.А. Буланов активно занимался общественной работой, избирался секретарем комитета ВЛКСМ, председателем Совета молодых ученых института, секретарем парткома.

В 1990 году Г.А. Буланов назначен проректором по учебной работе. Обладая хорошими организаторскими способностями и опираясь на многолетний опыт, он вносит большой вклад в совершенствование системы обучения в академии. При его непосредственном участии формировался стоматологический факультет, заложены организационнометодические основы факультета обучения иностранных студентов, открыты фармацевтический факультет и факультет высшего сестринского образования, создан ряд новых кафедр, открыты русско-немецкое и русско-английское отделения на лечебном факультете. Найден оригинальный подход к решению проблем довузовского образования, создан специальный факультет, включающий медицинский лицей и медицинские классы на базе сельских школ.

В академии созданы возможности для дополнительного образования. Для этой цели по инициативе Г.А. Буланова был создан Учебный центр. В вузе разработан тестовый контроль по большинству изучаемых дисциплин, разработана система межкафедрального тестового контроля, разработана внутривузовская система контроля управления качеством учебного процесса.

Большое внимание уделяет Г.А. Буланов организации работы по привитию студентам практических навыков. Для повышения уровня практической работы студентов в академии создан Центр практических умений, восстанавливается система проведения производственной практики в сельских районных больницах.

Большое внимание уделяется в академии развитию информационных технологий, была создана корпоративная компьютерная сеть, объединяющая все учебные корпуса и общежития; большая часть компьютеров академии подключена к сетям Интернет. Г.А. Буланов активно занимается научной работой, им опубликовано свыше 100 печатных работ. Занимаясь научной деятельностью, он проявляет интерес к изобретательной работе, имеет 9 авторских свидетельств и патентов. За активную работу в этом направлении награжден значком «Изобретатель СССР».

В 1994 году Г.А. Буланову присвоено звание профессора, в 1998 году звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Награжден медалями: «За доблестный труд» и «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

В начале 90-х годов в связи с принятием Постановления правительства о переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием и утверждением Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в РФ в академии был разработан новый учебный план.

В соответствие с ним большое внимание уделялось преемственности в преподавании теоретических и клинических дисциплин. Решению этой проблемы была посвящена разработка и внедрение в практику межкафедральных сквозных программ.

В академии введена практика ректорских контрольных работ для выявления уровня подготовки студентов. Опыт их проведения показал, что они явились действующим стимулирующим фактором работы кафедральных коллективов и учебной деятельности студентов.

Опыт, полученный в работе с лицеем № 8, послужил основой для развития и совершенствования системы довузовской подготовки.

С этой целью в 1993 году в НГМИ создан факультет довузовской подготовки. Деканом факультета была назначена доцент кафедры общей химии А.Н. Линева.

Основными задачами факультета явились: подготовка учащихся, поступающих в медицинский институт, к осознанному выбору профессии врача и успешной сдаче вступительных экзаменов, повышение исходного уровня знаний, необходимых для обучения в вузе и др.

Одним из новых направлений целевой профессиональной ориентации учащейся молодежи в системе довузовской подготовки стало создание классов медикобиологического профиля. Договоры о совместной деятельности были заключены НижГМА сначала с тремя общеобразовательными школами Нижнего Новгорода (№№ 1, 12, 70), а также тремя школами городов Нижегородской области (№ 2 г. Кстова, № 3 г. Сергача, школа-интернат № 1 г. Сарова). В дальнейшем их число в разные годы менялось, в настоящее время медицинская академия работает с 14 лицеями и школами. Стабильную основу составляют медицинские классы лицеев и школ Н.Новгорода и Нижегородской области: лицей № 8 (директор - И.Н. Ярцева), лицей № 1 г. Семенова (директор - С.А. Румянцев), школа № 70 (директор -Р.И. Каратаева), лицей № 28 (директор - О.А. Ермилова), № 165 (директор - Н.В. Созинова). В последние годы были заключены договора со школами из других регионов: г. Владимир и Республика Марий Эл.

Форма работы с учащимися школ и лицеев из других регионов является очно-заочной.

ЕЮ

Традиционным успехом среди школьников пользуются подготовительные курсы, функционирующие в академии более 30 лет. Заведующими курсами в разные годы были преподаватели: Г.М. Столяр (кафедра физики),

Т.С. Семенова (кафедра биохимии), Л.В. Горбунова (кафедра патофизиологии).

В 1993 году впервые в институте организованы заочные

подготовительные курсы, имеющие главную цель - оказание помощи учащимся сельских школ. Эта форма обучения предоставляет школьникам районов, удаленных от учебных центров, дополнительные образовательные возможности при поступлении в вуз.

Ежегодно в НижГМА в рамках довузовской подготовки обучается более 800 человек.

Обучение школьников на факультативных и специальных курсах ведут опытные преподаватели НижГМА (проф.

В.В. Садовникова, проф. А.С. Гордецов, доц. Н.Л. Иванова, доц. Е.В. Красильникова, ст. преп. Т.А. Митрофанова и др.). Большинство спецкурсов имеют медико-биологическую направленность. Наряду с изучением основных дисциплин, необходимых для поступления в вуз, школьники на кафедрах академии занимаются научной работой. Результаты научноисследовательской работы учащихся докладываются на районных и городских научно-практических конференциях научного общества учащихся (НОУ).

За годы существования НОУ при НижГМА через его секции прошло несколько тысяч старшеклассников. Более 1500 из них выступали с докладами на городских итоговых конференциях НОУ. Доцент кафедры нормальной физиологии

В.А. Плеханов является бессменным куратором работы школьников в НОУ уже на протяжении более 20 лет. За эту работу он был награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РФ».

Общее руководство и курацию факультета осуществляет проректор по учебной работе.

В 2002 году факультет довузовской подготовки был переименован без изменения содержания работы в отдел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весной 1992 года в академии был организован учебнометодический кабинет. С его созданием значительно активизировалась работа по анализу рабочих и сквозных программ, проверки учебно-методического процесса, анализу успеваемости студентов, подготовка учебных пособий с грифом УМО.

В этом же году в вузе была организована цикловая методическая комиссия по медицинской информатике и вычислительной технике, а чуть позднее была разработана комплексная программа информатизации НГМА. К этому времени на балансе академии находилось уже около 200 ЭВМ и было создано 16 дисплей-классов, для обучения студентов и контроля знаний использовалось 49 программ.

Во все годы работы вуза главной его задачей и заботой преподавательского коллектива оставалась подготовка высококвалифицированных врачебных кадров. Поэтому основные усилия ректората были направлены на контроль

за качеством обучения студентов, для чего в начале 90-х годов в вузе были созданы инспекционные комиссии.

Для оказания помощи студентам, нуждающимся в дополнительной подготовке, в академии был открыт учебный центр.

В учебном центре студенты имеют возможность более углубленного изучения отдельных дисциплин, обучаться по дополнительным образовательным программам, осваивать диагностические методики и отдельные методы лечения.

Работа учебного центра позволяет студентам получать дополнительные знания и приобретать практические навыки за рамками основных образовательных программ.

В 1994 г. вскоре после очередной аттестации институт получил статус Государственной медицинской академии.

Важнейшим компонентом учебного процесса в медицинском вузе является формирование у будущих врачей практических умений и навыков. Особенно большое внимание этой работе уделяется в последние годы. С целью оптимизации контроля за приобретением студентами практических умений в НижГМА введена книга учета практической подготовки, в результате её внедрения улучшилась подготовка студентов как во время производственной практики, так и в течение учебного года.

С этой же целью в НижГМА по инициативе профессора

В.В. Шкарина, работающего в то время ректором, был создан Центр практических умений (ЦПУ). ЦПУ позволяет более широко использовать активные формы обучения студентов на базе специальных классов-тренажеров, тренировочных макетов и фантомов, современных диагностических и лечебных технологий. Ежегодно в ЦПУ проходит обучение около 2500 студентов.

Большое внимание уделялось ректоратом подготовке преподавательских кадров, сохранению и пополнению профессорско-преподавательского состава. Эта работа начиналась с выявления одаренных студентов, из которых формировалась группа резерва ректората. Дальнейшим её развитием явилось создание в 2000 году школы резерва ректората. Набор в школу проходил на конкурсной основе; критериями отбора слушателей наряду с хорошей и отличной успеваемостью были наличие у студентов организаторских способностей и деловых качеств. Занятия проводились в течение двух лет, лекции в школе читали ректор, проректоры академии, приглашенные специалисты из других вузов и НИИ. Наиболее проявившие себя выпускники школы резерва ректората пополнили ряды преподавателей академии.

В 92/93 учебном году институт принял на обучение группу первых иностранных студентов и был открыт факультет обучения иностранных студентов (ФОИС). Факультет быстро развивался, с 1998 г. была начата подготовка специалистов на английском языке, на сегодняшний день на факультете обучается около 600 студентов, клинических ординаторов и аспирантов.

Система обучения иностранных граждан на английском языке получила высокую оценку среди вузов региона и

была отмечена премией города Нижнего Новгорода. Интересным начинанием в вузе явилось создание 1996 г. русско-немецкого отделения, куда принимались студенты с хорошим знанием немецкого языка и высоким общекультурным уровнем. НГМА установило тесные связи этого отделения с медицинским факультетом университета г. Эссен (Германия). Творческие контакты, обмен студентами и учеными продолжается до настоящего времени. Позднее в академии были открыты также русско-английское и русско-французское отделения. Обучающиеся на этих отделениях студенты получили возможность более совершенного изучения иностранных языков, возможность зарубежных стажировок при прохождении практики. Эти студенты стали «золотым фондом» академии.

Девяностые годы завершились значительным для вуза событием: в 1998 году был открыт стоматологический факультет. Его формирование потребовало от руководства значительных усилий - необходимо было создавать практически с нуля материальную базу, формировать преподавательский коллектив, осваивать новые для академии образовательные программы. С этими задачами вуз успешно справился, и сегодня учебный процесс на этом факультете осуществляется на базе собственной стоматологической клиники, открытой в 1998 г.

Новый век ознаменовался вступлением России в Болонский процесс и новыми задачами перед медицинскими вузами. Вхождение в Болонский процесс требует от вузов прежде всего высокого качества подготовки и внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

Контроль за качеством подготовки специалистов постоянно находится под особым вниманием ректората. Осенью 2001 года в академии были изданы методические рекомендации по внутривузовскому контролю качества обучения. Система контроля управления качеством учебного процесса представляет собой многоуровневую систему контроля со стороны ректората, деканатов, кафедр, которая позволяет объективно и постоянно оценивать уровень подготовки будущего специалиста. Полноценными участниками системы управления качеством подготовки специалиста являются студенты, оценивающие качество преподавания путем анонимного анкетирования качества лекций и практических занятий.

Деканаты обобщают результаты анкетирования и доводят их до сведения кафедральных коллективов и обсуждают на заседаниях советов факультетов.

В системе управления качеством подготовки врачей в НижГМА периодически принимают участие и выпускники вуза, проработавшие по нескольку лет в практическом здравоохранении. Давая оценку подготовки в вузе врачей, одновременно высказывают замечания и дают конкретные предложения по повышению качества подготовки специалистов.

В 2000 и 2001 гг. последовательно в НижГМА открываются фармацевтический факультет и факультет высшего сестринского обучения. Ректоратом, вновь созданными

кафедральными коллективами была проведена огромная работа по формированию базы факультетов, обеспечению

студентов учебниками, методическими пособиями и руководствами. В учебный процесс широко внедряются научные исследования, выполненные сотрудниками.

В последние годы в академии большое внимание уделяется развитию материальной базы информационных систем. Сегодня в НижГМА функционирует корпоративная компьютерная сеть, которая объединяет все учебные корпуса, 3 клинические базы, все общежития, библиотеку, ЦНИЛ и административное здание. Общее количество компьютеров академии, подключенных к сети Интернет, на сегодняшний день составляет около 240, действует 16 компьютерных классов и 25 локальных сетей.

Создание и функционирование корпоративной сети НижГМА обеспечило техническую платформу для формирования единого информационного пространства вуза, применения новых информационных технологий в учебной работе с использованием ресурсов Интернета, в перспективе использование дистанционного обучения.

Большое внимание ректорат НижГМА постоянно уделял библиотеке как одному из ведущих структурных подразделений, обеспечивающим информационные потребности учебно-воспитательной, научно-исследовательской, преподавательской деятельности. В библиотеке создан электронный каталог на базе широко используемой программы «ШЬег-т^1а», а также осуществлено подключение этого каталога к системе межбиблиотечных обменов по каналам Интернет.

Распространение новых технологий привело к развитию нетрадиционных информационных ресурсов, таких как базы данных полнотекстовых документов, электронные банки данных справочной информации, базы данных графических, видео и звуковых документов и т. п.

К настоящему времени библиотека медицинской академии превратилась в одну из крупнейших в Волго-Вятском регионе с богатейшим фондом отраслевой медицинской литературы (более 500 тыс. экземпляров), она стала настоящим центром распространения знаний, местом духовного и интеллектуального общения, культуры.

В 2010 году Нижегородской государственной медицинской академии исполнится 90 лет. Многое сделано за эти годы, наш вуз превратился в один из ведущих медицинских вузов России. Нашему учебному заведению есть чем гордиться: подготовлено около 38 тысяч врачей, в его стенах сложились известные медицинские научные школы, многие его выпускники стали знаменитыми учеными - авторами открытий и изобретений, вуз воспитал плеяду известных организаторов здравоохранения.

Сегодня к высшему медицинскому образованию предъявляются высокие требования, и коллективу академии предстоит решать сложные задачи по развитию современных технологий и методик обучения, отвечающих современным требованиям и духу времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.